Эротическая философия древности направлена не только на повсеместное познание и развитие эротических практик. Для этой философии характерен особый взгляд на Эрос, который полагается как акт телесного и духовного самосовершенствования, развития, творческой и созидательной деятельности. В трактатах философов сочетаются размышления о природе Эроса, его назначении, смысле и конкретные практики, которые позволят раскрыть его потенциал в полной мере. Эротическое действие полагается не как «голая» сексуальность, а как осмысленный процесс, приводящий к бессмертию личности.
Philosophical-cultural analysis of the phenomenon of eroticism as a way of immortality achievement.pdf Не одно столетие в среде философов и мыслителей ведутся споры о феномене бессмертия как о бесконечном акте духовного и телесного бытия человека. С древних времен люди пытаются найти путь к бессмертию с помощью различных духовных обрядов и практик: поклонение богам и жертвоприношения в языческих культурах, целительные практики и физические упражнения в восточных цивилизациях. В современном мире идея вечной жизни не теряет своей актуальности. Благодаря процессу мировой глобализации и возможности за короткий срок преодолевать большие расстояния мы видим, как соединяются воедино идеи Запада и Востока, и многие из них находят оправдание с точки зрения современной медицины (йога, акупунктура). Изучая разные культуры, невольно обращаешь внимание на то, что в каждой из них, затрагивая тему бессмертия, мыслители уделяют особое значение Эросу. Недаром в каждом обществе существует масса правил, табу, нормативных законов, касающихся телесных практик, которые приближают человека к бесконечному бытию. В данной статье мы проанализируем греческий, китайский и индийский взгляды на эротический компонент в практиках, помогающих обрести долголетие и, соответственно, еще на один шаг приблизится к вечной жизни - бессмертию. Мы полагаем, что именно эти цивилизации породили в своей культуре наиболее яркие коннотации эротической составляющей человеческого бытия, исследовав ее во всех проявлениях и выделив из нее те аспекты, которые касаются Эроса, как созидательной силы любви, объединяющей телесное и духовное. Греческий мыслитель Платон в своем труде «Пир» определил Эрос как сильное желание, любовь, прапо-тенцию, приводящую в действие механизм генеалогического порождения мира [1]. Он предложил четыре способа обессмертить человека через Эрос. Во-первых, человеческое бессмертие достигается в акте деторождения. Здесь эротическое стремление воспроизводит потомство и тем самым делает бессмертными родителей, продолжая их в детях. Во-вторых, человеческое бессмертие происходит из творческих потенций человека, которые так же зависят от Эроса [Там же]. В дальнейшем немецкий философ и мыслитель Юнг говорил, что любой творческий акт есть акт созидания, а значит, акт эротического восхождения [2. С. 78]. Третий и четвертый аспекты, по Платону, заключаются в стремлении и любви к красоте, под этим греческий мыслитель подразумевает гносеологическое и эстетическое значение Эроса для бытия личности. В греческой космогонии основатели мира - это Эрос, Хаос и Гея-Земля [1]. В интерпретации Аристотеля Эрос есть олицетворение жизненной энергии, приводящей в движение Хаос (пространство) и Гею (прама-терию) [3. С. 73-75]. Соответственно, пока существует Эрос, существует жизнь. Кроме того, Аристотель полагал, что мужское семя есть основа души в человеке [Там же]. Во многих культурах олицетворением жизни, любви и бессмертия являются союзы между мужчиной и женщиной. Так, в индийской философии мы встречаем легенду об истории любви богов Камы и Оки. Эта легенда рассказывает о споре влюбленных во время свадьбы, о том, чьи чувства сильнее. Пустив друг в друга любовные стрелы, возбуждающие силу страсти, они пронзили и сердца и упали замертво. Их кровь, символизирующая неисчерпаемую силу жизни, которую можно приравнять к понятию либидо, введенную Фрейдом и означающую энергию Эроса, стала потоками двух крупных рек [4. С. 56]. В этой легенде мы можем видеть, как любовь, страсть и Эрос дарят любящим бессмертие. Существует множество трудов в индийской философии, посвященных эротическому аспекту в достижении бессмертия, таких как «Камасутра», ее продолжение «Ветви персика». Они представляют собой этические, эротические трактаты-инструкции, целью которых является обучение мужчин и женщин сексуальным практикам, которые приближают человека к вечной жизни через наслаждение и деторождение. Особое внимание привлекает книга «Тибетская кама-сутра», автор которой тибетский монах Гедун Чопел. Он считал, что Эрос господствует во всем и везде. Сущность эротизма есть движение к экстазу, который становится способом трансформации сознания человека через творческий акт в божественное сознание, а боги бессмертны [5]. Китайская философия более рациональна. В этой культуре мы встречаем большое количество физических практик, направленных на достижение бессмертия: тайцзи, практики дао-цзяо-нэй-гун, оздоровительный цигун и цигун Бодхидхармы - «Канон преобразования мышц и сухожилий» - Ицзинь-цзин. Мыслители Китая говорили о том, что по телу человека циркулирует энергия Ци, которая есть сила, дающая человеку жизнь, а значит, сила Эроса [6]. Люди способны достигнуть долголетия и бессмертия только в том случае, если эта энергия равномерно и свободно циркулирует по телу. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает внутренней гармонией, достигнутой благодаря правильному питанию, отказу от вредных привычек, физическим упражнениям и сексуальным практикам. Энергия Ци понимается как основа жизненной силы (либидо, по Юнгу, который говорил, что Эрос - это часть жизненной силы, но не единственная ее составляющая), и техники ее использования имеют много названий. Одно из них - оздоровительный Цигун. Согласно последним раскопкам в провинции Цинь-Хай, в слоях культуры Маджаяу, датируемой более 5 тыс. лет, найдены свидетельства данных практик. Цигун - старинная буддистская техника, где путем упражнений на сгибание в суставах, придавливания кожи и мышц монахи пытались достигнуть абсолютного здоровья, дающего надежду на бессмертие [7]. Относительно сексуальных практик в Китае считалось нормой максимальная интенсификация половой жизни, что является одним из способов восстановления циркуляции Ци. Если человек не может реализовать энергию либидо, значит, все его мысли будут направлены на возможность реализации своего желания. Соответственно, человек не сможет очистить свой разум и приблизиться к бессмертию. Существовала другая школа, приверженцы которой говорили о том, что для достижения долголетия и приближения к божественному бессмертию необходимо отказаться от всех плотских удовольствий и что высвобождение либидозной энергии приводит к истощению энергии организма, которая необходима для других телесных практик. Китайский эротизм тесно связан с китайской медициной, и каждый половой акт должен быть полезен в первую очередь для мужчины [8. С. 6-7]. Мужской эротизм первостепенен, и его следует развивать. Из этих постулатов исходили сторонники третьей школы. Для них слияние между мужчиной и женщиной становится сакральным процессом, в котором мужчина должен забрать женскую энергию Эроса и при этом не отдать свою, т. е. не осуществить семяизвержение. Семя есть источник мужской силы. Чем больше у мужчины семени, тем сильнее его Эрос и, значит, он может достигнуть долголетия и приблизиться к бессмертию. Таким образом, мы рассмотрели три величайшие культуры, которые познали суть бытия человека и стремились приблизить его к божественному бессмертию с помощью различных практик, среди которых сексуальные техники заняли одну из важных ролей. Энергия Эроса - это сама причина жизни. Она обретает устойчивость и завершенность в цикле могущественного влечения, любовного слияния, зачатия детей, их рождения, воспитания и выхода в большой мир. Человек дает другому человеку жизнь, продолжая себя в своих детях, а значит, приближается к божественному. Эрос и бессмертие - необъятная тема, удивительная красота тантрического союза - одновременно физического и вневременного. Эрос стал божественным проводником к бессмертию. Человек стремится к вечному бытию через стремление к идеалу, через перерождение самого себя, через трансценденцию, через преобразование своего сознания.
Воробьёв Дмитрий Олегович | Оренбургский государственный медицинский университет | ассистент кафедры философии | dratsolonchack@mail.ru |
Пономаренко Надежда Владимировна | Оренбургский государственный медицинский университет | ст. преподаватель кафедры философии | k_philosopher@orgma.ru |
Козлова Анастасия Евгеньевна | Оренбургский государственный медицинский университет | студентка педиатрического факультета | k_philosopher@orgma.ru |
Платон. Пир. URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/20pir.htm (дата обращения: 16.03.2015).
Юнг К.Г. О психической энергии // Юнг К.Г. Структура и динамика психического : пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2008. 480 с.
Аристотель. Метафизика. М. : Эксмо, 2006. 608 с. (Антология мысли). (Перевод в редакции 1934 г.)
Фрейд З. Фазы развития сексуальной организации // Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности : пер. с англ. М. : Азбука, 2010. 256 с.
Гедун Чопел. Тибетский трактат о страсти. URL: http://kamasukha.in/tibet/author (дата обращения: 11.03.2015).
Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб. : Андреев и сыновья, 1993 (изд. 2-е, доп. СПб. : Лань, 1998). URL: http://etor.h1.ru/daoism.htm (дата обращения: 18.03.2015).
«Хуан-ди нэй-цзин», или «Трактат Желтого Императора о внутреннем» / пер. Б. Виногродского. М. : ЛМА, 1996. URL: http://www.qigong.ru/materials/detail_mat.php?lng=r&id=197 (дата обращения: 16.03.2015).
Кобзев А.И. Парадоксы китайского эроса [вступительное слово] // Китайский эрос : науч.-худож. сб. / под ред. А.И. Кобзева. Екатерин бург : Квадрат, 1993. 506 с.