Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/22

Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития

Рассматриваются современное состояние, проблемы и перспективы развития института аспирантуры российских университетов. Особое внимание уделено результатам мониторингов студентов, аспирантов и их научных руководителей. Они позволили выявить и проанализировать основные проблемы функционирования института аспирантуры в российских вузах, разработать и систематизировать механизмы и инструменты их решения, предложить систему научно-методической поддержки аспирантов и их научных руководителей.

Postgraduate education in Russian universities: state, problems and prospects of development.pdf Введение Проблема качества подготовки специалистов в аспирантуре высших учебных заведений становится все более острой. Успех деятельности аспиранта касается не только его самого, но и его университета и всей страны, ведь диссертации и их авторы важны для развития отечественной и мировой науки. Наука в современном мире является одним из главных факторов развития экономики и обеспечивает, по оценкам экспертов, около 70% экономического роста страны [1. C. 85]. Об этом же говорит Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [2]. В то же время, если еще недавно показатели защит диссертаций учитывались при оценке эффективности вузов, то теперь ситуация изменилась. Среди учитываемых показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [3] нет не только процента защит диссертаций в срок, но вообще процента защит аспирантов (есть только показатели, связанные с численностью аспирантов). О защитах диссертаций речь не идет и в законе об образовании. С того момента, как аспирантура была определена как третий уровень высшего образования, обучение в ней стало заканчиваться государственной итоговой аттестацией (защитой выпускной квалификационной работы). После этой процедуры аспирант выпускается из вуза с дипломом об окончании аспирантуры независимо от защиты диссертации в диссертационном совете. А ведь целью обучения в аспирантуре всегда было получение ученой степени. Поступающие в аспирантуру всегда были нацелены главным образом на это. Кто будет заинтересован в доведении аспиранта до защиты диссертации после завершения его обучения в вузе? Вопрос пока остается открытым. Проблемы перемен в аспирантуре - ее статуса, качества и своевременности подготовки и защит аспирантских диссертаций - становятся все более актуальными. На эти проблемы обратила внимание в одном из своих выступлений и министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева: «Я не согласна, что аспирантура - третий уровень образования. У нас не решен вопрос аспирантуры до конца» [4]. Цель настоящей статьи - проанализировать современное состояние и перспективы развития института аспирантуры российских вузов, предложить на основе этого анализа и накопленного опыта систему научно-методической поддержки аспирантов университета и их научных руководителей. Задачами исследования являлись: - анализ состояния института аспирантуры в России; - выяснение причин недостаточной эффективности вузовской аспирантуры; - систематизация накопленного опыта организационной и научно-методической поддержки аспирантов. Гипотезы нашего исследования заключались в следующих положениях: 1. Низкая эффективность аспирантуры связана, прежде всего, с тем, что значительная часть поступающих в аспирантуру молодых людей руководствуется ошибочными представлениями об аспирантуре и ошибочной мотивацией. 2. Среди тех, кто поступает в аспирантуру и обучается в ней, многие не подготовлены к выполнению главных аспирантских задач - подготовке диссертации (научно-квалификационной работы) и ее защите. 3. При обучении в аспирантуре студенты часто предоставлены сами себе: научные руководители, кафедра и вуз уделяют им недостаточно внимания, что приводит к неготовности аспирантов защищать диссертацию в срок, выполнять все необходимые требования, отвечать на вопросы на защите и в ВАКе, а часто приводит к уходу из аспирантуры или оставлению работы над диссертацией после окончания обучения. Проверке этих гипотез и путям решения лежащих в их основе проблем посвящено проведенное исследование. Изученность проблемы. Проблемы аттестации научных кадров в России за последние десятилетия постепенно стали предметом не только образовательных дискуссий, но и специальных научных исследований. За последнее время по результатам таких исследований издано немало статей и монографий, защищены диссертации. Среди научных работ, посвященных развитию аспирантуры в высших учебных заведениях и подготовке аспирантов к научно-педагогической деятельности, отметим труды М.М. Алексова [5], Б.И. Бедного, А.А. Мироноса [6-9], Т.Б. Катасоновой [10], И.В. Малюгиной [11], Л.В. Непомнящей [12], Т.В. Серовой [13], И.Л. Симонова-Емельянова [14], А.Р. Сулейма-новой [15], Д.В. Устиновой [16] и других авторов. В то же время, если учитывать происходящие изменения в системе подготовки и аттестации научно-педагогических кадров России, нельзя говорить о том, что изучены и решены все проблемы в этой сфере. Объектами наших исследований стали студенты и аспиранты российских университетов, их научные руководители и молодые кандидаты наук, т. е. успешно защитившиеся в недавнем прошлом аспиранты. В мониторингах приняли участие более 400 студентов, более 500 аспирантов, около 200 молодых кандидатов наук и 154 научных руководителя аспирантов вузов России, представляющих университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Саратова, Воронежа, Пензы, Чебоксар и др. Методом сбора первичных данных стало анкетирование. Институт аспирантуры в России: о чем говорит статистика Прием в аспирантуру в России увеличился с 43 тыс. человек в 2000 г. до 55,5 тыс. человек в 2009 г., но начиная с 2009 г. он ежегодно снижался и в 2016 г. составил 26,4 тыс. человек (табл. 1). В 2016 г. по сравнению с 2009 г. в аспирантуру поступило в 2 раза меньше человек. Общая численность аспирантов была на начало 2016 г. около 100 тыс. человек, причем начиная с 2011 г. она ежегодно снижалась на 10 и более тысяч человек. За последние 5 лет аспирантов в России стало в 1,5 раза меньше, чем в предыдущие 5 лет. Выпуск из аспирантуры ежегодно колебался в пределах 34-35 тыс. человек, но за последние 3 года тоже резко снизился: почти на 9 тыс. человек, или 25%. Казалось бы, при снижении количества аспирантов должны возрасти качество и эффективность их подготовки, однако если в 2013 г. с защитой диссертации из аспирантуры выпустилось около 9 тыс. человек, или примерно 26% от общего выпуска аспирантов (с 2000 г. этот показатель никогда не снижался ниже 25%), то в последующие годы показатели выпуска с защитой снизились сначала до 18% (в 2014-2015 гг.), а затем и до 14% (в 2016 г.) (именно в эти годы акцент в показателях эффективности аспирантуры сместился с результативности (защиты в срок) на количество). Кроме того, теперь окончание аспирантуры и защита диссертации напрямую не связаны между собой. Т а б л и ц а 1 Показатели деятельности аспирантуры в Российской Федерации [17. С. 339] Годы Численность аспирантов Прием в аспирантуру Выпуск из аспирантуры В т.ч. с защитой диссертаций чел. % чел. % чел. % чел. % 2000 117 714 100% 43 100 100% 24 828 100% 7 503 100% 2005 142 899 121% 46 896 109% 33 561 135% 10 650 142% 2006 146 111 124% 50 462 117% 35 530 143% 11 893 159% 2007 147 719 125% 51 633 120% 35 747 144% 10 970 146% 2008 147 674 125% 49 638 115% 33 670 136% 8 831 118% 2009 154 470 131% 55 540 129% 34 235 138% 10 770 144% 2010 157 437 134% 54 558 127% 33 763 136% 9 611 128% 2011 156 279 133% 50 582 117% 33 082 133% 9 635 128% 2012 146 754 125% 45 556 106% 35 162 142% 9 195 123% 2013 132 002 112% 38 971 90% 34 733 140% 8 979 120% 2014 119 868 102% 32 981 77% 28 273 114% 5 189 69% 2015 109 936 93% 31 647 73% 25 826 104% 4 651 62% 2016 98 352 84% 26 421 61% 25 992 105% 3 730 50% В 2016 г. подготовкой аспирантов занимались 1 359 организаций, в том числе 611 вузов (46%) и 733 НИИ (54%). При этом численность аспирантов высших учебных заведений (87 180 чел., 89%) значительно превышала число аспирантов научных организаций (10 581 чел., 11%). Этим обусловлен выбор нами в качестве объекта исследования аспирантуры высших учебных заведений и обучающихся в них аспирантов. Продолжают снижаться прием в аспирантуру и, соответственно, численность аспирантов. Почему? На наш взгляд, это объясняется следующим. Во-первых, на пути к аспирантуре появилась еще одна ступень обучения в виде магистратуры. Увеличился срок обучения, предшествующий аспирантуре (с 5 (для специалистов) до 6 (для магистров) лет). А принять второй раз решение о продолжении обучения еще сложнее, чем первый (раньше решение об аспирантуре было первым таким решением, теперь же стало вторым, а первым - решение о поступлении в магистратуру). Согласно экономическому закону убывающей предельной полезности каждый следующий год обучения дает обучающемуся меньше, чем предыдущий. Вследствие этого, как показало наше исследование, интерес к аспирантуре постепенно снижается у студентов от курса к курсу. Во-вторых, обучение в аспирантуре в экономическом смысле сложно назвать эффективным: молодой человек лишается возможности полноценно зарабатывать в этот период, получает стипендию, несравнимую с заработной платой, а нередко вообще вынужден сам платить за обучение. При этом устанавливаемая государством с недавних пор стоимость контрактного обучения в аспирантуре даже государственных вузов (особенно по очной форме) весьма велика. В третьих, падает привлекательность аспирантуры и педагогической деятельности. Все эти изменения происходят на фоне ужесточения требований к диссертациям и существенного уменьшения числа диссертационных советов. Таким образом, данные государственной статистики свидетельствуют о том, что происходящие в системе образования (и в частности, в системе подготовки научно-педагогических кадров) перемены ставят под угрозу воспроизводство кадрового и научного потенциала высшей школы и всей страны: резко снижается и количество аспирантов, и количество защит диссертаций. На наш взгляд, именно аспирантский корпус должен стать главным стратегическим резервом вуза, основой его стабильного будущего, и задача общества - сделать все возможное, чтобы люди этой сферы потратили важные годы своей жизни не впустую. Оснований полагать, что только ужесточение требований к аспирантам и диссертациям приведет к повышению качества их подготовки, нет, поскольку сама система работы с аспирантами претерпевает достаточно противоречивые изменения. Все это заставляет искать новые пути решения назревших проблем, обеспечения необходимых перемен в сфере подготовки научных кадров. Кто и почему поступает в аспирантуру Снижение интереса молодежи к послевузовскому образованию выводит проблему подготовки студентов к обучению в аспирантуре в разряд особо актуальных. Даже сильные студенты, другими словами, потенциальные аспиранты, очень слабо представляют себе, что такое аспирантура, в чем смысл обучения в ней, что такое диссертация и ученая степень. В итоге аспиранты сталкиваются с различными трудностями как при освоении образовательных программ, так и при написании кандидатской диссертации. Аспирантура на самом деле - это уже не студенчество, хотя и стала по Закону об Образовании в Российской Федерации высшей ступенью образования в России. Учеба в аспирантуре - это, как показывает опыт, напряженный творческий труд, это существенные затраты времени, сил, да и финансовых ресурсов. Строго говоря, раньше аспирантуру нельзя было назвать обучением в традиционном смысле. Аспирант занимался подготовкой диссертации, учась в процессе этой работы на своем опыте, опыте работы коллег и предшественников. Еще одной формой получения знаний (и шире - компетенций) можно было считать консультации с научным руководителем и специалистами. В настоящий момент обучение в аспирантуре стало больше напоминать традиционное обучение (аналогичное бакалавриату и магистратуре). С одной стороны, это, казалось бы, должно лучше подготовить аспиранта к научной работе и, следовательно, успешной защите диссертации. С другой стороны, защитить диссертацию теперь стало значительно сложнее. Из 3 161 диссоветов в 2013 г. на сегодняшний день осталось только 2 118 [18]. Это, конечно, усложняет возможности защиты и увеличивает затраты на нее. В 2015 г. председатель ВАК В.М. Филиппов отмечал, что за два предыдущих года количество защищенных диссертаций в России уменьшилось наполовину [19]. Как было отмечено выше, удельный вес защитивших диссертации в общем объеме выпуска аспирантов снижается от года к году: в 2016 г. он составил 14% (при том, что еще не так давно министерство устанавливало вузам «планку» в 30%). Это значит, что теперь защищается в срок лишь один из шести аспирантов! В чем причины такой низкой эффективности? Ведь, казалось бы, в аспирантуру должны поступать люди наиболее способные и целеустремленные. К тому же, этот уровень образования не является необходимым для «выживания» на рынке труда. Для этого были изучены мотивы студентов, принимающих решение о поступлении в аспирантуру. Нами проведен специальный мониторинг, в котором приняли участие более 400 студентов государственных вузов г. Пензы, обучавшихся на «хорошо» и «отлично». Студентам был задан вопрос: «Какие факторы, могут оказать влияние на Ваше решение поступать в аспирантуру?» Результаты их ответов представлены в табл. 2. Оказалось, что наиболее распространенными являются материальные мотивы: зарплата, карьерный рост и др. Стремление к преподавательской и научно-исследовательской деятельности у студентов занимает одно из последних мест. Однако можно увидеть, что студенты, не имеющие намерения поступать в аспирантуру, более адекватны в своих оценках. Если бы они решили пойти в аспирантуру, то в меньшей степени руководствовались бы такими мотивами, как получение престижной работы (52 против 78%), получение высокой зарплаты (54 против 77%). Напротив, для тех, кто намерен поступать, эти факторы значимы в большей мере. А аспирантура вряд ли предоставит им возможность реализовать такие ожидания. Представляется, что некоторые мотивы поступления в аспирантуру в значительной мере являются ошибочными, объясняются нечеткими представлениями об аспирантуре и преимуществах, которые она дает. Особенно это видно, если сравнить ожидания желающих поступать в апирантуру и экспертные мнения тех, кто уже имеет ученую степень (табл. 3). К ложным, либо второстепенным, мотивам (табл. 2) можно отнести: возможность повысить свой квалификационный уровень (81%) для тех, кто в дальнейшем не собирается связывать свою деятельность с наукой; иметь более престижную работу (77%); хорошо зарабатывать, получать высокую зарплату (77%); получение отсрочки от армии (26%). Руководствуясь ими, абитуриент может принять неправильное решение: он поступит в аспирантуру, хотя на самом деле ему нужно что-то другое. Скорее всего, он затем разочаруется в своем выборе и не окончит обучение. Те мотивы, которые, на наш взгляд, получают в аспирантуре наибольшее подтверждение (табл. 2) -это мотивы объективные. Руководствуясь ими, поступающий примет обоснованное решение. Среди этих мотивов прежде всего следует назвать: желание стать преподавателем вуза (41%), потребность реализовать свой творческий потенциал в сфере науки (46%), желание работать над интересными, сложными проблемами (45%), желание работать с высококвалифицированными коллегами (61%). Из табл. 2 несложно увидеть, что количество поступающих с ложными (ошибочными) мотивами преобладает. На наш взгляд, это - одна из причин низкой эффективности работы вузовских аспирантур. Часто поступают в аспирантуру люди, которым она на самом деле не очень нужна. В итоге из общего числа аспирантов успешно защищает диссертацию в срок лишь одна седьмая часть (т. е. один аспирант из семи). В то же время результаты наших исследований говорят о том, что только треть аспирантов, уже обучаясь в аспирантуре, имеет желание остаться в вузе в качестве преподавателя и продолжить заниматься научно-педагогической деятельностью. Это немногим больше того числа, кто выпускается из аспирантуры, защитив диссертацию. Если сделать скидку на то, что по различным обстоятельствам дойти до «финиша» удается не всем, в итоге мы получим, что успешно завершает обучение один аспирант из семерых. За время обучения в вузе большинству студентов о смысле и содержании обучения в аспирантуре ничего не рассказывали, это отметили 69,2% опрошенных. Кроме того, студенты не пытались как следует разобраться в этом вопросе самостоятельно - 95,8% респондентов не читали никаких книг об аспирантуре. Уверены, что многих ошибок можно было бы избежать, наладив системную работу с потенциальными аспирантами еще до их поступления в аспирантуру. Что здесь прежде всего имеется в виду? Информирование. Исходя из результатов исследований, напрашивается вывод и о том, что для увеличения числа желающих поступать в аспирантуру и повышения мотивации этого желания необходимо уделять больше внимания информированию студентов об особенностях, назначении, преимуществах, системе обучения в аспирантуре. Делать это нужно как можно раньше: не только в период магистерской подготовки, а еще на стадии бакалавриата. Тогда и обучение в магистратуре станет осознанным подготовительным шагом к будущей научно-педагогической деятельности. Представляется, что такую работу могут осуществлять: отдел аспирантуры вуза, заведующий кафедрой и его заместитель по научной работе, преподаватели, ведущие научные исследования, имеющие опыт работы с аспирантами. Самоопределение поступающих в аспирантуру представляется особенно важным как для тех, кто только задумывается о научной деятельности, так и для тех, кто уже вступил на путь науки, но еще не до конца осознает свои цели, сложности и преимущества такого пути. Главное здесь - дать ответ самому себе на вопросы: для чего нужна ученая степень? Какие преимущества даст обучение в аспирантуре, написание и защита диссертации? Чем придется пожертвовать и с какими трудностями столкнуться при обучении в аспирантуре? В чем особенности кандидатской диссертации как научно-квалификационной работы и сколько времени и сил потребует ее выполнение? Знакомство с методической литературой об аспирантуре, подготовке и защите диссертации. Конечно же, основательные знания о любом предмете можно почерпнуть только с помощью специальной литературы. Проблема обучения в аспирантуре здесь не является исключением. Тем более что литературный обзор - один из основных методов научной работы. И литературы, призванной помочь аспирантам, на сегодняшний день издано уже достаточно. Таблица 2 Факторы, которые могут оказать влияние на решение студентов поступать в аспирантуру Факторы Среди всех студентов, % В том числе среди планирующих поступать в аспирантуру, % не планирующих поступать в аспирантуру, % Хорошо зарабатывать, получать высокую зарплату 59 77 54 Возможность повысить свой квалификационный уровень 56 81 53 Иметь более престижную работу 55 78 52 Установить связи с влиятельными людьми 50 53 48 Более успешно продвигаться по служебной лестнице, сделать карьеру 46 52 44 Возможность получить ученую степень и уехать за границу 43 46 43 Желание работать с высококвалифицированными коллегами 42 61 38 Желание стать преподавателем вуза 40 41 40 Возможность защитить кандидатскую диссертацию 38 63 34 Желание работать в столице или областном центре 38 42 35 Желание работать над интересными, сложными проблемами 35 45 32 Возможность выезжать за рубеж для участия в научных конференциях 34 44 31 Потребность реализовать свой творческий потенциал в сфере науки 29 46 24 Не хочу отставать от других 20 30 18 Получение отсрочки от службы в армии 18 26 16 Таблица 3 Сравнение ожиданий поступающих в аспирантуру и мнение экспертов относительно преимуществ аспирантуры [20] На что рассчитывали поступающие в аспирантуру Что на самом деле дает аспирантура (мнение экспертов) Возможность повысить свой квалификационный уровень Для работы в бизнесе более полезными будут практико-ориентированные курсы и стажировки Иметь более престижную работу Получение ученой степени может усложнить трудоустройство Хорошо зарабатывать, получать высокую зарплату Далеко не во всех организациях за ученую степень готовы доплачивать. А зарплаты педагогов и ученых, несмотря на тенденции к повышению, по-прежнему уступают заработкам работников в коммерческих организациях Консультирование поступающих. Конечно, самому студенту нелегко водиночку принять правильное решение: стоит ему поступать в аспирантуру или нет. Помощь здесь должны оказать в первую очередь те люди, которые хорошо знакомы с проблемой, - научный руководитель и заведующий кафедрой, сотрудники отдела аспирантуры, обучающиеся аспиранты. Именно им следует, на наш взгляд, выяснить мотивацию поступающего, предупредить об ожидающих трудностях и предостеречь от возможных ошибок. Повышение эффективности отбора при поступлении в аспирантуру. Хотя при современных условиях вузу выгодно принимать в аспирантуру всех желающих, необходимо отметить, что более требовательный отбор (в том числе и с учетом мотивов поступления) мог бы значительно повысить эффективность аспирантуры, под которой мы понимаем: во-первых, успешное завершение образовательной программы и защиту научно-квалификационной работы (НКР); во-вторых, защиту кандидатской диссертации в течение года после выпуска из аспирантуры. Проведенный экспертный опрос состоявшихся ученых и педагогов показал, что существующую систему отбора кандидатов для поступления в аспирантуру эффективной считает меньшинство - треть опрошенных. Необходимо совершенствовать систему отбора студентов в аспирантуру, усилить их подготовку к научно-исследовательской деятельности, повышать преемственность образовательных программ высшего и послевузовского образования. При этом отбор талантливой студенческой молодежи необходим еще задолго до окончания вуза. Для этого с самого начала обучения на бакалавриате вуз (в лице выпускающей кафедры) должен выявлять наиболее одаренных и продвинутых студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности, создавать им особые условия для развития их творческих способностей. Также необходима разработка и утверждение критериев и положения по отбору студенческой молодежи для обучения в аспирантуре, выходящих за пределы традиционных вступительных экзаменов [21]. Готовность студенческой молодежи к обучению в аспирантуре Результаты нашего исследования подтверждают предположения о недостаточной степени такой готовности. Например, среди студентов, желавших продолжить учебу в аспирантуре, далеко не все (только половина опрошенных) активно участвовали в научно-исследовательской деятельности, имели достижения в этой области (48%). Но и среди них лишь 58% принимали активное участие в конкурсах научно-исследовательских работ, 62% имели опубликованные работы, 69% участвовали в олимпиадах, 21% - в научных конференциях, 22% занимались в научных кружках, 31% принимали участие в разработке грантов (рис. 1). Рис. 1. Творческая активность студентов, планирующих поступать в аспирантуру [21] Таким образом, можно утверждать, что среди тех, кто имел твердое намерение поступать в аспирантуру, только половина опрошенных более или менее активно проявляли себя в научной жизни вуза и осознанно подошли к необходимости продолжать образование. Обратим отдельное внимание на количество публикаций тех студентов, кто имел намерение поступать в аспирантуру: 57% из них не имели ни одной публикации по результатам своей научно-исследовательской деятельности, 33% имели лишь 1-2 публикации, и только оставшиеся 10% студентов имели 3 и более опубликованных работ. Отметим, что намерение поступать в аспирантуру у способных студентов разных курсов обучения различается: на втором году обучения желающих поступать в аспирантуру больше (17%), чем на третьем (12%), а на третьем больше, чем на четвертом (7%). Это свидетельствует о том, что популярность науки и исследовательской деятельности на младших курсах достаточно высока. Но она снижается к концу обучения. Выше мы отмечали возможные причины этой тенденции: понимание полезности обучения с каждым курсом обучения снижается. Какой практический вывод можно сделать из этого? Начинать готовить студентов к аспирантуре оптимальнее всего со 2-го курса бакалавриата. Опыт показывает, что даже сильные студенты, потенциальные аспиранты очень слабо представляют себе, что такое аспирантура, в чем смысл обучения в ней, что такое диссертация и ученая степень. Ведь на обычных учебных занятиях со студентами об этом речь не идет. Следовательно, студенты заранее не готовятся к новой и очень специфичной сфере учебы и деятельности - аспирантуре. В этих условиях трёх-четырёхлетний срок обучения в аспирантуре может показаться недостаточным для подготовки и защиты диссертации, и тем более - для подготовки к самостоятельной научной и педагогической деятельности. Привлечением студентов к научно-исследовательской работе и подготовкой к поступлению в аспирантуру, на наш взгляд, нужно управлять. Для этого необходимы: популяризация НИР среди студенческой молодежи (удельный вес аспирантов, участвовавших в НИР в студенческие годы, к числу выпущенных с защитой достигает максимального значения!); ускоренная адаптация студентов к системе обучения в аспирантуре; повышение престижа должности преподавателя высшей школы; повышение репутации вуза. Повышение интереса студентов университета к научно-исследовательской деятельности может быть достигнуто благодаря следующим мерам: популяризации разнообразных форм исследовательской деятельности; информированию студентов о различных аспектах и перспективах научной деятельности; развитию тематики научно-исследовательских работ; формированию групп научных наставников среди преподавателей кафедр, пользующихся авторитетом у студентов; формированию регулярно обновляемой базы данных и распространению информации о российских и зарубежных конкурсах, конференциях, олимпиадах, грантах для студентов; прикреплению к студентам первого курса старшекурсников (в том числе из числа аспирантов и магистрантов) в качестве наставников; развитию у студентов исследовательской активности, интереса к исследовательской деятельности на учебных занятиях; ознакомлению студентов с российскими и международными стандартами, регулирующими проведение научного исследования и представление его результатов; обмену передовым опытом между вузами России по вопросам работы с талантливой молодежью; организации факультативных и специальных курсов, программ, семинаров, выполнения исследовательских работ группами наиболее способных и имеющих стремление к науке студентов; обеспечению высокого уровня научно-методического сопровождения исследовательской деятельности студентов; повышению эффективности планирования личного времени студентов. Очень важно, на наш взгляд, стимулировать преподавателей и сотрудников вуза, которые руководят научно-исследовательской работой студентов. Подробнее об этих механизмах рассказано в наших статьях [22, 23] и монографии [21]. Методическая подготовленность к обучению в аспирантуре А как обстоят дела с методической подготовленностью у самих аспирантов? Опыт бесед одного из авторов статьи (Резник С. Д.) с приглашёнными соискателями (вчерашними аспирантами) в экспертном совете ВАК [24] говорит о том, что многие из них не были готовы к таким вызовам; не знали, о чем их будут спрашивать; не знали требований к аттестационным документам, к авторефератам, к заключениям диссертационных советов; не знали, как отвечать на задаваемые вопросы и даже не знали, как вести себя в ВАКе, вызывая соответствующую реакцию членов экспертного совета. Какой же вывод после таких ответов соискателя должен сделать эксперт? Один из этих выводов такой: многие соискатели ученых степеней методологически не были подготовлены своими кафедрами, научными руководителями к обучению в аспирантуре и написанию диссертации. Они «варились только в собственном соку»: своего научного руководителя, своей кафедры, своего диссертационного совета. Как правило, на начальной, а часто и на последующих стадиях подготовки диссертации соискатели не изучали правила ее написания, не изучили соответствующие нормативные положения и методические пособия, их этому просто не научили, а в результате диссертационные советы получали замечания и предупреждения, их деятельность могли приостановить или даже прекратить. В настоящий момент в учебные планы образовательных программ аспирантуры некоторые университеты включают дисциплины, призванные повысить методическую готовность аспиранта к написанию и защите диссертации, а также к педагогической работе. Возможно, это улучшит сложившуюся в предыдущие годы ситуацию. Однако это будет зависеть и от того, насколько преподносимый материал будет соответствовать реальным задачам аспиранта и насколько тесно он будет связан с его научной работой. В результате проведенного среди аспирантов исследования мы выяснили, что только половина из них имели в собственной библиотеке какие-то книги о работе над диссертацией и обучении в аспирантуре, хотя таких книг издано уже немало [25-31]. После серьезной подготовки студентов к целенаправленному поступлению в аспирантуру важным шагом университета должно стать повышение эффективности работы с действующими аспирантами. Наш опыт позволяет говорить об основных направлениях повышения эффективности работы с аспирантами в вузе, в том числе: - обучение аспирантов методологии научной деятельности, подготовки и защиты диссертации; - повышение мотивации и заинтересованности аспирантов в научной и педагогической деятельности; - повышение качества научного руководства аспирантами и методическое обеспечение этого процесса. Для научных руководителей сегодня разработаны и изданы специальные практические пособия [7, 32]; - совершенствование системы подготовки аспирантов к педагогической деятельности; - создание системы профессионального продвижения молодых ученых в вузе. Научно-методическая поддержка аспирантов. По структуре авторефератов, заключениям диссертационных советов, библиографии, качеству ссылок на первоисточники видно, что во многих аспирантурах и диссертационных советах нет четкой системы работы, нет общих методических рекомендаций для аспирантов, научных руководителей и членов совета. Система аттестации научных кадров России регулируется рядом нормативных документов, главным из которых является закон «Об образовании в Российской Федерации». Однако в реальной практике деятельности аспирантуры и диссертационных советов возникает масса проблем, подробно не рассматриваемых в нормативных документах. Здесь требуются комментарии, опирающиеся на опыт диссертационных советов, позицию экспертов ВАК, результаты научных исследований и др. Еще лет тридцать назад в нашей стране существовала острая нехватка методической литературы по вопросам написания кандидатской диссертации, по технологиям обучения в вузе, аспирантуре. Сегодня такие работы есть, изданы массовыми тиражами, опираются на единую нормативную и методическую базу. Задача вузов, заведующих вузовскими кафедрами, преподавателей - как можно раньше познакомить студентов с этой базой, ввести их в увлекательный мир науки, а уже на этой основе привлекать к конкретным исследованиям. Среди таких методических пособий можем назвать и те, которые подготовлены и испытаны нашей научно-педагогической школой в организации научной работы студентов и аспирантов за последние год. Они составили основу специального научно-методического комплекса учебников, практических пособий и монографий серии «Менеджмент в науке», выпущенного одним из ведущих издательств страны «Инфра-М». Это учебники: «Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности» [29], «Основы диссертационного менеджмента» [30], практические пособия «Как защитить свою диссертацию» [33], «Научное руководство аспирантами» [34], монографии [21, 31, 35], призванные помочь аспирантам и всем тем, кто связан с их подготовкой. В целом наш опыт работы с аспирантами позволяет сделать вывод о том, что использование данного научно-методического комплекса в университетах позволяло создать единое информационное поле для всех участников диссертационного процесса: от аспиранта до председателя диссертационного совета и эксперта ВАК, сводит к минимуму ошибки, допускаемыми аспирантами и докторантами, их научными руководителями и консультантами, диссертационными советами, повысить эффективность их деятельности и на этой основе - обеспечить повышение качества и своевременности защищаемых диссертаций, притока в науку добротного молодого пополнения. Избежать многих проблем в значительной степени позволяет системная работа с аспирантами, организованная в вузе и на его кафедрах. Основными формами работы с аспирантами в вузе должны, на наш взгляд, быть: - проведение ежегодной аттестации аспирантов; - организация сдачи кандидатских экзаменов; - организация учебных курсов по подготовке аспирантов к самостоятельной научно-педагогической деятельности; - привлечение аспирантов к участию в вузовских и вневузовских конференциях, научных конкурсах и др.; - организация командировок аспирантов в научные центры страны. Основная же нагрузка в работе с аспирантами так или иначе должна ложиться на кафедру. Можно отметить такие формы улучшения подготовки аспирантов кафедрой, к которой они прикреплены: - организация аспирантских семинаров; - участие аспиранта в заседаниях кафедры, работе научных и методических семинаров, привлечение их к выполнению кафедральной работы научного и методического характера; - посещение учебных занятий, проводимых ведущими преподавателями кафедры и института; - обязательное посещение всех предзащит и защит диссертаций и научно-квалификационных работ аспирантов; - педагогическая практика под руководством ведущих преподавателей кафедры. Безусловно, такой творческий и слабоформализо-ванный процесс, как подготовка диссертации (или научно-квалификационной работы аспиранта), нуждается в систематическом контроле. Такой контроль позволяет выявить, были ли достигнуты поставленные цели, произвести необходимую корректировку задач и способов их решения. В нашем университете основным инструментом осуществления такого контроля стала разработка учебно-методических комплексов (УМК) аспиранта, включающих в себя ключевые документы, связанные с написанием и защитой диссертации (общие сведения об аспиранте (название темы, научный руководитель, дата поступления и окончания аспирантуры); резюме аспиранта; индивидуальный план работы над диссертацией; обоснование диссертации; методологические основы исследования; оглавление диссертации; структурно-логическая схема увязки результатов исследования; дерево целей; календарный план подготовки диссертации; библиографический список источников; список и план публикаций и др.). Составление и использование учебно-методических комплексов аспирантов стали хорошим подспорьем для молодых ученых, помогает им и их научным руководителям контролировать достижение поставленных целей, систематизировать совместную работу, повышать её эффективность. 1. Институт аспирантуры в России переживает сложное время: об этом, в частности, говорят значительное снижение численности аспирантов (за последние 7 лет - в 1,5 раза) и в то же время продолжающееся падение эффективности аспирантуры с точки зрения защиты аспирантами диссертаций (доля выпу-стившихся из аспирантуры с защитой диссертации составляет 15-20%, т.е. защищается в срок один из шести аспирантов). К этим проблемам можно добавить неподготовленность многих выпускников аспирантуры к педагогической деятельности и нежелание оставаться в вузе после окончания аспирантуры. По этой причине системы аспирантской подготовки в США, странах ЕС и многих других ориентируются на тех, кто готовится не только к академической, но и другим видам деятельности. Вероятно, такой же путь ожидает и институт аспирантуры российских вузов. 2. В результате исследования выявлено следующее: а) низкая эффективность аспирантуры связана, прежде всего, с тем, что значительная часть поступающих в аспирантуру руководствуется ошибочными представлениями и ошибочной мотивацией; б) неподготовленность (ни методически, ни психологически) многих аспирантов к выполнению аспирантских задач - написанию диссертации и ее защите; в) работа с аспирантами на кафедрах многих университетов ведется несистемно: научные руководители, кафедра и вуз уделяют им недостаточно внимания, что приводит к их неготовности защищать диссертацию в срок, выполнять все необходимые требования, отвечать на задаваемые вопросы на защите и в ВАКе, а часто приводит к уходу из аспирантуры или оставлению работы над диссертацией после окончания обучения в аспирантуре; г) слабое методическое обеспечение деятельности аспирантов. 3. На основе накопленного опыта и выводов исследования предложены и апробированы инструменты решения выявленных проблем, в частности: более целенаправленная подготовка студентов к обучению в аспирантуре; тщательный отбор при поступлении в аспирантуру; продуманная система работы с аспирантами в унив

Ключевые слова

институт аспирантуры, университет, аспирант, диссертация, научно-методическое обеспечение, диссертационный менеджмент, postgraduate student, postgraduate education, university, thesis, scientific and methodological support, thesis supervision

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Резник Семён ДавыдовичПензенский государственный университет архитектуры и строительствад-р экон. наук, зав. кафедрой менеджментаdisser@bk.ru
Чемезов Игорь СтаниславовичПензенский государственный университет архитектуры и строительстваканд. экон. наук, доцент кафедры менеджментаchemezoff@list.ru
Всего: 2

Ссылки

Воробьев М.К., Скоробогатый Э.И. Проблемы повышения эффективности использования кадрового потенциала науки // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 2. С. 85-95.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации : утв. указом Президента РФ № 642 от 1 декабря 2016 г. URL: http://sntr-rf.ru
О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования: приказ Минобрнауки РФ № 244 от 18.03.2016 г. // Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
Васильева предлагает сократить число аспирантов на кафедре до трех // ТАСС. URL: http://tass.ru/obschestvo/4173361
Алексов М.М. Формирование опыта научно-исследовательской и преподавательской деятельности аспирантов в послевузовском образовании : автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2005. 23 с.
Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 44-52.
Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2008. 219 с.
Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А. А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 70-78.
Стронгин Р., Бедный Б., Миронос А. Массовизация аспирантуры и проблемы качества подготовки научных кадров // Ректор вуза. 2009. № 5. С. 34-40.
Катасонова Т.Б. Повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров в аспирантурах высших учебных заведений : дис. канд. пед. наук. М., 2009. 211 с.
Малюгина И.В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России : дис.. канд. экон. наук. М., 2006.
Непомнящая Л.В. Аспирантура как научно-образовательная система развития кадрового потенциала высшей школы : дис.. канд. пед. наук. Краснодар., 2005. 158 с.
Серова Т.В. Система оценки эффективности подготовки научных кадров в аспирантуре в области точных и естественных наук : авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2011. 27 с.
Симонов-Емельянов И.Д. Подготовка научно-педагогических кадров: опыт эффективного решения // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 56-62.
Сулейманова А.Р. Проектирование образовательных маршрутов аспирантов на основе анализа подготовки научно-педагогических кадров в России и за рубежом : автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2015. 22 с.
Устинова Д.В. Разработка системы и механизмов управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения : дис.. канд. экон. наук. Пенза, 2014. 196 с.
Россия в цифрах. 2017 : краткий стат. сб. / Росстат. M., 2017. 511 с.
Перечень действующих советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по состоянию на 04 августа 2017 г. // Официальный сайт Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации. URL: http://vak.ed.gov.ru
Диссертаций стало меньше // Коммерсант.ру. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2653258
Кротков А.П. Нужна ли карьеристу аспирантура? // Образование и карьера. 2005. № 45.
Резник С. Д., Устинова Д.В. Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления. М. : ИНФРА-М, 2016. 158 с.
Резник С.Д., Устинова Д.В. Продвижению в аспирантуру одаренных студентов нужна система // Преподаватель XXI века. 2012. № 4. С. 32-38.
Резник С.Д., Устинова Д.В. Формирование мотивации студентов к научно-педагогической деятельности в вузе // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 361-365.
Резник С.Д. Как повысить шанс получить высокую оценку диссертационной работы: кого и почему приглашают в ВАК // Университетское управление : практика и анализ. 2010. № 6.
Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты : практ. пособие для докторантов, аспирантов, магистров / под ред. В. А. Абрамова. 3-е изд., доп. М. : Ось-89, 2011.
Кузнецов И.Н. Диссертационные работы : методика подготовки и оформления : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.П. Иващенко. М. : Дашков и Ко, 2014.
Новиков А.М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М. : Либроком, 2010.
Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень : пособие для соискателей. 9-е изд., доп. и испр. М. : ИНФРА-М, 2012.
Резник С.Д. Аспирант вуза : технологии научного творчества и педагогической деятельности : учеб. М. : ИНФРА-М, 2015.
Резник С.Д. Основы диссертационного менеджмент : учеб. 2-е изд, перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2015.
Аспиранты России : отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности / С.Д. Резник, С.Н. Макарова и др.; под общ. ред. С.Д. Резника, перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2016.
Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию : практ. пособие. М. : ИНФРА-М, 2014.
Резник С.Д. Научное руководство аспирантами : практ. пособие. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Резник С.Д., Макарова С.Н. Эффективное научное руководство аспирантами. М. : ИНФРА-М, 2014.
Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы / под общ. ред. С.Д. Резника, Р.М. Нижегородцева, Г. А. Резник. М. : ИНФРА-М, 2017.
 Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/22

Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. DOI: 10.17223/15617793/430/22