Каждый историко-географический памятник, образец материальной и духовной культуры является незаменимым источником по изучению образа жизни и условий, этапов развития культуры, а также мировоззрения и религиозных представлений наших предков. Наскальные рисунки, найденные в разных областях Азербайджана, являются такими памятниками и в то же время имеют научную ценность для исследования отдельных областей искусства. В статье рассматриваются наскальные изображения в Гобустане как первичные образцы искусства.
Gobustan petroglyphs as an indicator of primitive art: a comparative ethnographic analysis.pdf Археологические исследования, проводимые не только в Азербайджане, но и во многих других странах мира, привели к заключению, что наскальные изображения, относящиеся к разным периодам истории, начиная с каменного века, не только выступают ценным источником исторических сведений, но и являются первичными образцами искусства. Комплекс этих изображений имеет научную важность как ценные материалы для изучения корней разных областей искусства (графика, изобразительное искусство, музыка, балет, театральное искусство), климата и истории территории, на которой они были обнаружены [1. C. 32]. Первобытное искусство можно правильно понять лишь в социальном контексте и только как единую систему, связанную с мировоззрением [2. C. 276]. Важно отметить, что наскальные изображения, знаки большинством специалистов воспринимаются как начальный этап в развитии областей искусства, перечисленных выше. С этой точки зрения этнографическое и искусствоведческое изучение наскальных изображений Азербайджана имеет большую научную значимость хотя бы потому, что эти изображения в художественно-эстетическом смысле ничем не отстают от западноевропейских. Выдающийся исследователь А. А. Формозов, утверждающий, что проблема первобытного искусства стала актуальной в мировой науке в начале XIX в., после открытия палеолитического искусства во Франции и Испании, считает также, что для того, чтобы правильно оценить роль искусства в жизни общества, очень важно знать его первобытные формы [3. C. 8]. В связи с этим он предлагает изучать древних «художников» в трех аспектах. Первое - научное исследование и классификация памятников. Здесь в первую очередь изучаются техника выполнения, особенности, формы и хронологическое отношение одного объекта к другому. Второе - оценка художественных произведений как памятников культуры с эстетической точки зрения. Наконец, третье - использование памятников как источников информации по истории культуры, мышления и духовной жизни [Там же. C. 12]. Одним из интересных и важных вопросов являются причины появления наскальных изображений. По мнению исследователей, это результат желания людей зафиксировать все, что видимо: образы, быт, сцены охоты и т. д. Не исключено, что наскальные изображения также объясняются желанием древних «художников» оставить память о себе и близких. Несмотря на все это, следует отметить, что появление наскальных изображений связано с образом жизни, бытом, занятиями первобытным хозяйством и мировоззрением. Также не секрет, что нанесение рисунков сопровождалось выполнением разных магических обрядов. По мнению исследователей, именно потому что в то время эти обряды проводились тайно, наскальные изображения во Франции и Испании, которые считаются более древними, находятся в глубине пещер [4. C. 8]. Однако с течением времени наблюдаются определенные изменения в содержании, качестве, особенностях выполнения наскальных изображений. Например, произведения «художников» эпохи мезолита, к которым относятся также наскальные изображения Гобустана, отличаются от более ранних: размеры фигур меньше, они приобрели форму миниатюр, и в галерее изображений большую роль начала играть фигура человека. А самое главное - теперь изображения высекались не в глубине пещер, а на открытом месте, на хорошо освещаемых скалах. Важно отметить еще один момент, связанный с наскальными изображениями, обнаруженными в разных частях мира. В пещерах Фон-де Гом во Франции, Альтамира в Испании и Кап на Урале есть изображения, относящиеся к эпохе верхнего палеолита, и они по сравнению с изображениями в Гобустане более древние. В Африке, Центральной Азии, Центральной Сибири, Монголии также встречаются изображения одного периода с гобустанскими или относящиеся к более позднему периоду, а также похожие на изображения в Гобустане. Однако в то время как изображения в этих коллекциях охватывают конкретные тысячелетия отдельных исторических периодов, гобустан-ские наскальные изображения и другие памятники (древние поселения, кладбища и др.) отражают непрерывную жизнь в долгом промежутке времени на территории Гобустана - около 15 тыс. лет - от верхнего палеолита до Средних веков [1. C. 6-7]. Это очень важная черта, отличающая наскальные изображения в Гобустане от других памятников такого рода. При том что наскальные изображения не одинаковы в разные периоды истории, их различие также зависело от творческих возможностей жителей Гобу-стана. Наскальные изображения Азербайджана дают возможность для последовательного наблюдения процесса зарождения и эволюции искусства на территории страны. Например, исследователи доказали, что в IV-I тыс. до н.э. в Нахичеване широкое развитие получило изобразительное искусство; на скалах, художественной керамике и бронзовых изделиях, а также на украшениях из различных материалов нанесены интересные рисунки, знаки, связанные с жизнью, носящие реальное и символическое значение. Развитие первобытного искусства привело к зарождению первой письменной культуры - пиктографических текстов. Изображения в Гемигая и сцены танцев на поверхности расписной посуды в Нахичеване, а также в Гобустане показывают развитие музыкальной культуры Азербайджана в эпоху энеолита и бронзы [5. C. 68-69]. Основную тему наскальных изображений Азербайджана составляет жизнь людей и животных. Изображения женщин и мужчин представлены профилями охотника, моряка, всадника, вооруженного или невооруженного человека и т.д. [1. C. 7]. На стенах поселений каменного века есть изображения мужчин, отличившихся на охоте, и женщин как символа матери - хранительницы рода, племени, очага. Специалисты утверждают, что в таких сюжетах, встречающихся во многих наскальных изображениях мира, культ женщины тесно связан с культом охоты. На самых ранних этапах человеческого развития - в нижнем палеолите - женщины, как и мужчины, участвовали в коллективной охоте. Уже в верхнем палеолите это участие осталось лишь в представлениях и обрядах древних людей. Участие женщин в коллективной охоте подтверждают изображения в Гобу-стане [4. C. 21]. Характерно, что большинство человеческих фигур, относящихся раньше к палеолиту, встречается только в Гобустане. Изображения женщин по стилю и летоисчислению относят к мадлен-скому периоду верхнего палеолита [6. C. 30]. Широко распространенными являются изображения женщин с рисунками и татуировками на теле. Такие женские изображения схожи с более поздними памятниками Трипольской культуры, а также найденными на территории памятника Друци I и маленькими женскими статуэтками в Восточном Каракуме [Там же. 31]. Человеческие изображения, которые различаются по возрасту, стилю, технике и методу выполнения, также имеют ряд общих черт, во многих случаях они даже повторяются. Эти образы могут считаться самыми древними памятниками изобразительного искусства в истории человечества [Там же. C. 33]. Кроме того, подобия изображений в Гемигая, имеющих тесную связь с другими памятниками эпохи бронзы, встречаются в комплексе наскальных изображений на Северном Кавказе и в Восточной Анатолии. Поэтому наскальные изображения Гемигая имеют большую ценность для изучения образа жизни, культуры, обычаев, религии, взглядов как древних азербайджанцев, так и других народов, проживающих на Кавказе, в Анатолии, Передней Азии [7. C. 30-31]. Одинаковое выполнение изображений эпохи бронзы Гемигая, Сюника, Анатолии, Кельбаджара и Гобу-стана, общность сюжета большинства из них показывают этническую и культурную схожесть и близость племен, проживающих в Азербайджане и на соседних территориях [5. C. 69]. По словам А.А. Формозова, «несмотря на территориальную отдаленность для аналогии, очень много общих черт в каменном инвентаре даже Кавказа и Средиземного моря эпохи палеолита и мезолита» [3. C. 36-37]. Наскальные изображения наносились различными способами. Например, изображения Гемигая нанесены кованными металлическими и каменными орудиями, точением, выскабливанием. В некоторых изображениях использованы одновременно все способы [7. C. 13-14]. Гобустанские наскальные изображения в основном созданы методом ковки, сверления, шлифовки, выскабливания, выдалбливания и царапания очень тонких и неглубоких (1-1,5 мм) линий [1. C. 24, 30]. Выявленные здесь остатки натуральной охры, по мнению исследователей, доказывают, что древние гобустанцы, добавляя масло и жир, изготовляли краску и заполняли ею поверхности рисунков на скалах. Такого типа изображения сохранились в частях скал, закрытых от дождя, ветра и лучей солнца [Там же. C. 31], например изображения на поверхности каменной могилы на Украине вблизи Мелитополя [3. C. 44]. Самые древние изображения максимально реалистичны. Даже по малейшему фрагменту рисунка можно разобрать, что там нарисовано. Точная передача формы тела и движений животных (бег, манеры, стойка) показывают, насколько глубокие знания имели люди об этих животных [1. C. 13]. Как известно, окружающая человека фауна - один из древних сюжетов изобразительного искусства. Это прежде всего характерно для искусства верхнего палеолита и последующих эпох [6. C. 22]. Не случайно в наскальных изображениях Гобустана, Гемигая и Кельбаджара преобладают бык, лошадь, олень, газель, кабан, лев, волк, лиса, собака, козел, кошка и другие животные, маленькие насекомые, а также рыбы, птицы, змеи, ящерицы, черепахи и др. [1. C. 12]. Изображение быка - очень ценный материал для изучения обряда поклонения быку у древних племен. Мотивы, выявленные в Азербайджане, имеют некоторую схожесть с изображениями быка на золотой печати, найденной в Чертомлыкском кургане на юге Украины. Известны изображения быков художников Древнего Египта, Шумера, Вавилона, Ассирии и хеттов [6. C. 22]. Это доказывает, что на обширной территории обитания древних людей бык являлся одним из главных объектов первобытных представлений человека. Изображения на камне номер 29 в Гобу-стане относятся к профильным линиям быка. Этими линиями художник очень точно передал элементы туловища быка. Из ног быка заметны лишь две, что характерно для гравюр эпохи палеолита. Отметим еще одну характерную черту: контуры нанесены так, что рога выступают как продолжение фигуры быка, а между рогами во лбу сохранили расстояние. Как выяснил итальянский археолог П. Грациозини, эта деталь была характерна для культуры бассейна Средиземного моря эпохи камня. На камне номер 11 изображен бык, подстреленный стрелой. Здесь стрелы, на первый взгляд, напоминают букву «ф» кириллицы. На изображении кабана на камне близ с. Магада Кахибского района Дагестана стрелы также присутствуют [8]. Этот факт доказывает, что, несмотря на различие в исторических периодах данных изображений, между культурами Дагестана и Азербайджана существовали древние связи [3. C. 37]. Схематическое изображение горного козла на горах Гобустана, Апшеронского полуострова, Кельбад-жара и Нахичевана, вероятно, относится к следующему историческому этапу. Аналогичные изображения горного козла найдены в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Монголии, а также встречаются на крашеной глиняной посуде Шахтахты [9. C. 240]. B.И. Марковин, исследовавший наскальные изображения Дагестана, отмечает, что фигуры козы, встречающиеся на прикаспийских территориях, полностью совпадают с изображениями на керамике Азербайджана эпохи поздней бронзы. В наскальных изображениях Гобустана некоторые фигуры козы сопоставляются с какими-то анимистическими образами. По мнению исследователей, это магический знак убийства животного. Изображения оленя в палеолитических петроглифах Норвегии и Сибири нанесены таким же образом [3. C. 47]. Одним из часто встречаемых наскальных изображений Азербайджана является лошадь. Эти изображения в искусстве маленьких форм встречаются очень редко. А сюжеты на растительные темы найдены только в Нахичеване. Единственное изображение на растительную тему отмечено в Гемигая, на поверхности камня номер 102 [5. C. 22]. Дерево жизни (или же космическое дерево) является образом универсальной концепции человеческих коллективов Старого и Нового Света, определяющей моделью мира на протяжении длительного периода времени. В этот период оно часто составляло ведущую (а иногда вообще единственную) тему развития искусства до появления христианства и буддизма. Дерево жизни и сегодня присутствует в различных культурных традициях. В коллекции антропоморфных изображений Геми-гая выделяется образ мифического существа, напоминающий рисунки в пещере Камбарел во Франции. Здесь на камне номер 60 нарисована фигура с лицом-маской. Антропоморфная фигура с маской птицы, изображенная с боковой стороны, сочетает признаки человека и птицы. У нее голова птицы, а тело человека. Это показывает сложный тотемистический характер и двойственность мифологического образа [6. C. 33-34]. Напомним также, что обычай маскировки людей в животных известен многим народам. Изображения людей в масках животных, которые были «мифическими существами», можно наблюдать и в мегалитических камнях Апшерона [10. C. 164]. Наскальные изображения важны для исследования истории нашей музыкальной культуры. Два Гавалда-ша в Гобустане (в области нижней ступени горы Беюк-таш в Джынгырдаге) тоже представляют интересный памятник жизни древних гобустанцев. По мнению известного исследователя наскальных изображений Гобустана И. Джафарзаде, вероятно, этот камень использовали как ударный инструмент во время исполнения обрядово-ритуальных танцев [11. C. 13]. Кстати, использование камня как музыкального инструмента известно и в других странах. Отражение сцены охоты в танце, который был основной физической тренировкой перед охотой, не было простым занятием. Будучи ритуальным действием, это должно было привлечь внимание добычи и оказать влияние на результат будущей охоты. Примитивный магический обряд в контексте развития и усложнения анимистических и тотемистических представлений, культа предка постепенно начинает принимать религиозное значение. Танец теснее связан с магическими, а позже - и с религиозными обрядами, чем с изобразительным искусством, он выступал как основной фактор движений. Народные игры, объединяющие в себе пантомиму, шутку, а частично - элементы изобразительного искусства (в итоге и поэзии) [13], в своем синкретическом единстве в итоге создали условия для появления театра [14. C. 151]. Если в изобразительном искусстве палеолитической Европы человеческие образы по сравнению с образами диких животных встречаются реже, то в мезолитических памятниках Леванты в Испании преобладают фигуры лучников. Эти фигуры, в которых динамика видна лучше, в большинстве случаев напоминают изображения Гобустана [3. C. 46]. Сцена перевозки груза на двухколесной повозке на поверхности камня номер 55 в Язылытепе очень характерна. Несмотря на то что аналогичные изображения встречаются в Европе, Азии и Африке, для нас более интересны петроглифы Дагестана, так как дагестанская гравировка идентична петроглифам Гобустана. Роль связующего звена между Дагестаном и Гобустаном играют петроглифы, выявленные Г. Аслановым на Апше-ронском полуострове (Бильге, Нардаран, Рамана). Среди мезолитических изображений Леванты в Испании и пещеры Зараут-Камар в Узбекистане уже преобладают человеческие фигуры. Таких изображений немало и на мезолитических стоянках Гобустана, и на неолитических стоянках Белого моря [15. C. 40]. Таким образом, выявляется еще одна важная функция наскальных изображений. Они доказывают, что наряду с историей культура и искусство азербайджанского народа также имеют древние корни, уходящие в каменный век. По словам И. Джафарзаде [11. C. 18], наскальные изображения и другие памятники и археологические объекты, связанные с ними, составляют очень важный комплекс древней культуры. С их помощью можно проследить связь с более древними периодами истории.
Рустамов Дж. Гобустан - очаг древней культуры Азербайджана. Баку : Нурлар, 2000. 62 с.
Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства // Ранние формы искусства. М. : Искусство, 1972. С. 275-301.
Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР. М. : Наука, 1961. 254 с.
История искусства народов СССР. М. : Изобразительное искусство, 1971. Т. 1.
Алиев В. Памятники Гемигая. Баку : Государственное издательство, 1992. 79 с. (на азербайджанском языке).
Фараджова M. Петроглифы Азербайджана. Баку : Aspoliqraf, 2009. 384 с. (на азербайджанском языке).
Мусеибли Н. Гямигая. Баку : Qa^ioglu, 2004. 126 с. (на азербайджанском языке).
Марковин В.И. Наскальные изображения в предгорьях северо-восточного Дагестана // Советская этнография. 1958. № 1. С. 147-162.
Алиев В. Культура эпохи средней бронзы Азербайджана. Б. : Элм, 1991. 253 с.
Алиев И. Взаимоотношение древних культур Апшерона и Передней Азии // Материалы 3-го Бакинского международного симпозиума. Баку : Элм, 1997. С. 163-166.
Джафарзаде И. Кобустан (наскальные изображение). Баку : Элм, 1973. 347 с.
Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов [полеолитическая эпоха] // Ранние формы искусства. М. : Искусство, 1972. С. 77-103.
Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства. М. : Искусство, 1972. С. 149-190.
Формозов А.А. Наскальные изображения и их изучение. М. : Наука, 1987. 108 с.