Рассматривается рабочий вариант педагогической модели процесса формирования мотивации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования. В ходе создания педагогической модели были определены её основные структурные составляющие и представлены связи между её педагогическими блоками. Модель ориентировала подростков на достижение успеха, который по принципу положительной обратной связи усиливает формирование мотивации и повышает творческие возможности воспитанников.
Simulation of teenagers' creative activity motivation formation in the system of additional education.pdf Моделирование - один из теоретических методов научного исследования. Метод моделирования даёт возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании - сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций [1. С. 3]. Многие теории построения и создания моделей прочно укрепились в педагогике, однако единства подходов к данному понятию нет. Поэтому возникает необходимость уточнения понимания моделирования в контексте нашего исследования. Как указывает В. А. Штофф, слово «модель» произошло от лат. modus, modulus (мера, образ, способ и т. п.), и его первоначальное значение было связано со строительным искусством. По мнению К.Б. Батороева, «модель - есть созданная или выбранная субъектом система, воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны (элементы, свойства, отношения, параметры) изучаемого объекта и в силу этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что исследование её служит опосредованным способом получения знания об этом объекте». В широком смысле, модель - это любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертёж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя» [2. С. 4]. Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [3. С. 1]. Л.И. Новикова характеризует моделирование как «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения». Этот второй объект называют моделью. «Модель» в педагогической литературе применяется в значении схемы, теории или как синоним гипотезы. Отношения между моделью и оригиналом отвечают определённым требованиям: между ними существуют отношения ограниченного подобия, в процессе научного познания модель заменяет оригинал, и изучение модели даёт информацию об оригинале [4. С. 7]. При этом отношения объектов являются социально обусловленными, а не природными. Их определяет исследователь в процессе познания, основываясь на объективных свойствах и связях оригинала и модели. Это значит, что модель в процессе познания осуществляет свою функцию в зависимости от значения, получаемого ею как заместителем исследуемого объекта [5. С. 15]. Кроме того, использование модели оправдано, как правило, для получения такой информации об оригинале, которую невозможно или затруднительно приобрести при помощи непосредственного исследования оригинала. Для моделирования и изучения системы требуется, во-первых, определить её структурные составляющие, а во-вторых, выделить между ними связи. Кроме того, этот процесс необходимо организовать таким образом, чтобы множество структурных единиц и связей модели включали меньше элементов по сравнению с реальной системой. Добиться этого возможно выделением существенных определяющих поведение системы составляющих и связей между ними [6. С. 50]. В процессе моделирования педагогических систем в качестве основного взаимодействия между их компонентами, как правило, указывают педагогические связи, так как при рассмотрении человека (в нашем случае подростка) как объекта с его психическими и физиологическими параметрами появляется возможность подобрать такие параметры и объективные ограничения, которые должны соблюдаться в любой методике или технологии. Модель с педагогическим взаимодействием даёт возможность более точно спроектировать деятельность подростка и определить критерии выбора, направленные на формирование мотивации его творческой деятельности в системе дополнительного образования. Создав такую педагогическую модель, можно выделить структуру и содержание, требующиеся для достижения поставленных целей, что, в свою очередь, способствует возникновению различных вариантов формирования мотивации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования. В ходе создания педагогической модели процесса формирования мотивации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования будут определены её структурные составляющие и связи. Необходимо отметить, что автор статьи является педагогом дополнительного образования в православной гимназии г. Белгорода и руководит поэтическим кружком, направленным на изучение поэтического творчества и умения донести его духовную глубину до слушателей с помощью разных сценических представлений. Нами разработана педагогическая модель, адаптивная к изменяющимся условиям и использующаяся при обучении поэтическому искусству воспитанников. Модель процесса формирования мотивации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования состоит из нескольких блоков и представлена на рис. 1. Целевой блок, содержащий основную цель исследований, включает в себя параллельное формирование у воспитанников устойчивой мотивации к поэтическому творчеству и их обучение основам профессионального мастерства в сфере поэзии. Содержательный блок включает педагогические условия, определяющие качество работы в сфере дополнительного образования, а также методы и формы обучения и воспитания и основные критерии, с помощью которых можно оценить уровень развития творческой деятельности подростков. Важной предпосылкой для реализации модели является наличие необходимого комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования. В ходе изучения психолого-педагогической литературы и на основании нашего исследования мы пришли к выводу, что необходимыми педагогическими условиями выступают следующие: 1. Разработка областными органами управления образования дополнительных положений и нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие различных форм дополнительного образования в учебных заведениях на региональном и муниципальном уровнях. 2. Создание образовательной среды по развитию творческой деятельности в системе дополнительного образования в учебных заведениях. 3. Постепенное увеличение трудности упражнений и заданий в работе поэтического кружка. 4. Участие подростков в поэтических концертах. 5. Организация в коллективе педагогической поддержки педагогом дополнительного образования. 6. Разработка индивидуального творческого маршрута для каждого ученика. 7. Создание для каждого школьника ситуации успеха. В ходе исследования нами были использованы следующие методы и формы развития мотивации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования: беседы, анкеты, психологические тесты, психологические игры, самоанализ, взаиморецензирование, индивидуальная, групповая и коллективная работа. Для выявления уровня развития творческой деятельности подростков были разработаны критерии оценки на разных этапах работы с воспитанниками, определяющие начальный, промежуточный и завершающий уровни знаний, способностей и отношения к творческой деятельности: 1. Основы стихосложения. Знание и понимание рифмы, жанра, поэтической стопы, которое выражается в умении подобрать рифму к заданному слову; в знании видов рифм (смежная, кольцевая, перекрёстная, сквозная, женская, мужская); определить жанр стихотворения (лирика, басня, частушка, потешка, загадка, эпиграмма, ода, сказка, элегия); определить поэтический метр и поэтическую стопу (хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль). 2. Декламация, качество речи. С учетом этой оценки строились занятия по риторике, дикции, ораторскому искусству. 3. Гибкость мышления и оригинальность. Эти качества оценивались через игровую форму (игра «Буриме»), а также по индивидуальному заданию. 4. Толерантность. Оценивалась с помощью психологических игр на доверие. 5. Качество памяти. Проверялось путём сравнения запоминания стихотворения на разных этапах занятий. 6. Умение держаться на сцене. Оценку давал педагог по итогам выступлений воспитанников на различных творческих мероприятиях. Творческий блок, направленный на развитие творческой деятельности подростков, включает в себя: проведение поэтических выступлений, творческих игр, творческих заданий, упражнения по риторике, изучение творческих концепций, истории поэзии, написание собственных поэтических произведений воспитанниками. Мотивационный блок раскрывает теоретические концепции формирования мотивации творческой деятельности и излагает практическую часть нашего диссертационного исследования, а именно: формирование любопытства, интереса, побуждения и мотива к развитию творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования. Творческий и мотивационный блоки составляют единый комплекс педагогических действий, направленных на формирование у воспитанников устойчивой привычки к занятиям творчеством. Привычка систематического посещения кружковых занятий побуждала к формированию мотивации к творческой деятельности и способствовала дальнейшему развитию поэтических способностей. Реализация данной модели на практике позволила провести с воспитанниками ряд поэтических выступлений как в самой гимназии, так и в других учебных заведениях г. Белгорода. Подчёркнём, что особенностью представленной модели является ориентация подростков на достижение успеха, который по принципу положительной обратной связи усиливает формирование мотивации и повышает творческие возможности воспитанников. Все блоки нашей педагогической модели: целевой, содержательный, творческий, мотивационный - реали-зовывались в системе дополнительного образования. Содержательный блок Педагогические условия Методы и формы Критерии Мотивационный блок I Творческий блок
Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И., Ларина Е.О. Моделирование институциональных структур в высшей школе // Научные ведомости БелГУ. Гуманитарные науки. №18 (137). Вып. 15. 2012. С. 168-173.
Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность). Издательский дом «Образование и наука». URL: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.Ldoc.htm.
Бешенков С.А. Моделирование и формализация : метод. пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 336 с.
Новикова Л.И. Методологический аспект проблемы моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория практике / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М. : Изд-во РОУ, 1995. С. 5-10.
Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов. Славянск : СГПУ, 2010. 148 с.
Дахин А.Н. Педагогическое моделирование. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. 230 с.