Стереотипные ситуации сельского общения: особенности структурно-тематической организации | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 419. DOI: 10.17223/15617793/419/8

Стереотипные ситуации сельского общения: особенности структурно-тематической организации

Предпринята попытка выделить особенности сельских стереотипов в сопоставлении с городскими. Структурно-тематическая организация стереотипов диалогического общения в ситуациях повседневной сельской коммуникации связана с соединением признаков общения в стереотипных ситуациях с незнакомыми людьми и признаков общения со знакомыми. Представлен анализ структуры сельских стереотипов на уровне как обязательных, так и необязательных элементов; кроме того, исследуется их тематический диапазон.

The stereotypical situation of rural communication: features of structural and thematic organization.pdf Введение. Яркой чертой коммуникативной среды села является ее открытость, обусловленная прежде всего фактором личного знакомства жителей друг с другом, для которых, как отмечает Р.Ф. Пауфошима, характерны «более крепкие связи со своим обществом», осознание своей принадлежности «к определённому сообществу, к населению своей деревни» [1. С. 41]. Сказанное так или иначе находит отражение в языковом существовании сельских жителей - в частности, в ситуациях общения, которые традиционно называют стереотипными. Стереотипные ситуации общения в сельской коммуникации: общая характеристика. Традиционно стереотипы в коллоквиалистике рассматриваются как «ситуативные клише, в основе которых лежит речевой автоматизм, объясняющийся частой повторяемостью жизненных ситуаций, к которым прикреплена речь» [2. С. 15]. Стереотипные ситуации, занимающие особое место в общении горожан, находят вербальное воплощение в жанре «городского стереотипа». Под городскими стереотипами понимаются «малые жанры разговорной речи, которые реализуются в высокочастотных ситуациях повседневного городского общения между незнакомыми людьми в форме определенного набора речевых и прагматических клише» [3. С. 258]. В зависимости от сферы употребления различаются стереотипы домашние и городские. Среди городских ситуаций-стереотипов выделяются такие, например, как общение в транспорте, магазине, на улице и т. п. Подобные ситуации М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой делятся на два типа: 1) не допускающие существенных отклонений от стереотипных моделей общения («Транспорт», «Сберкасса» и т.п.) и 2) характеризующиеся возрастанием роли индивидуального, личностного начала («Рынок», «Очередь») [3]. Стереотипным ситуациям, регулярно возникающим в процессе повседневного языкового взаимодействия (как правило, незнакомых людей), свойственно противопоставление двух основных признаков: с одной стороны, они носят официальный характер, а с другой - обнаруживают влияние фактора неподготовленности. В отличие от города, важной характеристикой села признаётся значимость такого фактора, как личное знакомство жителей друг с другом. В селе возникает особая коммуникативная среда, для которой характерно близкое общение местных жителей друг с другом, обязательное приветствие человека при встрече, вопросы о личной жизни - всё то, что городским жителям кажется несколько странным. Об этом Т.Е. По-мыкалова, Т.Я. Шишкина, Л.А. Шкатова пишут следующее: «Студенты, участвующие в диалектологических экспедициях, не могут привыкнуть к тому, что незнакомые люди на селе с ними не только здороваются, но и вступают в беседу: "А вы к кому?", "А вы ей кто?". Для горожан такие расспросы чужого человека - неприличное любопытство» [4. С. 26]. По мнению А. В. Шипилова, подобное речевое поведение объясняется тем, что «информационная среда деревни разрежена, поэтому коммуникация здесь столь интенсивна» [5. С. 40]. Сельский житель и трудится, и отдыхает в основном вне дома, у селянина «нет желания уединиться - у него есть желание объединиться, пообщаться, прийти на завалинку к людям, а не уйти от них во внутрь собственного "я", так как, по сравнению с городом, вокруг сельского жителя мало людей, он постоянно испытывает дефицит в общении и контактах» [Там же]. Поэтому в стереотипных ситуациях наблюдается сокращение дистанции общения, которое приобретает неофициальный характер. Данное экстралингвистическое обстоятельство не может не отразиться в структурно-тематической организации диалогических текстов, возникающих в таких ситуациях. Нами предпринята попытка выявить особенности реализации сельских речевых стереотипов на примере коммуникативных ситуаций «Магазин», «Аптека», «Почта», «Рынок». Материалом для наблюдения послужила устная речь жителей двух районов Приморского края: Лазовского (с. Лазо, с. Глазковка, с. Валентин и др.) и Черниговского (с. Черниговка, пос. Реттиховка и др.); использованы «ручные» записи (более 600 словоупотреблений) и аудиозаписи (более 100 минут звучания). Структурные особенности сельских стереотипов. В структуре диалогов, возникающих в стереотипных ситуациях, исследователи языка города выделяют жанрово-тематическое ядро, соответствующее той или иной ситуации (общение в городском транспорте, магазине, на улице и т.п.). Жанрово-тематическое ядро представляет собой инвариантную модель, состоящую из нескольких стереотипных микроситуаций, отражающих основные намерения участников взаимодействия [2]. Например, в структуре стереотипной ситуации городского общения «Магазин» выделяются следующие микроситуации: «Начало покупки», «Выбор товара», «Покупка», «Расчёт», «Завершение покупки». Как показали наши наблюдения, в стереотипных ситуациях сельского общения отдельные микроситуации, характерные для городского общения, не реализуются: например, в стереотипной ситуации «Магазин» факультативной часто оказывается микроситуация «Завершение покупки». Например, продавец может начать разговор с другим покупателем сразу после расчета: Продавец: Двести сорок пять/ пятьдесят// Покупатель: А [у] а// Продавец: Пятьдесят четыре вам// (обращается к другому покупателю) Здравствуйте// Возможна и ситуация, когда покупатель после (или во время) расчета с продавцом ведёт диалог с другим покупателем из очереди: (продавец взвешивает фрукты и овощи) Покупатель 1: Сколько с меня? Продавец: Триста восемьдесят четыре// Покупатель 1: (отдаёт деньги, обращается к Покупателю 2) На День выпускников придёшь? У вас же юбилейный выпуск? Покупатель 2: Нет/ уеду ужеИ А у нас разве юбилейный? Покупатель 1: А вы какого года? Покупатель 2: Две тысячи седьмой// Покупатель 1: А нет/ это кто-то другой значит// Ну ладно/ пойду я/ (к Покупателю 2) давай обни-машки// В стереотипах сельской коммуникации «Магазин» и «Рынок» нами выделена особая микроситуация «Товар под запись»: возможны ситуации, когда товар продается «в долг», продавец записывает фамилию покупателя, название товара и сумму, которую покупатель обязуется вернуть. Данная микроситуация не является обязательной и сопровождается речевыми клише типа Запиши меня; Запишешь?; Пиши и т.п. Так, в ситуации «Магазин» покупатель просит записать его фамилию в «книгу должников», при этом он не спрашивает о возможности выдачи товара под запись, поскольку сама эта возможность осознается коммуникантами как допустимая: Продавец: Ага/ вместе семьсот рублей// Покупатель: Ну Лен/мы потом/ или К./ или Б. пиши// Продавец: Ага// Покупатель: Или назад/ или деньги принесу/ага? Продавец: Хорошо// Покупатель: Спасибо// Приведем аналогичный пример в ситуации «Рынок»: Покупатель (продавцу): А мы щас пойдём пройдём магазины и придём/ не продавай тогда// Продавец: Хорошо// Покупатель (обращается к дочери): Так/ я могу записать тогда или у тебя есть деньги? Дочь покупателя: Да я отдам деньги/ я могу щас отдать// Покупатель: А/ ну мы можем потом занести// Во всех подобных ситуациях выдача товара «под запись» основывается только на доверии продавца покупателю, так как не закрепляется юридически. Такая ситуация возможна благодаря фактору личного знакомства посетителя и продавца. Следует отметить, что особенности структуры стереотипных ситуаций сельского общения не касаются обязательных микроситуаций, образующих жан-рово-тематическое ядро. Например, для ситуации «Магазин» обязательными элементами являются покупка и расчёт (они всегда входят в состав сельских стереотипов), но, по сравнению с аналогичными микродиалогами в ситуациях городского общения, есть некоторая специфика их реализации, также обусловленная фактором личного знакомства. В первую очередь, это проявляется в неформальном общении продавцов и покупателей, которое реализуется в использовании местоимения ты и глагольной формы 2-го лица единственного числа, особых форм обращений, особых формул приветствия и прощания и т. п. Например: Покупатель: Юль/ привет// Продавец: Привет// Покупатель: Что это? Продавец: А / там уценёнка// Покупатель: Лен/ нам надо варежки/ есть у вас? Продавец: Щас посмотрим// Покупатель: Девочки/ дайте нам сметанки// Продавец: Что дать? Покупатель: Сметанки/ в этой прозрачной/ и четыре (нрзбр.) / Тань// Исследователи городского общения подчёркивают важность учёта симметричности-несимметричности ролевых отношений говорящих в стереотипных ситуациях [2. С. 181]. Однако личное знакомство влияет на проявление подобной субординации в сельской коммуникации. Например, в ситуации «Магазин» ни продавец, ни покупатель не используют речевые средства, подчёркивающие вежливое отношение (обращение на «Вы» или по имени и отчеству, употребление глагольной формы множественного числа и т. д.), что указывает на их знакомство. В то же время использование глаголов в форме императива покупателем указывает на то, что его статус в микроситуации «Покупка товара» выше статуса продавца (данное обстоятельство отмечают и исследователи языка города): Покупатель: И два мороженых дай/ вот этих вот с джемом киви/ в стакан... в рожке/вот этих// В условиях коммуникации города обращение на «ты» и по имени в подобной ситуации считается невежливым, нарушает границу «личная / неличная коммуникация», однако в условиях сельской коммуникации оно является приемлемым, более того, нормальным. Подобное функционирование языковых средств указывает на различное проявление категории вежливости в одной и той же стереотипной ситуации в условиях сельского и городского общения. C точки зрения Е.А. Земской, «многим русским присуща солидарная (то есть позитивная) вежливость», однако автором одновременно отмечается и «тяготение многих русских к дистанционной [негативной. - Т.Ф.] вежливости» [6. С. 576]. Применительно к нашему материалу солидарная (позитивная) вежливость оказывается характерной для сельского общения, в отличие от городского общения, которому более свойственна дистанционная (негативная) вежливость в тех же стереотипных ситуациях. Неформальность общения прослеживается и в других стереотипных ситуациях сельского общения. Например, в ситуации «Почта» клиент обращается к работнику почты с просьбой узнать о причине задержки журнала «Зимняя вишня»: Юль/ ты не забудешь про «Зимнюю вишню»? Вот в конце июня нам приходит/ и не было. Таким образом, структурные особенности сельских стереотипов обусловлены фактором личного знакомства и проявляются, во-первых, в их особом составе (например, возникают особые микроситуации), во-вторых, в неполной реализации языковых средств, отражающих ролевую субординацию участников коммуникации. Тематические особенности сельских стереотипов. Яркой особенностью диалогов, протекающих в стереотипных ситуациях сельского общения, является их специфическая политематичность. По нашим наблюдениям, обычно возникают две темы, соответствующие разным типам общения: тема, связанная со стереотипной микроситуацией, и тема, обусловленная личным знакомством коммуникантов. Первая тема зависит от таких факторов, как место, цель посещения данного места, и определяет построение диалога в соответствии со структурой стереотипа, как правило, реализующегося в данных условиях. Вторая тема обычно касается личной жизни говорящих и возникает под влиянием таких факторов, как неофициальные отношения между говорящими, непринуждённость их контактов, общность апперцепционной базы и т. п. Такая политематичность подобна тематической полифонии, описанной Е.А. Земской в качестве характерного средства непринуждённого диалога и заключающейся в том, что «диалог идёт сразу по двум (реже - больше) тематическим линиям, так как разные собеседники ведут разные темы» [7. С. 235]. Общение на личные темы возникает в различных стереотипных ситуациях сельского общения. Обсуждение личной жизни может протекать во всех микроситуациях, реализуемых в рамках одной стереотипной ситуации, таким образом, тематическая реализация стереотипов подвергается влиянию фактора личного знакомства даже на уровне их обязательных структурных элементов [8-11]. Проиллюстрируем данное наблюдение несколькими фактами. В ситуации «Почта», например, обязательный элемент «Приветствие» сопровождается вопросом работника почты о личной жизни клиента. Работник почты: Здравствуйте// Клиент: Здравствуйте// Работник почты: Чё замуж не выходишь? Клиент: Я? Работник почты: Конечно// Клиент: Да надо сначала маму выдать/ потом уже я// (далее говорят об оплате коммунальных услуг) Еще один пример: в ситуации «Аптека» обсуждение личной сферы жизни происходит в микроситуации «Выбор товара»: Покупатель: Оля/ нам что-нибудь от дисбактери-оза посоветуй пжлста// Продавец: От дисбактериоза вот «Бифиформ»/ удобно/ его один раз надо в день пить/ одну капсулу утром/ и всё// У меня Танька тоже мучилась/ всё эта студенческая еда/а это даже она пьёт// Покупатель: Ну давай его// Обсуждение личной жизни может происходить и в нескольких микроситуациях, составляющих стереотип, как, например, в ситуации «Магазин»: Начало покупки: Покупатель: Здравствуйте// Продавец: Здравствуйте// Выбор товара: Покупатель: Нам пожалуста дайте ручку/ дешёвенькую/ бабушке писать синей пастой// Продавец: Угу//Вот за семь рублей// Покупатель: Оль это ты/ да? Продавец: Да// Покупатель: А чё я тебя не узнала? Продавец: Да? А чё я изменилась так? Покупатель: Да не знаю// Продавец: Вот смотрите/какая хорошая... Покупатель: Постоянно тут будешь? Продавец: Нет / Таня в отпуск// Покупка: Покупатель: Ага//Сколько она стоит? Продавец: Семь рублей// Покупатель: Ой! Ну давай две тада// Только вторую тоже проверь// Продавец: Угу// (микроситуация «Расчёт» не сопровождается вербально, а представлена только акционально: покупатель отдаёт деньги, продавец их принимает) Покупатель: А здесь хорошо/спокойненько/да? Продавец: Ну вот/ уже диски пересмотрела/ без клиентов сидеть// Покупатель: Ой! Я б от такой работы тоже бы не отказалась// Продавец: Я наоборот/ не могу/ чё-то не могу// Тем более нет обеда// Покупатель: А сидеть не хочешь/да? Продавец: Да получается и тут ничё// Ну/ щас ещё дорабатываю ещё/ ещё две смены// Покупатель: Ага// Продавец: Это будем как в охране там// Покупатель: А ты и там и тут/ да? Продавец: Угу// Покупатель: Угу// Непосредственно с ситуацией купли-продажи в данном примере связаны только несколько реплик, которые соотносятся с традиционными микроситуациями: Начало покупки: Покупатель: Здравствуйте// Продавец: Здравствуйте// Выбор товара: Покупатель: Нам пожалуста дайте ручку/ дешёвенькую/ бабушке писать синей пастой// Продавец: Угу//Вот за семь рублей// Покупка: Покупатель: Ага//Сколько она стоит? Продавец: Семь рублей// Покупатель: Ой! Ну давай две тада// Только вторую тоже проверь// После расчёта диалог продолжается, но уже только на личные темы: покупатель спрашивает продавца о причинах работы в данном магазине, при этом покупатель знает об основном месте работы продавца, несмотря на то, что они какое-то время не виделись. Таким образом, для диалогов, возникающих в повторяющихся ситуациях сельского бытового общения, характерна политематичность, заключающаяся в общении не только на темы, связанные со стереотипной ситуацией, но и на темы личной жизни, что обусловлено знакомством коммуникантов друг с другом. Общение на личные темы происходит даже в обязательных микроситуациях, составляющих структурное ядро стереотипа. Заключение. Специфика языкового существования жителей села в стереотипных ситуациях общения обусловлена влиянием сельского уклада жизни, прежде всего, фактором личного знакомства. Структура сельских стереотипов отличается от традиционной структуры стереотипов городских особым составом и неполной реализацией языковых средств, отражающих ролевую субординацию участников коммуникации, что связано с фактором личного знакомства. Однако такие особенности не затрагивают традиционных микродиалогов, составляющих жанрово-тематическое ядро ситуации. Тематика общения в сельских стереотипных ситуациях ограничена не только кругом тем, традиционных для официального общения, но и включает обсуждение личной жизни коммуникантов, которое может происходить даже в микроситуациях, составляющих ядро стереотипной ситуации и имеющих предельно клишированную структуру в условиях городской коммуникации.

Ключевые слова

стереотип, стереотипные ситуации общения, языковое существование, сельская коммуникация, сельский стереотип, структурно-тематическая организация, stereotype, stereotypical situation of communication, linguistic existence, rural communication, rural stereotypes, structural and thematic organization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фролова Татьяна ВячеславовнаДальневосточный федеральный университетаспирант кафедры русского языка как иностранногоtanyakorobkov@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Пауфошима Р.Ф. Житель современной деревни как языковая личность // Язык и личность. М. : Наука, 1989. С. 41-48.
Русская разговорная речь. Тексты / отв. ред. Е.Л. Земская, Л. А. Капападзе. М., 1978. С. 3-27.
Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Языковое существование современного горожанина: На материале языка Москвы. М. : Языки сла вянских культур, 2010. 496 с.
Помыкалова Т.Е., Шишкина Т.Я., Шкатова Л. А. Наблюдения над речью жителей г. Челябинска (к проблеме «язык города») // Городское просторечие. Проблемы изучения. М. : Наука, 1984. С. 162-173.
Шипилов А.В. Иное города. Крестьянский мир // Человек. 2006. № 2. С. 34-45.
Земская Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. М. : Языки славянской культуры, 2004. 688 с.
Земская Е.А. Политематичность как характерное свойство непринуждённого диалога // Разновидности городской устной речи. М. : Наука, 1988. С. 234-240.
Николаева Т.М. От звука к тексту. М. : Языки русской культуры, 2000. 680 с.
Капанадзе Л. А. О жанрах неофициальной речи // Разновидности городской устной речи. М., 1988. С. 230-234.
Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М. : Наука, 1981. 276 с.
Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Городские стереотипы в функционально-стилистическом аспекте // Вопросы культуры речи / отв. ред. А.Д. Шмелёв. М. : АСТ-Пресс Книга, 2011. С. 346-353.
 Стереотипные ситуации сельского общения: особенности структурно-тематической организации | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 419. DOI: 10.17223/15617793/419/8

Стереотипные ситуации сельского общения: особенности структурно-тематической организации | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 419. DOI: 10.17223/15617793/419/8