Медийный образ ДВР, СПС и «Яблоко» по материалам либеральной партийной печати Западной Сибири (1993-2003 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 421. DOI: 10.17223/15617793/421/14

Медийный образ ДВР, СПС и «Яблоко» по материалам либеральной партийной печати Западной Сибири (1993-2003 гг.)

Рассматриваются основные концепты формирования медиа-образа западносибирских отделений либеральных партий «Демократический выбор России», «Союз правых сил» и «Яблоко» в 1993-2003 гг. на страницах их периодических изданий. Основным методом выступает дискурс-анализ, предполагающий выявление особенностей медиатекстов партийной прессы либералов в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях. Автор приходит к выводу о целостном медиаобразе либеральных партий, но фрагментированном образе либерализма в Западной Сибири.

Media images of the Democratic Choice of Russia (DVR), the Union of Right Forces (SPS) and Yabloko in West Siberian libe.pdf Реформы в СССР периода Перестройки, а также реформы начала 1990-х гг. привели к возрастанию роли средств массовой информации в обществе и их активному вовлечению в общественно-политическую жизнь, особенно в период выборов. Периодические печатные издания, в том числе партийные, не стали исключением. Они были призваны оказывать существенное влияние на создание медиаимиджа различных политических акторов (позитивного / негативного) и, возможно, были способны к формированию определенных вкусовых политических предпочтений населения. Предвыборная кампания, основанная на сочетании агитационно-пропагандистской деятельности и использования информационного ресурса, могла сыграть решающую роль в выборе в пользу той или иной политической партии. Данный тезис можно подтвердить достаточно наглядным примером: комплекс мер, таких как продуманная PR-кампания и ее удачное воплощение, неограниченные информационно-пропагандистские ресурсы, позволили Б.Н. Ельцину на выборах на пост Президента в 1996 г. из безнадежного аутсайдера за четыре месяца превратиться в безоговорочного фаворита и победителя [1. С. 154]. Именно эта предвыборная кампания, по мнению политологов, дала толчок к медиатизации политики, т. е. процессу, при котором политическая жизнь перемещается в символическое пространство средств массовой информации [2]. Отличительной особенностью современных СМИ является систематический идеологический «перекос» [3. C. 19], который можно отследить через язык, используемый в материалах. В партийной прессе этот «перекос» достигает своего максимума, поскольку она наиболее наполнена концептами той или иной идеологии, способными оказывать существенное влияние на умонастроения читателей и их политический выбор. Каждая крупная политическая сила для победы на выборах должна была выстраивать собственную стратегию формирования своего медиаобраза. Именно в партийной периодической печати был представлен «идеальный» образ той или иной партии, конструируемый прежде всего за счет интерпретации различных событий в обществе с позиции своей идеологии. Методология исследования медийного образа находится в настоящее время на стадии становления. Свой вклад в понятие медиаобраза и выявление особенностей представления политической информации средствами массовой коммуникации вносят как лингвисты и филологи, так и журналисты и политологи [4-7]. Проблема анализа материалов периодических изданий либеральных политических партий являлась объектом исследования российских политологов П.В. Ушанова [1] и И.А. Злыгостевой [8]. Если первый автор сосредоточил свое внимание на либеральной общественно-политической печати современной России, то второй автор провел комплексный контент-анализ текстов партийных газет правых «Демократический Выбор» и «Правое дело». Некоторые сюжеты взаимовлияния региональной прессы и политических партий были рассмотрены сибирским исследователем С.В. Новиковым [9], однако медиатексты сибирской либеральной прессы до сих пор не стали предметом специального рассмотрения. Целью данной статьи является определение основных концептов формирования медиа-образа региональных отделений либеральных партий в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях на страницах их периодических изданий. Основным методом выступает дискурс-анализ материалов этих изданий, который предполагает выявление особенностей медиа-текстов сибирской партийной прессы либералов. Региональный рынок периодической печати Западной Сибири (Томская, Новосибирская, Кемеровская области) в 1993-2003 гг. состоял из различных сегментов, среди которых в качестве партийной прессы можно выделить как общероссийские партийные издания либеральных партий - «Демократический выбор» партии «Демократический выбор России» (ДВР), «Правое дело» партии «Союз правых сил» (СПС) и «Яблоко России» партии «Яблоко», - так и партийные газеты местных отделений либеральных партий. Обращение к материалам федеральной либеральной печати позволит выявить специфику медийного образа в региональных изданиях в сравнении с общероссийским дискурсом и составить целостное представление об эволюции медиаобраза либеральных партий с момента их институционализации в общероссийском масштабе в 1993 г. до политического поражения на выборах в Государственную Думу 4-го созыва в 2003 г. Формирование имиджа партии является одной из главных функций партийной периодической печати. Издание политической партии является инструментом воздействия на две целевые группы общества: членов этого политического объединения и его потенциальный электорат. Поэтому партийная газета, с одной стороны, должна обеспечивать внутреннюю политическую коммуникацию и укрепление лояльности внутри партии путем информирования о деятельности различных звеньев партии и продвижения партийной идеологии. С другой стороны, для убеждения потенциальных избирателей на страницах партийных изданий должна быть представлена не просто информация о деятельности партии в той или иной сфере, а освещение социально-экономических и политических проблем исходя из ее идеологической позиции. Таким образом, партийная пресса должна характеризоваться отчетливо выраженной политической позицией партии. Другим отличием партийных газет от общественно-политических являлось то, что практически невозможно было отследить, кто имел доступ к данным газетам, кто их приобретал и кто их читал, поскольку большинство партийных изданий распространялось не по подписке, а путем безадресной рассылки или прямого распространения на улицах города представителями партии. В Томской, Новосибирской и Кемеровской областях в библиотеках и архивах областного центра среди газет либерального толка удалось найти номера всех трех изданий: «Демократический выбор», «Правое дело», «Яблоко России» с приложением «Московское Яблоко». Естественно, что не все выпуски данных газет сохранились, порой не представлены целые годы и месяцы. По словам сотрудников, библиотеки не были подписаны на эти издания, ответственность за передачу их в библиотеки лежала на самих партиях и их региональных отделениях. Региональными отделениями либеральных партий были приняты меры, обеспечивающие распространение своих материалов. Например, в Прокопьевске было принято решение о создании сети информационных стендов печатных изданий партии «Яблоко» [10. Л. 1-2], а в Ленинск-Кузнецке был назначен ответственный за работу с библиотеками города, желающими получать «яблочную» газету бесплатно [11. Л. 26-27]. В Томске было решено вместе с организацией различных пикетов раздавать газеты и листовки, а также предварительно разнести все газеты по общежитиям города [12. Л. 5]. Согласно Приложению № 9 к протоколу № 5 заседания Федерального политического совета «Союз правых сил» от 21.03.2002 «Об организации информационного обмена в СПС», региональные отделения СПС должны были рассматривать подписку на газету «Правое дело» как первоочередную задачу. Они должны были обеспечить подписку на данную газету библиотекам и общественным организациям, а также регулярно размещать газету в вузах и других учреждениях, имеющих стенды или, при их отсутствии, создать их [13. Л. 37-39]. Однако ни в одной библиотеке Томска, Новосибирска, Кемерова не удалось найти полную подшивку газет «Правое дело» или «Яблоко России», только в Центре документации новейшей истории Томской области и в Государственном архиве Новосибирской области были обнаружены несколько экземпляров этих изданий. Полный комплект экземпляров первых лет выпусков газеты «Правое дело» (2001-2002 гг.) удалось найти в Новокузнецкой городской библиотеке им. Н.В. Гоголя. Библиотекари объяснили это тем, что в начале 2000-х гг. городские библиотеки Новокузнецка комплектовались в основном за счет граждан и организаций, которые предоставляли книги и иные печатные материалы на безвозмездной основе; поскольку газета «Правое дело» была бесплатной и активисты СПС регулярно доставляли ее в библиотеку, было решено сформировать цельную подшивку. Подшивки некоторых выпусков газет «Демократический выбор» и «Яблоко России» имеются в библиотеке Томского государственного университета. На страницах «Демократического выбора» [14] и «Правого дела» [15] подавляющее число материалов было посвящено политической сфере, что обусловлено спецификой функционирования партии ДВР и СПС и их отношения к властным структурам [8. С. 148]. Наиболее частыми темами были освещение парламентской деятельности в Государственной Думе РФ и внутрипартийной жизни «правых», а также анализ российских политических реалий. Кроме этого, часто затрагивались проблемы либеральной идеологии в России, которая выражалась через противопоставление ценностей демократии идеологии коммунистов; через хронику российских реформ; через материалы, «оправдывающие» действия реформаторов в начале 1990-х гг. [8. С. 113] Помимо различных аналитических статей на данную тематику с 1996 г. в газете «Демократический выбор» публиковались отрывки из книги В. Леонтовича «История либерализма в России» и иные статьи или отрывки из книг известных философов, писателей, историков. Лидер партии Е. Гайдар в одном из своих интервью сказал о том, что одна из основных задач партии - достучаться до россиян, объяснить им «преимущества либеральной идеологии» [14. 1998. 5-11 ноября]. Эту идею подхватила и редакция «Правого дела» - в рубрике «Либеральное наследие» публиковались статьи о русских философах, различных либеральных деятелях XIX -начала ХХ в., таких как К.Д. Кавелин, Д.Н. Шипов, П.Б. Струве, П.А. Гейден и т.д. Это позволяет говорить о некоем «интеллектуальном лидерстве», которое можно рассматривать как попытку «правых» дать глубокое теоретическое обоснование своей позиции со ссылкой на авторитет либеральных мыслителей, показать истоки либерализма, укорененность либеральной традиции в России и представить себя в качестве её преемников на новом этапе реформирования общества. Интересно отметить, что деятельности других партий (КПРФ, ЛДПР и ОВР) на страницах «Демократического выбора» и «Правого дела» было уделено не так много внимания. Публикации о действиях других партий появлялись лишь в период избирательных кампаний. С одной стороны, это говорит о том, что газеты ДВР и СПС не вступали в конфронтацию с политическими оппонентами, хотя и КПРФ, и ЛДПР со своей стороны не стеснялись публиковать нелицеприятные статьи про либералов. Основной посыл прессы левых партий состоял в критике либерального политического устройства - по мнению коммунистов и «жириновцев», именно либералы были виноваты в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, вызванном реформами 1990-х гг. С другой стороны, малое количество критических материалов о деятельности политических оппонентов говорит о незаинтересованности редакции ДВР и СПС в формировании на страницах своих изданий «образа врага» в лице какой-либо иной политической силы. В отличие от этих партийных изданий в газете «яблочников» [16] основные материалы были посвящены социальной сфере. В данных публикациях партийное руководство старалось затронуть интересы и проблемы практически всех категорий населения. Большое внимание было уделено вопросам экологии и военно-технической базы России. Публикациям по политической и экономической тематике на страницах данной газеты уделялось гораздо меньше внимания. Основными темами были сообщения о работе фракции в Государственной Думе РФ, обсуждение бюджета страны и критика действий Правительства России, а также КПРФ. Практически совсем не были затронуты вопросы идеологии в целом и либерализма в частности: эти вопросы появлялись только в опубликованных докладах и отчетах конференций партии. Особое внимание в данной газете уделялось новостям из регионов. В рубрике «Города и веси» описывались все значимые события в региональных отделениях партии, наибольшее количество упоминаний которых связано с городами Санкт-Петербург, Пермь и Белгород, однако новосибирское и томское отделения также неоднократно упоминались в этой рубрике. Дополнить представление о медиаобразе партии «Яблоко» позволяет обращение к спецвыпуску «Новое Яблоко» [17], изданному в качестве подарка от «Новой газеты» к съезду партии, на котором состоялась реорганизация объединения «Яблоко». В этом выпуске партия «Яблоко» ассоциировалась с «демократической альтернативой» существующему курсу; с командой профессионалов, «интеллигентов», собранных для разработки и осуществления своей программы экономических и политических реформ в стране. С одной стороны, говорилось о различиях во взглядах партии «Яблоко» и ее оппонентов, как КПРФ, так и СПС, с другой - подчеркивалось, что «Яблоко» всегда готово к компромиссам, но не согласно поступаться принципами ради вхождения во власть. Г. Явлинский представал в глазах читателя как «один из самых нелюбимых властью политиков» [Там же], а партия как «всегда чем-то недовольная» [Там же], что накладывало на имидж как политика, так и партии негативный отпечаток. Подчеркивалось и то, что партия «Яблоко» - «партия честных людей», старающихся, чтобы цели и ценности у нее не вступали в противоречие со средствами их достижения. Таким образом, главной задачей федеральной либеральной партийной печати было удовлетворение запросов двух групп населения - членов партии и сторонников партии (потенциальных избирателей). Если с первой задачей партийные издания в целом справлялись, вовремя и содержательно освещая актуальные вопросы деятельности и тактику руководства партии, то со второй задачей - формирование образа партии в глазах населения - у редакции газет возникали трудности. Зачастую игнорируя социальные и экономические проблемы (в случае с газетами СПС и ДВР), эти партии были не в состоянии донести до населения, каким образом будут решаться те или иные актуальные вопросы. Поэтому в данном случае целесообразно говорить лишь об идеологической составляющей медиаобраза. В газете «яблочников» ситуация оказалась обратной: постоянно публикуя материалы об острых социальных и экономических проблемах, редакция «забывала» объяснить читателям фундаментальные принципы либерализма и либеральной политики. В таком случае имел место явный перекос в сторону популизма, не подкрепленного каким-либо идеологическим основанием. Что касается региональных партийных газет, то томское «Яблоко» дважды предпринимало попытку их создать. В 1995 г. оно стало соучредителем (совместно с ТО ДВР [18. Л. 1]) газеты «Сибирское обозрение», выпускало газету «ЭПИЦентр». Согласно Отчету о работе Томского объединения «Яблоко» за 1995 г., вышли два номера газеты «Сибирское обозрение» тиражом 5 тыс. экз. и газета «ЭПИЦентр» тиражом 50 тыс. экз. [19. Л. 1-3]. Экземпляры этих изданий удалось найти в Центре документации новейшей истории Томской области. Но назвать данные газеты партийными изданиями «Яблоко» представляется с трудом. Содержание газеты «Сибирское обозрение» [20] не подходит под категорию «партийная печать», несмотря на то что учредителем является само «Яблоко». В выпусках данной газеты поднимались достаточно злободневные вопросы: выбор траектории реформирования России, пути трансформации политической элиты, проблемы структуры управления, вопросы собственности, войны и мира и т. д. Однако в этих материалах не было расставлено акцентов с точки зрения идеологии партии «Яблоко», как и не было статей, посвященных деятельности этой партии. Исключение составляет лишь одна статья «Мифы и факты о Г. Явлинском» [Там же. 1995. Август], которая напрямую относится к партии «Яблоко». Второе издание - «ЭПИЦентр» [21], несмотря на заявление Председателя Совета Томского ЭПИЦентра Б.К. Шайдуллина о том, что через эту газету будет решаться задача развития и реализации программы политических и экономических преобразований «Яблоко», создавалась всё-таки как газета Томского центра экономических и политических исследований, в которой предполагалось знакомить читателей с результатами исследований этого центра, а не с деятельностью томского «Яблока». Тем не менее 10 декабря 1997 г. вышел спецвыпуск газеты «ЭПИЦентр» - «Борис Шайдуллин: что за человек этот человек?» [Там же]. Действительно партийным изданием томских «яблочников» могла стать газета «Томское ЯБЛОКО», которая ежемесячно стала выходить после нового учреждения томской ячейки «Яблоко» в 1999 г. [22. 1999. 5 окт.]. Однако выпуски этой газеты оказались недоступны исследователю. В Новосибирской области с 1999 г. выходила газета «Мы вместе» [23], учредителем которой являлось новосибирское региональное отделение «Яблоко». Сначала она выходила в качестве приложения к городской газете «Вечерний Новосибирск», затем стала самостоятельной. Всего за этот год удалось обнаружить 10 выпусков, тираж каждого из которых составлял 50 000 экз. Кроме этого, согласно информации в передовице этой газеты, доступ к ее материалам можно было получить по ссылке www.yabloko.center-f1.ru, однако в настоящее время данный сервер недоступен. В Кемеровской области региональное отделение «Яблоко» совместно с ЛДПР, «Отечеством», ДПР и «Либеральной Россией» (в рамках соглашения о Политическом консультативном Совете Кемеровской области) в середине 2000 г. стало соучредителем газеты «Политический вестник» [24. Л. 4]. Целью выпусков этой газеты было периодическое достоверное освещение общественно-политической жизни Кузбасса, адекватные оценки наболевших проблем и вопросов в обществе, выражение точки зрения членов Политического консультативного Совета по тому или иному вопросу [25. Л. 2]. К сожалению, ни одного из выпусков этой газеты обнаружить не удалось. По отчетам о деятельности местных организаций за определенный период и по наличию самих выпусков газет, сохранившихся в местных архивах и библиотеках, можно определить, какие иные газеты (чаще всего это были «информационные выпуски») выпускались в данный период. В основном они были агитационными, бесплатными и не носили регулярного характера. Так, можно привести достаточно длинный перечень наименований газет томского «Яблока»: политико-информационный выпуск томской оппозиции «За оппозицию» (тираж 10 тыс. экз.), «Слово и дело» (тираж 150 тыс. экз.), «Защищай свои права»; газеты в поддержку кандидата от «Яблока» О. Плетнева на выборах федерального и регионального уровней -«В яблочко» (тираж 100 тыс.), «За честную власть» (105 тыс. экз.), «Совесть» (тираж 130 тыс.), «Ответы и аргументы» (тираж 100 тыс. экз.). В Новосибирской области такими изданиями новосибирского регионального объединения «Яблоко» стали: политико-информационный выпуск «Мы оппозиция» (тираж 100 тыс. экз.), «Политграмота» (тираж 250 тыс. экз.), «За оппозицию» (тираж 150 тыс. экз.), газеты в поддержку кандидата от «Яблока» Г. Глебова: информационный выпуск для жителей Заельцовского избирательного округа «За наше будущее!», «С любовью к женщинам»; в поддержку кандидата от «Яблока» Л. Пепеляевой - «Профессионал»; в поддержку кандидата от «Яблока» Б. Коновалова - «Когда наступят перемены к лучшему». В Кемеровской области в качестве агитационного материала распространялись специальный бюллетень для избирателя «Яблоко» в Кузбассе (тираж 100 тыс. экз.), информационный бюллетень «Депутат Кузбасса» (тираж 70 тыс. экз.) Все перечисленные выпуски пришлись на период региональных выборов в данных областях в 1999-2002 гг. Кроме такого рода политико-информационных выпусков, начиная с 2000-х гг. в преддверии выборов различных уровней в некоторых федеральных и областных общественно-политических газетах появлялись спецвыпуски, приложения или вкладыши либеральных партий. Это объяснялось как отсутствием у региональных отделений «Яблоко» своих постоянных печатных органов, так и новой практикой региональных газет, которые стремились показать разносторонность своих взглядов. Немалую роль сыграли и личностные отношения между главными редакторами газет и лидерами либеральных партий в области. В региональные газеты «Красное Знамя» и «Томская неделя» в 2001 г. перед выборами в городскую Думу помещались вкладыши от местного отделения «Яблоко» «Мы - оппозиция» и «Совесть». Как уже было сказано, в качестве приложения к городской газете «Вечерний Новосибирск» выходила газета новосибирского регионального отделения «Яблоко» - «Мы вместе». Во всех перечисленных информационных выпусках и вкладышах основной упор делался на создание положительного образа кандидата от партии, а не на позиционирование самой партии. Так, в газетах «За оппозицию», изданных в преддверии выборов в городскую Думу Томска в марте 2001 г., практически не было упоминания о том, что данная оппозиция формируется на базе регионального отделения партии «Яблоко»: «Оппозиция - это люди, которым не нравится, что власть пытается обвести своих граждан вокруг пальца, заботясь только о своих личных корыстных интересах. Это люди, которым не нравится, что чиновники и монополисты перекладывают свои проблемы, воровство и безалаберность на плечи населения, накручивая коммунальные тарифы. Это люди, которые хотят, чтобы нормально жили все горожане, а не только те, кто удачно устроился у кормушки власти. Оппозиция - это мы с вами» [26. 2001. Март]. Возможно, этим партия, не называя имени, пыталась ассоциировать себя со всеми гражданами области, с «простыми людьми» и их насущными интересами. В Новосибирской области местные «яблочники» ставили томскую оппозицию в пример для подражания: «... нашлись в Томске люди, решившие прекратить разгул коррупции и дальнейший развал городского хозяйства. Депутаты, образовав солидных размеров фракцию в городской думе г. Томска, к которой примкнули три коммуниста, начали последовательно осуществлять пункты своей предвыборной программы. Так кончилась расслабленная жизнь чиновников, обнаглевших от собственной безнаказанности» [27. 2001. 23 окт.]. По томскому примеру новосибирское региональное отделение партии «Яблоко» объявило себя «оппозицией»: «Мы не оппозиция лично Толо-конскому или Городецкому. Мы оппозиция системе, которую они олицетворяют и возглавляют. Нас объединяют общие идеалы - правда, честность, справедливость. В стране, в которой власть лжет своему народу, каждый честный человек должен быть оппозиционером» [Там же]. Однако, в отличие от томской оппозиции, ставка была сделана на имидж именно партии «Яблоко». И томские, и новосибирские «яблочники» брали за основу концепт «свой - чужой»: противопоставление всех «честных и порядочных граждан» «порочной системе власти, сложившейся за последние годы». В исследуемых политико-информационных выпусках статьи, посвященные властным структурам области, всегда носили исключительно отрицательный характер, в то время как заметки о партии «Яблоко» были положительными. Это дает основание утверждать, что главной целью оппозиции была попытка доказать читателю неправомерность действий региональной власти в лице определенных лиц и, возможно, дискредитировать ее. Например, в статьях «Нас хотят запугать, или Демократических выборов не будет?!» и «Почему выгодно предавать "Яблоко"» яблочники обвиняли исполнительную власть Новосибирской области в использовании административных рычагов с целью отстранить кандидатов «Яблока» от выборов. В статьях «Чиновничий рай или десять способов украсть из бюджета», «Надоело молчать», «Скованные одной цепью?» чиновники обвинялись в коррупции и безответственности. Образ власти, сформированный «яблочниками» в этих статьях, был похож на образ «врага» или «злодея», с которым нужно обязательно бороться. После такого рода статей напрашивался единственный вопрос: Кто способен победить такую власть? И на этот вопрос новосибирские и томские «яблочники» отвечали: «Только оппозиция - только мы с вами». В статьях «Дело чести», «Избирательный блок «Яблоко»: честная политика», «Мы хотим повернуть чиновников лицом к проблемам области», «Кто, если не ты?», «Мы бросили вызов системе» и др. оппозиция в лице «Яблока» и «простых честных граждан» выступает в роли «героя», способного решить все накопившееся проблемы. Таким образом, очевидна предвзятость к власти, выраженная с помощью установления причинно-следственной связи между ухудшающимся положением населения областей и действиями их руководителей. Противопоставляя себя коррумпированной и безответственной власти, «Яблоко» ассоциируется с честной и справедливой партией. В других партийных изданиях региональных отделений партии «Яблоко» в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях посыл был примерно таким же. В информационно-политической газете «Слово и дело», которая издавалась в период городских выборов 2001 г. в Томске, перед читателями партия «Яблоко» представала как «партия честных людей», «борец с коррупцией», «партия реальных дел». Практически все публикации сводились к теме противостояния мэра и оппозиции, где была проанализирована работа «яблочников» в борьбе с коррупцией во власти, разбазариванием муниципального имущества. В Новосибирской газете «Мы вместе», помимо темы противопоставления себя областной власти, внимание также уделялось проблемам партстроительства новосибирского регионального отделения и его программным тезисам. В специальном бюллетене для избирателей «Яблоко в Кузбассе» в основном рассказывалось о кандидатах от партии «Яблоко» и их программных установках. В планах томского регионального отделения партии «Демократический выбор России» также было издание своей собственной газеты [28. Л. 8-9]. Однако уже в конце 1998 г. в Отчете о текущей деятельности томского отделения ДВР [29. Л. 1-2] было заявлено, что финансовых возможностей для издания собственной газеты ТО ДВР нет, прорабатывался вариант издания вкладыша ТО ДВР в одной из томских газет. Исходя из анализа общественно-политических газет Томской области, можно сделать вывод, что этот вариант тоже не удался. В Новосибирской и Кемеровской областях также не удалось обнаружить региональные партийные издания ДВР. Исключение составил лишь спецвыпуск «Информационного еженедельника фирмы "Токем"», который был посвящен блоку «Выбор России» в преддверии выборов в Государственную Думу первого созыва в 1993 году. Таким образом, региональным отделениям ДВР оставалось надеяться только на размещение своих материалов в федеральной газете «Демократический выбор» либо в отдельно взятых областных и городских газетах. Что касается партии «Союз правых сил», то в период выборов в федеральный парламент РФ 2003 г. в областной газете «Томский вестник» был открыт спецвыпуск СПС «Правый берег» [30. Л. 13] (всего вышло 13 выпусков). Как и центральный аппарат, томское отделение СПС ставило на первый план идеологическую составляющую своей газеты. В ней практически любая публикация отвечала на вопрос, почему именно «Союз правых сил»? Аргументацию томские «правые» приводили исходя из позиций либеральной идеологии, обосновывая необходимость продолжения реформ в России, необходимость дальнейшей демократизации общества и создания работающего механизма между властью и обществом. Информационной составляющей газеты редакторы уделяли намного меньше внимания. Поэтому выпуски этой газеты носили ярко выраженный пропагандистский характер. Однако в отличие от центрального руководства партии СПС дискредитация коммунистов в глазах томских читателей со стороны местного отделения партии стала одной из главных тем: 1/3 часть информационного поля газеты заполняла критика в адрес как советских коммунистов, так и нынешнего состава КПРФ - особенно сильно доставалось бывшему первому секретарю Томского обкома КПСС, секретарю ЦК КПСС, члену Политбюро ЦК КПСС, народному депутату СССР Е. Лигачеву. Материалы в рубриках «Право голоса», «Правдоруб», «Взгляд справа», «Хроника времен застоя» характеризовались не свойственными для партийной печати сатирическими жанрами - фельетонами и очерками. Данный подход томских либералов позволяет говорить о позиционировании своей партии как полной противоположности КПРФ: «Мы - не они», «Мы - лучше»: «До чего все же вредна болезнь под названием «идеология коммунизма». Травит она душу, уродует сознание, калечит язык и ослепляет ненавистью. Лютой ненавистью ко всем и каждому, кто не соответствует или не согласен с постулатами классового учения» [31. 2003. 16 мая]. В этом духе были выдержаны все статьи, посвященные критике исторического прошлого страны. Остальная часть газеты имела информационный характер, наиболее часто затрагиваемыми темами были проблемы малого бизнеса и молодежная политика. Свою газету имело новосибирское региональное отделение СПС - «Правая газета», которая выходила с середины 2002 г. Первоначально это действительно была газета с тиражом 140 000 экз., которая распространялась бесплатно. С конца 2003 г. издание стало «информационным выпуском», распространяемым в преддверии выборов в Государственную Думу IV созыва. Газета новосибирских «правых» отличалась информационными жанрами, что было не свойственно как центральной партийной печати СПС, так и томской. В ней были затронуты сугубо практические вопросы деятельности местного отделения СПС (различные проекты, работа общественной приемной) и лично депутата Государственной Думы от этой партии А. Фомина (решение транспортной проблемы Новосибирска, опыт межфракционной группировки «Сибирское Соглашение», привлечение государственного финансирования в сибирские города и села и т. д), подчеркивалась исключительность Новосибирска и доказывалось его приоритетное право на статус столицы Сибири. Хотя тематика материалов соответствовала приоритетам деятельности СПС - защита прав граждан, поддержка развития малого бизнеса и антибюрократическая кампания, - тем не менее об идеологическом наполнении этих вопросов в новосибирской газете речи не было. Данная газета была больше похожа на региональные газеты «яблочников», в которых осуждалась местная чиновничья бюрократия, порицались превышение должностных полномочий, взяточничество и коррупция, а главной целью было отстаивание интересов избирателей. Таким образом, в «Правой газете» СПС представлялся как прообраз власти «не разрушающей, а созидающей», доступной и близкой «простому народу». В Кемеровской области у местных отделений СПС не было своей газеты, однако площадкой для выражения либеральных взглядов этой партии стало общественно-политическое издание «Наша газета». На его страницах в каждом номере публиковались материалы партии СПС и их лидеров. Всего публикаций в этой газете, которые так или иначе были связаны с деятельностью СПС (не просто упоминание), за период 1999-2003 гг. насчитывалось свыше 300. Этот показатель больше, чем суммарное количество публикаций об СПС во всех рассматриваемых томских и новосибирских общественно-политических газетах (Речь идет о таких газетах, как «Красное знамя», «Томский Вестник», «Томская неделя», «Советская Сибирь», «Новая Сибирь», «Вечерний Новосибирск» и т.д.). Порой в «Нашей газете» внимание уделялось даже таким мелочам, как различные спортивные состязания под эгидой СПС [32. 2003. 7 марта] или культурные события [Там же. 20 июня]. Редакция кемеровской «Нашей газеты» неоднократно обвинялась в получении некой финансовой выгоды от сотрудничества с СПС [33. 1998. 10 окт.]. Хотя редакция и не скрывала этот факт, она акцентировала внимание на том, что «Наша газета» не является партийным изданием либералов [32. 2003. 31 окт.]. Выявив основные концепты общероссийских ме-диатекстов либералов, такие как «интеллектуальное лидерство» и «социальный популизм», можно говорить о том, что СПС, в каком-то смысле как преемник ДВР, делал акцент на идеологическую составляющую и свой интеллектуальный состав, пропагандируя со страниц своих газет либеральные принципы и разъясняя, почему именно он (СПС) достоин быть у руля реформ. «Яблоко», как «партия реальных дел» и «честных людей», делало ставку на борьбу с существующей властью в рамках либеральных законов и проведение своей политики, наиболее эффективной в социальной сфере. Федеральная партийная печать либералов не имела привязки к предвыборному периоду, издавалась регулярно по заданному графику, характеризовалась отчетливо выраженной политической позицией, содержание газет было структурировано. В отличие от федеральных структур местные отделения либеральных партий не могли позволить себе издавать полноценные периодические партийные издания на региональном уровне, поэтому выпуски своих газет они привязывали либо к каким-то важным событиям области, либо к очередным выборам того или иного уровня. Из-за нерегулярности выпусков местные отделения партий старались уместить в один выпуск самые наболевшие вопросы области, чаще всего не затрагивая общероссийские. А поскольку они издавались в преддверии каких-либо громких политических событий, то основной взор был обращен именно на них. В целом, местные либеральные партии делали ставку на «ситуативную погоню за электоратом», фрагментируя информационное поле и адаптируя информационные поводы в соответствии со своими целями. Исходя из этого, формировались и основные концепты в сибирской региональной либеральной печати, которые несколько отличались от общероссийских: концепт «свой - чужой» у новосибирского и томского отделения «Яблоко» и новосибирского отделения СПС и концепт «биполярность (Мы - не они, мы - лучше)» у томского отделения СПС. Таким образом, местные отделения СПС и «Яблоко» в качестве своей информационной стратегии выбрали тактику противоборства: «Яблоко» боролось с властью, называя себя «оппозицией», «демократической альтернативой», томское отделение СПС выбрало в качестве своего оппонента КПРФ, пытаясь дискредитировать ее в глазах своих читателей, а новосибирское отделение СПС - всех бюрократов, объявив им со страниц своей газеты «войну»: «Скажи нет бюрократам». Из-за отсутствия каких-либо партийных изданий у кемеровских отделений либеральных партий вывод о наличии концептов и информационной стратегии сделать не удалось.

Ключевые слова

либеральные партии, медиаобраз, партийная печать, Западная Сибирь, дискурсивный анализ, liberal parties, media, party press, Western Siberia, discourse analysis

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воробьева Вероника Сергеевна Томский государственный университет аспирант кафедры истории и документоведения63.Oniks@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Ушанов П. В. Взаимовлияние либеральной периодической печати и либеральной идеологии в России в конце XX - начале XXI века : дис.. канд. полит. наук, Владивосток, 2004. 214 с.
Засурский И. Масс-медиа Второй Республики. URL: http://evartist.narod.ru/text3/34.htm (дата обращения: 10.04.2017).
Матисон Д. Медиадискурс. Анализ медиатекстов. 2-е изд. / пер. с англ. Харьков : Гуманитарный центр, 2017. 262 с.
Соловьев А.И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи // Полис. 2004. № 2. С. 124-132.
Шарафутдинова О.И. Особенности трансляции политических смыслов в современном медиатизированном обществе // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 4. С. 30-35.
Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11. С. 91-94.
Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Имиджевый дискурс как механизм ориентации избирателя в политическом пространстве // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11. С. 107-110.
Злыгостева И.А. Информационная деятельность и медиакампании правых партий России в политическом цикле 1996-2003 гг. : дис.. канд. полит. наук. СПб., 2006. 196 с.
Новиков С.В. Политические партии, общественно-политические движения, пресса, избиратель Западной Сибири: проблемы взаимовлия ния. 1988-1996. Омск, 2002. 364 с.
Протокол собрания № 1 Прокопьевской городской организации Кемеровского регионального отделения ООПД «Яблоко» от 27 июня 1998 года // Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-1296. Оп. 1. Д. 15.
Образец бланка на запрос получения газеты партии «Яблоко» бесплатно // ГАКО. Ф. Р-1296. Оп. 1. Д. 15.
Протокол №7 заседания политсовета Томского отделения «Яблоко» от 30.11.2001 // Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 5864. Оп. 1. Д. 56.
Приложение № 9 к протоколу № 5 заседания Федерального политического совета «Союз правых сил» от 21.03.2002 «Об организации информационного обмена в СПС» // ЦДНИ ТО. Ф. 5859. Оп. 1. Д. 14.
Демократический выбор : газета объединенных демократов. Москва.
Правое дело: еженед. газ. партии «Союз Правых Сил». Москва.
Яблоко России : еженед. газ. объединения «ЯБЛОКО». Москва.
Новая газета. Специальный выпуск. 2001. 20-23 дек.
Протокол № 1 заседания исполкома ТО ДВР от 05.04.1995 // ЦДНИ ТО. Ф. 5754. Оп. 1. Д. 18.
Отчет о работе Томского объединения «Яблоко» за 1995 г. // ЦДНИ ТО. Ф. 5864. Оп. 1. Д. 7.
Сибирское обозрение : регион. еженед. Томск.
ЭПИЦентр: газ. Томского центра экон. и полит. Иссл. Томск.
Красное знамя : том. обл. ежедн. общ.-полит. газ. Томск.
Мы вместе : газ. регион. отд. общ-полит. орг. «ЯБЛОКО». Новосибирск.
Поручение В. А. Огаркову // ГАКО. Ф. Р-1296. Оп. 1. Д. 34.
Положение о газете «Политический вестник Кузбасса» // ГАКО. Ф. Р-1296. Оп. 1. Д. 34.
Полит.-инф. вып. томской оппозиции «За оппозицию». Томск.
Полит.-инф. вып. новосибирской оппозиции «Мы оппозиция». Новосибирск.
План работы ТО ДВР на ноябрь - декабрь 1997 года // Ф. 5754. Оп. 1. Д. 37.
Показатели текущей деятельности Томского отделения партии «Демократический выбор России» за IV квартал 1998 года // Ф. 5754. Оп. 1. Д. 46.
Договор с 22 апреля по 5 декабря 2003 года // ЦДНИ ТО. Ф. 5859. Оп. 1. Д. 40.
Вкладыш томского отделения СПС «Правый берег» // Обл. ежедн. общ.-полит. газ. Томский вестник. Томск.
Наша газета : общ.-полит. изд. Кузбасса. Кемерово.
Кузбасс : обл. масс. газ. Кемерово.
 Медийный образ ДВР, СПС и «Яблоко» по материалам либеральной партийной печати Западной Сибири (1993-2003 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 421. DOI: 10.17223/15617793/421/14

Медийный образ ДВР, СПС и «Яблоко» по материалам либеральной партийной печати Западной Сибири (1993-2003 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 421. DOI: 10.17223/15617793/421/14