О внедрении механизма реализации нового образовательного стандарта в интеграции с разработанными профессиональными стандартами | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/20

О внедрении механизма реализации нового образовательного стандарта в интеграции с разработанными профессиональными стандартами

Статья посвящена изучению изменений процесса проектирования естественнонаучной и профессиональной подготовки обучающихся организаций профессионального образования в условиях интеграции новых образовательных и профессиональных стандартов. Представлены данные опроса преподавателей колледжей Центрального и Южного федеральных округов в условиях внедрения образовательного стандарта четвертого поколения и профессиональных стандартов по направлениям подготовки, объединяющим профессии и специальности.

On the application of the mechanism for implementing the new educational standard in integration with the developed prof.pdf В начале 90-х гг. XX в. с учетом требований экономики в отечественной практике разрабатываются образовательные стандарты, основное назначение которых заключается в сохранении единого базового ядра образования в российских школах, средних специальных учебных учреждениях и вузах. Сохранение единого базового ядра образования обеспечивалось благодаря введению инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке учащихся и студентов (по специальностям). С 2005 г. утверждаются стандарты второго поколения, ориентированные на получение студентами средних и высших учебных учреждений знаний, умений и навыков. С 2011 г. российское профессиональное образование развивается в соответствии с образовательными стандартами нового типа - ФГОС 3, разрабатываемыми отдельно для каждой профессии и специальности. С 2015 г. в рамках Государственного задания Минобрнауки России разрабатывается концепция ФГОС СПО четвертого поколения [1]. Разработку ведут Центр профессионального образования (под руководством В.И. Блинова), представители экспериментальных площадок ФИРО в субъектах РФ [2]. В основу этих документов были положены работы ученых, касающиеся развития современного российского профессионального образования в контексте Копенгагенский процесса и стратегии «Европа 2020» в условиях интеграции образовательного и профессионального стандартов [3-7]. Цель любого образовательного стандарта - устанавливать нормы и правила, обязательные для исполнения в любой образовательной организации, реализующей основные образовательные программы. Анализ показал, что в отличие от этапов разработки образовательных стандартов первого и второго поколения, мотивы разработки ФГОС СПО 3 и ФГОС СПО 4 меняются кардинально. Отличия обусловливаются рядом позиций: - переходом от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь», от признания абсолютной ценности и самодостаточности знания к пониманию его как инструмента решения задач профессионального и личностного развития, поворотом к личности обучаемых, побуждению развития у них скрытых способностей; - подготовкой нормативной базы для разработки и применения профессиональных стандартов, в частности разработка ФГОС СПО 4 осуществляется с учетом введенного понятия «профессиональный стандарт» (по каждой профессии / профессиональной области); - «расширением» самостоятельности образовательных организаций в формировании содержания образования (опирающегося на принцип развивающего обучения, т.е. умение и желание «добывать», а не получать знания в готовом виде, а также модульно-компетентностный принцип формирования и реализации программ) и возрастание их ответственности за его результаты; - в русле личностно ориентированной и деятель-ностно-развивающей педагогики, требования ФГОС СПО 4 реализуют очередной шаг к сближению профессионального образования и рынка труда; - усилением ориентации к требованиям, касающихся как результатов образования, так и педагогических кадров. В частности, в ФГОС СПО 4 по-новому формулируются требования к условиям реализации образовательных программ. Так, основой для их установления станут аккредитационные показатели; они будут задавать систему коэффициентов для расчета нормативов финансирования; обеспечат применение зачетных единиц в СПО. Основным дискрипторами успешного обучения и качества полученного студентом образования выступают действия, умения, знания; - изменение подхода к оценке степени и уровня освоения обучающими профессиональной образовательной программы по специальности. В соответствии с ФГОС СПО 4 одна из форм контроля будет представлена в виде демонстрационного экзамена (демоэкзамена), представляющего собой форму оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills Russia (WSR). Необходимо отметить также, что ФГОС СПО 4 разрабатываются на укрупненную группу профессий и специальностей, а не отдельно для каждой профессии и специальности СПО. В каждой укрупненной группе профессий и специальностей выделяются от одного до пяти направлений подготовки. Таким образом, на основе каждого государственного образовательного стандарта будет разрабатываться не одна образовательная программа по профессии или специальности СПО, как это было в ФГОС-3, а множество программ для обучения всем профессиям и специальностям, входящим в направление подготовки. Кроме того, в новых стандартах СПО по-прежнему не прописаны компетенции, которые необходимо формировать у студентов в процессе обучения естественнонаучным предметам общеобразовательного цикла. В гуманитарных училищах и колледжах естественнонаучные предметы (физика, химия, биология) представлены в составе интегрированного курса «Естествознание». Это обусловливает необходимость разработки преподавателями соответствующих компетенций как в вариативной части, так и в основной части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО [8] или же использовать преемственность стандартов средней школы, только входящих в курс предметов естественнонаучного цикла общеобразовательной школы в виде методики формирования универсальных учебных действий студентов [9]. Переход на ФГОС СПО нового поколения ставит перед преподавателями общеобразовательных естественнонаучных дисциплин профессиональных образовательных организаций проблему создания условий для обеспечения реализации требований стандарта к результатам образования не только среднего общего образования, но и формирования общих компетенций с целью достижения результатов стандарта профессионального образования. По-прежнему процесс реализации данных требований усложняется различными подходами к перечню результатов стандартов общего и профессионального образования: для среднего общего образования результаты образования выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах, для среднего профессионального образования результатом являются общие и профессиональные компетенции. На сегодняшний день отсутствует преемственность между двумя стандартами, нет механизма перехода. В свете новых требований стандарта формирование содержания дисциплин естественнонаучного и профессионального цикла, нацеленного на подготовку специалиста, способного качественно решать профессиональные задачи на основе научно-технического процесса, должно осуществляться последовательно в несколько этапов [10]: - на первом этапе - создание компетентностной модели будущего специалиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта определенного направления (разработка учебных целей, соотнесенных с особенностями профессии); - на втором этапе - проектирование учебно-воспитательного процесса и среды, а именно проектирование содержание обучения в деятельностной форме, предполагающее перевод спроектированных целей в учебные задачи, предъявляемые обучаемым в виде учебных заданий нескольких типов: на достижение учебных, развивающих и воспитательных целей (один и тот же тип задачи может содержать возможности достижения не одной цели, а конкретная цель достигаться при выполнении не одного типа заданий), а также определение методов, форм, средств организации учебного процесса по преподаваемой дисциплине; - на третьем этапе - проведение мониторинга, позволяющего наблюдать и по мере необходимости корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. В технологически построенном учебном процессе контроль должен осуществляться на трех этапах: текущий контроль успеваемости в виде входного, оперативного и рубежного контроля; промежуточная аттестация: зачет, дифференцированный зачет, экзамен и квалификационный экзамен и итоговый (заключительный) этап в виде государственной итоговой аттестации. При разработке же рабочей программы междисциплинарных курсов учет требований образовательного стандарта к знаниям, умениям и практическому опыту, общих и профессиональных компетенций соотносился с требованиями как профессиональных стандартов, так и стандартов WSR по компетенции. Поэтому итогом внедрения в содержание междисциплинарного курса требований профессионального стандарта, стандарта WSR должно служить выявленное направление подготовки студентов с учетом (рис. 1): требований WSR, не отраженных во ФГОС СПО 3, а также формирования трудовых функций, не предусмотренных в ФГОС СПО 3. Знать: Уметь: ПрзьлтгтЁСКий опыт: ОК: ПК... ФГОС СПО 4 ш Примерная основная профессиональная образовательная программа Л Рабочая программа, реализующая требования Оор азовательногс стандарта Пр о фессиона льного стандарта Знания: Трудовая функция Умения: Трудовые действия: Стандарта WorldSkHIs Rassia Компетенции (способность и готовность) Результат: высококвалифицированный специалист, конкур ентс спо со бный на отечественном и междунар одном рынке труда Рис. 1. Схема проектирования содержания междисциплинарного курса в условиях реализации требований ФГОС СПО 4 Например, проведенный совместно со старшим преподавателем, председателем цикловой комиссии Зеленодольского механического колледжа Республики Татарстан А.В. Парфеновым сравнительный анализ требований образовательного стандарта (по дисциплине «Основы программирования») к знаниям, умениям, практическому опыту и компетенциям с требованиями профессионального стандарта и стандартной спецификацией WSR позволил нам выявить направления подготовки студентов с учетом требований WSR, не отраженных во ФГОС-3 (например, По представленной выше структуре преподавателем осуществляется заполнение таблицы в рамках рассматриваемых иных трудовых функций: написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными; оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями и т. д. Для исследования процесса проектирования учебных программ естественнонаучных и профессиональных дисциплин в условиях интеграции профессионального и образовательного стандартов было разработано дидактическое средство - анкета, включающая 6 блоков из 34 вопросов, отражающих следующие позиции по оценке результатов проектирования: доля преподавателей, самостоятельно осуществляющих проектирование и усовершенствование учебных программ; проектирование учебных программ дисциплин; осуществление межпредметных связей; учет будущей профессиональной деятельности выпускников; учебно-методическое обеспечение проектирования учебных программ; затруднения, испытываемые в проектировании учебных программ, позволяющих оценить ситуацию не только проектирования, но и состояние преподавания естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в разных регионах Российской Федерации. Общее количество респондентов, принявших участие в анкетировании, составило 545 преподавателей учреждений среднего профессионального образования 7 федеральных округов, в число которых вошли 4 республики, 12 областей и 28 городов России. Данные анкетирования по Центральному федеральному округу (ЦФО) и Южному федеральному округу (ЮФО) (с достаточно высоким уровнем экономического развития) (всего 94 респондента: 53 из ЦФО и 41 из ЮФО) свидетельствуют о положительной динамике изменений в проектировании учебных курсов в условиях интеграции профессионального и образовательного стандартов (четвертого поколения). Несмотря на выявленные расхождения, результаты анкетирования показали, что около '/2 респондентов (данные по ЦФО и ЮФО) оценивают подготовленность обучающихся СПО по своей дисциплине на достаточном уровне, как с точки зрения необходимых знаний для современного человека, так и с точки зрения их подготовленности к будущей профессиональной деятельности (рис. 2, 3). Ответы преподавателей на вопрос «Какие сложности в соответствии с требованиями ФГОС-4 СПО Вы испытываете в создании предположительных вариантов предстоящей деятельности?» свидетельствуют о том, что педагоги продолжают сталкиваться со сложностями в создании «Документирование программных решений», «Орга- 230115 «Программирование в компьютерных систе-низация работы и управление» по специальности мах») (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Сравнительный анализ требований ФГОС, требований WorldSkills Russia и профессиональных стандартов на примере общеобразовательной дисциплины «Основы программирования» Требования ФГОС Требования WSR Требования профессионального стандарта «Программист» Дисциплина «Основы Программирования» Компетенция «Программные решения для бизнеса» Необходимые знания, умения, трудовые действия Трудовая функция Знать: - Этапы решения задач на компьютере. - Типы данных. - Базовые конструкции изучаемых языков программирования. - Принципы структурного и модульного программирования. - Принципы объектно-ориентированного программирования Знать и понимать: - Важность рассмотрения всех возможных вариантов и выбора лучшего решения для удовлетворения требований пользователя и интересов клиента. - Использование существующего кода в качестве основы для анализа и модификации. - Важность выбора наиболее подходящих средств разработки из предложенных вариантов. - Важность рассмотрения всех нормальных и ненормальных сценариев и обработки исключений. - Важность точного и постоянного контроля версий (управление версиями). - Важность использования методологий разработки системы (например, объектно-ориентированные технологии) Знания: - Методы и приемы формализации задач. - Языки формализации функциональных спецификаций. - Методы и приемы алгоритмизации поставленных задач. - Нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов. - Алгоритмы решения типовых задач, области и способы их применения. Умения: - Использовать методы и приемы формализации задач. - Использовать методы и приемы алгоритмизации поставленных задач. - Использовать программные продукты для графического отображения алгоритмов. - Применять стандартные алгоритмы в соответствующих областях. Трудовые действия: - Составление форматизированных описаний решения поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов. - Разработка алгоритмов решения поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов. - Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач Формализация и алгоритмизация поставленных задач предположительных вариантов своей деятельности боре подходов в изложении учебного материала как на этапе проектирования (рис. 4, 5), так и при вы- (рис. 6, 7). ш | Рис. 2. Оценка преподавателями-практиками степени подготовленности обучающихся по преподаваемой им дисциплине (данные по ЦФО) Рис. 3. Оценка преподавателями-практиками степени подготовленности обучающихся по преподаваемой им дисциплине (данные по ЮФО) Рис. 4. Затруднения, которые испытывают преподаватели при проектировании календарно-тематических планов, рабочих программ и учебного материала (данные по ЦФО)

Ключевые слова

образовательный стандарт, профессиональный стандарт, проектирование учебных курсов, преподаватели, educational standard, professional standard, design of training courses, teachers

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Камалеева Алсу РауфовнаИнститут педагогики, психологии и социальных проблемд-р пед. наук, доцент, вед. науч. сотр. научно-исследовательского отделаKamaleyeva_Kazan@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

История развития государственных образовательных стандартов в системе российского образования. URL: http://pandia.ru/text/ 78/032/59366.php (дата обращения: 20.12.2017).
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15137 (дата обращения: 17.01.2018).
Олейникова О.Н. Развитие интеграционных процессов в области профессионального образования и обучения - копенгагенский процесс // Среднее профессиональное образование. 2007. № 9. С. 2-4.
Синяговская М.Б. Механизм реализации Копенгагенского процесса и современные особенности развития европейской системы профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 166-168.
Ширин С.С. Управление общими образовательными пространствами в Европе // СИСП. 2012. № 2. С. 26.
Лемпинен П. Европа модернизирует профессиональное образование // Профессиональное образование. Столица. 2011. №. 11. С. 12-15.
Трегубова Т.М. Диверсификация подготовки компетентных специалистов в рамках программы «ТЕМПУС» в условиях международной образовательной интеграции // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. 2011. № 30. С. 138-143.
Грузкова С.Ю., Русскова О.Б. Контроль практико-ориентированного обучения студентов в организациях среднего профессионального образования (на примере дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов) // Заметки ученого. 2016. № 6. С. 78.
Инновационные технологии обучения естественно-научным и профессиональным дисциплинам в современных образовательных учреждениях с учетом уровня профиля подготовки : учеб. пособие для организаций среднего профессионального образования. Казань : Изд-во «Данис» ФГБНУ «ИПП ПО», 2016. 98 с. С. 39-53.
Kamaleeva A.R. Design stages of natural-science preparation in SPO institutions // Applied and Fundamental Studies : Proceedings of the 13th International Academic Conference December 9-10. 2017. Vol. 1. St. Louis, Missouri, USA. Science and Innovation Center Publishing House. 2017. Р. 142-147.
 О внедрении механизма реализации нового образовательного стандарта в интеграции с разработанными профессиональными стандартами | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/20

О внедрении механизма реализации нового образовательного стандарта в интеграции с разработанными профессиональными стандартами | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/20