Развитие читательской компетенции будущих учителей: практики педагогического образования Западной Сибири (вторая половина XIX - начало ХХ в.)
Снижение интереса и качества чтения среди детей и молодежи в России и мире актуализирует проблему развития читательской компетенции будущих учителей. Современные методики и технологии, разработанные в педагогической теории, пока не дают заметных эффектов. В статье анализируются культурные практики приобщения к чтению, которые использовались в учительских семинариях и институтах Западной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ в. Выделены наиболее интересные приемы и формы развития читательской компетенции будущих учителей (систематизация внеклассного чтения, организация народных чтений, проведение бесед, вечеров и др.).
Development of reading competence of future teachers: practice of pedagogical education of Western Siberia (the second h.pdf Татьяна Черниговская, известный российский психолингвист, размышляя о перспективах чтения, предложила свой сценарий недалекого будущего. По ее мнению, гипертекстовая организация текстов вскоре приведет к расслоению читателей [1]. Появится элитарная литература, прочитать которую смогут немногие. Можно предположить, что чтение постепенно станет критерием социального расслоения. Эти тенденции появились уже сейчас. Исследования «Левада-центра» показали, что только 6% опрошенных назвали чтение в качестве своей зависимости. Многочисленные исследования, проводимые в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения», действующей в России с 2006 г., показывают снижение интереса к чтению, сокращение тиражей выпускаемых в России книг. В статье М.В. Кузьминой и Ю.А. Тюменева, построенной на основе анализа данных PISA, отмечается, что российские школьники показывают результаты в читательской грамотности ниже средних международных и ниже, чем в естественных и математических дисциплинах [2]. Исследователи этой проблемы заявляют, что единственный путь изменить ситуацию - активизировать процесс приобщения к чтению детей и молодежи. В современной педагогической теории эта проблема стала активно обсуждаться в начале 2000-х гг. В работах В.Я. Аскаровой, Р.У. Богдановой, С.Г. Вершловского, Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой, М.В. Кларина, О.Е. Лебедева, Н.И. Роговцевой, Ю. М. Тугова и др. складывается понятийный каркас педагогики чтения (читательская культура, культура чтения, читательская активность, читательская компетентность). Так, под функциональной грамотностью в области чтения понимается «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [3. С. 14]. Чтение - не только часть современной культуры, но и значимый фактор успешной жизни. Именно это ставит проблему в ранг государственных. Проводимые в разных странах исследования выявили зависимость чтения и качества не только образования, но и жизни. В масштабных американских исследованиях выявлено, что подростки, проявляющие интерес к чтению, получают в различных национальных системах оценивания более высокие баллы не только по чтению, но и в среднем, по сравнению с теми, кто чтением не увлекается. Вовлеченность в чтение оказалась третьим по значимости фактором среди переменных, определяющих результаты PISA по чтению. На вовлеченность в чтение оказывает влияние семья (материальное благополучие, образование, традиции), но не меньше семьи в этом процессе участвует и школа. Опросы, проводимые в рамках «Национальной программы приобщения к чтению» на протяжении 10 лет, показали зависимость между чтением и успехами в обучении молодежи, чтением хорошей литературы и имеющимися жизненными и профессиональными перспективами [4. С. 128]. Именно поэтому подготовка учителя, который сам любит читать и может увлечь этим занятием своих учеников, становится одной из задач современного педагогического образования. Разнообразные технологии приобщения к чтению, проекты, методические материалы никогда не дадут эффекта, если будущий учитель в процессе обучения в вузе не получит «прививку чтением». Педагогическое сообщество, как одна из наиболее крупных профессиональных страт в нашей стране, всегда составляло основу читающей российской интеллигенции. Это было возможно благодаря тому, что развитие привычки и культуры чтения ставилось на протяжении всей его истории в качестве одной из приоритетных задач педагогического образования. Попытаемся выделить педагогические средства, которые использовали в образовательном процессе, чтобы развить навыки и культуру чтения у воспитанников учительских семинарий и институтов Западной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ в. Ограниченность общего и профессионального образования, которое давали учительские семинарии и институты своим воспитанникам, должно было компенсироваться за счет самообразования. В п. 54 «Положения об учительских семинариях» 1872 г. указывалось, что необходимым пополнением преподавания всякого учебного предмета можно считать самостоятельные чтения учеников, разумеется, по указанию преподавателя, с обязательной контрольной беседой. Особое место чтению отводилось в учительских семинариях, основной контингент которых составляли выпускники сельских училищ. За многолетнюю историю в семинариях региона сложилась система мер, направленных на развитие интереса к чтению: по всем гуманитарным предметам наставники составляли списки книг для внеклассного чтения; в профессиональные обязанности педагогов семинарии входил контроль над самостоятельным чтением воспитанников. В рамках учебного процесса его осуществляли учителя-предметники, а во внеурочной работе -наставники-наблюдатели, классные наставники, посещавшие учеников на частных квартирах. На педагогических советах учебных заведений по этому вопросу регулярно заслушивались отчеты наставников. Так, в 1891 г. в Омской учительской семинарии педагоги отмечали, что воспитанники читают почти все, но мало и не совсем толково [5]. Для повышения качества чтения с 1895 г. воспитанникам рекомендовалось вести дневники, где они должны были записывать краткое изложение прочитанного [6]. В январе 1907 г. в Павловской учительской семинарии (Томская губерния) для выяснения вопроса о развитии привычки к чтению было проведено обследование воспитанников, которое показало, что начало активного чтения большинство воспитанников относят ко второму-третьему отделению начальной школы. Только один воспитанник начал читать книги с первого отделения. Из всех прочитанных книг большинство воспитанников смогли назвать по 2-3 сказки, два человека вспомнили книгу Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». По 2-3 человека в качестве знакомых имен писателей указали А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и И.А. Гончарова. Обследование показало, что периодических изданий почти нигде в семьях воспитанников не выписывалось, и даже название «периодические издания» не всем понятно. По результатам опроса педагоги сделали вывод: на самостоятельное чтение в начальной школе не обращают должного внимания, поэтому необходимо активизировать этот процесс в семинарии. Для чего постановили: 1. Составить список книг русских писателей, в том числе и новейших, для внеклассного чтения. 2. Практиковать устройство бесед с воспитанниками по поводу прочитанных книг и составление самостоятельных письменных и устных рефератов на основе критических статей. 4. Учить группировать произведения по сходству основных идей и изображаемых типов. 5. Рекомендовать литературные произведения одновременно с изучением соответствующих разделов курса истории. 7. Обязать преподавателей Закона Божьего, педагогики, истории, географии составлять списки книг для воспитанников, желающих пополнить свои знания. 8. Рекомендовать воспитанникам вести краткие записи прочитанного. 9. Выписать детские книги в ученическую библиотеку и рекомендовать их к чтению [7]. Понижение уровня общей культуры, начавшееся в российском обществе в период 1914-1917 гг., затронуло и педагогическое образование. В 1914 г. на заседании педагогического совета Омской учительской семинарии отмечалось, что воспитанники читают мало или несистемно, многие незнакомы с лучшими произведениями русской и иностранной литературы [8. С. 87]. Для изменения подобной ситуации наставники предложили вернуться к составлению списков книг и ужесточению контроля над внеклассным чтением. Дополнительным стимулом к чтению и знакомству с лучшими произведениями литературы среди воспитанников педагогических учебных заведений служили вечера, публичные чтения, беседы. Так, с 1881 г. в Омской семинарии для ознакомления с родным языком начали проводить вечера, на которых ученики читали произведения лучших русских авторов, зачитывались сочинения воспитанников третьего класса по произведениям русской словесности. Подобные беседы сопровождались пением народных песен [9. С. 8]. С октября 1892 г. в семинарии учителем русского языка была разработана программа чтений для воспитанников [10]. На литературно-музыкальные вечера в октябре 1901 г. были приглашены учащиеся начального училища и их родители [11]. В 1905 г. на заседании педагогического совета отмечалось, что директор и наставники должны наблюдать за чтением, а при всяком удобном случае вести беседы на развитие эстетических чувств, устраивать спектакли и вечера [12]. Одним из направлений работы начального учителя, особенно в сельской местности, было просвещение родителей и широкой общественности. Поэтому уже в период обучения в семинарии ставилась задача приобщения воспитанников к просветительской деятельности. С октября 1886 г. в Омской учительской семинарии стали устраиваться народные чтения с волшебным фонарем. На заседании педагогического совета при обсуждении вопросов о тематике чтений было принято решение знакомить слушателей с лучшими образцами русской литературы и музыки [13. С. 34]. Отмечалось, что чтения пользовались успехом, количество слушателей постоянно увеличивалось. После короткого перерыва в 1900 г. чтения с волшебным фонарем были возобновлены. Деятельность педагогического сообщества по распространению книжной культуры и просветительству в начале ХХ в. только возросла. В 1903 г. на территории западносибирского учебного округа народные чтения проводились при 124 училищах. В Тобольской губернии чтения были организованы при 103 училищах, что составляло 61% от общего числа чтений в Сибири и Дальнем Востоке [14. С. 258]. В 1914 г. в Западной Сибири, по подсчетам Ю. В. Тимофеевой, уже насчитывалось 342 пункта чтений, учителя составляли примерно 70% лекторов [15. С. 10]. В результате деятельности учительских семинарий и институтов по проблеме приобщения к чтению воспитанников в регионе остро встала проблема в среде учителей: что читать? Журналист Н. Носов в статье «Как дать сельским учителям Тобольской губернии возможность читать», опубликованной «Тобольскими губернскими ведомостями» в 1896 г., писал: «Кто хотя бы немого знаком с положением сельских учителей Тобольской губернии - знает, что они почти ничего не читают, по той простой причине, что читать нечего: своих средств на книги и журналы нет, школьные библиотеки до крайности бедны или даже совсем пусты, а общественных не существует». Ситуация с ростом библиотек в регионе быстро изменилась. Если в 1911 г., по данным Н. Юрцовского, в Западной Сибири из 3 446 училищ учительские библиотеки имелись в 2 726, а на каждую приходилось в среднем 54 книги [16. С. 166], то в 1916 г. в Тобольской губернии центральные учительские библиотеки имелись уже при 32 училищах, число книг в них варьировалось от 475 до 800, число выдач составляло в течение года от 40 до 520, ежегодно на каждую библиотеку выделялось по 50 руб. [17. Л. 266]. Изучение исторического опыта деятельности педагогических учебных заведений Западной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ в. показывает, что включение в систему профессионального воспитания будущих учителей разнообразных форм приобщения к чтению помогало решению задач профессионального образования. В современных условиях необходимость реанимации аналогичных мер обусловлена проблемами развития выпускников школ, среди которых психологи отмечают трудность в понимании смысла прочитанного, быструю утомляемость от чтения и др. Проведенное нами в текущем учебном году анкетирование 20 студентов первого курса подтвердило актуальность поднимаемой проблемы и необходимость разработки комплекса мер по приобщению обучающихся Омского государственного педагогического университета к чтению художественной литературы. Так, 80% опрошенных студентов читают художественную литературу не чаще одного раза в месяц, не более 10 минут в день, но при этом проводят в сети Интернет ежедневно более 2 часов. Не лучше обстоит дело и у студентов старших курсов. Школа и семья не смогли сформировать потребность у них и привычку к чтению как форме досуга, саморазвития и части жизни. Поэтому, несмотря на то что приобщение к чтению всегда считалось задачей семьи и школы, профессионально-педагогическое образование должно использовать этот канал воспитательного влияния, что позволит повысить общую и профессиональную культуру регионального учительского корпуса.
Ключевые слова
читательская компетенция,
педагогическое образование,
учительские семинарии,
учительские институты,
Западная Сибирь,
reading competence,
pedagogical education,
teachers' seminaries,
teachers' institutes,
Western SiberiaАвторы
Чуркина Наталья Ивановна | Омский государственный педагогический университет | д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики | n_churkina@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Черниговская Т. Распределенное сознание: о будущем чтения. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/7582-chernigovskaya.
Тюменева Ю.А, Кузьмина Ю.В. Роль школы и семьи и индивидуальные характеристики ребенка для образовательных результатов (на примере данных PISA 2009 по чтению в России). URL: http://www.hse.ru/data/2013/11/03.
Российская школа от PISA-2000 до PISA-2003 / под общ. ред А.Г. Каспаржака, К.Н. Поливановой. М. : Логос, 2006, 196 с.
Ярошева В.В. Отношение студенческой молодежи к книге и чтению // Национальная программа поддержки и развития чтения: год седь мой : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» и III Всерос. конф. «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» М. : Межрегион. центр библиотеч. сотрудничества, 2014. С. 127-136.
Государственный исторический архив Омской области (далее - ГИАОО). Ф. 115. Оп. 1. Д. 38.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 41.
Государственный архив Томской области (далее - ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2248.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 9.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 76.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 40.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 63.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 67.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 31.
Ежегодник внешкольного образования. М., 1907. Вып. 1.
Тимофеева Ю.В. Книжная культура сельского населения Западной Сибири (конец XIX - начало ХХ в.) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Омск, 2011.
Юрцовский Н. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новониколаевск: тип. Центросоюза в Омске. 1923. Вып. 1 : Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703-1917 гг. 246, IV, [2] с.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3084.