Краткая история булгар
На основе древних и средневековых источников прослеживается хронография истории булгар. Первое упоминание об этом племени относится к I в. (а не к IV в., как отмечается в научной литературе). Рассматриваются генетическая связь булгар с казанскими татарами и отсутствие таковой с савирами.
A brief history of the Bulgars.pdf С.А. Токарев в теоретической статье о проблеме этногенеза чувашей и булгар писал: «Трудно было бы что-либо возразить против достаточно убедительно доказанной исторической связи между древними булгарами и современными чувашами» [1. С. 13]. Однако, рассуждал далее С.А. Токарев, даже самая прямая историческая связь еще не есть тождество - об этом не всегда помнят. Необходимо дать себе отчет в том, что даже убедительное сближение современного народа с древними предками мало помогает понять его происхождение. Это скорее объяснение известного искомого через неизвестное. Поэтому даже доказанная связь, например, нынешних чувашей с древними булгарами не дает ответа на вопрос об их происхождении. Можно ли считать «булгарскую теорию» решением проблемы этногенеза чувашского народа? Скорее, наоборот, эта теория может служить ответом на вопрос о том, кто такие были булгары. Нельзя безоговорочно сближать современный народ с древним племенем. Априорное увлечение булгарскими истоками предков чувашей и прямая идентификация булгар с древнетюркским миром приводят к ненаучным обобщениям. Известно, что во времена царствования Валаршака (= Валарша, ок. 197-216 гг. [2. С. 69]) в Армении, близ удела Шара, появляется колония булгарских племен. В прочтении А. А. Акопяна - вэл 'эндур булха-ры (источник: личное письмо автору этих строк от 9.01.2015). Ныне это область Вананд с центром в г. Карс в Турции [3. С. 369]. В годы правления царя Аршака в Стране булгаров, окруженной Кавказскими горами, возникла смута, о чем писал Мовсес Хорена-ци. В этой связи многие булгары переселились в Армению «на долгое время, ниже Кола, на плодородной земле, в обильные хлебом места». При этом Мовсес Хоренаци ссылается на Мар Абас Катину, жившего в конце III - начале IV в., что увеличивает достоверность названных событий [4. С. 61, 69]. Согласно сведениям из приведенных источников, булгары в это время жили в области Кола (ныне - область и город Gole в северо-восточной части Турции). По А. А. Ако-пяну, аутентичным прототипом царя Валаршака в армяноведении обоснованно считают не Валарша II (такое отождествление М.С. Гаджиева он считает поспешным) или Валарша I (117-140), а Трдата I (5475), автора реформ, описанных у Хоренаци со ссылкой на Мар Абас Катину. Таким образом, есть основание считать, что булгары впервые зафиксированы в I в. н.э. на юго-западе Армении. Пока же многие исследователи продолжают считать, что первое упоминание булгар относится к 354 г. - в форме Vulgares у латинского Анонима в его Хронографии [5. С. 105]. Во времена Аттилы булгары входили в сферу влияния гуннов, в том числе воевали в составе их войск [6. С. 147], хотя речь не идет о полном подчинении. Комментатор «Гетики» Е.Ч. Скржинская обратила внимание на следующий факт: рассказывая о событиях второй половины V - первой половины VI в., связанных с гуннами, Иордан называл их то булгарами, то антами, то склавенами [7. С. 218]. В 493, 499 и 502 гг. булгары (BouXyapoi) совершают опустошительные походы в северные пограничные области Византийской империи [8. С. 75]. При этом у Феофана Исповедника имеется уточнение: «.и возвращаются назад, прежде чем о них узнали» (501/502 г.) [9. С. 25, 49]. Например, в 499 г. у р. Цурта (ныне - территория Южной Осетии) произошло сражение между булгарами и иллирийцами, в бою погибли более 4 000 человек. Но источник не уточняет: эта цифра относится к обеим сторонам или только к иллирийцам. Видимо, речь идет о погибших воинах из войска под командованием иллирийца Ариста, ибо автор источника говорит о византийских событиях. Из контекста следует, что до конца V в. булгары не совершали дальних походов и не были известны в византийских землях. К началу VI в. они уже приобрели военный опыт. Под 499, 502, 515, 530 гг. Комит Мар-целлин также повествует о иллирийско-фракийско-булгарских войнах [10. С. 86, 119, 120]. Под 538/539 гг. Феофан отмечает крупные военные столкновения между булгарами и византийцами. Хотя, говоря об этих действиях, Малала, чьим компилятором являлся Феофан, повествовал не о булгарах, а о гуннах. Разумеется, в эти времена гуннов уже не существовало. В 555 г. Захария Ритор писал, что у булгар были города [11. С. 595]. Согласно Михаилу Сирийцу, который опирался на «Церковную историю» Иоанна Эфесского (умер в 586 г.), саса-нидский царь Бахрам VI Чубин решил восстать против юного ромейского ставленника Хосрова на Кавказе. Поэтому Хосров обратился за помощью к ро-мейскому царю Маврикиану (582-602). Маврикиан отправил целую армию, в числе которой были армяне и булгары в количестве 2 000 человек [12. С. 36], поддержать Хосрова. Судя по контексту, событие произошло в 590 г. или сразу после этого, но не позднее 602 г. Значит, в эти годы в состав ромей-ских войск на Кавказе (скорее всего, на территории Армении) входили и булгары. В 626 г. булгары осаждали Константинополь. Под предводительством Кубрата в 635 г. булгарами было сокрушено могущество аварцев в Причерноморье. С угасанием власти тюрков в эти годы в западных степях набирают силу булгары и хазары. Так возникло новое государство - Великая Булгария со столицей в Фанагории [13. С. 171-172]. После смерти (от 642 до 665 г.) у властителя булгар и котрагов Кубрата (КоРдахо^) остались пять сыновей. Находясь при смерти, он завещал сыновьям ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе, чтобы они властвовали над всем и не попали в рабство к другому народу. Однако сыновья поступили иначе: они удалились друг от друга и каждый правил подвластным ему народом. Исследователи по-разному трактуют этот рассказ: одни считают его легендой, другие поддерживают убежденность Феофана в достоверности. Первый сын Батбаян / Ваян (= имя аварского кагана), храня завет отца, остался на прежнем месте. Затем Батбаян попал под данничество хазар. Второй, Ко-траг, перешел р. Танаис (Северский Донец) и поселился напротив первого брата. Третий, Аспарух, переправился через Днепр и Днестр и, дойдя до местности Огл севернее Дуная, поселился там. Он считал, что это место укрепленное и неприступное, так как вокруг реки и болота. Видимо, Аспарух опасался хазар. Позже, вступив в сражение с ромеями, он прогнал противника до Варны. Здесь булгары покорили сла-винов и северов. Напуганный василевс был вынужден заключить с булгарами мир. Четвертый и пятый сыновья переправились через Истр (Дунай). Один остался в подчинении аваров в Паннонии, а другой, достигнув Пентаполя, попал под власть христиан (византийцев). В 670 г. хазары в союзе с венграми разгромили булгар [14. С. 117]. В ранней истории хазары входили в военно-политический союз савиров, известный как «страна гуннов» [15. С. 3]. Весь VII в. савиры и хазары состояли в едином военно-политическом союзе. Можно сделать вывод, что в это время савиры и булгары воевали друг с другом [16]. После распада империи гуннов в V-VIII вв. сави-рам на Кавказе не было равных в военной силе. Именно тогда булгары были серьезно потеснены са-вирами [17. С. 261] и хазарами [18. С. 235]. Затем са-виры состояли в военно-политическом союзе, возглавляемом Хазарским каганатом. По призыву кагана они выступали против внешних врагов Хазарии, в первую очередь против арабов. Более того, и до переселения на Среднее Поволжье булгары и савиры жили врозь. Историк В. Д. Димитриев считает, что изменение этнического состава населения Среднего Поволжья было связано со вторжением сюда в VII в. бул-гарских и в VIII в. суварских племен [19. С. 7]. Однако археологические материалы свидетельствуют, что булгары появились в Среднем Поволжье во второй половине VIII в. В качестве причины называют арабо-хазарские войны [20. С. 390]. А.П. Новосельцев считал временем откочевания булгар на Среднюю Волгу VIII в. [21. С. 75]. Питер Голден пишет, что государство Волжская Булгария формировалось в период со второй половины VIII в. до второй половины IX -начала X в. [22. С. 52]. Близки к исторической действительности взгляды на хронологию булгар Андраша Рона-Таша. По его мнению, Булгарская империя к началу миграции на Волгу располагалась не в Прикубанье и Предкавказье, а между реками Донец и Южный Буг. Булгары, на его взгляд, находились тогда в зависимости от хазар. В 737 г., воспользовавшись нападением арабского полководца Мервана на хазар, они двинулись вверх по Волге [23. С. 134]. В это же время прерывается прямое подчинение булгар хазарам. Булгары поднялись вдоль по Волге, около 750 г. дошли до Самарской Луки. По данным нумизматического материала, в конце VIII в. они были в районе Больших Тархан. Здесь археологи вскрыли самые ранние булгаро-тюркские памятники. Около 900 г. они оказались на Каме [24]. В начале 60-х гг. IX в. савиры, обитавшие в пределах Северного Кавказа -Дона, продвинулись вверх по Итилю. Таким образом, хронологические различия между датами прихода булгар и сувар на Среднюю Волгу составляют более ста лет. Это свидетельствует об автономности каждого племени, прежде всего в этническом плане. Одновременно следует согласиться с мнением Берната Мункачи о высоком самосознании предков cuvas. Именно это качество и подтолкнуло суварское племя выступить в начале X в. против булгар и перейти под предводительство князя / царя Вы-рыг на правобережье Волги. Как видим, булгары пришли на Волгу в 50-х гг. VIII в., а сувары - в конце 60-х гг. IX в. Еще раз отметим: булгарские и савир-ские племена пришли на Волгу отдельно. Более того, после распада гуннского союза савиры начали сильно притеснять булгар. Возможно, это стало причиной (дополнительной или основной - вопрос открытый) ухода булгар с плодородных земель региона Северного Кавказа - Дона. Согласно источникам, в первой половине IX в. началась вторая волна переселения булгар на Волгу. Подавление восстания сторонников старой религии в Хазарии - каваров (видимо, также булгар и суваров) - в 830 г. породило другое историческое событие - недовольные булгары (оставшаяся их часть) двинулись на Дунай и в Волго-Камье [25. С. 46]. Главным врагом Волжской Булгарии во времена царствования Алмуша была Хазария. Алмуш ежегодно платил царю хазар от каждого дома в его государстве по шкуре соболя. Из рассказа Ибн Фадлана можно заключить, что сын булгарского царя находился в заложниках у хазарского царя. «До царя хазар дошла [весть] о красоте дочери царя "славян", так что он послал сватать ее. А он высказался против него и отказал ему. Тогда тот отправил [экспедицию] и взял ее силой... Итак, она умерла, [находясь] у него. Тогда он послал, требуя вторую его дочь. Как только это [известие] дошло до царя "славян", он упредил [это] и выдал ее замуж за царя [князя] [племени] эскэл, который находится под его властью, боясь, что он отнимет ее у него силой, как он это сделал с ее сестрой» [26. С. 141]. Булгарский князь решил построить крепость и защищаться от «иудеев, поработивших его». Видимо, уже будучи на Средней Волге, в начале X в. сува-ры продолжали считать себя союзниками Хазарии. В такой ситуации между булгарами, состоявшими в недружественных отношениях с Хазарией, и савира-ми, недавними союзниками хазар, не могло быть полного взаимопонимания. Не сложились добрые отношения у булгар и с другими соседями. Так, согласно Ибн Русте и Гардизи, во второй половине IX - начале X в. они совершали грабительские набеги на бурта-сов, уводили их в плен [27. С. 24]. К началу X в. в Волжской Булгарии родовой строй был изжит. К этому времени сформировалось классовое общество дофеодального типа: производителями являлись общинники, однако в хозяйстве использовался и труд рабов. В стране правили четыре общепризнанных царя (= князя). Видимо, они должны были занимать трон в определенной последовательности. Центром государства Волжская Булгария был город Булгар. «Из него выходит до 20 000 всадников», -сообщает источник «Худуд ал-'алем» [28. С. 32]. Согласно этой рукописи вблизи города Булгар находился другой город - Сувар. Однако, по Ахмеду Ибн Фадлану, города Сувара еще не существовало. Переправившись через реку Утка, он не упоминает на этом месте никакого города , так как он тогда еще не существовал. Видимо, речь идет не о городе, а о поселении - центре суварского племени. Однако и позже городом сувар это поселение именовалось номинально, ибо основная часть племени проживала на правобережье. В городе Сувар жила лишь небольшая часть сувар, которая приняла ислам. Вскоре они «обулгари-лись». Во время татаро-монгольского нашествия Су-вар, оказавшись в форпосте, был стерт с лица земли. С момента образования Волжская Булгария становится центром транзитной торговли. Особенно оживленная торговля шла с хазарами и руссами, которые завозили на Волгу соболей, горностаев и белок [29. С. 29]. В описаниях 40-60-х гг. X в. город Булгар значился небольшим, в нем не было многочисленных округов. Он был известен прежде всего как порт, куда причаливали купцы соседних государств. После разгрома Хазарии киевским князем Святославом в 965 г. роль Булгарии как торгового центра возрастает. Были налажены три торговых направления - с Востоком, Русью и соседями. Строились города, развивалось ремесло. В качестве товара и средства обращения широко использовались меха пушных зверей, зерно, мед. Развитию торговли во многом способствовали водные пути по Волге и Оке. Благодаря им Булгария становится центром транзитной торговли. Из Булгара был проложен путь в Киев. В Булгаре возникали фактории, где хранили товары. Здесь купцы, охрана, носильщики, гребцы, слуги, путешественники останавливались на отдых - появилась целая сфера обслуживания. «Сюда же стремились речные пираты и грабители» [30. С. 78]. Все эти факторы способствовали возникновению государства. Вторая половина X - начало XIII в. отмечены вторжениями в булгарские земли. Например, в 358 г.х. (968-969) русы, промышлявшие в этих местах шкурками и мехами диких зверей, разрушили Булгар [31. С. 89-90]. В конце X в. киевские князья воевали с волжскими булгарами, союзниками киевлян были гуззы (огузы). По сообщению Ал-Бекри, булгары к этому времени были малочисленны и составляли около 500 отцов семейств. В начале X в., согласно источникам, у Алмуша было то ли 500 сородичей, то ли 5000 [32. С. 26]. В 997 г. Владимир Святославович ходил «на болгары волжскиа и камские и, одолев, плени их» [33. С. 66]. В 1117 г. к булгарам пришли половцы. Князь бул-гарский дал им питье с отравой: были отравлены хан Аепа и другие половецкие князья [34. С. 285]. В 1164 г. князь Владимирский Андрей Боголюбский со своим сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Гюргем (Юрьем), отправился в поход в Болгарскую землю. Был взят славный город булгар Брякимов (Бряхимов) и сожжены три города. Погибло много булгар, стяги отняли, Андрей воротился с победой, как гласят летописи [35. С. 352]. В 1172 г. ордынский царь Саин на Волге в устье реки Камы на месте бывшего булгарского города Бряхова основан город Казань [36. С. 13]. В 1182 г. русская конница подошла к великому городу серебряных булгар. Булгары, увидев противника, спрятались за стенами. В 1202 г. монголо-татарские войска подошли к границам Волжской Булгарии, где и провели зиму [37. С. 155]. В 1220 г. князь Святослав с полками и воеводами осадил болгарский город Ошел и сжег его. В 1229 г. монголы оттеснили булгарские сторожевые отряды с Яика. Перед лицом реальной угрозы булгары отправили послов в Русь с предложением мира. Видимо, высказывалась мысль совместно обороняться от грозного врага. Соглашения не последовало, и булгарам самим пришлось отражать наступление, в чем они имели временный успех [38. С. 356]. В 1231 г. татаро-монголы близко подошли к великому граду Булгару, однако остановились и перезимовали здесь [39. С. 209]. В 1236 г. основные силы монголов у Булгара встретились с родом Джучи: с Бату, Ордой, Шейбаном и Тангутом. В походе участвовали все четыре ветви ханской фамилии. А зимой против народа булар был направлен и Субэдай [40. С. 37-38]. «Они сошлись все вместе в землях булгар. От множества их войск земля стонала и гудела, и даже дикие звери столбенели от шума их полчищ. Прежде всего они захватили штурмом город Булгар, который на весь мир славился крепостью своих стен и обилием запасов; и как предостережение другим они убили жителей или увели их в плен» [41. С. 185]. Пришли «безбожники-тотарове, град их сожгоша, плениша всю землю Болгарьскоую, град их Великии взяша и иссекоша вся жены и дети, а инии в полон взяша», сожалеют летописцы. О том, что булгары были разгромлены татарами в конце 1236 г., свидетельствовал и венгерский монах Юлиан [42. С. 83]. «Болгария пала, не будучи в состоянии отразить даже авангарда монгольских войск, шедшего под предводительством Субутая» [43. С. 463]. Но вскоре, уже при Батые, Булгар был восстановлен. Хан Батый в 1242-1246 гг. жил в этом городе. Примерно в те же годы были построены еще несколько городов, например Эстер-хан. В Булгаре и Сарае находились ставки хана Берке (1257-1266) [44. С. 193]. Итак, в 1236 г. столица Волжской Булгарии г. Булгар был разрушен, но вскоре его восстановили. Поэтому «все постройки и надписи, сохранившиеся в нем теперь, относятся к эпохе монгольского владычества» [45. С. 136]. В 1370 г. булгарский престол занимает представитель русского княжества, который стал контролировать торговые дела. Много вреда было нанесено столице Булгарии и всему государству ушкуйниками, грабившими города. Например, в 1374 г. ушкуи взяли Булгар и хотели сжечь его. Город был спасен денежным откупом. В 1376 г. русские войска напали на Булгар. Произошла жестокая битва. Булгарские князья Осан и Махмат вышли к русским и откупились деньгами [46. С. 192]. В 1382 г. хан Тохтамыш послал свои войска в Булгары и повелел им грабить русских и других торговцев, а суда с товарами отнимать и препровождать к себе. Говоря об этом событии, Никоновская летопись отождествляет названия городов Булгар и Казань: «.град, нарицаемый Болгары, еже есть Казань на Вол-зе» [47. С. 71]. Данный летописный факт свидетельствует о том, что центром Булгарского государства в то время становится не Булгар, а Казань. В 1395 г. русские воеводы взяли города Булгар, Жюкотин, Казань и Кеременчюх, пробыли там три месяца и возвратились «с многою корыстию». Как сообщает Степенная книга, это событие произошло в 1396 г. [48. С. 417-418]. Согласно одному варианту Патриаршей летописи, были взяты города Болгары и Жукотин, согласно другому -Казань и Кеременчюх. По другим летописям, взятие Болгар Великих, Жукотина, Казани и Кеременчюха произошло в 1399 г. (6907) [49. С. 5-6]. Как видим, зафиксированы не только разные даты, но и города, относящиеся к одному событию. В период Казанского ханства торговля заняла еще более важное место. Татарские купцы стали известны в Евразии как активные торговцы [50]. Сувары же занимались земледелием, скотоводством, обменивали излишки на товары, производимые булгарами, а затем и татарами. В начале XVIII в. голландец Корнелий Бруин, путешествовавший по Московии, назвал в числе российских городов и Булгар. Согласно его записи город Казань находится между страной Булгария и черемисами [51. С. 90, 148]. Это значит, что в то время продолжали бытовать названия «Булгар» и «Булгария». Сравнительное изучение истории и культуры булгар и казанских татар привело исследователей к выводу об их генетической связи. В формировании поволжских татар как этноса большое значение имели культурные традиции булгар, которые нашли продолжение и развитие в культуре казанских татар. Именно племена Волжской Булгарии, преимущественно булгары, составили основную часть татарской народности. Именно народные массы, а не племенную верхушку, связанную с Золотой Ордой, следует иметь в виду, когда говорим об истории поволжских татар. Хочется еще раз подчеркнуть, что необходимо разделять два понятия - «булгары» и «сувары» -и не следует писать их через дефис: «булгаро-сувары» или «булгары-сувары». Должно говорить о племени сувар только в конкретном значении: «сувары, живущие в Булгарии». Булгары, сувары, чуваши - понятия самостоятельные, какими бы близкими по отношению друг к другу они ни были. Исследователи, когда не могут идентифицировать предков чувашей, прибегают к «хитрости» и пишут «булгары-сувары». Тем самым как бы «страхуют» себя и на всякий случай указывают на оба племени в качестве предков: пусть читатель выбирает «по вкусу». Но все это не имеет никакого отношения к научному исследованию. При этом исследователи истории государства Волжская Булгария отчетливо разделяют булгар как кочевых скотоводов, а сувар - как искусных земледельцев. Итак, время первого упоминания булгар - не 354 г., а I в., место - не Западное Предкавказье, а юго-запад Армении. Как свидетельствуют источники, булгары оказались основным этническим компонентом для формирования казанских татар. В силу указанных фактов булгары не могли быть предками чувашей.
Ключевые слова
Chuvash,
Volga Tatars,
Volga,
Caucasus,
history,
Sabirs,
chronology,
Bulgars,
чуваши,
казанские татары,
Поволжье,
Кавказ,
история,
хронология,
савиры,
булгарыАвторы
Салмин Антон Кириллович | Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (г. Санкт-Петербург) | д-р ист. наук, вед. науч. сотр. отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России | antsalmin@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Бруин Корнелий де. Путешествия в Московию // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л. : Лениздат, 1989. С. 19-188.
Валеев Р.М. Торговля в Поволжье и Приуралье в IX - начале XV веков : дис.. канд. ист. наук. Казань : КГУКИ, 2011. 42 с.
Полное собрание русских летописей. СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1913. Т. 21 : Книга Степенная царского родословия. Ч. 2. С. 344708.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2001. Т. 6, вып. 2 : Софийская вторая летпись. VIII, 446 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки славянской культуры, 2004. Т. 25 : Московский свод. Летописный свод конца XV века. XV, 463 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2000. Т. 11 : Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью (Продолжение). 254, 6 с.
Бартольд В.В. Сочинения. М. : Наука, 1968. Т. V. 757 с.
Поло Марко. Книга / прим. М.Б. Горнунг // Карпини Джованни дель Плано. История монгалов ; Рубрук Гильом де. Путешествие в Восточные страны ; Поло Марко. Книга. М. : Мысль, 1997. С. 192-393.
Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л. : Изд. Учен. комитета МНР, 1926. Т. 2 : Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. VI, 898 с.
Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII и XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1940. Т. III. С. 71-112.
Джувейни Ала-ад-дин. История завоевателя мира // Тизенгаузен В. Сост. сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М. ; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. II : Извлечения из персидских сочинений. С. 20-24.
Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. II / пер. с персид. Ю.П. Верховского ; прим. Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова ; ред. И.П. Петрушевский. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. 253 с.
Полное собрание русских летописей. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. Т. 28 : Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). 413 с.
Оллсен Т.Т. Прелюдия к западным походам: монгольские военные операции в Волго-Уральском регионе в 1217-1237 годах // Степи Евразии в Средневековье. Донецк : ИА НАНУ, 2008. Т. 6. С. 351-362.
Полное собрание русских летописей. СПб. : Тип. М.А. Александрова, 1910. Т. 20 : Львовская летопись. Ч. 1. IV, 418 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2000. Т. 19 : История о Казанском царстве. 368 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки славянской культуры, 2001. Т. 1 : Лаврентьевская летопись. VIII, 733 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2000. Т. 9 : Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никонов ской летописью. 288 с.
Полное собрание русских летописей. М. : Языки славянской культуры, 2001. Т. 2 : Ипатьевская летопись. 938, 87, L с.
Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: [I] Горган и Поволжье IX-X вв. М. : Наука, 1962. 278 с.
ИбнХаукал Абу-л-Касым. Книга путей и стран / пер. Т.М. Калининой // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. Т. III. С. 86-94.
Белорыбкин Г.Н. Западное Поволжье в средние века. Пенза : ПГПУ, 2003. 199 с.
Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М. : Наука, 1967. Т. II. 212 с.
Бартольд В. Введение // Худуд ал-'алем. Рукопись Туманского / С введением и указателем В. Бартольда. Л. : Изд-во АН СССР, 1930. С. 1-32.
Ибн-Даста. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах. СПб. : Тип. Имп. ун-та, 1869. XIII, 199 с.
Ибн-Фадлан. Книга // Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. / ст., пер. и коммент. Харьков : Харьков. ун-т, 1956. С. 119-148.
Rona-Tas Andras. A honfoglalo magyar nep. Budapest : Balassi, 1996. 412 p.
Плетнёва С. Древние болгары в восточноевропейских степях // Татарская археология. 1997. № 1. С. 31-60.
Рона-Таш Андраш. От Урала до Карпатского бассейна (Новые результаты исследований по ранней истории венгров) // Алтаистика и тюркология. 2011. № 4 (4). С. 131-139.
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М. : Наука, 1990. 263 с.
Golden Peter B. Some Notes on the Etymology of Sabir // KOINON A^PON : сб. ст. к 60-летию В.П. Никонорова. СПб. : Филфак СПбГУ, 2013. С. 49-55.
Димитриев В. Д. Чебоксары: Очерки истории города конца XIII-XVII вв. Чебоксары : ЧГИГН, 2003. 180 с.
Казаков Е. О типологии и периодизации древностей Болгарии: VIII-X вв. // Симпозиум «Славяни и прабьлгари»: докл. София : БАН, 1982. С. 388-391.
Salmin Anton. Savirs - Bulgars - Chuvash / ed. P. Golden. Saarbmcken : Lambert Academic Publishing, 2014. 147 p.
Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М. : Айрис-пресс, 2007. 411 с.
Golden Peter B. The peoples of the Russian forest belt // The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge Univ. Press, 2008. P. 229-255.
Гмыря Л.Б. Правовые нормы в Хазарском каганате на раннем этапе истории (середина VII - первая треть VIII в.) // Вестник Института ИАЭ ДНЦ РАН. 2012. № 2. С. 3-20.
Рона-Таш Андраш. Хазары и мадьяры // Хазары. М. : Мосты культуры; Jerusalim: Gesharim, 2005. С. 111-124.
Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей: От древности к новому времени. СПб. : Петер. востоковедение, 2009. 432 с.
Сириец Михаил. Хроника / пер. Р. А. Гусейнов // Сирийские источники XII-XIII вв. об Азербайджане. Баку : Изд-во АН АзССР, 1960. С. 15-53.
Захария Ритор. Хроника // Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы / сост. Е.Н. Мещерская. СПб. : Дмитрий Буланин, 2011. С. 570-597.
Комит Марцеллин. Хроника / пер., ред. Н.Н. Болгов. Белгород : БелГУ, 2010. 230 с.
Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. М. : Наука, 1980. 215 с.
Феофан Исповедник. Хронография // Текст на др.-греч. и рус. яз. / пер. и коммент. И.С. Чичурова // Чичуров И.С. Византийские историче ские сочинения. М. : Наука, 1980. С. 24-144.
Скржинская Е. Ч. Вступ. ст., пер., коммент. // Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. СПб. : Алетейя, 2001. 512 с.
Nemeth Gyula. A honfoglalo magyarsag kialakulasa. Kozzeteszi Berta Arpad. Budapest : Akademiai Kiado, 1991. 399 p.
Mommsen Theodorvs, ed. Monvmenta Germaniae Historica. Chronicaorvm Minorum Saec. IV.V.VI.VII. Vol. I: Accedvnt Tabvlae Dvae. Berolini : Apvd Weidmannos, 1892. XII, 756 p.
Хоренаци Мовсес. История Армении / пер. с древнеармян., введ. и примеч. Гагика Саркисяна. Ереван : Айастан, 1990. 291 с.
Арутюнян А.Х. К вопросу территории расселения древневосточных славян согласно трудам Мовсеса Хоренаци // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 2 (31). С. 365-371.
Гаджиев М.С. К этнокарте Северо-Западного Прикаспия в позднесарматский период (в контексте сообщения Хоренаци о походе хазир и басил в 216 г.) // Нижневолжский археологический вестник. Волгоград : ВГУ, 2010. Вып. 11. С. 69-78.
Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза // Советская этнография. 1949. № 3. С. 12-36.