Механизм гомеостаза применителен не только к физиологии, но и к психологии личности. С момента рождения человек вынужден приспосабливаться к условиям окружающей среды, избирая наиболее удобный способ взаимодействия с ней. Этот способ реализуется все чаще, повторяясь и становясь привычным для личности, закладываясь в основу системы ее взаимоотношений с окружающей средой, определяя жизненный сценарий, который будет реализовываться им с учетом такой системы.
The mechanism of homeostasis in the biographical method of forensic investigation of the personality.pdf Криминалистическое исследование личности допрашиваемого связано с необходимостью обеспечения эффективности подготовки и достижения целей допроса, одновременно с этим оно сопряжено с рядом трудностей, которые проявляются в процессе ее реализации. При множестве различных подходов, с позиции которых рекомендуется проводить криминалистическое исследование личности допрашиваемого, в криминалистической науке имеется единство понимания того, что, во-первых, личность допрашиваемого криминалистически целесообразно изучать, во-вторых, личность допрашиваемого поддается изучению и, в-третьих, чем в более полном объеме личность допрашиваемого изучена, тем больше возможностей при подготовке к ее допросу и тем выше вероятность того, что криминалистически значимые задачи и цели будут решены и достигнуты. Обратим внимание на второй пункт, согласно которому личность допрашиваемого является познаваемой и она поддается изучению при имеющихся в современной науке научных методах познания. Существующие в распоряжении психологической, криминалистической и ряде других наук о человеке сведения дают возможность утверждать, что личность подчиняется определенным закономерностям и знание этих закономерностей позволяет познавать личность, выстраивая сведения о ней в систему. Из биологической науки и физиологии известно, что для существования любого живого организма необходима энергия. Всякая энергия исчерпывается, потребляясь и расходуясь, на поддержание существования живого организма. Чтобы восполнить израсходованные запасы энергии, ее необходимо потреблять. Использование энергии живыми организмами связано с потреблением органических веществ и соединений, которое известно всем как процесс питания. Человек является живым организмом, что обоснованно распространяет на него обозначенную закономерность. Говоря о психологической составляющей человека, т. е. о его личности, нельзя не сказать о ее связи с физиологической составляющей. По существу, первичной функцией, которую личность исполняет по отношению к организму, является обслуживание его потребностей и поддержание его состояния на уровне, допускающем существование. Остальные функции уже следуют за ней, поскольку иначе человек постоянно стремился бы реализовать свой творческий потенциал, познавать и самовыражаться, игнорируя базовые физиологические потребности: голод, нужду и сон, что в конечном итоге привело бы к расстройству его здоровья, падению работоспособности и гибели. Данное утверждение подтверждается тем фактом, что вне тела личность не существует. С самого рождения личность приобретает навыки выживания в окружающей среде, поскольку это продиктовано жизненной необходимостью. Механизмом, который позволяет сбалансировать человеческие возможности и потенциал с факторами окружающей среды, является гомеостаз. Его существование обусловлено рядом следующих закономерностей: 1. Существование живого организма без энергии невозможно. 2. Энергия расходуется на поддержание жизни организма. 3. Дефицит энергии приводит к проблемам и расстройствам здоровья, а впоследствии к необратимой утрате жизнеспособности живым организмом. 4. Восполнение энергии требует поиска, добычи и потребления ресурсов, которые способны эту энергию восстанавливать. 5. В условиях ограниченности ресурсов (их объем может варьироваться и зависит от окружающей среды, в которой проживает человек, что, однако, не делает их запасы неисчерпаемыми), непрерывного расхода энергии (энергия расходуется постоянно, вопрос лишь в скорости процесса расхода) с течением времени требуется оптимизация процесса поиска, добычи и потребления ресурсов, которые являются источниками энергии, необходимой для существования живого организма. Проблема оптимизации решена эволюцией человека посредством наличия у него механизма гомео-стаза. С момента рождения и в процессе развития человек имеет генетическую предрасположенность к определенной совокупности того или иного вида деятельности. Именно по этой причине уже в детстве разница в способностях у детей очевидна: у одних проявляется склонность к музыке, у других - к работе с мелкими предметами, у третьих - к рисованию и т.д. Процесс развития и взросления сопровождается осознанием человеком своих возможностей для их реализации. С учетом факторов окружающей среды он развивается так, что у него формируется совокупность привычек достигать удовлетворения своих потребностей тем или иным способом, обеспечивая свою жизнеспособность. Общество является наиболее распространенной средой, в которой рождается, развивается и проживает человек. Члены общества потенциально способны влиять на удовлетворение человеком своих потребностей и обеспечение существования. Подобное может, в разной степени, как способствовать реализации им привычного образа жизни и взаимодействия с обществом, так и противоречить. За примером можно обратиться к традиционной семье, где есть ребенок младенческого возраста. В младенчестве дети не обладают навыком речи, физически еще не способны обеспечить себе выживание и зависимы от членов общества. Чаще всего это родители и другие родственники ребенка. Является бесспорным факт, что вне общества новорожденный имеет незначительные шансы на выживание. Чтобы сообщить о необходимой потребности, он использует крики, плач и различные звуки. В процессе развития ребенок учится самостоятельно говорить, двигаться, приобретая навыки, необходимые для самостоятельного выживания. При этом формируется его индивидуальность, выражающаяся в походке, движениях, голосе и особенностях его речи [1. С. 159]. Вместе с тем, даже освоив речь, он все равно будет периодически прибегать к эффективному ранее способу общения - крику, плачу и т.д. Особенно, когда ему в чем-то отказывают, ограничивают или что-то запрещают. В дальнейшем способы взаимодействия человека с внешним миром становятся привычными из-за периодических повторов. Именно они становятся оптимальными, характерными и, чаще всего наименее энергозатратными для личности, в разной степени проявляясь в ее биографии. Обретение новых эффективных форм взаимодействия является непривычным, более того, на их приобретение и отработку также требуется энергия. К примеру, некоторые факты из биографии личности могут оказать значительное влияние на ее поведение при допросе. Из вышесказанного следует, что из всех доступных личности жизненных сценариев будет реализовываться отражающий наиболее привычные способы существования в окружающей среде. Таким образом, гомеостаз проявляется в жизненном сценарии личности человека как наиболее привычный для него способ взаимодействия с окружающей средой и людьми, обеспечения жизнеспособности и выживания посредством достижения целостности, стабильности и удовлетворенности физиологических и психологических потребностей. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию проведения опроса среди работающих граждан о сохранении, увеличении или уменьшении размера заработной платы без изменений условии, места и характера работы. Располагая достаточными знаниями о закономерностях осуществления личностью своей жизнедеятельности, ее организации, можно с уверенностью утверждать, что подавляющее большинство согласилось бы увеличить размер своей зарплаты. В большинстве случаев такой вариант ответа согласуется с психологической стабильностью людей. Очевидность результата предполагаемого опроса вытекает из того, что деньги являются универсальным ресурсом, легко конвертируемым в любое благо, которое удовлетворяет как физиологические, так и психологические потребности человека. Другим примером может служить нежелание большинства жителей крупных мегаполисов жить в деревне, где им понадобится приобретать навыки ухода за скотом, растениями и огородом. Упомянутых навыков у горожан нет в силу отсутствия подобной необходимости в условиях проживания в крупном мегаполисе: окружающая среда выдвигает своим обитателям совершенно иные требования. Данный пример не относится к тем, кто имеет свой дачный участок или в прошлом проживал в деревне. Центральным источником информации о личности допрашиваемого является его биография. Основным преимуществом биографии по сравнению с другими источниками криминалистически значимой информации о личности допрашиваемого являются наибольшая целостность, хронологическая структурированность и, как следствие, системность отраженных в ней сведений. Биография фиксирует основные векторы развития личности допрашиваемого, позволяя выявить причинно-следственные связи между его решениями в определенных жизненных моментах, событиями и его реакциями на них, отражение тех или иных факторов окружающей среды, обстоятельств, ситуаций в организации им своей жизнедеятельности. Все это создает необходимые условия для исследования генезиса личности допрашиваемого, привычной для него системы взаимоотношений, понимания и взаимодействия с окружающим миром и с людьми, а также характерного для него способа организации своей жизнедеятельности. Наиболее эффективным методом криминалистического исследования личности допрашиваемого является биографический. Данный метод позволяет работать с биографическими фактами, систематизировать их, анализировать, выявляя закономерности и причинно-следственные связи между ними и, что самое важное, отвечать на вопрос: «Какие свойства личности предопределили данный выбор?» [2. C. 168]. Являясь целой системой, в которой не только содержится набор данных о личности допрашиваемого, но еще и отражены закономерности проявления механизма гомеостаза, адаптации и организации своей жизнедеятельности для решения криминалистических задач и достижения криминалистически значимых целей, обозначенный метод имеет значительное преимущество перед другими методам криминалистического исследования личности допрашиваемого. Постулируемое утверждение базируется на имеющихся у биографического метода преимуществах и недостатках: несмотря на ощутимый объем данных о личности допрашиваемого, вероятности их полного или частичного искажения и (или) утраты и ряда других сложностей, именно этот метод в большей степени дает целостную картину о генезисе личности допрашиваемого. В современной криминалистической науке биографический метод изучен в недостаточной степени, несмотря на то, что еще в советское время профессор Н.Т. Ведерников неоднократно писал о нем [3. С. 240]. Биографический факт, после которого условия жизни личности допрашиваемого существенно изменяются (выбор места обучения, места жительства, места работы, брак, развод, совершение общественно значимых действий, вступление в различные организации и т. п.), представляет наибольший интерес. Выстроив в систему подобные моменты, можно выявить закономерности функционирования механизма го-меостаза применительно к адаптации человека в условиях окружающей среды, в обществе, привычные для него формы приспособления к различным факторам окружающей среды и организации своей жизнедеятельности, выражающиеся в реализации им наиболее оптимального жизненного сценария. Каждый выбор, который человек делает, решение, которое он принимает, настойчивость, с которой он реализует принятое решение, отражает свойства его личности, выстраиваясь в целостную биографическую картину, в которой проявляется реализация им своего жизненного сценария и которую можно выявить и исследовать посредством биографического метода. Таким образом, механизм гомеостаза в системе биографического метода криминалистического исследования личности имеет основополагающее значение. Это связано с существованием механизма гомеостаза, который позволяет изучать личность допрашиваемого с ретроспективной точки зрения, что неоднократно обосновывалось выше, но и предоставляет возможность для построения моделей наиболее возможных вариантов действий с ее стороны. Последнее позволит еще на этапе подготовки к допросу спрогнозировать характерные реакции личности на различные методы психологического воздействия на допросе.
Алексеева Т.А. Криминалистическая характеристика содержательности как структурного элемента устной речи // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378.
Ахмедшин Р.Л. Юридическая психология: курс лекций. Томск : Эль Контент, 2011. 228 с.
Ведерников Н.Т. Избранные труды. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. Т. 1. 250 с.