К вопросу о реформирование градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в 1990-х гг. на примере ОАО «Алттрак» | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/8

К вопросу о реформирование градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в 1990-х гг. на примере ОАО «Алттрак»

На примере ОАО «Алттрак» рассматривается процесс адаптации градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края к условиям рыночной экономики, что требовало детальной нормативной проработки механизмов приватизации, активной государственной промышленной политики на всех уровнях власти и привлечения дополнительных инвестиций для создания конкурентоспособной продукции. Недостаточно активная и гибкая политика руководства предприятия поставила его на грань банкротства и нанесла серьезный ущерб социально-экономической системе региона.

On reforms at city-forming agricultural machinery enterprises of Altai Krai during the 1990s as exemplified by the Altai.pdf Экономические реформы 1990-х гг. привели к комплексному изменению базовых принципов организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий транспортного машиностроения. В условиях распада командно-административной системы руководству градообразующих заводов Алтайского края предстояло решить вопрос о сохранении компаний от банкротства. Изучение опыта организации производственной деятельности крупнейших акционерных обществ машиностроительной отрасли Алтайского края в условиях становления рыночных механизмов в Российской Федерации является актуальной задачей для теоретического исследования. Изучением проблемных аспектов финансово-хозяйственной деятельности предприятий транспортного машиностроения в Алтайском крае в 1990-х гг. занимался экономист В.А. Бородин. В работе «Стратегические направления реформирования промышленного комплекса Алтайского края» В. А. Бородин пишет о том, что в первой половине 1990-х гг. отчисления от промышленного сектора экономики в региональную бюджетную систему резко сократились [1]. По вопросу комплексной реструктуризации предприятий промышленного сектора Алтайского края работала группа исследователей: В.А. Бородин, И.А. Го-лощапова, А. А. Жидких [2. C. 66-72]. Результаты их научной деятельности показали, что в первой половине 1990-х гг. уровень качества действующих систем управления и организационных структур на значительной части предприятий машиностроительной отрасли оставался низким. Изучением реализации отдельных государственных мероприятий по поддержке предприятий транспортного машиностроения в Алтайском крае занимался экономист В. В. Мищенко. 18 ноября 1941 г. решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР в г. Рубцовске был основан Алтайский тракторный завод [4]. На протяжении второй половины XX в. производственное объединение выполняло функцию градообразующего предприятия, которое специализировалось на производстве широкого ассортимента тракторов, позволявшего охватывать практически все виды работ, выполняемые гусеничными машинами. Кроме этого, трактора, выпускаемые на заводе, использовались в качестве базовых машин для монтажа кранового, специального геологоразведочного оборудования, техники для работ по строительству линий электропередач [5]. Наличие в регионе компании подобного уровня позволяло в значительной степени сокращать транспортные расходы, связанные доставкой продукции, формировать долгосрочную кредитную политику с сельхозпроизводителями, обеспечивать различные социальные программы для сотрудников завода и жителей г. Рубцовска. Реализация государственной программы РФ по формированию институтов частной собственности в промышленном секторе в 1990-х гг. привела к созданию новой формы юридических лиц. Подавляющее большинство предприятий промышленности были преобразованы в акционерные компании открытого и закрытого типа. С марта 1992 по июнь 1994 г. правительством был проведен «чековый этап приватизации». Нормативной основой для его реализации было Постановление Верховного суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1 «О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год». Главными целями приватизации в 1992 г. стали: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993-1994 гг. [5]. В 1992 г. предусматривалось использование различных способов приватизации: продажа акций акционерных обществ открытого типа, продажа предприятий на аукционе, продажа предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников), продажа предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги), продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий, выкуп арендованного имущества [6]. В 1992 г. Производственное объединение «Алтайский тракторный завод» было преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Алттрак» [7]. Уставной капитал общества составил 362 123 тыс. руб. На эту сумму предприятие выпустило привилегированных акций типа А - 1 405 310 шт., типа Б - 2 295 560 шт., число обыкновенных ценных бумаг составило 1 290 360 шт. [7. С. 3]. Устав общества содержал положения, которые регламентировали финансовую деятельность совета директоров и членов правления с целью учета интересов общества. В свою очередь, п. 7.2 устава ОАО «Алттрак» обязывал информировать совет о предполагаемых сделках, касающихся данного юридического лица [Там же. С. 7]. В условиях слабой нормативной регламентации финансовых операций на фондовом рынке РФ в первой половине 1990-х гг. подобные меры были необходимы для сохранения финансовых активов компании. При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, по предложению трудового коллектива применялся один из трех вариантов льгот, предоставленных сотрудникам производственных объединений [6]. Трудовой коллектив ОАО «Алттрак» выбрал первый вариант льгот, согласно которому всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия единовременно безвозмездно передавались именные привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25% уставного капитала, но в общей сумме не более 20 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРОТ) в расчете на одного работника; обыкновенные акции до 10% уставного капитала, но в общей сумме не более 6 МРОТ в расчете на одного работника, продавались по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30% от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет, при этом величина первоначального взноса не могла быть менее 15% номинальной стоимости акций; должностным лицам администрации приватизируемого предприятия (руководитель, его заместители, главный инженер, главный бухгалтер) на условиях заключенных с ними контрактов предоставлялось право (опцион) на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в общей сумме на всех указанных должностных лиц в пределах до 5% от величины уставного капитала, но не более 2 000 МРОТ в расчете на одного работника [6]. В результате личного обращения руководства тракторного завода к председателю Госкомимущества А.Б. Чубайсу в плане приватизации производственного объединения «Алтайский тракторный завод» было предусмотрено образование Фонда акционирования работников предприятия в размере 10% уставного капитала АО. Кроме того, выделялось 15% акций уставного капитала для предприятий, входивших в единый технологический комплекс на основе взаимной заинтересованности в будущих результатах их производственной деятельности [8]. К 1 января 1992 г. накануне приватизации завод имел положительный баланс в 625 725 тыс. руб. Государству были переданы объекты соцкультбыта на сумму 93 602 тыс. руб. [9]. За семь месяцев 1992 г. предприятие увеличило численность сотрудников на 229 чел., а фактическая прибыль к июлю 1992 г. составила 330 664 тыс. руб. Уставной капитал возрос на 200 млн руб. [10]. Завод пошел на беспрецедентную меру в практике фондового рынка первой половины 1990-х гг., назначив цену на обыкновенные и привилегированные акции в 100 руб. [11. С. 12]. Снижение стоимости с 1 000 до 100 руб. создало возможность для членов трудового коллектива приобрести увеличенные пакеты акций. Ценные бумаги были размещены следующим образом: привилегированные акции типа А -25%; обыкновенные акции, по закрытой подписке среди членов трудового коллектива (с использованием приватизационных чеков), - 10%, обыкновенные акции среди должностных лиц администрации (с использованием приватизационных чеков) - 5%; акции, подлежавшие продаже на фондовом рынке (с использованием приватизационных чеков), - 60%. Весь пакет был продан 30 декабря 1993 г. [12]. Подобная мера позволила быстро реализовать ценные бумаги предприятия, обеспечив его необходимыми средствами для производственной деятельности. Распределение акций между сотрудниками проходило без регламентации и учета стажа работы на предприятии, что было выгодно более состоятельным сотрудникам. Структура размещения свидетельствовала о неравнозначном распределении пакетов между администрацией и работниками и ущемлении прав последних. Однако комитет по управлению имуществом признал приватизацию законной и разрешил ее проведение. Возможно, перспектива сохранения основного пакета ценных бумаг за руководством завода была более приоритетной задачей для органов местного самоуправления. В первой половине 1990-х гг. совету директоров ОАО «Алттрак» необходимо было организовать эффективное функционирование компании в период формирования финансовых институтов. В этой связи основными задачами стали сокращение дополнительных расходов и оптимизация производства. Отсутствие у руководства предприятия опыта эффективного управления в условиях конкуренции на внутреннем рынке и снижение уровня государственного участия в производственном процессе негативно сказались на финансово-хозяйственной деятельности тракторного завода. В постановлении АКЗС от 6 июля 1994 г. № 52 «О бюджетной системе края на 1994 г.» органы местного самоуправления отмечали спад производства во всех отраслях народного хозяйства, взаимные неплатежи между предприятиями и учреждениями, большой процент предприятий транспортного машиностроения, находящихся на стадии остановки производственного процесса [13]. Следствием ухудшения финансового состояний заводов Алтайского края стали массовые увольнения сотрудников. С основных предприятий г. Рубцовска ОАО «Алтайский трактор», ОАО «Алтайсельмаш-холдинг», ОАО «Алтайский завод тракторного электрооборудования» в результате спада производства в 1994 г. было высвобождено 3,7 тыс. чел. [14]. Нестабильность финансового состояния большинства предприятий и в целом экономики края привела к снижению поступлений доходов в бюджетную систему края, к росту задолженности по платежам в бюджет [13]. Во второй половине 1990-х гг. на некоторых предприятиях транспортного машиностроения Алтайского края наблюдалась положительная динамика по улучшению основных показателей финансово-хозяйственной деятельности. С 1995 по 1996 г. на ОАО «Алт-трак» выросла выручка от реализации товаров на 116,7 млрд руб., что позволило увеличить прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на 5,7 млрд руб. и объемы производства в 1997 г. [15]. Продукция предприятия обеспечивала потребности агропромышленного комплекса и лесозаготавли-вающей промышленности региона. Ввиду экономической специализации Алтайского края данные направления обеспечивали постоянный спрос на технику ОАО «Алттрак». Результатом эффективной деятельности сбытовых подразделений завода в 1997 г. стало заключение договоров на поставку техники в регионы Российской Федерации и за ее пределы. В конце 1997 г. в пакете заказов компании насчитывалось более 5 тыс. заявок на тракторы. Положительные результаты сбытовой деятельности были связаны с работами, направленными на повышение качества выпускаемых моделей и запуском в серийное производство новых. Правительство Республики Татарстан выразило готовность приобрести пилотную партию новых тракторов Т-250. С запуском серийного производства этой модели руководство завода связывало увеличение объемов реализации своей продукции. Органы местного самоуправления оказывали содействие ОАО «Алттрак». В частности, в 1997 г. Минсельхозпромом Монголии и администрация Алтайского края заключили соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в рамках которого предполагалась продажа алтайских тракторов, кроме того, был подписан протокол о намерении создать совместное предприятие по ремонту, сервисному обслуживанию и продажам алтайской сельхозтехники на территории Монголии. Для реализации данной программы по межгосударственному сотрудничеству предполагалось создание торговой сети с центрами в Улан-Баторе, Ульгие, Барнауле и Рубцовске, оптовыми базами в Улан-Баторе и Цагааннууре [5]. Увеличение объемов производства промышленной продукции предприятий транспортного машиностроения стимулировало развитие энергетической отрасли. Так, затраты на электроэнергию ОАО «Алттрак» с 1996 по 1997 г. выросли с 18,8 до 45,4 млн руб., на ОАО «Сибэнергомаш» в тот же период - с 18,9 до 26,1 млн руб. [Там же]. Во второй половине 1990-х гг. на предприятии складывалась неоднозначная ситуация. С одной стороны, высокая потребность в технике сельхозпроизводителей способствовала увеличению спроса и росту производства с 1995 по 1997 г. По итогам 1997 г. заводу удалось увеличить выпуск тракторов на 18,9% по сравнению с 1996 г., в то время как в целом по Российской Федерации было зафиксировано снижение выпуска аналогичной продукции на 12,3%. С другой стороны, несмотря на увеличение объемов выпуска основной продукции, завод в 1997 г. работал нерентабельно, что было связано с высокой себестоимостью производства. Балансовый убыток 1997 г. составил 28 187,54 млн руб. При этом выручка от реализации выросла на 18,7%, а себестоимость - на 40%. Затраты завода превысили его доходы, что подтверждали отрицательные значения показателей рентабельности. Такие результаты, вероятно, были связаны с ростом материальных расходов завода, которые составляли основную часть затрат на производство [5]. Специалисты администрации Алтайского края отмечали, что замедление темпов падения производства промышленной продукции, проявившееся со второй половины 1994 г., свидетельствовало о сохранении и предопределяло углубление кризиса как в промышленности, так и в экономике региона в целом. В I квартале 1996 г. снижение инвестиций к уровню прошлого года составило 18%. В общем объеме капиталовложений наблюдался рост средств в объекты социальной сферы и снижение - в производственные отрасли. Общий спад деловой и инвестиционной активности экономики предопределил нарастание масштабов бедности населения края. После резкого падения в 1992 г. уровень жизни основной массы жителей региона продолжал оставаться на крайне низком уровне. Реальные денежные доходы населения к уровню 1991 г. оценивались в пределах 20-22%, заработная плата одного работника - 18-19%. К 1996 г. около 40% жителей края имели доходы ниже официального прожиточного минимума [16]. Высокий уровень производственных издержек ОАО «Алттрак» в 1997-1998 гг. свидетельствовал о необходимости модернизации производственного процесса. К 1998 г. убыток отчетного периода увеличился на 15 млрд руб. по сравнению с предыдущим годом [17]. Балансовый убыток в I квартале 1998 г. увеличился с 3 825 до 15 696 тыс. руб. за тот же период 1997 г. Рост убытков происходил на фоне снижения выручки от реализации продукции и увеличения ее себестоимости. Кроме этого, произошло дальнейшее ухудшение финансовых показателей. Дефолт 1998 г. оказал негативное воздействие на производственные результаты ОАО «Алттрак». Отсутствие средств у потенциальных покупателей привело к резкому сокращению объемов продаж продукции. В августе 1998 г. был реализован всего один трактор. Кроме того, на заводе возник дефицит средств на запуск серийного производства Т-250. Руководство предприятия предполагало привлечение заемных средств для реализации данного проекта, однако экономический кризис сильно снизил активность инвесторов. Дефицит денежных средств у потребителей и потенциальных покупателей привел к резкому снижению спроса на продукцию ОАО «Алттрак». Для конкурирования на отечественном рынке сбыта заводу приходилось снижать цены на технику, что в условиях низкой рентабельности осложняло обновление производственных фондов. К основным факторам, положительно характеризующим компанию в данный период, можно было отнести относительно стабильный рынок сбыта и наличие разработок перспективных моделей [5], реализация которых требовала дополнительных инвестиций. Таким образом, экономические реформы первой половины 1990-х гг. негативно сказались на функционировании ОАО «Алттрак». Основная масса про-мышленно-производственного персонала завода не вошла в число преуспевающих частных собственников. Большая часть сотрудников не получала высоких дивидендов по ценным бумагам ввиду сложного финансового состояния компании. Механизм распределения пакетов акций между членами трудового коллектива не учитывал основных показателей эффективности их трудовой деятельности. После приватизации на градообразующем предприятии машиностроительной отрасли г. Рубцовска был отмечен спад производства. За 8 лет работы в условиях рыночной экономики значительно сократилась численность трудового коллектива, что вызвало увеличение нагрузки на социальные расходы бюджетной системы Алтайского края. Внедрение в производственный процесс новых видов продукции осложнялось слабой инвестиционной привлекательностью завода. Положительная производственная динамика завода с 1995 по 1997 г. была обеспечена в большей степени высоким спросом на сельхозтехнику в агропромышленном комплексе, гибкой кредитной политикой ОАО «Алттрак» и отчасти поддержкой органами местного самоуправления проектов по реализации продукции на межгосударственном уровне. Высокая себестоимость тракторов замедляла процесс обновления основных производственных фондов. Низкий уровень инвестиционной активности на федеральном и региональном уровнях осложнял работу по выпуску обновленной линейки основной продукции, а последствия дефолта 1998 г. привели к снижению рентабельности продаж.

Ключевые слова

privatization of industrial sector, history of OJSC Altaiskiy Traktor, transport engineering, приватизация промышленного сектора, история ОАО «Алтайский трактор», транспортное машиностроение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Брумм Константин АлександровичАлтайский государственный педагогический университет канд. ист. наук, доцент кафедры социологии, политологии и экономикиkas-1294@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Бухгалтерская отчетность за 1998 год. Алтайский трактор (Алттрак), ОАО // Законодательство и инвестиции. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/BEC3D11C6BB4A2B5C3256D3D00257DE1/discl_acnt.html (дата обращения: 14.06.2016).
Постановление Администрации Алтайского края от 27 мая 1996 г. № 300 «О социально-экономическом состоянии Алтайского края в I квартале 1996 года». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Бухгалтерская отчетность за 1996 год. Алтайский трактор (Алттрак), ОАО // Законодательство и инвестиции. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/EF46AC978BF98496C3256D3D0025831E/discl_acnt.html (дата обращения: 14.06.2016).
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 6 июля 1994 г. N 52 «О бюджетной системе края на 1994 год». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Постановление Администрации Алтайского края от 16 мая 1995 года № 182 «Об утверждении программы содействия занятости населения Алтайского края на 1995 год». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Распределение акций в соответствии с выбранным вариантом льгот // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор». С. 12.
Порядок, размеры и сроки продажи акций на открытых торгах // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации страниц).
Основные характеристики объекта // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации страниц).
Устав АООТ «Алттрак» // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор».
Заявление председателю Госкомимущества // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации страниц).
Акт оценки имущества предприятия ПО «Алтайский тракторный завод им. Н.И. Калинина» // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации страниц).
Аналитика. Алтайский трактор (19.10.98) // AKM.RU. Информационное агентство. URL: http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt_new_sb/report/samples/alttr_981019.htm (дата обращения: 10.06.2016).
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением ВС РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
ОАО «Алтайский трактор». История // РАТМ консалтинг. 2010. URL: http: // www.alttrak.com/?q= №ode/12 (дата обращения: 12.12.2010).
Мищенко В.В. Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса. Барнаул, 2007. 423 с.
Бородин В.А., Голощапова И.А., Жидких А.А. Методическое обеспечение процесса комплексной реструктуризации и реформирования промышленных предприятий с целью достижения ими конкурентоспособного уровня // Наука Алтайскому краю, 2006-2007 гг. : сб. науч. статей по результатам НИР, выполненных за счёт средств краевого бюджета. Барнаул, 2007. Вып. 1. C. 66-72.
Бородин В.А. Стратегические направления реформирования промышленного комплекса Алтайского края. URL: http://aomai.secna.ru/ Books/Files/1999-02/HTML/19/pap_19.html (дата обращения: 9.06.2016).
 К вопросу о реформирование градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в 1990-х гг. на примере ОАО «Алттрак» | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/8

К вопросу о реформирование градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в 1990-х гг. на примере ОАО «Алттрак» | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/8