Предлагаются определение и структура профессиональной личности будущего педагога-лингвиста, названы наиболее значимые компоненты этой структуры, среди которых выделены профессионально значимые ценностные ориентации, определяющие особенности профессионально-личностного целеполагания; названы условия развитии профессиональной личности будущего педагога-лингвиста, выделена научно-исследовательская деятельность, играющая особо важную роль в преобразовании учебной деятельности студентов в их учебно-профессиональную деятельность.
The role of research activities in the formation of occupation-specific personality traits of pedagogical linguists.pdf Введение. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» сказано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1]. Главная роль в воспитании такой личности отводится педагогу, который обязан обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, поэтому в настоящее время чрезвычайно актуален вопрос определения понятия «профессиональная личность», структурных компонентов профессиональной личности, условий и психологических механизмов развития профессиональной личности педагога, в том числе будущего педагога-лингвиста. Основная проблема данной работы, подлежащая разработке, обусловлена, таким образом, существенным противоречием между потребностью общества, практики образования и вузовской подготовки в воспитании активной, высококомпетентной и высоконравственной профессиональной личности будущего педагога-лингвиста, с одной стороны, и явно недостаточной научно-теоретической и экспериментально-психологической разработанностью путей, методов и средств решения этой задачи, отсутствием целостной концепции развития профессиональной личности будущего педагога-лингвиста. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития профессионализма (А.В. Батаршев, А.А. Деркач, С.А. Дружилов, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, А.К.Маркова, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников и др.) позволил нам обобщить представления о понятии профессиональной личности педагога-лингвиста, выделить наиболее значимые компоненты структуры профессиональной личности педагога-лингвиста, психологические условия, факторы и механизмы развития профессиональной личности будущего педагога-лингвиста. Профессиональная личность будущего педагога-лингвиста представляет собой интегративную лич-ностно-профессиональную структуру, а динамика ее развития в процессе профессиональной вузовской подготовки определяется содержанием и направленностью специальной учебно-профессиональной деятельности [2-4]. Профессиональная личность педагога-лингвиста представляет собой интегративную личностно-профессиональную структуру, включающую определенные компоненты. Среди наиболее значимых компонентов структуры мы выделяем: - профессионально значимые ценностные ориентации, определяющие особенности профессионально-личностного целеполагания; - систему учебно-профессиональных аналитических, прогностических и диагностических действий; - личностно-профессиональную рефлексию, регулирующую развитие у будущего специалиста профессиональной деятельности и др. [3. С. 74]. Специфическим компонентом профессиональной личности будущего педагога-лингвиста является коммуникативный компонент как система свойств, умений и способностей личности, обеспечивающих успешность профессионального общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения. Коммуникативный потенциал в структуре профессиональной личности будущего педагога-лингвиста имеет особое значение в связи с коммуникативной природой и сущностью педагогической и лингвистической профессиональной деятельности. Для того чтобы профессиональная личность сформировалась, необходимо: - во-первых, формирование психологической готовности к выбору профессии в процессе обучения в школе (профориентация, профконсультирование); - во-вторых, формирование психологической готовности к овладению профессией в процессе обучения (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования), в основе которой лежит овладение определенным уровнем компетентности: приобретение знаний, развитие профессиональных умений и навыков, специфичных для каждой профессии; развитие личностного потенциала (интеллектуального, коммуникативного, мотивационного, эмоционально-волевого, духовно-нравственного); переход учебной деятельности в учебно-профессиональную; - в-третьих, формирование психологической готовности к реализации себя в профессии; - в-четвертых, формирование полной психологической готовности к профессии, в основе которой сочетаются высокий уровень мотивации профессии, высокий уровень творчества, высокий уровень нравственности и самосовершенствование, саморазвитие и самоактуализация в профессии [4]. Фундамент будущей профессиональной личности закладывается в студенческом возрасте, поэтому в период вузовского обучения необходимо обеспечить преобразование учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную деятельность. Особое место в данном преобразовании занимает научно-исследовательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную деятельность, студентов под научным руководством преподавателей университета. Эта деятельность имеет целью углубление теоретических знаний по определенной научной проблеме и формирование умений использовать эти знания для анализа или практического решения частных вопросов, связанных с будущей профессиональной деятельностью педагога-лингвиста. В этой связи важно рассматривать обращение к организации учебно-исследовательской деятельности студента как «одной из значимых для развития будущего профессионала форм учебного процесса, поскольку учебный процесс, сливаясь с научным трудом студента, все более превращается в реальную профессиональную деятельность» [5. С. 5]. Нами определены конкретные цели научно-исследовательской деятельности [Там же. С. 62-63]: - многоаспектный поиск, полный сбор научных источников информации; - систематизация как этап аналитико-синтети-ческой переработки извлеченной научной информации; - переработка и хранение полученной информации; - воспроизведение, размножение и распространение научной информации. Указанные цели достигаются при решении задач научно-исследовательской деятельности: 1. Расширить и углубить знания, формировать профессиональную компетентность будущего педагога-лингвиста в интересующей его проблематике. 2. Способствовать выработке умений применять свои теоретические знания при решении конкретных практических вопросов. 3. Помочь в овладении умениями и навыками самостоятельной исследовательской работы (работа с научной литературой, исследование фактов, анализ явлений или данных эксперимента, развитие аналитические и прогностические учебно-профессиональных действий). Выявленные цели и задачи послужили основой для разработки программы курса «Получение и обработка научно-исследовательской информации», реализованной на этапе формирования готовности и способности студента осуществлять научно-исследовательскую работу. Научно-исследовательские работы по педагогике и психологии имеют ряд специфических особенностей. В отличие от других форм учебной деятельности, эта работа позволяет студенту удовлетворить свой интерес именно в той области знаний и умений, которая его наиболее привлекает. Другая особенность научно-исследовательских работ определяется экспериментальным характером дисциплин: решение многих психолого-педагогических вопросов в современной науке предполагает экспериментальное изучение, т. е. разработку соответствующей экспериментальной процедуры, проведение измерений и наблюдений, различные формы обработки результатов, в том числе математической обработки, анализ данных эксперимента и их интерпретация с точки зрения выдвигаемых гипотез и т.д. Все это развивает исследовательские навыки студентов, интегрированный подход к изучению темы. С этим связана и еще одна особенность. Проведение научно-исследовательской работы предполагает соответствующие контакты исследователя с детьми, педагогами, родителями, сотрудниками учреждений и т.д. Это предъявляет особые требования к экспериментатору и его умению общаться с людьми, соблюдать в этом общении соответствующие этические нормы, в том числе нормы профессиональной этики. Непременным требованием к научно-исследовательским работам по психолого-педагогическим проблемам является творческая самостоятельность студентов в суждениях и выводах, глубина проникновения в существо изучаемого вопроса, научная добросовестность и соблюдение профессиональной этики. Ценность научно-исследовательской деятельности и в том, что ее выполнение приобщает будущего специалиста к практико-ориентированной науке, развивает его творческое мышление, формирует профессиональную компетентность, в целом поднимает качество профессиональной подготовки в системе профессионального обучения. В рамках студенческой междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории НГЛУ LUNN of SCIENCE, функционирующей в Нижегородском государственном лингвистическом университете (далее - НГЛУ), осуществляется деятельность по подготовке будущих педагогов-лингвистов к научно-исследовательской работе. Цель исследования - определить эффективность программы подготовки студентов к проведению научного исследования, а также влияние последнего на развитие структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста. Основная часть. Наше исследование включало три этапа: Констатирующий этап - анкетирование студентов на готовность к научно-исследовательской деятельности и тестирование уровня развития основных структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-психолога. Анкетирование студентов на готовность к научно-исследовательской деятельности. В анкетировании участвовали 97 студентов разных направлений подготовки и курсов. Студентам предстояло оценить по 5-балльной шкале свои исследовательские навыки и умения. После подсчета результатов выводилось среднее арифметическое по всем показателям. В результате проведенного исследования установлено, что выше всего, на «4» балла, студенты оценивают свои умения искать и анализировать необходимую информацию в научных источниках. Умения обобщать и систематизировать изученный материал, формулировать и аргументировать свое отношение студенты определяют на уровне 3,4 балла. Самый низкий балл 2,7 - выявлен по показателям «навыки оформления результатов исследования в научную публикацию» и «выступления на конференции с докладом». Данные результаты свидетельствуют о том, что студенты в достаточной степени не владеют знаниями и умениями, необходимыми для написания научных публикаций и не готовы к публичным выступлениям. Наше исследование показало, что респонденты проявляют интерес к исследовательским проектам и экспериментам, готовы принимать участие в деятельности научных кружков. В исследовании уровня развития структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста приняли участие 70 студентов факультета английского языка (далее по тексту -ФАЯ) НГЛУ: 35 человек составили экспериментальную группу (ЭГ), которая приняла участие в программе по подготовке к проведению научного исследования и 35 - контрольную группу (КГ), не принимавшую участие в этой программе. Оценка уровня развития основных структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста - мотивационно-ценностного, операционального, рефлексивного и коммуникативного - осуществлялась с помощью ряда методик. 1. Профессионально значимые ценностные ориентации, определяющие особенности профессионально-личностного целеполагания, изучались с использованием списка терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича и оценки их оптимальности по диспозициям личностных ценностей В. А. Ядова. На основе корреляционного анализа идеальных и реально полученных в диагностике индивидуальных иерархий ценностей по диспозициям определялся уровень развития ценностных ориентаций студентов [6. С. 59]. 2. Диагностика уровня осознанности жизненной цели проводилась с помощью методики Е. Карапешта «Осознанность жизненных целей» [Там же. С. 67]. 3. Изучение личностно-профессиональной рефлексии включало методику измерения уровня оптимальности самооценки (шкалы С. Будасси в модификации Н. М. Пейсахова) и методику измерения уровня уверенности в себе А.М. Прихожан [7]. 4. Для диагностики коммуникативного компонента профессиональной личности будущего педагога-лингвиста мы использовали тест А. Меграбиана с целью выявления личностных особенностей: эмпатии (эмпатическая тенденция), присоединения (тенденция к присоединению, сокращение межличностной дистанции в процессе взаимодействия) и сензитивности к отвержению (восприимчивость к критике, жесткость Я-концепции) [6. С. 90]. В анализе результатов эксперимента использовались методы математической обработки данных и качественный анализ. Надёжность и достоверность полученных данных определялась адекватностью и валидностью выборки; использованием методов описательной статистики подтверждением достоверности различий с помощью Т-критерия Вилкоксона, который может применяться для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых [8]. Формирующий этап позволил разработать и апробировать программу подготовки студентов к проведению научного исследования, в которой участвовали 35 человек - студентов ФАЯ (ЭГ). Работа по подготовке к проведению научного исследования включала две составляющих. Во-первых, курс «Получение и обработка научно-исследовательской информации», цель которого -обеспечение теоретической и практической устойчивой готовности обучающегося к формированию исследовательских умений и навыков для осуществления научных исследований, получения, применения новых научных знаний в целях достижения качества научного исследования. Задачи курса: 1. Познакомить слушателей с основополагающими методами анализа эмпирических данных и их теоретического осмысления; основными методами математического и статистического анализа эмпирических данных. 2. Научить слушателей работе с библиографическими данными с привлечением современных информационных технологий. 3. Познакомить слушателей с методами презентации научных результатов, используя современные технические средства. 4. Формировать у слушателей умения использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных. 5. Формировать у слушателей навыки научно-исследовательской работы, её планирования, проведения, обобщения научных выводов. Предполагалось, что по окончании изучения курса слушатели: - узнают методы и средства поиска, сбора, хранения и переработки научной информации, методы проведения научных исследований; - проявят умение осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных задач, грамотно использовать термины, оформлять результаты проведенного исследования, вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, обрабатывать экспериментальные данные, в том числе с использованием математических методов; - овладеют на высоком уровне навыками устной и письменной речи, современными информационными технологиями, методами сбора, обработки и анализа данных, навыками выражения своих мыслей и мнения в ходе исследования, основными методами математического и статистического анализа эмпирических данных, методами презентации научных результатов с привлечением современных технических и программных средств, включая подготовку электронной презентации выступления с докладом на защите своего исследования. Во-вторых, тренинг «Психология уверенности в себе и публичного выступления», нацеленный на развитие навыков уверенно-достойного поведения в различных ситуациях, в том числе в ситуациях публичного выступления и презентации научных результатов своего исследования. Упражнения в тренинге направлены на осознание и развитие участниками группы своих сильных и слабых сторон, развитие коммуникативных навыков, на развитие умений быстрой и точной ориентации в позиции партнера по общению; на овладение методами эффективной аргументации и изменения позиции партнера по общению. Контрольный этап позволил проверить влияние реализованной программы на готовность студентов к научно-исследовательской деятельности и изменение мотивационно-ценностного, операционального, рефлексивного и коммуникативного компонентов профессиональной личности будущих педагогов-лингвистов. Анализ результатов исследования. В табл. 1 представлены сводные данные студентов ЭГ по результатам диагностики структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста на констатирующем этапе исследования в виде средних уровневых показателей (СУП). В связи с тем, что показатели респондентов контрольной и экспериментальной групп не различаются, мы сочли возможным представить только данные студентов ЭГ. Результаты диагностики структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста позволили нам сделать следующие выводы: 1. Среди студентов ЭГ преобладают показатели среднего и низкого уровня развития структурных компонентов профессиональной личности: мотиваци-онно-ценностного, операционального, рефлексивного и коммуникативного. 2. Результаты диагностики подтверждают необходимость специальной работы, направленной на развитие структурных компонентов профессиональной личности будущих педагогов-лингвистов. Т а б л и ц а 1 Сводные данные по результатам диагностики структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста в ЭГ (N = 35) Структурные компоненты профессиональной личности будущего педагога-лингвиста Для студентов по уровню деятельности, % СУП высокий средний низкий Мотивационно-ценностный Осознанность жизненных целей 21 44 35 1,86 Ценностно-нравственные ориентации 10 52 38 1,70* Общее отношение к жизни 15 48 37 1,78* Операциональный Аналитические действия Прогностические действия Диагностические действия 12 58 30 1,76* Рефлексивный Оптимальность самооценки 20 38 42 1,78* Уверенность в себе 17 56 27 1,90 Общий уровень рефлексии 18 47 35 1,83 Коммуникативный Эмпатия 15 53 32 1,78* Присоединение 17 53 30 1,70* Сензитивность к отвержению 38 47 15 1,76* Примечание. Значимость отличий от теоретического среднего: * р < 0,05. Для изучения динамики развития структурных и компонентов профессиональной личности будущих л педагогов-лингвистов проведена контрольная диагно- т стика на выборке студентов ЭГ. Целью постэкспери- в ментальной диагностики явилось проведение сравни- н тельного анализа результатов для проверки эффек- м тивности программы подготовки студентов к прове- п дению научного исследования. л Содержание и методика диагностического иссле- с дования студентов ЭГ после прохождения программы была идентичной диагностике на констатирую- в щем этапе. Анализ результатов осуществлялся по п выделенным ранее структурным компонентам про- с фессиональной личности будущих педагогов- к психологов. н В табл. 2 представлены сводные результаты срав- с нительной диагностики в виде средних уровневых н показателей (СУП) по структурным компонентам в профессиональной личности будущего педагога-лингвиста до и после прохождения программы подготовки студентов ЭК к проведению научного исследования, сделан расчет значимости выявленных изменений в показателях. Целесообразно отметить, что изменений в показателях по структурным компонентам профессиональной личности будущего педагога-лингвиста после прохождения программы подготовки студентов КГ мы не обнаружили. Результаты, представленные в табл. 2 показывают, что участие будущих педагогов-лингвистов в программе подготовки к проведению научного исследования эффективно влияет на все структурные компоненты профессиональной личности, особенно на мотивационно-ценностный компонент: профессионально значимые ценностные ориентации, отношение к профессии, осознанность профессиональной цели. Т а б л и ц а 2 Сводные данные по результатам диагностики структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста до и после прохождения программы подготовки к проведению научного исследования (ЭГ; N = 35) Структурные компоненты профессиональной личности будущего педагога-лингвиста До прохождения программы После прохождения программы Мотивационно-ценностный компонент Осознанность профессиональной цели 1,86 2,77** Профессионально значимые ценностные ориентации 1,70 2,80** Глубина и ответственность отношения к профессии 1,78 2,78** Операциональный компонент Аналитические действия Прогностические действия Диагностические действия 1,76 2,60** Рефлексивный компонент Уровень оптимальности самооценки 1,78 2,60** Уровень уверенности в себе 1,90 2,43* Общий уровень рефлексии 1,83 2,52* Коммуникативный компонент Эмпатия 1,88 2,67** Присоединение 2,06 2,76** Сензитивность к отвержению 2,22 1,77* Примечание. Значимость различий по t-критерию: * р < 0,05; ** р < 0,1 Заключение. Результаты проведенного экспериментального исследования, в частности его контрольного диагностического этапа, свидетельствуют о существенной позитивной динамике развития у будущих педагогов-лингвистов всех структурных компонентов профессиональной личности. Подтверждена высокая эффективность разработанной и реализованной программы подготовки студентов к проведению научного исследования. Можно сделать вывод, что участие в научно-исследовательской деятельности оказывает эффективное влияние на развитие всех структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста. Это позволяет рекомендовать данную программу для внедрения в процесс вузовской подготовки студентов с целью развития профессиональной личности будущего педагога-лингвиста.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. 350 с.
Сорокоумова Г.В. Изучение личностного потенциала : учеб. пособие. Н. Новгород : Изд-во НФ УРАО, 2007. 144 с.
Прихожан А. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., 1997.
Викулина М.А., Казанцева Е.С. Теоретические основы организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза / под науч. ред. М. А. Викулиной. Н. Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2006. 127 с.
Матрёшина Е.Б., Сорокоумова Г.В. Развитие профессиональной личности будущего юриста в процессе вузовской подготовки. Н. Новго род : Изд-во УРАО НФ, 2013. 185 с.
Сорокоумова Г.В. Условия, механизмы и факторы развития профессиональной личности социономического типа : учеб. пособие по кур су «Педагогическая антропология». Раздел Психология. Н. Новгород : НГЛУ, 2017. 296 с.
Климов Е.С. Психология профессионала. Москва : Ин-т практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от мая 2015 г. № 996-р г. Москва. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html