Анализируются основные количественно-качественные показатели преступлений, совершаемых в состоянии опьянения. Рассматриваются наиболее актуальные, по нашему мнению, меры предупреждения пьяных преступлений: пропаганда культуры пития; создание социально-правовой системы предупреждения пьянства, алкоголизма, наркомании; запрет производства дешевого алкогольного суррогата; ликвидация неконтролируемого выпуска и сбыта низкокачественного дешевого алкоголя; ограничение производства алкогольной продукции; защита здоровья граждан, повышение уровня культуры, правосознания, нравственности, моральных принципов, организация досуга и труда, бытовая обустроенность нуждающихся и др.
Some measures on the prevention of drunk crime.pdf Анализ количественно-качественных показателей преступлений, совершаемых в состоянии опьянения на территории России, показал, что их количество и удельный вес с 2010 г. стабильно увеличиваются. Похожая динамика наблюдается в большинстве субъектов Российской Федерации [1]. В Концепции общественной безопасности Российской Федерации также отмечается, что значительное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Это свидетельствует об осложнении криминогенной обстановки в стране вследствие массового злоупотребления алкогольной продукцией, а также немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [2]. Наибольший удельный вес преступлений (от числа расследованных), совершаемых в состоянии опьянения, наблюдается в Чукотском АО (51,6%), Кировской области (47,5%), Республике Тыва (46,5%), Республике Саха (45,8%), Курганской области (45,2%), Республике Алтай (44,1%), Кемеровской области (43,9%), Республике Коми (43,5%) , Республике Башкортостан (43,2%), Вологодской области (42,7%) [3]. Динамика числа зарегистрированных преступлений, совершенных в состоянии опьянения в России за 2008-2014 гг. Преступления (без Крымского федерального округа) 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Преступления, совершенные в состоянии опьянения 244 622 228 461 252 111 282 185 340 547 369 372 384 836 Темпы прироста по сравнению с предыдущим годом, % -10,7 -6,6 +10,3 +11,9 +20,7 +8,5 +19,7 Удельный вес от расследованных преступлений, % 14,2 13,9 17,6 21,5 27,2 29,8 32.7 Удельный вес от всех зарегистрированных преступлений, % 7,6 7,6 9,6 11,7 15 16,7 17,7 Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России за 2014 г. почти каждое третье (29,9%) преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. В Крымском федеральном округе почти каждое шестое (17,4%). Также стабилен рост (на 16,5% по сравнению с 2013 г.) и удельный вес (2,8% по отношению ко всем расследуемым преступлениям) преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения [3]. Только по официальным данным на душу российского населения в год (в перерасчете на абсолютный алкоголь) приходится 12 литров чистого спирта [4]. По заявлению Федеральной службы по контролю за наркотиками Российской Федерации, на 2014 г. рынок наркопотребления в России составляет 3 миллиона человек [5]. В России множество раз пытались решить проблему зависимости от алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений, связанных с этими болезнями. В настоящее время алкоголизму и наркомании противостоит и законодательство, и медицина, и полиция, и мораль, и различные антиалкогольные, антинаркотические организации. Но это противодействие неэффективно потому, что причины данных негативных явлений лежат гораздо глубже, в жизнедеятельности населения, в неразрывной связи с общими социально-историческими, экономическими, семейно-бытовыми, нравственными, идеологическими, политическими и правовыми причинами. В итоге в настоящее время не работает система социальной профилактики пьянства, алкоголизации, наркотизации населения, отсутствует суровое и неотвратимое наказание за преступления и административные правонарушения, совершаемые в состоянии опьянения, а также связанные с незаконным оборотом алкогольной продукции и наркотиков. Эти наказания неэффективны, поскольку в большинстве своем они выражаются в виде штрафа либо лишения свободы условно. Даже те больные, которые понесли реальное наказание в виде лишения свободы, при освобождении из исправительного учреждения остаются без должного внимания и в итоге продолжают алко- и (или) наркопотребление. Таким образом, практика показывает, что при отбытии уголовного наказания у освобождаемых больных лиц практически отсутствуют возможность, желание и волевая целеустремленность пройти полный курс лечения от алкоголизма либо наркомании до полного выздоровления. Однако борьба с пьянством, алкоголизмом и наркоманией продолжается. Например, в 2009 г. разработана Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. Она направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни. В процессе обеспечения реализации данной концепции предусматривается создание единой системы государственного статистического наблюдения за потреблением алкогольной продукции населением страны, в том числе молодежью, на основе современных информационных технологий и с учетом международного опыта. Разработаны меры по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации [4]. В 2010 г. вступила в силу Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., направленная на совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики, профилактику немедицинского потребления наркотиков, реабилитацию больных наркоманией [6]. С 2014 г. действует новая Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», предусматривающая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, сокращение смертности, в том числе от потребления алкогольной продукции [7]. В субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные программы, направленные на снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактику алкоголизма с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и здравоохранения. Осуществляется и медицинская профилактика наркологических заболеваний. К ней относятся такие мероприятия, как информирование населения в средствах массовой информации, в сети Интернет, через системы мобильной связи о негативном влиянии на здоровье злоупотребления психоактивными веществами; раннее выявление лиц, употребляющих наркотики; разработка и внедрение программ медицинской профилактики для лиц, совершивших правонарушения в состоянии опьянения, и др. [8]. Сегодня во многих образовательных организациях проводятся тестирования учащихся на употребление алкоголя, наркотиков, циклы профилактических бесед, видеолекций по профилактике алкоголизма и наркомании, обучающие семинары для педагогов по раннему выявлению лиц, склонных к употреблению наркотических веществ. Все эти мероприятия необходимы в целях снижения уровня алкоголизма, наркомании и преступлений, совершаемых в состоянии опьянения. Практика показывает, что состояние опьянения значительно повышает вероятность совершения как умышленных, так и неосторожных преступлений, а также риск виктимизации. Многократно возрастает риск случайного совершения преступления. Например, преступная активность лиц, больных алкоголизмом, превышает аналогичную активность умеренно употребляющих спиртное в 100 раз [9. С. 309]. В связи с вышеизложенным мы согласны с принятием мер по возвращению государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, а также реанимацию отечественного опыта принудительного лечения лиц, больных алкоголизмом [10. С. 27-30] и наркоманией. По нашему мнению, наиболее актуальными в настоящее время являются следующие меры предупреждения преступлений, совершаемых в состоянии опьянения: 1. Пропаганда культуры пития. Профессор И.М. Мацкевич предлагает возродить народные праздники, гуляния, фестивали, одновременно постепенно навязывая умеренное употребление на этих праздниках алкогольных напитков [11. С. 844-854]. В процессе проведения праздничных мероприятий крепкие спиртные напитки нами предлагается продавать и разливать только с горячей пищей и только совершеннолетним лицам в специально оборудованных для этого местах. В рамках воспитательной работы в общеобразовательных школах следует разъяснять учащимся общественную опасность и последствия чрезмерного употребления спиртного, наркомании и токсикомании. В целях более глубокого осознания проблем алкоголизации и наркотизма среди населения, с учетом категории обучающихся, предлагается создавать «Школы по профилактике алкоголизма и наркомании». 2. Запрет производства дешевого алкогольного суррогата и борьба с производителями спиртосодержащей продукции, не отвечающей обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов. Предлагается ликвидировать неконтролируемый выпуск, сбыт низкокачественного дешевого алкоголя и одновременно наладить производство высококачественной спиртной продукции. Обеспечение данного направления возможно, если в этом будут заинтересованы не только общество и государство, но и сами предприниматели, производящие алкогольную продукцию. При этом следует обеспечить жесткий контроль над производством высококачественного алкоголя. 3. Ограничение производства спиртных напитков, которые нами предлагается продавать только в специализированных магазинах либо в отдельных помещениях (залах) продуктового магазина, куда вход несовершеннолетним был бы запрещен, о чем следует информировать граждан. 4. Защита здоровья граждан, повышение уровня культуры, правосознания, нравственности, моральных принципов, организация досуга и труда, бытовая обустроенность нуждающихся. Все эти мероприятия необходимы в целях предупреждения и пресечения алкоголизма и наркомании, и, соответственно, они будут способствовать снижению преступлений, совершаемых в состоянии опьянения. Как отмечают А. А. Зеленцов и Е.В. Коломийченко, снизить развитие алкоголизма в стране - значит сократить рост и развитие преступности в целом [12. С. 154]. При этом немаловажное значение имеет и общественное воздействие. Поэтому каждый факт правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения, мы предлагаем рассматривать на собраниях трудовых коллективов, где следует формировать атмосферу нетерпимости и общественного осуждения употребления алкоголя либо наркотиков. 5. Создание социально-правовой системы предупреждения пьянства, алкоголизма, наркомании и пьяных преступлений, направленной не только на ужесточение наказаний за преступления, совершенные в состоянии опьянения, но и на создание системы реабилитации лиц, больных алкоголизмом и наркоманией. Возможно воссоздание соответствующих лечебных профилакториев (ранее действующих в советское время), которые предусматривали обязательное или принудительное лечение от алкоголизма и наркомании. Во многих регионах России одним из основных направлений предусматривается воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией, на ресоциализацию и адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы [13]. Однако состояние и уровень пьяной преступности продолжают расти. При привлечении лиц, больных алкоголизмом либо наркоманией, к административной либо уголовной ответственности нами предлагается в обязательном порядке учитывать возможность прохождения соответствующего лечения. Сегодня на больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании. Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача [14]. При этом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от лечения только от наркомании, а от алкоголизма - нет. Также, согласно ст. 821 УК РФ, больным наркоманией предоставляется возможность отсрочки отбывания наказания. Однако практика показывает, что этих мер явно недостаточно. Анализ результатов проведенного нами опроса медицинских работников показал, что лечиться алкоголики и наркоманы не желают. В медицинские организации добровольно за помощью обращаются примерно 1-3% наркопотребителей и 6-8% -лиц, злоупотребляющих алкоголем. Остальные лечиться либо не хотят, либо вообще не признают себя алкоголиками или наркозависимыми, либо материально не в состоянии, либо не хватает силы воли полностью пройти курс лечения. Выход мы видим один -это возврат принудительного лечения лиц, больных алкоголизмом либо наркоманией, совершивших преступление либо административное правонарушение. Таким образом, суду (судьям) при назначении наказания следует возлагать обязанность алкоголикам и наркоманам пройти соответствующее лечение. Иначе профилактика пьяных преступлений, а также алкоголизма и наркомании будет по-прежнему неэффективной. Кроме того, при проведении индивидуальной профилактической работы с больными алкоголизмом или наркоманией необходимо понимать, что только медицинскими мерами их излечение невозможно. Врач может вылечить тело, но не душу. Поэтому меры профилактического воздействия (по возможности) следует проводить совместно с представителями Русской православной церкви, родными и близкими больного, имеющими желание и возможность оказания необходимой помощи.
Состояние преступности в России за 2009-2014 годы // Статистические данные о состоянии преступности и правонарушений (полная база данных ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России»). URL: http://10.5.0.15/ntica.misc /ntica_in.php
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20 ноября 2013 г.) // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.01.2015).
Состояние преступности в России за 2014 год // Статистические данные о состоянии преступности и правонарушений (полная база дан ных ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России»). URL: http://10.5.0.15/ntica.misc/ntica_in.php
Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р. // Собрание законодательства РФ. 11.01.2010. № 2. Ст. 264.
Информационно-аналитическая справка о наркоситуации в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом нарко тиков за 9 месяцев 2014 года. URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml, свободный (дата обращения: 20.01.2015).
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 // Российская газета. № 128. 15.06.2010.
Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства Рос сийской Федерации от 15 апреля 2014 года № 294 // Собрание законодательства РФ. 28.04.2014. № 17. Ст. 2057.
Об утверждении Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года: Приказ Министерства здра воохранения России от 5 июня 2014 года № 263 // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.01.2015).
Иншаков С.М. Криминология : учеб. М., 2000.
Ендольцева А.В., Никитин А.М. Пьянство, его истоки и криминологическая сущность // Российский следователь. 2013. № 18.
Мацкевич И.М. Алкоголь и преступность // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7.
Зеленцов А.А., Коломийченко Е.В. Общая характеристика преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения // Бизнес в законе. 2010. № 4.
Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года: Закон Алтайского края от 21.11.2012 г. № 86-ЗС // Алтайская правда. № 350-354. 29.11.2012.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 20.01.2015).