Самооценка здоровья и образа жизни школьниками Гомельского региона | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. DOI: 10.17223/15617793/431/22

Самооценка здоровья и образа жизни школьниками Гомельского региона

Представлены результаты социологического исследования учащихся I и II ступеней (1-9 классы) средних школ Гомельского региона. Нами констатировано, что образ жизни детей в последнее время претерпел значительные изменения и оказывает негативное воздействие на их морфо-функциональное развитие и восприятие реального мира. Респонденты не ведут дневник самоконтроля и слабо изучают литературу по физической культуре и здоровью, что свидетельствует о необходимости внесения коррекции в формирование потребностно-мотивационного компонента личностной физической культуры.

Self-assessment of health and lifestyle by schoolchildren of Gomel Region.pdf Введение. Здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем детей и подростков. Уровень развития подрастающего поколения, а также его физический и умственный потенциал могут стать предпосылками выхода республики из тяжелого социально-экономического кризиса. Необходимо отметить, что на протяжении последних 20 лет сохраняется тенденция к росту заболеваемости по обращаемости на 2-4% в год, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается количество практически здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований [1, 2]. Известно, что самооценка школьниками показателей своего здоровья позволяет получить более объективную картину состояния и активизировать интерес у учащихся к здоровому образу жизни. Цель исследования - выявить уровень валеологиче-ской грамотности среди учащихся 1-9 классов учреждений общего среднего образования Гомельского региона. Методы и организация исследования. В нашем исследовании принимали участие школьники учреждений общего среднего образования Гомельской области (из 85 учреждений образования) в количестве 301 человека, из них 145 лиц мужского пола (48,2%) и 156 - женского (51,8%). Более детальная информация по классам и полу респондентов представлена в табл. 1. Т а б л и ц а 1 Характеристика респондентов, принявших участие в социологическом исследовании Пол Класс Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мальчики 22 18 18 23 20 16 17 7 4 145 Девочки 12 20 19 20 27 15 20 18 5 156 Всего 34 38 37 43 47 31 37 25 9 301 Из представленных данных следует, что выборка учащихся I ступени образования включает 152 человека (81 - 53,3% - мальчик, 71 - 46,7% - девочка). Из них учащихся 1-го класса - 34 человека (22,4%), 2-го -38 человек (25,0%), 3-го - 37 человек (24,3%), 4-го класса - 43 человека (28,3%). При этом учащиеся II ступени образования составили выборку в количестве 149 человек (64 - 43,0% -мальчика, 85 - 57,0% - девочек). Из них учащихся 5-го класса - 47 человек (31,5%), 6-го - 31 человек (20,8%), 7-го - 37 человек (24,8%), 8-го - 25 человек (16,8%), 9-го - 9 человек (6,0%). Для проведения данного исследования применялся метод анкетирования. Обработка результатов исследования осуществлялась при помощи статистического пакета IBM SPSS Statistics 23 с использованием сравнительной оценки распределений по ряду учетных признаков. Учащимся была предложена анкета, состоящая из 15 вопросов, связанных с самооценкой собственного здоровья и образа жизни. Результаты и их обсуждение. В ходе исследования были получены следующие результаты. На вопрос «Оцените состояние своего здоровья в текущем году» 195 респондентов (100 3 и 95 $ - 64,8%) ответили, что считают его отличным, 104 респондента (45 3 и 59 $ - 34,6%) - удовлетворительным, а 2 (2 $- 0,7%) - плохим. Детальный анализ полученных результатов по ступеням образования выявил следующее: 100 респондентов 1-4-го классов (57 3 и 43 $ - 65,8%) и 95 респондентов 5-9-го классов (43 3 и 52 $ - 63,8%) считают свое здоровье отличным, 50 респондентов 14 классов (24 3 и 26 $ - 32,9%) и 54 респондента 59-го классов (21 3 и 33 $ - 36,2%) - удовлетворительным, а 2 респондента 1-4-го классов (2 $ -1,3%) - плохим. На вопрос «Как изменилось Ваше здоровье по отношению к прошлому году?» 140 респондентов (73 3 и 67 $ - 46,5%) считают, что улучшилось, 148 респондентов (66 3 и 82 $ - 49,2%) - не изменилось, а 13 респондентов (6 3 и 7 $ - 4,3%) указали на его ухудшение. При этом, по мнению респондентов, состояние здоровья улучшилось у 68 респондентов 1-4-го классов (36 3 и 32 $ - 44,7%) и 72 респондентов 5-9-го классов (37 3 и 35 $ - 48,3%), не изменилось у 77 респондентов 1-4-го классов (41 3 и 36 $ - 50,7%) и у 71 респондента 5-9-го классов (25 3 и 46 $ -47,7%). Ухудшение отметили 7 респондентов (4 в и 3 $ - 4,6%) 1-4-го классов и 6 респондентов 5-9-го классов (2 в и 4 $ - 4,0%). О важности двигательной активности для организма подрастающего поколения и необходимости самостоятельных занятий с целью удовлетворения дефицита двигательной активности в недельном цикле и повышения уровня физической подготовленности существует большое количество проведенных исследований [1, 2]. Поэтому нами был задан респондентам следующий вопрос: «Оцените уровень своей двигательной активности в последние месяцы». Анализ полученных результатов показал, что 151 респондент (82 в и 69 $ - 50,2%) указал на высокий уровень, 140 респондентов (59 в и 81 $ - 46,5%) отметили умеренный уровень, а 10 респондентов (4 в и 6 $ - 3,3%) охарактеризовали его как крайне низкий. В то же время на высокий уровень двигательной активности указали 90 респондентов 1-4-го классов (51 ви 39$ - 59,2%) и 61 респондент 5-9-го классов (31 в и 30 $ - 40,9%), умеренный уровень, по мнению респондентов, выделили 57 учащихся 1-4-го классов (28 в и 29 $ - 37,5%) и 83 респондента 5-9-го классов (31 в и 52 $ - 55,7%). Крайне низкий уровень отметили 5 респондентов 14-го классов (2 в и 3 $ - 3,3%) и 5 респондентов 59-го классов (2 в и 3 $ - 3,4%). Можно предположить, что для многих учащихся в средних школах физическая нагрузка, которая дается на уроках физической культуры и здоровья, является практически единственной в недельном объеме двигательной активности и необходимой для оптимального физического развития и повышения функциональных возможностей организма занимающихся. При этом она является причиной тех адаптационных изменений в организме, от характера и величины которых зависит конечный результат. Физическая нагрузка в виде учебных заданий должна соответствовать индивидуальным и поло-возрастным особенностям занимающихся. Оценивая уровень физических нагрузок на уроках физической культуры и здоровья 42 респондента (22 в и 20 $ - 14,0%) отметили как слишком высокий, 228 респондентов (112 в и 116 $ - 75,7%) - как достаточный, а 31 респондент (11 в и 20 $ - 10,3%) -как низкий. Из них на высокий уровень физических нагрузок на уроках физической культуры и здоровья указали 25 респондентов 1-4-го классов (14 в и 11 $ -16,4%) и 17 респондентов 5-9-го классов (8 в и 9 $ -11,4%), на достаточный уровень - 109 респондентов 1-4-го классов (59 в и 50 $ - 71,7%) и 119 респондентов 5-9-го классов (53 в и 66 $ - 79,9%), а на низкий уровень - 18 респондентов 1-4-го классов (8 в и 10 $ - 11,8%) и 13 респондентов 5-9-го классов (3 в и 10 $ - 8,7%) - низкий. На вопрос «Испытываете ли Вы быструю утомляемость при любых физических нагрузках?» 126 респондентов (74 в и 52 $ - 41,9%) ответили «нет», 129 респондентов (47 в и 82 $ - 42,9%) - изредка, 45 респондентов (23 в и 22 $ - 15,0%) - да, 1 (1 в -0,3%) - всегда. Детализированный анализ показал, что не испытывают быструю утомляемость при любых физических нагрузках 72 респондента 1- 5-9-го классов (30 в и 24 $ - 36,2%); изредка испытывают утомляемость 53 респондента 1-4-го классов (23 в и 30 $ - 34,9%) и 76 респондентов 5-9-го классов (24 в и 52 $ - 51,0%). На наличие быстрой утомляемости указали 26 респондентов 1-4-го классов (13 в и 13 $ - 17,1%) и 19 респондентов 5-9-го классов (10 в и 9 $ - 12,8%); 1 респондент 1-4-го классов (1 в - 0,7%) отметил систематическое утомление. Анализ готовности респондентов к выполнению интенсивных упражнений и действий соревновательного характера показал, что 165 респондентов (86 в и 79 $ - 54,8%) полностью уверены, 100 респондентов (46 в и 54 $ - 33,2%) - недостаточно готовы, а 36 (13 в и 23 $ - 12,0%) - не готовы. При этом полностью готовы 81 респондент 1-4-го классов (43 в и 38 $ - 53,3%) и 84 респондента 5-9-го классов (43 в и 41 $ - 56,4%), недостаточно готовы - 45 респондентов 1-4-го классов (27 в и 18 $ - 29,6%) и 55 респондентов 5-9-го классов (19 в и 36 $ - 36,9%), не готовы 26 респондентов 1-4-го классов (11 в и 15 $ - 17,1%) и 10 респондентов 5-9-го классов (2 в и 8 $ - 6,7%). Анализ наличия собственных неприятных ощущений респондентов, болей в области сердца в покое показал, что 17 респондентов (5 в и 12 $ - 5,6%) отмечают их частое присутствие, 58 респондентов (25 в и 33 $ - 19,3%) - проявление время от времени, 226 респондентов (115 в и 111 $ - 75,1%) ничего не беспокоит. Так, на наличие неприятных ощущений и болей указали 14 респондентов 1-4-го классов (5 в и 9 $ - 9,2%) и 3 респондента 5-9-го классов (3 $ - 2,0%), на проявление время от времени - 26 респондентов (18 в и 8 $ - 17,1%) и 32 (7 в и 25 $ - 21,5%) соответственно, в то время как 112 респондентов 1-4-го классов (58 в и 54 $ - 73,7%) и 114 респондентов 5-9-го классов (57 в и 57 $ - 76,5%) ничего не беспокоит. На вопрос «Бывают ли у Вас головные боли, головокружение, обмороки в покое?» 10 респондентов (6 в и 4 $ - 3,3%) отметили, что очень часто, 67 (19 в и 48 $ - 22,3%) - изредка, 224 (120 в и 104 $ -74,4%) - не бывают. При этом систематическое наличие головных болей, головокружения и обмороков в покое констатировано у 7 респондентов 1-4-го классов (6 в и 1 $ - 4,6%) и 3 респондентов 5-9-го классов (3 $ - 2,0%), их наличие время от времени отмечают 32 респондента 1-4-го классов (11 в и 21 $ - 21,1%) и 35 респондентов 5-9-го классов (8 в и 27 $ - 23,5%). Не отмечают дискомфорта в покое 113 респондентов 1-4-го классов (64 в и 49 $ - 74,3%) и 111 респондентов 5-9-го классов (56 в и 55 $ - 74,5%). Изучая наличие каких-либо неприятных ощущений у респондентов во время выполнения физических упражнений необходимо констатировать, что 21 респондент (10 в и 11 $ - 7,0%) испытывает их частое присутствие, 72 респондента (27 в и 45 $ - 23,9%) испытывают их изредка, а 208 респондентов (108 в и 100 $ - 69,1%) не чувствуют дискомфорта. При этом частые боли в области сердца и неприятные ощущения при физических нагрузках отмечают 16 респондентов 1-4-го классов (8 в и 8 $ - 10,5%) и 5 респондентов 5-9-го классов (2 в и 3 $ - 3,4%), дискомфорт время от времени характеризуют 33 респондента 1- 4-го классов (18 3 и 15 $ -21,7%) и 39 респондентов 5-9-го классов (9 3 и 30 $ - 26,2%), а 103 респондента 1-4-го классов (55 3 и 48 $ - 67,8%) и 105 респондентов 5-9-го классов (64 3 и 85 $ - 70,5%) ничего не беспокоит. На вопрос «Беспокоят ли Вас головные боли при выполнении физических нагрузок?» 13 респондентов (6 3 и 7$ - 4,3%) отметили, что очень часто, 66 респондентов (24 3 и 42 $ - 21,9%) - изредка, 222 респондента (115 3 и 107 $ - 73,8%) - нет. На частые головные боли при выполнении физических нагрузок жалуются 11 респондентов 1-4-го классов (6 3 и 5 $ -7,2%) и 2 респондента 5-9-го классов (2 $ - 1,3%), боли время от времени отмечают 30 респондентов 14-го классов (14 3 и 16 $ - 19,7%) и 36 респондентов 5-9-го классов (10 3 и 26 $ - 24,2%). При этом 111 респондентов 1-4-го классов (61 3 и 50 $ -73,0%) и 111 респондентов 5-9-го классов (54 3 и 57 $ -74,5%) - не испытывают внутреннего дискомфорта. Следует отметить, что 16 респондентов (6 3 и 10 $ -5,3%) указали на систематическое наличие болей в позвоночнике или суставах в покое и после выполнения физических упражнений (10 респондентов 1-4-го классов (4 3 и 6 $ - 6,6%) и 6 респондентов 5-9-го классов (2 3 и 4 $ - 4,0%)), 69 респондентов (27 3 и 42 $ -22,9%) отметили наличие их время от времени (28 респондентов 1-4-го классов (17 3 и 11 $ - 18,4%) и 41 респондент 5-9-го классов (10 3 и 31 $ - 27,5%)), а 216 (112 3 и 104 $ - 71,8%) не имеют их (114 респондентов 1-4-го классов (60 3 и 54 $- 75,0%) и 102 респондента 5-9-го классов (52 3 и 50 $ - 68,5%)). Изучая длительность ночного сна и степень восстановления сил в дни физических тренировок и уроков физической культурой и здоровьем необходимо констатировать, что 176 респондентов (92 3 и 84 $ -58,5%) указывают на достаточный сон, 94 респондента (37 3 и 57 $ - 31,2%) - на частичную удовлетворенность, а 31 респондент (16 3 и 15 $ - 10,3%) постоянно не высыпается. Из них 91 респондент 1-4-го классов (50 3 и 41 $ - 59,9%) и 85 респондентов 59-го классов (42 3 и 43 $ - 57,0%) полностью удовлетворены длительностью и качеством сна в дни физических тренировок и уроков физической культурой и здоровьем, 39 респондентов 1-4-го классов (18 3 и 21 $ - 25,7%) и 55 респондентов 5-9-го классов (19 3 и 36 $ - 36,9%) удовлетворены качеством сна частично, а 22 респондента 1-4-го классов (13 3 и 9 $ -14,5%) и 9 респондентов 5-9-го классов (3 3 и 6 $ -6,0%) постоянно не высыпаются. На вопрос «Занимаетесь ли Вы элементарным закаливанием (холодный душ, обтирание)?» 55 респондентов (29 3 и 26 $ - 18,3%) отметили, что делают это ежедневно, 124 респондента (58 3 и 66 $ - 41,2%) -закаливаются не регулярно, а 122 респондента (58 3 и 64 $ - 40,5%) не выполняют закаливающие процедуры. При этом ежедневно выполняют закаливающие процедуры 26 респондентов 1-4-го классов (16 3 и 10 $ - 17,1%) и 29 респондентов 5-9-го классов (13 3 и 16 $ - 19,5%), время от времени закаливающие процедуры используют 46 респондентов 1-4-го классов (23 3 и 23 $ - 30,3%) и 78 респондентов 59-го классов (35 3 и 43 $ - 52,3%), 80 респондентов 1-4-го классов (42 3 и 38 $ - 52,6%) и 42 респондента 5-9-го классов (16 3 и 26 $ - 28,2%) не занимаются закаливанием. Анализ привычки ведения дневника самоконтроля по оценке собственного физического развития показал, что лишь 42 респондента (22 3 и 20 $ - 14,0%) систематически это делают, 56 респондентов (22 3 и 34 $ - 18,6%) - пробовали, но не получается, а 203 респондента (101 3 и 102 $ - 67,4%) - не считают это необходимым. При этом систематическое ведение дневника самоконтроля отмечают лишь 23 респондента 1-4-го классов (12 3 и 11 $ - 15,1%) и 19 респондентов 5-9-го классов (10 3 и 9 $ - 12,8%), на то, что пробовали, но не получается указали 25 респондентов 1-4-го классов (13 3 и 12 $ - 16,4%) и 31 респондент 5-9-го классов (9 3 и 22 $ - 20,8%). Следует выделить, что не считают необходимым ведение дневника самоконтроля 104 респондента 14-го классов (56 3 и 48 $ - 68,4%) и 99 респондентов 5-9-го классов (45 3 и 54 $ - 66,4%), на что следует в дальнейшем обратить внимание и детально изучить механизмы и направления повышения потребностно-мотивационно-ценностной сферы и заботы о собственном здоровье у учащихся учреждений общего среднего образования. Только 42 респондента (23 3 и 19 $ - 14,0%) из числа опрошенных постоянно изучают литературу по физической культуре, спорту, здоровью, 93 респондента (47 3 и 46 $ - 30,9%) изучают изредка, а 166 (75 3 и 91 $ - 55,1%) не изучают. Из них систематически изучают литература 21 респондент 1-4-го классов (13 3 и 8 $ - 13,8%) и 21 респондент 5-9-го классов (10 3 и 11 $ - 14,1%), изучение литературы время от времени констатируют 35 респондентов 14-го классов (21 3 и 14 $ - 23,0%) и 58 респондентов 5-9-го классов (26 3 и 32 $ - 38,9%), а 96 респондентов 1-4-го классов (47 3 и 49 $ - 63,2%) и 70 респондентов 5-9-го классов (28 3 и 42 $ - 47,0%) - не изучают вовсе. В заключение можно отметить, что образ жизни современных школьников оказывает негативное воздействие на их морфофункциональное развитие и восприятие реального мира. Только 14,0% респондентов систематически ведут дневник по самоконтролю и оценке своего здоровья, изучают литературу по физической культуре, спорту, здоровью. Лишь 18,3% респондентов систематически выполняют закаливающие процедуры. Имеющиеся сведения в научно-методической литературе и результаты собственных исследований свидетельствуют о достаточно низком уровне физической подготовленности учащихся учреждений общего среднего образования как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации и невозможности выполнять большинство контрольных упражнений, которые содержит учебная программа по предмету «Физическая культура и здоровье». В то же время 50,2% респондентов, согласно результатам нашего исследования, считает уровень своей двигательной активности высоким, а 46,5% респондентов - умеренным. Нашим исследованием констатировано, что 64,8% опрошенных респондентов отмечают свое состояние здоровья отличным, а 34,6% - удовлетворительным. При этом готовы выполнять соревновательные упражнения лишь 33,2% опрошенных респондентов. Анализ присутствия каких-либо неприятных ощущений у учащихся 1-9-го классов Гомельского региона в покое или во время выполнения физических упражнений показал, что в целом более 70-75% респондентов не испытывают признаков дискомфорта в состоянии собственного здоровья. 31,2% респондентов указывают на частичную удовлетворенность длительностью и качеством сна в дни занятий физическими упражнениями, а 10,3% респондентов - на постоянный недосып. Следует заключить, что анализ полученных результатов исследования свидетельствует о необходимости внесения коррекции в формирование потреб-ностно-мотивационно-ценностной сферы учащихся и заботы их о собственном здоровье. Надеемся, что представленные материалы будут полезны в практической деятельности педагогам, руководителям учреждений образования, родителям, другим заинтересованным специалистам при вынесении решений, касающихся вопросов организации физического воспитания и проектирования развивающей физкультурно-игровой среды в учреждениях общего среднего образования.

Ключевые слова

здоровье, самооценка, учащиеся, учреждения общего среднего образования, двигательная активность, физические упражнения, самоконтроль, health, self-esteem, students, institutions of general secondary education, motor activity, exercise, self-control

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Осипенко Евгений ВладиславовичГомельский государственный университет им. Ф. Скориныканд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания и спортаeosipenko_2009@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Мруц И. Д. Обоснование недельного режима двигательной активности в самостоятельных занятиях учащихся 11-15 лет : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Кишинев, 2005. 31 с.
Жмулин А.В. Оптимизация двигательной активности учащихся младших классов в системе школьного физического воспитания : дис.. канд. пед. наук. М., 2008. 189 с.
 Самооценка здоровья и образа жизни школьниками Гомельского региона | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. DOI: 10.17223/15617793/431/22

Самооценка здоровья и образа жизни школьниками Гомельского региона | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. DOI: 10.17223/15617793/431/22