Об объективности познания в квантовой механике | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/8

Об объективности познания в квантовой механике

Статья посвящена специфике познания физических объектов в квантовой механике. Проанализирована взаимосвязь категорий «объективность», «причинность», «истинность», «сущее» и предложена праксеологическая модель их объединения. Обосновывается утверждение о том, что знание о природе значимо и выражает ценностное отношение познающего индивида. Анализируется специфика потенциального существовании квантово-механических объектов. Показываются границы использования понятия «объективность» в естественнонаучном познании.

On the cognition objectivity in quantum mechanics.pdf Большинство современных физиков исходят в понимании сущего из механической парадигмы, в которой природа представлена как некая машина. В этой модели понимания сущее представлено рациональному субъекту как нечто подсчитываемое и структурированное. Сущее-само-по-себе и мышление «выносятся за скобки» как пустые абстракции из-за их ненаблюдаемости. Однако перед физиками неизбежно встает вопрос о происхождении «объективной реальности». Эта реальность действительно объективна, поскольку состоит из взаимодействующих объектов познания - сущностей наличного бытия. Она также является истиной бытия, поскольку представляет собой ценностный образ находимого сущего - материал для деятельности [1]. Но объективная реальность не есть отдельно от мышления. Поэтому задачей физической теории становится преодоление абстрактности онтологии физики Нового времени, ее оторванности от контекста практического освоения и изменения сущего. Такая задача ставит перед физикой неизбежные «метафизические» вопросы. «Старое разделение мира на объективный ход событий в пространстве и во времени, с одной стороны, и душу, в которой отражаются эти события, - с другой, иначе говоря, картезианское различение res cogitans и res extensa уже не может служить отправной точкой в понимании современной науки» [2. С. 303-304]. Отчужденная от самости бытия, абстрактно понятая «объективная реальность» должна быть переосмыслена как часть целостного сущего, как один из аспектов представленности физического сущего в сознании исследователя. Принципиальным для сторонников классической физической парадигмы является вопрос об «объективности» квантовой механики. Они готовы признать, что объекты квантовой механики существуют независимо от сознания наблюдателя, но участие мышления в становлении квантовомеханической действительности категорически отрицают и относят к мистике. «Материал квантовой механики дает основание для обоснованной и последовательной критики только идеи ,,сущего самого по себе", объекта, который существует независимо от экспериментальной установки, но вовсе не идеи существования объекта вне и независимо от сознания» [3. С. 99]. «Объект» в переводе с латинского языка обозначает то, на что направлено внимание и устремление индивида. Очевидно, что речь в данном случае идет о внимании мышления. Таким образом, исходя из смысла категорий объекта и мышления, а также стремясь к научной строгости и логической непротиворечивости выражения мысли, мы должны утверждать, что объект (но не сущая-сама-по-себе вещь) не может существовать вне процесса мышления. Вне мышления существует только сущее-само-по-себе. Осмысление находимого в процессе познания сущего создает «объективное» бытие (в классической немецкой философской традиции называемое «Dasein» - «наличным бытием»). Объективное бытие - это, таким образом, не сущее-само-по-себе, а уже осмысленное, действительное сущее. Непонимание этого тонкого момента создает недопонимание между физиками и философами. Е.А. Мамчур, борясь с доктриной эпистемологического релятивизма, выделяет две противоположных точки зрения на проблему «объективности»: «Одна из них [проблем эпистемологии] это проблема объект-ности описания (термин Э. Шредингера), т.е. описание реальности такой, какой она существует сама по себе, без отсылки к наблюдателю. Другая - проблема ,,объективности" в смысле адекватного описания действительности. В методологическом сознании оба понятия часто оказываются неразличимыми, как бы ,, склеенными", хотя на самом деле речь идет о разных вещах. И это порождает путаницу в аргументации и спорах» [4. С. 125]. Всякое естественнонаучное знание «объектно», поскольку объектом исследования является независимое от сознания индивида сущее, и «объективно» в смысле стремления к адекватности научных суждений действительности. С такой интерпретацией можно согласиться. Мы говорим об «объективности» истины в смысле направленности мышления на изучение сущего-самого-по-себе, но сам термин «объективность» по отношению к истине мы считаем неудачным, так как он может создавать иллюзию существования истины как объекта действительного бытия. Кроме того, само словосочетание «объективная истина» является тавтологичным, поскольку, по крайней мере в научном познании, истина всегда объективна, т.е. относится к суждениям об объектах (сущностях) изучаемой реальности. Было бы правильным, на наш взгляд, в качестве основной характеристики научной рациональности рассматривать не оппозицию объективности-субъективности, а оппозицию истина-ложь. В последней оппозиции ложь понимается именно как «субъективная» кажимость, не имеющая подтверждения в практике обращения с сущим, представленным как наличная объектность [5]. Дело в том, что всякое суждение объективно в том смысле, что высказывается об объекте (сущности), но не всякое так понятое объективное суждение истинно, поскольку о наличном бытии объекта могут высказываться и ложные суждения (неадекватные действительности). В новоевропейской метафизике истина определяется рациональным «субъектом», ставшим центром мироздания, а интерпретируется как адекватное отношение «субъекта» к «объекту». В крайнем случае истинность знания сводят к его «объектности», т.е. понимают истинное познание как независимое от наблюдателя и условий наблюдения исследование. Мы не согласны с такой интерпретацией. Истина не есть отношение или материальный объект, она непосредственна как бытие су-щего-самого-по-себе и необходима как действительность. Поясним далее этот тезис. О действительности как непосредственной истине сущего говорится уже в античной метафизике. Например, связь истины с бытием (соответственно, и с сущим) последовательно проводится Аристотелем во всех его работах по логике. В частности, в определении силлогизма: «Силлогизм же есть логос, в котором каким-то положенным с необходимостью сопутствует что-то другое для положенных, благодаря их [т.е. положенных] бытию» [6. An. Pr. 24b 18-22]. Исходные посылки силлогизмов выражают то, что «не может быть иначе», т. е. существует необходимо как что-то действительное. «Вещь, по-видимому, - каким-то образом причина бытия истинного логоса; ибо из-за бытия или не [бытия] вещи логос [суждение] сказывается истинным или ложным» [7. Cat, 14b 19-22]. Когда сущее обнаруживается через действительность, становится объектом познания, его бытие для индивида приобретает характер сознательно необходимо-принудительного (avavKaiov -естественные потребности, принудительное, насильственное, мучительное). До Аристотеля на истину как бытие сущего указывал и Платон: «0"бто

Ключевые слова

сущее, познание, объективность, субъективность, истина, ценностное отношение, квантовая физика, потенциальность, entity, cognition, objectivity, subjectivity, truth, value relation, quantum physics, potency

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Клёцкин Михаил ВасильевичСамарский государственный медицинский университет канд. филос. наук, доцент кафедры философии и культурологииsamkoms@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Клёцкин М.В. Ценностное отношение в научном познании // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. 2016. № 2 (152). С. 49-59.
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М. : Прогресс, 1987. 368 с.
Севальников А.Ю. Философский анализ онтологии квантовой теории : дис.. д-ра филос. наук. М., 2005. 200 с.
Мамчур Е.А. Квантовая механика и объективность научного знания // 100 лет квантовой теории. История, физика, философия : тр. междунар. конф. М. : НИА-Природа, 2002. С. 125-129.
Клёцкин М.В. Релятивизм в науке и ценностное отношение // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 4 (28). С. 50-56.
Aristotelis. Analytica priora et posteriora / ed. by W.D. Ross. Oxford : Clarendon Press, 1964.
Aristotle. Categories and De Interpretatione / tr. with notes by J.L. Ackrill. Oxford : Clarendon Press, 1963.
Platonis opera: in 5 vols. / Ed. by J. Burnet. Oxf.: Clarendon Press, 1900-1905.
Аристотель. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль, 1975. Т. 1. 550 с.
Аристотель. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль, 1978. Т. 2. 687 с.
Лейбниц Г.В. Монадология // Антология мировой философии : в 4 т. М. : Мысль, 1970. Т. 2. 776 с.
Проблема реализма в современной квантовой механике : материалы дискуссии // Философия науки и техники. 2016. Т. 21, № 2. С. 34-64.
Уилер Дж. А. Квант и вселенная. Астрофизика, кванты и теория относительности. М. : Мир, 1982. 560 с.
№isenberg W. Gesammelte Werke Abt. C Bd. II. Physik und Erkenntnis 1956-1968. MUnchen, Zurich : Piper Verlag Gmbh. 1984. 440 s.
Lenk H. Interpretation und Realitat. Vorlesungen Uber Realismus in der Philosophie der Interpretationskonstrukte. Frankfurt am Main : Suhrkamp Verlag, 1995. 268 s.
Шредингер Э. Специальная теория относительности и квантовая механика // Эйнштейновский сборник. 1982-1983. М. : Наука, 1986.
Аристотель. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль, 1981. Т. 3. 613 с.
Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М. : Канон+ РООИ Реабилитация, 2008. 400 с.
 Об объективности познания в квантовой механике | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI:  10.17223/15617793/430/8

Об объективности познания в квантовой механике | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/8