Применение метода сопряженного воздействия для совершенствования физической работоспособности студентов вуза, занимающихся футболом | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400.

Применение метода сопряженного воздействия для совершенствования физической работоспособности студентов вуза, занимающихся футболом

Показателем стабильности здоровья служит высокая степень работоспособности, и наоборот, низкие ее значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Возможность успешного решения задачи развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов заложена в основе метода сопряженных воздействий. В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения об особенностях физиологических сдвигов в организме под воздействием игровых упражнений.

Application of the method of conjugate impact for improving the physical shape of university students playing football.pdf Возросшие требования к физическому воспитанию студентов диктуют необходимость поиска новых путей и организационно-методических решений, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности, направленных на достижение физических кондиций, необходимых для поддержания высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности. Показателем стабильности здоровья служит высокая степень работоспособности, и наоборот, низкие ее значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Стоит отметить, что в студенческой среде наиболее массовыми и прогрессивными средствами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности являются игровые виды спорта. Игровые виды спорта являются динамичными и технически сложными видами двигательной деятельности, где эффективность игровых действий определяется прежде всего совершенством технических приемов и высоким уровнем развития специальных физических качеств. Необходимость дальнейшей разработки и обоснования спортивно-педагогических технологий с учетом оздоровительного подхода позволяет говорить об актуальности исследования методических основ физической подготовки при обучении и совершенствовании техники и тактики игры в футбол на занятиях по физической культуре в вузе. Учитывая, что на процесс физического воспитания студентов вузов отводится в течение 3 лет всего по 4 часа в неделю, перед преподавателем стоит сложная задача ускоренного обучения сложнокоординационным движениям (технико-тактическим действиям), параллельного совершенствования физической подготовленности и укрепления здоровья студентов. Возможность успешного решения задач развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки заложена в основе метода сопряженных воздействий. Взаимосвязь качественных сторон двигательной деятельности обусловлена тем, что они являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и общностью условно-рефлекторных механизмов, лежащих в основе образования как двигательного навыка, так и развития физических качеств. Это дает основание считать, что органическая взаимосвязь физической и технической подготовки спортсмена рассматривается как один из ведущих принципов спортивной тренировки, позволяющий одновременно и целенаправленно развивать и совершенствовать физические способности и технические приемы. Для этого необходим подбор специальных упражнений, близких по структуре и характеру выполнения соревновательному упражнению и позволяющий обеспечить единство развития специальных способностей и навыков. Такой подход составляет принципиальную основу метода сопряженных воздействий, разработанного В.М. Дьячковым, который направлен на совершенствование структуры движений и управление наиболее целесообразной взаимосвязью ее динамической и кинематической структуры [1]. Ю.В. Верхошанский [2] отмечает, что метод сопряженного воздействия применяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т. е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура. В работе А.Я. Гомельского [3] указано, что сущность метода сопряженных воздействий состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного выполнения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей виду спорта. Средствами практического решения задач совершенствования технической подготовленности являются подготовительные упражнения, специально -подготовительные упражнения и тренировочные формы соревновательных упражнений, применяемые в режиме сопряженного воздействия. Только специализированные упражнения обеспечивают прямое воздействие на группы мышц, непосредственно участвующих в выполнении двигательных действий в футболе. Методические приемы сопряжения: - увеличение массы рабочего звена; - увеличение или уменьшение массы мяча; - увеличение или уменьшение расстояния в упражнениях; - увеличение скорости выполнения упражнений; - увеличение времени выполнения упражнений; - повышение координационной трудности выполнения упражнений; - выполнение соревновательных упражнений на фоне предыдущей тонизирующей работы. Успешное овладение техникой, тактикой игры и реализация тренировочных эффектов технико-тактической, физической подготовки - путь эффективного использования футбола в оздоровительных целях и как средства повышения физической работоспособности студентов нефизкультурных вузов. Цель исследования - разработка методики сопряженных воздействий игровых упражнений с учетом их физиологической направленности для повышения физической работоспособности студентов вуза, занимающихся футболом. Организация и методы исследования. Исследование выполнялось на базе кафедры физического воспитания ТГУ с сентября 2014 г. по май 2015 г. В исследовании приняли участие студенты 3-го курса, занимающиеся на специализации «футбол». Были сформированы две группы по 15 человек (юноши 1922 лет). Обе группы занимались 2 раза в неделю по 90 мин. Объем видов подготовки в течение учебного года в контрольной группе распределялся следующим образом: 40% тренировочного времени уделялось общей физической, 20% - специальной физической, 20% технико-тактической и 20% - игровой (двухсторонняя игра в футбол). В экспериментальной группе: 20% - общая физическая подготовка, 20% - специальная физическая, 40% - технико-тактическая и 20% - игровая (двухсторонняя игра в футбол). В технико-тактической подготовке экспериментальной группы применялись игровые упражнения с учетом их физиологической направленности. В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений в процессе занятия, особенностях протекания процессов утомления и восстановления, поддержания высокого уровня работоспособности и заданных количественных характеристик нагрузки. Модели отдельных упражнений и их комплексов должны строиться на основе учета механизмов срочной адаптации, а также оптимальной тренировочной нагрузки: количества выполнения упражнений и их серий, длительности выполнения упражнений и их серий, интенсивности выполнения упражнений, продолжительности и характера отдыха между упражнениями и их сериями, а также координационной сложности упражнений [4]. Исходя из особенностей физиологических сдвигов в организме под воздействием упражнений, выполненных с различной интенсивностью, продолжительностью, паузами отдыха, числом повторений, данные тренировочные упражнения делятся на 4 группы [5]: Группа 1. Упражнения преимущественно аэробного воздействия (тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем) - интенсивность умеренная, ЧСС - 150 уд./мин; продолжительность от 10 мин и больше. Группа 2. Упражнения аэробно-анаэробного воздействия - ЧСС в пределах 150-190 уд./мин; интенсивность переменная. Группа 3. Упражнения анаэробной алактатной направленности (совершенствование скоростно-силовых качеств), продолжительность 10-30 с, интенсивность максимальная, паузы отдыха 1-2 мин, количество повторений 5-7. Группа 4. Упражнения анаэробного гликолитиче-ского воздействия (тренировка специальной выносливости, скоростной, прыжковой), интенсивность, близкая к максимальной, продолжительность 1-4 мин, паузы отдыха между повторениями 2-4 мин, количество повторений 5-8. Например: упражнение анаэробно-алактатного воздействия - игра 1 в 1. Совершенствование атакующих действий: обманные движения, финты, контроль мяча, обыгрыш соперника, укрытия мяча корпусом, ведение на дальней ноге, игра на отскоке, движение после передачи и т. д. Совершенствование защитных действий: момент для вступления в отбор, плассирование, сокращение и увеличение дистанции с игроком, игра в борьбе и т.д. Интенсивность максимальная, продолжительность выполнения до 30 с, паузы отдыха до 2 мин, количество повторений 5-8. Упражнения анаэробно-гликолетического воздействия (развитие специальной выносливости). Квадрат 4^2 с переводом мяча из зоны в зону. Задачи: контроль мяча за счет двух лишних, подготовка перевода мяча из зоны в зону. Задача для обороняющихся: быстрый переход из позиционной обороны в активный прессинг и обратно. Интенсивность, близкая к максимальной, продолжительность 1-4 мин, паузы отдыха между повторениями 2-4 мин, количество повторений 5-8. При снижении интенсивности выполнения этого же упражнения и увеличении продолжительности выполнения до 10-15 мин реакция организма на нагрузку имеет уже аэробный характер. Таким образом, варьируя компоненты нагрузки, можно добиться различного тренировочного эффекта при выполнении игровых упражнений, при этом совершенствуется физическая и технико-тактическая подготовленность занимающихся. Диапазон интенсивности выполняемых упражнений в тренировках должен максимально соответствовать игре, а динамика нагрузок характеризуется обязательным ростом интенсивности упражнений. В начале и конце педагогического эксперимента проводилось тестирование физической работоспособности (Гарвардский степ-тест), физической и технико-тактической подготовленности студентов. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики, достоверность различий между группами оценивалась с помощью параметрического критерия. Коэффициент достоверности различий (р) вычислялся по таблице вероятностей распределений Стьюдента (t). Результаты считались достоверными, если р < 0,05. Результаты и их обсуждение. Полученные результаты показывают, что у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной увеличились показатели индекса Гарвардского степ-теста, характеризующего физическую работоспособность человека (рис. 1). В контрольной группе количество студентов, выполнивших Гарвардский степ-тест на оценку «отлично», 2, после эксперимента - 4. На оценку «хорошо» до эксперимента выполняло 5 студентов и после эксперимента - 8 студентов. На оценку «удовлетворительно» до эксперимента выполняли 8 студентов, а после эксперимента - 3 студента. На оценку «слабо» -ни одного студента. Рис. 1. Индекс Гарвардского степ-теста до и после эксперимента Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента Тестирование | Контрольная группа (Х±тх) | Экспериментальная группа (Х±тх) | p Тест Купера (общая выносливость, м) До эксперимента 3 225±122,48 3 265±132,57 >0,05 После эксперимента 3 279±102 3 447,5±113,06 0,05 После эксперимента 12,75±0,18 13,01±0,14 0,05 После эксперимента 10,47±0,96 10,38±1,02 0,05 После эксперимента 10,74±0,89 10,71±0,89 0,05 После эксперимента 7,17±2,31 7,10±2,33 0,05 После эксперимента 10,70±0,89 10,69±0,91 0,05 После эксперимента 2,41±0,43 2,91±0,4 0,05 После эксперимента 2,35±0,49 3,33±0,58

Ключевые слова

студенты, футбол, сопряженное воздействие, физическая работоспособность, физическая подготовленность, техническая подготовленность, students, football, conjugate impact, physical performance, physical training, technical training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шарафеева Алла БорисовнаТомский государственный университетст. преподаватель кафедры физического воспитанияalista@bk.ru
Воронов Сергей СергеевичТомский государственный университетмагистрант кафедры физического воспитанияvorik2020@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Дьячков В.М. Точка отсчета // Высоте нет предела. М. : Физкультура и спорт, 1980. 232 с.
Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физиче ской культуры. 1991. № 2. С. 24-30.
Гомельский А.Я. Метод сопряженных воздействий // Спортивные игры. 1982. № 3. С. 8-11.
Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов : дис.. д-ра пед. наук. Омск, 1998. 328 с.
Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов : метод. указания. Иркутск : ИГТУ, 1994. 45 с.
 Применение метода сопряженного воздействия для совершенствования физической работоспособности студентов вуза, занимающихся футболом | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400.

Применение метода сопряженного воздействия для совершенствования физической работоспособности студентов вуза, занимающихся футболом | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400.