Возможности реализации эвристического потенциала исследовательской деятельности на уроках истории | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/19

Возможности реализации эвристического потенциала исследовательской деятельности на уроках истории

На примере учебного предмета «история» показаны факторы, необходимые для реализации эвристического потенциала исследовательской деятельности, на основе возрастных и личностных потребностей обучающихся, через призму исторических событий и исторических примеров.

Possibilities for fulfilling the heuristic potential of research activities in history lessons.pdf Ключевым элементом модернизации российской школы является Федеральный государственный стандарт (ФГОС), реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании», где обосновывается широкое внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В качестве результатов педагогической деятельности акцент делается на умении учащихся контактировать с людьми, чувстве патриотизма и национальной идентичности, ответственном поведении и толерантном отношении к другим [1, 2]. Практика показывает, что решение поставленных задач наталкивается на определенные трудности, к которым можно отнести недостаточную разработанность методического инструментария и внимание к условиям реализации его развивающего потенциала. Наибольшими возможностями в решении поставленных задач обладают, на наш взгляд, применение исследовательского метода при изучении предметов гуманитарного цикла, в частности «Истории», и обращение к личностной составляющей учебного предмета в качестве условий его реализации. Специфика истории состоит в том, что она, с одной стороны, являясь гуманитарной дисциплиной, имеет дело с текстом (хрониками, свидетельствами очевидцев, описаниями событий), а с другой стороны, выступает в определённом смысле сферой человековедения, ибо предметом её всегда являются события в жизни народа. Таким образом, для истории слово (текст) является не только предметом изучения, но и способом познания человеком себя и мира вокруг через слово и в слове, что эвристично для открытия учениками своего жизненного мира, осмысления собственного пути. Данное положение направляет нас на выявление возможностей учебного предмета «История» для осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне как интеллектуальной, так и личностной и социальной активности. Роль учебного предмета «История» в пробуждении личностной и социальной активности учащихся 5-9-х классов в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны между собой прошлое и современность? Ответы на данные вопросы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, пробуждение их самосознания на основе творческого участия в процессе освоения знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Какие технологии необходимы для решения поставленных задач? Если в процессе обучения применяются технологии, направленные на обеспечение неразрывной связи эмоций, знаний и поступков, то учащиеся могут лучше понять свои личностные и национальные особенности, осмыслить ценности межкультурного общения. Данное положение особенно актуально для подрастающего поколения, когда происходят самоидентификация в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества, осваиваются умения работать с информацией вместе с другими людьми. Одним из видов организации работы учащихся, в которой имеются предпосылки объединения эмоций, знаний и поступков учащихся, выступает исследовательская деятельность. Участвуя в подобных исследованиях на уроках истории, учащиеся получают возможность лучше узнать духовный мир других народов за счет погружения в историю их жизни. Исследовательская деятельность рассматривается как один из эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск нового знания обучающимися. В педагогике исследовательская деятельность рассматривается в разных аспектах. Например, выявляя-ются ее специфика, структура и алгоритм действий, основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [3-5]. При этом в качестве основной задачи педагога, организующего исследовательскую деятельность, большинство авторов выделяют приобщение учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения. Остается нерешенным вопрос о том, каким образом привить интерес к исследованию у младших подростков, обеспечить ее значимость для них, остается практически неразработанным. Необходимым условием вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, на наш взгляд, выступает обеспечение связи эмоций, знаний и поступков учащихся, предпосылки чего имеются как в самом учебном предмете «История», так и в исследовательском методе. Именно деятельность, объединяющая эмоции, знания и поступки учащихся, позволяет им освоить личностную составляющую учебного предмета, т. е. воплотить свои замыслы, реализовать творческие способности, наладить кооперацию с другими людьми, получить признание своей деятельности. Рассматриваемая нами личностная составляющая учебного предмета подтверждается данными о возрастных возможностях учащихся. При переходе от младшего школьного возраста к подростковому возрасту, важнейшим содержанием психического развития становится развитие самосознания. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя. Стимулом к учению становится в большей степени стремление добиться признания со стороны сверстников и педагога, близких и родных людей; оценка окружающих мотивирует его на исследовательский поиск, дает возможность подтвердить свои способности, занять определенное положение в классе. В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. В 11-12 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, склонность к экспериментированию, решать проблемы, находить сходства и различия, причину и следствие. Критичность подростков ведет к недоверию чужому опыту; ему необходимо лично удостоверится, насколько гипотезы соответствуют истине. При этом ученики опираются в большей степени на собственное представление, а не теоретические положения, поскольку процесс формирования абстрактно-логического, дискурсивного мышления еще не завершен. Свое отношение к окружающей действительности они могут выражать с помощью фантазии, сочинительства, мечты и ее обсуждения [6]. Таким образом, учитель, ориентированный на личностный результат обучения, учитывает интересы учащихся при изучении истории, их способности интересоваться историческими реалиями, подключать творчество и воображение, организовывать себя, ставить новые задачи и решать их, объединяясь при этом с другими людьми при создании нового образовательного продукта. Вопросы, связанные с созданием учащимися нового образовательного продукта в современной педагогике, связывают с эвристической дидактикой, когда обучении рассматривается как открытие, а в качестве результатов выступают образовательные продукты в изучаемой деятельности. Эвристический потенциал учебного предмета, как и образования в целом, включает как возможности учащихся, так и возможности педагогов, всей системы образования, учебных программ т.п. [7]. В качестве продукта деятельности выступают гипотезы, исследования, которые впоследствии с помощью учителя сопоставляются с имеющимися достижениями в данной области, что способствует становлению личностных знаний, опыта учащихся. В качестве одной из трудностей внедрения эвристической дидактики выступает недостаточная разработанность методического обеспечения. Эвристический потенциал учебного предмета, обеспечивающий развитие личности на основе создания нового образовательного продукта, требует дополнительных условий. Нами в качестве такого условия рассматривается ценностный аспект учебного исследования, акцентирующий внимание на его лич-ностно значимом характере. В таком случае эвристический потенциал исследования реализуется в процессе того, как ученики обнаруживают совпадение интересов с учителем и другими учащимися, когда могут быть установлены новые контакты с товарищами, что обеспечивает возможность реализации собственного потенциала при создании нового образовательного продукта. На основе учета личностных и возрастных особенностей учащихся 5-х классов (заинтересованность в приключениях, фантазировании, творчестве, критическом осмыслении информации, групповой работе, демонстрации успехов), нами разработана следующая схема организации исследовательской деятельности на уроках истории, направленная на вовлечение в деятельность, связанную с их интересами и позволяющую им реализовывать собственные запросы, развивать способности. На первом этапе выявляются интересы и представления учащихся об исследовании в процессе беседы (опроса, анкетирования, группового обсуждения). 1. Что такое исследование? Для чего оно проводится? 2. Что ты уже исследовал? 3. Что бы ты хотел исследовать? 4.Что бы ты хотел исследовать на уроках истории? 5. С кем вместе ты хотел бы провести исследование? 6. Хотел бы ты рассказать о своем исследовании? Кому? Первые два вопроса дают учителю информацию о том, что дети знают об исследовательской деятельности, участвовали ли они в подобной работе сами. Вопросы 3 и 4 направлены на выявление круга интересов и увлечений школьников, что может помочь при выборе темы исследовательской работы (в том числе в рамках предмета). Вопросы 5 и 6 дают информацию о наиболее комфортных условиях подготовки и представления соей работы. На основании проведенного опроса среди учащихся 5-х классов (59 человек; 2017 г.) получены следующие данные. «Что такое исследование? Для чего оно проводится?»: изучение чего-то интересного (54%); экспедиция куда-то или раскопки (18%); получение новых знаний и информации (11%); «это расследование, когда исследуют преступление» (8%). «Для чего проводится исследование?: чтобы получить новые знания, новую информацию (33%); получить знания о прошлом и найти древние находки (24%); для проверки и расследования улик (5%); это просто интересно (3%). «Что ты уже исследовал?»: ничего (55%); исследовал растения (5%). «Что бы ты хотел исследовать?»: космос - 16%; природу (животных, растении, природные явления) -42%; технику, оружие - 20%; города, страны - 5%, научные достижения - 5%. «Что бы ты хотел исследовать на уроках истории?»: как развивался человек - 15%, древние страны и города - 10%, техника и оружие - 13%, животных -13%, письменность и знания - 10%, космос - 5%. «С кем бы вместе ты хотел провести исследование?»: с другом, подругой, друзьями - 74%, с родителями - 15%, с одноклассником - 5%, с братом / сестрой - 5%, один - 3%, с учителем - 2% и т.д. «Хотел бы ты рассказал о своем исследовании? Кому?»: «Да» - 66%, родителям - 35%, друзьям -16%, всем, «Всему миру» - 15%, учителю - 10%, одноклассникам - 5%, «нет» - 16% учащихся; никому - 16%. Таким образом, можно отметить, что при организации исследовательской деятельности на уроках истории в 5-м классе учитель может опираться на интересы детей к жизненным проблемам, учитывая имеющиеся у них представления и опыт подобной деятельности, включая сферу социальных отношений. Это позволит заинтересовать их, привлечь их к новому для них методу работы, обратить внимание на перспективы, которые открывает для них участие в исследовательской деятельности. На втором этапе организации обучения на основе исследования учитель обращает внимание на поиск возможных переплетений содержания учебного предмета «История» и выявленных интересов учащихся, создает интегрированное направление работы, которое позволит учащимся связать жизненные интересы с программой изучаемого предмета. В нашей работе мы определили такое направление, как «Исследование как расследование жизненного мира». Педагог предлагает учащимся выбрать возможные направления исследования в истории вещей, традиций и сопоставить, что из предложенного дошло до нас от Древнего мира и как оно трансформировалось в настоящем. Нужно сопоставить прошлое и настоящее и зафиксировать изменения по принципу «было - стало». Для следующих работ могут быть предложены другие принципы сопоставления: «меньше - больше», «ярче - менее ярко», «выше - ниже», «более значимо -менее значимо» и т. д. Для анализа можно предложить следующие области жизнедеятельности: еда, одежда, жилище, тепло, игрушки, рисунки, краски, виды деятельности, украшения, макияж, технические приспособления, игры, домашние животные, письменность, деньги. В процессе работы дети объединяются на основе общих интересов в группы (по 4-5 человек) и в течение 1-2 недель собирают информацию по выбранной теме. Реализация эвристического потенциала на данном этапе состоит в осознании учащимися возможности и необходимости выбрать тему исследования, разработать собственный план деятельности, выбрать напарников, определить экспертов для оценки своих исследований. Для осмысления указанных возможностей учитель организует беседу на основе следующих вопросов: 1. Что вам всем будет интересно расследовать? 2. Как вы назовете свое расследование? 3. Что вам нужно для расследования? 4. Где вы это возьмете? 5. Как мы узнаем, что вы нашли ответ на вопрос? 6. Каким образом и кому вы хотите представить результаты своего поиска? 7. Кому вы доверите оценить свое расследование? 8. С кем вы хотите разделить свой успех? Ответив на эти вопросы, учащиеся могут самостоятельно сделать вывод о необходимости последовательности своих действий в ходе работы над выбранной темой. На третьем этапе работы ученики вместе с учителем анализируют результаты проведенного исследования, после чего происходит презентация результатов «Финальное расследование» для тех слушателей, кого учащиеся считают значимыми для себя. Возможность проявить себя, получить эмоциональный отклик окружающих, увидеть перспективы, которые открывает для них участие в исследовательской деятельности, создание ситуации успеха для всех учащихся формируют возможность увлекательного продолжения работы в данном направлении. В нашей работе получены результаты, которые свидетельствуют о развитии коммуникативных способностей учащихся, которые стали возможны за счет общения со сверстниками по поводу изучаемого предмета на основе общих интересов. Также можно отметить повышение инициативы учащихся, поскольку после проведения исследования большинство из них стали интересовались у учителя о следующем «исследовании в группах». Кроме того, наблюдается значительное повышение познавательной активности и интереса к самому предмету на основании того, что учащиеся чаще чем прежде стали дополнять изучаемый материал, основываясь на собственном знании, а также на основе увеличения числа содержательных вопросов по предмету. В качестве трудности учащихся, выявленной в процессе организации исследования, можно назвать недостаточное понимание ими необходимости составления плана исследования и его реализации в кооперативной деятельности. Данное затруднение может быть связано как с общими возрастными особенностями учащихся, так и теми, что характерны для современного детства. Например, отмечается, что в иерархии ценностей подростков последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные [8]. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Выявленные нами эвристический потенциал учебного предмета, например «Истории», и условия его реализации рассматриваются через обращение к ценностному аспекту учебного исследования, акцентирующему внимание на его личностно значимом характере. Эвристический потенциал учебного предмета реализуется, когда учитель обращает внимание на поиск возможных переплетений содержания учебного предмета и выявленных интересов учащихся, создает интегрированное направление работы, которое позволит учащимся связать жизненные интересы с программой изучаемого предмета. В таком случае создаются предпосылки развития личности учащихся на основе создания нового образовательного продукта, что происходит не автоматически на основе применения исследовательского метода, а требует дополнительных условий. Нами в качестве такого условия рассматривается опора на ценностный аспект учебного исследования, акцентирующий внимание учителя на его личностно значимом характере. В таком случае эвристический потенциал исследования реализуется в процессе того, как ученики обнаруживают совпадение интересов с учителем и другими учащимися. Когда у подростков появляются возможность воплощения мечты, подключения творчества и воображение к решению учебных задач, возникают предпосылки осмысления процесса самоорганизации, постановки новых задач в кооперации с другими людьми, т.е. раскрывать собственные возможности, развивать способности при создании нового образовательного продукта. Представленные в статье вопросы для обсуждения с учащимися на 1-м и 2-м этапах исследования позволяют учителям проводить диагностическую работу по выявлению преставлений учащихся, а также открывают перед учащимися возможность осмысления собственных действий. Поскольку в большей степени эвристичными являются задачи, которые в данный момент не имеют точного ответа, а предполагают множество различных вариантов решения, то создается возможность расширить поле «незнания» мыслящего человека и разбудить его желание творить. Синтез эвристического начала и содержания учебных курсов позволяет найти подходы к одновременному решению традиционных образовательных задач и развитию творческих способностей учеников. Таким образом, организованный процесс исследования обретает эмоциональную окраску, что открывает перед школьниками возможность освоения и осмысления своего опыта.

Ключевые слова

исследовательская деятельность, эвристический потенциал, история, возрастные и личностные потребности обучающихся, творчество, research activity, heuristic potential, history, age and personal needs of students, creativity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Евдокимова Елена ГершечевнаСаратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевскогоканд. пед. наук, доцент кафедры педагогики факультета психологииa1-ero@yandex.ru
Махова Екатерина ЕвгеньевнаСаратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевскогомагистрант кафедры педагогикиa1-ero@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018). URL: http://zakonobobrazovanii.ru/skachat-zakon-ob-obrazovanii
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://минобрнауки.рф /543
Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследователь ская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве : сб. ст. М., 2006. С. 40-50.
Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. 2006. № 4. С. 24-26.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. URL: http://pedlib.ru/Books/7/0094/7_0094-3.shtml#book_page_top
Кожухова О.Ю. Младший школьник : от участника к субъекту проектной деятельности / О.Ю. Кожухова, Н.В. Григорьева, О. А. Брызжева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 1 (36). С. 145-154. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnik-ot-uchastnika-k-subektu-proektnoy-deyatelnosti
Хуторской А.В. Эвристический потенциал отечественного образования и педагогические условия его реализации. Тезисы выступления на Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 30 сентября 2008 г. URL: http://khutorskoy.ru/books/
Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20-32.
 Возможности реализации эвристического потенциала исследовательской деятельности на уроках истории | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/19

Возможности реализации эвристического потенциала исследовательской деятельности на уроках истории | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/19