Особенности событийной организации обучения старшеклассников | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 431. DOI: 10.17223/15617793/431/21

Особенности событийной организации обучения старшеклассников

Анализируются основные аспекты и понятия событийного формата образовательной организации. Выделены три группы метапредметных умений старшеклассников, подлежащих формированию в соответствии с новыми требованиями ФГОС СОО к образовательным результатам. Предлагается технология «открытый образовательный проект» как ресурс событийного формата образовательной организации. Комплекс основных аспектов и понятий, опыт собственных исследований автора позволяют выявить специфику и результативность данного формата применительно к учащимся старшей школы в контексте формирования их метапредметных умений.

The peculiarities of senior students' event-organized teaching.pdf В настоящее время широко обсуждается понимание того, что в XXI в. крайне важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Образование должно быть ориентировано не только на передачу знаний и развитие умений, но и на всестороннюю поддержку становления человека как полноценного автора своей жизни. В современных исследованиях выделены базовые навыки XXI в., среди которых: концентрация и управление вниманием (необходимы, чтобы справляться с информационной перегрузкой); цифровая грамотность (способность работать в цифровой среде, в том числе AR и VR, будет столь же востребована, как способность писать и читать); творчество, креативность (при автоматизации рутинной деятельности на любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и создавать новое); способность к (само)обучению (в быстро меняющемся мире придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки) [1. C. 75]. Для нашей страны также актуальна проблема создания полноценного образования XXI в., о чем свидетельствуют проводимые здесь крупные реформы образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования являются отражением сложности и противоречивости объективных процессов, протекающих в обществе. Приоритет материального в массовом сознании часто затмевает, а порой деформирует все другие, не менее важные ценности. ФГОС акцентирует внимание на высокой значимости качеств личности, востребованных процессами общественного развития: профессионализме, активности, успешности, стремлении к достижениям, творчестве и др. Формированию подлежат профессионально-ориентированные метаком-петенции старшеклассников. В образовательном стандарте изложены новые требования к образовательным результатам [2]. Мета-предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать следующие группы умений старшеклассников: коммуникативно-организаторские умения, умения информационного поиска, ИКТ-умения. Коммуникативные умения предполагают: умение планировать собственную деятельность, эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Умения информационного поиска включают в себя готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. ИКТ-умения предполагают online поиск информации, обмен информацией с помощью электронной почты, умение составить мнение о качестве и релевантности информации и умение адаптировать информацию к конкретной аудитории [3]. В связи с новыми задачами активизируется поиск способов формирования необходимых умений и организации образования. В дидактических исследованиях накоплен позитивный опыт решения вышеперечисленных и других проблем, о чем свидетельствуют разработки, выполненные учеными Т. М. Ковалевой, Т.В. Якубовской, Е.В. Ковалевской и др. [4, 5]. В рамках нашего исследования большой ценностью являются разработки, связанные с событийным форматом организации образовательного процесса. Исходной идеей событийного формата является идея о том, что эффективны настоящие события, которые наполнены смыслом, ясным для учащегося, цели которых сформулированы и приняты учащимся, что порождает его собственный небольшой личный опыт и мудрость [6. С. 64]. История вопроса событийной организации образования возвращает нас к работам ученых из разных областей: философии (М.М. Бахтин, М. Хайдеггер), психологии (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, М.М. Миркес, Н.В. Муха) и педагогики (Ю.С. Мануйлов, Ю.Л. Троицкий и И.Ю. Шустова и др.) [79, 11 и др.]. Ключевым понятием данного формата является «событие», введению которого и его вхождению в современное гуманитарное знание мы обязаны русскому философу М.М. Бахтину, а позднее немецкому мыслителю М. Хайдеггеру. В «Философии поступка», одном из своих ранних трактатов, М.М. Бахтин заявляет, что философия жизни может быть только нравственной философией и что жизнь должна пониматься исключительно как событие, а не как наличное бытие. Изначальный феномен ответственности открывается в своем этическом содержании в соответствии с определением человеческого события как со-бытия, т. е. когда мы начинаем анализировать человеческое событие с точки зрения его воплощенности в мире с другими. «Понять предмет - значит понять мое долженствование по отношению к нему (мою должную установку), понять его в его отношении ко мне в единственном бытии-событии, что предполагает не отвлечение от себя, а мою ответственную участность. Только изнутри моей участности может быть понято бытие как событие, но внутри видимого содержания в отвлечении от акта как поступка нет этого момента единственной участности» [7]. Философ понимает жизнь как событие. Событие - это ответственное отношение к себе и другим. Немецкий философ Мартин Хайдеггер (а понятие «событие» / «со-бытие» было одним из стержневых понятий в его учениях) определял его как бытие, совместное с другим. «На основе этого совместного бы-тия-в-мире мир есть всегда уже тот, который я делю с другими. Мир присутствия есть совместный-мир. Бы-тие-в есть со-бытие с другими» [8. С. 42]. «Анализ показал: событие есть экзистенциальный конститутив бытия-в-мире. Соприсутствие оказывается своим бытийным способом внутримирно встречающего сущего. Пока присутствие вообще есть, оно имеет бытийный образ бытия-друг-с-другом. Последнее нельзя понимать как суммарный результат появления многих «субъектов». Обнаружение некоего числа «субъектов» само делается возможным только потому, что встречающие в их соприсутствии другие трактуются ближайшим образом уже лишь как «номера». Такой счет открывается уже только через определенное со- и друг-к-другу-бытие. Это «беззастенчивое» событие «рассчитывается» с другими без того, чтобы по-честному «считаться с ними» или даже просто хотеть с ними «иметь дело»» [Там же. С. 44]. Философ указывает на совместность бытия людей (со-бытие), на необходимость «считаться» с другим человеком, а тем более «иметь с ним дело». Основные положения событийного формата разработаны российским психологом В.И. Слободчико-вым. В своем исследовании он дает определение «событийной общности»: «Со-бытийная общность есть живое единство, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутренне сродство при внешней их противопоставленности; со-бытие предполагает, что, несмотря на препятствия и «непрозрачность» других, все-таки возможно понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности за других и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы» [9. С. 8]. Необходимо отличать со-бытийную общность от симбиотической сращенности и формальной организованности. В симбиозе отношения практически отсутствуют, действуют только связи, поэтому для данного типа характерна неразличен-ность его участников. Что касается формальной организованности, то здесь практически отсутствуют связи, а действуют только отношения. В гармоничном единстве связи и отношения находятся только в событийной общности. В статье о гениальном педагоге С.А. Кабалине В.И. Слободчиков пишет о событийной общности следующее: «Уклад Дома держится Единством, Общностью взрослых и детей: единством духа, смысла, верой и верностью им; общностью дел - со-вместных, сопряженных, распределенных меж старыми и малыми. Итак, это первый постулат педагогики Калабалина: образование человека начинается и пребывает там, где складывается человеческая общность; не-слиянно-нераздельная событийная общность. И прежде всего - детско-взрослая иерархически устроенная со-бытийная общность» [10. С. 3]. Анализируя исследования российского ученого Ю.С. Мануйлова, предметом научного интереса которого является среда как условие и средство воспитания личности школьника, мы понимаем, что подлинное значение со-бытия, его исходный смысл содержатся в понятии «жизнь», «бытие». «Быть, жить -значит взаимодействовать со средой» [11. С. 57]. В своей работе автор исследует процесс замены взаимодействия понятием «со-бытие». «Замена слова "взаимодействие" на "со-бытие" оказалась настолько плодотворной, что появилась возможность вычленить промежуточные переменные в таком количестве и такого качества, которых оказалось достаточно, чтобы охарактеризовать различные стороны взаимодействия человека и среды» [Там же. С. 58]. В своем работе И.Ю. Шустова, сфера научных интересов которой касается проблемы коллективного обучения и воспитания, исследует различные аспекты понятия «со-бытийная общность». «Со-бытийная общность может быть проявлена для участников общности как жизненное событие, где произошло открытие, родилось новое знание, видение, понимание себя и другого, появился новый опыт деятельности» [12. С. 28]. Этот подход не только создает для школьников открытые отношения со сверстниками и взрослыми, но и в дальнейшем выводит их на жизненное самоопределение и приобретение нового опыта. В этом же исследовании определены задачи педагога в реализации со-бытийной общности. Они включают следующее: обеспечить свободу, добровольность выбора участия (неучастия) в совместной деятельности, возможность выбора направлений и способов деятельности; выстраивать и поддерживать отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения; создать в общности условия для межпозиционного взаимодействия, стимулировать проявление и осознание юношами своей позиции, способности уважать и понимать позицию другого; моделируя событийную общность, учитывать опыт, который в ней получат молодые люди; стимулировать рефлексивные процессы, уделять им достаточно большое время, тем самым выводя взаимодействие участников на осознанный уровень; понимать и учитывать в своей работе влияние выстраиваемых отношений и рефлексии на формирование единого ценностно-смыслового пространства внутри общности [Там же. С. 31]. В работе В.Г. Валеева мы встречаемся с понятием «образовательное событие». Это есть «осознание и осуществление учащимися соответствующего выбора» [13. С. 70]. Здесь же упоминается право педагога конструировать обучающие средства и педагогическую среду, что и делает образовательное событие именно со-бытием, совместным бытием учащегося и педагога. В исследовании «Событие как образовательная стратегия» Ю.Л. Троицкого, организатора международных научных конференций и летних школ по проблемам историографии, подчеркивается, что «нет событийных учебных предметов, так же как и предметной событийности: есть событийность как кратное качественное состояние внутри любых предметов и возможность трансформации предметного контента в пред-событийное состояние» [14. С. 93]. Автор выделяет ключевые характеристики образовательного события. «Ключевыми характеристиками Образовательного События можно считать: коммуникативное поведение преподавателя, коммуникативное поведение класса (или ученика), коммуникативное пространство урока или занятия, коммуникативное время урока, образ предмета у школьника, рефлексию учебной дисциплины у преподавателя» [Там же]. Т.М. Ковалева, исследующая проблему тьюторства в контексте индивидуализации образования, подчеркивает, что «образовательное событие в тьюторском сообществе рассматривается как новая специфическая единица практики индивидуализации образования, которая преодолевает "школоцентризм" и формирует рабочее пространство для позиции тьютора, точнее, для целой системы тьюторских позиций» [4. С. 90]. Автор соотносит событийность с проблематикой времени и антропопрак-тикой «открытия себя» в будущем. Таким образом, образовательное событие выступает в качестве организованной образовательной среды, где предметом деятельности становится работа с будущим. Важной аспектом образования, организуемого в событийном формате, является «образовательный результат». М.М. Миркес и Н.В. Муха, научное сообщество которых занимается анализом современных дидактических проблем, к образовательному результату, достигаемому в событийной организации работы относят «личностный и деятельностный прирост, новообразования в области опыта субъектности, рефлексивных умений и рефлексивного опыта, опыта самоопределения и управления ресурсами» [15. С. 104]. Проанализировав некоторые аспекты событийности и ее базовые понятия, перечисленные выше, мы подошли к основному понятию «событийный формат образовательной организации». Проблема обеспечения событийности в образовательной и педагогической деятельности напрямую связана с созданием культурных условий для раскрепощения человека в образовании. В каких ситуациях возникает событийность? Ответ на этот вопрос мы находим в работе Н.Б. Крыловой, утверждающей, что это происходит «в ситуациях, когда то, что происходит с детьми в школе, развертывается на основе собственного "хода вещей", а не по специальному плану, заказу и умыслу со стороны; когда школьная жизнь не "давит" ребенка, а обеспечивает ему ту жизнедеятельность, к какой он стремится и которую ищет» [16. С. 147]. Таким образом, на основе результатов проведенного нами аналитического исследования, мы приходим к пониманию сущности событийной организации, которая состоит в реализации ярких событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности, где на основе осуществляемых практических действий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы. К классическим событийным форматам относятся деловые игры, погружения, деятельностные и компе-тентностные олимпиады, тренинги, образовательный туризм, открытые образовательные программы и проекты [15. С. 105]. В рамках данной статьи мы рассмотрим особенности технологии «открытый образовательный проект» как ресурса для создания событийного пространства в урочное и внеурочное время. Данная технология предполагает использование проблемного анализа путем создания реальных жизненных ситуаций, ориентирование в которых требует от старшеклассников метапред-метных умений, таких как умение планировать свою деятельность, эффективно действовать в группе, умение информационного поиска и умение использовать данные из сети Интернет для решения задач. Сущность технологии заключается в том, что на определенный период учительский коллектив и старшеклассники погружаются в определенную жизненную ситуацию. Работая в целевых группах, учащиеся вместе с учителем разрабатывают идею, определяют пути воплощения идеи в жизнь, изучают условия и особенности развития ситуации, разрабатывают план реализации идеи, предусматривают риски, реализо-вывают идею, учитывают эффекты от реализации и определяют возможное дальнейшее развитие идеи. Позиция учителя - это позиция тьютора, поясняющего каждую деталь и координирующего все действия. Технология «открытый образовательный проект» включает в себя следующие этапы: 1) мотивационный (сопровождение мотивационной готовности учителей и старшеклассников к реализации проекта); 2) проектировочный (погружение ответственных участников проекта в новую деятельность в целевой группе, разработка плана реализации проекта в ОО, определение консалтингового потенциала учителей (тьюторов) для решения проектных задач); 3) реализации проекта (реализации в ОО новой деятельности, фиксация начального этапа сформированности образовательных результатов); 4) рефлексивный (оценка результативности реализации проекта: решение проблем, сформулированных на первом этапе, анализ образовательных результатов деятельности старшеклассников, анализ полученных дополнительных эффектов в рамках проекта, принятие решения о дальнейшей деятельности по реализации проекта). Рассмотренные особенности технологии позволяют нам использовать ее как ресурс организации учебного процесса в событийном формате. Пример открытого образовательного проекта из практики автора. Открытый образовательный проект «Виртуальный завод» был разработан с целью формирования престижного образа профессии инженера, который трудится на промышленном производстве. Тема является актуальной в контексте «Обзора инновационной политики ОЭСР: Российская Федерация», 2011 г., подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития и Министерством образования и науки РФ. В данном документе подчеркивается актуальность возрождения профессии инженера. В начале эксперимента нами была проведена диагностика метапредметных умений старшеклассников, задействованных в нашем проекте. Состав целевой группы - 25 человек. Диагностика коммуникативных умений была проведена по методике В.В. Синявского и В.А. Федорошина. Исходя из полученных данных, отметили, что очень высокий уровень показали 2 учащихся, что составило 8% от общего числа испытуемых. Высокий уровень - 4 учащихся, 16% от общего числа. Средний уровень - 5 учащихся, 20% от общего числа. Ниже среднего и низкий уровни - по 7 учащихся, т.е. 28% от общего числа. Диагностика умений информационного поиска была проведена по методике Н.В. Пехотиной. Высокий, средний и низкий уровень показали 4, 8 и 13 учащихся соответственно, что составляет 16, 32 и 53%. ИКТ-умения продиагностированы по методике С.Т. Бочаровой. Методика имеет следующие ступени: очень уверенно, уверенно, довольно уверенно, неуверенно, необходимо научиться. Очень уверенно - 1 учащийся, 4% от общего числа испытуемых. Уверенно - 2 учащихся, 8% от общего числа. Довольно уверенно - 4 учащихся, 16%. Неуверенно - 8 учащихся, 32%. Необходимо научиться - 9 учащихся, 36%. Диагностика показала, что все три группы умений в основном находятся на уровне развития ниже среднего или низком. В большей степени сформированы умения третьей группы (ИКТ-умения). В контексте содержания проекта старшеклассники ознакомились с функциями инженера со знанием иностранного языка в машиностроительной отрасли промышленного производства. Изучили историю и документацию машиностроительного завода в своем городе, систематизировали ее, спланировали работу конструкторского отдела завода и качественно выполнили перевод технической документации с русского языка на английский. Учащиеся анализировали справочную литературу, тендерные документы (тексты тендерных предложений, контрактов и дополнений к контрактам), знакомились с техническими предложениями и техническими спецификациями, чертежами и инструкциями. В контексте организации процесса особо хотим отметить его модульный характер. В результате реализации проекта «Виртуальный завод» были сформированы метапредметные умения старшеклассников в следующих объемах: 1) в отношении коммуникативно-организаторских умений: увеличилось количество старшеклассников со средним уровнем - с 5 учащихся до 9, что составляет прирост 16%. 2) в отношении умений информационного поиска: увеличилось количество старшеклассников со средним уровнем - с 8 учащихся до 15, прирост - 28%. 3) в отношении ИКТ-умений: увеличилось количество старшеклассников с уровнем «довольно уверенно» - с 4 учащихся до 10, прирост - 24%. В результате исследования можно сделать вывод, что технология «открытый образовательный проект» способствовала результативности формирования умений информационного поиска старшеклассников. Направления дальнейшего исследования в данной области предполагают в большей степени сформировать коммуникативно-организаторские умения и ИКТ-умения обучающихся. В заключение следует обратить внимание на особый конструктивный характер деятельности субъектов образования в реализации событийного формата. Задача учащегося заключается в самостоятельном конструировании собственного образования. Он выбирает предложенные и интересующие его модули, дисциплины, мастерские, проекты, события. В этом методе учитель выступает в качестве главного педагогического инструктора, умеющего понимать, уметь говорить на разных языках, вести переговоры, признавать право каждого учащегося на личное образование, выстраивать логистику образовательного процесса, интерпретировать его результаты и др.

Ключевые слова

метапредметные умения старшеклассников, событие, со-бытийная общность, событийный формат образовательной организации, образовательное событие, образовательный результат, открытый образовательный проект, intersubject skills of senior students, event-organized teaching, event, co-existent community, educational event, educational result, open educational project

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гудкова Ольга ВикторовнаКрасноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьевааспирант кафедры социальной педагогики и социальной работыolya.gudkova.69@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 147-155.
Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 101-109.
Троицкий Ю.Л. Событие как образовательная стратегия // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 87-94.
Валеев Р.Г Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательных событий // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 69-75.
Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность и ее со-бытийные характеристики // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 23-35.
Слободчиков В. И. Со-бытийная педагогика С. А. Калабалина // Профилактика зависимостей. 2015. № 1. С. 19.
Мануйлов Ю.С. Язык «Со-» // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 56-62.
Хайдеггер М. Бытие и время // Ad Marginem. 1997. 156 с.
Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образователь ной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 6-14.
Бахтин М.М. К философии поступка. URL: http://www.pereplet.ru/misl/bahtin.html
Ковалевич В.Т., Шайдурова О.В., Гудкова О.В. Активные методы в системе профориентации учащихся // Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 21-22 апреля 2016 / под общ. ред. В.Т. Ковалевич. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. 172 с.
Путилин В.Д., Ковалевская Е.В., Путилина Н.В. Конпроблемное образование - вызов XXI века // Образование личности. 2016. № 4. С. 27-33.
Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек^и. 2017. № 12. С. 85-94.
Метапредметный подход в обучении школьников : методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / авт.-сост. С.В. Галян. Сургут : РИО СурГПУ, 2014. 64 с.
Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. URL: https://worldskills.ru/media-czentr/dokladyi-i-issledovaniya.html
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) // КонсультантПлюс : справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
 Особенности событийной организации обучения старшеклассников | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 431. DOI: 10.17223/15617793/431/21

Особенности событийной организации обучения старшеклассников | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 431. DOI: 10.17223/15617793/431/21