Технология разработки образовательной программы, направленной на успешную творческую самореализацию обучающихся | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 71.

Технология разработки образовательной программы, направленной на успешную творческую самореализацию обучающихся

На общегосударственном уровне с учетом модернизации профессионального образования предполагается приоритетное развитие образовательных учреждений, занимающихся подготовкой будущих квалифицированных рабочих. Востребованными стали такие выпускники, которые заинтересованы в своем профессиональном становлении, имеют четкую гражданскую позицию, способны к творческой активности, творческой самостоятельности и творческой самоэффективности.

Theoretical aspects of professional self-actualization of students through personal qualities integration.pdf В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) и государственной программе Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. в качестве одной из приоритетных задач образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения выделяется творческое развитие обучающихся и удовлетворение их потребности в самореализации. Необходимость ориентирования обучающегося на творческую деятельность и творческую самореализацию, формирования готовности будущего рабочего к преобразующей деятельности на этапе его профессионального образования отражена в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Социальные и экономические преобразования в современном российском обществе коренным образом изменили систему требований, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в процессе их профессионального образования [1, 2]. В своих исследованиях Н.В. Малашкина отмечает, что на современном этапе преобразований непременным требованием к квалифицированному рабочему становится профессиональная и психологическая готовность к постоянному самообразованию, умение адаптироваться в быстро меняющейся производственной ситуации [3]. Будущий квалифицированный рабочий в контексте исследуемой проблемы - это специалист, который имеет высокую квалификацию, компетентность, ориентированность в смежных областях деятельности, социальную и профессиональную мобильность, умеет эффективно работать на уровне мировых стандартов, владеет необходимыми навыками работы на современном высокотехнологичном оборудовании, а также обладает определенными личностными качествами [2]. Соответствовать таким требованиям современного производства может только творческий человек, способный себя реализовать в профессиональной деятельности. Таким образом, в настоящее время проблема подготовки квалифицированных рабочих требует своего решения с учетом перспектив развития профессионального образования и имеющихся достижений в данной области. Далее рассмотрим творческую самореализацию обучающихся в связи с теми изменениями, которые проходят в российской системе образования. Теоретический анализ концепции развития творческой самореализации личности позволяет рассматривать ее не только как процесс и результат самоосуществления, самоопределения и самопознания, но и через качества личности (В.И. Андреев, И.М. Верт-кин, Е.С. Громов, Л.А. Коростылева, В.А. Моляко, Я.А. Пономарёв, К. Тейлор и др.). Для нашего исследования важно было выявить качества личности, связанные с творческой самореализацией, с тем чтобы создать оптимальные условия их формирования и возможность для личностной самореализации обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих. Поэтому особое внимание обращено на два аспекта: качества творческой и самореализующейся личности. Ученые Е.С. Громов и В.А. Моляко выделяют следующие качества творческой личности: оригинальность, эвристичность, склонность к фантазии, активность, концентрированность, четкость, чувствительность, настойчивость в достижении цели, находчивость, критичность и самокритичность, гибкость мышления, энергичность, упрямство, вера в себя. Американский психолог К. Тейлор указывает на такие качества творческой личности: независимость и самостоятельность; склонность к риску; активность; любознательность; неутомимость в поисках; нестандартность мышления; готовность принимать решения; дар общения; талант предвидения. Среди личностных характеристик Я.А. Пономарёв выделяет наиболее значимые, по его мнению, качества творческой личности: упорство, самоотверженность, высокая самооценка, гордость, отклонение от шаблона в поведении, незаурядная энергичность, работоспособность, мужество, непосредственность, независимость, подчеркивание своего «Я». Итак, можно заметить, что, по мнению ученых, творческая личность имеет богатые личностные характеристики, выраженные в различных качествах. Достаточно четкое выделение качеств «самоакту-лизирующейся» и «самореализирующейся» личности является важным достижением психологов экзистенциально гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). А. Маслоу делает акцент на личностном росте, и в его теории представлена модель самореализующейся личности, для которой характерны демократический характер (отсутствие предубеждения к людям), более эффективное восприятие реальности (отсутствие стереотипов восприятия и понимания), приятие себя, других и природы, самокритичность, креативность, сосредоточенность на проблеме (целеустремленность, деловитость). Такие личности, по мнению ученого, центрированы на идеях, которые выходят за пределы их личностных потребностей и составляют экзистенциальную ценность. К. Роджерс и Э. Фромм обращают внимание на два важнейших качества, присущих самореализующейся личности: продуктивность (способность человека применять свои силы, реализуя заложенные в нем возможности); рефлексивность (способность к самоанализу и адекватному реагированию). Это качества, которые позволяют личности реализовать свой врожденный потенциал и быть «полностью функционирующей личностью», следуя своей истинной природе. В этом случае мы можем говорить о таком качестве личности, как самоэффективность. Базовым свойством человеческой природы, по Фромму, является способность личности познавать саму себя. К особым вершинам творческих достижений человека могут привести его природные свобода и независимость, при этом сущность личности достигнет эффективного самовыражения в том обществе, в котором он существует. Отношения в социальной и культурной обстановке, которые основаны на взаимной любви, понимании, щедрости и уважении, способствуют формированию системы взглядов человека как устойчивого и согласованного способа восприятия и осмысления мира. Г. Олпорт демонстрирует некоторые взгляды, характерные для актуализационного подхода, в котором модель самореализации предполагает, что человек пытается стать тем, что соответствует его врожденным потенциальным возможностям. Он ввел специальное название для самости - проприу. Поскольку, по мнению ученого, жизненный процесс развития личности определяется самостью, или проприумом, то его можно рассматривать с позиции самореализации. Данная точка зрения имеет значительное сходство с теорией А. Маслоу, который относит к качествам самореализующейся личности расширение самости: самоидентичность, самоуважение, саморазвитие, самоуправление, логичность, способность усердно трудиться (трудолюбие), гибкость. Он характеризует самореализующуюся личность через интерес к внешнему миру, расширенное чувство «Я»; теплоту в отношении к другим (сострадание, уважение, терпимость); чувство самоконтроля; самоэффективность и активность в действиях; самопонимание, привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и др. Однако следует отметить, что в научной литературе нет единого представления о качествах самореализующейся личности. В данной статье нами проанализированы работы ученых (Л.А. Коростылева, Р.А. Зобов, Х. Ремшмидт и др.), в которых раскрываются некоторые качества, характерные для творчески самореализующейся личности. Рассматривая самореализацию личности в контексте личностных характеристик, Л. А. Коростылева выделяет следующие качества, необходимые для личностной самореализации, которые необходимо развивать в комплексе: творческое мышление; самоуверенность; инициативность; реальная самооценка; сотрудничество и сотворчество; высокая работоспособность [4, 5]. В современное представление о самореализации существенный вклад внес отечественный специалист в области науки о человеке Р. А. Зобов. Автор приходит к выводу, что эффективность самореализации определяется сочетанием трех качеств личности: продуктивностью, результативностью, удовлетворенностью своим трудом, при этом обязательным условием является отсутствие разрушающих «нервно-психических» затрат. Даже при высокой продуктивности, результативности и удовлетворенности вряд ли можно говорить об успешности самореализации, если человек расплачивается за нее физическим или психическим здоровьем [6]. Х. Ремшмидт отмечает, что частица «само» означает качества личности: самовыражение (выражение собственной индивидуальности), самоосуществление (реализация человеком своих потенций), саморазвитие, самоутверждение, самостоятельность, самообразование, самореализацию, т.е. качества «само» отражаются в деятельности, которая характеризует эффективность личности. Деятельность личности приобретает характер самодеятельности, а реализация личностных качеств в деятельности становится результатом творческой самореализации. Если способность к реализации рассматривать как деятельностную характеристику, то между процессом творчества и реализацией качеств личности в общественно значимой деятельности существует прямая связь. Таким образом, в научной литературе не только описаны отдельные качества творчески самореализующейся личности, но и операционализированы ее проявления. На основе анализа совокупности качеств самореализующейся личности и качеств творческой личности с позиции их взаимодополнительности нами выделены качества, которые являются деятельност-ными характеристиками творческой самореализации. В результате получения знаний о творчестве, самореализации и творческой самореализации мы эксплицировали понятие творческой самореализации личности посредством выделения деятельностных характеристик: творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности, в результате которых возникает потребность в самоосуществлении и саморазвитии творческих потенциальных возможностей, обеспечивающие высокие достижения в деятельности. Развитость этих качеств личности позволяет судить об уровне ее творческой самореализации (характерны по большинству признаков; характерны по отдельным признакам; скорее не характерны). Остановимся на общих характеристиках каждого структурного компонента. В справочной литературе творческая активность характеризуется как особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих характеристик (целенаправленность, мотивация, осознанность, владение способами и приемами действий, эмоциональность), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность. Проявляется творческая активность в повышении общеобразовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества. Творческая активность выступает в качестве одной из наиболее развитых форм человеческой деятельности, т. е. целенаправленной деятельности конкретной личности или группы людей, участвующих в профессиональном взаимодействии [7]. Как правило, постановка задачи для творческой деятельности осуществляется извне. Однако формулировка сознательно поставленной цели не исключает, а предполагает ее модернизацию и поиск новых путей. Для творческой самореализации личности творческая активность имеет социальную значимость, как показатель уровня развития общества. Проявления творческой самореализации могут принимать различные формы и занимать разные уровни, а следовательно, и ценность творческой активности может оказаться различной. Сущность и содержание развития творческой активности в различных проявлениях творческой деятельности рассматривались в исследованиях Н.А. Бердяева, Д.Б. Богоявленской, И.П. Волкова, А.Н. Лука, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, О. К. Тихомирова и других ученых. По мнению Т. Н. Балабановой, творческая активность - одно из существенных свойств личности, в котором наиболее полно выявляется индивидуальное, особенное в человеке, это обобщающий критерий развития творческой личности, в котором выявляется уровень реализации сущностных ее сил, отражается мера возможностей актуализации этих сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике. Именно проявляя сверхнормативную активность, личность реализует свои творческие возможности, внося что-то новое, чего не требовала наличная ситуация и что не входило в круг ее функциональных обязанностей. Обращаясь к научной литературе по проблеме формирования творческой самостоятельности личности, мы обнаружили, что данная проблема привлекает внимание крупных теоретиков и практиков, философов, социологов, психологов (В.И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, A.M. Коршунов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров). В педагогическом энциклопедическом словаре творческая самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности. Она выражается в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее достижения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений [8]. A.M. Коршунов связывает показатель творческой самостоятельности со способностью личности ставить перед собой творческие цели и путем самообразования, самовоспитания и самоактуализации определять способы и средства их достижения. Таким образом, творческая самостоятельность выступает в качестве одного из обобщающих критериев развития творческой личности, ее творческой самореализации. В качестве еще одного обобщающего структурного компонента творческой самореализации мы рассматриваем творческую самоэффективность (А. Бандура, А.Н. Демин, М. Ерусалем, В. Ромек, Р. Шварцер и др.). По мнению А. Бандуры, самоэффективность, или вера в эффективность, означает убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение, творчески подойти к решению проблемы. То есть вера в творческую самоэффективность означает оценку собственной очень конкретно обозначенной поведенческой компетентности. Одним из ключевых терминов в социально-когнитивной теории А. Бандуры является общая самоэффективность, которая складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности. В творческой деятельности целесообразно говорить о творческой самоэффективности как способности личности мобилизовать свои ресурсы, необходимые для достижения творческого результата. Творческая личность, осознающая свою самоэффективность, прилагающая больше усилий для выполнения творческой деятельности, связанной с ожиданием успеха, приходит к положительному результату, что способствует ее самоуважению и творческой самореализации. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче, снижению самоуважения и «разрушению» потребности в творческой самореализации. Это объясняется тем, что человеку необходимо осознать и почувствовать, что он обладает творческим потенциалом и способен его реализовать. Только в этой своей вере в собственные творческие потенции он способен достичь социально-значимого творческого результата (творческая самореализация). Это позволило нам включить творческую самоэффективность в совокупность критериев развития творческой самореализации личности. В целом анализ научной литературы показал, что каждое описанное качество характеризуется качествами творческой и самореализующейся личности. Выделенные качества позволили нам рассматривать их как признаки проявленности творческой самореализации и применить к диагностике для различения уровня ориентированности. Выделенные нами качества личности (творческая активность, творческая самостоятельность, творческая самоэффективность) рассматриваются как критерии ориентированности обучающихся на творческую самореализацию. Согласно положениям системно-диагностического подхода М. И. Шиловой, В. В. Игнатовой, диагностический аппарат должен отражать изучаемое явление и строиться на основе системно-структурного анализа. Руководствуясь данным положением и опираясь на анализ научной литературы, представленный выше, мы уточнили структурные компоненты процесса ориентирования обучающихся на творческую самореализацию и смогли соотнести выделенные личностные качества с целью содержательного «наполнения» каждого из них (табл. 1) [9]. Творческая самореализация личности представлена деятельностными характеристиками: творческой активностью, творческой самостоятельностью, творческой самоэффективностью. Следовательно, каждая из названных характеристик творческой самореализации обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих развертывается через творческие качества, способствующие удовлетворению потребности личности в творческом самовыражении, самоосуществлении и саморазвитии. Эти качества сгруппированы нами в кластеры: творческая активность, творческая самостоятельность, творческая самоэффективность. Т а б л и ц а 1 Критериальные характеристики уровней ориентированности обучающихся на творческую самореализацию Уровни ориентированности на творческую самореализацию Критерий Трансситуативный (Х) Ситуативный (О) Гипоситуативный (Н) Способен производить общественно значимые преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и духовной культур. Способен к деятельности, отличающейся интенсивностью, обладает целеустремленностью, настойчивостью, наблюдательностью. Владеет способами и приемами творческих действий, импровизацией. Характеризуется работоспособностью Способен к оригинальному замыслу, настойчиво добиваться его выполнения собственными силами, проявляет творческую самобытность. Действует без посторонней помощи, осознанно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, проявляя любознательность, находчивость, открытость, гибкость в ситуациях творческой самореализации и требующих принятия нестандартных решений_ Проявляет готовность к самоконтролю и самоуправлению в ситуациях творческой самореализации. Обладает способностью мобилизовать ресурсы личности, самокритичностью, самоуважением, необходимыми для достижения творческого результата и его презентации. Ведет себя релевантно творческой ситуации: представляет себя как личность, способную к творческой рефлексии, сомнению, по достоинству оценивает других. Способен предвидеть развитие ситуации в контексте креативного влияния на творческие достижения Способен производить общественно значимые преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и духовной культур при поддержке со стороны. Ситуативно способен к деятельности, отличающейся интенсивностью, обладает целеустремленностью, настойчивостью, наблюдательностью. Иногда владеет способами и приемами творческих действий, импровизацией. Характеризуется работоспособностью в некоторых ситуациях В некоторых ситуациях способен к оригинальному замыслу, может добиваться его выполнения при поддержке со стороны, проявляет творческую самобытность. Действует при поддержке, осознанно и инициативно в знакомой обстановке, проявляя любознательность, находчивость, открытость, гибкость в ситуациях творческой самореализации и требующих принятия стандартных решений Проявляет готовность к самоконтролю и самоуправлению в некоторых ситуациях творческой самореализации. Ситуативно обладает способностью мобилизовать ресурсы личности, самокритичностью, самоуважением, необходимыми для достижения творческого результата и его презентации. Ведет себя релевантно в некоторых творческих ситуациях: представляет себя как личность, способную к творческой рефлексии при поддержке со стороны, сомнению, по достоинству оценивает других. Способен предвидеть развитие некоторых ситуаций в контексте креативного влияния на творческие достижения Не способен производить общественно значимые преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и духовной культур. Не способен к деятельности, отличающейся интенсивностью, не обладает целеустремленностью, настойчивостью, наблюдательностью. Не владеет способами и приемами творческих действий, импровизацией. Не характерна работоспособность Не способен к оригинальному замыслу, не может настойчиво добиваться его выполнения собственными силами, не проявляет творческую самобытность. Не стремится к действиям без посторонней помощи, не проявляет любознательность, находчивость, открытость, нет гибкости в ситуациях творческой самореализации и требующих принятия нестандартных решений Не проявляет готовность к самоконтролю и самоуправлению в ситуациях творческой самореализации. Не обладает способностью мобилизовать ресурсы личности, самокритичностью, самоуважением, не стремится к достижению творческого результата и его презентации. Ведет себя пассивно в творческой ситуации: не представляет себя как личность, способную к творческой рефлексии, сомнению, не оценивает достоинства других. Не способен предвидеть развитие ситуации в контексте креативного влияния на творческие достижения Кластер (англ. cluster - скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами [10]. В нашем случае объединение происходит за счет общего признака - творчества. Согласно разработанной авторской диагностике в кластер входят: - творческая активность (целеустремленность, деловитость, наблюдательность, инициативность, настойчивость, решительность, импровизация, работоспособность, предприимчивость, настойчивость, способность предвидеть); - творческая самостоятельность (креативность, открытость, проницательность, деликатность, гибкость, оригинальность, любознательность, согласованность деятельности, находчивость, сознательность); - творческая самоэффективность (организованность, мобильность, изобретательность, самокритичность, творческое сомнение, личностную самобытность, самоорганизованность, самоуважение, рефлексивность). Данная идея позволила ввести понятие кластера в разработанное нами определение творческой самореализации обучающегося по программам подготовки квалифицированных рабочих [11]. Таким образом, творческая самореализация обучающегося характеризуется как кластер интегратив-ных качеств личности (творческая активность, творческая самостоятельность и творческая самоэффективность), определяющих способность мобилизовать собственные внутренние ресурсы, необходимые для преобразовательной деятельности и достижения творческого результата в будущей профессиональной деятельности [Там же]. Проявленность критериев (творческая активность, творческая самостоятельность, творческая самоэффективность) в виде описания их характеристик позволяет охарактеризовать различные уровни актуализации творческой самореализации обучающихся. Поскольку нами рассматривается проблема творческой самореализации обучающихся по профессиональным образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих в контексте компетентностного подхода, с точки зрения их возрастного и профессионального становления, то при разработке критериальных характеристик творческой самореализации нами учитывалась специфика профессионального обучения, отраженная в новых федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Нами разработаны уровни ориентированности на творческую самореализацию, которые отражают ее в модусе проявления ситуативности: трансситуативный - отражает стабильно устойчивое проявление по большинству признаков в различных ситуациях; ситуативный - отражает умеренно устойчивое проявление по отдельным признакам в различных ситуациях; гипоситуативный - отражает крайне редкое, неустойчивое проявление отдельных признаков в различных ситуациях. В целях перевода качественных показателей в количественные каждому проявлению групп критериальных признаков ориентированности обучающихся на творческую самореализацию присвоены соответствующие баллы: «+» - 3 балла; «+» - 2 балла, «-» -1 балл, где «+» - характерно по большинству признаков, «+» - характерно по отдельным признакам и «-» - не характерно. Уровень ориентированности на творческую самореализацию обучающихся в самооценке в различных сферах деятельности определяется интервалами с учетом суммарного балла: трансситуативный - от 36 до 45 и выше баллов, ситуативный - от 21 до 35 баллов, ги-поситуативный - от 0 до 20 баллов. Данный прием позволил познать и описать качественные связи и отношения, оптимизировать собственные педагогические действия по организации экспериментальной работы. В нашем исследовании принимали участие обучающиеся профессиональных образовательных организаций г. Лесосибирска Красноярского края (ГОУ профессиональные училища № 14 и № 48, Красноярский политехнический техникум (Лесосибирский филиал), НОУ СПО Лесосибирский колледж «Знание», Лесосибирский филиал ФГБОУ ВПО «СибГТУ», Лесоси-бирский педагогический институт - филиал СФУ). Экспериментальная работа носила основной и дублирующий характер. Суть дублирующей экспериментальной работы состояла в одновременном создании педагогических условий, которые разрабатывались и реализовались с учетом их результативности для исследуемого процесса. Данная работа осуществлялась по той же системе, что и основная экспериментальная работа. Результаты ее осуществления подтвердили правомерность проводимой основной экспериментальной работы. Нами разработана творческая образовательная программа развития личностных качеств обучающихся в контексте компетентностного подхода. В рамках данной программы обучающиеся профессиональных образовательных организаций получают знания о творчестве, о способах реализации творческого потенциала, актуализируют способы творческой самореализации и обогащают опыт сотворческой деятельности. Данная программа получила название «Творческая активность. Творческая самостоятельность. Творческая самоэффективность» (ТАСС). ТАСС направлена на ориентирование обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих на творческую самореализацию. Рассмотрим более подробно влияние личностных качеств на творческую самореализацию в контексте возрастного и профессионального становления обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих. Нами выделены три модуля реализации творческой образовательной программы по ориентированию обучающихся на творческую самореализацию [9]: - пропедевтический (осознание собственной потребности в ориентировании на творческую самореализацию); - поисковый (накопление потенциала для творческой самореализации через последовательную организацию творческой работы с обучающимися); - праксиологический (развёртывание критериев творческой самореализации посредством организации творческой деятельности). Данные модули выступали как формы проведения учебных и внеучебных занятий, которые создают условия для формирования творческой образовательной программы, обеспечивая преемственность содержания разных уровней проявления творческой самореализации обучающихся и различных схем интеграции основных образовательных программ профессиональных образовательных организаций. Совмещение модульного структурирования творческой образовательной программы с разработанной нами критериальной диагностической программой измерения процесса ориентирования обучающихся на творческую самореализацию позволяет достичь высокого качества дидактического обеспечения. Такой подход обеспечивал формирование компетенций обучающихся по профессии [12]. Пропедевтический модуль нацелен на осознание личностью обучающегося собственной потребности в творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности. Задачами педагога на данном этапе являются: ознакомление обучающихся с понятиями творчества, творческой самореализации, самопрезентации и др.; создание условий для рефлексии; оказание помощи обучающимся в осознании необходимости успешной творческой самореализации. Данный модуль направлен на формирование общекультурных компетенций ФГОС третьего поколения [13, 14], таких как способность владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК-6). Поисковый модуль необходим для педагогического поддерживания обучающихся в овладении качествами творческой самореализации, определении собственной стратегии и стиля творческой самореализации на основе принятия себя и значимого другого. Направлен на развитие компетенций, позволяющих осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК-4); использовать информационно-коммуникаци-онные технологии в профессиональной деятельности (ОК-5). Задачами педагога являются: 1) обогащение умений обеспечивать продуктивные преобразования в творческой деятельности, удовлетворять собственные потребности в творческой активности и творческой самореализации; 2) формирование способности действовать творчески, контролировать импульсивные порывы в творческой обстановке, мобилизовать творческие силы на достижение цели; 3) вооружение способами самовоспитания, саморазвития и самореализации; 4) ориентирование на решение различных задач творческими способами. Т а б л и ц а 2 Данные оценки эффективности исследовательской работы в развитии критериев творческой самореализации (в оценке обучающихся) Качества творческой самореализации Э1 Э2 Удалось Не всегда удалось Скорее не удалось Удалось Не всегда удалось Скорее не удалось 1) творческая активность 10 8 5 9 8 6 2) творческая самостоятельность 19 3 1 14 6 2 3) творческая самоэффективность 12 6 2 10 5 6 Т а б л и ц а 3 Сводные результаты изучения уровня ориентированности на творческую самореализацию на окончание программно-организационного этапа экспериментальной работы (второй контрольный срез) (в самооценке) Сферы деятельности Э1 (32 чел.) К1 (27 чел.) Э2 (30 чел.) К2 (28 чел.) £ Средний балл £ Средний балл £ Средний балл £ Средний балл Познавательная 231 7,2 242 8,9 260 8,7 202 7,2 Гражданско-общественная 210 6,6 182 6,7 240 8 191 6,8 Социально-трудовая 211 6,6 135 5 218 7,3 168 6 Бытовая сфера 194 6 109 4 151 5 148 5,3 Культурно-досуговая 207 6,5 140 5,2 153 5,1 113 4 Обобщённый показатель 1053 32,9 808 29,8 1022 34 822 29,4 Усредненные общие данные 6,58 5,96 6,8 5,88 Уровень ориентированности Ситуативный Ситуативный Ситуативный Ситуативный Т а б л и ц а 4 Сводные данные изучения уровня ориентированности на творческую самореализацию на окончание программно-организационного этапа экспериментальной работы (второй контрольный срез) (в оценке педагога) □ культурно - досуговая Опознавательная асоциально -трудовая Рис. 1. Диаграмма изучения уровня ориентированности обучающихся на творческую самореализацию (в самооценке) Группа Качества творческой самореализации Общие данные по творческой самореализации Творческая активность Творческая самоэффективность Творческая самостоятельность Суммарный балл Усреднённый балл Уровень качества Суммарный балл Усреднённый балл Уровень качества Суммарный балл Усреднённый балл Уровень качества Суммарный балл Усреднённый балл Уровень творческой са-мореали-зации Э1 (32 ч) 78 2,44 с 79 2,47 с 80 2,5 т 237 7,4 Т К1 (27 ч) 65 2,4 с 57 2,1 с 58 2,1 с 180 6,6 С Э2 (30 ч) 64 2,13 с 57 1,9 с 65 2,16 с 186 6,2 С К2 (28 ч) 62 2,21 с 63 2,25 с 55 1,96 с 180 6,42 С 10 8 6 4 2 0% К1 Э1 Э2 К2 □творческая активность Творческая самостоятельность Творческая самоэффективность Рис. 2. Диаграмма изучения уровня ориентированности обучающихся на творческую самореализацию (в оценке педагога) В ходе реализации праксиологического модуля обогащается творческий опыт, раскрываются и реализуются качества творческой самореализации. Задачами педагога являются: 1) создание условий самопринятия и самораскрытия обучающихся; 2) обеспечение безусловного позитивного отношения к творческой деятельности; 3) организация разнообразных форм для свободного выбора творческой деятельности с учётом интересов и индивидуальных особенностей каждой личности; 4) ориентирование на выбор продуктивных творческих стратегий. С учетом проявления ориентированности обучающихся на творческую самореализацию в данном модуле формируются компетенции: способность организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК-2); анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК-3). Каждый из представленных модулей имел завершенный характер, что определило порядок их реализации: от пропедевтического к праксиологическому модулю. Для решения задач реализации потребовалась разработка содержательного наполнения данных модулей и, соответственно, творческой образовательной программы. При реализации пропедевтического модуля использовались лекции и самодиагностические методики [13, 14]. Обучающимися выполнялось задание (составить тезаурус качеств творческой самореализации). Опишем реализацию данного модуля. Подобранные и апробированные лекции носили интерактивный характер. Они позволяли обучающимся быть субъектом осознания проблемы. Обучающиеся готовили информационный материал по проблеме творчества и выступали в ходе лекций с краткими сообщениями. Лекционная работа позволила расширить представление о проблеме, а также способствовала творческой самореализации обучающихся с наиболее выраженным познавательным показателем творческой самореализации. В экспериментальной группе Э1 проявили активность 10 человек, в экспериментальной группе Э2 - 5 человек. На лекции отводилось от 30 до 40 минут. Темы лекций: «Повышение конкурентоспособности выпускника профессиональных образовательных организаций», «Ориентирование обучающихся на успешную творческую самопрезентацию», «Конструирование самообразовательной деятельности обучающихся по формированию их творческой активности», «Сотворчество обучающихся и педагогов в образовательном пространстве», «Индивидуальное самовыражение как способ интеграции обучающихся в социальное пространство». Параллельно с лекциями проводилась самодиагностика. Нами использовались известные методики: «Проверьте свои способности» (Г.Ю. Айзенк), «Са-моактуализационный тест (САТ)» (Э. Шостром, Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман), «Ваш творческий возраст», «Ваш творческий потенциал», «Творческое мышление» (Гилфорд, Торренс, модификация Е. Туник). Данный вид работы был особенно эффективным для обучающихся с ситуативным и гипоситуативным уровнями ориентирования на творческую самореализацию. Низкие результаты диагностики позволили этим обучающимся осознать собственные проблемы и задуматься о необходимости работы над собой. Ведение тезауруса по творческой самореализации было полезно для расширения понятийного аппарата, что также способствовало осознанию обучающимися собственной потребности в творческой активности и творческой самостоятельности. Мы предложили обучающимся занести в тезаурус те понятия, которые, по их мнению, пригодятся им как творческим личностям. Обучающимся было рекомендовано пользоваться специальной литературой, подобранной нами в соответствии с их возрастом, а также конспектами лекций и словарями. По выбранным понятиям можно было судить о степени ориентированности некоторых обучающихся на творческую самореализацию. Важно, что практически все обучающиеся выбирали термин «творчество», что, на наш взгляд, свидетельствует о личностной значимости понимания в контексте возрастного развития старшего подростка. Вместе с тем следует отметить, что отдельные обучающиеся отказались вести тезаурус или подошли к этому формально и на лекциях были пассивны. Это подтвердило наше предположение о том, что для эффективности реализации разработанной нами стратегии необходимо включение в неё поисково-творческого модуля. Реализация поискового модуля связывалась с организацией исследовательской работы и ее творческим наполнением. Так, исследовательская работа «Моя профессия» предполагала осуществление анализа и решения творческих задач, выполнение упражнений (составлени

Ключевые слова

профессиональное образование, квалифицированные рабочие, творческая самореализация, творческая активность, творческая самостоятельность, творческая самоэффективность, vocational education, skilled workers, creative self-realization, creativity, creative independence, creative self-efficacy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Биллер Марина ГеоргиевнаСибирский государственный технологический университетканд. пед. наук, доцент кафедры информационных и технических систем Лесосибирского филиалаarinna3@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. 103 с.
Ткаченко Е.В. Современное состояние и вопросы развития профессионального образования // Вестник МГАУ. Теория и методика про фессионального образования. 2006. № 2 (17). С. 6-10.
Малашкина Н.В. Педагогическая поддержка профессионального становления конкурентоспособного специалиста в учреждении началь ного профессионального образования : автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 2010. 23 с.
Коростылева Л.А. Психология самореализации личности. М. : Речь, 2005. 222 с.
Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: подход к проблеме // Психологическая наука: Традиции, современное состоя ние и перспективы : тез. докл. науч. конференции ИП РАН. М., 1997. С. 52.
Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2001. 280 с.
Балабанова Т.Н. Развитие творческой активности личности в условиях высшего образования : автореф. дис.. канд. социол. наук. Курск, 1999. С. 22.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с. : ил.
Шишкова М.Г. Ориентирование обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих на успешную творческую само реализацию : дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 243 с.
Кластеры качеств // Энциклопедия интеллигентизации отношений. URL: intelligentia.ru / klastery-kachestv.html
Шишкова М.Г. Ориентирование обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих на успешную творческую самореализацию : автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 22 с.
Осипова С.И. Компетентностный подход в контексте качества образования. URL: http://www.fkgpu.ru/conf/12.doc
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по специальности 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). М., 2009. 28 с.
Федеральный институт развития образования: Программы / Министерство образования и науки РФ. URL: http://www.firo.ru/?page_id=1040
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. 2-е изд. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 375 с. : ил.
 Технология разработки образовательной программы, направленной на успешную творческую самореализацию обучающихся | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 71.

Технология разработки образовательной программы, направленной на успешную творческую самореализацию обучающихся | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 71.