Роль и потенциал малых городов в развитии региона (на примере Краснодарского края) | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399.

Роль и потенциал малых городов в развитии региона (на примере Краснодарского края)

Рассматриваются роль и проблемы малых городов с учетом их места в системе расселения в регионе. Показана неравномерность размещения малых городов в территориальной структуре Краснодарского края. Исследовано положение малых городов края, показаны проблемы и возможности их развития. Выявлена необходимость разработки мер для поддержки малых городов. Предложено создание Региональной ассоциации поддержки малых городов Краснодарского края.

The role and potential of small towns in the development of the region (a case study of Krasnodar Krai).pdf Большинство населения нашей страны сегодня проживают в городах. В экономическом плане города обеспечивают концентрацию экономических ресурсов, способствуют развитию экономических и социальных отношений, оказывают самое активное влияние на социально-экономическое развитие региона. Вместе с тем это влияние неоднородно и во многом зависит от размера и типа города. Хотя в характере жизнедеятельности городов можно выделить много общего, их собственное социально-экономическое положение, уровень влияния на окружающую территорию различаются. Особой категорией городов являются малые города. Их особая роль проявляется в том, что малые города сильнее, чем крупные городские пункты, интегрированы в жизнь сельской местности. Малые города играют те же функции для близлежащих поселений, что и крупные мегаполисы в регионе, являясь центрами экономической, социальной, культурной, политической жизни территорий. Влияние таких городов далеко выходит за пределы их административных границ, особенно оно велико на уровне небольших сельских сообществ [1]. В настоящее время развитие малых городов России происходит медленно и сложно. Здесь рельефно проявляются многочисленные экономические, социальные, политические и другие проблемы. Некоторые малые города справляются с ними, приобретают «новое дыхание», другие балансируют на грани выживания, третьи деградируют, превращаясь в села. Серьезной проблемой является постепенное исчезновение многих сельских населенных пунктов в связи с оттоком жителей в более крупные города, т. е. происходит «обезлюдивание» определенных территорий. Следует отметить, что в свое время, будучи главой Минэкономразвития, Эльвира Набиуллина заявила, что правительство считает необходимым сворачивание государственных функций в малых и средних городах. В России слишком много неперспективных, неконкурентоспособных малых и средних городов, постепенно пустеющих из-за оттока жителей в мегаполисы. В этой связи бюджетная поддержка малых и средних городов неэффективна и нецелесообразна. Куда правильнее, по мнению бывшего министра экономики, потратить деньги на развитие городов-миллионников. Таким образом, государство решило снять с себя ответственность за поддержание на должном уровне жизни в малых городах [2]. Однако, во-первых, в России сейчас пустеют не столько малые города, сколько в большей степени сельские населенные пункты. Во-вторых, как полагают специалисты, кризис малых городов - это вовсе не результат их будто бы недостаточной конкурентоспособности, а следствие ошибок реформирования страны и политики централизации финансовых ресурсов, которая проводилась и продолжает проводиться в нашей стране [3]. Многие малые города - это активно действующее, развивающееся социально-экономическое сообщество людей. Эти люди любят свои города и не желают их покидать. Малые города для окружающей сельской местности - незаменимые локальные центры. Их функция - обслуживать прилегающие населенные пункты. В малых городах концентрируется та бюджетная сфера, которая позволяет поддерживать для сельского населения и для жителей самих малых городов доступность здравоохранения и профессионального образования. В малых городах размещены основные предприятия, транспортные узлы, кроме того, такие города имеют традиционно более удобное географическое положение. В отношениях с более крупными городами малые выступают в роли посредников между городом и деревней [4]. Комплекс этих проблем и противоречий обусловил необходимость рассмотрения роли и потенциала малых городов в развитии региона. Современные города, в том числе и малые, представляют сложную урбанизированную территорию, которая часто формируется из целой группы населенных мест, связанных воедино общими экономико-территориальными (производство) и социально-территориальными (системы расселения) связями. Это прочные связи, определяющие условия миграции населения и размещения производств, проявляются и на региональном уровне, определяя условия для развития экономических и социальных процессов на региональном уровне. В этой связи малые города представляют собой одновременно и пространство размещения отраслевого и территориального производства, и форму группового расселения людей, и конкретную сферу их жизнедеятельности. В Краснодарском крае городская сеть по сравнению с другими регионами Южного федерального округа относительно невелика и насчитывает 26 городов, из них 11 малых городов (численность населения до 50 тыс. чел.); 3 крупных, 1 большой и 11 средних. Основная масса горожан (56,17%) сосредоточена в крупных городах. В больших городах проживает 6,4% населения края, в 11 средних - 23,81% и в 11 малых городах - 13,57% населения края (рис. 1). Большие_ 6% Рис. 1. Распределение городского населения Кубани по видам городов (по Классификации ГК РФ), 2014 г. [5] Что касается территориальной структуры малых городов, то для сложившейся сети малых городов Краснодарского края характерна их крайняя неравномерность в размещении. В советские годы Краснодарский край не отличалась высоким уровнем урбанизации из-за слабого развития промышленности и ставки на развитие сельского хозяйства. Так, за период 1920-19362014 гг. в городах Краснодарского края проживало соответственно 3,8% и 15%, а к 2014 г. - 52,77% населения края. Городское население Краснодарского края постоянно изменяется. Так, одни города развиваются опережающими темпами (например, Краснодар, Новороссийск, Сочи). Другие находятся в состоянии застоя (например, Апшеронск, Гулькевичи, Кропоткин, Кур-ганинск, Новокубанск, Темрюк), третьи теряют свое население и постепенно превращаются в села (Крымск, Лабинск, Приморско-Ахтарск). В территориальной организации расселения Краснодарского края есть своя особенность. Она заключается в высокой концентрации административных, финансовых, промышленных и торговых предприятий в одном городе региона - Краснодаре и фактически остаточном подходе к развитию малых и средних городов, что обусловило моноцентрический характер краевой системы расселения. При моноцентрической сети городских поселений, при которой на фоне равномерного распределения небольших городов выделяется один центр - Краснодар. Результатом быстрого увеличения городского населения Краснодарского края стало значительное повышение плотности населения, которое в 2014 г. составляло 71,59 тыс. чел на 1 км2. Плотность городского населения на 1 км2 сильно различается в городах разного типа (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Численность и плотность населения городов Краснодарского края [5, 6] № п/п Город Численность жителей, чел. Площадь, км2 Плотность населения, чел./км2 Крупные (250-1 000 тыс. чел.) 1 Краснодар 893 347 841,4 1 061,7 2 Сочи 468 184 3 506,1 133,5 3 Новороссийск 313 307 834,9 375,2 Большие (100-250 тыс. чел.) 4 Армавир 191 799 279,2 686,9 Средние (50-100 тыс. чел.) 5 Анапа 66 776 981,9 68,0 6 Белореченск 52 608 1 326,6 39,7 7 Геленджик 65 059 1 227,5 53,0 8 Ейск 85 855 143,5 598,3 9 Кропоткин 80 030 98,7 810,8 10 Крымск 57 125 1 601,2 35,7 11 Лабинск 61 195 1 870,7 32,7 12 Славянск-на-Кубани 65 115 2 198,6 29,6 13 Тимашевск 52 953 1 506,4 35,2 14 Тихорецк 59 981 76 789,2 15 Туапсе 63 185 33,4 1 891,8 Малые (до 50 тыс.) 16 Абинск 36 607 1 624,1 22,5 17 Апшеронск 40 199 2 443,2 16,5 18 Горячий Ключ 33 459 1 755,6 19,1 19 Гулькевичи 34 479 1 394,5 24,7 20 Кореновск 41 330 1 425,9 29,0 21 Курганинск 48 534 1 538,9 31,5 22 Новокубанск 35 042 1 822,4 19,2 23 Приморско-Ахтарск 31 740 2 503,6 12,7 24 Темрюк 38 780 1 956,5 19,8 25 Усть-Лабинск 42 355 1 511,3 28,0 26 Хадыженск 22 246 2 443,2 9,1 Одним из показателей, характеризующих сеть городских поселений, является среднее расстояние между населенными пунктами (L). Оно определяется по формуле (1): L =# (1)' V n где L - среднее расстояние между населенными пунктами; S - площадь рассматриваемой территории; n -число поселений. Данный показатель (L) для городов края составляет 53,88 км, что свидетельствует о достаточно разветвленной сети городских поселений (табл. 2). Т а б л и ц а 2 Среднее расстояние между городами Краснодарского края Площадь региона Число городов Среднее расстояние между городами 75,5 тыс. км2 26 53,88 км Определение основных направлений развития малых городов нужно осуществлять с учетом их места и роли в системе расселения в регионе. Следует, прежде всего, оценивать их положение по отношению к центру системы расселения - городу Краснодару. Оно определяется не только территориальной удаленностью, но и характеристиками транспортных коммуникаций и выражается в минутах транспортной доступности (МТД). В пределах систем расселения в зависимости от степени близости крупного города-центра складываются пояса расселения, существенно отличающиеся по основным социально-экономическим и структурно-планировочным параметрам. По условиям территориального расположения относительно центра краевой системы расселения малые города могут быть отнесены к одному из поясов «поясов расселения» по времени (минутам) транспортной доступности (МТД): - первый пояс - радиус транспортной доступности 30-45 МТД; - второй пояс - 45-90 МТД; - третий - более 90 МТД (табл. 3, рис. 2). Положение малого города в одном из трех поясов расселения определяет многие параметры его развития: величину, темпы роста, функции и др., а также влияет на характер его планировочной структуры.. Т а б л и ц а 3 Показатель транспортной доступности между краевым центром и малыми городами Краснодарского края (МТД) [6] Город - краевой центр Малые города МТД Пояс расселения Горячий ключ ~ 45 мин 1 Кореновск ~ 45 мин 1 Усть-Лабинск ~ 45 мин 1 Абинск ~ 60 мин 2 Апшеронск < 90 мин 2 Краснодар Хадыженск > 90 мин 2 Гулькевичи > 90 мин 3 Курганинск > 90 мин 3 Новокубанск > 90 мин 3 Приморско-Ахтарск > 90 мин 3 Темрюк > 90 мин 3 Малые города Краснодарского края распределяются по поясам расселения следующим образом. В первом поясе краевой системы расселения располагаются три малых города: Горячий Ключ, Кореновск и Усть-Лабинск. Между этими городами и городом Краснодаром возникли тесные экономические, культурно-досуговые и иные связи. Например, население Усть-Лабинска, Кореновска и Горячего Ключа в значительной степени трудоустроено в городе Краснодаре. Для жителей Краснодара эти города также имеют особое значение. Например, Горячий Ключ является излюбленным местом туризма выходного дня, когда жители края едут в предгорья для отдыха на открытом воздухе. В Усть-Лабинске располагаются рыболовецкие базы, посещаемые краснодарцами, а также дачные массивы. Аналогична ситуация и в Кореновске. Немалую роль играют строительство и развитие скоростных трасс от Краснодара к Горячему Ключу (М-4 «Дон»), от Краснодара до Кореновска (М-4 «Дон»), от Краснодара до Усть-Лабинска (М-27), что способствует формированию благоприятных социально-экономических условий для развития этих малых городов. Ко второму поясу расселения относятся также три города: Абинск, Апшеронск, Хадыженск. Для них характерны межселенные связи двойного характера: с одной стороны, с центром системы расселения -Краснодаром, а с другой - с окружающей их территорией. Трудовая миграция в направлении Краснодара в этом поясе выражены слабо. При этом значительно возрастает роль данных городов как обслуживающих и организующих центров сельскохозяйственной деятельности, что обусловлено особенностями аграрной специализации экономики Краснодарского края. Остальные пять малых городов Краснодарского края располагаются в третьем поясе доступности. Они характеризуются относительно ограниченными связями с Краснодаром. Эти города выступают в качестве важных районных центров. Здесь практически отсутствует трудовая миграция в направлении Краснодара, напротив, эти города сами являются центрами притяжения трудовых ресурсов с прилегающих территорий. Их относительная удаленность от экономических, деловых, культурных центров Краснодарского края создает условия для развития в них собственных финансовых, производственных и социально-культурных объектов. В системах расселения исследователи отводят большое внимание лучевой структуре систем расселения и в частности транспортных лучей [6]. При этом необходимо учитывать сопутствующие транспортным магистралям линии инженерных коммуникаций, объединяющиеся в «жгуты инфраструктуры». Вдоль них формируются урбанизированные полосы, а свободные территории - зоны преимущественного развития сельского хозяйства и сельского расселения. В Краснодарском крае можно выделить такие полосы. Они проходят в двух направлениях: с севера на юг вдоль трассы М4 «Дон» и с востока на запад вдоль реки Кубань. В первом случае транспортный луч обеспечивает поддержку таких малых городов, как Кореновск и Горячий Ключ. Во втором случае луч идет вдоль старой линии станичных укреплений времен Екатерины II - от Гулькевичей до Крымска. Однако во втором случае транспортный луч выражен менее сильно. Вообще транспортная доступность способна выступать в роли фактора, стимулирующего или ограничивающего потенциальные возможности развития малых городов в системе расселения. То есть положение относительно магистральной сети железных и автомобильных дорог, водных путей, аэропортов и прочих транспортных сооружений способно оказывать самое непосредственное воздействие на возможности развития малых городов. Более высоким уровнем потенциала системы расселения обладают такие малые города, как Кореновск, Горячий Ключ, а также (хотя и в меньшей степени) Гулькевичи, Усть-Лабинск, Абинск, Крымск. Наоборот, малые города, находящиеся в отдалении от транспортных лучей, например Приморско-Ахтарск, Ейск, Хадыженск, имеют меньший потенциал развития. Фактически эти города находятся «на отшибе». Их удаленность от крупных экономических центров и одновременно транспортных магистралей создает серьезные проблемы для их социально-экономического развития. Специфика малых городов Краснодарского края характеризуется сохраняющимся преобладанием значения сельскохозяйственной функции. Малые города, особенно районные центры, играют важную роль в сельской экономике своих территорий. Здесь концентрируются основные сельскохозяйственные производства прежде всего сельхозпереработка. В результате выполнения малыми городами «столичных» функций прилегающих сельских территорий и усилившейся тенденции к развитию сферы услуг и социальной сферы, возрастает их значимость в качестве развивающихся «местных» социально-культурных центров соответствующих территорий. В принципе структура экономики малых городов Краснодарского края достаточно однотипна, хотя, безусловно, имеются определенные различия (рис. 3). Рис. 2. Карта-схема поясов расселения малых городов Краснодарского края. Горизонтальный малый эллипс - 1-й пояс расселения; вертикальный малый эллипс - 2-й пояс расселения; горизонтальный большой эллипс - 3-й пояс расселения Промышленность 5% Финансы Управление 2% Сельское хозяйа во 38% Строительство 8% Рис. 3. Структура основных отраслей экономики малых городов Краснодарского края за 2013 г. (итог по 11 малым городам) [7, 10] Торговля и общепит 2% При анализе структуры экономики малых городов края был использован показатель «численность занятых» в различных отраслях (на основе баланса трудовых ресурсов). Следует отметить сложности получения необходимых информационных данных для исследования состояния малых городов Краснодарского края. Из 11 малых городов края только один - Горячий Ключ - является муниципальным образованием городской округ. Остальные 10 малых городов - это городские поселения в составе муниципальных районов. Официальная статистика представляет данные по городским округам и муниципальным районам, но по городским и сельским поселениям она крайне ограничена. Среди всех отраслей малых городов Краснодарского края особо выделяется сочетание двух: сельского хозяйства и социальной сферы. Ведущая роль в сельском хозяйстве принадлежит, прежде всего, тем городам, которые расположены в сельской местности: Абинск, Гулькевичи, Кореновск, Курганинск, Новокубанск, Усть-Лабинск, Хадыженск, удельный вес занятых в сельском хозяйстве здесь колеблется от 38,1 в г. Кореновске до 26,5 в г. Хадыженске. В структуре социальных отраслей экономики малых городов Краснодарского края преобладает сфера образования, где занято более половины всех работников бюджетной сферы (в среднем 50-55%). Промышленность в малых городах развита незначительно и связана в основном с пищевой переработкой. В последние годы эта отрасль экономики развивается достаточно интенсивно. К перспективной отрасли малых городов Краснодарского края относится туризм. Известно, что туризм во всем мире является крупнейшей и наиболее динамично развивающейся отраслью мирового хозяйства, занимающей первое место в мировом экспорте товаров и услуг. Исходя из того, что хотя бы некоторые малые города Краснодарского края, например Горячий Ключ, Приморско-Ахтарск, Темрюк, обладают туристическими возможностями, они могут стать важной частью как регионального, так и российского туризма. Опираясь в своем развитии на четыре основных направления: экотуризм, охота и рыбалка; исторические места и культурный туризм; курорт и оздоровительный туризм, они могут стать тем звеном, которое может решить проблемы своих малых городов. Таким образом, малые города Краснодарского края нельзя, на наш взгляд, отнести к отсталым, депрессивным. Все они имеют свою специфику и результаты развития, в то же время все вынуждены преодолевать как общие, так и специфические проблемы, особенно в настоящее время. Независимо от причин, определяющих современное положение малых городов, их функции в поддержке и развитии прилегающих сельских территорий крайне важны. Возникает объективная необходимость разработки эффективных мер поддержки малых городов. Такие меры должны учитывать специфику малых городов, а также быть достаточно гибкими для реагирования на возникающие в них проблемы. Учитывая имеющийся в России и за рубежом опыт создания таких систем поддержки и развития малых городов, можно предложить в качестве институциональной меры создание Ассоциации поддержки малых городов. Региональная ассоциация поддержки малых городов Краснодарского края может формироваться в виде некоммерческого партнерства со статусом юридического лица. В Ассоциацию могут входить все города имеющие статус малых, т.е. население до 50 тыс. чел. Целями Региональной ассоциации поддержки малых городов Краснодарского края могут быть: - активизация экономических процессов в малых городах края; - организационная, консультационная и методическая поддержка администраций малых городов Краснодарского края; - координация деятельности малых городов в сфере социально-экономического развития; - информационная поддержка малых городов; - налаживание и поддержание связей с органами публичного управления на региональном уровне; - поддержка межмуниципальной кооперации на уровне малых городов региона. Реализация данных направлений потребует создания организационной структуры - Региональной ассоциации поддержки малых городов Краснодарского края в виде отделов, обеспечивающих реализацию ее целей ассоциации. Возможная организационная структура Региональной ассоциации поддержки малых городов Краснодарского края представлена на рис. 4. Рис. 4. Организационная структура Региональной ассоциации поддержки малых городов Краснодарского края Общее руководство осуществляется высшим органом управления Ассоциации - Общим собранием членов ассоциации. Членами Ассоциации, входящими в собрание, являются представители малых городов -участников ассоциации. Через них Ассоциация осуществляет взаимодействие с администрациями малых городов, входящими в состав Ассоциации. Кроме этого, в общее собрание членов Ассоциации могут включаться представители региональной администрации, депутаты Законодательного собрания Краснодарского края, прочие известные личности. Эта мера направлена на улучшение взаимодействия малых городов с мероприятиями региональной социально-экономической политики. Включение представителей власти также имеет смысл в качестве улучшения контакта руководства малых городов с вышестоящей властью. В высшем органе управления Ассоциации определяются основные направления ее работы, стратегические, текущие и оперативные цели, осуществляется контроль над деятельностью всех малых городов -членов Ассоциации. Исполнительным органом Региональной ассоциации поддержки малых городов Краснодарского края должна стать коллегия директоров. Директор возглавляет один из отделов Ассоциации и управляет его работой на основании решений, принятых общим собранием членов Ассоциации. Коллегия директоров осуществляет проектирование, координацию и поддержку социальных и экономических программ муниципалитетов - членов Ассоциации, проводят исследования социально-экономических проблем развития малых городов, а также общий мониторинг социально-экономического положения малых городов, проводят оценку возможных негативных сценариев их развития и т.п. В состав Региональной ассоциации поддержки малых городов Краснодарского края входят отделы, соответствующие основным направлениям ее деятельности: - экономический; - организационный; - координационный отдел в сфере межмуниципального сотрудничества; - отдел внешних связей и PR. Каждый из отделов имеет несколько подразделений и своего директора. Каждый отдел возглавляет директор, входящий в состав исполнительного органа Ассоциации. Из членов коллегии (директоров) один избирается в качестве Председателя коллегии и возглавляет её. Коллегия и Председатель коллегии непосредственно подчиняются общему собранию членов ассоциации. Одной из задач Региональной ассоциации поддержки малых городов Краснодарского края должно стать содействие экономическому развитию малых городов. Известно, что малые города постоянно испытывают нехватку финансовых средств, инвестиций. Как следствие, экономика малых городов развивается медленнее экономик крупных городов. Сегодня малым городам нужна помощь в поиске инвестиционных ресурсов, в разработке собственных экономических программ развития. Все это должен обеспечить экономический отдел Региональной ассоциации поддержки малых городов. Главное направление его деятельности должно строиться вокруг поиска и разработки эффективных механизмов привлечения экономических ресурсов и содействия развитию местных экономик. Здесь может использоваться опыт других малых городов, отдел может привлекать внешних экспертов, научные организации и т. п. Главное направление деятельности организационного отдела Ассоциации заключается в формировании условий для успешного взаимодействия малых городов по самым разным вопросам. Это и формирование механизмов вовлечения малых городов в совместные экономические и социальное проекты, и сопровождение этих проектов, и координация, коммуникация между администрациями малых городов и др. Разработка и реализация социально-экономических программ - достаточно сложная сфера деятельности для малых городов. Ограниченность собственных ресурсов значительно сдерживает их возможности по самостоятельному решению экономических и социальных проблем территории. Решение проблемы видится в сфере межмуниципального сотрудничества и кооперации малых городов как с соседними муниципалитетами, так и друг с другом, а также с вышестоящими органами власти. Однако, несмотря на очевидную необходимость межмуниципальной кооперации, она оказывается иногда достаточно сложным делом для администрации малых городов. Во-первых, это время, которого постоянно не хватает у работников небольших городских администраций, во-вторых, это проблемы ведомственного взаимодействия. Решить эти проблемы должен координационный отдел в сфере межмуниципального сотрудничества, создаваемый на базе Региональной ассоциации поддержки малых городов. Целями деятельности координационного отдела в сфере межмуниципального сотрудничества являются оказание помощи администрациям малых городов в налаживании партнерских отношений с другими муниципальными администрациями, а также в согласовании их усилий целях совместного решения имеющихся социально-экономических проблем территорий. Условно данный отдел можно назвать «министерством иностранных дел», в задачи которого входит налаживание взаимовыгодных отношений с внешними партнерами малого города. Важным и неотъемлемым компонентом современной политической деятельности являются связи с общественностью. Для обеспечения этой деятельности в структуре Региональной ассоциации поддержки малых городов Краснодарского края может быть создан Отдел внешних связей и PR. Целями деятельности такого подразделения должно стать налаживание внешних связей между малыми городами и инвесторами, органами власти всех уровней, населением, предпринимателями и другими заинтересованными субъектами. Данный отдел может осуществлять моделирование сайта Ассоциации поддержки малых городов, предоставлять исчерпывающую информацию об основных социально-экономических и политических событиях, происходящих в малых городах региона. Важным направлением деятельности такого подразделения должно стать предоставление информации инвесторам о текущем экономическом положении городов, характеристиках населения, местных ресурсов, имеющихся землях, хозяйственных помещениях. Также значимым направлением должна стать подготовка аналитической информации о потребностях местных экономик, спросе на товары и услуги. Населению должна предоставляться информация о состоянии местных рынков труда, имеющихся рабочих местах, уровне заработной платы, ценах на жилье, состоянии коммунальной сферы. Деятельность такого отдела крайне важна, поскольку на него возлагается обязанность заявить всему миру о существовании малых городов, об их проблемах, обратиться к внешним участникам с достоверной информацией о возможностях их экономического развития. Кроме сайта, отдел может использовать рекламу по телевидению, в газетах и журналах, по радио. Таким образом, предлагаемая Ассоциация может играть роль основного институционального звена поддержки малых городов в регионе. Эта роль включает вовлечение в Ассоциацию и её деятельность малых городов Краснодарского края, правовую, организационную, информационную поддержку их деятельности в социально-экономической сфере, выстраивание отношений с властью, инвесторами и населением в сфере экономического и социального развития малых городов. Создание такой Ассоциации будет, безусловно, способствовать развитию всего Краснодарского края.

Ключевые слова

малые города, система расселения, проблемы малых городов, меры поддержки малых городов, Региональная ассоциация поддержки малых городов Краснодарского края, small towns, settlement system, problems of small towns, support measures for small towns, Regional Support Association, small towns ties of Krasnodar Krai

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лаврова Татьяна ГеоргиевнаКубанский государственный университетдоцент, канд. экон. наук, доцент кафедры организации и планирования местного развития факультета управления и психологииLavrova.tg@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Филиппов Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Логос, 2011. 276 с.
Нужны ли России её малые города? URL: http://www.smgrf.ru/glava-mine-konomrazvitiya-zayavila-chto-v-rossii-slishkom-mno (дата обра щения: 12.07.2015).
Казаков В.В. Системный подход к исследованию инновационных процессов в региональных экономических системах // Вестник Томско го государственного университета. 2013. № 367. С. 111-116.
Сохраним России малые города. Заявление Союза малых городов Российской Федерации. 21.03.2012 // URL: http://www.smgrf.ru/zayavlenie-soyuza-malyh-gorodov-rf (дата обращения: 7.07.2015).
Краснодарский край // Википедия. Свободная энциклопедия. (Рус.). 2014. URL: http://http:// ru.wikipedia.org/wiki/% (дата обращения: 2.08.2015).
Марков Е.М. Малые города в системах расселения. М. : Стройиздат, 1980. 196 с.
Официальный сайт территориального органа государственной службы статистики по Краснодарскому краю «База данных муниципаль ной статистики». URL: http://krsdstat.ru (дата обращения: 18.07.2015).
Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Краснодарского края : стат. сб. Краснодар : Краснодарстат, 2013. 217 с.
Лента новостей Краснодарского края // Электронный «Официальный сайт администрации Краснодарского края». URL: http://www.admkrai.krasnodar.ru/content/section/11 (дата обращения: 5.06.2014).
Краснодарский край в цифрах : стат. сб. Краснодар, 2014. 340 с.
 Роль и потенциал малых городов в развитии региона (на примере Краснодарского края) | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399.

Роль и потенциал малых городов в развитии региона (на примере Краснодарского края) | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399.