Российско-китайская выставка ЭКСПО и его роль в сотрудничестве российских регионов с КНР | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/13

Российско-китайская выставка ЭКСПО и его роль в сотрудничестве российских регионов с КНР

Подробно изучен такой формат сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, как Российско-Китайское ЭКСПО. Проанализирована его роль в сотрудничестве регионов РФ и КНР; оценена эффективность участия российской стороны во всех проведенных к настоящему моменту с 2014 г. выставках; выявлены основные результаты и проблемы, требующие решения; сформулированы условия успешного для России развития этого института взаимодействия. Выводы делаются на основании анализа совместных документов РФ и КНР, изучения актуальных материалов российских и китайских СМИ, а также интервью с представителями российских предприятий, принимавших участие в ЭКСПО.

The Russia-China EXPO and its role in the cooperation of Russian regions with China.pdf Выставочная деятельность в условиях развития межрегиональных связей в глобализирующемся мире является одним из важных факторов успешного представления регионов и страны в целом на международной арене. В новейшей истории отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики уже более 25 лет значительное внимание уделяется связям регионов двух стран. В 2006 г. была проведена первая крупная совместная выставка (Российская национальная выставка в Пекине в рамках Года России в Китае), а с 2014 г. развивается новый формат сотрудничества - Российско-Китайское ЭКСПО, которая проводится ежегодно и является масштабным совместным выставочным форумом, представляющим практически все сферы промышленности и сельского хозяйства. Ранее сотрудничество в этой сфере состояло лишь в обмене делегациями, принимавшими участие в выставках в России и в Китае, проводившихся на многосторонней основе, без выделения страны-партнера, на общих основаниях. Российско-Китайское ЭКСПО, при сохранении участия других стран, является, прежде всего, совместной выставкой, на которой в первую очередь представляются достижения промышленности, соответственно, России (если ЭКСПО проходит на территории КНР) или Китая (если выставку принимает российская сторона). Однако, несмотря на развитие и институционали-зацию выставочной сферы в двусторонних отношениях, в ней сохраняются пробелы. Представляется, что отсутствие прорыва в диверсификации российского экспорта в Китай и закрепление в этом процессе сырьевой специализации сибирских и дальневосточных регионов связаны с проблемами в самопозиционировании и репрезентации российских производителей и региональных чиновников, в том числе и в выставочной деятельности. В данном исследовании анализируются особенности и результаты участия российской стороны в совместных ЭКСПО, а также делается попытка выявить возможные проблемы и оценить возможности эффективного использования Россией этой формы сотрудничества в своих интересах. Стоит отметить, что, несмотря на динамичное развитие и практическую значимость, выставочная деятельность как отдельный сегмент взаимодействия пока практически не исследуется в российском китаеведении. О ней лишь упоминается в отдельных работах, затрагивая Российскую национальную выставку 2006 г. [1]; Харбинскую международную ярмарку [2, 3]; Урумчийскую торговую ярмарку [4]; Всемирную выставку «ЭКСПО-2010» в Шанхае [4, 5]; участие в выставках в Азии межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» [6] и отдельные аспекты сотрудничества - туризм [7], научно-техническую сферу [8, 9], сопутствовавший первому Российско-Китайскому ЭКСПО экспертно-аналитический форум [10]. Отражение выставочной деятельности в двусторонних документах РФ и КНР Планы выставочной деятельности стали появляться в двусторонних документах РФ и КНР сравнительно недавно, что можно связать с возросшим стремлением российской стороны к диверсификации сотрудничества, увеличению доли высокотехнологичного сегмента и развитию новых направлений взаимодействия. Первый раз упоминание о ней встречается в Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР [11], которая рекомендует организовывать «международные туристические выставки» в регионах двух стран и создать в г. Муданьцзяне международный выставочный центр «Дальний Восток». Затем в межправительственном Меморандуме о сотрудничестве в области модернизации экономики 2011 г. сторонам предписывается «взаимодействие между ассоциациями деловых кругов в приоритетных отраслях модернизации», «регулярный диалог между бизнес-сообществами и органами исполнительной власти», а также «содействие российским и китайским организациям в участии в выставках и конференциях в России и Китае» [12]. Конкретная рекомендация по «проведению ежегодных Российско-Китайских ЭКСПО» появляется в Совместном заявлении РФ и КНР об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 2015 г. [13]. Далее на важность такой формы сотрудничества указывается в заявлении по итогам 20-й регулярной встречи глав правительств РФ и КНР 2015 г. [14]. Наконец, в коммюнике по итогам 21-й регулярной встречи глав правительств 2016 г. говорится о том, что стороны договорились «укреплять механизмы бизнес-диалога, включая активное участие компаний в ведущих ярмарках, выставках и конференциях международного уровня, проводимых на территории РФ и КНР; всемерно развивать положительный опыт совместного проведения Российско-Китайского ЭКСПО и поощрять более активное участие в ЭКСПО предприятий двух стран» [15]. Российско-Китайское ЭКСПО 2014 г. Рассмотрим совместные ЭКСПО, проведенные с момента запуска этого формата. 22 октября 2013 г. представителями Минэкономразвития РФ, Минком-мерции КНР и руководством провинции Хэйлунцзян было подписано соглашение о преобразовании Харбинской международной торгово-экономической ярмарки 2014 г. в Российско-Китайскую ЭКСПО. На тот момент ярмарка, организуемая Минкоммерции КНР и региональными властями Северо-Востока, являлась одной из крупнейших в Китае [16]. Первое Российско-Китайское ЭКСПО было проведено с 30 июня по 4 июля 2014 г. В оргкомитет выставки вошли представители Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, Минкоммерции КНР, управления конференционной и выставочной деятельности и департамента коммерции провинции Хэйлунцзян [17]. Программа включала «Дни российских регионов» (т.е. презентацию их продукции и инвестиционного потенциала); стратегическую сессию по российско-китайскому сотрудничеству на Дальнем Востоке, организованную Минвостокразвития РФ [18]; форум по вопросам услуг финансового рынка в РФ и КНР; конференцию по развитию туризма [19]; круглые столы, посвященные двустороннему сотрудничеству в особых экономических зонах, в модернизации предприятий, построенных в КНР еще Советским Союзом, в сфере сельского хозяйства, лесопереработки, а также обсуждение промежуточных итогов реализации Программы сотрудничества приграничных регионов. Экспозиция российской стороны состояла из тематических зон для презентаций и переговоров, стендов регионов, госкорпораций, отраслевых кластеров компаний и финансово-кредитных организаций [20]. Территория ЭКСПО состояла из 5 залов и внешних выставочных площадок, в том числе павильона РФ, зон сельского хозяйства и экологически чистых продуктов питания, электроники, искусства (выставка работ российских художников), международных зон [21]. Представленные на выставке отрасли включали энергетику, металлургию, машиностроение и металлообработку, химическую, фармацевтическую, легкую, пищевую, лесоперерабатывающую промышленность, научные исследования, транспорт и логистику [22]. Наиболее крупными экспонентами от России стали Внешэкономбанк, Сбербанк, КАМАЗ [23], «Ро-стехнологии», «ОАК», «Вертолеты России», «НОВАТЭК», «ИнтерРАО» и другие компании [24]. Заместителем министра по развитию Дальнего Востока РФ был проведен брифинг, посвященный обсуждению сотрудничества РФ и КНР в области инноваций, прошел съезд Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией. Его участникам была продемонстрирована презентация Сколковского института науки и технологий [25]. Наконец, в рамках выставки были проведены заседания клуба молодых предпринимателей России и Китая и ассоциации медицинских университетов двух стран [26. С. 199], т.е. выставка ЭКСПО была использована еще и как площадка для молодежных обменов. Всего от РФ было представлено более 100 предприятий из 39 регионов страны [27. С. 159]. От КНР в ЭКСПО приняли участие представители 20 провинций и городов [21]. Кроме того, пусть и в гораздо меньшем объеме, свою продукцию представили участники еще из 23 государств [28]. В рамках «Дней российских регионов» экспонентами выступили 20 субъектов РФ. По итогам выставки были заключены контракты на сумму более 230 млн долл., из которых 10 были подписаны китайской стороной с представителями деловых кругов Якутии, а также протоколы и соглашения о намерениях приблизительно на 840 млн долл. Представители руководства Забайкальского края и провинции Хэйлунцзян подписали соглашение о создании Амазарской зоны торгово-экономического сотрудничества [29]. Делегация Приморского края презентовала возможности крупнейшего на Дальнем Востоке контейнерного терминала ООО «Восточная стивидорная компания», начались переговоры о возможном сотрудничестве [30]. Как отмечается в релизе Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Дальневосточном федеральном округе, результатом ЭКСПО стали не только заключенные контракты и соглашения, но и «поддержание и установление контактов между органами власти и представителями бизнеса России и Китая» [19]. А Минэкономразвития РФ приводит цифру в 5 млрд долл. как общий объем контрактов, заключенных не только непосредственно на выставке, но и после, в продолжение переговоров между ее участниками [31]. Российско-Китайское ЭКСПО 2015 г. Местом проведения II Российско-Китайского ЭКСПО 12-16 октября 2015 г. вновь стал Харбин. Была заметно расширена экспозиция; площади, выделенные российской стороне, выросли на треть, до 3 тыс. кв. м. Увеличилось и число участников [32]. Что касается географического охвата, то на ЭКСПО были представлены предприятия 24 российских регионов и 24 провинций КНР. С руководителями регионов двух стран встретились вице-премьер Правительства РФ Д. О. Рогозин и вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян [33]. Вновь были организованы специализированные круглые столы, презентации российских регионов. Сравнительно новыми направлениями стали обсуждение развития электронной торговли, презентации действующих в России инжиниринговых центров и семинар по техническому регулированию. Центральной темой презентаций российской стороны был инвестиционный потенциал Сибири и Дальнего Востока, и основные переговоры сторон велись именно в этом русле. Китайской стороне была презентована концепция территорий опережающего развития (ТОР) [34]. Результаты выставки показывают, что в определенном смысле высокотехнологичный сегмент получил развитие: это показала, например, презентация Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), ведущей с партнерами из КНР работу над двигателем промышленного применения ПС-90ГП-25 с механизмом газоперекачивающего агрегата российского производства и китайским компрессором, производимым партнерами ОДК в г. Шэньян. По итогам выставки в ОДК заявили, что рассчитывают на возможность участия в тендерах на поставку агрегата для газотранспортной системы КНР и интерес со стороны крупных китайских энергетических компаний [35]. Были подписаны соглашения о создании совместного предприятия в Гонконге между компанией «Даурия Аэроспейс» и инвестиционным фондом Cybernaut; поставке 5 тыс. куб. м полуфабриката для производства торфогуминового улучшителя между российской компанией «Биотекс Агро» и китайской «Биотех» (провинция Хэйлунцзян); строительстве на Дальнем Востоке заводов по сборке автомобилей HOWO, по производству рукавов высокого давления и фитингов (в ТОР «Комсомольск») и др. [36]. Однако наиболее крупные сделки были все же заключены в ставших привычными отраслях -горнодобывающей, инфраструктурной, лесной [34]. Не был подписан ожидавшийся российской стороной контракт по поставкам в Китай вертолетной техники и созданию сервисных центров ее обслуживания. Это говорит о разнице приоритетов сторон и большей заинтересованности Китая в сырьевых проектах и увеличении экспорта лишь своей промышленной продукции в РФ. Тем не менее в целом российской стороной выставка была оценена как успешная. По словам заместителя министра экономического развития РФ А.Е. Лихачева, «смысл ЭКСПО не только в уже заключенных контрактах. Многие компании и регионы ориентированы на презентацию своих возможностей, т. е. на самые первые контакты, которые становятся начальной ступенью к переговорам и, соответственно, к реализации совместных проектов как в Китае, так и в России» [33]. Российско-Китайское ЭКСПО 2016 г. III Российско-Китайское ЭКСПО было проведено с 11 по 14 июля 2016 г. в Екатеринбурге. Выбор места проведения неслучаен - как в силу давних дружественных связей с Харбином, так и благодаря удобному географическому расположению столицы Урала, которая является крупнейшим логистическим узлом и промышленным хабом. Основным экспонентом выставки стал Китай. Нужно отметить, что подготовилась китайская сторона к демонстрации своих достижений продуманно и всесторонне. Свою продукцию представили более 250 компаний, крупнейшие из которых - China Railway Construction, HIT Robot Group, China Harbour Engineering, Heilongjiang Great Northern Wilderness Agribusiness Group и др. [37]. Свою экспозицию представили самые разные компании, от авиационных корпораций до предприятий пищевой промышленности [38], из провинций Хэйлунцзян, Гуандун, Цзянсу, Цзилинь, Шаньдун, Ганьсу, Автономного района Внутренняя Монголия, г. Шанхай и др. Как отмечала китайская сторона, в выставке участвовали как фирмы, имевшие опыт сотрудничества с Россией, так и новые игроки, заинтересованные в поиске российских партнеров [39]. Что касается российской стороны, то ее участники были представлены на площадке работавшей параллельно выставки «Иннопром», которая проводится с 2010 г. и является крупнейшим международным выставочным форумом в России. В рамках ЭКСПО было проведено 18 отраслевых форумов [40. С. 135]. В деловую программу выставки был добавлен саммит руководителей Уральского, Сибирского и Дальневосточного таможенных управлений РФ и приграничных таможен Северо-Востока КНР [41], также сравнительно новым стало активное участие в ЭКСПО китайских банков [42]. Что получили российские участники от такого «смотра» китайской промышленности? Главным образом - возможность найти партнеров и познакомиться с их опытом ведения бизнеса. Но ситуация уже второй год в большей степени определялась завышенными ожиданиями и несколько идеологизированным, направленным на безусловное и безальтернативное сотрудничество с Китаем политическим подходом российской стороны. Так, например, в ходе выставки было проведено мероприятие с достаточно странным, если не сказать абсурдным, названием «Круглый стол по развитию двусторонней торговли и российско-китайского сотрудничества в области им-портозамещения» [41]. Как соотнести «импортозаме-щение» и сотрудничество с внешним партнером? В 2015 г., кстати, также в ходе ЭКСПО, договоренности по «импортозамещению», причем в такой «чувствительной» сфере, как радиоэлектронная промышленность, были заключены ФГУП «НИИ ,,Гамма"» (сфера деятельности этого предприятия - разработка технологий защиты информации) и 41-м институтом Харбина, входящим в состав Китайской корпорации электронных технологий. Был подписан, как сообщает официальный релиз Минпромторга РФ, протокол о намерениях по развитию сотрудничества [44]. Возникает вопрос: заключаются ли подобные договоренности «для галочки», имеет ли место целенаправленное использование китайской стороной в своих интересах российской риторики о «противостоянии с Западом» и «повороте на Восток», или стороны просто будут заниматься «импортозамещением» параллельно каждая у себя в своих границах? Пока это остается неясным. Но вряд ли третий вариант потребовал бы оформления такого процесса специальным двусторонним документом. Тогда что это - непонимание чиновниками проблем безопасности или погоня ФГУП за выгодой? Что касается количественных результатов, то в Екатеринбурге было подписано 24 документа, среди которых генеральное соглашение между Сбербанком России и Банком Харбина о постфинансировании аккредитивов в юанях для оплаты импорта товаров из Китая, соглашение о сотрудничестве в области производства смартфонов между компанией Yota и международным технопарком Харбина, большое количество соглашений на региональном уровне. Наиболее крупными презентованными проектами стали забайкальский «Новый сухопутный зерновой коридор Россия -Китай», планы сотрудничества китайской «Бэйдоу» и российской «ГЛОНАСС» в разработке новых технологий для автомобильного Интернета в целях сокращения количества ДТП, совместные проекты «Русской медной компании» и китайских предприятий SIMM, NERIN, China Kind Mining Investment Company Limited [45]. Российско-Китайское ЭКСПО 2017 г. IV Российско-Китайское ЭКСПО прошло с 15 по 19 июня 2017 г. в Харбине. Основным экспонентом, на правах гостя, стала российская сторона. Крупнейшие российские участники остались прежними, а вот региональное представительство расширилось. Впервые на ЭКСПО были представлены продукция и проекты таких российских регионов, как Курганская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа [46]. Площадь экспозиции российской стороны вновь была увеличена [47]. В рамках выставки был апробирован ряд новых форматов работы: презентационная площадка «Евразийский мост» [48], выделение по одному региону от России и Китая в качестве главных партнеров ЭКСПО, получавших больше выставочных площадей и возможностей для презентации своих проектов (ими стали Челябинская область и провинция Гуандун) [49], трехсторонние (с Монголией) консультации таможенных ведомств, Российско-китайский агрофорум, конференция «Сотрудничество в сфере машиностроения и внедрения технологических инноваций», выездная сессия Восточного экономического форума [50]. Главным изменением в составе предприятий-участников можно назвать увеличение числа компаний, представляющих малый и средний бизнес [47]. Основной объем заключенных сделок, согласно официальной статистике, обнародованной Минэкономразвития РФ, составили соглашения о намерениях на общую сумму около 4,4 млрд долл. [51]. Это значит, что для перевода их в стадию контрактов еще понадобятся дополнительные усилия, время, консультации, переговоры. Анализ участия российских регионов в ЭКСПО 2017 г. показывает, что в их подготовке и работе на выставке появились принципиальные качественные изменения. Российская сторона заметно поменяла свой подход к организации участия в ЭКСПО: китайским партнерам были представлены в первую очередь конкретные и полностью детально проработанные инвестиционные проекты преимущественно несырьевого характера. Акцент был сделан на принципиальной локализации производства в РФ (как, например, в представленных Иркутской областью проектах изготовления карбида кремния на Ангарском электролизном химическом комбинате, создания этно-тури-стического комплекса «Тофаларская усадьба» и производства в Иркутске тест-полосок для глюкометров [52] или в проектах экспортно-ориентированных пищевых производств в ТОРах Еврейской автономной области [53]), значимости той или иной инициативы для модернизации моногородов (как, например, в проектах Челябинской области [54]). Многие крупные и конкурентоспособные проекты относятся к таким сферам, как логистика [55], пищевая промышленность [56], лесопереработка [47], туризм [57], производство высококачественных отделочных материалов [47]. Предложила российская сторона и высокотехнологичные образцы продукции на экспорт. Например, госкорпорация «Ростехнологии» представила новейшие образцы спутниковой геодезической аппаратуры. Линейку высокоточного оборудования для кадастровых и геодезических работ (мультисистемные многочастотные спутниковые приемники, базовая станция, полевой контроллер, смарт-терминал) представил входящий в состав корпорации и холдинга «Швабе» Уральский оптико-механический завод. Вся техника поддерживает основные глобальные навигационные спутниковые системы, в том числе китайскую «Бэйдоу» [58]. Даже те регионы, которые представляли проекты для инвестиций сырьевой направленности (например, добыча золота и серебра в Камчатском [59] и Хабаровском [60] краях или экспорт из Свердловской области в Китай торфа для производства удобрений [47], вызывающие, по меньшей мере, недоумение -ведь выгоднее создавать добавленную стоимость на своей территории), наряду с ними выдвинули и более прагматичные варианты в обрабатывающей промышленности, сфере туризма и т.д. Так, камчатская делегация предложила создание курортно-рекреационных зон в районах термальных источников и туристско-рекреационного кластера в историческом центре Пет-ропавловска-Камчатского [59], Хабаровский край -строительство деревообрабатывающих предприятий, портовой инфраструктуры и объектов долгосрочного плана развития Комсомольска-на-Амуре [60], а Свердловская область - проекты по деревообработке и производству противовирусных препаратов [47]. Такое изменение политики российских регионов можно объяснить влиянием целого ряда факторов: это и недостаток инвестиций, и желание диверсифицировать свой экспорт и улучшить имидж на международной арене, и, хочется думать, извлечение уроков из опыта предыдущих ЭКСПО и из анализа экспозиции китайских партнеров в 2016 г. Не случайно, например, Уральская торгово-промышленная палата в преддверии ЭКСПО провела серьезную предметную работу над расширением номенклатуры экспортных товаров, поставляемых в Китай [61]. Одним из результатов контактов, которые продолжились и после ЭКСПО, можно считать договоренность об инвестициях китайской компании Kingsun Development Co и российско-китайского предприятия «ЛесКом Развитие» в создание производства с глубокой переработкой древесины в ТОР «Краснотурьинск». Инвестиции в проект оцениваются в 81 млн руб., планируется создать 163 постоянных рабочих места, из них 40 должны появиться до конца 2017 г. [62]. Вместе с тем в участии российских регионов в выставке 2017 г. есть моменты, которые требуют очевидной доработки. Камчатский край отправил на выставку практически ту же делегацию, что была на предыдущих Российско-Китайских ЭКСПО, но не решила поставленных задач, поскольку, по оценкам местных СМИ, ее участники не отличаются ни знанием китайской экономики, ни пониманием психологии китайских предпринимателей [63]. Это означает, что местные власти не проработали политику своего участия в выставке и не извлекли уроков из предыдущих форумов. Похожий пример и в случае с Башкирией: республиканская делегация лишь приняла к рассмотрению проекты, предложенные партнерами из КНР, не выдвигая своих конкурентоспособных вариантов [64], хотя это явно не лучший способ обеспечить реализацию интересов развития своего региона. Челябинская область, презентовавшая в том числе свои возможности по экспорту продовольствия, после ЭКСПО рассматривает предложения китайской стороны по совместным предприятиям в агропромышленной сфере, но в регионе и в СМИ идет достаточно серьезная полемика о целесообразности и безопасности этих планов и особенно использования китайских технологий и рабочей силы [54]. Местные власти почему-то поставили себе цель «изо всех сил понравиться неторопливому соседу, при этом толкаясь локтями за такую возможность, защищая и скрывая свои договоренности от соседних регионов-конкурентов», и «достигнуть паритета в торговом балансе Южного Урала и Китая» [Там же]. Хотя каждому жителю Среднего и Южного Урала известно, что Челябинская область на протяжении последних полутора десятилетий буквально задыхается от потока китайских сельз-хозрабочих, по большей части нелегальных, которые выращивают с чудовищными нарушениями санитарных норм овощи в теплицах, контролируемых недобросовестными представителями местного бизнеса. Из-за того что деятельность местных надзорных служб не всегда оказывается достаточно скоординированной, на место только что депортированных нелегалов пребывают новые, загрязненную землю бросают, и теплицы просто переносят на новое место, а продукция сбывается через рынки, киоски и даже некоторые магазины. Под напором общественности в последнее время область увеличила господдержку местных российских производителей, начала модернизацию крупных предприятий [65], но планы сотрудничества с китайцами остаются. Многие российские регионы показали своими ин-вестпроектами, что хотят развивать туристические связи с Китаем, увеличивать турпоток оттуда. Но, наверное, в первую очередь нужно подумать не о простом валовом увеличении, а о рациональной организации этой сферы и защите интересов российской стороны. Чтобы не происходило таких вопиющих инцидентов, как в июле 2017 г., когда из-за поломки одного из паромов на Байкале, использующихся для сообщения с островом Ольхон, на линии временно оказалось только два, и около 300 китайских туристов, поток которых, по утверждениям местных жителей, «не вписывается ни в какие нормы», вместо того, чтобы спокойно подождать своей очереди, заблокировали погрузку на паром машин (а по технике эксплуатации каждый паром берет на борт сначала определенное количество автомобилей, а уже потом -96 пассажиров, в соответствии с грузоподъемностью и количеством спасательных средств) и начали «брать штурмом» судно, избивая экипаж, пытавшийся соблюсти регламент. В итоге капитан парома принял решение уйти без погрузки, а на место прибыл наряд полиции [66]. Любой туристический проект должен учитывать большое количество рисков и доказать свою целесообразность. Ямал представил специальные «арктические» туристические маршруты, согласовав их в том числе с местным коренным населением [57]. Согласование с населением - это уже большой шаг вперед, однако в описании маршрутов ничего не говорится об оценке возможных экологических рисков для приарктиче-ской биосистемы от увеличения притока туристов. На каком транспорте они будут передвигаться? Как избежать увеличения количества мусора, от которого буквально стонет, например, все Прибайкалье? Еще интересный момент: китайским туристам на Ямале планируется предложить в том числе туры «Охота за северным сиянием», но практика показывает, что такие вещи иногда заканчиваются плохо, и опять же не до конца понятно, как застраховаться от инцидентов наподобие того, что произошел в феврале 2017 г. в Финляндии, где группа китайских туристов напала на гидов на аналогичном турмаршруте после того, как небо внезапно затянули облака, и рассмотреть северное сияние не получилось [67]. Основной же акцент делегацией ЯНАО на ЭКСПО был сделан на презентации возможностей производства продукции оленеводства. Здесь экологические аспекты оказались и вовсе за гранью всех возможных оценок. Шокирует, когда директор департамента агропромышленного комплекса российского региона заявляет, что «Китай нуждается в высококачественной продукции оленеводства, поэтому необходимо соединить наши возможности и усилия в реализации этого потенциала», а дальше его мысль развивает пресс-служба: «Возможности ямальской отрасли позволяют перерабатывать более 250 тонн пантового сырья, 700 тонн окостенелых рогов, 200 тонн крови, порядка 150 тонн эндокринно-ферментного и специального сырья и до 200 тыс. шкур ежегодно, что в разы повысит доходность и рентабельность отрасли» [46]. Как с этической, человеческой точки зрения вообще назвать и оценить то, что российский регион озаботился не созданием у себя, скажем, высокотехнологичной промышленности, не проектами в сфере науки, а поставками в Китай 200 тонн крови молодых оленей в год? Наконец, на выставке 2017 г., как и на всех предыдущих, так и не были отмечены конкретными сделками обсуждавшиеся достаточно давно проекты сотрудничества в сооружении высокоскоростной железнодорожной магистрали, совместного производства тяжелых вертолетов и пассажирских авиалайнеров. Кстати, Китай за последнее время успел, в отличие от России (которая почему-то обязательно ищет партнера), самостоятельно разработать и выпустить пассажирский самолет C919, который отвечает основным международным стандартам и уже находит своих первых покупателей [68, 69]. Безуспешно продолжает российская сторона добиваться и финансирования строительства логистических коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Возможности последних были продемонстрированы на ЭКСПО [70] и в последующих переговорах с компанией Hebei Port Group [71], однако пока конкретных результатов нет. Как бы не получилось, как с Челябинской областью, где в свое время много говорилось об участии китайской стороны в создании торгово-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский», даже были подписаны соглашения о намерениях, но в итоге Китай от них отказался, ТЛК построили российские инвесторы, и сейчас объект просто не загружен на проектную мощность [54]. Последний пример более чем ясно говорит о необходимости не гнаться в двустороннем сотрудничестве за показателями товарооборота или какими-то иными цифрами, а ориентироваться исключительно на нужды своего региона, своей промышленности, своих людей, и уж никак не на неподтвержденные запросы иностранного партнера. Кроме того, в этой связи нельзя не отметить как проблему чрезмерный оптимизм российской стороны в поиске инвесторов в КНР. Дело доходило до того, что в Минэкономразвития заранее (!) подсчитывали, на какую сумму «российские и китайские компании могут подписать соглашения» на ЭКСПО [72]. Наверное, это извечная проблема российских чиновников: надежда на иностранных инвесторов вместо выверенной собственной стратегии развития, модернизации промышленности или нажима на контролирующих многие производства олигархов. Хотя научное сообщество многократно выступало с различными предложениями по модернизации регионов, прежде всего Сибири и Дальнего Востока, в том числе преимущественно с опорой на собственные силы. И на современном этапе, например, в западно-сибирских регионах ведутся исследования по использованию научного потенциала для разработки долгосрочной стратегии развития Сибири с учетом экономических особенностей и исторического опыта освоения территорий (см., например: [73, 74]). Мнения участников ЭКСПО В процессе исследования автором были проведены интервью с представителями предприятий, принимавших участие в Российско-Китайских ЭКСПО в составе делегации Свердловской области, а также представителем Корпорации развития Томской области в КНР. Приведем наиболее интересные оценки. - «Было на что посмотреть. Кто хотел там что-то найти, тот нашел. Удалось посмотреть их технологические линии. Биржа контактов - шумно, тесно, немного сумбурно, самостоятельно сложно ориентироваться, переводчик обязателен» (Д. А. Стадниченко, зам. директора ООО «УПК»). - «Соглашений не подписали, переговоры в процессе, но формат отличный, профессиональный, пять с плюсом. Экспертная поддержка от ТПП и торгпредства была» (С. А. Димитров, директор по развитию компании «Оптима»). - «Нам был важен мониторинг китайского рынка, его потребности. Организовано хорошо. В конкретные сделки не вылилось, но у нас пока и нет потребности в выходе на китайский рынок, интересен был опыт» (Г.В. Коновалова, начальник отдела продаж Ирбитского молочного завода). - «Выставка не обширная, но были форумы, деловые встречи, можно было пообщаться. Что искали -нашли. Переводческая и экспертная поддержка - проблем не было» (И. С. Козьменко, директор ЗАО «Тура-Лес»). - «Такие мероприятия удобны прежде всего тем, что получается убрать посредников из цепочки. Идет непосредственный обмен контактами, знакомство. Но важно, конечно, через торгпредство или ТПП проверять контракты и китайских партнеров, фирму - не однодневка ли» (А. В. Горбунов, директор Каменск-Уральского завода автомобильных агрегатов). - «Выставка больше имела информационное значение. Минус в том, что часто попадают производители из китайских деревень, которые в гаражах что-то делают и уверяют, что якобы все могут сделать. Если человек так говорит - сразу понятно, что что-то не так. Что я буду с частником работать? Контрактоваться с китайцами можно только через ТПП, чтобы гарант был. Ну, встреча, хорошо, столы накрыл мэр (Харбина. - К.М.), но интереса - не вызвало. Для нас больше пользы оказалось от общения с уральскими коллегами, с которыми дома встретиться часто не хватает времени. Но информация о китайском бизнесе - познавательно» (Н.В. Филиппович, коммерческий директор ООО «Деловой партнер»). - «Формат выставки политизирован, это мешает делу, смещает акценты. Организаторы должны сделать для себя выбор: если это правительственная тусовка - не морочить голову бизнесу и не отрывать людей от работы; если это мероприятие направлено на укрепление бизнес-сотрудничества, тогда бизнес и должен быть в центре внимания. Участие в любых российско-китайских мероприятиях - дело важное и нужное, особенно на той стадии развития двусторонних отношений, на которой мы находимся. Результатом поездки не обязательно является соглашение, диалог или что-то еще конкретное. Знакомство, общение, формальное и неформальное (то, что называется нетворкингом, гуаньси), - это именно то, что сейчас нужно. Учиться презентовать инвестиционный потенциал региона, писать резюме инвестпроектов, адекватно их китаизировать, кастомизировать под китайских партнеров, учиться вести конструктивный диалог с китайскими коллегами (не только говорить, но и слушать) - вот, что сейчас важно. Мы этой работе уделяем очень большое внимание» (М.Н. Шведов, представитель Корпорации развития Томской области в КНР). Таким образом, можно отметить, что на местном уровне представители российского бизнеса стали оценивать сотрудничество с КНР достаточно реалистично, объективно, а такой формат сотрудничества, как ЭКСПО, дает возможность поиска и выбора; не было в большинстве случаев проблем и с экспертной поддержкой. «Китайская специфика» ЭКСПО Один из вопросов, которые закономерно возникают при изучении опыта Российско-Китайского ЭКСПО, - какими соображениями мог руководствоваться Китай, соглашаясь на такой формат сотрудничества, и какие задачи китайская сторона решает в нем. Как представляется, главная мотивация КНР состоит в том, что страна и ее регионы в настоящее время объективно заинтересованы во всемерном развитии выставочной деятельности и продвижении любыми способами своей промышленной продукции. Это происходит в контексте двух трендов: политики возрождения старой промышленной базы Северо-Востока страны (см., например: [75]) и встраивания каждого ее района, по мере сил и возможностей, в проект «Один пояс, один путь» (см., например: [76]). В этой связи специалисты из КНР выделяют Российско-Китайское ЭКСПО как крупнейшую в двустороннем сотрудничестве выставку и форум; по масштабу в одном ряду стоит разве что Восточный экономический форум [77. С. 623]. В сотрудничестве в выставочной деятельности, как и в межрегиональных связях с Россией в целом, Китай явно ориентирован на решение строго собственных задач, а именно на всестороннее развитие своих регионов, повышение привлекательности своих товаров, а в отношении России - на развитие крупных инфраструктурных проектов и обеспечение ее транспортной доступности, которая необходима для экспорта товаров и импорта сырья. Одним из главных для китайской стороны является, например, вопрос о строительстве моста через Амур [78]. Об «улучшении транспортной инфраструктуры» в контексте участия России и ее регионов в строительстве Экономического пояса Шелкового пути высказывался бывший посол КНР в РФ, известный в Китае эксперт-россиевед Ли Фэнлинь [79]. Очевидно, что в результате инфраструктурных проектов на территории РФ КНР может получить двойную выгоду: во-первых, за счет освоения средств, выделенных на строительство (особенно - при освоении их силами китайских подрядчиков), а во-вторых, уже после появления инфраструктурных объектов, за счет получения больших возможностей для вывоза сырья и ввоза своей продукции. Такие задачи, по сути, организованного вывоза и использования сырьевых запасов Сибири и Дальнего Востока ставились региональными властями Северо-Востока КНР на протяжении уже не одного десятилетия [80. С. 65-66]. На современном этапе косвенно об этом свидетельствует организованное участие в Российско-Китайских ЭКСПО ведомств КНР по импорту и экспорту лечебно-профилактических средств, импорту и экспорту металлов, минералов и химикатов и, что особенно обращает на себя внимание, участие «торговых палат по подряду на строительные работы за рубежом» [37]. Это означает, что любые инвестиционные проекты в России Китай рассматривает отнюдь не как реализуемые с равным представительством обеих сторон и взаимной выгодой, в том числе для развития регионов страны-стратегического партнера, а как предельно прагматичный способ обеспечить занятость своих граждан и заказы для своих предприятий. По сути, таков смысл и современных ме

Ключевые слова

РФ, КНР, российско-китайские отношения, межрегиональное сотрудничество, выставки, Российско-Китайское ЭКСПО, Russian Federation, People's Republic of China, Russian-Chinese relations, regional cooperation, exhibitions, Russia-China EXPO

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Муратшина Ксения ГеннадьевнаУральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцинаканд. ист. наук, доцент кафедры теории и истории международных отношенийksenia-kgm@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Дусенко С.В. Социальное пространство российско-китайского сотрудничества в сфере туризма: состояние и перспективы // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 145-156.
Иванов С.А. Без полномочий, ресурсов и целей : роль региональной власти Дальнего Востока в продвижении экономического сотрудни чества с Китаем // Россия и АТР. 2016. № 2. С. 27-45.
Александрова М.В. Российско-китайские приграничные экономические отношения. М. : ОГНИ, 2005. 262 с.
Горбунова А. А., Иванова А.П. Архитектура русских павильонов на Всемирных выставках // Новые идеи нового века. Хабаровск : Тихоокеан. гос. ун-т, 2011. Т. 1. С. 309-313.
Простакишина Е.В. Кучинская Т.Н. Участие России в шанхайской выставке ЭКСПО-2010 // Международный журнал экспериментально го образования. 2011. № 8. С. 41.
Луков Е.В. Внешнеэкономическая деятельность межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в 1990-е гг. // Вестник Томского университета. 2014. № 386. С. 121-129.
Косова Л.С., Филандышева Л.Б., Бондаренко Е.С. Анализ туристских возможностей и продвижения регионального туристского продукта Томской области // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-7. С. 101-106.
Сырямкин В.И., Янь Б., Ваганова Е.В. Опыт регионального сотрудничества с Китаем на примере взаимодействия Ассоциации сибирских и дальневосточных городов и северо-восточных провинций Китая // Проблемы учета и финансов. 2011. № 3. С. 49-58.
Экономика Китая вступает в XXI век / отв. ред. и предисл. М.Л. Титаренко. М. : ИДВ РАН, 2004. 312 с.
Суслов Д.В. Первое Российско-Китайское ЭКСПО и международный форум аналитического центра китайско-российского экономического сотрудничества // Пространственная экономика. 2014. № 3. С. 184-187.
Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. // Портал «Право РФ и КНР». 2010. URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTreaty/004/201035210624_735729.htm (дата обращения: 04.05.2015).
Меморандум между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области модернизации экономики // Министерство экономического развития РФ. 2011. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/98db1280497d5dc49953bb5f9eae86bc/ memorandum.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=98db1280497d5dc49953bb5f9eae86bc (дата обращения: 24.01.2013).
Совместное заявление РФ и КНР об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества // Сайт Президента РФ. 08.05.2015. URL: http://kremlin.ru/supplement/4969 (дата обращения: 08.01.2016).
20-я регулярная встреча глав правительств России и Китая // Правительство РФ. 17.12.2015. URL: http://government.ru/news/21123/ (дата обращения: 15.10.2016).
Совместное коммюнике по итогам 21-й регулярной встречи глав правительств России и Китая // Правительство РФ. 07.11.2016. URL: http://government.ru/info/25224/ (дата обращения: 10.11.2016).
Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка // Экспоцентр-Москва. 2014. URL: http://www.expocentr.ru/ru/ exhibi-tions/expoabroad/htf2014/ (дата обращения: 15.10.2016).
Официальный пресс-релиз Первого Российско-Китайского ЭКСПО 2014 г. // Министерство экономического развития РФ. 30.06.2014. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depAsiaAfrica/doc20140324_91 (дата обращения: 15.10.2016).
Глава Минвостокразвития прибыл с рабочим визитом на первую Российско-Китайскую ЭКСПО в Харбине // Министерство по развитию Дальнего Востока РФ. 30.06.2014. URL: http://minvr.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=2054 (дата обращения: 15.10.2016).
Российско-Китайское ЭКСПО в Харбине // Российский союз промышленников и предпринимателей. Координационный совет в Дальневосточном федеральном округе. 04.07.2014. URL: http://rsppdfo.ru/events/2014/07/04/rossijsko-kitajskoe-ekspo-v-harbine/ (дата обращения: 15.10.2016).
Определена программа Российско-Китайского ЭКСПО в Харбине // Россия и Китай. 18.04.2014. URL: http://ruchina.org/heilongjiang-article/china/302.html (дата обращения: 15.10.2016).
Крупнейшие российские предприятия зарегистрировались для участия в Китайско-Российском ЭКСПО // Жэньминь жибао. 29.05.2014. URL: http://russian.people.com.cn/n/2014/0529/c31518-8734520.html (дата обращения: 16.11.2015).
ЭКСПО 2014 - 1-е Российско-Китайское ЭКСПО // Портал «Выставочная жизнь». 23.06.2014. URL: http://www.expo life.ru/news/14984.html (дата обращения: 15.10.2016).
В Харбине открылось «Первое Российско-Китайское ЭКСПО» // Министерство экономического развития РФ. 30.06.2014. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/201406305 (дата обращения: 15.10.2016).
Первое Российско-Китайское ЭКСПО началось с контрактов на сумму более 230 млн долл. // Министерство экономического развития РФ. 01.07.2014. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/010720141914?presentationtemplate=m_activityFormMatherial (дата обращения: 15.10.2016).
Итоги Российско-Китайского ЭКСПО - сотрудничество в сфере инноваций получило новый импульс // Экоград. 03.07.2014. URL: http://ekogradmoscow.ru/novosti/itogi-rossijsko-kitajskogo-ekspo-sotrudnichestvo-v-sfere-innovatsij-poluchilo-novyj-impuls (дата обращения: 15.10.2016).
Чжао Шуфан, Кузнецов С.И. Культурно-гуманитарное сотрудничество молодежи РФ и КНР: проблемы и перспективы // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. 2015. № 2 (18). С. 191-200.
Об итогах социально-экономического развития РФ в 2014 г. М. : Минэкономразвития РФ, 2015. 232 с.
Китайско-Российское ЭКСПО создает платформу всестороннего сотрудничества между двумя странами // Жэньминь жибао. 12.06.2014. URL: http://russian.people.com.cn/n/2014/0612/c31518-8740422.html (дата обращения: 16.11.2015).
Подведены итоги Первого Российско-Китайского ЭКСПО // Спецтехника-инфо. 16.07.2014. URL: http://stidv.ru/news/showffid_ publica-tionArticle=1692 (дата обращения: 15.10.2016).
Китайско-Российское ЭКСПО: в поисках новых путей экономического взаимодействия // Жэньминь жибао. 02.07.2014. URL: http://russian.people.com.cn/n/2014/0702/c95181-8749862.html (дата обращения: 16.11.2015).
Алексей Лихачев : Харбинская ЭКСПО, может быть, самая главная точка межрегионального диалога между Россией и Китаем // Министерство экономического развития РФ. 10.09.2015. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/interview/2015100905 (дата обращения: 15.10.2016).
Выставка «Второе Российско-Китайское ЭКСПО» открылась сегодня в Харбине // Первый канал. 12.10.2015. URL: https://www.1tv.ru/news/2015/10/12/9485-vystavka_vtoroe_rossiysko_ kitayskoe_ekspo_otkrylas_segodnya_v_harbine (дата обращения: 15.10.2016).
На экспорт в Европу санкции влияния почти не оказали // Министерство экономического развития РФ. 20.10.2015. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/interview/20151020 (дата обращения: 15.10.2016).
Новая экономическая политика Дальнего Востока обсуждалась на Втором Российско-Китайском ЭКСПО // Министерство по развитию Дальнего Востока РФ. 18.10.2015. URL: http://minvr.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=3724&sphrase_id=35625 (дата обращения: 15.10.2016).
До конца года ОДК может выйти на рынок Китая с двигателем промышленного применения // ТАСС. 12.10.2015. URL: http://tass.ru/ekonomika/2337274 (дата обращения: 15.10.2016)
Обзор Второго Российско-Китайского ЭКСПО 2015 // Торгово-промышленная палата Республики Бурятия. 26.10.2015. URL: http://tpprb.com/levoe-menyu/napravlenia/czentr-vistavochnoy-deyatelnosty/otchyotyi-ob-uchastii-delegaczij-tpp-rb-v-zarubezhnyix-vyistavkaxi-fommax/6-ya-mezhdunarodnaya-vyistavka-torgovli-i-logistiki0/oC20/oBB-v-gorode-lini.html (дата обращения: 15.10.2016)
Заявки на участие в Российско-Китайском ЭКСПО подали уже свыше 250 компаний из КНР // Областная газета. 01.06.2016. Каталог участников // Сайт международной выставки «Иннопром». URL: http://www.innoprom.com/upload/ Innoprom_2016_ CATALOG.pdf (дата обращения: 15.10.2016)
Провинция Хэйлунцзян на Российско-Китайском ЭКСПО // Россия и Китай. 13.06.2016. URL: http://ruchina.org/heilongjiang-article/china/1138.html (дата обращения: 15.10.2016)
О текущей ситуации в экономике РФвянваре - сентябре 2016 г. М. : Минэкономразвития РФ, 2016. 142 с
Деловая программа // Сайт международной выставки «Иннопром». URL: http://www.innoprom.com/ business-program/ (дата обращения: 15.10.2016)
Китайские банки профинансируют инвестпроекты в России // Областная газета. 14.07.2016
Алексей Лихачев : Российско-Китайское ЭКСПО стало важнейшим механизмом развития экономических, торговых и межрегиональных отношений. Интервью заместителя министра экономического развития РФ // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. 13.07.2016. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depasiaafrica/2016130701 (дата обращения: 15.10.2016)
Российско-Китайское ЭКСПО открылось вчера в Харбине // Министерство промышленности и торговли РФ. 13.10.2015. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!rossiyskokitayskoe_ekspo_otkrylos_vchera_v_harbine (дата обращения: 15.10.2016)
Итоги III Российско-Китайского ЭКСПО // Сайт III Российско-Китайского ЭКСПО. URL: http://russia-china-expo.com/about/information/ (дата обращения: 15.10.2016)
Официальный каталог участников коллективной экспозиции Российской Федерации в рамках IV Российско-Китайского ЭКСПО. М. : Минпромторг РФ, 2017. 54 с
Итоги IV Российско-Китайского ЭКСПО // Официальный сайт выставки. URL: http://china-rus-expo.ru/ru/iv-rossijsko-kitajskogo-e-kspo-itogi/ (дата обращения: 06.10.2017)
Одиннадцать уральских инвестпроектов презентовали китайскому бизнесу на ЭКСПО в Харбине // ТАСС. 15.06.2017. URL: http://tass.ru/ural-news/4338136 (дата обращения: 06.10.2017)
Челябинская область и провинция Гуандун выбраны главными партнерами ЭКСПО в Харбине // ТАСС. 20.04.2017. URL: http://tass.ru/ural-news/4196640 (дата обращения: 06.10.2017)
Деловая программа IV Российско-Китайского ЭКСПО // Официальный сайт выставки. URL: http://china-rus-expo.ru/wp-content/uploads/2017/06/04-proekt-delovoj-programmy-CHetvertogo-Rossijsko-Kitajskogo-E-KSP0.pdf (дата обращения: 06.10.2017). На Российско-Китайском ЭКСПО в Харбине были подписаны соглашения на сумму $4,4 млрд // Минэкономразвития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/news/23031.html (дата обращения: 06.10.2017)
Иркутская область представила в Китае 13 перспективных инвестпроектов // Россия и Китай. 20.06.2017. URL: http://ruchina.org/china-article/china/1325.html (дата обращения: 06.10.2017)
Власти ЕАО предложат поставщикам продуктов в Китай выпускать их в ТОРврегионе // Министерство по развитию Дальнего Востока РФ. 16.06.2017. URL: https://minvr.ru/press-center/news/5642/?sphrase_id=163698 (дата обращения: 15.10.2017)
Российско-Китайское ЭКСПО: на что поставила Челябинская область? // Информационное агентство «Regnum». 21.06.2017. URL: https://regnum.ru/news/2290749.html (дата обращения: 06.10.2017)
Калужская область - один из самых активных российских регионов на Российско-Китайском ЭКСПО-2017 // Россия и Китай. 14.06.2017. URL: http://ruchina.org/china-article/china/1315.html (дата обращения: 06.10.2017)
Агросектор и особые экономические зоны (ОЭЗ) - ключевые направления сотрудничества России и Китая в рамках ЭКСПО-2017 // Россия и Китай. 09.06.2017. URL: http://ruchina.org/china-article/china/1310.html (дата обращения: 06.10.2017)
Ямал представит арктические турмаршруты на ЭКСПО в Китае // ТАСС. 17.05.2017. URL: http://tass.ru/obschestvo/4258108 (дата обращения: 06.10.2017)
«Швабе» показал новую геодезическую технику на Российско-Китайском ЭКСПО // Aviaport.ru. 23.06.2017. URL: https://www.aviaport.ru/digest/2017/06/23/458141.html (дата обращения: 15.10.2017)
Камчатскую делегацию на ЭКСПО-2017 ждет напряженная работа // Петропавловск-Камчатский.БезФормата.ру. 06.06.2017. URL: http://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.ru/listnews/kamchatskuyu-delegatciyu-na-ekspo-2017/57980826/ (дата обращения: 06.10.2017)
Инвестиционные возможности края представят на Четвертом Российско-Китайском ЭКСПО // Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края. 14.06.2017. URL: https://www.khabkrai.ru/events/news/164500 (дата обращения: 06.10.2017)
Делегация Свердловской области примет участие в IV Российско-Китайском ЭКСПО // Областная газета. 6.06.2017. URL: https://www.oblgazeta.ru/pressreleases/18464/ (дата обращения: 15.10.2017)
Производитель палочек для мороженого откроет производство в ТОР «Краснотурьинск» // Коммерсант-Урал. 17.08.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3385971 (дата обращения: 15.10.2017)
Холостой выстрел по ЭКСПО-2017 // Бизнес Камчатки. 6.06.2017. URL: http://kambusiness.ru/novosti_biznes_kamchatki/21086-holostoy-vystrel-po-ekspo-2017.html (дата обращения: 15.10.2017)
Делегация Башкирии участвует в IV российско-китайском форуме «ЭКСПО-2017» // Информационное агентство «Башинформ». 15.06.2017. URL: http://www.bashinform.ru/news/1011783-delegatsiya-bashkirii-uchastvuet-v-iv-rossiysko-kitayskom-forume-ekspo-2017/ (дата обращения: 15.10.2017)
Теплицы в Чурилово модернизируются // Челябинск сегодня. 30.10.2012. URL: https://cheltoday.ru/articles/obshchestvo/ tep-litsy_v_churilovo_moderniziruyutsya-7036/ (дата обращения: 20.10.2017)
300 китайцев взяли штурмом паром на Байкале и напали на экипаж // Телеканал «Звезда». 1.09.2017. URL: https://tvzvezda.ru/ news/vstrane_i_mire/content/201709011048-91by.htm (дата обращения: 2.09.2017)
Китайские туристы напали на финских гидов из-за северного сияния // Лента.ру. 9.02.2017. URL: https://rn.lenta.ru/news/ 2017/02/09/tourists_finland/ (дата обращения: 28.07.2017)
C919 дэ шоу фэй ши Чжунго байнянь «Да фэйцзи мэн» дэ лиши тупо :на кит. яз. (Первый рейс C919 - исторический прорыв и исполнение столетней китайской «мечты о больших самолетах») // Жэньминь жибао. 13.06.2017. URL: http://military.people.com. cn/n1/2017/0613/c1011-29335350.html (дата обращения: 13.10.2017)
C919 диндан дадао 600 цзя : на кит. яз. (На C919 уже есть 600 заказов) // Жэньминь жибао. 14.06.2017. URL: http://finance.people.com.cn/n1/2017/0614/c1004-29337731.html (дата обращения: 13.10.2017)
АПИ призвало бизнес-сферу КНРкпроизводству товаров на Дальнем Востоке // Новости Владивостока. 18.06.2017. URL: https://novostivl.ru/msg/23977.htm (дата обращения: 15.10.2017)
Компания из КНР готова инвестировать в строительство портовой инфраструктуры в Приморье // Министерство по развитию Дальнего Востока РФ. 18.07.2017. URL: https://minvr.ru/press-center/news/6482/?sphrase_id=163698 (дата обращения: 20.10.2017)
Россия может заключить на ЭКСПО в Харбине соглашения на $1 млрд // ТАСС. 20.04.2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4196608 (дата обращения: 15.10.2017)
Историки ТГУ создадут новую модель развития Северной Азии // Сайт Томского государственного университета. 31.01.2017. URL: http://www.tsu.ru/news/istoriki-tgu-razrabotayut-novuyu-model-razvitiya-s/ (дата обращения: 31.01.2017).
Зиновьев В.П. Сибирь в современной России : исторические традиции и перспективы модернизации // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 46. С. 81-84.
Александрова М.В. Торгово-экономические отношения провинции Цзилинь с Россией и план Чанцзиту // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. № 17. С. 294-321.
Зуенко И.Ю. Реализация политики Центра в китайских регионах: некоторые аспекты проблемы (в контексте строительства Нового Шелкового пути) // Известия Восточного института. 2016. № 2. С. 4-12.
Мэн Фаньхун. О перспективе сотрудничества Китая и России в рамках концепции ЭПШП // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Благовещенск : Благовещ. гос. пед. ун-т, 2016. С. 621-624.
Китайско-Российское ЭКСПО: когда заработает транспортная артерия Хабаровск - Харбин? // Жэньминь жибао. 04.07.2014. URL: http://russian.people.com.en/n/2014/0704/c31518-8750905.html (дата обращения: 15.10.2016).
Китайско-российские отношения стали позитивным фактором обеспечения регионального мира и стабильности - эксперты // Жэньминь жибао. 30.06.2014. URL: http://russian.people.eom.en/n/2014/0630/e31521-8748609.html (дата обращения: 15.10.2016).
Александрова М.В. Четверть века торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР (на примере провинции Хэйлунцзян) // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 6. С. 56-72.
Чжун Э боланьхуэй : юсяо фанда Чжун Э хэцзо сюйцю : на кит. яз. (Китайско-Российское ЭКСПО: эффективное развитие китайско-российского сотрудничества) // Синьхуа. 24.06.2014. URL: http://news.xinhuanet.com/expo/2014-06/24/c_126662699.htm (дата обращения: 21.10.2016).
Чжун Э боланьхуэй иньжу «хуляньван + чжаньхуэй» линянь : на кит. яз. (Китайско-Российское ЭКСПО вводит понятие «Интернет-выставка») // Синьхуа. 16.09.2015. URL: http://news.xinhuanet.com/local/2015-09/16/c_128233358.htm (дата обращения: 21.10.2016).
Элосы Екацзелиньбао шукун цзичуан юй цзиньшу цзягун гунъе боланьхуэй : на кит. яз. (Станкостроение и металлообрабатывающая промышленность на выставке в Екатеринбурге (Россия)) // Qufair.com. URL: http://www.qufair.com/convention/3150.shtml (дата обращения: 21.10.2016).
Ди эр цзе Чжун Э боланьхуэй кай гуань : на кит. яз. (Второе Китайско-Российское ЭКСПО) // Госсовет КНР. 12.10.2015. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2015-10/12/content_2945516.htm (дата обращения: 15.10.2016).
Шоуцзе Чжун Э боланьхуэй Харбин чжэнчжуан дайфа : на кит. яз. (Харбин готов к началу первого Российско-Китайского ЭКСПО) // China Daily. 20.06.2014. URL: http://www.chinadaily.com.cn/dfpd/hlj/bwzg/2014-06/20/content_17604462.htm (дата обращения: 21.10.2016).
Международная конференция «Потенциал интеграционных процессов в Северо-Восточной Азии: проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества» // Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. 15.09.2016. URL: http://ihaefe.org/news/4268 (дата обращения: 15.10.2016).
 Российско-китайская выставка ЭКСПО и его роль в сотрудничестве российских регионов с КНР | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/13

Российско-китайская выставка ЭКСПО и его роль в сотрудничестве российских регионов с КНР | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/13