Об «Emporium», или Экономики раннего Средневековья (VII-X вв.)
Рассматривается роль emporium на основе комплексного общего взгляда, сочетающего в себе антропологический подход, показывающий эмпории как единицы, увеличивающие политическое влияние правителей, и подход, согласно которому эмпории - полноценные раннесредневековые экономики. Доказательство строится на антропологической теории торговли как фактора политогенеза и археологическом материале, фиксирующем экономические связи на примере культур славян, викингов и англосаксов, чьи эмпории были частью общеевропейской торгово-хозяйственной системы Северо-Западной Европы в раннем Средневековье.
On "Emporium", or Economies of the Early Middle Ages (7th-10th centuries).pdf Экономическая европейская история Dark Ages, в частности генезис виков (англ. wics), или ремесленно-торговых единиц emporium, является одним из самых сложных, темных и запутанных периодов для исследователя. Письменные памятники содержат лишь крупицы данных, однако не достаточных для реконструкции и анализа роли этих хозяйственных ячеек, времени их появления и особенностей функционирования. Знание и понимание природы эмпорий необходимо прежде всего для изучения политогенеза политических структур, так как контроль над эмпориями и дальней водной торговлей со стороны правителей вождеств (chiefdom) и ранних государств (early state) предоставлял элите заморские товары роскоши, повышая ее статус и влияние (власть) в социополитиче-ской системе [1. Р. 155-210; 2. Р. 111; 3. Р. 68; 4. Р. 419]. С другой стороны, принято считать, что эмпории выполняли чисто торговую функцию, являясь экономиками раннего Средневековья, стоящими выше аграрного производства и связанными между собой сетью коммерческих отношений [5. Р. 41; 6. Р. 24; 7. Р. 76; 8. Р. 8; 9. Р. 216; 10. Р. 167; 11. Р. 68]. Цель статьи - с помощью новых археологических наработок отечественных и зарубежных специалистов выявить роль emporium на основе комплексного общего взгляда, сочетающего в себе оба подхода: 1) эмпо-рии как политические единицы, увеличивающие власть вождей; 2) как раннесредневековые ремесленно-торговые экономики. Обобщающих работ по данной тематике в отечественной обществоведческой науке мало в силу того, что исследователи больше внимания уделяли частным фактологическим вопросам. Источники информации об emporium О торгово-ремесленных поселениях свидетельствуют письменные памятники («Повесть Временных лет», «Устюжская летопись», «Церковная история народа англов», «Круг Земной», «Прядь об Эймунде», «Сага об Олафе Святом», «Сага об Оркнейцах», «Законы Инэ», «Edict of Pitres», «Сент Бертинские Анналы», «Анналы Фульда», «The Life of Vynnebald», «The Life of Bonifacie», «Miracles of Saint Wandrille»). Однако начальные этапы развития этих поселений слабо отражены в источниках, поэтому изучение эмпориев ведется главным образом с помощью археологии. Общая картина хозяйственных связей раннего Средневековья VII-X вв. Подьем международной торговли в раннем Средневековье был следствием повышения уровня производительных сил и распада родовых отношений на территории Северной и Восточной Европы. Торговые центры теперь активно включались в систему международных связей. В VII-VIII вв. в Европе появились две ветви торговых путей: северная, открытая фризами из Домбурга и Дорестада, и восточная, осваиваемая купцами по Волге до Прикамья и Среднего Урала. Однако оба пути сомкнулись только к IX в. благодаря включению в них славян, бывших посредниками в экономическом обмене между Северной Европой и Византией, и скандинавов, торгующих с фризами, Русью и Каролингами [14. С. 11]. В VIII-IX вв. на магистральных путях Северной и Восточной Европы и возникли поселения ремесленно-торгового типа (Старая Ладога, Рюриково Городище, Гнёздово, Бирка, Хедебю, Скирингсааль, Хэмвик, Ипсвич). Такие wics, связанные сетью торговых отношений, часто располагались на берегу около фьордов и на перекрестках водных путей. Это были крупные поселения, чеканившие свою монету, разделенные на кварталы, имевшие корабельные стоянки и укрепления. В раннем Средневековье в эмпориях можно было увидеть ремесленников, заморских купцов, крестьян, серьезных чиновников и зарубежных дипломатов. Здесь кипела жизнь. Эмпории как ремесленно-торговые центры Русь Одна из задач эмпории - производство ремесленной продукции и торговля по воде на дальние расстояния. Первой работой, подтверждающей существование у славян в VIII-X вв. эмпориев, являлась статья В.А. Булкина и Г.С. Лебедева «Гнёздово и Бирка» (1974), где авторы указали на важность международного обмена славян и викингов в формировании открытых торгово-ремесленных поселений (ОТРП) предго-родского типа [Там же. С. 11-17]. Исследователи зафиксировали аналогичные поселения и у скандинавов (Бирка, Хедебю). Сам термин ОТРП, таким образом, стал близок по смыслу к европейскому «эмпорий» [15. С. 18]. Славянские эмпории состояли в торговых отношениях с разными народами. Например, самые ранние связи с Византией устанавливаются в VI в., но торгового расцвета достигают в VII в. [16. С. 100]. На верхнеднепровском пути «из Варяг в Греки» наибольшая концентрация византийских предметов зафиксирована в Гнёздове - крупном ремесленном центре Руси, обладавшем торговыми связями со скандинавами, волжскими болгарами, Средним Поднепровьем [17. С. 125; 18. С. 31; 19. С. 188; 20. С. 369]. Гнёздово располагалось на переломе водных систем, замыкавшихся на Киев и Новгород, а из Верхнеднепровского региона открывалась возможность движения по Западной Двине к Балтике и Востоку по Оке и Волге [21. С. 34-85; 22. С. 90]. В Гнёздове и Старой Ладоге создавалось оружие, производились керамика и ювелирные украшения. Под влиянием греков славяне, населявшие раннегородской центр Киев, освоили стекольное ремесло и производство амфор [23. Р. 78]. Славянские эмпории играли важную торгово-ремесленную роль на пути «из Варяг в Греки» - водной магистрали, имеющей важнейшее значение для системы коммуникации Скандобалтики и Руси, частично входившей в эту зону. Именно подобные магистрали позволили развиться славянскому урбанизму. Дипломатические и торговые отношения между славянами и греками скреплялись печатями договоров. Так, в договоре 911 г. сказано: «Суть, яко понеже мы ся има-ли о Божии втрт и любви, главы таковыя: по птрвому слову да умиримся с вами, грткы, да любимъ другъ друга от всея душа и изволтнья, и не вдадимъ, елико наше изволение, быти от сущих под рукою нашихъ князь свтт-лыхъ никакомуже съблазну или винт» [23. Р. 79]. После заключения договоров раннегородские славянские центры получали из Константинополя качественное вино, оливковое масло, дорогую керамику, золотые нити, изделия из кости и рога, направляемые по Днепру и Западной Двине [23. Р. 118-145; 24. С. 209; 25. Р. 43]. Более того, в Гнёздове обнаружены ткани китайского, среднеазиатского и иранского происхождения [23. Р. 118-145; 24. С. 209; 25. Р. 43]. Грекам же росы в X в. поставляли рабов: «А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог» [26. С. 9]. Славяне, используя Волжскую Булгарию как центр, связывающий их с миром ислама, продавали мусульманам, по словам Мукаддаси, рабов и меха [27. Р. 28]. Византийские монеты Гнёздова, Киева, Шестови-це, Старой Ладоги, Пскова - подтверждение торгового обмена Руси и Константинополя в IX-X вв. Из-за роста торговли товарами роскоши договор 944 г. даже ограничивал их покупку для росов в крупных размерах: «Входя же русь в городъ, да не творят пакости и не имтють власти купити паволокъ лише по пяти-десятъ золотникъ; и от ттхъ паволокъ аще кто купить, да показаеть цесареву мужеви, и тъ я запеча-таеть и дасть имъ» [27. С. 30]. Следующим направлением торговли славянских эмпорий была Волжская Булгария, связывающая средневолжский регион с Востоком. Согласно находкам дирхемов в Гнёздове, Тычихе, Киеве, Новгороде, русы торговали с этим регионом [28. Р. 48]. Свидетельство тому - средневековые арабские и персидские источники, рассказывающие о путешествиях славян в Волжскую Булгарию для торговли с мусульманами [28. Р. 48]. Некоторым из мусульман, Ибн Фадлану и Аль Мацуди, пришлось проделать далекий путь из Центральной Азии через степи юго-западного Урала, чтобы попасть на местный торг [29. Р. 3-4]. «Дирхемы русов - серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи. Если чего-либо недостает, то от этого шкурка становится бракованной [монетой]. Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар. Весов там не имеют, а только стандартные бруски металла. Они совершают куплю-продажу посредством мерной чашки» [30. С. 141]. Наибольшее число персидских и мусульманских дирхемов IX-X вв. экспортировалось из исламского мира через Волжскую Булгарию и славянские эмпории в Северную Европу [31. Р. 100]. Временем наиболее активных контактов между славянами и скандинавами являются IX-X вв., когда викинги получали от русов пушнину, рабов и серебро [32. Р. 104]. Согласно берестяным грамотам, в VIII в. славяне знали мелкие серебряные монеты, используемые для купли-продажи товаров в эмпориях [Там же. Р. 106]. Клады Гнёздова свидетельствуют о крупных торговых оборотах с викингами, греками, волжскими булгарами и с эмпориями Магдебурга [33. С. 4]. Скандинавия Экономические контакты эмпорий Бирки, Хедебю, Каупанга, Сигтуны были настолько широки, что некоторые исследователи считали VIII-X вв. глобальной эпохой викингов (Viking global age) [34. Р. 85]. Первые эм-пории появились в Скандинавии в VI-VII вв.: Хельгё, Люндеборг на Фюне, Уппокра в Сконе, Сорте Мульд и Старая Упсала, являвшиеся сезонными центрами торговли, просуществовавшими до 1000 г. [35. Р. 149; 36. Р. 200]. Другие - Бирка, Хедебю с его широкой гаванью для кораблей и торгового обмена [37. Р. 258], Каупанг, Сигтуна и Скирингсааль - возникли в VIII-X вв. на постоянной основе [Там же]. Первоначальные скандинавские эмпории возникали под политическим контролем конунгов поблизости от источников сырья для ремесла (Скирингсааль), а другие - по берегам водных магистралей (Бирка, Хедебю). Перенаселение, холодный климат, отсутствие качественных земель для обработки и возрастающая потребность скандинавской элиты в роскошной утвари заставляли викингов грабить народы Европы и вступать в торговые контакты с эмпориями славян, англосаксов и фризов. Викинги - искусные мастера. Так, торгово-ремесленное поселение на острове Хельгё поставляло в Финляндию и на Готланд изделия из металла, ювелирные украшения, стекло. Серебро, отчасти получаемое викингами от славян, использовалось для производства украшений высокого уровня в мастерских Готланда [38. Р. 31]. Здесь возникло высокоразвитое кузнечное ремесло, в Бирке скандинавы наладили свое производство мечей каролингского типа [Там же]. Более того, археологический материал Бирки свидетельствует о восточных торговых контактах викингов. Особо четко это прослеживается благодаря открытию здесь оружейных артефактов из Волжской Булгарии, Венгрии, византийских монет, перстней и пряжек, шелковых тканей [39. С. 9]. Благодаря раскопкам в Каупанге ясно вырисовывается картина торговли скандинавских эмпорий с ирландцами, франками, фризами и славянами, от которых в IX в. викинги получали греческие амфоры, стеклянные украшения, кувшины «ладожского типа» [Там же], бронзовые кубки из Волжской Булгарии и дирхемы аббасидского Багдада [40. Р. 9-10], а также самшитовые гребни, пушнину и серебряные украшения Гнёздова, текстиль, амфоры и печати, свидетельствующие о дипломатических отношениях викингов с Византией [Там же]. Все это обнаружено в Лунде, на Готланде, Сигтуне и в Упсале [41. Р. 23; 42. Р. 201]. Важнейшую роль посредника между викингскими эмпориями и Востоком в плане импорта серебра играла Русь (Gardariki). Импорт мелких серебряных исламских монет в Скандинавию начался в первой половине IX в. и был связан с хазаро-арабским миром и сдвигом геополитики аббасидов. Дело в том, что к северу от Каспийского моря уже существовал спрос на пушнину и рабов, а богатство Багдада и экономический подъем этого региона увеличили спрос на роскошь [43. Р. 43]. Постоянный поток восточного серебра в Бирку и Сигтуну поступал с 875 по 900 г. Помимо дирхемов к викингам импортировались и англосаксонские (pennies) и балтские монеты, вытеснившие в итоге серебряные [43. Р. 43]. Иностранные монеты в эмпориях викингов зарывались в землю либо раздавались вождями на пирах. Богатство и обладание священными предметами, кладами или оружием, подаренным конунгом, рассматривалось скандинавами в качестве священного предмета удачи и увеличения собственного социального статуса. Однако в Бирке чеканилась собственная монета, что все-таки свидетельствовало об использовании ее в ежедневных операциях купли-продажи [44. Р. 68]. Например, для викингов Готланда, согласно новым исследованиям, скопление кладов являлось необходимым запасом средств для торговли на дальние расстояния, хранящимся под полами домов [Там же]. До 700 г. торговля и ремесло в Скандинавии, как показал Д. Скре, подчинялись вождям, играющим в социальных связях между людьми роль покровителей. Заморские предметы роскоши выступали в качестве роль даров, поднимающих политический статус. Однако предметы со средней или вовсе низкой стоимостью не интересовали конунгов Скандинавии. Следовательно, товары, не являвшиеся привлекательным для элиты, стали доступны для рядовых членов ви-кингского общества за деньги. Такая торговля началась, как указывает Д. Скре, с 700 г. в сезонных эмпо-риях, а с 800 г. - в постоянных. Ремесленники и торговцы теперь совершали ежедневные коммерческие операции с помощью денег [45. Р. 199]. В VIII в. Рибе была связана с фризскими торговцами, в чьих отношениях формой оплаты было только серебро, в IX в. Хедебю и Каупанг присоединились к коммерческим контактам с фризами и вели дела на основе того же серебра [Там же]. Меха, шкуры, кожа продукты сельского хозяйства (рожь, мед), сырье, рабы, предметы роскоши, оружие - вот основные товары, получаемые скандинавскими эмпориями от славян, фризов, византийцев и волжских булгар. Англосаксонская Британия Одной из первых обобщающих работ об англосаксонских эмпориях является «Dark Age Economics» (1982) Ричарда Ходжеса, выделившего два типа этих ремесленно-торговых поселений: 1) сезонные, торгующие временно (тип А); 2) крупные эмпории, контролируемые правителями вождеств и ранних государств (тип В) [46. Р. 45]. Он рассматривал эмпории как возможность лидеров варварских политий участвовать в перераспределении товаров престижа, увеличивающих их социальный статус и влияние [Там же]. В 1990-2000-х гг. в известном сборнике «Anglo-Saxon Trading Centres. Beyond The Emporia» (1999) подход Р. Ходжеса подвергался критике со стороны исследователей, указывавших на экономическую составляющую эмпорий как одну из важнейших функций раннесредневековой торговли на дальние расстояния [47. Р. 1-3; 48. Р. 5]. В англосаксонской Британии эмпории, выросшие из мелких сезонных торжищ, возникли в конце VI -начале VII в. (Йорк, Люндевик, Хэмвик, Ипсвич) [48. Р. 5]. Это время завершения междоусобных войн англосаксонских политий между собой и их трансформации в вождества с некоторыми признаками ранней государственности (наличие наравне с родовыми обычаями законов, появление чиновников, начало усиление власти вождя). К VIII в. вся североморская территория была охвачена единой сетью торгово-ремесленных отношений с эмпориями Квентовиком и Домбургом, Хедебю, Биркой, Данкирке и Дорестадом [49. С. 15]. Таким образом, сформировался единый экономический регион от Фризии и Британии до Восточной Балтики. [50. Р. 58; 51. Р. 243]. Хэмвик - первое ремесленно-торговое поселение, исследованное археологами. Йорк, Ипсвич, Лондон -все они, так же как эмпории викингов и славян, существовали за счет сельскохозяйственной продукции из аграрных районов Британии [52. Р. 189]. В Ипсвиче и Хэмвике, поначалу не имевших ремесленных мастерских и сосредоточивающих внимание на торговле, обнаружена франкская и фризская керамика [53. Р. 35]. Обитатели Ипсвича в VIII-IX вв. изучили металлообработку, производили ткани, выучились кожевенному ремеслу, знали гончарное дело. Вероятно, поселение было первым, кто производил керамику в массовом масштабе в постримской Британии. Таким образом, Ипсвич, наравне со скандинавскими Биркой, Домбургом и славянским Гнёздово, был одним из крупнейших центров ремесла и торговли в раннем Средневековье [53. Р. 35-45; 54. Р. 131]. В VII в. недалеко от Ипсвича были открыты Барх-эм и Кодденхам, занимающиеся производством золотых украшений и кузнечным ремеслом. При раскопках здесь обнаружили монеты фризов, англосаксов из Кента и франков [Там же]. В британских эмпориях IX в. деньги циркулировали ежедневно. Это серебряная исламская монета, монеты англосаксонской чеканки (pennies), франкские solidi и sceattas в Ипсвиче, свидетельствующие о торговых контактах с Каролингами [55. Р. 248; 56. Р. 230]. Первые фризские tremissis, обнаруженные в эмпории Люндевик VII в., указывают на торговлю англосаксов с купцами из Квентовика. Хождение арабского серебра в эмпориях англосаксов не являлось существенной частью денежной массы, как это было на Руси и в Скандинавии [56. Р. 230]. Наибольшее число мусульманских денег появилось в Британии с 890900 гг. из Центральной Азии, а также через славян и викингов Денло [56. Р. 230]. Таким образом, оно было лишь частью в денежном обращении. Наравне с эмпориями действовали и монастыри (аббатство св. Августина в Кентербери, Рептон Хартпул). Так, в 689 г. монахи, имевшие ремесленную квалификацию и шахту, производили изделия из железа и привозили в эмпорий на продажу. О монахах-мастерах упоминал и Беда, описывая одного как «... человека искусного в металлообработке» [57. Р. 68]. В англосаксонской поэме De Abbatibus также упоминается такой монах-ремесленник Квиквайн (Стсастс'аше). Известны и церковные иерархи, владевшие соляными шахтами, железными рудниками и производством тканей (Ворчестер, Суффолк, Кем-бридшир) [Там же]. Таким образом, Ипсвич, Йорк, Хэмвик и Люнде-вик, являясь центрами ремесла, стимулировали экономическую активность не только с помощью торговли на дальние расстояния, но и внутри страны, своим примером показывая более мелким сезонным торгам и монастырям возможность получать амфоры из Византии, изысканное вино, оливковое масло, украшения, керамику из Средиземноморья, дорогую одежду и драгоценные броши из Франции. Эмпории как политические единицы ранних государств и вождеств Эмпории являлись не только ремесленно-торговыми, но и политическими единицами, способствующими политогенезу славян, викингов и англосаксов. Термин «политогенез» введен Л.Е. Куббелем в работе «Очерки потестарно-политической этнографии» (1988), понимавшим под ним генезис и развитие государственности [58. С. 23]. Однако политогенез не сводится только к образованию государственности, так как параллельно с ней складывались иные поли-тии. В связи с этим отечественными антропологами [59. С. 128; 60. С. 54] выработано дополнение к термину Л. Е. Куббеля, учитывающее множественность путей социополитической эволюции, согласно которому политогенез - это процесс формирования сложной политической организации любого типа, а не только государства. Государствогенез, таким образом, является лишь частью процесса политогенеза [61. С. 10-11]. Сложной политической организацией догосудар-ственного типа может быть, например, вождество (chiefdom) [62. Р. 35] или суперсложное вождество империй номадов [63. С. 65]. Выделяется и простое вождество, чья политическая организация была характерна для славян IX-X вв. [64. С. 113]. Касаемо факторов, влияющих на политогенез определенной политии, их множество: ограниченность территории и ресурсов [65. Р. 5], завоевание кочевниками земледельческих народов [66. С. 15], организация гидравлических работ [67. С. 6]. Однако одним из важнейших факторов политогенеза, наравне с перечисленными, у разных народов служила торговля на дальние расстояния (long distance trade). Так формировались политии доколониальной Африки [68], Оттоманской империи [69], Китая [70], ацтеков [71]. У славян, викингов и англосаксов фиксируются похожие факторы политогенеза благодаря контролю за торговлей через эмпории. Существование торговли на большие расстояния являлось важнейшим институтом увеличения власти правителей вождеств и ранних государств, предоставляя в их распоряжение редкие товары роскоши, которые по средствам редистри-буции распределялись в управленческой системе (вождь, дружина, священники) и поднимали престиж дарителя. Для варварской знати такой инструмент перераспределения являлся возможностью поддерживать собственный авторитет. Этим объяснялось и отсутствие укреплений в некоторых англосаксонских em-poria, так как безопасность контролировалась местным вождем. Контроль англосаксонских лидеров над протогородами-эмпориями был столь велик, что последние могли быть перенесены на другие места в связи с перемещением местного центра власти на новые территории. У славян изделия византийских ремесленников (предметы из серебра, слоновой кости и шелка), так же как у англосаксов и викингов, в основном связывались с элитарной культурой. Примером служат обитатели Гнёздова и Старой Ладоги, контролировавшие поступление товаров престижа из Константинополя для увеличения власти. Конунги скандинавов до 700 г. также использовали эмпории в политических целях. Согласно М. Моссу [72. С. 112], в предгосударствен-ных обществах обладание предметами роскоши, хоть и получаемой благодаря контролю над эмпориями, поднимало статус лишь управленческой аристократии. Торговля в таком обществе наравне с важностью экономической функции, как показали Т. Пестелл, Р. Ковалев, Н. Нунан и Д. Скре, стимулировала и социальный разрыв между управителями и большинством производителей, отстраненных от принятия решений. Марк Блок в работе «Феодальное общество» заметил, что средневековый человек не находился в изоляции, напротив, он был достаточно мобилен в пространстве [73. С. 10]. В связи с этим важно подчеркнуть, что раннесредневековые воины-торговцы (славяне, викинги, англосаксы) являлись активными действующими лицами в Европе VII-X вв. В раннем Средневековье различные народы вступали в торговые отношения друг с другом, формируя коммерческие сети, связывающие их. Основа таких сетей - эмпории, торгующие предметами роскоши и ремесленными изделиями на дальние расстояния. Природа эмпориев двойственна: 1) перераспределение товаров престижа в пользу правящей элиты; 2) торговля. Первая функция, изначально основная, предоставляла вождям обладание редкими сокровищами, увеличивавшими их политическое влияние и контроль, вторая была больше полезна для простого люда и позволяла осуществлять ежедневные операции купли-продажи как заморских предметов, так и местных. Эмпории были центрами ремесла и торговли, но еще не являлись городами. Раннее Средневековье, в отличие от, например, цивилизации Шумера, не стало временем городов. Однако оно являлось временем эмпорий, существовавших за счет аграрных районов, чьи сельскохозяйственные производители свозили прибавочный продукт в такие поселения. Старая Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Хе-дебю, Рибе, Бирка, Каупанг, Скирингсааль, Хэмвик, Ипсвич, Дорестад, Квентовик принадлежали общеевропейской северо-западной раннесредневековой системе торгово-ремесленных центров догородско-го типа.
Ключевые слова
англосаксонские эмпории,
политогенез,
политическая антропология,
англосаксонская археология,
викинги,
славяне,
торговля на дальние расстояния,
ремесло раннего Средневековья,
Anglo-Saxon emporia,
politogenesis,
political anthropology,
Anglo-Saxon archeology,
Vikings,
Slavs,
trade over long distances,
crafts of early Middle AgesАвторы
Перцев Дмитрий Михайлович | Дальневосточный федеральный университет | аспирант кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии | dima.perccev.91@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Webb М. The Flag follows Trade: An Essays of Necessary Interaction of Military and Commercial Factors in State Formation // Ancient Civiliza tions and Trade. Albuquerque, 1975. Р. 155-210.
Ekholm K. External Exchange and the Transformation of Central African Social Systems // The Evolution of Social Systems. London, 1977. Р. 150-210.
Kipp R.S., Shortman E.M. The Political impact of Trade in Chiefdoms // American Anthropologist. 1989. Vol. 91, № 2. Р. 68-115.
Fleming R. Elites, Boats and Foreigners: Rethinking the Birth of the English Towns // Gtta e Campagna Nei Secoli Altomediaevi. Spoleto, 2009. Р. 395-419.
Morton A. Hamwic and Its Context // Anglo-Saxon Trading Centres. Beyond The Emporia. 1999. Cruithne Press, 1999. Р. 48-62.
Hinton D. Metalwork and The Emporia // Anglo-Saxon Trading Centres. Beyond The Emporia. 1999. Cruithne Press, 1999. Р. 24-31.
Samson R. Illusory Emporia and Mad Economic Theories // Anglo-Saxon Trading Centres. Beyond The Emporia. 1999. Cruithne Press, 1999. Р. 76-84.
Adams C. Economic Collapse? A Historical and Archaeological Perspective on the Anglo-Saxon Emporium // Primary Source. 2001. Vol. II, is. II. Р. 1-8.
Naismith R. Six English Finds of Carolingian-Era Gold Coins // The Numismatic Chronicle. London, 2010. Р. 216-225.
Gulbekk S.K Coin Age And Monetary Economics // Viking World. London, 2011. Р. 159-165.
Skre D. Markets, Towns And Currencies in Scandinavia AD 200-1000 // Settlement And Lordship in Early Medieval Scandinavia. Brepols Publishers, 2011. Р. 48-63.
Глебов А.Г. Археология и эмпории: некоторые аспекты возникновения городских поселений в Северной и Северо-Западной Европе раннего Средневековья // Вестник ВГУ. 2013. № 1. С. 77-79.
Фурсов А.И. Холодный восточный ветер русской весны. М. : Книжный мир, 2014. 320 с.
Булкин В. А., Лебедев Г.С. Гнёздово и Бирка (к проблеме становления города) // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 11-24.
Михайлов К.А. Сравнительная топография первых русских городов IX-X вв. // Северная Русь и проблемы формирования Древнерусского государства. Вологда : Древности Севера, 2012. С. 5-18.
Рыбаков Б.Л. Ремесло Древней Руси. М. : Изд-во АН СССР, 1948. 552 с.
Андрощук Ф.А Гнёздово, днепровский путь и финал Бирки // Гнёздово. 125 лет исследования памятника // Труды ГИМ. М., 2001. Вып. 124. С. 126-135.
Мурашева В.В, Ениосова Н.В, Фетисов А.А. Кузнечно-ювелирная мастерская пойменной части Гнёздовского поселения // Гнёздово. Результаты комплексных исследований памятника. Великий Новгород : Альфарет, 2007. С. 31-76.
Мурашева В.В. «Град велик и мног людьми». Некоторые итоги исследований Смоленской экспедиции исторического музея // Государственный исторический музей и археология. М., 2014. С. 187-204.
Щавелев А.С. В самых же верховьях реки Днепр обитают росы..»: к вопросу о первом упоминании торгово-ремесленного поселения Руси у д. Гнёздово // Мкта давнюй Русг Кш'в : Стародавни свгт, 2014. С. 369-372.
Ениосова Н.В., Пушкина Т.А. Находки византийского происхождения из раннегородского центра в Гнёздово в свете контактов межу Русью и Константинополем в X в. // Материалы V Судацкой международной научной конференции «Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре». Киев ; Судак : Горобец, 2012. Т. 5. С. 34-85.
Нефедов В.С. Северная Русь и проблемы формирования Древнерусского государства // Сборник материалов научной конференции. Вологда, 2012. С. 89-111.
Noonan T.S., Kovalev R. Prayer, Illumination and good Times: The Export of Byzantine Wine and Oil To The North Russia in Pre-Mongol Times // Byzantium and The North. Acta Byzantica Fennica. Helsinki, 1999. Vol. VIII. Р. 73-96.
Михайлов К. А. Новая находка византийской пряжки на Рюриковом городище // Новгород и новгородская земля. История и археология. Великий Новгород, 2005. Вып. 19. С. 209-213.
Androshchuk F. Byzantine Imperial Seals in Southern Rus // Byzantine and Rus Seals. 2015. Р. 43-53.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. М. : Наука, 1991. 69 с.
Kovalev R. The Infrastructure Of The Northen Part Of The Fur Road Between The Middle Volga And The East During The Middle Ages // Ar-chivum Eurasiae. 2001. № 11. Р. 25-64.
Kovalev R. Khazaria And Volga Bulgaria As Intermediaries in Trade Relations Between Islamic Near East and the Rus Lands During the Tenth to Early Eleven Centuries: The Numismatic Evidence // Archivum Eurasiae Medii Aevi. Wiesbaden, 2011. Vol. 18. Р. 44-143.
Montgomery J.E. Ibn Fadlan and The Russiah // Journal of Arabic and Islamic Studies. 2000. Vol. 3. Р. 2-25.
Ибн Фадлан. О путешествии на Волгу // Крачковский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о путешествии на Волгу в 921/922 гг. Харьков, 1956. 158 с.
Noonan T.S., Kovalev R. Wine and Oil For All The Russ. The Transportation of Byzantine Wine and olive Oil To Kievan Rus // Byzantium and The North. Acta Byzantica Fennica. Helsinki, 1999. Vol. IX. Р. 118-152.
Андрощук Ф.А. К истории контактов между Швецией и Южной Русью в XI-XII вв. // Дьнэслово. Киев, 2008. С. 100-111.
Стальсберг А. О скандинавских погребениях с лодками эпохи викингов на территории Древней Руси // Историческая археология. Традиции и перспективы (к 80-летию со дня рождения Даниила Антоновича Авдусина). М., 1998. С. 3-18.
Sindbaek S. Broken Links and Black Boxes : Material and Contextual Network Synthesis in the Viking World // Network Analysis in Archaeology. Oxford, 2013. Р. 71-95.
Хольмквист В. Швеция и шведские племена // Славяне и скандинавы / под ред. Е.А. Мельниковой. М. : Прогресс, 1986. С. 146-155.
Skre D. Markets, Towns And Currencies in Scandinavia AD 200-1000 // Settlement And Lordship in Early Medieval Scandinavia. Brepols Publishers, 2011. Р. 48-63.
Kalmring S. The Harbour of Hedeby // Viking Settlements And Viking Society. Reykjavik, 2009. Р. 421-459.
Soderberg А. A Viking Period silver workshop in Frojel, Gotland // Journal of Swedish Antiquarian Research. Fornvannen, 2006. Р. 30-31.
Андрощук Ф.А., Амбросиани Б. Вооруженные восточные контакты Бирки // Русь на перехрест свтв. Чернтв, 2006. С. 3-16.
Kalmring S. A Conical Bronze Boss and Hedeby's Eastern Connection // Journal of Swedish Antiquarian Research. Fornvannen, 2014. Р. 1-11.
Skre D. From Kaupang and Avaldsnes to the Irish Sea // Clerics, Kings And Vikings. London, 2014. Р. 238-256.
Андрощук Ф.А. Русь и византийские контакты Скандинавии в XI-XIV вв. // Stratum plus. 2014. Vol. 5. С. 199-212.
Roslund М. At the End of the Silver Flow. Islamic Dirhams in Sigtuna and the Shriking of the Viking Network // Small Things and Wide Horizons. Gordon House, 2015. Р. 43-48.
Skre D. Commodity Money, Silver and Coinage in Viking-Age Scandinavia // Silver Economies, Monetization And Society in Scandinavia AD 800-1100. London : Aarhus University Press, 2011. Р. 67-91.
Skre D. Centrality, Landholding, And Trade In Scandinavia C. AD 700-900 // Settlement And Lordship in Early Medieval Scandinavia. Brepols Publishers, 2011. Р. 197-202.
Hodges R. Dark Аge Economics. The Origins of Towns and Trade, AD 600-1000. London : Duckworth, 1982. 198 р.
Anderton M. Beyond The Emporia // Anglo-Saxon Trading Centres. Beyond The Emporia. Cruithne Press, 1999. Р. 1-3.
Blinkhorn P. Of Cabbages and Kings: production, Trade and Consumption in Middle-Saxon Period // Anglo-Saxon Trading Centres. Beyond The Emporia. Cruithne Press, 1999. Р. 4-23.
Мельникова Е.А. Возникновение Древнерусского государства в европейском контексте // 1150 лет российской государственности и культуры / под. ред. А.П. Деревянко. М. : Наука, 2012. С. 7-21.
Ulmshnaider K. Settlement, Economy, and the Productive Site: Middle Anglo-Saxon Lincolnshire AD 650-780 // Medieval Archaeology. 2000. Vol. 44. Р. 45-69.
Nylor J. Access to International Trade in Middle Saxon England: A Case of Urban Over Emphasis? // Close Encounters: Sea and Riverborn Trade, Ports and Hinterlands, Ship Construction And Navigation in Antiquity, The Middle Ages and Modern Time. BAR International Series. 2004. Р. 234-254.
Hamerow H. The Аgrarian Production and Emporia in Middle Saxon England 650-850 // Post Roman Towns, Trade and Settlements in Europe and Byzantium. New York, 2007. Р. 189-196.
Newman J. Wics, Trade and The Hinterlands - The Ipswich region // Anglo-Saxon Trading Centres. Beyond The Emporia. Cruithne Press, 1999. Р. 32-44.
Wright D. Tasting Misery Among Snakes: The Situation of Smiths in Anglo-Saxon Settlements // Papers from the Institute of Archaeology. 2010. Vol. 20. Р. 131-136.
Naismith R. Six English Finds of Carolingian-Era Gold Coins // The Numismatic Chronicle. London, 2010. Р. 216-225.
Pestell T. Imports Or Immigrants? Reassessing Scandinavian Metalwork In Anglo-Saxon East Anglia // East Anglia. 2013. Р. 230-252.
Hill D., Cowie R. Wics: The Early Medieval Trading Centres of Northern Europe. Sheffield, 2001. 198 р.
Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М. : Наука, 1988. 198 с.
Бондаренко Д.М, Коротаев А.В. Политогенез, «гомологические ряды» и нелинейные модели социальной эволюции // Общественные науки и современность. 1995. № 5. С. 128-139.
Коротаев А.В., Крадин Н.Н., Лынша А.В. Альтернативы социальной эволюции (вводные замечания) // Альтернативные пути к цивилизации / ред. Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Д.М. Бондаренко, В. А. Лынша. М. : Логос, 2000. С. 34-69.
Гринин Л.Е. Ранние государства и их аналоги в политогенезе: типологии и сопоставительный анализ // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С. 10-11.
Service E.R. Origins of the state and civilisation. NewYork : Norton, 1975. 124 р.
Крадин Н.Н. Кочевники, мир империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации / ред. Н.Н. Крадин, А.В. Корота-ев, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынша. М. : Логос, 2000. С. 490-511.
Алимов Д.Е. Потестарная организация в славянском мире IX-X вв.: в поисках простого вождества // Ранние формы потестарных систем. СПб., 2013. С. 133-162.
Carneiro R.L. A Theory of the Origin of the State // Studies in Social Theory. No 3. Menlo Park, CA: Institute for Humane Studies, 1977. Р. 3-21.
Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. 245 с.
Wittfogel K. Oriental despotism: a comparative study of total power. New Haven : Yale University Press, 1957. 235 р.
Fenske J. Ecology, trade and states in pre-colonial Africa // Journal of the European Economic Association. 2014. Vol. 12. Р. 612-640.
Tanriover Н. The Organization OF Long-Distance Trade and Its Influence on the Settlement Typology in Anatolia in the Ottoman Society // International Conference. Mukogawa Women's Univ., Nishinomiya, Japan. 2012. Р. 15-19.
Bin Wong R. The Role of the Chinese State in Long-distance Commerce // GEHN Conference. Bankside, London (17-20th September 2003). A Millennium of Material Progress. 2004. Р. 1-17.
Smith Е.М. Long-Distance Trade Under The Aztec Empire // Ancient Mesoarnericа. 1990. Vol. 1. Р. 153-169.
Мосс М. Общества. Обмен, Личность. М., 1996. 432 с.
Блок М. Феодальное общество. М., 2003. 359 с.