Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с включением категории человеческого капитала личности в социально-философскую плоскость. Обозначена смысловая основа формирования человеческого капитала с точки зрения социально-философского его содержания - личное благополучие человека. Раскрыто понимание человеческого капитала личности как целостности экономического, социокультурного и экзистенциального его компонентов.
On the sociophilosophical concept of an individual's human capital.pdf Высокие темпы социальных изменений и усиление тенденции к глобализации основополагающих параметров социальной жизни являются главными причинами необходимости пересмотра содержания основных понятий социальной философии, включения в плоскость социально-философского поиска понятий и категорий, активно используемых в других областях знания. Одним из таких понятий, разрабатываемых в рамках экономической науки, является понятие человеческого капитала как некой собирательной категории, характеризующей знания, умения и навыки человека, которые определяют степень эффективности его участия в экономическом производстве. Сегодня проблемы экономического развития отходят на второй план: все более актуальными становятся вопросы антропосоциальной тематики, человеко-размерности целей и направленности социального развития. Это определяется тем, что экономический рост не является гарантом личного и социального благополучия, которое все в меньшей степени определяется экономическими причинами и все чаще звучит в контексте экзистенциальной проблематики. К вопросам качества и уровня жизни все чаще обращаются с точки зрения не объективного (объективной фиксации и интерпретации ряда показателей), а субъективного подхода (субъективной оценки человеком личного благополучия), что, в свою очередь, делает современное гуманитарное знание все более человекоцентристским. Все более ощутимой становится значимость внеэкономического капитала. Совершенно очевидно, что экономикоориентиру-емость теории и практики имела большое значение в достижении благосостояния общества и отвечала актуальным социальным потребностям, но вместе с тем игнорирование социокультурных и антропосоциаль-ных параметров привело к отрыву ориентиров общественного развития от потребностей человека. Итак, экономический смысл человеческого капитала сводится к осуществлению инвестирования в образование и здоровье с целью получения экономической выгоды посредством эффективного участия в общественном производстве. Говоря о социально-философском содержании человеческого капитала, важно отметить следующие моменты. Во-первых, человеческий капитал в данном случае трактуется как некая совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и черт характера, которые полезны человеку не столько в экономическом смысле, сколько в смысле достижения личного благополучия. Во-вторых, экономическая составляющая данного понятия не исключается, а дополняется социокультурным и экзистенциальным компонентами. В-третьих, в значительной степени меняются характер и содержание инвестиций в человеческий капитал. Рассмотрим каждый пункт отдельно. Человеческий капитал как фактор личного благополучия. Человек непрерывно приобретает знания и навыки. В ходе повседневного опыта и непрерывного социального взаимодействия формируются черты его характера и личностные качества. Жизнедеятельность человека - источник необходимой для его жизни информации. Процесс восприятия и обработки информации, ее освоение, обучение в целом несводимы к экономической функции человека; общекультурные, социальные и бытовые знания и навыки, навыки межличностного общения, социальные навыки также необходимы человеку для комфортной жизнедеятельности, личного и социального благополучия. Именно человек, его потребности и ценности определяют направленность общественного развития, а потому вопрос человеческого капитала не может сводиться к чисто экономическому смыслу: ценности человека, его желания и интересы, экзистенциальный бэкграунд его жизни не ограничиваются экономическими аспектами, но связаны с человеческим капиталом. Все знания и навыки, получаемые человеком на протяжении жизни, определяют его способность к полноценной и позитивной реализации личностного творческого потенциала. Именно в акте творчества проявляются личная уникальность человека, свобода его деятельности, невозможная без знания. Сделать что-либо, не зная как, невозможно. И если необходимые аспекты деятельности человека могут реализовы-ваться спонтанно, без предварительной подготовки и обучения, то свободная деятельность всегда связана с процессом предварительного постижения знания. Как утверждал Ф. Бэкон, «мы можем столько, сколько знаем». И действительно, свобода - это не только отсутствие необходимости при конкретных обстоятельствах, а наличие способностей. Настоящая свобода человеческой деятельности проявляется в полной мере через наличие широкого спектра альтернатив, формирующихся посредством приобретения соответствующих навыков и знаний. Свобода человека, реализующаяся в акте творчества, является несомненным условием личного благополучия, определяющим самореализацию личности, ее зрелость и целостность. Содержание процесса обучения в этом смысле многогранно, он может носить спонтанный, неосознанный характер или выраженную целенаправленность и осмысленность, имеет специфику, связанную с возрастными, гендерными характеристиками, особенностями образа жизни и прочими параметрами и обстоятельствами жизненного пути человека. Результатом такого обучения является совокупность знаний и навыков, которые выражаются в актуальной или потенциальной предметной деятельности человека, но всегда способны принимать речевые формы, что обусловлено социальной природой процесса обучения. Эта способность определяет возможность свободной передачи знаний в рамках социальной коммуникации различного характера. Мышление, речь и язык - главные инструменты в передаче и накоплении знаний, а значит, и главные инструменты в формировании человеческого капитала. И если в своем экономическом значении человеческий капитал формируется путем получения специфических знаний, относящихся к сфере производственных интересов человека (в речевом аспекте выражающихся в оформлении особого языка - профессиональных терминов), то в своем социальном значении накопление человеческого капитала состоит в получении любого знания, обладающего субъективной ценностью (в речевом аспекте выражающегося в наращивании субъективного языкового максимума [1. С. 125]). Говоря о личном благополучии как результате формирования человеческого капитала, нельзя не отметить, с одной стороны, его субъективный характер, с другой - тесную взаимосвязь с социокультурной средой. Личное благополучие - результат индивидуальной деятельности, которая осуществляется в конкретных социокультурных условиях. Взаимообусловленность социального и индивидуального в аспекте личного благополучия определяется еще и тем обстоятельством, что ценностно-смысловая основа деятельности человека, представленная в виде совокупности ценностей, интересов, личных жизненных целей и задач, формируется на стыке индивидуального и общественного и вне социума оформиться не может. Социальная среда, несомненно, оказывает существенное влияние на деятельность человека, его человеческий капитал, его благополучие, но справедливо и обратное - социальную среду формирует каждый конкретный человек как носитель социальных функций, и в этом смысле человеческий капитал является также фактором социального благополучия. Это отчетливо проявляется на примере усвоения и реализации человеком норм морали, в основе которых лежит наиважнейший принцип межличностного взаимодействия, основанный на осознании негативных и позитивных последствий собственных действий, адекватной их корректировке в сторону общесоциальных ценностей и потребностей. Нормы морали -механизм регуляции социального взаимодействия, как правило, имеющий выраженную рациональную основу. Это его качество определяет низкую способность к естественному, спонтанному, интуитивному усвоению требований и правил морали человеком, а значит, проявляет большую значимость обучения при формировании нравственности. При этом обучение здесь не может сводиться к простому изложению этических законов, поскольку их знание не гарантирует их реализации. Это сложный процесс, включающий воспитание личностно-волевых качеств, обеспечивающих их выполнение. На примере нравственности личности как слагаемого ее человеческого капитала представляется возможным выявить существенную роль обучения и воспитания в формировании здоровой социальной среды, которая, несомненно, включает в себя и экономический аспект, но является более широким понятием. Это обращает нас к необходимости рассмотрения следующего пункта. Человеческий капитал личности как целостность экономического, социокультурного и экзистенциального компонентов. Экономический компонент -неотъемлемая часть человеческого капитала, потому как знания и навыки, определяющие способность человека к продуктивной деятельности, прежде всего ориентированы на удовлетворение базовых потребностей, обеспечивающих его выживание. Знания и навыки человека, определяющие возможность его участия в экономическом производстве, детерминируют его состоятельность как жизнеспособного, с точки зрения реализации экономической функции, индивида, его способность к самостоятельной жизни. Социокультурный компонент человеческого капитала связан с вопросами взаимоотношений человека и общества, формирует социальное здоровье личности. Социальное здоровье личности - важнейшая категория, отражающая качество взаимоотношений общества и человека; это некое интегральное понятие, характеризующее ее продуктивную социальную жизнедеятельность, взаимоориентированность личных и общественных интересов и потребностей [2. С. 161]. Основу формирования социокультурного компонента человеческого капитала составляют воспитание (включая самовоспитание), аксиологические и культурные установки: усвоение норм морали и их реализация, осознание личной ответственности перед обществом в целом, отдельными людьми, природой, соразмерность личных жизненных целей с социальными потребностями и направленностью общественного развития. Экзистенциальный компонент связан с личными качествами, зрелостью и целостностью личности, ее духовным развитием, утверждением позитивного смысла и цели жизни, удовлетворенностью жизненными обстоятельствами, личными достижениями, характеристиками жизненного пути. Этот компонент напрямую связан с субъективной оценкой личного благополучия человека, однако в меньшей степени представлен в виде целенаправленных и осмысленных действий по его формированию. Экзистенциальный компонент формируется посредством самопознания и самовоспитания, выработкой личностно-волевых навыков, положительных черт характера. Экзистенциальный, социокультурный и экономический компоненты человеческого капитала тесно переплетены и взаимосвязаны, в этом смысле формирование каждого из них прямо или косвенно влияет на формирование двух других. Так, в рамках экзистенциального компонента не могут игнорироваться вопросы профессиональной самореализации и состоятельности, продуктивности и позитивности межличностного общения, социального благополучия. Социокультурный компонент, в свою очередь, также обращен к способности человека эффективно участвовать в экономическом производстве, его личной зрелости и духовному развитию. Так, нравственность и личные качества человека могут прямо отражаться на его профессиональной состоятельности и успешности. Тем не менее подходы к формированию указанных компонентов человеческого капитала различны, что определяет необходимость рассмотрения следующего пункта. Характер и содержание инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-философского подхода. Понимание человеческого капитала как фактора личного благополучия определяет необходимость пересмотра характера и содержания инвестирования в его накопление. Ранее было отмечено, что экономическая составляющая человеческого капитала не утрачивается в рамках социально-философского подхода. Таким образом, традиционное понимание инвестиций в человеческий капитал как экономической категории не утрачивает своей актуальности: инвестиции в образование и здоровье, несомненно, являются важными направлениями инвестиций и рамках социально-философского подхода. Однако включение социокультурного и экзистенциального компонентов предполагает включение и других аспектов инвестирования в человеческий капитал, обращенных более к личному благополучию человека как смысловой основе его формирования. Как отмечает Г.Н. Бойченко, «образование - это процесс непрерывного приращения индивидуального и социокультурного опыта личности, дающего людям возможность взять на себя ответственность за создание устойчивого будущего» [3. С. 20]. Обращение к личному благополучию как смысловой основе деятельности человека, его воспитания и обучения, формирования необходимых навыков, морально-волевых и личностных качеств сегодня происходит все чаще. Оформляется особая ниша образовательных услуг, ориентированных на воспитание личных и социальных навыков, не связанных с реализацией экономической функции человека, а обращенных к вопросам его самопознания, самореализации, успешности в различных областях деятельности (практико-ориентированные и психологические тренинги, семинары, курсы). Наряду с этим оформляется и получает все большее развитие культура досуга. Досуг - это особый вид деятельности человека, непосредственно связанный с его интересами, ценностями, творческой самореализацией, личными предпочтениями. В связи с этим инвестирование в досуговую деятельность справедливо можно определить как одно из направлений инвестирования в человеческий капитал. Более того, подавляющее большинство видов активного досуга предполагает прохождение обучения и формирования необходимых навыков, что определяет долговременный характер получения выгоды от такого инвестирования. Помимо этого, досуг, как правило, способствует развитию и социальных навыков, а значит, данный вид инвестирования способствует накоплению не только экзистенциального, но и социокультурного компонента человеческого капитала. Тем не менее инвестирование в экзистенциальный и социокультурный компоненты в меньшей степени носит сознательный и целенаправленный характер, по сравнению с экономической его составляющей. Большая доля личных и социальных навыков, условно относящихся к накоплению социокультурного и экзистенциального компонентов, формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности: в процессе межличностного общения, повседневного опыта, самопознания. Таким образом, деятельность по инвестированию в человеческий капитал, в рамках его социально-философского содержания, представляется весьма разнообразной, она не имеет стоимостного выражения, и не всегда связана с затрачиванием физических или духовных усилий, может носить спонтанный характер и интуитивную реализацию. Пересмотр подходов к пониманию сущности и содержания человеческого капитала как важнейшей социальной категории - закономерная необходимость, обусловленная спецификой современных социокультурных процессов. Осознание важности создания благоприятных условий для формирования социального и экзистенциального его компонентов -необходимый шаг в преодолении экономикоцен-тристского мировоззрения современного человека, установлении новых человекоразмерных целей общественного развития. Все это, в свою очередь, требует значительных изменений в организации деятельности воспитательных и образовательных институтов в современном обществе: формирование производственных компетенций должно дополняться воспитанием социальных навыков, чувства личной ответственности перед другими людьми, обществом в целом и будущими поколениями, умением реализовывать личностный творческий потенциал и продуктивно решать жизненные цели и задачи. Именно такой многомерный подход в понимании человеческого капитала отвечает истинным социальным и личным потребностям, определяет значимость его накопления на протяжении всего жизненного пути человека.
Некипелова И.М. Организация и самоорганизация языковой системы как механизмы ее оптимизации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 8 (26), ч. 2. C. 124-127.
Пилюшенко А.В., Шишкина А.А. Социальное здоровье личности в рамках экологической этики // Исторические, философские, полити ческие и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (81). C. 161-163.
Бойченко Г.Н., Кундозерова Л.И. Образование как ценность личности, семьи, социума // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 3 (12). С. 20-25.