К вопросу о становлении «капиталистических механизмов» в агропромышленном комплексе Алтайского края в 1990-2000-х гг. на примере ОАО «Алтайский трактор» | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 419. DOI: 10.17223/15617793/419/15

К вопросу о становлении «капиталистических механизмов» в агропромышленном комплексе Алтайского края в 1990-2000-х гг. на примере ОАО «Алтайский трактор»

Предпринята попытка рассмотреть особенности процесса становления рыночных механизмов в промышленном секторе Алтайского края на примере трансформации производственного объединения «Алтайский трактор» в общество с ограниченной ответственностью «Алттрак». Уделяется внимание деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной политики, направленной на поддержку градообразующих предприятий транспортного машиностроения в регионе.

On the development of "capitalist mechanisms" in the Altai Krai agro-industry during the 1990s-2000s exemplified by th.pdf В 1990-х гг. в истории российской экономики произошел процесс реставрации долевой формы собственности в промышленном секторе. За десятилетие государством были приняты нормативные основы капиталистических механизмов предпринимательской деятельности. Перед правительством и обществом Российской Федерации стояла задача по трансформации предприятий, созданных в условиях плановой модели, в акционерные компании, функционирующие на принципах рыночной экономики. Особое место в реформировании занимали градообразующие заводы, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственных машин и оборудования. Вопрос реформирования предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в 1990-2010-х гг. слабо освещен в исторических исследованиях. Изучением проблемных аспектов финансово-хозяйственной деятельности предприятий транспортного машиностроения в Алтайском крае в 1990-х гг. занимался экономист В.А. Бородин. В работе «Стратегические направления реформирования промышленного комплекса Алтайского края» автор высказал мнение о том, что в первой половине 1990-х гг. отчисления от промышленного сектора экономики в региональную бюджетную систему резко сократились [1]. По рассмотрению комплексной реструктуризации предприятий промышленного сектора Алтайского края работала группа исследователей: В.А. Бородин, И. А. Голощапова, А. А. Жидких [2]. Результаты их научной деятельности показали, что в первой половине 1990-х гг. уровень качества действующих систем управления и организационных структур на значительной части предприятий машиностроительной отрасли оставался низким. В монографии «Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса» экономист В.В. Мищенко рассмотрел теоретические и практические вопросы реализации экономической политики в депрессивном регионе Российской Федерации в переходный период. Автором проанализирована социально-экономическая ситуация в большинстве секторов экономики края и предложены основные направления вывода экономики субъекта Федерации из системного кризиса. Изучен процесс реализации отдельных государственных мероприятий по поддержке предприятий транспортного машиностроения в регионе [3]. Источниками исследования послужили материалы периодической печати, нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления, информационно-аналитические данные о финансовой деятельности предприятий транспортного машиностроения Алтайского края сайта «Законодательство & Инвестиции», материалы текущего архива Фонда имущества Алтайского края, впервые введенные в научный оборот. Созданные в эпоху плановой экономической модели заводы агропромышленного комплекса Алтайского края обладали определенной спецификой производства. Некоторые из них имели статус градообразующих предприятий. На большинстве данных заводов помимо основного производственного процесса было организовано вспомогательное производство. Кроме того, на балансе производственных объедений числились объекты социально-культурного значения. В 1992 г. одно из крупнейших предприятий сельхозмашиностроения Алтайского края - Производственное объединение «Алтайский тракторный завод» - было преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Алттрак» [4]. Накануне приватизации завод имел положительный баланс в 625,7 млн руб. За семь месяцев 1992 г. предприятие увеличило численность сотрудников на 229 чел., а фактическая прибыль к июлю 1992 г. составила 330,6 млн руб. Уставной капитал возрос на 200 млн руб. [5] С 1995 по 1996 г. на тракторном заводе г. Рубцовска выросла выручка от реализации тракторов на 116,7 млрд руб., что позволило в 1997 г. увеличить объемы производства и прибыль на 5,7 млрд руб. Кроме того, фонды накопления средств на предприятии возросли на 16%, что дало возможность руководству профинансировать фонд социальной сферы на 4 млрд руб. С момента создания ОАО «Алттрак» на социальные нужды средства были выделены впервые [6]. Экономический кризис во второй половине 1990-х гг. привел к резкому снижению спроса на продукцию предприятия. В 1998 г. убыток от реализации основной продукции увеличился на 18 млн руб. по сравнению с 1997 г. Это привело к росту убытка за отчетный период (1998 г.) на 15 млн руб. по сравнению с предыдущим годом [Там же]. Экономические реформы 1990-х гг. привели к значительному сокращению количества единиц выпуска сельскохозяйственной техники на предприятиях транспортного машиностроения Алтайского края. В результате недостатка современных машин и оборудования у краевых сельхозтоваропроизводителей на протяжении конца 1990-х - первой половины 2010-х гг. снижались объемы производства сельскохозяйственной продукции, затягивались сроки уборки, росли потери выращенного урожая [7]. В 2001 г. администрацией Алтайского края было принято постановление «Об освоении и производстве современных тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для АПК на промышленных предприятиях края в 2001-2005 годах». Документ предусматривал «План освоения и производства современных тракторов и сельскохозяйственных машин для АПК края на 2001-2005 годы». Согласно плану, заводу «Алттрак» предстояло увеличить ежегодный выпуск тракторов моделей Т-250 и Т-404 с 35 единиц в 2001 г. до 600 в 2006 г. Для осуществления поставленных задач предприятию за 5 лет было предоставлено 145,5 млн руб. [8] за счет инвестиционных вложений из местного бюджета. В бюджетной системе региона в 2001 г. потребность в расходах консолидированного бюджета на 2001 г. была определена в сумме 20,4 млн руб., в том числе расходы составили 15,4 млн руб., переходящая задолженность по финансированию за 2000 г. - 5 млн руб. Недостаток средств для покрытия потребности в расходах консолидированного бюджета достиг 9,4 млрд руб. [9]. Реализация плана по освоению производства новой сельскохозяйственной техники зависела от дотаций из федерального бюджета. С 2000 по 2001 г. увеличился спрос на продукцию завода, что позволило увеличить объемы производства за 1 год на сумму 65 млрд руб. в ценах 2003 г. Выручка от реализации продукции увеличилась на 123 млн руб. При этом чистая прибыль за указанный период сократилась на 20 млн руб. Причиной стал высокий рост переменных затрат на 30%. Обновление основных производственных фондов не производилось [9]. С 1998 по 2000 г. среднесписочная численность работников сократилась на 11% [10]. С 2000 по 2003 г. предприятие увеличило выпуск новой продукции в 37 раз. В 2002 г. руководством было принято решение о снижении объёмов выпуска техники в 2003 г. на 50%. При этом завод впервые со второй половины 1990-х гг. увеличил объемы выпуска новой продукции до 40% от общих годовых показателей [9]. Частично увеличение спроса на продукцию ОАО «Алттрак» было обеспечено благодаря экспорту тракторов в Узбекистан. С 2000 по 2003 г. узбекским потребителям продано 1 400 тракторов Т-4А, причем на 2003 г. пришлось более 50% экспорта [11]. С 2002 г. компания начала испытывать проблемы с реализацией основной продукции. Показатель рентабельности продаж составил «минус» 16,2, а непокрытый убыток отчетного года - 153,9 млн руб. К 2004 г. убыток от обычной деятельности стал равен 273 млн руб. Объём производства продукции с 2003 по 2004 г. сократился в 1,7 раз. Рентабельность продаж снизилась с «минус» 16,7% 2003 г. до «минус» 27,5% 2004 г. [12]. Основной проблемой завода стал низкий уровень спроса на внутреннем рынке. По словам генерального директора В. Свиридова, к 2004 г. производственные мощности не использовались в полном объеме. Предприятие могло выпускать 150 тракторов ежемесячно. Заказ администрации Алтайского края через «Росаг-ролизинг» составил 50 тракторов Т-402-01 и 6 Т-404. Покупателям из Узбекистана ОАО «Алттрак» должно было поставить к осени 2004 г. 200 единиц техники. Результатом ухудшения финансового состояния предприятия стало сокращение численности основных производственных рабочих с 2002 по 2004 г. на 324 человека [13]. Специалисты Управления Алтайского края по промышленности и энергетике отмечали, что основной причиной общего ухудшения финансового состояния на заводе «Алттрак» в первой половине 2010-х гг. стал неверный выбор производственной стратегии. Руководство компании, имея широкую гамму модификаций тракторов, не приняло должных мер по запуску востребованной продукции в производство. К тому же сложное финансовое положение отечественных сельхозтоваропроизводителей заставило их надолго отказаться от покупки какой-либо новой техники, в том числе и производства «Алттрака» [14]. ОАО «Алттрак» имело особый статус для г. Рубцовска. На балансе компании состояла ТЭЦ «Алт-трак», обеспечивавшая отопление большей части населения города. К сентябрю 2004 г. завод был должен ОАО «Алтай-энерго» за поставку электроэнергии более 20 млн руб. Выделенные администрацией г. Рубцовска целевые средства в размере 22 млн руб. не привели к уменьшению долга. Данный вопрос рассматривался 17 сентября 2004 г. в администрации Алтайского края на заседании штаба по подготовке к зиме. В результате руководство завода приняло обязательство ликвидировать задолженность за использованные ресурсы в ежемесячном режиме. Особое внимание уделялось отопительному сезону 2005 г. в г. Рубцовске [15]. В 2004 г. группа компаний «РАТМ Холдинг» г. Новосибирск (крупный диверсифицированный промышленный холдинг) выкупила 38% акций ОАО «Алт-трак» [16]. Одним из направлений деятельности холдинговой компании «РАТМ» были поставки угля на территории Западной и Восточной Сибири. Приобретение контрольного пакета новосибирским холдингом способствовало расширению его рынков сбыта ОАО «РАТМ». Для стабилизации производственной деятельности новосибирским инвесторам было необходимо сформировать комплекс мероприятий по созданию производства конкурентной продукции, что требовало значительных расходов. Трехстороннее соглашение между «РАТМ Холдинг», ОАО «Алттрак» и администрацией г. Рубцовска о введении на заводе антикризисного управления было подписано 10 ноября 2004 г. По словам А. Дефлера (мэра г. Рубцовска, работавшего в данной должности с 2004 по 2008 г.), руководство «РАТМ» планировало инвестировать в завод более 1 млрд руб. [17]. Смена собственника на ОАО «Алттрак» негативно отразилась на некоторых направлениях деятельности компании. В частности, подготовка топлива к отопительным сезонам 2004-2005 гг. для ТЭЦ «Алттрак» прошла с нарушением нормативов хранения. В результате 27 января 2005 г. температура в квартирах горожан, отапливающихся от ТЭЦ тракторного завода, снизилась до 12°С. Временно прекратили работу школы и детские сады, расположенные в южной части города. Причиной сложившейся ситуации стала авария на ТЭЦ. Котел был «зашлакован» некачественным углем [18]. Проблемы с функционированием ТЭЦ «Алттрак» привели к кадровым перестановкам в руководстве компании. Генеральный директор Е. Свиридов подал в отставку. 31 января состоялось заседание совета директоров ОАО «Алттрак», на котором представители компании «РАТМ» подали заявление с требованием провести внеочередное собрание акционеров предприятия для выбора нового руководителя завода [19]. В результате долгих обсуждений кандидатур на должность генерального директора был назначен Вячеслав Колосов, представлявший интересы «РАТМ» [20]. Ко второму полугодию 2005 г. на заводе «Алтайский трактор» было произведено продукции на сумму 216,3 млн руб. Убыток от продаж основной продукции составил 147,8 млн руб., а рентабельность продаж - «минус» 55%. Затраты отчетного периода по всем видам деятельности достигли 1,2 млрд руб. [12]. К октябрю 2005 г. кредиторская задолженность увеличилась до 1,5 млрд руб. Акционерное общество находилось в сложном финансовом положении. В октябре 2005 г. гендиректор Вячеслав Колосов обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о банкротстве предприятия [22]. 14 ноября 2005 г. Арбитражный суд края признал ОАО «Аллтрак» банкротом и ввел на нем конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Должностные обязанности конкурсного управляющего были возложены на Т. Казакину [24]. Внешним управляющим был назначен региональный представитель Межрегиональной саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих В. Лютов [21]. В период конкурсного управления имущественный комплекс предприятия, выставленный на торги, оставался в аренде у ОАО «Алттрак» (оно образовано как самостоятельное юридическое лицо в мае 2006 г., когда на ООО «Алттрак» ввели внешнее управление). На торги был выставлен весь имущественный комплекс предприятия. Руководство холдинговой компаний «РАТМ» не выразило желания продать свой пакет ценных бумаг рубцовского тракторного завода. В рамках оптимизации производства на базе ОАО «Алттрак» были созданы два самостоятельных предприятия: ООО «Рубцовская ТЭЦ» и ОАО «Рубцовский тракторный завод» [23. С. 1]. С 2006-2007 гг. на ОАО «Алттрак» функции руководителя предприятия выполнял Г. Таруленков, перед которым была поставлена задача по созданию нового оптимального производственного контура на площади порядка 30 тыс. м2 на базе предприятия-банкрота (площадью 316 тыс. м2 с мощностью 30 тыс. единиц техники в год) с перспективой возобновления современного и конкурентоспособного производства мощностью 1,5-2 тыс. тракторов в год. В 2006 г. на акционерном обществе было произведено порядка 600 единиц техники - сельхозтракторов и трелевочной техники для лесопереработки, основная часть направлена в республики Средней Азии. Кредиторская задолженность компании выросла до 2 млрд руб. [24]. В конце марта 2007 г. производственная деятельность на ОАО «Алттрак» была приостановлена вследствие тяжелого финансового состояния [25]. Ухудшение общих показателей финансовой деятельности, рост задолженности по налогам и ошибки в управлении Г. Таруленкова стали причиной отказа в дальнейшем сотрудничестве с ним. В 2007 г. в системе управления акционерного общества произошли изменения. Должность директора была упразднена, а ее функции стал выполнять управляющий совет, состоявший из 6 представителей руководящего состава во главе с председателем правления С. Скулкиным. Вновь был введен пост главного инженера [24]. Свой выбор кандидатуры С. Скулкина внешний управляющий В. Лютов аргументировал высокими результатами его работы на посту председателя правления. Специалисты в сфере тяжелой промышленности Алтайского края неоднозначно оценивают работу Г. Таруленкова на посту руководителя ОАО «Алт-трак». Экономист В. Мищенко отмечал, что выйти из кризиса в первой половине 2010-х гг. предприятию не позволил ряд объективных факторов. Для эффективного производства тракторов заводу были необходимы дешевая электроэнергия и низкие железнодорожные тарифы [Там же]. Директор Института проблем развития промышленности Алтайского края В. Бородин не разделял мнение о неэффективности деятельности команды Г. Таруленкова, который, по словам экономиста, начал реализацию программы реструктуризации предприятия, подготовленную еще в 1998 г., в соответствии с современными требованиями [24]. Назначенный руководителем ОАО «Алттрак» в 2007 г. С. Скулкин своими основными задачами считал наращивание объемов производства, привлечение инвестиций, а также выполнение уже заключенных контрактов. Приоритетными проектами стали реализация контрактов на поставку техники в Узбекистан и Туркменистан, программа по краевому лизингу сельхозтехники, а также совместная программа с ОАО «Уралтрак». В мае 2007 г. завод выпустил 25 единиц техники, в июне, по словам С. Скулкина, был намечен рубеж в 60 единиц, по итогам года общая цифра должна была составить не менее 600 (примерно столько же было выпущено в 2006 г.) [24]. В. Лютов не исключал иное развитие событий для рубцовского тракторного завода. За полтора года внешнего управления бюджетная задолженность предприятия увеличилась на 200 млн руб. Собрание кредиторов ОАО «Алтайский тракторный завод» приняло решение ходатайствовать перед Арбитражным судом о введении на предприятии, долги которого превысили 1,6 млрд руб., конкурсного управления. Внешний управляющий отметил, что после введения конкурсного производства ОАО «Алттрак» будет выставлено на торги [21]. Согласно решению Арбитражного суда Алтайского края от 19 ноября 2007 г., открытое акционерное общество «Алтайский трактор» признано несостоятельным [26]. 13 декабря 2007 г. на ОАО «Алттрак» была частично ограничена подача электроэнергии, поскольку задолженность тракторного завода ОАО «Алтайэнер-госбыт» превысила сумму 10 млн руб. Данная мера не принесла энергетикам положительного результата, и 24 декабря 2007 г. на рубцовском предприятии был введен режим полного ограничения энергопотребления [25]. 7 мая 2008 г. собранием кредиторов ОАО «Алт-трак» были утверждены предложения конкурсного управляющего ОАО «Алттрак» о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника. Конкурсным управляющим ОАО «Алттрак» для продажи имущества из конкурсной массы должника были сформированы восемь лотов. С первых торгов 25 июня 2008 г. из восьми лотов был продан только один - «Имущество для производства основного вида продукции» с начальной ценой 200,7 млн руб. Повторные торги по лотам № 2-8, намеченные на 18 августа 2008 г., были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие. Социально значимые объекты ОАО «Алттрак» (лот № 6) были переданы в собственность муниципального образования «Город Рубцовск» [26]. Покупателем основного имущества для производства тракторов ОАО «Алттрак» стало ООО «Бетон 45» (группы компаний «РАТМ»), предложившее за этот лот 202 млн руб. [27]. К 2008 г. на рубцовский «Алттрак» приходилось 94,2% задолженности по заработной плате в крае. По словам исполнительного директора ОАО «Алттрак» С. Морозова, задолженность составляла 116 млн руб. [28. С. 13]. Банкротство тракторного завода привело к массовому сокращению персонала предприятия. К июлю 2008 г. был подготовлен приказ об увольнении 900 человек [29]. Центр занятости населения г. Рубцовска планировал трудоустройство безработных с ОАО «Алттрак» на другие предприятия, исходя из наличия вакансий центра. В средствах массовой информации города была размещена информация о возможностях трудоустройства с помощью центра занятости населения, об услугах, предлагаемых психологом и профконсультантом. Кроме того, в центре занятости проводились предувольнительные консультации для сотрудников завода [30]. По сообщению конкурсного управляющего ОАО «Алттрак» и администрации города Рубцовска, в 2008 г. с предприятия было уволено 2 041 человек [27]. В 2008 г. на базе имущества тракторного завода компания «РАТМ» сформировала новую производственную структуру - ООО «Алттрак». На общество с ограниченной ответственностью было принято 1 219 человек, в том числе 1 210 из числа уволенных ОАО «Алттрак». Руководителем завода был назначен Г. Таруленков. В августе 2008 г. группой компаний «РАТМ» было перечислено на новое предприятие 95 млн руб. для запуска тракторного производства [31]. Банкротство ОАО «Алттрак» позволило холдингу «РАТМ» к 2009 г. сформировать юридическое лицо, за финансовую деятельность которого не предусмотрена имущественная ответственность личным имуществом учредителей, значительно сократить количество владельцев ценных бумаг. Новой компании не принадлежали объекты социально-культурного значения, и она не была правопреемником ОАО «Алттрак». Таким образом, процесс становления механизмов капиталистической экономики в сельскохозяйственном машиностроении Алтайского края имел ряд особенностей. Крупные заводы приватизировались единым комплексом, в который входило основное производство, вспомогательное производство и объекты социально-культурного значения. Слабая проработка механизмов реформирования на этапе разгосударствления стала одной из причин отсутствия в собственности органов местного самоуправления голосующих акций тракторного завода г. Рубцовска, что затрудняло контроль над функционированием объектов, обеспечивающих жизнедеятельность горожан. Государственные программы по увеличению товарооборота между станами - участницами СНГ способствовали расширению рынков сбыта продукции ОАО «Алттрак» в конце 1990-х - первой половине 2010-х гг. Производственная необходимость модернизации линейки тракторов стала одной из причин продажи контрольного пакета ценных бумаг холдинговой компании «РАМТ». Частые смены руководителей предприятия и неэффективное антикризисное управление привели ОАО «Алттрак» к продаже имущества на аукционе. Процедура банкротства позволила группе компаний «РАТМ» через ООО «Бетон 45» приобрести основные производственные фонды тракторного завода и создать на его базе ООО «Алттрак». Новое предприятие не несло ответственность по задолженностям предыдущих собственников и не имело на своем балансе объектов социального значения. В результате реформирования крупнейшего производственного объединения сельскохозяйственного машиностроения в бюджетной системе г. Рубцовска были вынуждены увеличить расходы на содержание неосновных производственных фондов завода, в городе вырос уровень безработицы и социальной напряженности.

Ключевые слова

агропромышленный комплекс, Алтайский тракторный завод, история реформирования промышленности, Altai Krai agro-industries, Altai tractor plant, history of reforming the industrial sector

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Брумм Константин АлександровичАлтайский государственный педагогический университет канд. ист. наук, доцент кафедры социологии, политологии и экономикиKas-1294@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Бородин В.А. Стратегические направления реформирования промышленного комплекса Алтайского края // aomai.secna.ru. 2016. URL: http://aomai.secna.ru/Books/Files/1999-02/HTML/19/pap_19.html (дата обращения: 9.06.2016).
Бородин В.А., Голощапова И.А., Жидких А.А. Методическое обеспечение процесса комплексной реструктуризации и реформирования промышленных предприятий с целью достижения ими конкурентоспособного уровня // Наука Алтайскому краю, 2006-2007 гг. : сб. науч. ст. по результатам НИР, выполненных за счёт средств краевого бюджета. Барнаул, 2007. Вып. 1. C. 66-72.
Мищенко В.В. Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса. Барнаул, 2007. 423 с.
Устав АООТ «Алттрак» // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37. АО «Алтайский трактор».
Основные характеристики объекта // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации страниц).
Бухгалтерская отчетность за 1998 год. Алтайский трактор (Алттрак), ОАО // Законодательство и инвестиции. 2004. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/BEC3D11C6BB4A2B5C3256D3D00257DE1/discl_acnt.html (дата обращения: 14.06.2016).
Постановление Администрации Алтайского края от 10 сентября 2001 г. № 569 «Об освоении и производстве современных тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для АПК на промышленных предприятиях края в 2001-2005 годах». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
9-Я сессия Краевого Совета народных депутатов. Основные параметры краевого бюджета 2001 г. // Информационное агентство AMIC.RU: сайт. 2011. URL: http://www.amic.ru/ksnd/?id=1670 (дата обращения: 20.05.2011).
Анализ финансово-хозяйственной деятельности «ОАО» «Алтайский трактор» за 2003 г. и прогноз на 2004 // Текущий архив Фонда иму щества. Папка № 37. АО «Алтайский трактор». 2004 (без нумерации страниц).
Бухгалтерская отчетность за 2000 год // Законодательство и инвестиции. 1.01.2001. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/ 5EF122889E66900BC3256D3D002579B2/discl_acnt.html (дата обращения: 22.08.2016).
Постановление Администрации Алтайского края от 10 февраля 2004 г. № 93 «О работе по развитию экономических и дружественных связей Алтайского края с зарубежными странами в 2003 году и плане международных мероприятий в 2004 году». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Анализ финансово-хозяйственной деятельности «ОАО» «Алтайский трактор» за 2004 г. и прогноз на 2005 г. // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37. АО «Алтайский трактор». 2005 (без нумерации страниц).
Алтайские тракторы для Узбекистана // Эксперт онлайн. 19.07.2004. URL: http://expert.ru/siberia/2004/20/20si-ipovest4_68248/ (дата обращения: 4.08.2016).
Проблемы «Алттрака» и пути их решения. Как они видятся из администрации края. Интервью Виталия Ряполова // politsib.ru. 10.04.2007. URL: http://politsib.ru/news/15648 (дата обращения: 3.08.2016).
Вопрос расчета ОАО «Алттрак» с энергетиками рассматривался 17 сентября на заседании штаба по подготовке к зиме в администрации края // Официальный сайт Алтайского края. 20.09.2014. URL: http://www.altairegion22.ru/region_news/41417.html (дата обращения: 10.08.2010).
РАТМ обвинил команду алтайского губернатора в невыполнении договоренностей по «Алттраку» // amic. 15.12.2009. URL: http://www.amic.ru/news/116354/ (дата обращения: 10.08.2015).
РАТМу доверили «Алтайский трактор» // Комерсант.ру. 23.11.2004. URL: http://www.kommersant.ru/doc/526890 (дата обращения: 11.08.2016).
Рубцовск на грани разморожения. Более 70 тысяч горожан остались в холодных квартирах // altapress.ru. 27.01.2005. URL: http://altapress.ru/story/rubtsovsk-na-grani-razmorozheniya-bolee-tisyach-gorozhan-ostalis-v-holodnih-kvartirah-7507 (дата обращения: 10.08.2010).
Акционеры «Алттрака» заменят гендиректора вне очереди // Тайга.инфо. 8.02.2005. URL: http://tayga.info/news/2005/02/08/~51096 (дата обращения: 10.08.2010).
Ежеквартальный отчет Открытого акционерного общества «Алтайский трактор» (Алттрак), ОАО // Законодательство и инвестиции. 26.05.2004. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/2C23E22C473224AEC325708B003EEE15/discl_doc.html (дата обращения: 15,08.2016).
«Алттрак» готовят на продажу // Комерсант.т. 14.08.2007. URL: http://www.kommersant.ru/doc/795059 (дата обращения: 11.08.2016).
РАТМ намеревается вновь купить в ходе банкротства имущество недомученного им «Алттрака» // Бинфакс. 16.11.2007. URL: http://www.bankfax.ru/news/48057/97299/ (дата обращения: 11.08.2016).
Белов Ю. «Алттрак» выставили на торги // Континент Сибирь. 2007. № 45. 16-23 ноября. С. 1.
ОАО «Алттрак» где завершается процедура банкротства, возглавил аффилированный к собственникам предприятия Сергей Скулкин // Бинфакс. 13.06.2007. URL: http://www.bankfax.ru/news/44048/97098/97170/no_comment (дата обращения: 11.08.2016).
Гибель «Алттрака» как пример промышленной политики администрации Алтайского края // Политсибт. 25.12.2007. URL: http://politsib.ru/news/21546 (дата обращения: 12.08.2016).
Определение от 23 июня 2011 г. по делу № А03-14680/2005 // Судебные и нормативные акты РФ. 23.06.2011. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/HUdCtHwF11Wh/ (дата обращения: 16.10.2016).
С ОАО «Алттрак» уволено 2 041 человек, на ООО «Алттрак» принято - 1 219 // Тайга. Инфо. 21.08.2008. URL: http://tayga.info/news/2008/08/21/~81693 (дата обращения: 16.10.2016).
Васько О. «Алттрак» готовится к торгам // ПолитСибРу. 2008. № 5. 29 мая. С. 13.
Уволены первые 900 работников «Алттрака» // amic. 17.07.2008. URL: http://www.amic.ru/news/89474/ (дата обращения: 17.08.2016).
Высвобождающимся работникам ОАО «Алттрак» оказывается государственная поддержка // Официальный сайт Алтайского края. Барнаул, 16.07.2008. URL: http://www.altairegion22.ru/region_news/44442.html (дата обращения: 17.08.2016).
 К вопросу о становлении «капиталистических механизмов» в агропромышленном комплексе Алтайского края в 1990-2000-х гг. на примере ОАО «Алтайский трактор» | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 419. DOI: 10.17223/15617793/419/15

К вопросу о становлении «капиталистических механизмов» в агропромышленном комплексе Алтайского края в 1990-2000-х гг. на примере ОАО «Алтайский трактор» | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 419. DOI: 10.17223/15617793/419/15