Анализируются вопросы организованного набора рабочих на предприятия и стройки Урала, Сибири и Дальнего Востока в 1940-1950-е гг. Определяются трудности организации набора в Кировской области, масштабы оттока населения и основные отрасли народного хозяйства, использующие рабочую силу.
Organized recruitment of workers at enterprises and construction sites of the Urals, Siberia and the Far East in the mid.pdf Главной чертой пространственной динамики городского населения в 1939-1958 гг. являлась большое различие в темпах роста между европейской, бывшей ареной военных действий, и азиатской, тыловой, частями страны. Если в азиатской части, включая Урал, городское население за это время возросло в 2,2 раза, то в европейской - только в 1,5 (кроме Севера) [1. С. 5]. В то же время во многих регионах Российской Федерации ресурсы сельской местности были или исчерпаны, или близки к этому [Там же. С. 10]. Основным процессом, определившим неудовлетворительное демографическое состояние советской деревни, принято считать стихийную миграцию сельских жителей в города, однако заметную роль сыграли и организованные перемещения [2. С. 138]. В 19401950-е гг. расширяется география миграций населения Районный уполномоченный конторы по оргнабору Подготовка общежития, транспорта для перевозки, организация питания Кировской области, изменяются задачи привлечения к труду, а также контингент. Организованный набор как форма трудовой миграции есть набор рабочих на добровольных началах для постоянной и сезонной работы из числа городского и сельского населения для работы на предприятиях и стройках СССР. Набор рабочих в промышленность, на транспорт, строительство производился в двух формах: для постоянной (более года непрерывной работы) и сезонной работы (менее года). С 1 июня 1947 г. в СССР возрождается организованный набор рабочих, устанавливается порядок его проведения, который осуществлялся Министерством трудовых резервов [3. С. 428432]. Оргнабор рабочих производился в соответствии с народнохозяйственными планами и процедурно включал несколько этапов (рис. 1). Заключение трудового договора (срок 1-2 года) Передача работников организациям \ V Рис. 1. Порядок оргнабора рабочих, установленный в 1947 г. Рабочий С 1 января 1952 г. проводилась централизация полномочий по проведению оргнабора. Министерство трудовых резервов осуществляло оргнабор рабочих для постоянной работы. Набор рабочих из числа городского неработающего населения проводился им же преимущественно для районов Крайнего Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а по месту нахождения проводили сами предприятия и стройки. Для сезонных работ оргнабор осуществлялся из числа сельского населения министерствами и ведомствами, которым он был предусмотрен народнохозяйственным планом или отдельными решениями правительства. Советы министров республик и облисполкомы должны были в недельный срок доводить утвержденные планы по оргнабору до райисполкомов, а те в течение 5 дней - до сельсоветов и колхозов. Для набора рабочих партийные и советские органы проводили широкую агитационную кампанию. Партийно-советский актив направлялся в сельсоветы и колхозы, в периодической печати публиковались статьи и типовые объявления, оформлялись информационные стенды, использовалась массово-разъяснительная работа и т.д. Набор осуществляли как для предприятий и организаций Кировской области (лесные хозяйства, заводы, строительство), так и для других регионов (Горьков-ская, Молотовская, Свердловская области и др.). Данные миграционной статистики позволяют говорить об отрицательном сальдо миграции в Кировской области на протяжении длительного времени. Особенно большой отрицательный прирост дали связи с Москвой, Ленинградом, Свердловском, Карело-Финской ССР, Архангельской областью, Кузбассом и Южным Сахалином по оргнабору рабочих, а также переселением в Калининградскую область [4. Л. 2; 5. Л. 3-4]. Выявленные планы набора рабочих не позволяют точно определить их территориальное распределение. Они содержат общие сведения о распределении рабочих по министерствам, лишь в некоторых из них указываются предприятия, стройки и прочие объекты. Набор осуществлялся для предприятий Министерства лесной промышленности (тресты Кировлес, Севхим-лес, Комилес, Печерлес и пр.), Министерства рыбной промышленности (контора Дальпромкадры - набор для предприятий Сахалинской области), Министерства транспортного машиностроения (Кировский завод г. Челябинска), Министерства угольной промышленности (тресты Губахшахтстрой, Уралтопстройлес, Кизелшахтстрой и пр.), Министерства электростанций (строительство Камкой ГЭС, Закамской ТЭЦ и пр.), Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии (трест Магнитстрой и пр.), Министерства геодезии и картографии (Боксонская экспедиция в Бурято-Монгольскую АССР, Алданская экспедиция в Якутскую АССР и пр.) и многие другие. В первые послевоенные годы ежегодный план оргнабора рабочих составлял от 14 до 18 тыс. чел. Всего за 1946-1950 гг. было направлено к месту работы 97 298 чел. [6. Л. 9-10; 7. Л. 1; 8. Л. 7, 18-19, 2728, 36, 197, 199, 202; 9. Л. 1, 4; 10. Л. 4-5]. Только в 1950 г. из 11 700 запланированных набором рабочих для постоянной работы 10 000 должны быть направлены в другие регионы. Данные о выполнении областью плана набора сезонных рабочих в период 1945-1956 гг. не выявлены. В документах просмотренных архивных фондов обнаруживаются разрозненные сведения о планировании и выполнении либо невыполнении планов. Причина этого заключается в характере планирования сезонного набора в этот период. Основной потребитель сезонной рабочей силы в это время - лесная промышленность Кировской области. На основании соответствующих постановлений союзного и решений областного уровня Кировское управление министерства трудовых резервов СССР выдавало предприятиям наряды на проведение оргнабора рабочих. Например, в 1949 г. управление не могло отчитаться о количестве принятых сезонных рабочих, так как сами предприятия не представляли отчеты. Местное руководство, председатели колхозов были крайне не заинтересованы в оттоке рабочей силы. Несмотря на установленные планы набора и внеочередные указания, уполномоченных привлекали к сельскохозяйственным работам, предоставляемая им для перевозок техника использовалась не по назначению [11. Л. 144]. К 1950 г. вывоз трудоспособного населения из Кировской области начал существенно влиять на народное хозяйство региона. Областные власти, прежде всего облисполком, начинают транслировать в центр свою обеспокоенность этим вопросом. 26 января 1951 г. Кировский облисполком принимает решение «О плане организованного набора рабочей силы и призыва (мобилизации) молодежи в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища на 1951 г.», в последнем пункте которого отмечается: «Просить Совет Министров СССР не устанавливать в 1951 г. заданий по оргнабору рабочей силы для постоянной работы в других областях, а также снизить задание на вывоз рабочей силы для работы на рыбной путине Министерства рыбной промышленности СССР в количестве 2 000 человек и отменить задание по призыву 1 400 человек молодежи для школ ФЗО других областей» [12. Л. 58 об.-59]. Это решение было учтено Министерством трудовых резервов СССР, и в 1952 г. набор рабочих для постоянной работы в Кировской области проводился только для предприятий и строек, расположенных в пределах области. Начиная с 1953 г., Госплан СССР не планирует организованный набор сезонных рабочих в Кировской области для работы на предприятиях лесной промышленности СССР, расположенных в других областях [13. Л. 55-55 об.]. В 1953-1955 гг. за пределы области на постоянную работу было направлено 184 чел. из общего набора 17 397 чел. [14. Л. 82-83; 15. Л. 84-85; 16. Л. 166]. Столь низкие показатели набора были обусловлены, в том числе, проводимой целинной кампанией, требующей дополнительного привлечения трудовых ресурсов. Кроме того, почти прекратился набор из колхозников для постоянной работы, что отвечало интересам экономики региона. В начале 1956 г. увеличилась интенсивность набора рабочих. При этом регион как передавал рабочих за пределы области, так и получал новые кадры. В 1957 г. ввоз рабочих для Кировской области впервые превысил вывоз: 10 705 чел. было направлено в Кировскую область, и только 5 211 чел. вывезено. Организованный набор рабочих в Кировской области в 1956-1959 гг. (для постоянной работы) [17. Л. 18, 21; 18. 22, 24, 26, 30; 19. Л. 28, 34, 36, 40, 42; 20. Л. 15, 21, 43] Годы План, чел. Направлено рабочих Передано рабочих в другие регионы для использования на месте 1956 8 555 8 497 - 8 497 1957 5 200 5 198 5 211 117 1958 4 500 4 815 4 851 36 1959 1 900 1 939 48 1 909 Сложности были и с дальнейшим прикреплением рабочих к предприятиям и стройкам. Отмечается большая текучесть кадров. Например, на предприятия лесных трестов Кировской области в 1955 г. было принято 11 025 чел., а в 1956 г. (за 10 мес.) -11 217 чел., и только 16 и 20% соответственно рабочих, прибывших по оргнабору, остались. В качестве причин этого явления выделяются следующие: отсутствие ответственности специалистов по оргнабору за «качество работников»; договоры и денежные авансы привлекали «многих нечестных элементов»; заявки по оргнабору были не от предприятий, нуждающихся в рабочих, а по разнарядкам министерства [21. Л. 37-38]. В 1956-1959 гг. набор сезонных рабочих производился на рыбную путину (по 200-350 рабочих ежегодно), для лесной промышленности (по 2-3,5 тыс. чел. на каждый сезон) и торфопредприятий (500-600 чел. ежегодно). В тяжелое послевоенное время население испытывало крайнюю нужду. Для решения проблем набора рабочих и их дальнейшей работы предоставлялись социально-экономические гарантии. Руководство предприятий (строительных организаций) было обязано к моменту прибытия набранных рабочих подготовить оборудованные общежития, предоставить транспорт для перевозки рабочих от станции назначения и организовать для них питание. Архивные документы свидетельствуют, что это положение часто нарушалось. Вводимая система льгот дифференцировалась в зависимости от формы набора, отраслевой принадлежности предприятия (стройки), территории, статуса отправляемых (рабочий / иждивенец). 1. Рабочим, заключившим трудовые договоры для работы в другой местности на срок не менее года, выплачивалось единовременное пособие в размере 300 руб., а рабочим, направленным на предприятия (стройки) Урала, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, - 500 руб. на самого рабочего и по 125 и 200 руб. на каждого переезжающего с ним члена семьи. В 1948 г. Совет министров СССР снизил размеры единовременного пособия рабочим, заключившим трудовой договор для работы в другой местности с 300 до 150 руб., а рабочим, направляемым на предприятия (стройки) Урала, Сибири и Дальнего Востока, с 500 до 300 руб., отменив выплаты единовременного пособия на членов семьи. 2. Суточные рабочим за время нахождения в пути были установлены в 10 руб., а для направляемых на Урал, Дальний Восток, Сибирь и Крайний Север, -15 руб. 3. Для рабочих и членов их семей оплачивалась стоимость проезда, а также провоза багажа (согласно установленным нормам) [22. Л. 398]. Для семей колхозников, заключающих договор для работы в угольных шахтах, также сохранялись льготы, установленные еще в 1938, 1942 и 1946 гг. Набираемые рабочие обеспечивались в пунктах сбора и на время следования питанием по установленным продовольственным нормам и медицинским обслуживанием. Вводились дополнительные нормы снабжения, которые реализовывались за наличный счет рабочим, заключившим трудовой договор на срок не мене года, не позднее 6 месяцев после прибытия их к месту работы. Рабочим, направляемым на Урал, Сибирь и Дальний Восток, нормы были несколько увеличены. Рабочим, заключившим трудовой договор для работы в лесозаготовительной промышленности, отводился приусадебный участок, выдавалась ссуда на постройку дома, отпускались необходимые строительные материалы. Трудовой договор с членами колхоза регистрировался в правлении колхоза. По истечении срока трудового договора рабочий по своему желанию мог остаться на работе, перезаключить трудовой договор на новый срок или возвратиться к постоянному месту жительства. В последнем случае рабочему оплачивалась стоимость обратного проезда. Рабочим, проработавшим один сезон и заключившим трудовой договор на следующий сезон, кроме того, выплачивалось единовременное денежное вознаграждение в размере месячной тарифной ставки. Работающим в хозяйствах колхозников, в торфяной промышленности предоставлялись льготы по обязательным поставкам государству молока, а при распределении урожая в колхозах они обеспечивались хлебом и кормами для скота по государственным закупочным ценам в том же количестве, в каком снабжались остальные колхозники, добросовестно работающие в колхозе. Рабочим, заключившим трудовой договор на сезон лесозаготовок, предоставлялись те же льготы, а вместо единовременного пособия выплачивались подъемные. Таким образом, общий подход властей к набору рабочих в промышленность уже в этот период исходит из приоритета народного хозяйства Кировской области перед другими регионами при условии выполнения общесоюзных планов: «Нам необходимо упорядочить в области дело организованного набора рабочей силы. Облплан, управление трудовых резервов обязаны лучше планировать для районов задания с учетом баланса рабочей силы. Мы должны добиться от правительства, чтобы набор рабочих в области производился преимущественно для местных предприятий и, особенно, для лесозаготовительных предприятий» [23. Л. 160, 162]. Доля отправленных в другие регионы рабочих в первое послевоенное десятилетие была весьма значительной, что не могло не сказаться на демографической ситуации в Кировской области. Государство, решая задачи экономического развития восточных территорий, черпало людские ресурсы из европейской части страны, при этом регионы-доноры испытывали значительные трудности. Население Кировской области массово привлекалось на стройки и предприятия по всему Советскому Союзу, зачастую утрачивая связь со своей малой Родиной. Эти процессы были продолжены в 1960-1970-е гг. и получили новый вектор развития в современной России.
Зайончковская Ж.А. Миграция населения СССР и России в XX веке: эволюция сквозь катаклизмы // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С. 3-15.
Горбачев О.В. Организованная миграция из села Центрального Нечерноземья во второй половине 1940-х - 1960-е годы // Вопросы исто рии. 2003. № 4. С. 138-148.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3: 1941-1952 гг. / сост. К. У. Черненко, М.С. Смирнов. М., 1968. 451 с.
Государственный архив Кировской области (далее - ГАКО). Ф. Р-2344. Оп. 25. Д. 632.
ГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 27. Д. 632.
Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. Р-9507. Оп. 2. Д. 828.
ГАРФ. Ф. Р-9507. Оп. 2. Д. 835.
ГАРФ. Ф. Р-9507. Оп. 2. Д. 842.
ГАРФ. Ф. Р-9507. Оп. 2. Д. 855.
ГАРФ. Ф. Р-9507. Оп. 2. Д. 863.
Государственный архив социально-политической истории Кировской области (далее - ГАСПИ КО). Ф. П-1290. Оп. 21. Д. 89.
ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 25. Д. 1020.
ГАКО. Ф. Р-3071. Оп. 1. Д. 80.
ГАРФ. Ф. А-373. Оп. 1. Д. 59.
ГАРФ. Ф. А-373. Оп. 1. Д. 64.
Российский государственный архив экономики. Ф. 4372. Оп. 53. Д. 340.
ГАРФ. Ф. А-518. Оп. 1. Д. 24.
ГАРФ. Ф. А-518. Оп. 1. Д. 65.
ГАРФ. Ф. А-518. Оп. 1. Д. 100.
ГАРФ. Ф. А-518. Оп. 1. Д. 133.
ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 30. Д. 73.
ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 25. Д. 1348.
ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 25. Д. 328.