Основные направления благотворительности в развитии мужского гимназического образования Западно-Сибирского учебного округа | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402.

Основные направления благотворительности в развитии мужского гимназического образования Западно-Сибирского учебного округа

Исследуются основные направления благотворительной деятельности меценатов, сословий и общественных организаций в развитии среднего образования Западно-Сибирского учебного округа на примере мужских гимназий. На основе архивных источников анализируется динамика их роста и снижения в период с 1885 по 1917 г., специфические черты различных форм филантропии. Оценка тех или иных видов меценатства позволяет лучше понять их значение для гимназий и учащихся, их вклад в развитие просвещения и региона в целом.

Main charity activities in the development of male secondary education in the West Siberian school district.pdf Общественное участие в развитии школьного дела в форме меценатства как в дореволюционной России, так и в наши дни имеет немаловажное значение, предоставляя возможность получения образования широким слоям населения. Особенно актуальна в дореволюционной России такая помощь была для выходцев из небогатых семей, ввиду не только высокой оплаты обучения, но и всех сопутствующих расходов - одежды, питания, необходимости аренды жилья, если гимназист не был уроженцем того города, где располагалось учебное заведение, и др. Проанализировав основные направления благотворительной деятельности в сфере среднего образования Западно-Сибирского учебного округа (ЗСУО) вообще и мужского гимназического образования в частности, мы выделяем пять наиболее распространенных форм филантропии: 1) единовременные разовые пожертвования «по случаю»; 2) долговременная благотворительная деятельность, выражавшаяся в дарении капиталов, на процент с которых осуществлялась воля дарителя; 3) именные стипендии; 4) деятельность института попечительства при учебных заведениях; 5) организованные формы общественной благотворительности, различного рода «Общества вспомоществования учащимся» и т.п. Каждое из выделенных нами направлений имеет свои особенности и характерные черты. В своей работе профессор А.Р. Соколов замечал, что в целом для развития благотворительной деятельности в области образования в обществе должен вызреть ряд условий. Во-первых, сама благотворительность должна принять внецерковные формы, оторваться от древних традиций милостыни ради спасения собственной души. Во-вторых, образование должно осознаваться обществом как инструмент духовного и материального прогресса. И, наконец, в-третьих, образование не должно быть нацелено только лишь на «производство» необходимых государству кадров [1. C. 15]. По сути, первая обозначенная нами форма меценатства - единовременные пожертвования - являла собой еще переходную, «полусветскую» форму учебной филантропии. Не случайно анализ ее динамики, приведенный в табл. 1, показывает снижение роли единовременных пособий в бюджете гимназий. Снижение удельного веса единовременных благотворительных взносов в период «бума» сибирского образования (второе десятилетие XX в.), как нам кажется, объясняется изменением парадигмы благотворительности в сфере народного образования. Появляется стремление не только жертвовать, но и заботиться о полезности пожертвованных средств, потому большее распространение получили долговременные формы благотворительности, выразившиеся как в дарении капиталов образовательному учреждению, так и в форме именных стипендий на оплату обучения, а также в деятельности различного рода благотворительных обществ, помогающих несостоятельным учащимся не эпизодически, а на постоянной основе. Т а б л и ц а 1 Удельный вес единовременных благотворительных взносов и случайных доходов мужских гимназий ЗСУО за 1885-1916 гг. Показатель 1885 г. 1891 г. 1897 г. 1903 г. 1909 г. 1916 г. Всего доходов, руб. 10 8741,6 134 125,04 158 212,3 201 933,2 228 224,05 780 962,66 Единовремен. взносы 1 112,5 714,18 1 154,63 400 0 1 904,56 Удельный вес, % 1,02 0,53 0,77 0,19 0 0,24 Источник подсчета: Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 1. Д. 40. Л. 248; Д. 622. Л. 330; Оп. 2. Д. 1112. Л. 331; Д. 1728. Л. 207; Д. 2563. Л. 268; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 205. Д. 4872. Л. 21. Единовременные взносы все чаще становились лишь эпизодическим явлением, связанным с крайне значимым для города событием, например открытием нового учебного заведения. В отчете попечителя по мужским гимназиям за 1913 г. сообщается о единовременном пожертвовании в 4 704,24 руб., однако все эти деньги были пожертвованы лишь новой мужской гимназии в г. Ишиме, остальные учебные заведения единовременных благотворительных взносов в этом году не получали совсем [2. Л. 62]. Данный показательный пример подтверждает обозначенный нами выше тезис об изменении направленности благотворительной деятельности в сфере образования. Похожие процессы перехода к долговременным формам благотворительности протекали и в других видах средних школ (женские гимназии, реальные училища). С развитием банковской сети в Сибири появилась возможность переводить на счета образовательных учреждений крупные суммы - капиталы, на ежегодные проценты с которых должна быть осуществлена воля дарителя. Самой амбициозной формой благотворительной деятельности в сфере среднего образования к концу XIX в. стало учреждение именных стипендий учащимся, однако помимо них капиталы могли жертвоваться непосредственно гимназии. Ежегодные проценты с таких капиталов призваны были решать определенные материальные затруднения в работе школы. Удельный вес процентов с пожертвованных капиталов в бюджете мужских гимназий представлен в табл. 2. Т а б л и ц а 2 Удельный вес процентов с капитала в смете доходов мужских гимназий ЗСУО за 1885-1916 гг. Показатель 1885 г. 1891 г. 1897 г. 1903 г. 1909 г. 1916 г. Всего доходов, руб. 108 741,60 134 125,04 158 212,33 201 933,2 228 224,05 780 962,66 Процент с капиталов 31 47,61 3 326,79 6 175,8 6 509,38 5 510,77 5 853,27 Удельный вес, % 2,89 2,48 3,90 3,22 2,41 0,74 Источник подсчета: ГАТО Ф. 126. Оп. 1. Д. 40. Л. 248; Д. 622. Л. 330; Оп. 2. Д. 1112. Л. 331; Д. 1728. Л. 207; Д. 2563. Л. 268; РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Д. 4872. Л. 21. Таблица наглядно демонстрирует, что долговременная благотворительность играла большую роль в материальной базе мужских гимназий, нежели единовременные взносы, но в то же время она также сходит на нет к 1916 г. Истинным «пиком» ее расцвета стал рубеж XIX и XX вв. Расцвет долговременной благотворительности на рубеже XIX и XX вв., как во всей империи, так и в Западной Сибири, как абсолютно справедливо замечает псковский исследователь Б.Ю. Борисов, был вызван еще и естественным накоплением интеллектуального и вообще культурного потенциала в купеческом сословии; во второй половине XIX в. происходит расслоение купечества, из его среды выделяются люди новой формации - крупная буржуазия, фабриканты, банкиры, часть переходит из купеческого сословия в разряд государственных служащих высшего уровня, деятелей науки, искусства, образования [3. С. 179]. Некоторые получают дворянство. Учреждение же именных стипендий - совершенно особый вид благотворительности. Значимым стимулом для их роста явилось Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 14 декабря 1877 г. «О порядке присвоения особых наименований всякого рода учреждениям благотворительным и общеполезным», согласно которому стипендиям разрешалось присваивать личные имена в соответствии с желанием самого жертвователя [4. C. 307]. В основном механизм их работы заключался в жертвовании капитала, на процент с которого осуществлялась воля дарителя в соответствии с Положением к стипендии или личным пожеланием мецената. Исключение составляли случаи постоянных пособий от общественных организаций или власти на содержание стипендиата. Мотивов для учреждения стипендий было множество: желание увековечить имя кого-либо из близких или даже собственное, выражение верноподданнических чувств императору, помощь землякам и т.д. [5. С. 51], но все же празднование юбилейных дат российской истории, пожалуй, был самым популярным мотивом учреждения стипендиального пособия. Пример - учреждение в 1913 г. стипендий в память Отечественной войны 1812 г. в Бийской, Ишимской, Курганской и второй Томской мужских гимназиях [6]. Подобного рода стипендии, как правило, были практически во всех средних школах региона. В соответствии с правилами данное наименование стипендиям давалось с разрешения министров и главноуправляющих отдельными частями, в отдельных случаях -местных губернаторов [7. С. 320]. Второе десятилетие XX в. всколыхнуло сибирское общество на помощь неимущим школьникам, что связано в первую очередь со стремительным открытием новых учебных заведений в небольших городах и динамичным развитием региона. Так, уже к 1915 г. только при одной Тобольской мужской гимназии существовало 34 стипендии, при Томской - 20 [8. C. 83]. Но и само количество средних школ возросло с 27 в 1908 г. до 46 к 1917 г. [9. C. 101], т.е. практически в два раза. К слову, на всю империю капиталов по мужским гимназиям и прогимназиям в 1911 г. насчитывалось не менее 1 698 на общую сумму 8 871 156 руб. [10. C. 234]. На проценты с одного капитала могли выплачиваться не одна, а сразу несколько стипендий. Важно заметить, что по мере увеличения числа стипендий к началу XX в. росло и количество учебных заведений, что снижало (в процентном отношении) эффективность пособий. Не менее интересной формой долговременной благотворительности является функционирование института попечительства. Представленные преимущественно купеческим сословием, попечители гимназий и прогимназий являли собой связующее звено между профессиональными педагогами, родителями учащихся и гражданским обществом в целом. Согласно Уставу гимназий и прогимназий (1871 г.) почетный попечитель «следит за ходом управления и состоянием гимназии и прогимназии, но сам собою не делает никаких распоряжений, а сообщает только словесно или письменно, и негласным образом, непосредственному начальству сих заведений о замеченных им каких-либо беспорядках или же доводит о них до сведения педагогического совета или хозяйственного комитета, по принадлежности и, если замечания его будут оставлены без уважения, представляет об этом попечителю округа» [11. C. 95]. К сожалению, ввиду несистемного характера попечительской помощи, невозможно в цифрах выразить их взнос. Однако упреки в адрес попечителей -весьма распространенное явление на страницах местной и центральной печати: «Воображение рисует им, что обязанности их далеко не должны исчерпываться только материальной помощью школе, "раз я даю деньги на школу, то значит я в некотором роде хозяин, и я начальство над учителем"» [12. C. 126]. Подобные заявления, однако, более характерны для начальных школ, нежели средних, ибо элементарные расходы на содержание среднего учебного заведения существенно выше. Помощь со стороны попечителя могла заключать в себе некоторые ремонтные работы для гимназии (покупка материалов), покупку учебных принадлежностей для неимущих учащихся, теплой одежды для них и т. д. Небезразличный к делам школы попечитель -настоящая «находка» для гимназии. К примеру, попечитель тобольской мужской гимназии действительный статский советник Н. И. Давыдовский пожертвовал на строительство каменного здания больницы при ученическом пансионе 700 руб., за что ему была вручена благодарность от попечителя Западно-Сибирского учебного округа по представлению директора гимназии [13. Л. 48, 49]. Пожалуй, именно для этой формы благотворительности в большей мере свойствен мотив личного тщеславия купцов. За наиболее крупные пожертвования, как отмечает исследователь сибирского купечества В.П. Бойко, правительство награждало орденами, жаловало чинами и званиями, жертвователи имели возможность занимать почетные должности в городском самоуправлении [14. C. 240]. Нельзя обойти вниманием еще один распространенный мотив благотворительной деятельности: попечение о домовой церкви. Например, пожертвование почетным попечителем семипалатинской мужской прогимназии А.В. Москвиным к 1 января 1902 г. следующих предметов: 1) иконы двунадесятых праздников - 125 руб.; 2) серебряное вызолоченное кадило -45 руб.; 3) гробница для плащаницы - 45 руб.; 4) подсвечник - 35 руб.; 5) белое шелковое облачение на престол и жертвенник - 101 руб.; 6) хоругви голубого бархата, шитые серебром - 200 руб. [15. Л. 11]. Итого пожертвованная сумма в размере 551 руб. являлась весьма существенной. Во многом схожей по содержанию с попечительством, но гораздо более крупной формой общественного участия в деле учебной благотворительности стало учреждение различного рода «Обществ вспомоществования учащимся», привлекших максимально широкие слои к делу народного образования и просвещения. Не только купечество, но и простой крестьянин мог оказать помощь неимущему учащемуся. Взнос платы за учение, бесплатная выдача книг и учебных пособий и их продажа по удешевленной цене, снабжение одеждой, пищей, приютом, содействие в поиске работы, снабжение бедных медицинской помощью и медикаментами, в исключительных случаях - денежными пособиями - вот те направления деятельности благотворительных обществ, которые были предписаны им «Нормальным уставом» [16. C. 2]. Правительство не ограничивало состав и численность обществ половой, религиозной, сословной или какой-либо иной принадлежностью, и это важно, так как в общеполезную деятельность оказались втянуты все слои общества. Общества стремились использовать все возможные методы для достижения главной цели - помощи малоимущим учащимся. В частности, исследователь Н.А. Серякова, обобщив материалы «Томских губернских ведомостей» за вторую половину XIX в., выделяет следующую градацию публичных мероприятий по объему кассового сбора: на первом месте стоят лотереи-аллегри и балы-базары (в среднем сборы составляли более 3 тыс. руб.), на втором месте - маскарады (932 руб.), на третьем - народные гуляния (639 руб.), на четвертом - спектакли (496 руб.) и на пятом - концерты и музыкальные вечера (333 руб.). Большая доля дохода во время проведения лотерей-аллегри и балов-базаров поступала от торговли различными напитками и закусками. Доход же от спектаклей, концертов и музыкальных вечеров складывался из расчета проданных билетов и пожертвований посетителей сверх цены билета [17. C. 59]. Собранные во время мероприятий средства шли как непосредственно учебному заведению, его организовавшему, либо для решения проблем которого оно было организовано, так и благотворительным обществам для распоряжения ими на конкретную цель или по собственному усмотрению. Необходимо также отметить принципиально важную особенность общественной благотворительной деятельности - ее ссудный характер. Оказываемая обществом помощь предполагала, что ученик, выучившись, в форме взносов вернет затраченные на него деньги, лично осознавая значимость помощи малоимущим ученикам. Однако де-факто ситуация не всегда была таковой. В частности, томское «Общество для вспомоществования учащимся» за первые 20 лет своего существования (1873-1893), начав деятельность с капиталом 1 040 руб., собрало до 40 000 руб. и раздало на пособия 348 лицам до 30 000 руб., возврат же был не более 2 000 руб. Общество имело более 200 должников, в том числе и среди лиц, «занимающих хорошие места» [18. C. 36-37]. Данная проблема весьма часто встречается в различных отчетах деятельности обществ. Настоящий «бум» в развитии общественной благотворительности, как по всей империи, так и в Западной Сибири, приходится на начало XX в. По подсчетам исследователей, по числу благотворительных обществ в Сибири на первом месте находилась Томская губерния, в которой насчитывалось 106 различных обществ, за ней следовала Тобольская губерния - 78 организаций, далее шли восточносибирские земли Иркутской (59) и Енисейской (44) губерний, Омский уезд насчитывал 19 благотворительных организаций [19. C. 27]. Привлечение широкого круга людей различных сословий, званий и вероисповеданий является важным шагом формирования гражданской ответственности у населения. Благотворительная деятельность к названному периоду перестала считаться монополией купеческого сословия и наиболее состоятельных слоев общества, теперь каждый гражданин, небезразличный к судьбе своего города, окружающих его людей, мог внести посильную лепту в развитие системы образования в крае посредством вступления в то или иное благотворительное общество и выплачивая периодические денежные взносы. Особенно широко в эту деятельность включилась интеллигенция, в том числе и сами педагоги. Таким образом, краткая характеристика основных направлений благотворительности в сфере мужского гимназического образования, представленная нами, вовсе не исчерпывается обозначенными направлениями, однако она показательно выявила важнейшие направления социальной эволюции региона. Стоит отметить, что все пять форм благотворительности в разной степени сосуществовали одновременно и не противоречили, а, скорее, дополняли друг друга. Меценатство перестало считаться монополией купечества во имя искупления своих «ростовщических» грехов, обретя более массовый и масштабный характер, что, безусловно, положительно отразилось на социально-культурной жизни Западной Сибири рубежа XIX-XX столетий.

Ключевые слова

благотворительность, пожертвование, гимназия, стипендия, попечитель, charity, donation, gymnasium (school), scholarship, trustee

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Клиницкий Артем ИгоревичКемеровский государственный университетаспирант кафедры отечественной историиArtemKliniskiy@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Соколов А.Р. Благотворительность в народном образовании и ее роль в трансформации российского общества. СПб., 2005.
Российский государственный исторический архив. Ф. 733. Оп. 205. Д. 4869.
Борисов Б.Ю. Духовно-нравственные основы благотворительности и попечительства русского купечества в отечественном образовании // Человек и образование. 2009. № 3 (20).
Высочайше утвержденное положение кабинета министров «О порядке присвоения особых наименований всякого рода учреждениям благотворительным и общеполезным» (№ 57978) // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 2-е. СПб., 1879. Т. 52, отд. 2: 1877.
Клиницкий А.И. Именные стипендии как форма благотворительности в развитии средней школы Западной Сибири XIX - начала XX в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61), т. 4.
Журнал Министерства народного просвещения. 1913. № 11-12.
Высочайше утвержденное мнение Гос. Совета 26 мая 1897 г. «О порядке присвоения особых наименований общеполезным установлени ям» (№ 14152) // ПСЗРИ. Собр. 3-е. СПб., 1900. Т. 17: 1897.
Сизова Е.В. Мужские гимназии Западной Сибири в исторической динамике (XIX - начало XX в.) : дис.. канд. ист. наук. Томск, 2011.
Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1905-1917 гг.). Томск, 1966.
Указатель пожертвованных капиталов по Министерству народного просвещения. СПб., 1912.
Высочайше утвержденный Устав гимназий и прогимназий ведомства министерства народного просвещения 30 июля 1871 г. (№ 49860) // ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1874. Т. 46, отд. 2: 1871.
Филатов К. Школьные попечительства // Русская школа 1904. № 3.
Государственный архив Томской области (далее - ГАТО). Ф. 126. Оп. 1. Д. 1140.
Бойко В.П. Томское купечество. Томск, 1996.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1692.
Нормальный устав Обществ вспомоществования нуждающимся учащимся. СПб., 1898.
Серякова Н.А. Благотворительность и общественный досуг томичей во второй половине XIX в. (по материалам «Томских губернских ведомостей») // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. № 1 (9).
Соболев С. Благотворительные учреждения Томской губернии (очерк). Томск, 1895.
Бочанова Г. А. [и др.] Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX - начало XX в. Новосибирск, 2000.
 Основные направления благотворительности в развитии мужского гимназического образования Западно-Сибирского учебного округа | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402.

Основные направления благотворительности в развитии мужского гимназического образования Западно-Сибирского учебного округа | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402.