Краткая история булгар
На основе древних и средневековых источников прослеживается хронография истории булгар. Первое упоминание об этом племени относится к I в. (а не к IV в., как отмечается в научной литературе). Рассматриваются генетическая связь булгар с казанскими татарами и отсутствие таковой с савирами.
A brief history of the Bulgars.pdf С.А. Токарев в теоретической статье о проблеме этногенеза чувашей и булгар писал: «Трудно было бы что-либо возразить против достаточно убедительно доказанной исторической связи между древними булгарами и современными чувашами» [1. С. 13]. Однако, рассуждал далее С.А. Токарев, даже самая прямая историческая связь еще не есть тождество - об этом не всегда помнят. Необходимо дать себе отчет в том, что даже убедительное сближение современного народа с древними предками мало помогает понять его происхождение. Это скорее объяснение известного искомого через неизвестное. Поэтому даже доказанная связь, например, нынешних чувашей с древними булгарами не дает ответа на вопрос об их происхождении. Можно ли считать «булгарскую теорию» решением проблемы этногенеза чувашского народа? Скорее, наоборот, эта теория может служить ответом на вопрос о том, кто такие были булгары. Нельзя безоговорочно сближать современный народ с древним племенем. Априорное увлечение булгарскими истоками предков чувашей и прямая идентификация булгар с древнетюркским миром приводят к ненаучным обобщениям. Известно, что во времена царствования Валаршака (= Валарша, ок. 197-216 гг. [2. С. 69]) в Армении, близ удела Шара, появляется колония булгарских племен. В прочтении А. А. Акопяна - вэл 'эндур булха-ры (источник: личное письмо автору этих строк от 9.01.2015). Ныне это область Вананд с центром в г. Карс в Турции [3. С. 369]. В годы правления царя Аршака в Стране булгаров, окруженной Кавказскими горами, возникла смута, о чем писал Мовсес Хорена-ци. В этой связи многие булгары переселились в Армению «на долгое время, ниже Кола, на плодородной земле, в обильные хлебом места». При этом Мовсес Хоренаци ссылается на Мар Абас Катину, жившего в конце III - начале IV в., что увеличивает достоверность названных событий [4. С. 61, 69]. Согласно сведениям из приведенных источников, булгары в это время жили в области Кола (ныне - область и город Gole в северо-восточной части Турции). По А. А. Ако-пяну, аутентичным прототипом царя Валаршака в армяноведении обоснованно считают не Валарша II (такое отождествление М.С. Гаджиева он считает поспешным) или Валарша I (117-140), а Трдата I (5475), автора реформ, описанных у Хоренаци со ссылкой на Мар Абас Катину. Таким образом, есть основание считать, что булгары впервые зафиксированы в I в. н.э. на юго-западе Армении. Пока же многие исследователи продолжают считать, что первое упоминание булгар относится к 354 г. - в форме Vulgares у латинского Анонима в его Хронографии [5. С. 105]. Во времена Аттилы булгары входили в сферу влияния гуннов, в том числе воевали в составе их войск [6. С. 147], хотя речь не идет о полном подчинении. Комментатор «Гетики» Е.Ч. Скржинская обратила внимание на следующий факт: рассказывая о событиях второй половины V - первой половины VI в., связанных с гуннами, Иордан называл их то булгарами, то антами, то склавенами [7. С. 218]. В 493, 499 и 502 гг. булгары (BouXyapoi) совершают опустошительные походы в северные пограничные области Византийской империи [8. С. 75]. При этом у Феофана Исповедника имеется уточнение: «.и возвращаются назад, прежде чем о них узнали» (501/502 г.) [9. С. 25, 49]. Например, в 499 г. у р. Цурта (ныне - территория Южной Осетии) произошло сражение между булгарами и иллирийцами, в бою погибли более 4 000 человек. Но источник не уточняет: эта цифра относится к обеим сторонам или только к иллирийцам. Видимо, речь идет о погибших воинах из войска под командованием иллирийца Ариста, ибо автор источника говорит о византийских событиях. Из контекста следует, что до конца V в. булгары не совершали дальних походов и не были известны в византийских землях. К началу VI в. они уже приобрели военный опыт. Под 499, 502, 515, 530 гг. Комит Мар-целлин также повествует о иллирийско-фракийско-булгарских войнах [10. С. 86, 119, 120]. Под 538/539 гг. Феофан отмечает крупные военные столкновения между булгарами и византийцами. Хотя, говоря об этих действиях, Малала, чьим компилятором являлся Феофан, повествовал не о булгарах, а о гуннах. Разумеется, в эти времена гуннов уже не существовало. В 555 г. Захария Ритор писал, что у булгар были города [11. С. 595]. Согласно Михаилу Сирийцу, который опирался на «Церковную историю» Иоанна Эфесского (умер в 586 г.), саса-нидский царь Бахрам VI Чубин решил восстать против юного ромейского ставленника Хосрова на Кавказе. Поэтому Хосров обратился за помощью к ро-мейскому царю Маврикиану (582-602). Маврикиан отправил целую армию, в числе которой были армяне и булгары в количестве 2 000 человек [12. С. 36], поддержать Хосрова. Судя по контексту, событие произошло в 590 г. или сразу после этого, но не позднее 602 г. Значит, в эти годы в состав ромей-ских войск на Кавказе (скорее всего, на территории Армении) входили и булгары. В 626 г. булгары осаждали Константинополь. Под предводительством Кубрата в 635 г. булгарами было сокрушено могущество аварцев в Причерноморье. С угасанием власти тюрков в эти годы в западных степях набирают силу булгары и хазары. Так возникло новое государство - Великая Булгария со столицей в Фанагории [13. С. 171-172]. После смерти (от 642 до 665 г.) у властителя булгар и котрагов Кубрата (КоРдахо^) остались пять сыновей. Находясь при смерти, он завещал сыновьям ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе, чтобы они властвовали над всем и не попали в рабство к другому народу. Однако сыновья поступили иначе: они удалились друг от друга и каждый правил подвластным ему народом. Исследователи по-разному трактуют этот рассказ: одни считают его легендой, другие поддерживают убежденность Феофана в достоверности. Первый сын Батбаян / Ваян (= имя аварского кагана), храня завет отца, остался на прежнем месте. Затем Батбаян попал под данничество хазар. Второй, Ко-траг, перешел р. Танаис (Северский Донец) и поселился напротив первого брата. Третий, Аспарух, переправился через Днепр и Днестр и, дойдя до местности Огл севернее Дуная, поселился там. Он считал, что это место укрепленное и неприступное, так как вокруг реки и болота. Видимо, Аспарух опасался хазар. Позже, вступив в сражение с ромеями, он прогнал противника до Варны. Здесь булгары покорили сла-винов и северов. Напуганный василевс был вынужден заключить с булгарами мир. Четвертый и пятый сыновья переправились через Истр (Дунай). Один остался в подчинении аваров в Паннонии, а другой, достигнув Пентаполя, попал под власть христиан (византийцев). В 670 г. хазары в союзе с венграми разгромили булгар [14. С. 117]. В ранней истории хазары входили в военно-политический союз савиров, известный как «страна гуннов» [15. С. 3]. Весь VII в. савиры и хазары состояли в едином военно-политическом союзе. Можно сделать вывод, что в это время савиры и булгары воевали друг с другом [16]. После распада империи гуннов в V-VIII вв. сави-рам на Кавказе не было равных в военной силе. Именно тогда булгары были серьезно потеснены са-вирами [17. С. 261] и хазарами [18. С. 235]. Затем са-виры состояли в военно-политическом союзе, возглавляемом Хазарским каганатом. По призыву кагана они выступали против внешних врагов Хазарии, в первую очередь против арабов. Более того, и до переселения на Среднее Поволжье булгары и савиры жили врозь. Историк В. Д. Димитриев считает, что изменение этнического состава населения Среднего Поволжья было связано со вторжением сюда в VII в. бул-гарских и в VIII в. суварских племен [19. С. 7]. Однако археологические материалы свидетельствуют, что булгары появились в Среднем Поволжье во второй половине VIII в. В качестве причины называют арабо-хазарские войны [20. С. 390]. А.П. Новосельцев считал временем откочевания булгар на Среднюю Волгу VIII в. [21. С. 75]. Питер Голден пишет, что государство Волжская Булгария формировалось в период со второй половины VIII в. до второй половины IX -начала X в. [22. С. 52]. Близки к исторической действительности взгляды на хронологию булгар Андраша Рона-Таша. По его мнению, Булгарская империя к началу миграции на Волгу располагалась не в Прикубанье и Предкавказье, а между реками Донец и Южный Буг. Булгары, на его взгляд, находились тогда в зависимости от хазар. В 737 г., воспользовавшись нападением арабского полководца Мервана на хазар, они двинулись вверх по Волге [23. С. 134]. В это же время прерывается прямое подчинение булгар хазарам. Булгары поднялись вдоль по Волге, около 750 г. дошли до Самарской Луки. По данным нумизматического материала, в конце VIII в. они были в районе Больших Тархан. Здесь археологи вскрыли самые ранние булгаро-тюркские памятники. Около 900 г. они оказались на Каме [24]. В начале 60-х гг. IX в. савиры, обитавшие в пределах Северного Кавказа -Дона, продвинулись вверх по Итилю. Таким образом, хронологические различия между датами прихода булгар и сувар на Среднюю Волгу составляют более ста лет. Это свидетельствует об автономности каждого племени, прежде всего в этническом плане. Одновременно следует согласиться с мнением Берната Мункачи о высоком самосознании предков cuvas. Именно это качество и подтолкнуло суварское племя выступить в начале X в. против булгар и перейти под предводительство князя / царя Вы-рыг на правобережье Волги. Как видим, булгары пришли на Волгу в 50-х гг. VIII в., а сувары - в конце 60-х гг. IX в. Еще раз отметим: булгарские и савир-ские племена пришли на Волгу отдельно. Более того, после распада гуннского союза савиры начали сильно притеснять булгар. Возможно, это стало причиной (дополнительной или основной - вопрос открытый) ухода булгар с плодородных земель региона Северного Кавказа - Дона. Согласно источникам, в первой половине IX в. началась вторая волна переселения булгар на Волгу. Подавление восстания сторонников старой религии в Хазарии - каваров (видимо, также булгар и суваров) - в 830 г. породило другое историческое событие - недовольные булгары (оставшаяся их часть) двинулись на Дунай и в Волго-Камье [25. С. 46]. Главным врагом Волжской Булгарии во времена царствования Алмуша была Хазария. Алмуш ежегодно платил царю хазар от каждого дома в его государстве по шкуре соболя. Из рассказа Ибн Фадлана можно заключить, что сын булгарского царя находился в заложниках у хазарского царя. «До царя хазар дошла [весть] о красоте дочери царя "славян", так что он послал сватать ее. А он высказался против него и отказал ему. Тогда тот отправил [экспедицию] и взял ее силой... Итак, она умерла, [находясь] у него. Тогда он послал, требуя вторую его дочь. Как только это [известие] дошло до царя "славян", он упредил [это] и выдал ее замуж за царя [князя] [племени] эскэл, который находится под его властью, боясь, что он отнимет ее у него силой, как он это сделал с ее сестрой» [26. С. 141]. Булгарский князь решил построить крепость и защищаться от «иудеев, поработивших его». Видимо, уже будучи на Средней Волге, в начале X в. сува-ры продолжали считать себя союзниками Хазарии. В такой ситуации между булгарами, состоявшими в недружественных отношениях с Хазарией, и савира-ми, недавними союзниками хазар, не могло быть полного взаимопонимания. Не сложились добрые отношения у булгар и с другими соседями. Так, согласно Ибн Русте и Гардизи, во второй половине IX - начале X в. они совершали грабительские набеги на бурта-сов, уводили их в плен [27. С. 24]. К началу X в. в Волжской Булгарии родовой строй был изжит. К этому времени сформировалось классовое общество дофеодального типа: производителями являлись общинники, однако в хозяйстве использовался и труд рабов. В стране правили четыре общепризнанных царя (= князя). Видимо, они должны были занимать трон в определенной последовательности. Центром государства Волжская Булгария был город Булгар. «Из него выходит до 20 000 всадников», -сообщает источник «Худуд ал-'алем» [28. С. 32]. Согласно этой рукописи вблизи города Булгар находился другой город - Сувар. Однако, по Ахмеду Ибн Фадлану, города Сувара еще не существовало. Переправившись через реку Утка, он не упоминает на этом месте никакого города , так как он тогда еще не существовал. Видимо, речь идет не о городе, а о поселении - центре суварского племени. Однако и позже городом сувар это поселение именовалось номинально, ибо основная часть племени проживала на правобережье. В городе Сувар жила лишь небольшая часть сувар, которая приняла ислам. Вскоре они «обулгари-лись». Во время татаро-монгольского нашествия Су-вар, оказавшись в форпосте, был стерт с лица земли. С момента образования Волжская Булгария становится центром транзитной торговли. Особенно оживленная торговля шла с хазарами и руссами, которые завозили на Волгу соболей, горностаев и белок [29. С. 29]. В описаниях 40-60-х гг. X в. город Булгар значился небольшим, в нем не было многочисленных округов. Он был известен прежде всего как порт, куда причаливали купцы соседних государств. После разгрома Хазарии киевским князем Святославом в 965 г. роль Булгарии как торгового центра возрастает. Были налажены три торговых направления - с Востоком, Русью и соседями. Строились города, развивалось ремесло. В качестве товара и средства обращения широко использовались меха пушных зверей, зерно, мед. Развитию торговли во многом способствовали водные пути по Волге и Оке. Благодаря им Булгария становится центром транзитной торговли. Из Булгара был проложен путь в Киев. В Булгаре возникали фактории, где хранили товары. Здесь купцы, охрана, носильщики, гребцы, слуги, путешественники останавливались на отдых - появилась целая сфера обслуживания. «Сюда же стремились речные пираты и грабители» [30. С. 78]. Все эти факторы способствовали возникновению государства. Вторая половина X - начало XIII в. отмечены вторжениями в булгарские земли. Например, в 358 г.х. (968-969) русы, промышлявшие в этих местах шкурками и мехами диких зверей, разрушили Булгар [31. С. 89-90]. В конце X в. киевские князья воевали с волжскими булгарами, союзниками киевлян были гуззы (огузы). По сообщению Ал-Бекри, булгары к этому времени были малочисленны и составляли около 500 отцов семейств. В начале X в., согласно источникам, у Алмуша было то ли 500 сородичей, то ли 5000 [32. С. 26]. В 997 г. Владимир Святославович ходил «на болгары волжскиа и камские и, одолев, плени их» [33. С. 66]. В 1117 г. к булгарам пришли половцы. Князь бул-гарский дал им питье с отравой: были отравлены хан Аепа и другие половецкие князья [34. С. 285]. В 1164 г. князь Владимирский Андрей Боголюбский со своим сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Гюргем (Юрьем), отправился в поход в Болгарскую землю. Был взят славный город булгар Брякимов (Бряхимов) и сожжены три города. Погибло много булгар, стяги отняли, Андрей воротился с победой, как гласят летописи [35. С. 352]. В 1172 г. ордынский царь Саин на Волге в устье реки Камы на месте бывшего булгарского города Бряхова основан город Казань [36. С. 13]. В 1182 г. русская конница подошла к великому городу серебряных булгар. Булгары, увидев противника, спрятались за стенами. В 1202 г. монголо-татарские войска подошли к границам Волжской Булгарии, где и провели зиму [37. С. 155]. В 1220 г. князь Святослав с полками и воеводами осадил болгарский город Ошел и сжег его. В 1229 г. монголы оттеснили булгарские сторожевые отряды с Яика. Перед лицом реальной угрозы булгары отправили послов в Русь с предложением мира. Видимо, высказывалась мысль совместно обороняться от грозного врага. Соглашения не последовало, и булгарам самим пришлось отражать наступление, в чем они имели временный успех [38. С. 356]. В 1231 г. татаро-монголы близко подошли к великому граду Булгару, однако остановились и перезимовали здесь [39. С. 209]. В 1236 г. основные силы монголов у Булгара встретились с родом Джучи: с Бату, Ордой, Шейбаном и Тангутом. В походе участвовали все четыре ветви ханской фамилии. А зимой против народа булар был направлен и Субэдай [40. С. 37-38]. «Они сошлись все вместе в землях булгар. От множества их войск земля стонала и гудела, и даже дикие звери столбенели от шума их полчищ. Прежде всего они захватили штурмом город Булгар, который на весь мир славился крепостью своих стен и обилием запасов; и как предостережение другим они убили жителей или увели их в плен» [41. С. 185]. Пришли «безбожники-тотарове, град их сожгоша, плениша всю землю Болгарьскоую, град их Великии взяша и иссекоша вся жены и дети, а инии в полон взяша», сожалеют летописцы. О том, что булгары были разгромлены татарами в конце 1236 г., свидетельствовал и венгерский монах Юлиан [42. С. 83]. «Болгария пала, не будучи в состоянии отразить даже авангарда монгольских войск, шедшего под предводительством Субутая» [43. С. 463]. Но вскоре, уже при Батые, Булгар был восстановлен. Хан Батый в 1242-1246 гг. жил в этом городе. Примерно в те же годы были построены еще несколько городов, например Эстер-хан. В Булгаре и Сарае находились ставки хана Берке (1257-1266) [44. С. 193]. Итак, в 1236 г. столица Волжской Булгарии г. Булгар был разрушен, но вскоре его восстановили. Поэтому «все постройки и надписи, сохранившиеся в нем теперь, относятся к эпохе монгольского владычества» [45. С. 136]. В 1370 г. булгарский престол занимает представитель русского княжества, который стал контролировать торговые дела. Много вреда было нанесено столице Булгарии и всему государству ушкуйниками, грабившими города. Например, в 1374 г. ушкуи взяли Булгар и хотели сжечь его. Город был спасен денежным откупом. В 1376 г. русские войска напали на Булгар. Произошла жестокая битва. Булгарские князья Осан и Махмат вышли к русским и откупились деньгами [46. С. 192]. В 1382 г. хан Тохтамыш послал свои войска в Булгары и повелел им грабить русских и других торговцев, а суда с товарами отнимать и препровождать к себе. Говоря об этом событии, Никоновская летопись отождествляет названия городов Булгар и Казань: «.град, нарицаемый Болгары, еже есть Казань на Вол-зе» [47. С. 71]. Данный летописный факт свидетельствует о том, что центром Булгарского государства в то время становится не Булгар, а Казань. В 1395 г. русские воеводы взяли города Булгар, Жюкотин, Казань и Кеременчюх, пробыли там три месяца и возвратились «с многою корыстию». Как сообщает Степенная книга, это событие произошло в 1396 г. [48. С. 417-418]. Согласно одному варианту Патриаршей летописи, были взяты города Болгары и Жукотин, согласно другому -Казань и Кеременчюх. По другим летописям, взятие Болгар Великих, Жукотина, Казани и Кеременчюха произошло в 1399 г. (6907) [49. С. 5-6]. Как видим, зафиксированы не только разные даты, но и города, относящиеся к одному событию. В период Казанского ханства торговля заняла еще более важное место. Татарские купцы стали известны в Евразии как активные торговцы [50]. Сувары же занимались земледелием, скотоводством, обменивали излишки на товары, производимые булгарами, а затем и татарами. В начале XVIII в. голландец Корнелий Бруин, путешествовавший по Московии, назвал в числе российских городов и Булгар. Согласно его записи город Казань находится между страной Булгария и черемисами [51. С. 90, 148]. Это значит, что в то время продолжали бытовать названия «Булгар» и «Булгария». Сравнительное изучение истории и культуры булгар и казанских татар привело исследователей к выводу об их генетической связи. В формировании поволжских татар как этноса большое значение имели культурные традиции булгар, которые нашли продолжение и развитие в культуре казанских татар. Именно племена Волжской Булгарии, преимущественно булгары, составили основную часть татарской народности. Именно народные массы, а не племенную верхушку, связанную с Золотой Ордой, следует иметь в виду, когда говорим об истории поволжских татар. Хочется еще раз подчеркнуть, что необходимо разделять два понятия - «булгары» и «сувары» -и не следует писать их через дефис: «булгаро-сувары» или «булгары-сувары». Должно говорить о племени сувар только в конкретном значении: «сувары, живущие в Булгарии». Булгары, сувары, чуваши - понятия самостоятельные, какими бы близкими по отношению друг к другу они ни были. Исследователи, когда не могут идентифицировать предков чувашей, прибегают к «хитрости» и пишут «булгары-сувары». Тем самым как бы «страхуют» себя и на всякий случай указывают на оба племени в качестве предков: пусть читатель выбирает «по вкусу». Но все это не имеет никакого отношения к научному исследованию. При этом исследователи истории государства Волжская Булгария отчетливо разделяют булгар как кочевых скотоводов, а сувар - как искусных земледельцев. Итак, время первого упоминания булгар - не 354 г., а I в., место - не Западное Предкавказье, а юго-запад Армении. Как свидетельствуют источники, булгары оказались основным этническим компонентом для формирования казанских татар. В силу указанных фактов булгары не могли быть предками чувашей.
Ключевые слова
булгары,
савиры,
хронология,
история,
Кавказ,
Поволжье,
казанские татары,
чуваши,
Bulgars,
Sabirs,
chronology,
history,
Caucasus,
Volga,
Volga Tatars,
ChuvashАвторы
| Салмин Антон Кириллович | Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (г. Санкт-Петербург) | д-р ист. наук, вед. науч. сотр. отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России | antsalmin@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза // Советская этнография. 1949. № 3. С. 12-36.
Гаджиев М.С. К этнокарте Северо-Западного Прикаспия в позднесарматский период (в контексте сообщения Хоренаци о походе хазир и басил в 216 г.) // Нижневолжский археологический вестник. Волгоград : ВГУ, 2010. Вып. 11. С. 69-78.
Арутюнян А.Х. К вопросу территории расселения древневосточных славян согласно трудам Мовсеса Хоренаци // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 2 (31). С. 365-371.
Хоренаци Мовсес. История Армении / пер. с древнеармян., введ. и примеч. Гагика Саркисяна. Ереван : Айастан, 1990. 291 с.
Mommsen Theodorvs, ed. Monvmenta Germaniae Historica. Chronicaorvm Minorum Saec. IV.V.VI.VII. Vol. I: Accedvnt Tabvlae Dvae. Berolini : Apvd Weidmannos, 1892. XII, 756 p.
Nemeth Gyula. A honfoglalo magyarsag kialakulasa. Kozzeteszi Berta Arpad. Budapest : Akademiai Kiado, 1991. 399 p.
Скржинская Е. Ч. Вступ. ст., пер., коммент. // Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. СПб. : Алетейя, 2001. 512 с.
Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. М. : Наука, 1980. 215 с.
Феофан Исповедник. Хронография // Текст на др.-греч. и рус. яз. / пер. и коммент. И.С. Чичурова // Чичуров И.С. Византийские историче ские сочинения. М. : Наука, 1980. С. 24-144.
Комит Марцеллин. Хроника / пер., ред. Н.Н. Болгов. Белгород : БелГУ, 2010. 230 с.
Захария Ритор. Хроника // Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы / сост. Е.Н. Мещерская. СПб. : Дмитрий Буланин, 2011. С. 570-597.
Сириец Михаил. Хроника / пер. Р. А. Гусейнов // Сирийские источники XII-XIII вв. об Азербайджане. Баку : Изд-во АН АзССР, 1960. С. 15-53.
Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей: От древности к новому времени. СПб. : Петер. востоковедение, 2009. 432 с.
Рона-Таш Андраш. Хазары и мадьяры // Хазары. М. : Мосты культуры; Jerusalim: Gesharim, 2005. С. 111-124.
Гмыря Л.Б. Правовые нормы в Хазарском каганате на раннем этапе истории (середина VII - первая треть VIII в.) // Вестник Института ИАЭ ДНЦ РАН. 2012. № 2. С. 3-20.
Salmin Anton. Savirs - Bulgars - Chuvash / ed. P. Golden. Saarbmcken : Lambert Academic Publishing, 2014. 147 p.
Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М. : Айрис-пресс, 2007. 411 с.
Golden Peter B. The peoples of the Russian forest belt // The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge Univ. Press, 2008. P. 229-255.
Димитриев В. Д. Чебоксары: Очерки истории города конца XIII-XVII вв. Чебоксары : ЧГИГН, 2003. 180 с.
Казаков Е. О типологии и периодизации древностей Болгарии: VIII-X вв. // Симпозиум «Славяни и прабьлгари»: докл. София : БАН, 1982. С. 388-391.
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М. : Наука, 1990. 263 с.
Golden Peter B. Some Notes on the Etymology of Sabir // KOINON A^PON : сб. ст. к 60-летию В.П. Никонорова. СПб. : Филфак СПбГУ, 2013. С. 49-55.
Рона-Таш Андраш. От Урала до Карпатского бассейна (Новые результаты исследований по ранней истории венгров) // Алтаистика и тюркология. 2011. № 4 (4). С. 131-139.
Rona-Tas Andras. A honfoglalo magyar nep. Budapest : Balassi, 1996. 412 p.
Плетнёва С. Древние болгары в восточноевропейских степях // Татарская археология. 1997. № 1. С. 31-60.
Ибн-Фадлан. Книга // Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. / ст., пер. и коммент. Харьков : Харьков. ун-т, 1956. С. 119-148.
Ибн-Даста. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах. СПб. : Тип. Имп. ун-та, 1869. XIII, 199 с.
Бартольд В. Введение // Худуд ал-'алем. Рукопись Туманского / С введением и указателем В. Бартольда. Л. : Изд-во АН СССР, 1930. С. 1-32.
Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М. : Наука, 1967. Т. II. 212 с.
Белорыбкин Г.Н. Западное Поволжье в средние века. Пенза : ПГПУ, 2003. 199 с.
ИбнХаукал Абу-л-Касым. Книга путей и стран / пер. Т.М. Калининой // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. Т. III. С. 86-94.
Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: [I] Горган и Поволжье IX-X вв. М. : Наука, 1962. 278 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2000. Т. 9 : Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никонов ской летописью. 288 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки славянской культуры, 2001. Т. 2 : Ипатьевская летопись. 938, 87, L с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки славянской культуры, 2001. Т. 1 : Лаврентьевская летопись. VIII, 733 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2000. Т. 19 : История о Казанском царстве. 368 с.
Полное собрание русских летописей. СПб. : Тип. М.А. Александрова, 1910. Т. 20 : Львовская летопись. Ч. 1. IV, 418 с.
Оллсен Т.Т. Прелюдия к западным походам: монгольские военные операции в Волго-Уральском регионе в 1217-1237 годах // Степи Евразии в Средневековье. Донецк : ИА НАНУ, 2008. Т. 6. С. 351-362.
Полное собрание русских летописей. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. Т. 28 : Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). 413 с.
Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. II / пер. с персид. Ю.П. Верховского ; прим. Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова ; ред. И.П. Петрушевский. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. 253 с.
Джувейни Ала-ад-дин. История завоевателя мира // Тизенгаузен В. Сост. сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М. ; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. II : Извлечения из персидских сочинений. С. 20-24.
Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII и XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1940. Т. III. С. 71-112.
Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л. : Изд. Учен. комитета МНР, 1926. Т. 2 : Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. VI, 898 с.
Поло Марко. Книга / прим. М.Б. Горнунг // Карпини Джованни дель Плано. История монгалов ; Рубрук Гильом де. Путешествие в Восточные страны ; Поло Марко. Книга. М. : Мысль, 1997. С. 192-393.
Бартольд В.В. Сочинения. М. : Наука, 1968. Т. V. 757 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки славянской культуры, 2004. Т. 25 : Московский свод. Летописный свод конца XV века. XV, 463 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2000. Т. 11 : Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью (Продолжение). 254, 6 с.
Полное собрание русских летописей. СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1913. Т. 21 : Книга Степенная царского родословия. Ч. 2. С. 344708.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2001. Т. 6, вып. 2 : Софийская вторая летпись. VIII, 446 с.
Валеев Р.М. Торговля в Поволжье и Приуралье в IX - начале XV веков : дис.. канд. ист. наук. Казань : КГУКИ, 2011. 42 с.
Бруин Корнелий де. Путешествия в Московию // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л. : Лениздат, 1989. С. 19-188.