Церковное зодчество и его роль в социокультурном пространстве Колывани | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/7

Церковное зодчество и его роль в социокультурном пространстве Колывани

Рассматриваются церковное зодчество Колывани и его роль в социокультурном развитии города. Несмотря на то что Ко-лывань имела статус заштатного города, здесь в период 1861-1890 гг. были построены совершенно не рядовые по архитектурно-художественным достоинствам храмы. Кроме того, проектирование этих храмов связано с именами ведущих российских зодчих, академиков архитектуры К.А. Тона, Я.М. Набалова и Н.И. Шенфельда. Анализируется также историко-культурная ценность данных храмов.

Church architecture and its role in the sociocultural environment of Kolyvan.pdf Церковное зодчество всегда занимало важную роль в облике сибирского города XVII - начала XX в. Практически сразу вскоре после основания города возводился православный храм. Если город был основан до середины XVIII в., то храмы, как правило, были сначала деревянными и впоследствии заменялись каменными. Храмы выполняли роль православных центров, а в архитектурно-художественном облике города являлись доминантами. Рост городов, развитие промышленности, образования, культуры и пр. не изменили роли церковного зодчества в социокультурном пространстве современного сибирского города. Так же, как и ранее, храмы выполняют две основные функции: во-первых, являются оплотом православия и, во-вторых, - градостроительными доминантами, обогащая панораму города своими силуэтами. Подобная ситуация была и в городе Колывани. Среди одно-и двухэтажной преимущественно деревянной застройки храмы являлись не только главными градостроительными доминантами, но и наиболее значимыми объектами в историко-культурном пространстве города. Особый интерес представляют собой три храма, возведенные в период с 1861 по 1890 г. Несмотря на то что Колывань в этот период была всего лишь заштатным городом Томской губернии, архитектурно-художественные достоинства храмов позволяют причислить их к одним из интересных церковных сооружений Западной Сибири. Целью данной статьи является определение роли храмов, построенных в Колывани в период 18611890 гг., в социокультурном пространстве города и обоснование необходимости воссоздания их первоначального облика. Исследования по церковному зодчеству Колывани немногочисленны. К советскому периоду относится историко-архитектурный очерк В.Т. Горбачева [1]. Следует отметить, что в работе допущены неточности, от даты основания и переименования острога до количества церквей и их названий, возникла также путаница Колывани Томской губернии с одноименным поселением в Алтайском крае. В постсоветский период история и архитектура храмов были фрагментарно освещены в монографии Л.Л. Матвеевой и В.Л. Гусаченко «Колывань историческая» [2], более подробно - в дальнейших статьях Л.Л. Матвеевой [3, 4], однако эти публикации содержат ряд неточностей. Указывается, что облик Свято-Троицкого собора можно восстановить лишь по «единственной исторической фотографии», тогда как к настоящему моменту в научный оборот введено уже достаточное количество иллюстративных источников. Кроме этого, автор утверждает, что Покровская училищная церковь была уничтожена в 1930-х гг., хотя настоящее исследование позволило установить, что церковь была снесена только в период между 1977 и 1980 гг. Сведения о священниках, служивших в разное время в церквях Колывани, представлены в цикле статей Е.А. Шабу-нина [5-7]. В 2011 г. вышла коллективная монография «Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество», в которой в разделе «Колывань на Оби и местное купечество» авторы В.П. Бойко, Е.В. Ситни-кова и Н. В. Шагов дают краткую историю и описание двух колыванских храмов - Свято-Троицкого и во имя Александра Невского, а также показывают вклад купечества в их строительство [8]. Книга П.Ю. Гаври-лова «Колывань православная», вышедшая в 2013 г., могла бы стать первым изданием, всесторонне рассматривающим историю и архитектурно-художественный образ храмов бывшего города, но, к сожалению, носит преимущественно информационный характер [9]. Таким образом, до настоящего времени не существует отдельного исследования, в котором бы рассматривалось и анализировалось культовое зодчество Колывани и определялась его роль в социокультурном развитии города. История сибирского города Колывани (ныне рабочий поселок Новосибирской области) началась в 1713 г., когда на р. Чаус, притоке р. Оби, был основан Чаусский острог. При попытке реформирования Томской губернии в 1822 г. острог неожиданно получил статус губернского города с присвоением имени Ко-лывань, но уже в 1823 г. Томск был оставлен «городом Губернским по прежнему» [10. С. 342-345, 1038]. Колывань год спустя стала окружным городом, а с 1856 г. - заштатным (безуездным). В этом статусе город оставался до 1917 г. Из-за низменного расположения территория Ко-лывани постоянно затапливалась. Решено было перенести город на новое место, расположенное на возвышенности и находящееся в восьми километрах южнее прежнего. Перенос Колывани длился с начала 1840-х гг. до самого конца 1850-х гг. [11]. В период придания российским городам регулярной планировки подобный план был составлен и для города Колы-вани томским губернским архитектором К. Р. Тур-ским. В 1834 г. он был «Высочайше утвержден». План представлял собой регулярную сетку кварталов, вписанную практически в форму квадрата. Развитию Колывани способствовали гужевой Московский тракт, проходивший через город, а также Екатерининская ярмарка, учрежденная в 1859 г. и проводившаяся ежегодно с 24 ноября по 8 декабря (по старому стилю). Торговцы с окрестных сёл и деревень приезжали сюда продавать хлеб, пушнину, масло. Население Колывани довольно быстро увеличивалось: в 1826 г. оно составляло 800 душ обоего пола, а в 1831 г. в городе проживали 917 человек и было 150 домов. Если в 1833 г. население города (на старом месте) составляло 1 151 человек [12. С. VIII], то в 1869 г. (после переноса города на другое место) насчитывалось уже 3 604 человек [13. С. 54-55]. В 1893 г. жителей было 14 086 человек [14. С. 3]. По мере развития города и роста населения возник вопрос о строительстве храмов. От существующих в крупных городах приходов Колывань находилась на большом расстоянии: более 200 верст было от Томска и Барнаула, более 300 верст - от Каинска. Неудобной для пользования по причине также большой удаленности и малой вместимости была и каменная церковь во имя Богоявления Господня, возведенная в бывшем Чаусском остроге в 1833 г. Поэтому вопрос о возведении храмов стал очень остро. Кроме того, в 1860-х гг. Колывань, как отмечается, занимала «значимое место в экономике Сибири» [8. С. 245]. Здесь вели торговые дела видные купцы, такие как К.К. и Ф.К. Кривцовы, Е.А. Жернаков, Орловы, Моховы и др. Местное купечество играло важную роль и в строительстве храмов. Церковная и общественная благотворительность была характерной чертой местного купечества, как, впрочем, и сибирского купечества в целом. Если первый храм города, Свято-Троицкий собор, был возведен «тщанием прихожан», то дальнейшее церковное строительство - возведение приделов этого собора и двух новых церквей - продолжалось уже на большие суммы, пожертвованные известными колыванскими предпринимателями К.К. Кривцовым и Г.И. Пастуховым. Кроме того, постройка культовых сооружений издавна являлась для частных заказчиков средством поддержания собственного «господствующего положения» [15. С. 87]. Купец, построивший или расширивший церковь, мог получить орден Св. Анны III степени либо золотую медаль «За усердие» (на Станиславской или Аннинской ленте). Такой медалью, для ношения на шее, в 1874 г. и был награжден К.К. Кривцов [16. С. 108]. Впоследствии награжденный человек претендовал на получение потомственного почетного гражданства, что давало право быть избранным в городские выборные должности. Вероятно, это было одной из причин, по которой строительство подобных по архитектуре сооружений стало возможным в заштатном городе Ко-лывани. Таким образом, в Колывани сложилась благоприятная ситуация для строительства храмов. Первым православным храмом на новом месте стал Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, заложенный 15 (27) августа 1861 г. и освященный 1 (13) октября 1867 г. Храм стал и первым каменным зданием Колывани. Строительство велось на пожертвования жителей города, проект составил академик архитектуры Я.М. Набалов [17. С. 190]. Зодчий был направлен в губернский Томск в 1858 г. в связи с обрушением купола на строившемся Троицком кафедральном соборе, возводимом по проекту К. А. Тона. Я.М. Набалов был в Сибири уже не в первый раз: еще в 1853 г. в Красноярске он выяснял причины обрушения строившегося там храма. Таким образом, зодчий хорошо знал местные условия и строительную базу. Троицкий собор в Колывани расположился на главной городской площади, которая была предопределена новым «Высочайше утвержденным» в 1834 г. планом. Первоначально собор был однопрестольный, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы. По свидетельству современников, он отличался «своим богатым убранством» [8. С. 245]. Позднее к храму были пристроены два придела, освященные в 1876 г.: левый во имя Святой великомученицы Екатерины (20 марта [1 апреля]) и правый во имя Святых Преподобного Кирилла и мученицы Натальи (28 октября [9 ноября]) [18. Л. 1]. Средства на их возведение выделил колыванский купец II гильдии К. К. Кривцов. Проект придела Св. Екатерины был выполнен академиком архитектуры Н.И. Шенфельдом. Причт собора состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков [19. С. 2]. Одноглавый храм, выполненный в стиле эклектики с использованием элементов «русско-византийского» стиля, популяризированного в культуре России архитектором К.А. Тоном в 1840-х гг., отличался своими крупными объемами и лаконичностью общего объемно-пространственного решения [4] (рис. 1). Особенностью являлось венчание купола главного храма одной главой, а не пятью, как было характерно для храмов того периода. Интерес представляла и одноярусная колокольня, совсем незначительно превышающая по высоте «собственно храм». Колокольня была увенчана шпилем, характерным для архитектуры церквей центра данной епархии того периода. Над основным объемом «собственно храма» возвышались четверик, каждая грань которого имела килевидное завершение, и маленькая главка на небольшом барабане. Колокольня также представляла собой четверик и была увенчана высоким шпилем с крестом. Формы апсид главного храма и боковых приделов повторяли лаконичные пропорции архитектуры всего храма. Подобное объемно-планировочное решение храма представляло собой один из немногочисленных примеров православных храмов в Томской епархии. 1 февраля 1932 г. собор пострадал от пожара и уже в апреле был закрыт; впоследствии были утрачены купола, колокольня и главки. В 1957-1958 гг. в ходе реконструкции под дом культуры здание получило декор в стиле «сталинского ампира». В 1980-1990-х гг. здесь последовательно размещались кинотеатр, вещевой рынок и различные коммерческие учреждения [5]. В конце 2000-х гг. в здании находилось отделение соцзащиты Колывани. Только в 2011 г. началось восстановление Свято-Троицкого собора, переданного в собственность Новосибирской епархии РПЦ. Через четыре года собор был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации как памятник архитектуры регионального значения. В настоящее время храм во имя Святой Живона-чальной Троицы представляет собой одноэтажную постройку без второго яруса главного храма, отсутствует и колокольня. По существующему облику остатков храма очень сложно говорить о его архитектурно-художественных достоинствах. Только полный комплекс реставрационных работ, с разработкой проектной документации, позволит воссоздать облик храма и говорить об исторической ценности храма как объекта культурного наследия. Следующей православной святыней, возведенной в Колывани, стала церковь во имя Благоверного Великого князя Александра Невского (рис. 2). Храм был заложен в 1882 г. и освящен в 1887 г. Решение о строительстве храма (под названием Покровского) было принято на общественном сходе ещё в 1878 г. После убийства Александра II в 1881 г. К.К. Кривцов замыслил религиозное сооружение как памятник погибшему императору и в следующем году начал возводить храм на собственные деньги [20. С. 85]. Освящение однопрестольной церкви проводил епископ Томский и Семипалатинский Исаакий. В 1888 г. при ней открылась церковно-приходская школа, деревянное здание для которой было построено на средства купца Е.А. Жернакова [19. С. 3]. Храм располагался в южной части города в центре Нижней городской площади (ныне это квартал, ограниченный улицами Калинина, Ольги Жилиной, Максима Горького и Пролетарской). Церковь была одно-престольной. Объемно-планировочное решение церкви традиционно для православных храмов: последовательно размещаемые по оси запад-восток объемы колокольни, трапезной и «собственно храма» с алтарной частью. Объем «собственно храма» в плане имел восьмигранную форму, был перекрыт куполом, на котором располагался барабан, увенчанный главкой луковичной формы. Объем колокольни трехъярусный, типа «восьмерик на восьмерике», был увенчан главкой луковичной формы, как и сам храм. Архитектура храма выполнена в стиле эклектики с элементами «русско-византийского» стиля. Так же, как и в Троицком соборе, в декоративном убранстве храма использовалась килевидная форма, примененная в закомарах, окружающих храм со всех сторон. Рис. 1. Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Фотография начала XX в. Из личного архива Е.А. Шабунина Рис. 2. Церковь во имя Александра Невского. Фотография 1924 г. Из фондов Колыванского краеведческого музея Особенностью церкви во имя Александра Невского является то, что она была построена по одному из проектов (№ 15) из «Атласа проектов и чертежей сельских построек», разработанных академиком архитектуры К.А. Тоном в 1853 г. [21]. Сравнивая проект и церковь, возведенную в Колывани, следует отметить, что, видимо, уже при строительстве форма куполов самого храма и колокольни была несколько изменена. В остальном проект был реализован практически полностью. В 1934 г. церковь была закрыта, затем вновь открыта в 1946 г. и окончательно закрыта в 1962 г. В 1968 г. были снесены купола. Позднее в храме были уничтожены дверные и оконные заполнения, пол, разобраны деревянные хоры, лестницы на них и колокольню, пострадало, соответственно, и все убранство храма. Несмотря на то что с 1976 г. храм являлся памятником архитектуры регионального значения, в конце 1980-х гг. он находился в удручающем состоянии [20. С. 85]. В 1989 г. церковь возвратили Русской православной церкви. В 1990-1992 гг. на храме были проведены восстановительные (ремонтные) работы на средства Новосибирской епархии. В 1991 г. Колывань посетил патриарх Алексий II: он освятил закладной камень жилого корпуса нового Александро-Невского Покровского женского монастыря, открытого здесь в 1992 г. В том же году прошло и повторное освящение церкви, теперь уже монастырской [6]. С 19 июля 1992 г. храм стал использоваться для богослужений. В настоящее время церковь расположена на территории Покровского монастыря. Рядом с Александро-Невским храмом находятся трапезная, хозяйственный двор и часовня в честь царственных страстотерпцев, новомучеников и исповедников российских. На территории монастыря, обнесенной массивной кирпичной оградой, также сохраняются здание бывшей цер-ковно-приходской школы и братская могила жертв Колыванского восстания 1920 г. Сегодняшний архитектурный облик храма во имя Александра Невского не соответствует своему первоначальному виду. Значительно искажены пропорции храма и колокольни, изменена форма как «собственно храма», так и колокольни. До настоящего времени в фондах Колыванского краеведческого музея сохранились фотографии храма начала XIX в. и 1924 г. Хорошо прослеживается пропорциональное соотношение размеров колокольни и «собственно храма» и на фото 1960 г., хранящемся там же. Эти источники могли бы стать основой научно-исследовательских работ, необходимых для реставрации храма и грамотного восстановления его облика. Третьим и последним дореволюционным храмом Колывани стала церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы - Покровская училищная церковь (рис. 3). История этого храма крайне слабо освещена в имеющихся исследованиях. Церковь находилась на улице Покровской (ныне Революционный проспект), рядом с Колыванским городским двухклассным училищем для мальчиков. Здание для него, к настоящему моменту значительно перестроенное, в 1880 г. возвел купец II гильдии Г.И. Пастухов. Он же, как попечитель училища, выделил деньги и на сооружение церкви (поэтому жители Колывани часто называли её «Пастуховской»). Храм был разрешен к постройке в 1885 г. епископом Томским и Семипалатинским Владимиром [18. Л. 17]. В сентябре 1886 г. надзор за возведением поручили томскому епархиальному архитектору, назначенному на эту должность в 1885 г., гражданскому инженеру И.Ю. Шраеру. В это время И.Ю. Шраер в составе комиссии занимался обследованием в Томске Троицкого кафедрального собора, строительство которого было приостановлено из-за обрушения купола. Именно при И. Ю. Шраере были выполнены основные работы по достройке собора после длительного перерыва [22. С. 35]. Освящение храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 2 (14) июля 1890 г. [18. Л. 17]. Причт при церкви отсутствовал, но епархиальное начальство определило к ней священника и псаломщика [19. С. 3]. Храм был однопрестольным. Объем пятиглавого храма завершался большим восьмигранным световым барабаном, расположенным по центру, и четырьмя восьмигранными барабанами (два из которых были световыми), находившимися по углам основного объема храма. Все барабаны были увенчаны куполом. Поверхность барабанов была декорирована вертикальными плоскостями, типа закомар, с завершениями килевидной формы. Объемно-планировочное решение напоминало Троицкий собор в Томске, который, как уже упоминалось, строился по образцовому проекту К.А. Тона в 1844-1900 гг. Фриз и карниз основного объема храма были декорированы сухариками. С каждой стороны храма по центру использовались аттики треугольного очертания. Подобная форма повторялась и во входной части храма. Территорию церкви окружала каменная ограда с металлической решеткой. На территорию вели каменные ворота, в завершении которых повторялась килевидная форма закомар. 9 июня 1931 г. Покровская церковь была закрыта и передана Колыванскому сельсовету. В 1934 г. в капитально перестроенном здании (фактически была разобрана вся верхняя часть храма) разместились клуб и столовая краевой школы тракторных механиков. В ходе работы с материалами Колыванского краеведческого музея удалось выяснить, что бывшую церковь снесли между 1977 и 1980 гг. Позже рядом с этим местом был построен двухэтажный жилой дом (современный адрес - Революционный проспект, 21). В настоящее время внешний вид Покровской церкви можно восстановить только по нескольким сохранившимся дореволюционным фотографиям, хранящимся в фондах Новосибирского и Колыванско-го краеведческих музеев [23]. Особый интерес также представляют фотографии 1960-1970-х гг. из фондов Колыванского краеведческого музея, отражающие облик уже перестроенной церкви (рис. 4). Таким образом, за 29 лет, с 1861 по 1890 г., в Ко-лывани, имевшей в это время статус заштатного города, построили три храма: Собор во имя Святой Живо-начальной Троицы, церковь во имя Александра Невского и церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для сравнения, к концу XIX в. на территории Новосибирского Приобья (8-е и 16-е благочиния Томской епархии) имелось около 35 церквей [24. С. 181- 196, 263-275], в том числе 7 каменных. Из них три находились в одной только Колывани, а остальные были разбросаны по небольшим селам. Строительство храмов было взаимосвязано с социально-экономическим развитием Колывани. Купеческое сословие города активно участвовало в церковном строительстве. Кроме того, храмы имели значимое место и в архитектурном облике города. Среди остальной застройки Колывани, в основном одно- и двухэтажной деревянной (с небольшим количеством каменных купеческих особняков), монументальная архитектура храмов заметно выделялась, а сами они служили ориентиром для приезжающих и придавали городу индивидуальность. Особенностью является и то, что проектирование и строительство храмов были связаны с именами академиков архитектуры, что было довольно редким явлением для города, имевшего статус заштатного. Как правило, академики архитектуры проектировали для крупных сибирских городов. В Колы-вани в проектировании и строительстве Свято-Троицкого храма принимали участие сразу два академика архитектуры - Я.М. Набалов и Н.И. Шенфельд. Церковь во имя Александра Невского построена по проекту хоть и типовому, но разработанному академиком К.А. Тоном. В подобных формах была возведена и Покровская церковь. Свято-Троицкий собор вообще представляет собой одно из немногочисленных объемно-пространственных решений храма в архитектуре Западной Сибири. Кроме того, все храмы являлись воплощением стиля «эклектика» с использованием элементов «русско-византийского» стиля. Ещё одной особенностью было и то, что во всех храмах сохранялась приверженность этому направлению, а в декоративном убранстве активно использовались повторяющиеся формы и элементы. Всё это позволяет говорить о том, что храмы играли важную роль в социокультурном пространстве Колывани. Рис. 3. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Фотография начала XX в. Из фондов Колыванского краеведческого музея Рис. 4. Бывшая Покровская церковь. Фотография середины XX в. Из фондов Колыванского краеведческого музея В 1990 г. Колывань получила статус исторического поселения, хотя оказалась лишена архитектурных градостроительных доминант, являвшихся неотъемлемой частью облика города. Бесспорно, этот статус может стать более «полноценным» при полном воссоздании историко-культурного ландшафта, неотъемлемой частью которого являются колыванские церкви. Облик храмов должен быть воссоздан на тот период, когда они имели особое значение в социокультурном пространстве города - поскольку только тот облик отражает историко-культурные ценности, необходимые для статуса объекта культурного наследия. В 2013 г. в Колывани прошла конференция «Освоение и развитие Западной Сибири в XVI-XX вв.», посвященная 300-летию Чаусского острога, в ходе которой акцентировалась роль поселка как одного из будущих центров исторического туризма в Новосибирской области. В материалах конференции указывалось, что сохранение памятников церковной архитектуры Ко-лывани остается чрезвычайно важным делом. Без сомнения, воссоздание облика церкви во имя Александра Невского и Собора во имя Святой Живона-чальной Троицы, а также возможное восстановление Покровской училищной церкви дадут мощный толчок развитию паломнического и культурно-рекреационного туризма в Колывани.

Ключевые слова

cultural heritage, Kolyvan, sociocultural development, church architecture, культурное наследие, Колывань, социокультурное развитие, церковное зодчество

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Богданова Ольга Владимировна Томский государственный университет канд. ист. наук, доцент кафедры археологии и исторического краеведенияol-pr2002@mail.ru
Атапин Иван Ильич Томский государственный университет студент исторического факультетаivatapin@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. Томск, 1900. 458 с.
Новосибирский государственный краеведческий музей. Фото-фонд. НВ-12862.
Атлас проектов и чертежей сельских построек, изданный от Департамента сельского хозяйства МГИ. СПб., 1853. 36 с.
Богданова О.В. Роль гражданских инженеров в церковном строительстве Томской епархии // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 34-37.
Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири / под ред. Е.А. Зуевой, В.А. Скубневского. Новосибирск, 1995. Т. 2 (Ж-К), кн. 2. 183 с.
Богданова О.В. К вопросу о кадровом составе западносибирских зодчих в период с 1840-х по 1850-е гг. // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6 (26). С. 187-192.
Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области: каталог. Кн. 2: Районы и города Новосибирской области. Новосибирск, 2012. 330 с.
Томские епархиальные ведомости. 1894. № 2. 15 января. Отдел неофициальный.
Государственный архив Томской области. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1725.
Памятная книжка Томской губернии на 1871 год. Томск, 1871. 286 с.
Список населенных мест Томской губернии за 1893 год. Томск, 1893. 381 с.
Горбачев В.Т. Архитектура сибирских городов XIX - начала XX века (опыт малоэтажного строительства). СПб., 2016. 152 с.
Статистическое обозрение Сибири, составленное по Высочайшему Его Императорского Величества повелению, при Сибирском комитете, действительным статским советником Гагемейстером. СПб., 1854. Ч. 2. 697 с.
Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. СПб., 1830. Т. 38.
Матвеева Л.Л. О дате основания города Колывани. URL: http://zaimka.ru/to_sun/matveeva1.shtml, свободный (дата обращения: 24.12.2016).
Гаврилов П.Ю. Колывань православная. Новосибирск, 2013. 320 с.
Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века) / Бойко В.П., Ситникова Е.В., Шагов Н.В., Богданова О.В., Залесов В.Г., Манонина Т.Н. Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новони-колаевск. Томск : Том. гос. архитек.-строит. ун-т, 2011. 480 с.
Шабунин Е.А. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Колыванском городском училище. URL: http://www.orthedu.ru/ kraeved/kolyvan/3.htm (дата обращения: 11.09.2016).
Шабунин Е.А. Свято-Троицкий собор г. Колывань. URL: http://www.orthedu.rU/kraeved/kolyvan/1.htm (дата обращения: 11.09.2016).
Шабунин Е.А. Александро-Невский храм г. Колывань. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/kolyvan72.htm (дата обращения: 11.09.2016).
Матвеева Л.Л. Собор Святой Живоначальной Троицы - памятник истории Колывани. URL: http://zaimka.ru/heritage/matveeva6.shtml (дата обращения: 11.09.2016).
Матвеева Л. Л., Гусаченко В. Л. Колывань историческая. Новосибирск, 1996. 118 с.
Матвеева Л.Л. Исторический план города Колывани архитектора К. Турского. URL: http://zaimka.ru/to_sun/matveeva2.shtml (дата обраще ния: 11.09.2016).
Горбачев В.Т. Город Колывань (Историко-архитектурный очерк) // История городов Сибири досоветского периода (XVII - начало XX вв.). Новосибирск, 1977. С. 280-291.
 Церковное зодчество и его роль в социокультурном пространстве Колывани | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/7

Церковное зодчество и его роль в социокультурном пространстве Колывани | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/7