Статья посвящена проблеме профессиональной социализации студентов. Представлен анализ социологических и педагогических научных источников по данной проблеме. Комплекс использованных теоретических, эмпирических и диагностических методов выявляет сущностные аспекты феномена профессиональной социализации студентов, определяет компонентный состав и классификацию ее критериев. Одним из факторов профессиональной социализации студентов авторами определяется физическое воспитание в процессе занятий фитнесом. Аналитический обзор физкультурно-оздоровительных предпочтений студентов университетов города Томска подтверждает, что фитнес выступает средством формирования профессиональной социализации молодёжи.
Professional socialization of students in physical education: theory and practice.pdf Студенческая молодежь - это особая возрастная и социальная группа. Студенчество как возрастная группа охватывает период от 18 до 25 лет. Как социальная группа студенчество отличается рядом особенностей: высокий образовательный уровень и познавательная мотивация, социальная активность и стремление к самореализации, сочетание интеллектуальной, творческой и физической деятельности. В плане психосоциального развития студенчество характеризуется развитием высших психических функций и личности в целом. В 2000-е гг., присоединившись к Болонской конвенции, российские университеты постепенно перешли на европейскую модель образования. Принятие этой модели в настоящее время обусловило некое ограниченное понимание населением, включая студентов и преподавателей, цели высшего образования как выпуска бакалавров и магистров по указанному в дипломе направлению подготовки. Действительно ли только в этом предназначение высшего образования? Согласно государственным документам об образовании вузы призваны обеспечить рынок труда компетентными специалистами, обладающими качествами, необходимыми для становления профессионализма. При этом и в документах, и в научных трудах подчеркивается, что период студенческой учебы является также важным этапом социализации. Социализация, по энциклопедическому определению, предполагает активное участие самого человека в освоении культуры, в формировании определенных значимых социальных качеств, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности. Социализация включает в себя познание человеком окружающей действительности, овладение знаниями и компетенциями практической индивидуальной и совместной деятельности. Основополагающее значение для эффективности социализации имеет процесс воспитания и образования [1. C. 64]. Таким образом, становится очевидным, что главную роль в подготовке компетентных специалистов в высших учебных заведениях играет профессиональная социализация. В научной литературе существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации. Так, например, социолог Н.А. Перинская понимает под профессиональной социализацией, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. А с другой стороны, имеется в виду процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адекватного поведения проявляются не как подчинение внешним требованиям, а как осознанный выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие [2. C. 36]. Известный отечественный ученый в области социализации молодежи А.И. Ковалёва похожим образом определяет профессиональную социализацию как процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений и навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества [3. С. 109]. Другой российский исследователь, А.Г. Краснопе-рова, в своей статье подчеркивает, что профессиональная социализация личности тесно связана с подготовкой человека к профессионально-трудовой деятельности и заключается в выборе конкретной профессии посредством информационного влияния СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, а также в процессе профессионального обучения и включения в соответствующие действия [4. С. 77]. В исследованиях белорусского ученого-социолога В.А. Клименко профессиональная социализация студенческой молодежи рассматривается как многофакторный и многоуровневый процесс усвоения индивидом специальных знаний, социальных и профессиональных навыков. Наряду с этим на приоритетные позиции выходит формирование профессиональных норм, ценностей, профессиональной культуры с целью развития адаптационно-интегративных характеристик, которые создают необходимый потенциал для эффективного включения в профессионально-трудовую среду, успешного выполнения социальных ролей и профессиональных функций, высокой социальной и профессиональной мобильности на всем жизненном пути индивида [5. C. 96]. Аналогичные взгляды на данный социальный феномен представлены в исследованиях С. И. Кучмие-вой, Е.С. Студеникиной, И.В. Воробьевой, М.В. Ми-гачевой [6-9]. Обобщенный анализ научной социологической литературы по исследуемой теме дает основание сделать вывод, что профессиональная социализация предполагает получение человеком профессии, вхождение в определенную профессиональную среду, применение имеющихся знаний на практике и реализацию накапливаемого профессионального опыта. Однако хотя это определение верное, но, как нам видится, не вполне достаточное, поскольку результаты исследований профессиональной социализации молодежи в большей степени представлены в работах социологов, а не педагогов, чем и обусловлен социологический характер определения. Поэтому педагогические исследования, на наш взгляд, представляют потенциал для расширения и уточнения сущности феномена профессиональной социализации студентов. Обратимся к научным позициям педагогов. Известный отечественный ученый Л.И. Савва обосновала свой авторский взгляд на развитие интеллектуальной культуры, социальной зрелости студентов, на развитие умений самоорганизации, тайм-менеджмента учащейся молодежи в процессе профессиональной подготовки студента - будущего учителя к реализации социальной функции в образовательном процессе [10]. В трудах педагога-исследователя С.М. Марковой доминирует точка зрения, что при профессиональной социализации молодежи приоритетными становятся цели формирования гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения, духовно-нравственного становления человека, его жизненного самоопределения, развитие социального и жизненного опыта. Подчеркивается определяющая роль мотивационной сферы, социально-коммуникативных умений, навыков принятия будущим специалистом ответственных решений по осуществлению своих социальных функций, осознанное формирование социально приемлемого образа жизни [11. С. 55]. Педагогический аспект профессиональной социализации интересно изложен молодым педагогом-исследователем Т.Г. Затеевой. Автор уточняет, что профессиональная социализация - это многоаспектный, многоуровневый, сложный процесс, результат освоения и активного воспроизводства человеком социально-профессионального опыта, в основе которого находятся профессионально значимые ценности, установки, социальные нормы, элементы корпоративной культуры, реализуемые в общении и деятельности [12. С. 39]. Как видим, в педагогическом ракурсе в исследованиях профессиональной социализации приоритетными являются вопросы формирования личностных и профессиональных качеств молодых специалистов в процессе адаптации к профессиональной среде. К таким качествам научная психолого-педагогическая общественность относит: готовность к освоению нового профессионального знания, профессиональный интерес, стремление к познанию, интеллектуальную активность, самостоятельность, профессиональный взгляд, умение взаимодействовать в профессиональной среде, владение профессиональной терминологией, потребность в самоактуализации и личностном росте. Для «измерения» уровня и результативности социализации в педагогической науке используется термин «социализированность». Анализ обширного массива научной литературы показал, что в педагогической теории единой точки зрения по вопросу определения сущностных аспектов понятия «социализированность» не представлено. На наш взгляд, социали-зированность может рассматриваться лишь как промежуточный результат социализации. Социализиро-ванность предполагает соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к его возрастному этапу, наличие личностных и социальных предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение и социальную адаптацию. По каким критериям можно определить, в какой степени студент социализирован? На основе многолетних педагогических наблюдений, анализа научных публикаций и собственной исследовательской работы нам удалось выявить условную классификацию критериев. Среди них: I. Психолого-мотивационная предрасположенность: - положительная мотивация к овладению изучаемой специальностью; - позитивный эмоциональный настрой к будущей профессии; - сформированная система ценностных ориента-ций; - личное чувство готовности студента к профессиональной деятельности. II. Профессиональное самоопределение: - закрепление профессиональных намерений; - осознанный выбор определенной профессионально-трудовой сферы; - соответствие личностных качеств требованиям выбранной профессии; - готовность к профессиональному обучению и воспитанию; - активное вхождение человека в профессионально-трудовую среду; - успешное овладение профессией (специальностью) в условиях конкретного трудового процесса и производственных отношений; - полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде. III. Социально-профессиональная адаптация: - бесконфликтное принятие условий организации вузовского учебного процесса; - приобретение навыков самостоятельности в учебной и научной работе; - коммуникативная адаптация: способность к продуктивному взаимодействию в группе, к установлению коллегиальных взаимоотношений; - создание собственного стиля поведения; - способность к обучению в процессе пробной профессиональной деятельности в ходе производственных практик; - стремление к повышению уровня мастерства и профессиональному совершенствованию. IV. Физическая профпригодность: - достаточный уровень здоровья; - общефизическая подготовленность; - выносливость, способность к выполнению напряженной работы; - отсутствие вредных привычек, здоровый образ жизни; - знание и выполнение правил личной и профессиональной гигиены; - аккуратный, подтянутый, привлекательный внешний вид; - эмоциональная и психическая уравновешенность. С нашей точки зрения, для успешной профессиональной социализации студентов необходимо задействовать весь комплекс факторов и педагогических условий, реализуемых в процессе образования. Наш опыт позволяет утверждать, что одним из важнейших факторов профессиональной социализации студентов является физическое воспитание. Исследованию роли физического воспитания в подготовке будущего специалиста уделено внимание в работах Е.С. Левченко, М.Г. Шнайдер [13, 14]. Практика показывает, что в процессе физического воспитания возможно сформировать у студентов высокий уровень социализирован-ности по большей части критериев: психолого-мотивационным, социально-профессиональной адаптации, физической профпригодности. Критерий профпригодности будущих специалистов по физическим показателям заслуживает особого рассмотрения. Опыт наблюдений в процессе физического воспитания позволяет утверждать следующее. Двигательная активность, эмоциональное общение, атмосфера соревновательной деятельности молодежи, переключение с умственного вида учебного труда на физическую деятельность, навыки работы в команде, воля к победе, положительная мотивация к здоровому образу жизни - это основополагающие факторы, формирующие у студентов профессионально значимые качества. Прежде всего, это высокий уровень здоровья, физическая подготовленность, которые являются элементами успешной профессиональной социализации личности. Достижение этих целей зависит не только от используемых средств, но и от социальной направленности учебно-воспитательного процесса. Согласимся с утверждением В.Г. Шилько о том, что личностно-ориентированное содержание физ-культурно-спортивной деятельности, основанное на использовании в учебном процессе спортивно-видовых, общеразвивающих и оздоровительных технологий, способствует формированию мотивации студентов к двигательной активности, оптимизации уровня здоровья, а также повышению общей и специальной физической подготовленности [15. С. 118]. В настоящее время одним из наиболее популярных видов физической культуры в студенческой среде является фитнес. Поэтому вполне закономерным стало включение фитнеса как элективного курса в образовательные программы по физическому воспитанию студентов. Популярность фитнеса у молодежи рассматривается как: - кондиционная тренировка, обеспечивающая гармоничное развитие физических качеств; - социальное явление, затрагивающее разные стороны жизнедеятельности человека; - привлекательная форма организации отдыха; - система физкультурного образования [16. C. 115]. Многолетний опыт авторов статьи позволил выявить преимущества фитнеса как вида двигательной активности. Среди них отметим доступность, самостоятельность выбора, индивидуальность, минимальность затрат, функциональность, эмоциональность, разнообразность, результативность, константность. Подчеркнем выявленные функции фитнеса как эффективного фактора социализации студентов: - оздоровительная, образовательная, воспитательная, развивающая, аксиологическая, интегративная; - информационная, профессионально-прикладная, спортивно-тренировочная, рекреативная, реабилитационная, гедонистическая, зрелищная [17. C. 87-89]. Анализ физкультурно-спортивных предпочтений студентов вузов города Томска показал, что из всего многообразия элективных курсов фитнес является наиболее востребованным. Об этом свидетельствует динамика количественных показателей. В Национальном Исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ, общее количество студентов - 19 000) как в 2015/2016, так и 2016/17 учебных годах количество студентов, выбирающих фитнес в качестве направления физического воспитания, составило 600 человек. В Национальном Исследовательском Томском государственном университете (ТГУ, общее количество студентов - 17 000) в 2015/16 учебном году специализацию «фитнес-аэробика» выбрали 300 студентов, а в 2016/17 учебном году - 400 студентов. В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ, общее количество студентов -8 000) в 2015/16 учебном году количество студентов, занимающихся в группах оздоровительной фитнес- и аква-аэробики и атлетической гимнастики, составляло 120 человек, в 2016/17 учебном году этот показатель составил 200 человек. Наблюдаемая динамика позволила сделать предположение, что в процессе физического воспитания фитнес может быть использован в качестве средства формирования у студентов соответствия критериям профессиональной социали-зированности. Для подтверждения нами было проведено исследование по типу «поперечного среза» с применением методов педагогического наблюдения, беседы и анкетирования. Целью исследования являлось выявление личностных характеристик студенток, развивающихся в процессе занятий фитнесом. В качестве испытуемых были привлечены студентки разных факультетов ТГПУ, обучающиеся по программе элективного курса «Фитнес» второй год (n = 100). Результаты анкетного исследования показали, что систематические занятия фитнесом способствуют формированию следующих личностных характеристик: - установка на здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, правил личной гигиены, регулярная двигательная активность; - понимание роли фитнеса в формировании образа физического «Я»: стремление к достижению спортивного телосложения, поддержание функциональности мышц и суставов, стройная фигура, правильная осанка; - повышение самооценки своих внешних и личностных качеств, самоуважение; - уверенность в себе, целеустремленность, сила воли; - систематические занятия фитнесом активизируют умственную деятельность, развивают музыкально-ритмические способности и эстетический вкус; - стремление к личностному росту и творческой самореализации; - открытость в социальных контактах, коммуникабельность, умение взаимодействовать в группе, успешность в установлении отношений. Как видим, выявленные формируемые качества во многом соответствуют обозначенным критериям профессиональной социализированности молодого человека, будущего специалиста, что подтверждает наше предположение о социализирующем влиянии фитнеса в процессе физического воспитания. Главное - фитнес как привлекательный вид спортивно-оздоровительной деятельности способен выступить эффективным средством формирования аксиологических установок личности, в которых основополагающее место занимает здоровый и активный образ жизни.
Психологический словарь. М., 1996. 440 с.
Перинская, Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации // Социологический сборник. Институт моло дежи. М. : Социум, 1998. Вып. 4. С. 36-40.
Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109-115.
Красноперова А.Г. Профессионально-трудовая социализация в образовательном процессе комплекса // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 77-79.
Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 92-102.
Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе : автореф. дис.. канд. социол. наук. Волгоград : Волгоградский институт бизнеса, 2007. 24 с.
Студеникина Е. С. Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции : автореф. дис.. канд. социол. наук. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2007. 21 с.
Воробьева И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» : автореф. дис.. канд. социол. наук. М. : Московский гуманитарный университет, 2007. 20 с.
Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1 (51). С. 95-101.
Савва Л.И., Плотникова Е.Б., Рабина Е.И., Рязанова Л.С. Социализация студентов в профессиональном образовании / под общ. ред. Л.И. Савва. М. : Изд. дом Академии естествознания, 2012. 300 с.
Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 54-56.
Затеева Т.Г. Профессиональная социализация студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы : дис.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2016. 171 с.
Левченко Е.С. Факторная структура социальной адаптации студентов // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 26-29.
Шнайдер М.Г. Педагогические условия формирования физической готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза: дис.. канд. пед. наук, Чебоксары, 2009. 171 с.
Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : дис. д-ра пед. наук. Томск, 2003. 488 с.
Чапкович Ж. А. История развития фитнеса как вида двигательной активности населения // Вестник Томского государственного педагогического университета (tSPU Bulletin). 2016. Вып. 8 (173). С. 112-116.
Чапкович Ж.А. Профессиональная социализация студентов в процессе физического воспитания как предмет педагогического анализа // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 85-91.