Формы и методы индивидуальной профилактической деятельности полиции в современных социально-экономических условиях | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402.

Формы и методы индивидуальной профилактической деятельности полиции в современных социально-экономических условиях

Рассматриваются вопросы о понятии форм и методов профилактической деятельности полиции, их внутреннего содержания с точки зрения действующего нормативно-правового регулирования и социально-экономических условий российского общества. С позиций комплексного подхода предлагаются инновационные варианты применения традиционных форм и методов профилактического воздействия на лиц, потенциально склонных к совершению преступлений.

Forms and methods of police activities on individual prevention in the current socio-economic conditions.pdf Профилактическая деятельность среди других функций правоохранительных органов традиционно занимала приоритетное значение. Ей уделялось пристальное внимание как в советский период развития [1. С. 35-39], так и в условиях постсоветского правового поля1. Однако теоретические разработки относительно внутреннего содержания форм и методов индивидуальной профилактической деятельности российских правоохранительных органов остались на позициях прежнего законодательства, а общественные отношения шагнули далеко вперед. Ранее профилактическая работа строилась на идеологической платформе, обосновывающей закономерный процесс отмирания преступности и победы идеалов коммунистического общества. К настоящему времени есть основание утверждать, что в вопросах противодействия преступности происходит рецепция восприятия преступности как неизбежного явления любого общества. И речь, соответственно, уже должна вестись не о борьбе с преступностью, ведущей к полному изживания данного негативного явления, а о ее сдерживании в социально-приемлемых рамках. Категории «форма» и «метод» являются ключевыми в теории деятельностного подхода философии и психологии, но к настоящему времени все чаще фигурируют и в юриспруденции. Так, например, Приложение № 6 к Приказу МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 (п. 3.16 в ред. от 31.12.2013) «Направления научного обеспечения деятельности в системе МВД России» указывает на то, что одним из стратегических направлений научных исследований в МВД России должны стать формы и методы работы участковых уполномоченных полиции. Однако к настоящему времени исследуемые категории как юридические феномены в современных условиях относятся к числу малоизученных. Так, отдельными авторами только перечисляются различные формы и методы профилактического воздействия без раскрытия их содержания [2. С. 28-33; 3. С. 38]. Некоторые ученые указывают на необходимость их совершенствования в рамках внедрения в практику новых форм взаимодействия правоохранительных органов с населением без конкретизации направлений подобного развития (ограничиваясь указаниями на повышение гражданской активности населения [4. С. 50]). По справедливому замечанию С. И. Даниловой, к числу наиболее острых к настоящему времени проблем относится отсутствие нормативной регламентации так называемых иных форм профилактики [5. С. 34] (тех, которые не нашли закрепления в нормативных правовых актах РФ). Ситуация, при которой отсутствует правовая характеристика механизмов реализации профилактической работы, приводит к тому, что сотрудники полиции на сегодняшний день слабо представляют, какими превентивными возможностями они обладают, чтобы задействовать весь потенциал профилактических средств. Понимая значимость представленных категорий для целей настоящего исследования, мы не будем вдаваться в дискуссию по поводу внутреннего содержания самих понятий «форма» и «метод». Они достаточно хорошо освещены в рамках ситуационного подхода в психологии [6, 7]. Однако их адекватное восприятие необходимо для разрешения теоретико-методологических проблем, связанных с индивидуальной профилактической работой сотрудников полиции. Поэтому, присоединяясь к мнению С.В. Та-рабрина, отметим, что в рамках данной работы под формой следует понимать вид проведения профилактических мероприятий [8. С. 84]. Под методом мы будем рассматривать совокупность приемов и способов, которые при употреблении их надлежащим образом способны привести правоприменителя к достижению поставленной цели [9]. В нашем случае это предупреждение преступлений сотрудниками ОВД. В предупредительной деятельности, например, участковых уполномоченных полиции можно использовать обширный перечень форм профилактики, предложенный А.А. Борченко [10. С. 51-52]. К их числу он относит: 1. Опрос - беседы с жителями административного участка. 2. Личное наблюдение - непосредственное восприятие и оценка поведения граждан в общественных местах и местах индивидуального проживания. 3. Оперативная отработка участка в процессе по-квартирного (подворного) обхода и рейдовых мероприятий. 4. Оперативный поиск в местах вероятного появления подконтрольного лица. 5. Оповещение граждан через средства массовой информации о имеющихся на административном участке случаях совершения преступлений. 6. Изготовление и распространение в жилом секторе специальных памяток-предостережений о способах защиты от преступника с учетом неоднократно повторяющихся на территории обслуживания видов правонарушений. По мнению некоторых ученых, к числу форм непосредственного воспитательного воздействия на профилактируемых следует относить также вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного характера с использованием при этом возможностей благотворительных фондов, помощи спонсоров и т.п. [11. С. 173]. Одной из специфических форм профилактического воздействия является шефство представителей общественности над профилактируемым. При этом используется помощь тех лиц, которые могут положительно воздействовать на профилактируемого, нейтрализовать или устранить оказываемое на него неформальным окружением отрицательное влияние [Там же]. Отдельные специалисты полагают также, что в индивидуальной профилактике кроме личности адресатом выступают и внешние обстоятельства (семья, учебный или производственный коллектив) [12. С. 23]. И даже разъяснение законодательства и правовая пропаганда могут также рассматриваться в качестве форм индивидуальной профилактики правонарушений [13. С. 34]. Анализ содержания листов учета проведенных участковыми уполномоченными полиции профилактических мероприятий за 2011-2014 гг. показал, что в основном сотрудники пользуются вербальными способами воздействия на поднадзорных. Так, 62,9% из числа проведенных участковыми уполномоченными полиции мероприятий составили беседы в различных их вариантах: предварительные (ознакомительные), предупредительные (при наличии фактов антиобщественного поведения), воспитательные (при нейтральном поведении поднадзорного). По справедливому утверждению А. И. Алексеева, к методам индивидуальной профилактики прежде всего относится убеждение как метод воздействия на сознание и поведение человека, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности, организованности и дисциплинированности граждан, добросовестного соблюдения ими норм человеческого общежития [14. С. 54-55]. В нашем случае это формирование убеждения в необходимости законопослушного образа жизни. По мнению С. В. Тарабрина, как правило, желаемое изменение взглядов подучетного, его интересов, потребностей и, в конечном счете, поведения достигается образованием или мобилизацией моральных стимулов [8. С. 85]. Поэтому для достижения профилактических целей убеждение должно быть конкретным, логичным и последовательным. Особенно следует обращать внимание на наличие уверенности сотрудников полиции в целесообразности каждого конкретного приема убеждения. К числу методов индивидуальной профилактики также относится метод упражнения, под которым следует понимать целенаправленное и планомерно организованное выполнение лицами, состоящими на учете органов внутренних дел, различных действий, практических дел с целью формирования и развития уважительного отношения к нормам и традициям человеческого общежития. Например, в нашем случае это может быть требование самостоятельного ежемесячного внесения платежей за оказание коммунальных услуг. Результатом систематического использования метода упражнения становится приобретение профилактируемым устойчивых качеств личности -навыков и привычек. При этом чем сложнее формируемое качество, тем большее количество упражнений необходимо выполнить контролируемому для обретения устойчивой привычки. По справедливому замечанию ученых, конечно, было бы просто нерациональным стремиться сразу привить потенциальным преступникам навыки и привычки, свойственные сознательным членам общества [14. С. 56]. Речь должна идти о выработке на первых этапах простейших навыков социального поведения, таких как готовность к компромиссам, формирование элементарных навыков доброжелательного общения и т. п. Еще одним методом профилактической деятельности следует считать метод поощрения. В деятельности сотрудников полиции он ограничен в основном словесными формами. Это могут быть или доброжелательная реплика, или одобрительное замечание [Там же]. Однако через органы местного самоуправления есть возможность поощрить подучетного и материально, например за конструирование детской площадки района. Наиболее значимой мерой воздействия стимулирующего характера для лица, состоящего под административным надзором, является частичное снятие ранее установленных судом ограничений (ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») либо вообще досрочное прекращение административного надзора (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 64-ФЗ). В современных социально-экономических условиях достаточно широко может применяться метод оказания помощи. В частности, он должен использоваться для трудового устройства контролируемого, решения вопросов, связанных с улучшением его бытовых условий, организацией досуга, установлением социально полезных контактов, планированием денежных расходов, выбором жизненных целей и т. д. Нельзя пренебрегать оказанием помощи через воздействие на окружающую микросреду профилактируемого. По справедливому замечанию В. А. Плешакова, отрицательные факторы могут корениться во всех сферах микросреды: в семье, трудовом коллективе, ближайшем окружении [11. С. 99]. Для нейтрализации их пагубного влияния индивидуальная профилактическая работа проводится с носителями подобного фактора. Наиболее кардинальное решение вопроса предусматривает разрыв профилактируемого с данной микросредой (перевод в другой трудовой коллектив, смена места жительства). Если на это есть законные основания, к носителям отрицательного влияния должны применяться меры соответствующей юридической ответственности. Так, при наличии достаточных правовых оснований, лиц, отрицательно влияющих на профилактируемого, следует направлять на лечение от алкоголизма или наркомании. При отсутствии вышеуказанных оснований помощь должна заключаться в работе сотрудника полиции по развенчанию носителя антиобщественного влияния [11. С. 99]. К числу более ограничивающих права граждан, но достаточно эффективных методов профилактики относится принуждение. Однако необходимо помнить, что меры принуждения по отношению к иным методам играют вспомогательную роль. Они применяются, если другие методы воздействия не позволили достичь положительного результата. По справедливому замечанию Д.Г. Нохрина, метод принуждения является «чрезвычайным» методом социального регулирования [15. С. 6]. Он должен вступать в действие только там, где общественные отношения столь специфичны, что любое отклонение от нормативно заданного хода их развития способно причинить значительный вред интересам личности, общества или государства [Там же]. С точки зрения отечественных ученых, метод принуждения включает в себя систему более узких методов, каждый из которых характеризуется особенными, специфическими чертами, прежде всего особым способом реализации и целевым предназначением. Так, в качестве более узких методов выделяют методы пресечения, ограничения, правовосстановления, превенции, юридической ответственности [16. С. 8]. Мы полагаем, что заострять внимание на них в рамках настоящего исследования нет необходимости. Подробный анализ методам принуждения дан в разрезе принудительных мер административного характера [17]. Здесь лишь отметим, что наличие данного метода применительно к рассматриваемому виду деятельности обусловлено повышенной опасностью лиц, склонных к совершению преступлений. Актуальность применения государственного принуждения в административно-правовых отношениях повышается в случае негативного постпенитенциарного поведения лица, отбывшего уголовное наказание в виде лишения свободы. Это свидетельствует о том, что наказание не достигло своих целей. По справедливому замечанию В. С. Егорова, это предопределяет невозможность эффективного воздействия на такого субъекта иными методами в силу его более глубокой степени нравственной запущенности или наличия психического расстройства, которое исключает возможность адекватно оценивать свое поведение [18. С. 289]. Практика изучения дел по продлению срока административного надзора в отношении лиц, допускающих правонарушения, показала, что в деятельности органов внутренних дел Алтайского края в качестве меры принуждения в большей части (79,6%) применяется обязанность выплаты штрафа (как правило, в размере до 1 000 руб.). Методы профилактического воздействия также могут складываться из приемов [19. С. 130], к числу которых, по справедливому замечанию А. И. Алексеева, следует относить разъяснение и опровержение [14. С. 57]. Разъяснение раскрывается через привитие социальных ценностей (например, бережного отношения к общественному имуществу), прогнозирование последствий повторных правонарушений (разъяснение действующего законодательства). Опровержение заключается в выработке убеждения ложности, несостоятельности криминальных установок, идеалов, преодолении извращенных взглядов о нормах во взаимоотношениях людей, развенчании пренебрежительного, циничного отношения к социальным ценностям [14. С. 66]. В профилактической деятельности также могут применяться такие приемы, как активизация сокровенных чувств, «взрыв», вызывание гуманных переживаний, фланговый подход, прием опосредования, нравственное упражнение, просьба, проявление огорчения, организация успеха в деятельности, проявления доброты, внимания и заботы, приемы моральной поддержки и укрепления веры воспитуемого в собственные силы [Там же. С. 68-70]. Изучение передового опыта профилактической работы коллег зарубежных стран показал, что в данном виде деятельности правоохранительные органы широко опираются на общественные советы, ассоциации и другие территориальные объединения граждан, подразделения «добровольной стражи», группы гражданского патрулирования и т.д. [20. С. 11]. Во многих странах возникли общественные движения по оказанию помощи осужденным в период наказания и после их освобождения из тюрьмы [Там же. С. 39]. Отечественные ученые также согласны с тезисом, что более широкое привлечение граждан к работе по предупреждению правонарушений (в том числе и в качестве помощников участковых уполномоченных полиции) позитивно скажется на результатах противодействия преступности [21; 22. С. 25-26]. Необходимо придерживаться следующих требований, предъявляемых к методам индивидуальной профилактической работы: 1. Целью применения методов должна выступать переориентация асоциальных взглядов и традиций контролируемого. 2. К разработке профилактических мер следует подходить комплексно, с привлечением представителей всех ведомств, входящих в систему профилактики правонарушений [23. С. 20]. 3. Сами воспитательные мероприятия должны осуществляться последовательно и непрерывно, а в случае работы с ранее судимыми и отбывающими наказание - в тесной связи с режимными требованиями, установленными судом обязательствами и право-ограничениями [3. С. 39-40; 24. С. 19-21; 25. С. 30]. 4. Любой метод должен применяться в интересах законопослушного общества. Следует помнить, что профилактика - процесс творческий. Это деликатное и тонкое дело. В подобной работе не может быть инструкций на все случаи жизни. Следует согласиться с А. А. Борченко, что в реальной действительности определяющую роль могут сыграть любые обстоятельства как субъективного, так и объективного характера [10. С. 51]. Поэтому, на наш взгляд, сотрудникам полиции целесообразно придерживаться следующих правил профилактики: 1. Универсальных профилактических мер не существует, эффективность их всегда избирательна. 2. Профилактическое воздействие - процесс длительный: положительные результаты начинают проявляться не сразу, а постепенно, когда убежденность профилактируемого лица в целесообразности законопослушного поведения перерастет в общественно полезное поведение. 3. Успех профилактики напрямую зависит от полноты исходной информации, в частности о населении, проживающем на обслуживаемой территории. 4. Результативность профилактического воздействия во многом обусловлена способностями сотрудника полиции прогнозировать поведение человека. 5. Немаловажную роль также играет опыт работы сотрудника полиции с людьми. Причем не обязательно в должности представителя власти. В целом, подводя итог представленным выше рассуждениям, следует поддержать мнения ученых и практических работников, согласно которым формы и методы профилактической деятельности не могут быть универсальными для всех регионов Российской Федерации [4. С. 50]. Они должны учитывать национальные, экономические, конфессиональные и иные особенности субъектов Российской Федерации, городов, районов. Жесткие разграничительные линии между различными формами и методами предупреждения преступлений провести невозможно [11. С. 153]. На практике все они реализуются в тесном переплетении между собой. По нашему глубокому убеждению, только встретившись с человеком, можно определить его позицию, найти объяснение его действиям и выработать наиболее эффективные способы индивидуального профилактического воздействия. В то же время термин «профилактика» используется для характеристики не только криминологического вида деятельности, направленного на недопущение самой возможности совершения преступления. Следует учитывать, что выделяют несколько иных разновидностей профилактики [11. С. 153], к числу которых можно отнести: моральную профилактику, предполагающую утверждение нравственных принципов, предписаний и оценок, моделирующих определенный тип поведения и ставящих его под контроль общественной морали; правовую профилактику, направленную на недопущение правонарушений и любых форм противоправного поведения; виктимологическую профилактику, заключающуюся в воздействии на лиц, которые могут стать потерпевшими от правонарушения. При этом особую значимость приобретают такие меры индивидуального предупреждения преступлений, как умелое сочетание убеждения и принуждения, целенаправленность и непрерывность воспитательного процесса, преемственность и систематичность воспитательных мероприятий, индивидуальный подход [Там же]. Иногда ученые индивидуальную профилактику называют педагогической [26. С. 667-674; 27. С. 10-11], так как она использует воспитательные и обучающие средства предупреждения правонарушений [28. С. 32]. Но все же следует согласится с А. И. Алексеевым, что ни одно педагогическое средство, ни один педагогический метод не могут расцениваться как панацея от всех бед, считаться постоянными, всегда и везде полезными [14. С. 101]. ПРИМЕЧАНИЕ 1 О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений : Постановление Правительства РФ от 28.03.2008 № 216 // Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа / справочные правовые системы. 2015. URL: http//www. consultant.ru; О Порядке заслушивания общественными советами при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах информации должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений : Приказ МВД России от 23.05.2012 № 534 // Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа / справочные правовые системы. 2015. URL: http//www.consultant.ru и др.

Ключевые слова

индивидуальная профилактика, частная превенция, деятельность полиции, формы и методы воздействия, individual preventive measures, personal prevention, police activities, forms and methods of influence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Титаренко Андрей ПавловичБарнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Россииканд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и криминологииtapavlovich@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Данилова С.И. Особенности формирования и развития профилактики преступлений, осуществляемой на стадии предварительного рас следования, в советский период // История государства и права. 2013. № 24. С. 35-39.
Исаев М.Х. Информационные аспекты предупреждения преступлений и обеспечения безопасности граждан в регионе // Российский сле дователь. 2010. № 19. С. 29-33.
Бабенко А.В. Место и роль программно-целевого планирования в системе общего и специального предупреждения преступности // Рос сийский следователь. 2005. № 5. С. 38-43.
Перминов О.Г., Кипман Н.Н. О профилактике преступлений // Российская юстиция. 2009. № 2. С. 48-50.
Данилова С.И. Профилактика преступлений, осуществляемая в ходе дознания по уголовным делам: проблемы и пути их решения // Рос сийский следователь. 2015. № 5. С. 31-35.
Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М., 2006. 688 c.
Малягина Н.А. Психология управления. М. : Евразийский открытый институт, 2011. 216 с.
Тарабрин С.В. Содержание, формы и методы административной деятельности участкового уполномоченного милиции // Актуальные проблемы формирования положительного имиджа участкового уполномоченного милиции. М., 2011. С. 79-87.
Серебрянников Г.С. Метод и методология: понятие и соотношение. URL: http://www.nsportal.ru (дата обращения: 20.05.2015).
Борченко А. А. Деятельность участковых уполномоченных милиции по виктимологической профилактике преступлений на административном участке // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. № 1. С. 51-52.
Криминология : учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб [и др.] ; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юстицинформ, 2006. 528 с.
Пхитиков А.Ю. Криминологическая характеристика и профилактика органами внутренних дел незаконного оборота спиртных напитков (по материалам Кабардино-Балкарской Республики) : автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с.
Кравцов Д.А. Меры общей профилактики преступлений, совершаемых в отношении обвиняемых, содержащихся в СИЗО ФСИН России // Российский следователь. 2014. № 12. С. 31-36.
Алексеев А.И. Индивидуальная профилактика рецидива преступлений // Российский криминологический взгляд. 2010. № 1. С. 36-93.
Нохрин Д.Г. Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. М. : Волтерс Клувер, 2009. 256 с.
Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж : Воронеж. ун-т, 1991. 120 с.
Анохина С.Ю. Административные наказания и порядок их назначения : лекция. Барнаул : Юрид. ин-т МВД России, 2007. 28 с.
Егоров В.С. Понятие и сущность государственного принуждения в уголовном праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 1. С. 286-291.
Кикоть В.Я., Лебедев С.Я., Румянцев Н.В. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учебник. М., 2012. 496 с.
Осипов С.В. Органы внутренних дел и население в профилактике преступности : автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1999. 26 с.
Уваров И. А. Зарубежные концепции организации криминологической профилактики рецидивной преступности // Российский следователь. 2010. № 17. С. 37-39.
Прозументов Л.М., Рачкова Н.М. Уличная преступность: понятие, характеристика и профилактика // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 2 (24). С. 22-27.
Крупина М.А. Криминологические аспекты латентной преступности несовершеннолетних (по материалам Санкт-Петербурга и Ленинградской области) : автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2009. 23 с.
Кобец П.Н. Современное состояние теории предупреждения преступности и ее роль в оптимизации борьбы с преступлениями // Российская юстиция. 2012. № 1. С. 19-21.
Кобец П.Н. Профилактика преступности как сложный, многогранный процесс в условиях России начала второго десятилетия XXI столетия // Российский следователь. 2012. № 20. С. 27-30.
Юридическая педагогика : учебник для вузов по специальности 021100 «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004. 895 с.
Иванова А.А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. 34 с.
Дорошков В.В., Патов Д.А. Профилактика подростковой преступности как составная часть уголовной политики на современном этапе // Российская юстиция. 2014. № 6. С. 31-34.
 Формы и методы индивидуальной профилактической деятельности полиции в современных социально-экономических условиях | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402.

Формы и методы индивидуальной профилактической деятельности полиции в современных социально-экономических условиях | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402.