Исследование финансовой сферы Республики Таджикистан показало, что ее финансовый рынок находится в неразвитом состоянии и его структура отличается от общераспространенной модели. Выделены элементы национального финансового рынка Республики Таджикистан и дана оценка уровня их развития с использованием системного подхода. Одним из приоритетных направлений развития финансового рынка Республики Таджикистан в статье определено развитие государственного рынка ценных бумаг как инструмента регулирования ликвидности на рынке, диверсификации портфеля внутреннего долга и развития вторичного рынка ценных бумаг.
Problems of the Republic of Tajikistan's financial market formation and development.pdf Развитие и эффективность финансовой сферы и, соответственно, финансового рынка во многом зависят от развития институциональной структуры экономики в целом и, конечно, в первую очередь от степени развития и эффективного функционирования государственных и негосударственных финансовых институтов, институтов - функций в финансовой сфере. Когда говорят о финансовом рынке государства, обычно подразумевают некую цельную и самодостаточную структуру, отвечающую классическому представлению об этом элементе финансовой системы [1]. В эту структуру по общему правилу включают: рынок ценных бумаг, кредитный рынок, валютный рынок, рынок драгоценных металлов и рынок инвестиций [2]. Исследования различных авторов показывают, что в мире есть государства, финансовые рынки которых находятся в неразвитом состоянии, и поэтому их структура сильно отличается от общераспространенной модели [3]. К таким странам можно отнести и Республику Таджикистан. Республика Таджикистан (РТ) расположена в Центральной Азии в предгорьях Памира. 93% ее территории занимают горы, 7% - равнины, пригодные для земледелия. Население РТ составляет 8,3 миллионов человек. Экономика Таджикистана - аграрно-индустриальная (хлопководство, растениеводство, животноводство, а также промышленность, машиностроение, производство алюминия, минеральных удобрений, текстильная и легкая промышленность, энергетика и производство товаров народного потребления). Финансовый рынок Республики Таджикистан считался неразвитым до 2009 г. Начало развития рынка ценных бумаг РТ как основного сегмента ее финансового рынка было положено в 2009 г. принятием Постановления Правительства РТ от 18 ноября 2009 г. № 627 «О вводе в обращение государственных казначейских векселей» в целях покрытия дефицита государственного бюджета. В настоящее время развитие государственного рынка ценных бумаг (ГРЦБ) является одним из приоритетных направлений фискальной и денежно-кредитной политики. Актуальность развития государственного рынка ценных бумаг Республики Таджикистан обосновывается не столько необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета, сколько создания дополнительного рычага в реализации налогово-бюджетной и монетарной политики, дополнительного инструмента регулирования ликвидности на рынке, диверсификации портфеля внутреннего долга и развития вторичного рынка ценных бумаг. На конец 2014 г. внутренний долг РТ был 4,9% от ВВП, что в номинальном выражении составило 2,37 млрд сомони (364,111 млн долл.) (табл. 1) [4-6]. Т а б л и ц а 1 Компаративный анализ внутреннего и внешнего долгов РТ и других стран Показатель Республика Казахстан Российская Федерация Соединённ Аме) ые Штаты рики Республика Таджикистан 2000 г. 2014 г. 2000 г. 2014 г. 2000 г. 2014 г. 2000 г. * 2014 г. Внешний государственный долг, млрд долл. США 3,29 3 178,2 55,776 5 628,700 18 141 1 034 2,096 Внешний государственный долг, % к ВВП 17,99 14 84 2,46 58 109,9 108,2 22,7 Внутренний государственный долг, млрд долл. США 604,967 23,6 129,090 172 592,12 15 200 3 700 364,11 Внутренний государственный долг, % к ВВП 3,3 27,6 89 5,99 100 40 4,9 * За 2000 г. данные по Республике Таджикистан не указаны из-за отсутствия достоверной статистики после прекращения гражданской войны. Источники: Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан, 2000-2015. Астана, 2015. URL: http://www.minfin.gov. kz/irj/portal/anonymous (дата обращения: 09.10.2015); Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2000-2014. Москва, 2015. URL: http://www.minfin.ru/ru (дата обращения: 09.10.2015); Официальный сайт Министерства финансов Республики Таджикистан, 2005-2014. URL: http://www.minfin.tj Внутренний долг Республики Таджикистан состоит из государственных векселей Министерства финансов Республики Таджикистан (долг хлопкосеющих хозяйств) на сумму 236 млн сомони (36,25 млн долл.); казначейских векселей Министерства финансов Республики Таджикистан на сумму 153,8 млн сомони (23,623 млн долл.); государственных векселей для рекапитализации Национального банка Таджикистана на сумму 520 млн сомони (79,872 млн долл.); государственных казначейских векселей сроком 91 день для покрытия дефицита бюджета; государственных выигрышных лотерейных займов - 10 млн сомони (1,536 млн долл.); государственных векселей для капитализации ОАО «Агроинвестбанка», составляющего 200 млн сомони (37,720 млн долл.); государственных векселей для регулирования задолженностей ОАО «Агроинвестбанка», составляющего 500 млн сомони (76,800 млн долл.), а также векселей, выпущенных в целях увеличения доли Правительства Республики Таджикистан в уставном капитале международных финансовых институтов, - 708 млн сомони (108,748 млн долл.). Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия адекватных стандартов и правил. Рынок ценных бумаг РТ фактически не развит. Основной его сегмент - государственные ценные бумаги. При этом по размерам по отношению ВВП он также значительно уступает РФ, РК, США. Проблема создания функционирующего рынка ценных бумаг для Республики Таджикистан стоит очень остро. Поэтому в настоящее время в Таджикистане соответствующими структурами ведутся работы по созданию рынка ценных бумаг, сообщению Национального банка Таджикистана (НБТ). В октябре 2015 г. в Душанбе состоялась церемония открытия Центрально-Азиатской фондовой биржи (CASE), дав старт первому организованному рынку первичных ценных бумаг в Таджикистане, по данным РИА Новости. «Биржа создана для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики. К тому же граждане Таджикистана отныне могут купить акции таких компаний и банков, как российские "Газпром" и "Сбербанк" или британского Barclays», - сказал на открытии генеральный директор Центрально-азиатской фондовой биржи в Таджикистане Азамат Касымов [7]. Первоначально эта биржа будет предоставлять возможность купли-продажи ценных бумаг, а с 2016 г. - проводить операции с деривативами. В свою очередь вице-премьер правительства Таджикистана Давлатали Саид отметил, что «CASE предоставляет платформу как для местных, так и для иностранных компаний инвестировать в реальный сектор экономики путем купли-продажи ценных бумаг таджикских компаний» [Там же]. Он добавил, что участники операций по купле-продаже ценных бумаг на этой бирже в течение пяти лет будут освобождены от уплаты налогов. Для создания соответствующей инфраструктуры, технического и специального программного обеспечения, обеспечения материально-технической комплектации другим необходимым оборудованием биржи до настоящего момента затрачено 35 миллионов сомони (5,3 млн долл.). Главной целью развития вторичного рынка ценных бумаг и фондовых бирж в Республике Таджикистан является аккумуляция временно свободных средств населения, эффективное распределение капитала между отраслями экономики и активизация эмиссии акций отечественных компаний и их перепродажа в фондовых биржах. Развитие вторичного рынка также способствует притоку внешних инвестиций в экономику Республики Таджикистан [8]. Кредитный рынок РТ также не развит. Как указывает М.Р. Ахмедов [9], кредитные организации РТ в 2013 г. накопили временно свободный капитал в размере 5 521,5 млн сомони, что составляет всего 854 787 тыс. долл. (13,63% от ВВП). Значительная часть этих средств - это денежные средства трудовых мигрантов. В Таджикистане существует минимальное финансовое посредничество, и финансовая система не способна сделать многое, чтобы поддержать экономический рост. По сравнению с соседними странами Таджикистан занимает низкое место в рейтинге степени проникновения кредитов и депозитов. Депозиты составили 14,2% ВВП в 2014 г., что чуть выше 13,1% в 2013 г. Объем кредитов частному сектору как доля ВВП вырос с 19% в 2013 г. до 20,2% в 2014 г. На уровне 53% в 2013 г. и 32,6% в 2014 г. рост кредитования был тревожно быстрым, учитывая высокий уровень НОК и слабое управление финансовым сектором. По показателю «доступ к кредиту» в отчете Ведения бизнеса за 2015 г. среди 189 стран Таджикистан занимает 116-е место [10]. Улучшение доступа к кредитам, особенно для малых и средних предприятий (МСП), наряду с другими мерами требует от Таджикистана соблюдения регулирующих стандартов, формирования собственной кредитной культуры, развития финансовой инфраструктуры, модернизации системы по обеспеченным сделкам и продвижения лучшего управления рисками. Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях был принят 12 мая 2001 г., но рынок драгоценных металлов на настоящий момент практически отсутствует. Несмотря на то что Таджикистан обладает большими запасами драгоценных металлов, основная часть их месторождений не разрабатывается. По статистическим данным, в первом полугодии 2014 г. объем добычи золота в Таджикистане составил 1,141 тыс. кг золота, а серебра - 943,6 кг. Самым крупным производителем золота и серебра в Таджикистане является таджикско-китайское совместное предприятие «Зарафшон» на севере республики, на долю которого приходится около 60% общего объема добычи. В 2014 г. объем добычи золота в Таджикистане превысил три тонны. За последние 20 лет эксплуатация месторождений драгоценных металлов и их добыча в Республике Таджикистан имеют нестабильную динамику. Начиная с 2001 г. и по сегодняшний день правительством РТ на законодательном уровне проводятся различные реформы, которые направлены на создание благоприятной инвестиционной среды в наиболее приоритетных сферах экономики. Среди принятых Правительством РТ мер по улучшению инвестиционного климата особое место занимает формирование и реализация нормативно-правовой базы, включающей Законы РТ «Об инвестициях», «О свободных экономических зонах», Национальной стратегии развития РТ до 2015 г. В Национальной стратегии развития на период до 2015 г. назначены приоритетные отрасли для инвестирования, в частности добыча и обработка драгоценных металлов и камней, гидроэнергетика, полиметаллических руд, развитие телекоммуникаций и инфраструктуры, переработка хлопка и сельскохозяйственной продукции и т.д. Несмотря на это, по данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР), «доля инвестиций в ВВП в Таджикистане продолжает оставаться невысокой (12% в среднем в первой половине 2000-х, чуть выше 20% в начале 2010-х)» [10]. По официальным данным Агентства по статистике при Президенте Республике Таджикистан, за 20072014 гг. поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан составило 5 млрд 685,9 млн долл. США, из них 2 млрд 405,6 млн долл. США составляют прямые инвестиции 3 млрд 277,8 млн долл. США - ипрочие инвестиции и 1,8 млн долл. США - портфельные инвестиции (рис. 1) [11]. Рис. 1. Поступления иностранных инвестиций в период 2007-2014 гг. (Источник: Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан) Следует отметить, что приток прямых иностран- дом прошлого года повысился на 36,3 млн долл. США ных инвестиций по сравнению с аналогичным перио- (рис. 2) [11]. МЛВ.ДОЛЛ.США Прямые инвестиции Прочие инвестиции Портфелные инвестиции Рис. 2. Поступления иностранных инвестиций в 2014 г. (Источник: Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан) Поступление прямых иностранных инвестиций в связь - 349,1 млн долл. США, строительство -период 2007-2014 гг. направленно в основном в такие 313,0 млн долл. США, финансовые услуги - 315,2 млн сектора, как энергетика - 596,8 млн долл. США, долл. США, горнорудная промышленность - 534,5 млн долл. США, промышленность - 137,5 млн долл. США, торговля - 35,9 млн долл. США, пищевая промышленность - 10,9 млн долл. США, строительство автодорог - 11,3 млн долл. США, здравоохранение - 5 млн долл. США, сельское хозяйство -11,7 млн долл. США, туризм - 0,2 млн долл. США, воздушный транспорт - 0,3 млн долл. ИМА, образование - 0,7 млн долл. ИМА, транспорт - 2,5 млн долл. ИМА, строительная промышленность - 8,0 млн долл. ИМА, в другие отрасли - 73,2 млн долл. США. Объём прямых инвестиции из России в 2014 г. увеличился, в полтора раза, достигнув 1 млрд 300 млн долл., из Казахстана - в 2 раза, достигнув 70 млн долл. Денежные переводы являются самым крупным источником валютных поступлений в Таджикистане, значительно большим, чем поступления от экспорта и официальной помощи в целях развития. По данным обследования Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, 98% трудящихся мигрантов работают в России, где существует обширный теневой рынок труда (рис. 3). По различным оценкам, в России неформально занято около 25-30% экономически активного населения. Таким образом, можно утверждать, что после вступления в ЕАЭС лишь часть таджикских трудящихся-мигрантов легализуются [12]. Рис. 3. Трансграничные операции (переводы из Российской Федерации), осуществленные физическими лицами (млн долл.) Согласно оценкам, представленным в докладе на доходы физических лиц, так как нелегально ра-Евразийского банка развития, бюджет РФ недопо- ботающие мигранты не платят налогов (табл. 2) лучает от 10 до 40 млрд руб. в год только от налога [13]. Т а б л и ц а 2 Трансграничные операции (переводы из Российской Федерации), осуществленные физическими лицами, млн долл. Переводы 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015* г. Всего переводы из РФ 41 066 25 362 31 718 43 819 48 588 58 991 68 878 17 064 В т.ч. денежные переводы через системы денежных переводов Всего по странам 13 707 9 967 12 835 17 533 20 893 23 589 Узбекистан 2 978 2 052 2 845 4 262 5 668 6 633 5653 1131 Таджикистан 2 516 1 724 2 216 3 015 3 634 4 155 3853 902 Украина 1 690 1 339 1 809 2 360 2 683 3 078 2401 612 Киргизия 1 157 894 1 106 1 547 1 837 2 080 2062 660 Армения 1 249 848 1 018 1 284 1 449 1 597 1550 408 Республика Молдова 1 114 746 845 1 076 1 179 1 261 1238 309 Азербайджан 887 661 794 1 049 1 132 1 232 1310 393 Китай 473 399 550 683 764 797 2417 605 Грузия 683 366 566 669 733 789 813 224 Прочие страны 959 938 839 1 588 1 814 1 967 * 2015 г. за I-II кв. Денежные переводы граждан Таджикистана, работающих в России, за 2013 г. составили 3 317 млн долл. (всего из РФ ежегодно перечисляется через системы денежных переводов (без учёта вывозимой наличной валюты) около 15-20 млрд долл.). В то же время с начала 2014 г. объем международных резервов ЦБ РФ снизился с $509,6 до $465,2 млрд. (рис. 4). В самом Таджикистане объём финансовых переводов от граждан Таджикистана, работающих за рубежом, превышает 50% ВВП страны [14]. Проведенный анализ финансового рынка РТ позволяет сделать следующие выводы. Для жизнеобеспечения населения РТ важную роль играют трансграничные переводы трудовых мигрантов. Необходимо создание финансовых инструментов, которые позволили бы сделать данный сегмент финансового рынка более цивилизованным. Так как в настоящее время значительное количество семей как трудовых мигрантов, так и других граждан считают, что будущее их детей связано с получением образования и специальностей именно в России, то возможно создание финансовых инструментов в данной области. С целью аккумулирования денежных средств населения и укрепления доверия к банковскому сектору возможны инвестиции со стороны стран Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан и др.) в банковском секторе Республики Таджикистан. Это одновременно снизит стоимость трансграничных переводов, а также позволить аккумулировать денежные средства населения и эффективно инвестировать их в национальную экономику. Нынешний экономический спад в России окажет существенное влияние на перспективы экономического роста и развития финансового рынка Таджикистана в 2015 г. Ожидаемое падение объема денежных переводов (40% в долларовом выражении) особенно сильно ударит по услугам, сектору, на который приходится более 40% экономики. Рост также замедляется и в других крупных торговых партнерах Таджикистана - Турции, Китае и Казахстане, и снижающийся спрос, скорее всего, удержит на низком уровне цены на хлопок и алюминий - основные экспортные товары страны. Обесценивание сомони может иметь смягчающее действие, поддерживая спрос на отечественное производство товаров и услуг, а также повышение стоимости денежных переводов в сомони. Тем не менее обесценивание национальной валюты окажет повышающее воздействие на уровень инфляции, хотя снижение цен на продовольственные товары и топливо на международном уровне и продолжение ответственной макроэкономической политики могут ограничить среднюю инфляцию в 2015 г. до чуть выше 10%. Влияние экономического спада России на Таджикистан подчеркивает насущную потребность в создании основы для новой модели роста и развития. Устранение уязвимостей финансового сектора и обеспечение надлежащего управления финансовой системой будут иметь особое значение в целях минимизации фискальных рисков и предоставления услуг потребителям экономически эффективным образом. Реформы с целью обеспечения более привлекательных условий для бизнеса должны сопровождать комплексную реформу государственного сектора. Рис. 4. Денежные переводы из Российской Федерации через системы денежных переводов (млн долл.; всего с выделением переводов в Республику Таджикистан)
Ивасенко А.Г., Казаков В.В., Никонова Я.И. Инновации на финансовых рынках: теоретические и методологические аспекты. Томск : Издво НТЛ, 2013. 200 с.
Закиров И.Д., Тажитдинов И.А., Казаков В.В. Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323. С. 254-258.
Казаков В.В. Экономическая основа управления региональными системами // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 130-134.
Официальный сайт Министерства финансов Республики Таджикистан, 2005-2014. URL: http://www.minfin.tj/
Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан, 2000-2015. Астана, 2015. URL: http://www.minfin.gov.kz/ irj/portal/anonymous (дата обращения: 09.10.2015).
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2000-2014. Москва, 2015. URL: http://www.minfin.ru/ru/ (дата обра щения: 09.10.2015).
Рынок первичных ценных бумаг заработал в Таджикистане. Душанбе, 2015. URL: http://mfd.ru/news/view/?id=2020724 (дата обращения: 09.11.2015).
Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг: инструменты и механизмы функционирования : учеб. пособие. М., 2013.
Ахмедов М.Р. Тенденции развития и роль кредитного рынка в современных условиях развития Таджикистана // Вестник ТГУПБП. 2014. № 5 (61). С. 135-141.
Аналитические данные о поступлении иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан в период 2007-2014 гг. Душан бе, 2015. URL: http://www.gki.tj/ru/nvestitsii_v_rt/nformatsiya_i_statistika (дата обращения: 09.11.2015).
Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР). URL: http://www.eabr.org/r/research/ centre/projectsCII/Tajikistan_CU_SES/
Анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений ЕЭП в области трудовой мигра ции // Евразийский банк развития. URL: http://www.eabr.org/general/upload/docs/CCI/migration-resume.pdf
Трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов // Официальный интернет-сайт ЦБ РФ. Москва, 2014. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=CrossBorder/C-b_rem_14.htm&pid=svs&sid=TGO_fiz_post (дата обращения: 09.03.2014).