Особенности демографии религиозных общин Индии в начале XXI в. | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 406.

Особенности демографии религиозных общин Индии в начале XXI в.

Дан краткий обзор особенностей трансформации конфессиональной структуры населения Индии за межпереписной период 2001-2011 гг. Детально проанализированы диспропорции в изменении долей представителей крупнейших религий в населении штатов и союзных территорий. Установлено, что для сохранения в краткосрочной перспективе уровня простого воспроизводства населения достаточными являются показатели рождаемости мусульман, индуистов, христиан и буддистов. Показано, что в то же время темпы прироста численности только лишь адептов ислама превышают средний показатель по стране. Это стало причиной сокращения доли представителей всех крупных религий в населении Индии, кроме мусульман. Утверждается, что падение доли индуистов ниже психологически важной отметки в 80% может стать дополнительным фактором дестабилизации межрелигиозных отношений в стране.

Demographic features of Indian religious communities at the beginning of the 21st century.pdf Последняя, 15-я за историю Индии перепись населения, состоявшаяся более 5 лет назад, зафиксировала все еще относительно высокую скорость увеличения населения страны, которое превысило в 2011 г. планку в 1,2 млрд человек. Значения среднегодовых темпов прироста населения за первое десятилетие XXI в., составлявшие почти 1,7% по Индии в целом [1. С. 12], имеют существенный разброс при рассмотрении по административно-территориальным единицам первого порядка (АТЕ) - штатам и союзным территориям1. Это в значительной степени связано с особенностями их конфессиональной структуры, а также с различиями в демографическом поведении населяющих их религиозных общин. Население современной Индии разнообразно по своему религиозному составу: бок о бок с традиционно доминирующими в стране адептами индуизма проживают последователи ислама, христианства, сикхизма, буддизма и джайнизма. Индия известна как одна из самых религиозных стран мира: в 2012 г. 81% населения страны считали себя верующими людьми (18-е место в мире по уровню религиозности), и лишь 3% индийцев разделяют атеистические убеждения [2]. Статистические данные, характеризующие численность конфессиональных групп и компоненты ее изменения, собираются в рамках проведения переписей населения страны начиная с первой относительно полной переписи 1881 г. Однако характерной чертой опубликования результатов по конфессиональным группам (особенно в последние десятилетия) стало запаздывание выхода из печати тома переписей, посвященного религиозной структуре населения. Временной лаг между датой проведения переписи (каждые десять лет в год, оканчивающийся на «1») и опубликованием соответствующих материалов составляет в среднем 5 лет. Сложившаяся ситуация обусловлена в первую очередь нежеланием политиков «будоражить общественность» в преддверии выборов в нижнюю палату парламента Индии (формирующую в конечном счете Правительство страны), проводящихся раз в пять лет. Действительно, традиционное противоборство между проиндуистской Бхаратия джаната парти (БДП - Индийская народная партия) и придерживающимся секулярной политической традиции Индийским национальным конгрессом (ИНК) на государственном уровне создает для исследователей, занимающихся изучением населения Индии, известные трудности в плане оперативного доступа к результатам переписи. По состоянию на 1-е марта 2011 г. 79,8% населения Индии исповедовали индуизм, 14,2% были мусульманами, 2,3% - христианами, 1,7% - сикхами, 0,7% -буддистами, 0,4% - джайнами. Седьмая конфессиональная группа - 0,9% в 2011 г. - объединяет адептов всех других религий (родоплеменных, зороастризма, иудаизма и др.) и людей, религиозная принадлежность которых не установлена. За период 2001-2011 гг., в то время как все население Индии выросло на 17,7%, численность мусульман возросла на 24,6%, индуистов - на 16,8%, христиан - на 15,5%, сикхов - на 8,4%, буддистов - на 6,1%, джайнов - на 5,4% (табл. 1). Таким образом, результаты переписи населения прежде всего подтвердили чрезвычайно болезненный для индийского общества факт дальнейшего уменьшения доли индуистов в населении страны. Темпы прироста их численности значительно отстают от соответствующих показателей мусульманской общины Индии, традиционно считающейся в стране, ввиду своей многочисленности, «вторым большинством». В целом понижательный тренд оказался характерным для всех крупнейших религиозных общин Индии, т. е. за последнее десятилетие в населении страны выросла лишь доля мусульман (табл. 1). Тем не менее индуисты остаются доминирующей конфессиональной общиной Индии, их численность составляет около 966 млн человек - это самая большая индуистская община мира: более 83% адептов индуизма сконцентрировано именно в Индии. Необходимо отметить, что за весь период, прошедший с момента получения в 1947 г. Индией независимости, наблюдается постепенное уменьшение относительной численности индуистов в стране. Так, с 1951 г. доля адептов индуизма в населении сократилась на 5 процентных пунктов (с 85,0 до 79,8%), а доля приверженцев ислама, наоборот, фактически выросла на ту же цифру (с 9,9 до 14,2%). Хотя, начиная с 90-х гг. прошлого века, наблюдается общая тенденция сокращения темпов прироста населения Индии, в том числе и мусульман, община адептов ислама по-прежнему остается лидером по данному показателю среди всех религиозных групп страны. Ныне Индия по численности мусульман - более 172 млн человек - занимает второе место в мире, уступая лишь Индонезии [3. P. 10]. По прогнозам, если темпы прироста адептов ислама останутся прежними, к 2050 г. Индия может стать домом уже для 310 млн мусульман (18,4% населения страны), заняв первое место в мире по данному показателю [4]. Увеличение доли мусульманского населения в стране, пережившей в 1947 г. трагедию раздела по конфессиональному признаку, порождает у индийцев страх за территориальную целостность, которым пользуются индуистские националисты в своей политической агитации, навязывая восприятие адептов ислама в качестве «пятой колонны» Пакистана. Доля адептов христианства, занимающих третье место по численности среди религиозных групп Индии (около 28 млн человек), за период 2001-2011 гг. осталась стабильной - 2,3% населения страны. По другим неофициальным данным, христианская община страны существенно больше, ее размер оценивается в пределах 32-58 млн человек [5, 6], или 3-5% населения Индии, что делает страну 9-м в мире государством по численности христиан. Фактически двукратное разночтение в численности христиан страны объяснимо лишь тем, что при ответе на вопросы переписного листа индуи-сты, относящиеся к группе далитов (неприкасаемых), но перешедшие в христианство, не хотят афишировать факт конверсии, понимая, что в этом случае они, согласно национальному законодательству, потеряют привилегии, полагающиеся им как представителям наиболее социально приниженной группы индийского общества [7]. То, что численность христиан в Индии может быть занижена, косвенно свидетельствуют и данные о количестве христианских миссионеров, работающих в стране: в 2010 г. их насчитывалось 718 тыс. (1-е место в мире), т. е. один миссионер в Индии приходится примерно на 1,7 тыс. человек. Только в 2010 г., по оценкам христианских миссий, в Индии приняли в христианство около 500 тыс. человек [3. P. 145]. Остальные крупнейшие конфессиональные группы Индии - сикхи, буддисты и джайны - за период 20012011 гг. несколько уменьшили свою долю в населении страны, что также обусловлено крайне невысокими темпами прироста численности их адептов (см. табл. 1). Изменение долей конфессиональных групп в общем случае определяется совокупным вкладом трех компонентов: естественного прироста, миграционного прироста и религиозной конверсии. При этом в настоящее время в Индии именно первый играет ключевую роль в формировании религиозного «портрета» страны (это утверждение справедливо для всех религиозных общин страны, возможно, лишь за исключением христиан) [8]. К сожалению, до настоящего времени отсутствуют официальные данные по уровню рождаемости по конфессиональным группам страны. В этой связи наиболее актуальными источниками сведений для анализа остаются данные третьего по счету Национального обследования благосостояния семьи 20052006 гг. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР), т.е. среднее количество детей, приходящееся на одну женщину условного поколения в период фер-тильности (15-49 лет), по всем конфессиональным группам Индии в целом на протяжении последнего времени имеет тенденцию к снижению. Именно этим объясняется то, что значение СКР в 2005-2006 гг. существенно ниже среднего количества детей у женщин возрастной группы 40-49 лет (СКР реальных поколений), которые вступили в период деторождения в 70-х гг. прошлого века (табл. 2). Динамика численности адептов крупнейших религий и их доли в населении Индии, 1991-2011 гг. Религия 1991 2001 2011 При рост 1991-2001 2001-2011 млн % млн % млн % млн % млн % Индуизм 687,6 82,0 827,6 80,5 966,3 79,8 139,9 20,3 138,7 16,8 Ислам 101,6 12,1 138,2 13,4 172,3 14,2 36,6 36,0 34,1 24,6 Христианство 19,6 2,3 24,1 2,3 27,8 2,3 4,4 22,6 3,7 15,5 Сикхизм 16,3 1,9 19,2 1,9 20,8 1,7 3,0 18,2 1,6 8,4 Буддизм 6,4 0,8 7,9 0,8 8,4 0,7 1,6 24,5 0,5 6,1 Джайнизм 3,4 0,4 4,2 0,4 4,5 0,4 0,9 26,0 0,2 5,4 Все население 838,6 100,0 1028,6 100,0 1210,9 100,0 190,0 22,7 182,2 17,7 Источники2: Banthia J.K. The First Report on Religion Data. New Delhi, 2004; Census of India Website. Census 2011 Data on Religion. URL: http://www.censusindia.gov.in/2011census/Religion_PCA.html (дата обращения: 20.12.2015 г.); Vijayanunni M. Census of India 1991. Series-1: Religion. New Delhi, 1996. Т а б л и ц а 2 Суммарный коэффициент рождаемости условного и реального поколений по конфессиональным группам Индии, 2005-2006 гг. Конфессиональная группа Суммарный коэффициент рождаемости (СКР), детей Разница в значении СКР конфессиональной группы и всего населения Индии, детей Среднее число детей у женщины возрастной группы 40-49 лет Мусульмане 3,40 +0,72 5,08 Индуисты 2,59 -0,09 3,91 Христиане 2,34 -0,34 3,06 Буддисты 2,25 -0,43 3,67 Сикхи 1,95 -0,73 3,29 Джайны 1,54 -1,14 2,96 Индия в целом 2,68 0,00 4,00 Тем не менее значение СКР остается выше уровня, необходимого для обеспечения воспроизводства населения (2,1), для всех конфессиональных групп Индии за исключением сикхов и джайнов. Только для мусульман страны характерен уровень рождаемости выше среднего значения по стране (см. табл. 2); именно с этим связан тот факт, что за прошедшее десятилетие 2001-2011 гг. исламская община была лидером по темпам прироста численности. В результате высокой рождаемости доля мусульман в населении Индии выросла с 13,4 до 14,2% (табл. 3). Из всех АТЕ Индии за 2001-2011 гг. доля мусульман уменьшилась лишь в Пондичерри и Манипуре, в 12 штатах и союзных территориях Индии рост доли мусульман в населении был выше среднего значения по стране. Главным районом расселения адептов ислама являются долины Ганга и Брахмапутры, на которые приходится более половины (53%) мусульман страны: штаты Уттар-Прадеш (38,5 млн), Западная Бенгалия (24,7 млн), Бихар (17,6 млн) и Ассам (10,7 млн). Хотя в этих штатах мусульмане остаются в меньшинстве по отношению к индуистам, удельный вес первых, особенно в городах, заметно выше, чем в среднем по Индии. На западе Индии мусульмане наиболее многочисленны в штатах Махараштра (13,0 млн) и Гуджарат (5,8 млн), где значительная их часть проживает в крупных городах, таких как Мумбаи, Пуна, Ахмадаб-ад. Крупнейшая община мусульман в южной Индии проживает на Малабарском побережье, в штате Керала, где сосредоточено 8,9 млн адептов ислама (более четверти населения штата). Причиной рекордных темпов прироста мусульманского населения в Ассаме и Западной Бенгалии, вероятнее всего, стала иммиграция на территорию этих штатов большого числа мусульман из соседней Бангладеш [9]. По данным переписи 2011 г., по доле мусульман в населении Ассам и Западная Бенгалия занимают в Индии 3-е и 4-е места, уступая лишь союзной территории Лакшадвип и штату Джамму и Кашмир - двум АТЕ страны с мусульманским боль-шинством5. Ролью иммиграции можно объяснить высокие темпы прироста мусульман в Дели и штате Ха-рьяна: первый притягивает мусульман соседних штатов благодаря активному развитию в городе промышленности и сферы услуг, во втором нужны рабочие руки для наращивания темпов сельскохозяйственного производства. Значительно выше среднего уровня по стране оказался рост доли мусульманского населения в таких южных штатах страны с низкими показателями рождаемости, как Керала и Гоа (значение СКР - 1,8). Снижение уровня рождаемости, связанное с ростом грамотности и благосостояния населения этих штатов, затронуло, тем не менее, прежде всего индуистское и христианское население Кералы и Гоа, в то время как у адептов ислама показатели рождаемости оказалась в гораздо меньшей степени зависимы от социально-экономических условий жизни и поэтому снизились значительно меньше. Неприятным фактом для индуистской общественности оказался значительный прирост мусульманского населения в Утта-ракханде - штате, имеющем в стране образ своеобразной «цитадели индуизма». Дело в том, что этот штат имеет самую высокую в стране долю брахманов в населении (около 20%), в нем располагаются многие важные для адептов индуизма места паломничества (в том числе район истока Ганга); Уттаракханд - единственный штат Индии, официальным языком которого признан священный для индуистов санскрит. Однако в последнее время наблюдается миграция на юг Уттаракханда мусульманского населения из приграничных районов северо-западного Уттар-Прадеша («мусульманский карман» [10. P. 106]), в которых высока доля мусульман, что и послужило причиной роста мусульманского населения в этом традиционно индуистском штате. Согласно данным переписи населения 2011 г. ин-дуисты образуют большинство в 21 из 28 штатов и в 6 из 7 союзных территорий6. Крупнейшие по численности индуистские общины, каждая из которых насчитывает более 50 млн человек, сосредоточены в 10 наиболее населённых штатах страны. Это прежде всего находящиеся на севере страны в долине Ганга штаты Уттар-Прадеш, Бихар и Западная Бенгалия (соответственно 159,3; 86,1 и 64,4 млн); на западе -штаты Махараштра (89,7 млн), Раджастхан (60,7 млн) и Гуджарат (53,5 млн); на юге - штаты Андхра-Прадеш (74,8 млн), Тамилнад (63,2 млн) и Карнатака (51,3 млн); в Центральной Индии - штат Мадхья-Прадеш (66,0 млн). Всего в «большой десятке» проживают 769,0 млн адептов индуизма, или почти 80% от их общего числа в Индии. Источник: National Family Health Survey (NFHS-3), 2005-06: India. Mumbai, 2007. Vol. I. Динамика доли адептов ислама в населении некоторых АТЕ Индии, 2001-2011 гг.3 Административно-территориальная единица Доля мусульман в населении, % 2001 2011 Разница 2001-2011 гг. Ассам 30,9 34,2 3,3 Уттаракханд 11,9 13,9 2,0 Керала 24,7 26,6 1,9 Западная Бенгалия 25,2 27,0 1,8 Гоа 6,8 8,3 1,5 Джамму и Кашмир 67,0 68,3 1,3 Харьяна 5,8 7,0 1,2 Дели 11,7 12,8 1,1 Лакшадвип 95,5 96,6 1,1 Махараштра 10,6 11,5 0,9 Чандигарх 3,9 4,8 0,9 Дадра и Нагар Хавели 3,0 3,8 0,8 Индия 13,4 14,2 0,8 Пондичерри 6,1 6,1 -0,0 Манипур4 8,8** 8,4 -0,4 Наиболее высока доля индуистов в пригималай-ских районах (штат Химачал-Прадеш) и в так называемом раджпутском поясе, протянувшемся от Гуджарата на западе, через север Махараштры, Мадхья-Прадеш, далее на восток - в Чхаттисгарх и Одишу. Причина высокой плотности индуистского населения в этих штатах заключается в том, что в эпоху мусульманского владычества их территория стала «убежищем» для индуистской элиты, спасавшейся от насилия со стороны мусульманских властителей, а затем, в период владычества англичан в этом районе располагалось большинство полуавтономных индуистских княжеств. На юге страны наиболее высока доля индуистского населения в штатах Тамилнад и Андхра-Прадеш, которые почти не знали периода мусульманского завоевания. Самая низкая доля индуистов наблюдается в горных штатах Северо-Восточной Индии, где индуизм стал распространяться значительно позднее, лишь в колониальную эпоху: Аруначал-Прадеше, Мегхалае, Манипуре, Мизораме и Нагаленде. Невелика доля индуистов в АТЕ с мусульманским большинством; а также на северо-западе страны, в штате Пенджаб (чуть более 1/3 населения) - колыбели сикхизма - и в пограничных районах штатов Западная Бенгалия и Ассам, принимающих основную волну мигрантов из Бангладеш. Адепты индуизма занимают по уровню рождаемости второе место среди конфессиональных общин Индии. Тем не менее значение СКР индуистов - 2,59 -ниже среднего уровня по стране, что и обусловило снижение доли приверженцев индуизма в населении. В большинстве штатов Индии сокращение доли индуистского населения примерно соответствовало или было выше среднего показателя по стране; это касается прежде всего крупнейших по численности населения штатов Индии: Уттар-Прадеша, Бихара, Махараштры, Раджастхана, Андхра-Прадеша, Гуджарата и др. Самые большие потери адепты индуизма понесли в штатах Северо-Восточной и Восточной Индии, таких как Аруначал-Прадеш, Манипур, Ассам, Сикким, Трипура, Западная Бенгалия, Мегхалая (табл. 4). Т а б л и ц а 4 Динамика доли адептов индуизма в населении некоторых АТЕ Индии, 2001-2011 гг.7 Административно-территориальная единица Доля индуистов в населении, % 2001 2011 Разница 2001-2011 гг. Чандигарх 78,6 80,8 2,2 Пенджаб 36,9 38,5 1,6 Нагаленд 7,7 8,7 1,0 Даман и Диу 89,7 90,5 0,8 Пондичерри 86,8 87,3 0,5 Дадра и Нагар Хавели 93,5 93,9 0,4 Гоа 65,8 66,1 0,3 Андаманские и Никобарские острова 69,2 69,4 0,2 Карнатака 83,9 84,0 0,1 Индия 80,5 79,8 -0,7 Мегхалая 13,3 11,5 -1,8 Западная Бенгалия 72,5 70,5 -2,0 Уттаракханд 85,0 83,0 -2,0 Трипура 85,6 83,4 -2,2 Сикким 60,9 57,8 -3,1 Ассам 64,9 61,5 -3,4 Манипур 46,0 41,4 -4,6 Аруначал-Прадеш 34,6 29,0 -5,6 Главными «обидчиками» индуизма в этих штатах выступили ислам и христианство, которые смогли резко нарастить свою долю в населении этих территорий: первый - благодаря активной иммиграции мусульман из соседней Бангладеш, второе - благодаря активной деятельности христианских миссионеров среди местных малых этносов. Единственным исключением из правила на северо-востоке страны стал наиболее христианизированный штат Индии -Нагаленд, в котором индуизм сумел взять «реванш» благодаря более высокой рождаемости своих адептов. Существенно выросла доля индуистов в 20012011 гг. лишь в районах с высокой долей сикхского населения - штате Пенджаб - и его столице - союзной территории Чандигарх, что объясняется миграционным притоком и более высоким уровнем рождаемости индуистов. Христианское население страны сосредоточено прежде всего на юге Индии, где проживают, по официальным данным переписи населения, около 47% адептов христианства страны. Это штаты Керала (6,1 млн), Тамилнад (4,4 млн), Карнатака и Андхра-Прадеш (по 1,1 млн). Однако в связи с низкими темпами рождаемости у местных христиан «вес» южной Индии в христианском населении страны в последние десятилетия постоянно снижается (в 1991 г. - 56%, 2001 г. - 51%). Другой важный регион распространения христиан в Индии - северо-восточные АТЕ. В настоящее время в штатах Мегхалая (2,2 млн), Нагаленд (1,7 млн), Манипур (1,2 млн), Ассам (1,2 млн), Мизорам (1,0 млн), Аруначал-Прадеш (0,4 млн) и Трипура (0,2 млн) сосредоточено более 28% христианского населения Индии, причём доля этого региона в христианском населении страны постоянно растёт (1991 г. - 22%, 2001 г. - 26%). Христиане составляют большинство населения штатов Нагаленд, Мизорам, Мегхалая, 2/5 населения Манипура и почти 1/3 населения Аруначал-Прадеша, значительна численность адептов христианства и в горных дистриктах Ассама. Третий район размещения христианского населения в Индии - «пояс племён» востока страны (юго-западные районы Западной Бенгалии, юг штата Джар-кханд и примыкающие к нему дистрикты Одишы и Чхаттисгарха), где проживают в сумме 3,7 млн сторонников христианства, или более 13% от их численности в стране. Остальное христианское население страны рассеяно по другим штатам и союзным территориям Индии, не образуя ни в одной из них значительной доли населения (кроме Гоа и Андаманских и Никобарских островов). Доля адептов христианства, которые по уровню рождаемости занимают третье место среди конфессиональных групп Индии, сократилась в 2001-2011 гг. в южных штатах страны прежде всего за счёт увеличения в них доли мусульманского (Керала, Гоа) и индуистского (Пондичерри, Гоа, Карнатака) населения, имеющего более высокий естественный прирост (табл. 5). Т а б л и ц а 5 Динамика доли адептов христианства в населении некоторых АТЕ Индии, 2001-2011 гг.8 Административно-территориальная единица Доля христиан в населении, % 2001 2011 Разница 2001-2011 гг. Аруначал-Прадеш 18,7 30,3 11,6 Манипур 34,0 41,3 7,3 Мегхалая 70,3 74,6 4,3 Сикким 6,7 9,9 3,2 Трипура 3,2 4,4 1,2 Индия 2,3 2,3 -0,0 Керала 19,0 18,4 -0,6 Пондичерри 6,9 6,3 -0,6 Даман и Диу 2,1 1,2 -0,9 Дадра и Нагар Хавели 2,7 1,5 -1,2 Гоа 26,7 25,1 -1,6 Нагаленд 90,0 87,9 -2,1 С другой стороны, на северо-востоке страны в штатах Аруначал-Прадеш, Манипур, Мегхалая, Сикким и Трипура отставание христиан по уровню рождаемости от других конфессиональных групп Индии компенсировалось конверсией адептов местных этнических религий в христианство, что привело к увеличению доли христианского населения в этом районе. Исключение составляет лишь Нагаленд, в котором христианизация местного населения - народа нага -достигла максимума еще к 2001 г. В дальнейшем доля адептов христианства в Нагаленде стала сокращаться, так как они уступали мусульманам и индуистам по уровню рождаемости, а ресурс дальнейшего роста христианской общины за счет конверсии оказался исчерпанным. Большинство населения, исповедующего буддизм, сосредоточено в двух районах страны. Во-первых, это штат Махараштра и соседние дистрикты Мадхья-Прадеша и Карнатаки, где сосредоточен 81% буддистов страны (6,8 млн человек). Доля буддистского населения в этом регионе невелика, хоть и остается значительно выше средней по стране (доля буддистов в Махараштре, например, выше среднего по стране значения более чем в 8 раз). Во-вторых, это гималайский регион, протянувшийся от области Лех (штат Джамму и Кашмир) на северо-западе через север Химачал-Прадеша до Утта-ракханда и от Сиккима через Аруначал-Прадеш и Ассам до Трипуры и Мизорама на северо-востоке, который аккумулирует почти 1/10 буддийской общины Индии (более 0,8 млн). Во втором районе доля буддистов в населении почти всех штатов выше, чем в первом, а в Сиккиме она достигает максимального значения для Индии - более 27%; большинство местных буддистов - представители местных малочисленных этносов тибето-бирманской группы. Уровень рождаемости буддистов Индии лишь незначительно превышает необходимый для простого воспроизводства данной конфессиональной группы. Подавляющее большинство адептов буддизма в Индии - это так называемые необуддисты, принадлежащие к далитской9 касте махаров, массово принявшей буддизм относительно недавно, лишь в середине XX в., как протест против приниженного положения неприкасаемых в традиционном индуистском обществе. Необуддисты проживают в штате Махараштра, а также в соседних с ним дистриктах Карнатаки. Национальное обследование благосостояния семьи в 20052006 гг. зафиксировало значительные успехи в социально-экономическом развитии общины необуддистов, вследствие которых произошло изменение их репродуктивных установок, обусловивших переход к двухдетной семье. Снижение уровня рождаемости у приверженцев буддизма привело к уменьшению их в доли в населении штатов, концентрирующих большинство буддистского населения Индии - Махараштры и Карнатаки, и, как следствие, всей Индии в целом (табл. 6). Доля буддистов также сократилась в таких традиционно буддистских штатах северо-востока страны, как Сикким и Аруначал-Прадеш, что, однако, компенсировалось ее ростом в других штатах данного района - Мизораме, Нагаленде, Трипуре, Манипуре и Мегхалае. Столь разнонаправленная динамика буддистского населения в штатах северо-восточной Индии, скорее всего, объясняется сложной миграционной обстановкой в районе. Большинство адептов сикхизма (почти 84%) в Индии сосредоточено в районе возникновения своей религии - исторической провинции Пенджаб, в состав которой входят современные штаты Пенджаб (16,0 млн), Харьяна (1,2 млн) и Химачал-Прадеш (0,1 млн) и союзная территория Чандигарх (0,1 млн). К данному району географически примыкает национальная столичная территория Дели, в которой проживают около 0,6 млн приверженцев сикхизма. Если в пределах своего исторического ареала сикхи в основном проживают в сельских районах (за исключением своего священного центра - города Амритсар), где им принадлежат крупные массивы плодородных земель, то в остальной Индии их общины сосредоточены в основном в крупных городах. Достаточно высокий уровень жизни, высокая грамотность, широкое распространение информации о методах планирования семьи - вот основа успеха традиционных «городских» репродуктивных установок среди продолжающих оставаться преимущественно сельскими жителями сикхов, в результате реализации которых к началу XXI в. рождаемость в сикхской общине Индии упала ниже уровня простого воспроизводства. Низкий уровень рождаемости стал причиной того, что за период 2001-2011 гг. доля сикхского населения в Индии уменьшилась, а из всех 35 субъектов федерации доля адептов сикхизма возросла сколь-либо существенно лишь в Сиккиме и Аруначал-Прадеше (табл. 7). Динамика доли адептов буддизма в населении некоторых АТЕ Индии, 2001-2011 гг.10 Административно-территориальная единица Доля буддистов в населении, % 2001 2011 Разница 2001-2011 гг. Мизорам 7,9 8,5 0,6 Трипура 3,1 3,4 0,3 Нагаленд 0,0 0,3 0,3 Манипур 0,1 0,2 0,1 Мегхалая 0,2 0,3 0,1 Индия 0,8 0,7 -0,1 Махараштра 6,0 5,8 -0,2 Джамму и Кашмир 1,1 0,9 -0,2 Карнатака 0,8 0,2 -0,6 Сикким 28,1 27,4 -0,7 Аруначал-Прадеш 13,0 11,8 -1,2 Т а б л и ц а 7 Динамика доли адептов сикхизма в населении некоторых АТЕ Индии, 2001-2011 гг.11 Административно-территориальная единица Доля сикхов в населении, % 2001 2011 Разница 2001-2011 гг. Сикким 0,2 0,3 0,1 Аруначал-Прадеш 0,2 0,3 0,1 Индия 1,9 1,7 -0,2 Дели 4,0 3,4 -0,6 Харьяна 5,5 4,9 -0,6 Пенджаб 59,9 57,7 -2,2 Чандигарх 16,1 13,1 -3,0 Наибольшие потери сикхи понесли именно в своем традиционном ареале - штатах Пенджаб, Харья-на, союзной территории Чандигарх и национальной столичной территории Дели. Таким образом, можно констатировать, что главное завоевание сикхских националистов - образование в 1966 г. в Индии штата Пенджаб с сикхским большинством населения -может быть сведено на нет спустя всего полвека вследствие существенного падения рождаемости в сикхской общине. Последняя крупная конфессиональная община, отдельно учитываемая в переписи населения Индии, -джайны - характеризуется самым низким уровнем рождаемости, отстающим от среднего уровня по стране почти в два раза. Джайны - наиболее развитая в социально-экономическом плане религиозная община Индии, относительно немногочисленная и расселенная по территории страны весьма дисперсно. Больше всего джайнов проживают в городах западных и центральных штатов страны: Махараштре, Раджастхане, Гуджарате, Мадхья-Прадеше, а также в Национальной столичной территории Дели. За период 2001-2011 гг. доля джайнов, по своим демографическим установкам мало отличающихся от европейцев, незначительно выросла (за счет миграционной составляющей) в населении лишь некоторых АТЕ Индии, расположенных преимущественно на северо-востоке и юге страны. Таким образом, как показали результаты переписи 2011 г., религиозная структура населения страны претерпевает существенные изменения, которые связаны прежде всего с различиями репродуктивного поведения представителей конфессиональных групп. Религиозный фактор играет очень важную, если не сказать определяющую, роль в социально-политическом развитии современной Индии. В условиях фактически тотально религиозного общества успехи или неудачи в политической борьбе во многом зависят от умелого лавирования и соблюдения политическими лидерами интересов различных религиозных групп, возможности использовать религиозную риторику для мобилизации своих последователей. Правившее в Индии в 2004-2014 гг. правительство, возглавляемое партией ИНК, вполне обоснованно опасалось, что данные о современной конфессиональной структуре населения, полученные в результате последней переписи, покажут сокращение доли индуистов в стране. Таким образом, конфессиональная статистика может стать важным пропагандистским козырем, которым воспользуются политические соперники ИНК, прежде всего индуистские националисты из Бхаратия джаната парти, на парламентских выборах 2014 г. Однако выборы в парламент Индии, состоявшиеся в апреле-мае 2014 г., оказались самыми неудачными для ИНК за всю историю этой партии, насчитывающую более ста лет. Приход к власти в стране правительства БДП, которое возглавил ее лидер Н. Моди, сделало дальнейшее «сокрытие» официальных данных по религиозной структуре населения Индии лишенным всякого смысла, и они, наконец, были опубликованы. В результате стало ясно, что в религиозной структуре населения государства за последнее десятилетие 2001-2011 гг. произошли существенные сдвиги. Прежде всего подтвердились опасения о снижении доли индуистов в населении Индии ниже психологически важного уровня в 80%. «Золотая» чаша «репродуктивных» весов все больше склоняется в сторону мусульман, оставляя индуистов на втором месте, влияя на политическую обстановку в демографической сверхдержаве XXI в. и подогревая без того напряженные со времен еще Британского владычества отношения между этими конфессиональными группами.

Ключевые слова

Индия, конфессиональная структура населения, рождаемость, региональная дифференциация, всеобщая перепись 2011 г, выборочное обследование 2005-2006 гг, India, religious structure of population, fertility, regional differences, 2011 population census, 2005-2006 demographic and health survey

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Горохов Станислав АнатольевичИнститут географии Российской академии наукканд. геогр. наук, ст. науч. сотр. лаборатории географии мирового развитияstgorohov@yandex.ru
Дмитриев Руслан ВасильевичИнститут Африки Российской академии наук; Московский государственный университет канд. геогр. наук, ст. науч. сотр. Центра глобальных и стратегических исследований; ст. науч. сотр. лаборатории экономики народонаселения и демографииdmitrievrv@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Горохов С. А., Дмитриев Р.В. Население Индии растет рекордными темпами // Азия и Африка сегодня. 2011. № 8. С. 11-15.
Global Index of Religiosity and Atheism-2012. WIN-Gallup International. URL: http://www.wingia.com/web/files/news/14/file/14.pdf (дата об ращения: 28.12.2015).
Atlas of Global Christianity: 1910-2010 / ed. by Johnson Todd M., Kenneth R. Ross and Sandra S.K. Lee. Edinburgh : Edinburgh University Press, 2009. 384 p.
The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. Pew Research Center, April 2, 2015. URL: http://www.pewforum.org/files/2015/03/PF_15.04.02_ProjectionsFullReport.pdf (дата обращения: 18.09.2015).
Global Christianity: A Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population. Pew Research Center, December, 2011. URL: http://www.pewforum.org/files/2011/12/Christianity-fullreport-web.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
Christianity in its Global Context, 1970-2020: Society, Religion, and Mission. Pew Research Center, June, 2013. URL: http://wwwgordonconwell.com/netcommunity/CSGCResources/ChristianityinitsGlobalContext.pdf (дата обращения: 22.09.2015).
Number of Christians in China and India. Lausanne Global Analysis, July 8, 2011. URL: http://conversation.lausanne.org/en/resources/detail/11971#article_page_1 (дата обращения: 10.09.2015).
Горохов С. А. Индия. Религия, демография и политика // Азия и Африка сегодня. 2011. № 7. С. 24-32.
Bhattacharya R. Political war in Bengal as data reveal rise in Muslim population. Hindustan Times, August 26, 2015. URL: http://www.hindustantimes.com/kolkata/political-war-in-bengal-as-data-reveal-rise-in-muslim-population/story-qqEVZ0dBuwUVwEqPl0Xs0N.html (дата обращения: 18.09.2015).
Joshi A.P., Srinivas M.D., Bajaj J.K. Religious Demography of India. Chennai : Centre for Policy Studies, 2003. 380 p.
 Особенности демографии религиозных общин Индии в начале XXI в. | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 406.

Особенности демографии религиозных общин Индии в начале XXI в. | Вестник Томского государственного университета. 2016. № 406.