Акмеологический подход к формированию профессионально-творческих способностей будущих инженеров
Исследована проблема современного образования - формирование профессионально-творческих способностей (ПТС) будущих инженеров. Представлена актуальность внедрения акмеологического подхода с целью обеспечения педагогических условий для эффективного формирования ПТС в условиях образовательного процесса в вузе. Разработаны этапы процесса развития ПТС инженера с учетом акмеологической теории зрелости. Автор приходит к заключению, что применение акмеологического подхода выступает как средство и условие формирования личности компетентного инженера, профессионала.
Acmeological approach to the formation of professional-creative abilities of future engineers.pdf В настоящее время перед высшим образованием стоит задача подготовки специалистов с глубокими и фундаментальными теоретическими знаниями и практической подготовкой. Одним из направлений деятельности высших учебных заведений является профессиональная подготовка выпускника. Это объясняет необходимость реализации в вузах нового, более широкого подхода к профессиональному образованию и требует особого внимания к формированию профессионально-творческих способностей будущих инженеров. Проведя анализ текущего состояния высшего образования, я пришла к выводу, что в условиях современной НТР возник определенный разрыв между исторически сложившейся традицией обучения в высшей школе и потребностями общества [1]. В настоящее время в Государственной Думе на втором чтении находится законопроект о профессиональных стандартах, причем институционально нормы преодоления указанного разрыва имеются и есть возможность реализовать предлагаемые новые идеи. В рамках проекта указанного нормативно-правового акта разработано данное исследование, цель которого - научное обоснование необходимости формирования ПТС будущих инженеров и внедрение акмеологического подхода как условия обеспечения преемственности процесса образования в современной социально-экономической ситуации Крыма. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также на следующих принципах: непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий. Научные работники образовательной организации обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, развивать их творческие способности [2]. Система образования, а профессионального образования в особенности, неразрывно связана с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует [3. С. 48]. Необходимость решения проблемы непрерывности образования и преемственности процесса образования вызвана переходным периодом в Крыму. Ускорение социально-экономического прогресса оказывает решающее воздействие на материальную и духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности, что потребовало разработки инновационных подходов к учебному процессу в вузе. Проблемы развития творчества личности в техническом образовании освещены в работах С. С. Акимова, Э.А. Горбатюк, В.Г. Горохова, М.А. Дмитриевой, Н.И. Иванова, О.А. Игнатюк, С.Е. Моторной, Л.А. Шиленко и др. Пути организации инженерного творчества рассматривают Г. С. Альтшуллер, В. К. Ма-ригодов, А. И. Половинкин, М. К. Тутушкина, В. А. Шаповалова, М. А. Шустов и др. Разработкой модели будущего инженера с учётом творческого потенциала занимались Р. М. Горбатюк, О. П. Попова, зарубежные учёные К. Л. Левков, О. Л. Фиговский. Многие ученые рассматривали проблему непрерывного профессионального образования. Так, П.С. Чубик, В.С. Севостьянов. М.Г. Минин, И.А. Сафьянников исследовали модель непрерывного профессионального образования, направленную на постоянное развитие личности будущего специалиста [4]. Мы относим преемственность процесса образования к одной из акмеологических категорий, которая обеспечивает целостность системы образования, направленной на всестороннее развитие личности будущего инженера. Творцами акмеологической науки считаются: К. А. Абульханова-Славская, А. С. Ани-симов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, В. М. Максимова, А. К. Маркова, И. Н. Семенов. В рамках ак-меологии изучается критериально-оценочная база уровня развития личности, исследуются условия и факторы её развития. Так, Е.И. Осипов [5] отмечает, что акмеологический подход ориентирован на роль духовной и этической составляющей в творческом развитии, формируя акмеологическую мотивацию, повышение уровня субъективности личности. В рамках модернизации системы профессионального образования должен быть обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявление и постановку проблем, создание нового знания, направленного на их решение, поиск и обработку информации. В связи с этим представляется актуальным внедрение акмео-логического подхода с целью обеспечения педагогических условий для эффективного формирования ПТС будущих инженеров. Как отмечено в стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., особенно важен для создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования для инженерно-технических специальностей, что потребовало разработки модели личности инженера нового поколения [6]. Теоретический анализ модели личности и ключевой модели позволил нам создать модель личности инженера с ПТС. По А.К. Марковой, модель личности специалиста - это описание совокупности его качеств, которые обеспечивают эффективное выполнение задач, возникающих в профессиональной деятельности [7]. Для реализации поставленной нами цели исследования построили модель, в центре которой расположено сложное личностное новообразование, включающее взаимодействие аддитивного, креативного, нравственно-духовного и социально-культурного, причем все компоненты имеют проекцию на нравственно-духовный компонент. Мы проанализировали профессиограмму «человек - техника» и определили общие и наиболее важные составляющие для каждого выделенного нами компонента (формируемые способности) [8. С. 154]. Важность данных способностей подтверждается требованиями профессиональных организаций ряда европейских стран под руководством FEANI к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ: компетенции, включающие ПТС. Однако, как показывает многолетний опыт работы в вузе, студенты в основном получают теоретическую подготовку вместо методической, под которой понимается умение применять ПТС в решении инженерных изобретательских задач. С целью определения состояния сформированно-сти ПТС будущих инженеров наблюдали за работой студентов технических специальностей Севастопольского государственного университета, посещали открытые уроки, внеурочные занятия, научно-практические конференции. Доказано, что комплекс упражнений, нестандартные методы работы, срезы представляют собой основу для формирования ПТС будущих инженеров, так как интегрируют возможности для развития показателей компонентов модели инженера с ПТС. Такие результаты исследования убедительно свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности ПТС будущих инженеров, с одной стороны, и необходимости сформированно-сти ПТС - с другой, подтверждают наше предположение о необходимости внедрения модели формирования ПТС на основе акмеологического подхода с целью улучшения профессиональной подготовки будущих инженером в высшем учебном заведении. Применение акмеологического подхода выступает как средство и условие формирования личности компетентного инженера, т. е. формирования будущего инженера с ПТС. Высшая школа призвана обеспечить такие условия, в которых возможно перевоплощение личностно-общественных целей в действенный внутренний стимул профессионально-творческого становления будущего инженера, условия, инструментом создания которых является акмеологическая среда. Поэтому считаем целесообразным создание кафедр акмеологии в вузах Крыма, что позволит не только решить проблему устранения разрыва между образованием, наукой и производством, но и повысит качество высшего профессионального образования [9]. Этапы процесса формирования ПТС будущего инженера Этап Уровень сознания Репродуктивно-нормативный (развитие способностей к субъектному творчеству) Социальная зрелость (адаптация к вузовским условиям) Нормативно-творческий (развитие способностей к самостоятельному субъективному творчеству) Личностная зрелость (наличие ответственности, сознательности) Собственно творческий (развитие способностей к самостоятельному профессиональному творчеству) Профессиональная зрелость (готовность к профессионально творческой деятельности) Реализация акмеологического подхода к развитию ПТС у будущих инженеров потребовала разработки этапов процесса развития ПТС инженера с учетом акмеологической теории зрелости (таблица): - репродуктивно-нормативный этап направлен на овладение под руководством преподавателя алгоритмом творческого решения задач, формирование репродуктивных умений использования данного алгоритма при решении конкретных задач в стандартных условиях. Поскольку социальная зрелость как акме-форма студента включает устойчивый профессиональный выбор и мотивацию достижений успеха, способность к саморазвитию и к самосовершенствованию и способность к адаптации в социуме, этот этап представляет собой адаптационный период; - нормативно-творческий этап ориентирован на развитие самостоятельности и доказательности мышления, его многовариативности, развитие творческого воображения, приобретение навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а также на сознательное использование алгоритма творческого решения задач с элементами новизны. Для достижения этих целей были сформулированы следующие задачи: пробудить интерес к получению новых знаний; снять «комплекс неуверенности в своих силах», обеспечить положительный эмоциональный фон, уверенность в умении преодолевать трудности. Особое внимание уделялось мотивации деятельности студентов и формированию положительного эмоционального фона на занятиях. На данном этапе происходила личностная зрелость; - собственно творческий этап предполагает формирование у студентов навыков самостоятельной постановки проблемы, её анализа и решения; навыков самостоятельной профессионально-творческой деятельности, развитие самостоятельности и неконформности мышления при выполнении творческих профессиональных задач. Познавательная деятельность студентов на этом этапе преимущественно активного, преобразовательного характера. Происходит осмысленный и ответственный выбор дальнейшего пути, преобладает наивысший уровень сознания, т. е. профессиональная зрелость [10]. Алгоритм использования знаний для решения творческих задач: 1. Интеллектуальная подготовка 2. Постановка задачи 3. Анализ решения 4. Реализация 5. Коррекция Таким образом, целостное развитие растущего человека и поэтапное формирование его зрелости, ведущее к благоприятному формированию ПТС, возможны при определенных условиях: содержание обучения отражает отношение человека к миру, другим людям; технология обучения поднимается на качественно новый, акмеологический уровень. Наш опыт показывает, что в вузе только приобретаются профессиональные знания, но студентов специально не обучают основным приёмам решения творческих инженерных задач. Особое внимание следует уделить развитию творческого мышления и воображения. Для развития творческого мышления профессионала используются активные методы обучения. Как отмечает Р.Ф. Жуков, сегодня вместо известного лозунга «Знание - сила» следует применять лозунг «Сила - это умение превращать полученные знания в навыки, в действие, в результат» [11]. Как утверждают К.Л. Левков и О.Л. Фиговский, «способностью мыслить человек обязан матери-природе так же, как и богу-отцу. Природе он обязан мозгом - органом мышления. Умение же мыслить является продуктом воспитания и образования, нормальным результатом развития нормального в биологическом отношении мозга. Освоение операций мышления должно происходить в процессе повседневного учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного уровня путём решения учебных и практических задач в области точных наук, логики, психологии, техники и т.д.» [12]. В заключение отметим, что реализация акмеоло-гической теории на практике означает приближение к решению проблем преемственности в обучении, стабильность развития ПТС будущего выпускника и становления личности будущего специалиста. Применение акмеологического подхода выступает как средство и условие формирования личности компетентного инженера, профессионала, т.е. формирования будущего инженера с ПТС.
Ключевые слова
профессионально-творческие способности,
акмеология,
акмеологический подход,
профессионализм,
professionally-creative abilities,
acmeology,
acmeological approach,
professionalismАвторы
Михайлова Алла Григорьевна | Севастопольский государственный университет | аспирант, ст. преподаватель кафедры романской и германской филологии | steba1971@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Михайлова А.Г. Устранение разрывов между образованием, наукой и производством: акмеологический аспект. Всероссийский форум технологического лидерства России 6-7 ноября 2014 г. «Технодоктрина 14». URL: http://vpk.name/news/122628_ustranenie_razryivov_ mezhdu_obrazovaniem_naukoi_i_proizvodstvom_akmeologicheskii_aspekt.html
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/1996/08/29/vysshee-obrazovanie-dok.html
Заварзин В.И., Гоев А.И. Интеграция образования, науки и производства // Российское предпринимательство. 2001. № 4 (16). С. 48-56.
Чубик П.С., Демянюк Д.Г., Минин М.Г., Сафьянников И.А. Система непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 38-45.
Осипов Е.И. Психолого-акмеологические условия развития лидерских и организаторских качеств личности в профессиональной подго товке инженеров в системе МЧС России : дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2009. 211 с.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декаб ря 2011 г. № 2227-р). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124 (дата обращения: 23.01.2015).
Маркова А.К. Активизация мотивации достижения // Детский психолог. 1996. № 12. С. 64-72.
Михайлова А.Г. Анализ модели инженера с профессионально творческими способностями // Вестник Тольяттинского государственного университета. Педагогические науки. 2014. № 2 (17). С. 152-156.
Михайлова А.Г. Акмеология в формировании профессионально-творческих способностей будущего инженера в условиях высших учеб ных заведений Крыма // Крымский научный вестник. 2015. № 4. URL: http://krvestnik.ru/category/nomer
Михайлова А.Г. Акмеология в контексте проблем качества образования: теория зрелости в формировании профессионально-творческих способностей // Культура народов Причерноморья. 2014. № 6. С. 172-174.
Жуков Р. Ф. Введение в педагогику деловых игр // Вестник Балтийской педагогической академии. Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: возможности, перспективы, проблемы риска : сб. науч. тр. СПб. : Балтийская пед. академия, 2006. Вып. 72. С. 6-10.
Фиговский О.Л., Левков К.Л. К вопросу подготовки инновационных инженеров. URL: http://www.nanonewsnet. ru/blog/nikst/problemy-podgotovki-inzhenerov-dlya-innovatsionnykh-otraslei (дата обращения: 20.07.2015).