Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. DOI: 10.17223/15617793/421/28

Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи

Показано, что при тренировке координационных способностей у испытуемых происходит улучшение чувства статического и динамического равновесия, а также проприоцептивной чувствительности и мышечной памяти, в том числе за счет уменьшения зависимости равновесия от зрительного анализатора. Использование биологической обратной связи по параметрам «положение проекции центра тяжести» и «прилагаемые усилия» позволяет ускорить развитие мышечной памяти и проприоцептивной чувствительности.

Features of forming vestibular and proprioceptive sensitivity in training coordination abilities using biological feedba.pdf Введение. Обучение и совершенствование техники двигательного действия во многом предопределены двигательной координированностью, которая характеризуется уровнем способности согласовывать мышечные напряжения в соответствии с намеченной двигательной программой [1-3]. Для управления системой движений важное значение имеет самоконтроль, осуществляемый на основе отчетливых двигательных представлений. Одним из способов их совершенствования является развитие точности восприятия и воспроизведения проявляемых собственных усилий при решении двигательных заданий различной направленности [4, 5]. В связи с этим внимание исследователей помимо традиционных методов тренировки привлекают методы, основанные на обратной связи [6, 7]. Цель исследования: сравнить особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи (БОС) по зрительному каналу получения обратной связи (стабилография, динамометрия) и без нее. Объект и методы исследования. В исследовании приняли участие 30 девушек в возрасте 18-20 лет. 10 девушек (группа 1) тренировались по программе, включавшей комплекс упражнений на развитие чувствительности вестибулярного анализатора и проприо-цептивной чувствительности. 10 девушек (группа 2) занимались на стабилоанализаторе компьютерном «Стабилан-01-2» (производитель - ЗАО ОКБ «Ритм» (Россия)) с использованием обратной связи по параметру «положение проекции центра тяжести». Остальные 10 испытуемых (группа 3) занималась на многофункциональном аппарате «HUBER» (производитель - «LPG SYSTEMS» (Франция)) с использованием обратной связи по параметру «прилагаемые усилия». Занятия проводились 3 раза в неделю в течение месяца, всего 12 тренировок. Перед началом курса тренировок, а также после него девушки проходили тестирование чувства равновесия, моторной памяти и проприоцептивной чувствительности с использованием методов стабиломет-рии на стабилоанали-заторе «Стабилан-01-2». Статистическая обработка материала проведена с использованием прикладного программного пакета «Statis-tica 6.0 for Windows» фирмы «Statsoft». Количественные данные представлены в виде «среднее ± ошибка среднего» (X±m). Характер распределения признака полученных данных определялся с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Достоверность разницы показателей определялась по U-критерию Манна-Уитни. Критический уровень значимости (p) принимался равным 0,05. Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки чувства равновесия и особенностей формирования координационных способностей у девушек были использованы следующие пробы. Проба Ромберга, выполняемая с открытыми и закрытыми глазами, использовалась для характеристики поддержания статического равновесия, оценки нарушений вертикальной стойки при снижении концентрации внимания в момент отвлечения на выполнение параллельных мыслительных операций. Тест «Эвольвента» применялся для измерения координационных способностей и точности в движении. Проба «Треугольник» использовалась для оценки уровня моторной памяти и проприо-цептивной чувствительности. На рис. 1 и в табл.1 представлены результаты ста-билографического анализа выполнения пробы Ромб-ерга с открытыми и закрытыми глазами. После курса тренировок в группе 1 было зафиксировано существенное увеличение степени смещения общего центра тяжести (ОЦТ) во фронтальной и саггиталь-ной плоскостях наряду со снижением площади эллипса, что говорит о повышении устойчивости занимающихся в соответствующих плоскостях. Также после курса занятий в данной группе наблюдался достоверный рост величины качества функции равновесия (КФР) при выполнении пробы с закрытыми глазами. В группе 2 отмечается достоверное снижение величины смещения ОЦТ во фронтальной плоскости. Достоверный рост коэффициента Ромберга после курса тренингов в группе 2 может говорить об увеличении зависимости равновесия от зрительного компонента. В группе 3 при выполнении теста с открытыми глазами во фронтальной плоскости зафиксировано достоверное снижение площади эллипса, а при выполнении задания с закрытыми глазами - уровня смещения ОЦТ. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при тренировке вестибулярной и проприоцептив-ной чувствительности человек начинает меньше зависеть от функционирования зрительного аппарата. От- ваемых группах; в группе 3 наблюдается существен-мечается достоверное повышение значений показате- ное увеличение устойчивости занимающихся при вылей устойчивости после тренингов во всех рассматри- полнении пробы с открытыми глазами. Рис. 1. Стабилограмма выполнения пробы Ромберга девушками из групп 1, 2, 3 с открытыми и закрытыми глазами до и после курса тренировок Т а б л и ц а 1 Стабилографические показатели выполнения теста Ромберга девушками до и после тренингов, X±m Параметр группы Смещение ОЦТ во фронтальной плоскости, мм Смещение ОЦТ в сагиттальной плоскости, мм Площадь эллипса, мм2 Качество функции равновесия, % Коэффициент Ромберга, % Группа 1 До курса тренировок Открытые глаза -8,42±0,81 13,55±9,13 86,26±24,68 89,39±1,77 166,92±24,97 Закрытые глаза -10,47±8,25 11,89±10,00 135,21±43,93 81,75±2,55 После курса тренировок Открытые глаза 27,94±22,05* 43,36±32,55 17,28±7,38* 93,90±1,31 149,25±25,65 Закрытые глаза 26,82±22,16* 43,11±31,49 19,30±5,27 93,42±1,85* Группа 2 До курса тренировок Открытые глаза -8,04±0,78 12,99±9,02 91,04±30,72 83,52±3,64 159,14±30,72 Закрытые глаза -9,99±6,14 11,05±8,99 128,18±39,81 82,13±1,47 После курса тренировок Открытые глаза 0,36±0,57* 5,25±1,57 70,42±16,52 88,92±2,25 259,20±84,41* Закрытые глаза 0,94±1,02 * 2,39±1,27 181,48±71,46 77,71±5,17 Группа 3 До курса тренировок Открытые глаза -8,17±0,30 13,41±8,76 89,13±28,15 85,17±4,09 171,01±21,56 Закрытые глаза -11,01±7,38 10,90±7,52 140,01±41,14 80,16±3,05 После курса тренировок Открытые глаза -0,71±1,01 -1,81±0,76 62,22±25,69* 90,52±2,77 132,33±39,46 Закрытые глаза 0,26±1,59* 5,46±2,80 84,52±19,66 82,65±1,29 * - достоверность различий с результатами до курса тренировок, p физической культурой данной направленности. ] В группе 2, напротив, после занятий на стабилоплат- < форме отмечается рост разницы между показателями устойчивости в пробах с открытыми и закрытыми гла- ] зами, что говорит об увеличении роли зрительного анализатора и снижении значимости проприоцептивного анализатора в процессе сохранения устойчивости тела при снижении концентрации внимания в момент отвлечения на выполнение параллельных мыслительных операций. В табл. 2 представлены результаты стабилогра-фического анализа выполнения пробы «Эвольвента». Цель пробы - перемещать центр тяжести по траектории в виде окружности, задаваемой компьютером. Т а б л и ц а 2 Стабилографические показатели выполнения пробы «Эвольвента» девушками до и после тренингов, X±m Параметр группы Средний разброс ОЦТ, мм Средняя скорость перемещения ЦД, мм/с Качество функции равновесия, % Средняя ошибка по фронтальной плоскости, мм Средняя ошибка по саггитальной плоскости, мм Группа 1 До курса тренировок 25,85±1,49 38,82±4,36 24,97±2,86 10,25±1,30 8,50±0,84 После курса тренировок 21,37±0,96* 21,18±3,66* 47,49±5,26* 6,26±1,19* 5,87±0,71* Группа 2 До курса тренировок 26,17±1,98 35,72±1,83 21,14±3,65 11,13±1,04 9,61±0,18 После курса тренировок 23,44±0,20* 26,98±2,18 29,58±3,56 4,17±0,23* 4,06±0,28* Группа 3 До курса тренировок 27,02±1,53 31,37±5,18 26,17±1,39 9,16±1,59 8,04±0,97 После курса тренировок 24,01±0,77 30,62±1,75 29,01±2,45 7,03±0,82 7,21±1,55 * - достоверность различий с результатами до курса тренировок, p

Ключевые слова

мышечно-суставное чувство, проприоцептивная чувствительность, динамическое равновесие, статическое равновесие, тренировка, musculo-articular sensation, proprioceptive sensitivity, dynamic balance, static equilibrium, training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Илларионова Александра Владимировна Томский государственный университет аспирант кафедры физиологии человека и животныхalexa.il@yandex.ru
Капилевич Леонид Владимирович Томский государственный университет ; Томский политехнический университет д-р мед. наук, зав. кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины; зав. кафедрой физической культурыkapil@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Капилевич Л.В. Физиологические механизмы координации движений в безопорном положении у спортсменов // Теория и практика фи зической культуры. 2012. № 7. С. 45-48.
Карпеев А.Г. Критерии оценки двигательной координации спортивных действий // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312. С. 169-173.
Кошельская Е.В., Разуванова А.В., Смердова О.С., Капилевич Л.В., Баланев Д.Ю. Управление спортсменами положением тела в про странстве в фазе полета // Теория и практика физической культуры. 2014. № 12. С. 47-49.
Илларионова А.В., Капилевич Л.В. Особенности внутримышечной и межмышечной координации при дозировании усилий в условиях неустойчивого равновесия // Теория и практика физической культуры. 2014. № 12. С. 44-46.
Кошельская Е.В., Капилевич Л.В., Баженов В.Н., Андреев В.И., Буравель О.И. Физиологические и биомеханические характеристики техники ударно-целевых действий футболистов // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2012. Т. 153, № 2. С. 235-237.
Попадюха Ю.А., Коробейников Г.В. Перспективы использования компьютерных систем Huber в оздоровлении, профилактике поврежде ний и физической реабилитации // ППМБПФВС. 2012. № 1. C. 88-93.
Слива А.С., Джуплина Г.Ю. Стабилографический тренажер // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. № 9. С. 242-244.
 Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. DOI: 10.17223/15617793/421/28

Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи | Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. DOI: 10.17223/15617793/421/28