Омская этнографическая школа и исследования казахов России | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398.

Омская этнографическая школа и исследования казахов России

Проведен анализ этнографического изучения казахов омскими учеными. Отмечается, что данное направление в Омске сформировалась еще в XIX в., у истоков которого стояли Ч.Ч. Валиханов и Г.Н. Потанин. Приведены основные этапы этнографического изучения казахского народа. Выяснилось, что комплексные исследования казахского населения Западной Сибири начались в 1970-х гг. благодаря деятельности Н.А. Томилова. Его ученики развили казахскую тематику в Омской этнографической школе. Так, например, Ш.К. Ахметова проводит полевые исследования не только в западносибирском регионе, но и в приграничных территориях с Казахстаном. Автор указывает как на достигнутые успехи омских этнографов, так и на перспективные векторы в исследованиях культуры и быта казахов России.

Omsk Ethnographic School and research of Kazakhs of Russia.pdf У истоков Омской этнографической школы стояли такие видные ученые-этнографы, как Ч.Ч. Валиханов, Г.Н. Потанин, Г.Е. Катанаев, М.В. Певцов, А.Е. Новоселов, И.Н. Шухов, И.В. Захарова. Большую работу по этнографическому изучению казахского населения проводил Западно-Сибирский отдел ИРГО, ныне исследования ведут Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, Омский областной государственный историко-краеведческий музей, а также ученые кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета [1. C. 124-130]. Крупнейший представитель Омской этнографической школы, профессор Н.А. Томилов выделил три периода в развитии данной научной школы: I) с 1854 по 1875 г.; II) с 1876 по 1920 г.; III) с 1921 по 1973 г.; IV) с 1974 г. по настоящее время. В I периоде выделены два этапа: 1) 1854-1865 гг. -так называемый научно-этнографический, или ва-лихановский; 2) 1866-1875 гг. - так называемый краеведческо-этнографический. Во II периоде выделены также два этапа: 1) 1876-1904 гг.; 2) 19051920 гг. В III периоде первый этап приходится на 1921-1939 гг., второй - на 1940-1950-е гг., третий - на 1951-1973 гг. В IV периоде Н.А. Томилов выделяет два этапа: 1) 1974-1985 гг.; 2) с 1985 г. по настоящее время. Принципы периодизации истории Омской этнографической школы подробно изложены в статье Н. А. Томилова, поэтому мы ограничимся лишь схематическим упоминанием [1. C. 124-126]. Так, общепризнанной в научном мире Омской этнографической школе более 160 лет, что ставит ее в ряд старейших научных сообществ России. Периодизация истории этнографического изучения казахов Западной Сибири была разработана Ш. К. Ахметовой совместно с Н. А. Томиловым. Ученые выделили три основных взаимосвязанных периода: первый охватывает конец XVIII - середину 70-х гг. XIX в. и характеризуется появлением первых работ по сибирским казахам (труды И.Г. Андреева, И.И. Завалишина, М. Красовского, А.Ф. Миддендор-фа, П. А. Словцова, И. Русанова, А. Букейханова, М. Чорманова, М. А. Шестакова и др.); второй период - конец 70-х гг. XIX в. - первую половину 70-х гг. XX в., связан с исследовательской деятельностью различных научных и музейных учреждений; третий период начался во второй половине 70-х гг. XX в. и продолжается в настоящее время [2. C. 380]. Начиная со второй половины 1970-х гг. этнографическое изучение казахского населения Западной Сибири переходит в новый, качественный в научном и методологическом плане этап в своем развитии. Благодаря исследовательской работе Н.А. Томилова, О.М. Проваторовой (Бронниковой), Г.А. Бояубаевой, и с подключением во второй половине 80-х гг. XX в. Ш. К. Ахметовой город Омск превращается в крупнейший научный центр по изучению казахов России. Омичи сконцентрировали свое внимание на изучении местных казахов [1. C. 127]. Наряду с традиционными историко-этнографи-ческими исследованиями к 1970-м гг. в Западной Сибири сложилось направление, ориентированное на изучение современных этносоциальных процессов в регионе. Формируется научная группа по исследованию этнических процессов в среде местного казахского населения. Неудивительно, что первые этнографические исследования российских казахов были проведены учеными из Омска. Так, под руководством Н. А. Томилова были организованы полевые экспедиции по изучению казахов сельских районов Омского Прииртышья, одна из них получила название «Казахская экспедиция ОмГУ 1976 г.». Эта экспедиция стала традиционной, явилась полевой школой для многих этнографов - казаховедов западносибирской научной школы (О. М. Проваторова (Бронникова), Ш. К. Ахметова, Б. К. Смагулов, А.А. Дайрабаева, А.С. Сарсамбекова, З.Е. Кабульди-нов, А. В. Матвеев, Е. А. Бельгибаев, Б. А. Тынысов и др.) [1. C. 127-1282; 2. C. 16-23]. Омским ученым удалось успешно совместить историко-этнографические и этносоциологические исследования как сельского, так и городского казахского населения западно-сибирского региона, что в итоге позволило проводить системное изучение казахского населения. В рамках обозначенной научной проблемы наибольший интерес представляют исследования, посвященные казахам Омского Прииртышья, выполненные Н. А. Томиловым, Ш. К. Ахметовой, О. М. Проваторовой. Выводы, полученные ими, обеспечивают возможность сравнительного анализа этносоциальных и этнокультурных процессов в региональных сообществах казахов Западной Сибири и ориентируются на определение их в качестве этноло-кальных (этнографических) групп единого казахского этноса [3-5]. На рубеже XX-XXI вв. этническая история и культура казахского населения Российской Федерации стали основным объектом исследования многих этнографов и историков. Этнодемографическое и этнокультурное развитие казахов Алтая исследовалось И.В. Октябрьской [6, 7]. Поминально-погребальную обрядность казахов Сибири изучали Е.А. Бельгибаев [8] и Б.К. Сма-гулов [9]. С 1990-х гг. этнограф Ш.К. Ахметова совместно с этноархеологом И. В. Толпеко проводят интересные этнографо-археологические исследования погребальных и поселенческих комплексов казахов Западной Сибири [10-14]. Большой вклад в изучение этнографии казахов западносибирского региона внесла и продолжает вносить Ш. К. Ахметова, с. н. с. Омского филиала ИАиЭ СО РАН, кандидат наук, доцент, автор многочисленных статей и докладов, нескольких монографий, посвященных различным аспектам этнической истории, культуры и быта казахов Сибири, а также проблемам изучения современных этнокультурных и этносоциальных процессов в среде местного казахского населения [15]. С 2004 г. Шолпан Камалидиновна возглавила Международную казахскую этнографическую экспедицию в российско-казахстанской пограничной зоне. Данная работа проводится совместно с научными сотрудниками и учеными Павлодара и Кокшетау [1. C. 127-128]. Выход в свет в 2002 г. монографии Ш.К. Ахмето-вой «Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде» явился знаковым событием в этнографическом изучении казахов России. В книге была подытожена многолетняя исследовательская работа по выявлению факторов формирования городского населения Западной Сибири определена динамика численности казахов-горожан, охарактеризованы основные направления этнокультурных и этнических процессов в среде городского казахского населения региона [3]. При написании данного труда автор использовал материалы и результаты полевых этнографических и этносоциологических изысканий в среде казахского городского населения Западной Сибири (в городах Омск, Исилькуль, Называевск, Тюка-линск, Карасук, Купино, Куйбышев, Барабинск, Та-тарск). Другой важный труд - совместная работа Ш.К. Ахметовой и Н.А. Томилова «Казахи аула Кас-кат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири», изданная в 2013 г. Здесь мы находим ценные сведения по процессам трансформации традиционных культурных ценностей казахов Западной Сибири, интересны описания особенностей обрядов жизненного цикла и материальной культуры сибирских казахов. Книга в основном состоит из публикации материалов полевой этнографической экспедиции ОмГУ 1976 г. в казахские села Омского Прииртышья. Книга снабжена ценными, информативными очерками Н. А. Томилова по истории этнографического изучения казахов Западной Сибири, об этнической ситуации в Западно-Сибирском регионе в исторический период, Ш. К. Ахметовой - об истории казахского аула Каскат. Наибольший интерес представляет очерк Ш. К. Ахметовой, посвященный традициям и инновациям в культуре казахов Западной Сибири, написанный в том числе и на новейших полевых материалах [2]. Подытоживая вышеизложенное, со всей справедливостью можно заключить, что Омская этнографическая школа внесла существенный вклад в дело научного изучения казахов России, их культуры, быта, а также этнических и этнокультурных процессов. В Х1Х - первой половине ХХ в. шло накопление фактического материала, с 1960-1970-х гг. началось практическое научное исследование группы казахского населения Западной Сибири [16]. В этом деле большая заслуга принадлежит профессору Н.А. То-милову и доценту Ш. К. Ахметовой. Высоко оценивая научно-исследовательскую деятельность омских коллег в этнографическом изучении казахов региона, хотелось бы отметить некоторые моменты, которые можно представить в виде перспективных направлений исследовательской работы. Во-первых, в последние годы не публикуются монографии и научные труды, основанные на материалах новейших полевых исследований казахов западносибирского региона (за исключением книги «Казахи аула Каскат»), уменьшилось число этносоциологи-ческих опросов в среде казахского населения. Несмотря на то что совместные российско-казахстанские комплексные экспедиции проводятся чуть ли не ежегодно с 2004 г. [1. C. 127-128; 2. С. 22; 15. С. 46], широкая научная общественность не осведомлена об их результатах - ни предварительных, ни окончательных. Так, после выхода в свет монографии Ш. К. Ахметовой, посвященной этнокультурным процессам в среде городских казахов, прошло более 13 лет. С продолжительным перерывом в 2013 г. была издана вышеописанная нами совместная книга Н. А. Томилова и Ш. К. Ахметовой, в которой значительный объем заняла публикация полевых материалов Казахской экспедиции ОмГУ 1976 г., но, к сожалению, без научного анализа и выводов [2]. Во-вторых, мы наблюдаем явное снижение научного интереса к этнографии казахов региона со стороны российских ученых, что наглядно видно по составу докладов на Международной научно-практической конференции 2014 г. «Казахи в Евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы». Так, из опубликованных в издании 87 докладов лишь 15 посвящены проблемам истории, культуры и быта казахов России [17]. Следует отметить, что авторами подавляющего числа статей, вошедших в сборник конференции, являются казахстанские ученые: этнологи и археологи. В-третьих, считаем, что Омская этнографическая школа не реализовала пока в полной мере свой научный потенциал для подготовки и написания цельного монографического труда, посвященного полномасштабному раскрытию аспектов традиционной этнографии и тенденций современных этнических и этнокультурных процессов в среде казахского населения Западной Сибири. Условно назовем это издание «Казахи Западной Сибири». Несомненна актуальность такого научного издания, в условиях усиления процессов метисации и ассимиляции сибирских казахов, унификации народной культуры казахов. Не секрет, что с каждым годом безвозратно теряются многие этнокультурные традиции казахов региона и, главное, родной язык активно вытесняется из разговорной среды сельского казахского населения (среди городских казахов он фактически уже не практикуется) [18]. Таким образом, Омская этнографическая школа, имеющая богатую полуторастолетнюю историю, обладает всеми научными и методологическими ресурсами для проведения более плодотворных исследований ключевых проблем истории, культуры и быта казахов России, этнических и этнокультурных процессов в среде современного казахского населения региона Западной Сибири. Научное сообщество также ждет издания материалов Международной Казахской этнографической экспедиции 20042013 гг.

Ключевые слова

ethnography of Kazakhs, history of ethnographic science, Omsk, Kazakhs of Russia, казахи России, этнография казахов, история этнографической науки, Омск

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рахимов Ернур КендибаевичКазахский национальный университет им. Аль-Фараби (г. Алма-Атаканд. ист. наук, докторант кафедры археологии, этнологии и музеологииyernur_rakhimov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Sarsambekova A., Maslov H., Esimova Zh. Ethno Linguistic Processes of the Kazakhs of Western Siberia // Anthropologist (Kamla-Raj, India). 2014. № 18 (2). P. 559-563.
Казахи в Евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы : материалы Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 25-летию региональной общественной организации Сибирский центр казахской культуры «Мeлдiр» / отв. ред. Ш.К. Ахметова, И.В. Толпеко. Омск : Амфора, 2014. 326 с.
Балтабаева К.Н. Российская историография о казахах России // Отан тарихы (Отечественная история). 2014. № 3 (67). С. 66-79.
Балтабаева К.Н., Баймагамбетова А.Ж. История и этнография казахов Западной Сибири в трудах Ш.К. Ахметовой // Исторические знания казахской диаспоры о Казахстане : материалы регионального «круглого стола» (г. Алматы, 31 октября 2013 г.). Алматы : ДYHиежYзi ^азащарыныц ^ауымдастыгы «Атаж^рт» баспа орталыгы, 2013. С. 40-47.
Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Погребальные и поселенческие комплексы казахов юга Западной Сибири // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2008 г. Новосибирск, 2008. Т. 14. С. 292-295.
Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Казахские кладбища Омского Прииртышья как объекты культурно-исторического наследия // Казахи Омского Прииртышья: история и современность. Омск, 2007. С. 28-34.
Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. К проблеме археолого-этнографического изучения поздних погребальных памятников юга Омской области // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 2003. С. 33-34.
Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. К методике этнографо-археологических исследований погребально-культовых памятников казахов Западной Сибири // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 1999. С. 94-97.
Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Поселения и жилища казахов XIX - начала XX в.: перспективы археолого-этнографического исследования // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 1998. Ч. 1. С. 10-12.
Смагулов Б.К. Погребальные комплексы казахов Горьковского района Омской области // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. Омск, 2001. С. 181-187.
Октябрьская И.В. Казахи Южного Алтая. История и современность // Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и культур. Новосибирск, 1995. С. 197-199.
Бельгибаев Е.А. Погребальная обрядность казахов Барнаула // Исторический ежегодник. Омск, 2002. С. 118-123.
Проваторова О.М. Современные этнические процессы у казахов Западной Сибири : автореф. дис.. канд. ист. наук. Л., 1986. 24 с.
Октябрьская И.В. Казахи Южного Алтая: ислам и самоопределение этнической группы // Ислам, общество и культура : материалы Междунар. науч. конфер. (к 600-летию ислама в Сибири). Омск, 1994. С. 115-117.
Томилов Н.А. Казахи Западной Сибири в конце XVI - первой четверти XIX в. // Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1983. С. 68-86.
Томилов Н.А., Ахметова Ш.К. Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири / отв. ред. В.И. Молодин. Омск : Издат. дом «Наука», 2013. 392 с.
Ахметова Ш.К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. Новосибирск : Изд-во ИАиЭ СО РАН, 2002. 104 с.
Томилов Н.А. 160 лет Омскому этнографическому центру и его вклад в изучение казахского народа // Казахи в Евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы : материалы Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 25-летию региональной общественной организации Сибирский центр казахской культуры «Мeлдiр» / отв. ред. Ш.К. Ахметова, И.В. Толпеко. Омск : Амфора, 2014. С. 124-130.
 Омская этнографическая школа и исследования казахов России | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398.

Омская этнографическая школа и исследования казахов России | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398.