Статья посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере школьного образования Иркутской области. Речь идет о появлении и развитии международных связей в области образования. Показано, что в области происходили процессы выявления, поддержки талантливых и одаренных педагогов и школьников благодаря реализации международных программ и проектов в образовательных организациях региона. На основе анализа данных был сделан вывод о наличии позитивного практического эффекта и необходимости создания новых форм международного сотрудничества на территории региона.
International cooperation and its role in the development of the Irkutsk regional educational system in the post-Soviet .pdf В результате процессов глобализации ученые, политические деятели ведущих стран мира пришли к выводу о необходимости модернизации образования. Однако решить проблему реформирования сферы образования в отдельно взятой стране невозможно, поэтому индустриально развитые страны предпочитали объединяться, чтобы выработать единые подходы к изменению в этой сфере. В постсоветский период Российская Федерация, участвуя в процессах интернационализации, перенимая международный опыт системы управления, внедрения общественных институтов в управление, инновационной педагогических технологий, активно сотрудничала с развитыми странами в различных направлениях образовательной сферы. В России накоплен большой опыт в этой области, многими исследователями представлены различные практики международного сотрудничества в школьном образовании, вместе с тем на примере Иркутской области эта тема изучена недостаточно. Актуальность исследования этой проблемы обусловлена необходимостью изучения, систематизации и анализа накопленного опыта международного сотрудничества в различных направлениях школьной образовательной деятельности для дальнейшего формирования разнообразных форм подобного взаимодействия в регионе. Для включения Российской Федерации в международные образовательные сети, содействия повышению уровня интегрированности российского образования, а также его престижа на международном уровне в 1994 г. по решению Правительства Российской Федерации был создан Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) [1]. В 1997 г. Россией совместно со странами СНГ было подписано «Соглашение по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества независимых государств» [2. С. 27-28]. В декабре 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейскими сообществами. В ст. 63 содержалась информация о сотрудничестве между Россией и Европейскими сообществами [1]. Были разработаны планы участия России на основе программы Сообщества «Темпус» [1]. В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая объединила Казахстан, Киргизию, Китай, Россию, Узбекистан и Таджикистан. В Хартии ШОС был прописан один из принципов деятельности этой организации - научное и культурное взаимодействие. К настоящему времени в регионе ШОС началось формирование единого образовательного пространства [1]. По мнению профессора Ю.А. Зуляра, Болонский процесс способствует созданию единого европейского образовательного пространства [3]. С 2003 г. наша страна также стала участницей Болонского процесса, проявляет активность в реализации различных международных программ [Там же]. Если поначалу сотрудничество России с различными странами касалось в большей степени науки и высшего образования, то различные проекты и соглашения, подписанные Министерством образования РФ, предполагали партнерство во всей сфере образования. Договоры о двустороннем сотрудничестве были подписаны со странами Западной Европы - Германией, Францией, Великобританией, а также с Польшей, Израилем, Китаем [5]. В Российской Федерации проводились международные конкурсы для участников образовательного процесса - школьников и педагогов. Постсоветский период отличался множеством международных мероприятий (семинаров, конференций), на которых рассматривались вопросы воспитания, ключевыми направлениями считались проблемы мира, дружбы, толерантности, демократии и другие гуманистические ценности. В стране появились различные международные общественные объединения - ассоциации, клубы, сообщества, фонды, сотрудничающие с отечественными государственными и общественными структурами по различным направлениям образовательной деятельности. В январе 1996 г. представители Иркутской области участвовали в международном семинаре-совещании «Воспитание мира, дружбы и сотрудничества: подходы, практики, перспективы», который состоялся в г. Москве [7. Л. 1-4]. В рамках этого семинара консолидировались усилия многих ведомств и общественных структур - Ассоциации клубов международной дружбы учащейся молодежи, Министерства образования РФ, Комитета РФ по делам молодежи, Института молодежи, Центрального дома детей железнодорожников министерства путей сообщения РФ, Всероссийского центра художественного творчества учащихся и работников профобразования, Министерства национальностей РФ, Российского союза молодежи, Международного движения «Педагоги за мир и взаимопомощь», Центра педагогики Мира, Международной ассоциации фондов Мира, Московского международного центра содействия ЮНЕСКО, Международного славянского института. Также в семинаре приняли участие руководители и специалисты научно-исследовательских центров и институтов федеральных министерств и ведомств РФ, комитетов и комиссий Администрации субъектов федерации РФ, фондов, ассоциаций, центров, клубов России, СНГ, зарубежных государств, занимающихся проблематикой идей мира, гуманизации, уважения прав и достоинства личности, национального и социального согласия и терпимости к чужому мнению и ненасилия. Основной целью организации и проведения семинара было получение объективной информации об интересах воспитания молодежи, тенденциях его изменения в условиях современных преобразований и поиск подходов для разработки концепции воспитания культуры международного общения молодежи, привлечение внимания государственных учреждений, комитетов, ведомств к деятельности клубов международной дружбы учащихся и молодежи [7. Л. 1-4]. Для ознакомления с опытом работы Ассоциации этих клубов в ноябре 1996 г. в г. Севастополе был организован семинар российско-украинских руководителей и активистов клубов международной дружбы и центров дипломатии «Интересы воспитания в условиях новой реальности» [Там же. Л. 6]. Министерство образования России совместно с Ассоциацией клубов международной дружбы учащейся молодежи, другими заинтересованными организациями в 1997 г. организовали Международный детско-юношеский фестиваль мира, дружбы и творчества «Содружество 97», посвященный Году согласия и примирения. В фестивале приняли участие около 500 активистов клубов международной дружбы [8. Л. 12]. В рамках международного сотрудничества действовала Программа по обмену школьниками «Акт в поддержку свободы», проводимая Информационным агентством США при участии Американского совета преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ) и поддержке Министерства образования РФ [9. Л. 2]. Эта Программа начала работать в результате межправительственного Российско-Американского соглашения. Она финансировалась правительством США и координировалась Информационным Агентством США [Там же. Л. 4]. «Акт в поддержку свободы» действовал на протяжении многих лет и проводился в разных регионах страны [10. Л. 1-4, 1617, 48-59]. Интересный и разнообразный опыт международного сотрудничества накоплен в Иркутской области. Главным субъектом реализации этой политики в регионе являлось Главное управление народного образования администрации Иркутской области (далее ГлавУНО). Так, например, ГлавУНО активно участвовало в программе «Акт в поддержку свободы». В Иркутской области региональным представителем реализации этой программы был Пол Хоглэнд -директор Новосибирского офиса «Акт в поддержку свободы» [9. Л. 2]. От управления образования области координаторами были А.К. Костин, заместитель начальника ГлавУНО, и А.П. Лесняк, ведущий специалист ГлавУНО. Ее итогом было обучение школьников, победивших в конкурсе, в средних учебных заведениях США. Первые финалисты из области уехали на обучение в 1995 г. [Там же. Л. 2-12]. Этот международный конкурс в регионе стал традиционным [9. Л. 12; 10. Л. 5, 13; 11. Л. 150; 12. Л. 135, 221; 13. Л. 95; 14. Л. 12; 15. Л. 35; 16. Л. 48; 17. Л. 5-6, 9]. По количеству выбранных финалистов Иркутская область в течении ряда лет занимала 1-е место по Сибирскому федеральному округу [17. Л. 5]. В 1996-1997 гг. 10 финалистов из Ангарска, Иркутска, Саянска, Братска, Усолье-Сибирского, Иркутского района, Шеле-хова, Кутулика были распределены в США в штаты Калифорния, Мичиган, Миннесота, Огайо, Кентукки, Техас, Миссури, Невада, Вашингтон, Северная Каролина, Нью Хэмпшир [10. Л. 1, 9]. За 5 лет существования программы иркутские школьники побывали на обучение и в других штатах США - Иллинойс, Алабама, Оклахома, Айдахо, Миннесота, Юта, Джорджия, Пенсильвания [17. Л. 2-4; 18. Л. 174]. От ГлавУНО долгое время курировал программы международного сотрудничества, реализовывавшиеся в Иркутской области, Александр Константинович Костин, профессор, доктор педагогических наук. Он окончил Иркутский государственный педагогический университет, Сибирскую Академию государственной службы. С 1977 по 1990 г. проработал в Карлукской средней школе, сначала старшим пионервожатым, а затем директором. Два года был заместителем директора экспериментальной школы № 47 г. Иркутска. До 1995 г. возглавлял отдел образования администрации Октябрьского района г. Иркутска. С 1995 по 2006 г. -заместитель начальника ГУОиПО администрации Иркутской области. С 2007 по 2012 г. был руководителем Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области. Под руководством А.К. Костина были разработаны Концепция развития образования в Иркутской области, региональные мероприятия по реализации Концепции модернизации российского образования, комплексная областная целевая программа «Здоровье и образование», региональные проекты по организации профильного и предпрофильного обучения школьников, дополнительного образования детей через проведение летних школ и НПК для одаренных детей с вузами. Также Александр Константинович является автором идеи образовательного форума «Образование Приангарья». В соответствии с договором о международном сотрудничестве с межрегиональной компанией «Ди Би Си» (Direct Book Company) официальным дистрибьютором британских, американских и немецких издательств учебной методической литературы для обеспечения доступа к международной практике обучения иностранных языков в 1998 г. проводился областной конкурс сочинений по английскому и немецкому языкам для учащихся 5-11-х классов образовательных учреждений [13. Л. 62]. На территории Иркутской области традиционным становилось проведение Российско-Американского конкурса преподавателей английского языка и страноведения США. Конкурс проводился в целях выявления и поддержки талантливых учителей английского языка, распространения передового опыта в области преподавания иностранного языка, содействия установлению и развитию прямых партнерских связей между образовательными учреждениями России и США [13. Л. 180-181; 16. Л. 48]. С 1998 г. преподаватели английского языка Иркутской области участвовали в этом конкурсе [16. Л. 48]. Организационными вопросами по проведению конкурса в России занимался Американский совет по сотрудничеству в области образования и изучения иностранных языков (далее АКСЕЛС). Региональное представительство АКСЕЛС находилось в г. Новосибирске [13. Л. 180181]. В состав региональной отборочной комиссии входили специалисты ГлавУНО, преподаватели ИГПИ, профессора Сибирско-Американского факультета менеджмента ИГУ - граждане США, редактор газеты «Приангарье», преподаватель лицея г. Иркутска, сотрудники агентства «Комсомольская правда -Байкал» [14. Л. 10-11; 19. Л. 40-41; 20. Л. 157; 21. Л. 2]. Первыми финалистами конкурса стали Т.И. Гладыш (СШ № 27 г. Ангарск), А.М. Савченко (лицей ИГУ г. Иркутск), О.В. Медведева (СШ № 47 г. Иркутск), О.А. Винярская (СШ № 44 г. Иркутск), И.В. Коваль (СШ № 2 г. Свирск), Т.Т. Вяткина (СШ № 27 г. Ангарск) [22. Л. 174]. В 1997 г. в регионе стартовал Российско-Британский проект по экспертизе учебных курсов английского языка для использования в российской системе начального и среднего образования, он осуществлялся в соответствии с договором между Ассоциацией «Информационные технологии в образовании» (ИНТО) и Министерством общего и профессионального образования РФ [23. Л. 193-194]. Для апробации учебно-методических комплектов по английскому языку был создан пилотный проект, в котором приняли участие образовательные организации области. Проект был нацелен на ознакомление с современной обучающей технологией на базе учебно-методического комплектования издательства Оксфордского университета, выявления направлений их адаптации для различных типов образовательных учреждений и выработки практических рекомендаций для учителей. В 1998 г. в реализации проекта участвовали лицей № 1 г. Ангарска, средняя школа № 26 с углубленным изучением английского языка г. Иркутска [12. Л. 56]. Для подведения итогов апробации проводился семинар-совещание по теме «Современные технологии в обучении английскому языку. Опыт издательства Оксфордского университета» [12. Л. 58]. В 1998 г. рамках реализации проекта и в целях ознакомления с участниками-пилотами делегация британского издательства Оксфордского университета побывала в Иркутске в составе Т. Рида, директора консалтинговой фирмы издательства, П. Мона, регионального директора по продажам издательства OUP в Центральной и Восточной Европе, Х. Свойсиковой, заместителя Главы Московского представительства OUP, А. Д. Авериной, директора Ассоциации «Информационные технологии в образовании» [15. Л. 23; 18. Л. 67; 21. Л. 193-194]. Как следствие международного сотрудничества в стране происходила дифференциация обучения -профильные классы, классы и школы с углубленным изучением отдельных предметов, образовательные учреждения нового типы (лицеи, гимназии), негосударственные образовательные учреждения. Таким образом, в России реализовывалось одно из важных направлений дифференцированного обучения - программа международного сотрудничества по выявлению, обучению и развитию одаренных детей. Иркутская область не явилась исключением. В регионе в 1990/91 учебном году работало 5 учреждений образования нового типа, в них обучаются 1 350 учащихся [24. Л. 13-18]. За 2 года (1998-1999 гг.) в области было аттестовано и аккредитовано 28 учреждений образования нового типа, 5 негосударственных образовательных учреждений [12. Л. 223; 14. Л. 82, 84, 85, 134; 15. Л. 49-50, 60, 77, 83, 86, 97, 115-116, 119, 156, 179, 181, 184; 18. Л. 39, 64, 216-217, 234; 21. Л. 9, 30, 54; 25. Л. 89, 110, 112-115, 166, 208; 27. Л. 19, 37, 98, 107; 28. Л. 29, 65, 77, 101, 119, 172, 182-183, 186-187, 236]. Важным направлением в региональном образовании становилось развитие системы углубления и профильного обучения. Стабильным это направление становится в городах Иркутске, Нижнеудинске, Саян-ске, Черемхово, Шелехове, Усольском и Слюдянском районах. К 1996 г. в классах углубленного и профильного обучения насчитывалось 47 692 ученика (в 1994/95 учебном году - 39 755 учеников). Традиционными стали такие профили обучения, как физико-математический, химико-биологический, гуманитарный, и оформились новые - литература-история-иностранный язык; математика - физика-химия и т. д. [29; 30. Л. 1-12, 22-27]. Иркутское отделение международной общественной организации «Лига защиты культуры» совместно с ГУОиПО в мае 1999 г. провели семинар по теме «Гуманистическая педагогика» с участием академика Ш.А. Амонашвили [28. Л. 109]. Итогом изучения международной педагогической мысли, в частности Р. Штейнера, и сотрудничества по вопросам педагогики стало появление в г. Иркутске Вальдорфской школы. В 1989 г. участники «Клуба молодых педагогов» были приглашены на телепередачу для встречи с учителями и выпускниками валь-дорфской школы из Штутгарта, приехавшими в Иркутск. Иркутская Вальдорфская школа (исполнительный директор В.П. Штрассер) открылась в 1994 г. как результат совместных усилий педагогов-новаторов и «педотрядовского» движения, после участия в Валь-дорфском педагогическом семинаре при антропософском педагогическом Центре «Вальдорфский импульс» в 1992 г. [31, 32]. Основателями школы были выпускники ИГУ -Виктор Павлович Штрассер, директор; Марина Про-копьевна Лидина, учитель математики; Ирина Плато-новна Шендерова, журналист, учитель рукоделия и Альфия Салтановна Большакова, выпускница ИГПУ, учитель музыки и флейты, музыкальный терапевт. Гимназия № 1 г. Усолье-Сибирского (директор С. А. Кривобоков) вышла за рамки территориального пространства региона [33, 34]. В 1996 г. на базе гимназии был открыт польский класс, не имеющий аналогов от Урала до Дальнего Востока [34]. В связи с этим 29 мая 2009 г. город посетил генеральный консул Республики Польша в г. Иркутске Кшиштоф Чай-ковски [33]. Сергей Анатольевич Кривобоков, выпускник ИГПИ, до прихода в гимназию работал в Слюдянском Районо, был заместителем директора Усольского педагогического училища. За активную деятельность по изучению польской культуры в гимназии Сергей Анатольевич удостоен наград польского правительства. География международных связей управления образованием Иркутской области была очень разнообразна. В 1993 г. у региона возникли партнерские отношения в области образования и культуры с Южной Кореей [35. Л. 66]. С 1993 г. в области действовала программа сотрудничества Министерства образования РФ и Министерства среднего образования Провинции Альберта (Канада) [36. Л. 23]. В 1998 г. было подписано соглашение между губернатором префектуры Исикава и губернатором Иркутской области. В рамках международной программы «XXI век - крылья молодежи» делегация Иркутской области побывала в Японии [27. Л. 216-219]. Также был заключен договор о сотрудничестве между администрацией Иркутской области и префектурой Канадзава (Япония). В 1999 г. состоялся обмен делегациями [13. Л. 148]. При модернизации системы управления образования российскими учеными активно использовался международный опыт. Внедрение модели школьных управляющих советов началось с 2002 г. в рамках Федеральной программы развития образования [37]. В реализации этого проекта большую роль сыграли проекты некоммерческих организаций и фондов (Британский совет, Совет по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС), НФПК, Фонд «Новая Евразия» и др.) [38. С. 12]. Внедрение модели школьных управляющих советов в Иркутской области начиналось с 2006 г. Новый взгляд на общественно-ориентированное образование как на философию образования в России появился после создания Красноярского центра «Сотрудничество на местном уровне» в ноябре 1996 г. по инициативе активистов американской некоммерческой организации ЕСНО, сибирских педагогов и активистов некоммерческого сектора Сибири, считавших главной целью этого центра развитие гражданской активности на местном уровне через развитие общественно-активных школ (ОАШ) [39. С. 47-52]. Модель ОАШ как школы, реализующей концепцию общественно-ориентированного обучения, была разработана на основе изучения опыта мирового движения общественно-активных школ и российских образовательных традиций. Эту модель активно поддерживали Фонды Чарльза Стюарта Мотта, Генри Форда, Московское представительство Фонда «Евразия». В 1997-1998 гг. Центром «Сотрудничество» была реализована программа по подготовке кадров для общественно-активных школ в 1999-2000 модель ОАШ стала востребована за пределами Сибири после активной дискуссии об общественной составляющей в образовании. Модель была представлена в экономическом совете Министерства образования РФ и получила одобрение. Добровольцы общественно-активных школ из Иркутской области в 2002 г. принимали участие в акции «Весенняя неделя добра», организованной Центром «Сотрудничество» на местном уровне. Однако, в отличие от других сибирских регионов, до 2005 г. в Иркутской области идея ОАШ не имела широкого распространения. В регионе с 1993 г. получили поддержку международные программы экологической направленности, например программа обмена школьников «Школа к школе», проводимая международной организацией США FFA (Будущие фермеры Америки) и МБФ «Возрождение земли Сибирской» при поддержке Гла-вУНО. Областной станцией юных натуралистов была организована совместная российско-американская смена в лагере «Юный фермер» (июнь - июль 1995 г.) [27. Л. 45; 39. С. 233]. В июне 1998 г. в Иркутске прошла международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам экологии и развития сельского хозяйства [40-42]. В рамках международного сотрудничества происходило взаимодействие ГлавУНО с благотворительными международными организациями, от которых поступали финансовые средства. Финансовые средства распределялись между детскими домами для приобретения лекарств, оборудования медицинских кабинетов и пр. Благотворительные средства постоянно поступали от международных агентств США «Дар любви», «Христианские усыновления по всему миру», «Медицинский фонд и милосердие», «План», «Ворд-Вайт», «Детская надежда», Международного центра усыновления, Международной гуманитарной медицинской ассоциации [12. Л. 184-185, 192-193, 220; 13. Л. 44-48; 14. Л. 110; 16. Л. 2327. Л. 52, 187, 255; 18. Л. 18, 118, 182, 223; 22. Л. 25; 25. Л. 37; 29. Л. 46, 64, 94, 190; 43. Л. 10]. ГлавУНО активно взаимодействовало с Иркутским областным комитетом общества Красного Креста (председатель Ю.Д. Ивастьянов). Детские дома и школы-интернаты, ПТУ получали международную гуманитарную помощь по программе «Продовольствие ради прогресса» по линии Красного Креста -медикаменты [25. Л. 37; 43. С. 139]. К сожалению, наше образование в 90-е гг. XX в. было настолько нищим, что принимали любую помощь, несмотря на некорректное название программ. Таким образом, международное сотрудничество в регионе осуществлялось по ряду направлений: система внедрения в управление принципа государственно-общественного управления, участие в международных конкурсах преподавателей и учащихся, обмен школьников, семинары и конференции по вопросам воспитания и образования, двусторонние соглашения с Японией, Польшей, Южной Кореей, получение благотворительной помощи, внедрение в систему образования мировых передовых педагогических технологий. Подобное взаимодействие происходило при активном участии различных международных общественных организаций (ЕСНО, АКСЕЛС, АЙРЕКС, Красный Крест и др.) и благотворительных фондов («Ворд-Вайт», «План», «Детская надежда» и др.). В результате анализа практики международного сотрудничества в образовании Иркутской области (1992-2005 гг.) можно сказать, что открытое постсоветское пространство дало возможность российскому обществу познакомиться и изучить международную образовательную систему экономически развитых стран. ГлавУНО, педагоги-новаторы оказались открытыми для диалога, что позволило им, используя опыт и помощь различных международных структур, внести позитивные изменения в сферу образования региона. У школьников появилась возможность изучать страноведение вживую. Местоположение региона дало возможность расширить географию международных связей и сотрудничать со странами, имеющими диаметрально противоположную образовательную среду. Подобную практику региона следует в дальнейшем активно развивать и поддерживать двусторонние соглашения в области образования региона и отдельных образовательных организаций с целью более полного изучения образовательных систем конкретных стран для выявления положительного опыта. Необходимо в дальнейшем поддерживать сложившиеся формы подобного сотрудничества и развивать новые, так как для образования региона это имеет положительные последствия.
Национальный фонд подготовки кадров. URL: http://intpr.ntf.ru/p55aa1.html (дата обращения: 24.03.2015).
Образование: региональные проблемы качества управления / М.А. Головчин. Вологда, 2012.
Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена, С.А. Медведева. М., 2005.
Кананыкина Е.С. Двустороннее международное сотрудничество Российской Федерации в сфере образования: правовые аспекты // Меж дународное публичное и частное право. 2007 № 4.
Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1608.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1801.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1856.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1944.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1785.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1729.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1837.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1897.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1943.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1890.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1838.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1843.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1884.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1782.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д.1946.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1947.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1835.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 2003.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1611.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1945.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1834.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1886.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1885.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1731.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1790.
Вальдорфский семинар. URL: http://www.waldorf-seminar.ru/about/history.php (дата обращения: 03.02.2013).
Иркутская вальдорфская школа. URL: http://www.iws.baikal.ru/spec_sector/edu/ (дата обращения: 07.02.2013).
Рожанский М.Я. Отчет о реализации проекта «Инновационные школы и городское сообщество Сибири (период социокультурных трансформаций)». URL: http://ps. 1september.ru/article.php?ID=200007111http://cnsio. irkutsk.ru/aboute/index.htm (дата обращения: 29.01.2013).
Гимназия № 1 (Усолье-Сибирское). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 02.02.2013).
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1645.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1644.
Федеральная целевая программа развития образования до 2002 г. URL: Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/10164072 (дата обращения: 06.11.2012).
Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки / С.Г. Косарецкий и др. М., 2010.
Российская модель общественно-активной школы / сост. И.В. Валюшицкая, Н.А. Максименко, Е.В. Насонова. Красноярск, 2006.
Зуляр Ю.А. Байкальское экологическое движение // «Банзаровские чтения - 2» : тез. и докл. Междунар. науч.-теорет. конф., посвящ. 175-летию с дня рождения Доржи Банзарова. Улан-Удэ, 1997.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1728.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1734.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 2002.
ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1726.