Деятельность губернаторов Восточной Сибири в сфере развития народного просвещения в XIX - начале ХХ в.
Рассматривается деятельность региональной администрации в сфере народного просвещения в XIX - начале ХХ в. На основе архивных документов и опубликованных источников впервые вводятся в научный оборот сведения об административной и благотворительной деятельности губернаторов в системе общего образования. Определена роль губернаторов в процессе создания региональной учебной администрации.
East Siberian governors' activities in public education development in the 19th - early 20th centuries.pdf Историография данного вопроса представлена довольно широким кругом публикаций. В исторической науке институт губернаторства рассматривался с различных позиций. Одним из ведущих направлений можно выделить изучение института губернаторства в контексте механизма государства. Определение места и роли губернаторов, оценка их деятельности всегда были привлекательны для исследователей. Первые работы по этому направлению появились еще в дореволюционной России [1, 2]. Авторы рассматривали систему управления в контексте ее развития, не затрагивая отдельные сферы деятельности губернаторов. В советский период направление исследований принципиально не изменилось. Государственный аппарат продолжали изучать, учитывая существовавшую идеологию [3, 4]. Заметим, что в работе П. А. Зайончковского представлен анализ деятельности как центральной, так и губернской администрации. В большинстве исследований советского периода утвердилось мнение о консервативной деятельности губернаторов в области народного просвещения. Губернаторам ставились в вину субъективный подход к развитию просвещения, проведение внутренней политики, направленной на пресечение вольнодумства. Мы считаем, что это мнение верно лишь отчасти, необходимо учитывать, что в развитии народного просвещения значительную роль играло население. Инициатива по открытию и содержанию новых школ исходила не только от губернаторов, но и от местных обществ. В конце ХХ в. интерес к изучению региональной системы власти возрос. Появляется ряд работ, посвященных организации управления Сибирью [5-10]. Авторы реконструировали систему власти, определили проблемы развития института губернаторства в условиях Азиатской России. В постсоветский период с изменением политической ситуации в стране тема получила новое направление. В процессе переосмысления дореволюционной истории новую оценку получила деятельность губернаторов в различных сферах управления. Результатом нового направления стало появление биографических, социологических, политологических исследований губернаторского корпуса [11-13]. Современные авторы стали чаще обращать внимание на отдельные направления деятельности представителей региональной власти. Объектом изучения становится деятельность губернаторов в области развития культуры, образования и т.п. [14, 15]. В работах авторов определяется роль ряда российских губернаторов в развитии системы народного образования [16, 17]. В целом же существуют отдельные пробелы в изучении указанной темы, которые требуют более тщательного исследования. Целью данной работы является изучение деятельности губернаторов Азиатской России в области народного просвещения. Вовлечение губернаторов в сферу народного просвещения началось со второй половины XVIII в. В рамках проводимых Екатериной II реформ в империи начинается процесс формирования государственной системы общего образования. В стране открывается ряд учебных заведений, представленных главными и малыми народными училищами. Губернатор назначался их попечителем с обязанностью «стараться о распространении народных училищ от Главного, в губернском городе находящегося, не токмо к городам уездным, но и к другим селениям, колико способы ему дозволять будут» [18]. Для управления создаваемой системой на местах под председательством губернаторов вводились приказы общественного призрения и должности директоров и смотрителей народных училищ. В Азиатской России приказы общественного призрения появились довольно поздно, в Иркутске - в 1797 г., в Красноярске - в 1823 г. Поэтому забота в распространении народных училищ возлагалась на генерал-губернатора. В 1789 г. при активном содействии генерал-губернатора Ивана Алферьевича Пиля в Иркутске было открыто единственное в Восточной Сибири главное народное училище [19. C. 121]. Малые училища открылись в Красноярске, Енисейске, Иркутске, Верхнеудинске [20]. Позднее губернатор, возглавляя Приказ общественного призрения, осуществлял организацию учебного дела, отвечал за формирование педагогического коллектива, согласовывал открытие новых классов, распределял казенные стипендии. Приказ изыскивал средства на открытие и содержание учебных заведений, ежегодно заслушивал отчеты директора народных училищ. Для увеличения финансирования приказы получили право привлекать частные пожертвования открывать банковские вклады и выдавать ссуды под залог недвижимости и государственные процентные бумаги. Недостаток финансовой поддержки со стороны государства позволил приказам контролировать не только расход средств, но и учебную деятельность школ, в частности в кадровом вопросе. Как отмечал редактор журнала «Сибирский архив» А. Линьков, «правительство сознавало этот недостаток вмешательства приказов в учебную часть школ, но оно принуждено было мириться со всем этим, так как приказ все же давал средства на учебное дело» [21. C. 508]. Однако, несмотря на деятельность приказов, в начале Х1Х в. количество учебных заведений в Восточной Сибири не превышало двух десятков. Основными причинами, влияющими на развитие просвещения, можно назвать незначительную государственную поддержку и отсутствие общественной инициативы, которая проявлялась лишь в крупных населенных пунктах. Говоря о деятельности губернаторов в деле народного просвещения, необходимо отметить, что независимо от указанных причин положения реформы Екатерины II в Восточной Сибири были реализованы. С образованием в 1803 г. Министерства народного просвещения (МНП) открытие и закрытие учебных заведений, кадровые назначения, разработка и утверждение учебных программ, методических материалов, распределение средств перешли в его ведение. Преобразования Александра I освободили губернаторов от обязанности попечения учебных заведений. Формируемая система образования была основана на паритетном представительстве государства и общества. На базе шести университетов учреждались учебные округа во главе с попечителями. Открытие новых типов учебных заведений (приходских, уездных училищ, гимназий) зависело от готовности общества обучать своих детей и содержать учебные заведения. Школы Азиатской России определялись в ведение попечителя Казанского учебного округа. Подобная практика организации управления была малоэффективна для Сибири. Огромная, слабозаселенная территория фактически оставалась безнадзорной. Учитывая сложившие обстоятельства, сибирский генерал-губернатор М.М. Сперанский ввел в 1821 г. должность визитатора. Первым и единственным визитатором сибирских учебных заведений стал директор Иркутской гимназии статский советник П. А. Словцов [22]. Введение новой должности, с определенной компетенцией, можно оценить как первую попытку формирования региональной модели управления просвещением. До 1825 г. в Восточной Сибири были открыты Иркутская мужская гимназия (1805 г.), уездные училища в Иркутске (1805 г.), Верхнеудинске (1806 г.), Якутске (1808 г.), Троицкосавске (1812 г.), Нижнеудинске (1817 г.), Енисейске (1818 г.), Красноярске (1819 г.), Киренске (1827 г.), Нерчинске (1828 г.) [23]. Заметим, что общественная инициатива проявлялась преимущественно в крупных торговых городах. Декабрьские события 1825 г. привели к реформированию системы образования. По новому Уставу 1828 г. сибирская дирекция училищ вверялась в подчинение гражданских губернаторов, получивших право попечителей. Должность визитатора упразднялась. Полномочия попечителя в лице гражданского губернатора по Уставу 1828 г. определялись кадровыми вопросами (назначение, перевод, увольнение, взыскание, поощрение); утверждением незначительных финансовых расходов (до 300 руб.); утверждением контрактов на выполнение работ, поставок; распределением казенных стипендий. Вопросы, касающиеся открытия, закрытия учебных заведений, учебных программ, количества учащихся и т. п., продолжали согласовываться с МНП [24. C. 16]. В итоге на окраинах России система управления учебными заведениями вернулась в прежнее положение. Гражданские губернаторы, имея широкий круг полномочий, не всегда уделяли должное внимание вопросам развития просвещения. В МНП поступали не всегда точные и полные сведения о состоянии учебного дела в губерниях и областях. Это приводило к искажению общей картины, характеризующей состояние народного образования. Историк С. В. Рождественский отмечал, что «самые существенные вопросы народного образования получают в разных местностях края, при одинаковых местных условиях, разрешение далеко не однообразное» [25. C. 492]. Подтверждением мнения Рождественского могут служить данные по отдельным регионам. Накануне реформ Александра II в Иркутской губернии было учреждено 34 приходских училища, в Енисейской -27, в Забайкальской области - 8, в Якутской - 2 [26. Л. 24; 27. Л. 46; 28. Л. 54-61]. Открылось уездное училище в Ачинске. Таким образом, деятельность губернаторов завесила не только от должностных полномочий и государственной политики, но и от органов самоуправления, общественной инициативы и уровня экономического развития региона. В 1864 г. в стране начинаются новые образовательные реформы, основанные на принципах всесо-словности, доступности. Появление земств в Европейской России способствовало бурному росту количества учебных заведений. В Азиатской России кардинальных изменений не произошло. В 1865-1866 гг. по поручению МНП помощник попечителя Санкт-Петербургского учебного округа А. В. Латышев в течение года инспектировал учебные заведения Восточной Сибири [29. Л. 17-33]. По результатам поездки А. В. Латышев отметил полную зависимость учебных заведений от областных и губернских властей, что являлось, по его мнению, препятствием в развитии образования в крае. Учитывая мнение Латышева, генерал-губернатор Восточной Сибири М.С. Корсаков ходатайствовал об учреждении должности главного инспектора народных училищ. Ходатайство поддержал министр народного просвещения, и 18 декабря 1867 г. в Восточной Сибири было введено управление учебными делами по образцу Западной Сибири. Полномочия попечителя училищ возвращались генерал-губернатору. Распорядительные функции получил главный инспектор народных училищ, которому подчинялись директора и инспекторы в областях и губерниях. Исключение составила Якутская область, где незначительное количество учебных заведений было оставлено в ведении гражданского губернатора до 1900 г. Созданная система управления не замедлила дать положительные результаты. За период с 1867 г. по 1871 г. количество учебных заведений возросло с 64 до 183, в 1880 г. достигло 235, а в 1890 г. - 327 [21. C. 508]. В среднем ежегодно открывалось более 85 учебных заведений различного типа. С увеличением числа учебных заведений назревала потребность увеличения штатного расписания органов управления народным образованием. Об этом неоднократно ходатайствовали генерал-губернаторы Восточной Сибири: в 1878 г. - барон П.А. Фредерикс; в 1880 г. - генерал-лейтенант Д.Г. Анучин; в 1887 г. -граф А.П. Игнатьев. Генерал-губернатор Д. Г. Анучин считал необходимым учреждение в Восточной Сибири учебного округа, о чем неоднократно писал министру народного просвещения Д.А.Толстому, на что министр неизменно отвечал отказом «в связи с небольшим числом учебных заведений» [30. Л. 17-33]. Радея об улучшении условий содержания учебной администрации, Д.Г. Анучин отмечал, что инспектор и его секретари «приютились в Главном Управлении, в проходной комнате, в несколько квадратных аршин пространства, где помещаются вместе с Главным Инспектором все писцы, а книги и дела за неимением места лежат грудами на окнах и полу» [31. Л. 4]. На более удобное помещение средств не хватало, казной выделялось на аренду лишь 350 руб. в год. Единственным положительным результатом стало увеличение жалованья секретарю и его помощнику. Также генерал-губернатор обращал внимание на длительные служебные командировки главного инспектора, что «всегда влекло полный застой в делах» [Там же. Л. 2]. Попытка Д. Г. Анучина увеличить штат главного инспектора не увенчалась успехом. В 1884 г. Восточную Сибирь разделили на Иркутское и Приамурское генерал-губернаторства. Забайкальская область была включена в состав Приамурского, но ее учебные заведения продолжали подчиняться главному инспектору училищ Восточной Сибири, сохраняя тем самым единство в управлении учебной частью. По предложению Приамурского генерал-губернатора барона А.Н. Корфа за главным инспектором училищ сохранялось право «заведовать учебными заведениями Забайкальской области, определять и увольнять служащих по учебному ведомству лиц» [32. Л. 17]. Но в силу служебных полномочий генерал-губернатор не мог не контролировать учебное дело в области. В частности, он продолжал курировать финансовую сторону, отменил решение главного инспектора о закрытии Троицкосавского Алексеев-ского реального училища в 1884 г. Таким образом, учебная администрация Забайкалья находилась в двойном подчинении: с одной стороны главному инспектору училищ, с другой - Приамурскому генерал-губернатору на протяжении 20 лет. В условиях освоения края, учитывая непосредственное соседство с Китаем, местная администрация считала развитие народного просвещения задачей государственной важности. После подавления боксерского восстания в Китае при возрастающем числе китайцев в регионе военный губернатор Приамурской области Н. И. Гродеков настаивал на необходимости развития образования: «...в особенности средних учебных заведений, .так как от этого зависит в значительной степени более продолжительное пребывание в области лиц находящихся на государственной службе» [33. Л. 20]. Н.И. Гродеков ходатайствовал об открытии профессиональных учебных заведений, а именно горного, сельскохозяйственного училищ, трех ремесленных школ, учительской семинарии, женской гимназии для нужд Приамурья, Сахалина и Маньчжурии. Центральные власти в контексте борьбы с вольнодумством неохотно давали разрешение на открытие средних учебных заведений, однако настойчивость губернаторов привела к изменению ситуации. В Забайкальской области были открыты в Чите мужская и женская гимназии, учительская семинария, количество начальных школ в волостях и уездах увеличилось до 250. По ходатайству генерал-губернатора в 1,5 раза увеличено жалованье преподавателям гимназий, учительской семинарии и инспекторам народных училищ. В целом по Восточной Сибири к началу ХХ в. усилиями губернаторов и учебных властей было открыто 3 мужских гимназии, 2 реальных училища, 3 учительских семинарии, 13 женских гимназий и более тысячи начальных училищ разного типа. Управление возросшим количеством учебных заведений было затруднено в связи с недостатком профессиональных кадров. Администрация продолжала неоднократные обращения к центральным властям с просьбой об увеличении штатов инспекции. Эту проблему поднимали Иркутские военные генерал-губернаторы: в 1903 г. - А.И. Пантелеев, в 1904 г. -граф П.И. Кутайсов, в 1906 г. - временный Иркутский генерал-губернатор К.М. Алексеев, в 1908 г. -А.Н. Селиванов, в 1911 г. - Л.М. Князев. Во втором десятилетии ХХ в. просветительская деятельность губернаторов происходит в условиях изменения государственной политики. Планы по введению всеобщего начального образования получили государственную поддержку и увеличение финансирования в десятки раз. Штатное расписание региональных инспекций было пересмотрено и увеличено. Преодолев проблему недостаточного финансирования и кадрового дефицита, деятельность губернаторов в Азиатской России становится более эффективной. Вопрос об учреждении самостоятельного учебного округа и открытии университета приобрел реальные основания. В 1912 г. в Иркутске создана общественная комиссия по открытию вуза, которая обратилась с вопросами в правительство России. Для будущего университета было собрано около миллиона рублей. Первая мировая война отодвинула решение вопроса. Лишь в 1916 г. из Министерства просвещения поступило уведомление о скором открытии университета. В перспективе значилось учреждение ВосточноСибирского учебного округа. К сожалению, революционные события 1917 г. внесли коррективы в дальнейшее развитие народного просвещения. Наряду с административной деятельностью губернаторов в области народного просвещения особое место занимала благотворительность. Для государственных чиновников благотворительность являлась юридически закрепленной обязанностью. В силу служебных полномочий губернаторы были попечителями различных учебных заведений края. Впервые попечительство нормативно закрепили в «Уставе народных училищ» 1786 г., где содержалась глава «О попечителе народных училищ губернии или наместничества». Последующие реформы образования сохраняли и закрепляли эти обязанности. В принятом в 1870 г. «Городовом положении» властям вменялось в обязанности оказывать содействие в развитии народного образования, в призрении бедных и прекращении нищенства. В связи с этим, наряду с добровольным участием в благотворительности заинтересованных промышленников и купцов, получила развитие «государственная» форма благотворительности. Власти создавали общества в «добровольно-принудительном» порядке, где по роду службы обязаны были быть почетными членами. Благотворители вносили ежегодно до 20 руб. Взнос почетных членов был единовременный и в десятки раз превышал ежегодный, как правило, его помещали в банк под проценты. Отчеты о собранных пожертвованиях и их расходовании предоставлялись губернатору и публиковались в местных газетах. К концу XIX в. в Азиатской России были организованы Общество для оказания пособий учащимся Восточной Сибири (1875 г.), Общество содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам (1881 г.), Общество содействия учащимся в Москве сибирякам (1884 г.). Создавались общества в губерниях и областях: Общество распространения народного образования и развлечений в Иркутской губернии, Общество взаимной помощи учащим и учившим в Иркутской губернии, Общество вспомоществования учащимся Енисейской губернии, Общество вспомоществования учащимся Забайкальской области, Общество попечения о начальном образовании в Нерчинске и т. д. В деятельности этих обществ наряду с чиновниками активно принимали участие местные купцы и мещане: А.М. Лушников, А.Д. Старцев, Е.И. Голдо-бин, А.Ф. Второв, В.П. Сукачев, Н.Д. Бутин, М.Д. Бутин, Н.П. Колобовников и др. [34. C. 19]. В конце XIX в. доля частного капитала в области образования возрастает. Возникает ряд начальных школ, содержащихся на частные средства. В Иркутске действовали начальные училища Н. В. Сукачевой, А. М. Кладищевой, Л. Н. Родионова, гимназия И. С. Хаминова, в Чите - женская гимназия Цимбал-Миклашевской. При участии Общества попечения о народном образовании в Нерчинске открыты приходское училище, воскресная школа [35. C. 123-133]. При активном участии местного купечества открылась Якутская гимназия. Помимо денег на организацию и содержание учебных заведений определенная часть капиталов расходовалась на содержание учащихся. В каждом учебном заведении учреждались именные стипендии губернаторов, купцов, инородческих степных дум, государственных учреждений. Чаще всего именные фонды создавались в гимназиях и реальных училищах. Так, в Иркутской гимназии были учреждены стипендии генерал-губернаторов П. А. Фредерикса, П. А. Сиверса; в Читинской - стипендии имени Л. И. Ильяшевича и его супруги, генерал-губернатора А.Н. Корфа, военного губернатора И. К. Педашенко. Кроме того, в Иркутской гимназии существовала стипендия А. В. Пономарева для продолжения образования иркутских гимназистов в вузе [36. Л. 8]. В Троицкосавском реальном училище выплачивались стипендии имени генерал-губернатора П. А. Фредерикса; в Якутском - имени генерал-губернаторов В. С. Синельникова, А. И. Пантелеева, П.С. Вановского [37. Л. 17; 38. Л. 27]. Военный губернатор Забайкальской области Л.И. Ильяшевич завещал благотворительный капитал в 10 тыс. рублей для поддержки обучения неимущих учащихся [11. C. 74]. Губернатор Якутской области И.И. Крафт добился учреждения 26 государственных и частных стипендий для учащихся якутских школ. Стипендии были годовыми и единовременными. Размер годовой составлял от 100 до 300 руб., единовременной - 25-30 руб. Стипендии выплачивались учащимся, имеющим высокие оценки и примерное поведение. Кроме этого, каждый учащийся имел право дополнительно подать прошение на получение пособия, которое выдавалось по решению распорядительного комитета благотворительного общества. Таким образом, мнение о консервативной деятельности губернаторов в развитии народного просвещения является недостоверным. В условиях существовавшей политической системы губернаторы не имели возможности активно содействовать народному просвещению. Тем более что в Азиатской России положение осложнялось географическими особенностями региона, его этническим составом и уровнем экономического развития. Несомненно, субъективизм в деятельности имел место, но выражался он не только в негативных формах. Благотворительная деятельность ряда губернаторов способствовала открытию новых школ, давала возможность получить образование одаренным ученикам.
Ключевые слова
Восточная Сибирь,
губернаторы,
власть,
образование,
благотворительность,
Eastern Siberia,
governors,
power,
education,
charityАвторы
| Дамешек Лев Михайлович | Иркутский государственный университет | д-р ист. наук, зав. кафедрой истории России | levdameshek@gmail.com |
| Мамкина Инна Николаевна | Забайкальский государственный университет ; Иркутский государственный университет | канд. ист. наук, зав. кафедрой теории государства и права; окторант кафедры истории России | inna-mamkina@yandex.ru |
Всего: 2
Ссылки
Блинов А.И. Губернаторы. Историко-юридический очерк. СПб. : Типо-лит. К.Л. Пентковского, 1905. 368 с.
Евреинов В. А. Гражданское чинопроизводство в России. Исторический очерк. СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1888. 116 с.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М. : Высшая школа, 1968. 368 с.
Зайончковский А.П. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М. : Мысль, 1978. 288 с.
Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX - начало XX в.). Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1986. 165 с.
Маркова И.Б. Управление Сибирью в 20-60-е гг. XIX в. : автореф. дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 1985.
Ремнев А.В. Генерал-губернаторская власть в XIX столетии. К проблеме организации регионального управления Российской империи // Имперский строй России в региональном измерении (XIX - начало XX в.). М., 1997. С. 52-66.
Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX века. Омск : Изд-во ОмГУ, 1995. 236 с.
Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX - начала XX веков. Омск : Изд-во ОмГУ, 1997. 252 с.
Матханова Н.П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX в. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1998. 428 с.
Константинова Т. А. Губернаторы Забайкалья. 1851-1917 гг. Чита, 2001. 164 с.
Дамешек Л.М. Институт генерал-губернаторства Азиатской России и его особенности. Иркутск : Оттиск, 2011. 128 с.
Дамешек Л.М., Дамешек И.Л. Генерал-губернаторский корпус Азиатской России: социологический портрет // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 5 (31). С. 4-11.
Коваленко В.А. Некоторые аспекты вклада Орловских губернаторов в культурное развитие губернии. URL: http://ist-konkurs.ru (дата обращения: 12.01.2016).
Неупокоев И.В. Роль чиновников МВД в развитии народного образования в Тобольской губернии в конце XVIII - начале XX в. // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 141-146.
Константинова Т.А. Евгений Михайлович Жуковский, военный губернатор Забайкальской области. URL: http://ust-menza.ru/ ru (дата обращения: 12.01.2016).
Сулимов В.С. Развитие светского женского образования в Тобольской губернии середины XIX века // Политика, государство и право. 2014. № 8. URL: http://politika.snauka.ru/2014/08/1822 (дата обращения: 12.01.2016).
Антология педагогической мысли России XVIII в. / под. ред. Г.Н Волкова, С.Ф. Егорова, А.Н. Копылова. М. : Педагогика, 1985. 478 с.
Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В. А. Кротова). С предисловием, добавлениями и примечанием И.И. Серебренникова. Иркутск, 1911.
История Сибири. URL: http://www.protown.ru/information/hide/6507.html (дата обращения: 05.01.16).
Линьков А. Рост учебного дела в Восточной Сибири. Иркутск : Сибирский Архив, 1912. С. 508.
Сеченова А.А. Управление учебными заведениями Западной Сибири до учреждения учебного округа (1803-1885 гг.) // Проблемы и перспективы развития психологии и педагогики : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2011. URL: htth://sibac.info (дата обращения: 05.01.16).
Делеско Ю. Памятная книжка (вторая) Восточно-Сибирского учебного округа, составленная по сведениям к 1-му января 1881 г. Иркутск : Типография Восточно-Сибирского военного округа, 1881. 347 с.
Уставы ученых и учреждений и учебных заведений // Свод законов Российской империи. Т. XI, ч. 1. СПб., 1893. С. 16.
Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902 гг. СПб., 1902. С. 492.
Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф. 733. Оп. 203. Д. 3046. Л. 24.
РГИА. Ф. 733. Оп. 203. Д. 3191. Л. 46.
Государственный архив Иркутской области. Ф. 63. Оп. 1. Д. 354. Л. 54-61.
РГИА. Ф. 733. Оп. 120. Д. 276.
РГИА. Ф. 1284. Оп. 223. Д. 218. Л. 17-33.
РГИА. Ф. 733. Оп. 194. Д. 84. Л. 2, 4.
РГИА. Ф. 733. Оп. 203. Д. 3049. Л. 17.
РГИА. Ф. 1237. Оп. 1. Д. 35. Л. 20.
Нагайцева Н.Д. Благотворительность в Забайкалье в XIX в.: исторический аспект : автореф. дис.. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000.
Куломзин А.Н. Потребности начального образования в Сибири: всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзина по поездкам в Сибирь 1896-1897 гг. СПб. : Гос. типография, 1898. С. 123-133.
РГИА. Ф. 733. Оп. 203. Д. 3077. Л. 8.
РГИА. Ф. 733. Оп. 203. Д. 3073. Л. 12.
РГИА. Ф. 733. Оп. 204. Д. 274. Л. 27.