Становление и развитие Алтайского края как аграрно-промышленного комплекса (1970-1985 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. DOI: 10.17223/15617793/432/14

Становление и развитие Алтайского края как аграрно-промышленного комплекса (1970-1985 гг.)

Осуществлен исторический анализ процесса становления и функционирования аграрно-промышленного комплекса Алтайского края в 1970-1985 гг. Исследована концепция развития экономики края на весь период 1970-х гг., отражен комплексный подход плановых и хозяйственных органов к развитию производительных сил Алтая, выделена особенность структурных изменений в развитии и размещении промышленных производств, составляющих специализированные грани комплекса.

The formation and development of Altai Krai as an agrarian-industrial complex in 1970-1985.pdf На современном этапе основой формирования промышленной политики России является стратегия инновационной модернизации экономики, устанавливающая этапные задачи, исходя из общих закономерностей функционирования отечественного хозяйства, состояния его воспроизводственной базы, тенденций изменения рыночной конъюнктуры для обеспечения конкурентоспособности, устойчивости развития и безопасности страны. Кроме того, в настоящее время в России реализуется стратегия кластерного развития промышленности [1]. В Алтайском крае созданы и функционируют четыре кластера: биофармацевтический; аграрного машиностроения; энергомашиностроения и энергоэффективных технологий; полимерный композитный [2]. Промышленный кластер позволяет сформировать точки роста промышленного потенциала в регионе и является одним из инструментов территориального развития промышленности. Однако при создании промышленного кластера нередко возникают проблемы, в числе которых, например, недостаточный уровень кооперации, низко эффективная коммуникация между предприятиями - потенциальными участниками кластера; низкая вовлеченность органов государственной власти субъекта РФ в формирование и управление кластером; нехватка средств на реализацию совместных проектов и др. Поэтому при разработке методических основ формирования общероссийской эффективной стратегии промышленной политики в целом и кластерной в частности, а также для разрешения возникающих проблем, необходимо учитывать советский социально-экономический опыт размещения производительных сил в отдельных регионах, в частности функционирования территориально-промышленных комплексов (ТПК) в 1970-1985 гг. В советский период к вопросу изучения ТПК в 1970-1985 гг. не раз обращались региональные исследователи. Промышленные комплексы Сибири были изучены М.Э. Аджиевым, Л.В. Леонтьевой [3], А. А. Долголюк, А.И. Тимошенко [4]. Однако данная тема по материалам Алтайского края не становилась предметом отдельного научного анализа, а входила составной частью в более общие по тематике работы. Частично данные по теме содержатся в крупных энциклопедичных изданиях [5] и юбилейных обобщающих трудах, посвященных истории края [6]. Некоторые исследователи обращались к изучению промышленной политики края [7] и города Барнаула [8]. Организацию управления промышленным производством в крае в указанный период исследовал С. П. Ля-кишев [9]. Ряд авторов анализировали состояние предприятий отдельных отраслей промышленности, входящих в ТПК, таких как легкая [10], энергетическая [11], золотодобыча [12]. Е.Н. Курсакова изучала вопросы влияния соревнования и рационализаторства на эффективность производства [13]. Кроме историков, аспекты данной темы рассматривали публицисты [14] и экономисты. Промышленное развитие региона Алтая в эпоху научно-технических революций исследовал Н.И. Дятчин [15], оценить промышленность Алтая конца XIX - начала XX в. с точки зрения экономиста постарался В. А. Бородин [16]. Каждому этапу развития производительных сил СССР всегда соответствовал исторически определенный тип их пространственного размещения и территориальной организации. Ведущей формой размещения и развития советской экономики в 1970-1985 гг. были ТПК, процесс формирования которых с наибольшим размахом развернулся в Сибири. Промышленный комплекс - это своеобразное по структуре и специализации взаимообусловленное сочетание органически связанных между собой предприятий (и производств) на определенной территории в соответствии с особенностями ее экономических и природных условий и транспортно-географического положения, обеспечивающее достижение максимального экономического эффекта, т. е. получение заданного объема продукции при минимальных приведенных затратах [4. С. 13]. Таким образом, основными признаками промышленного комплекса являются: взаимообусловленность сочетающихся предприятий; привязка предприятий к определенной территории; соответствие производственно-территориального сочетания местным экономическим и природным условиям; достижение необходимого экономического эффекта. Структуру единого народнохозяйственного комплекса страны в этот период формировали различные ТПК, выступающие в ранге экономического района, подрайона, промышленного узла, аграрно-промыш-ленного комплекса, производственного, научно-производственного объединения и т.д. Все сибирские комплексы в 1970-1985 гг., например, характеризовались особой масштабностью и динамикой освоения природных ресурсов, высокой концентрацией науки и производства, активной социальной мобильностью трудовых ресурсов, сложностью формирования производственной и социальной инфраструктуры. Однако, несмотря на общие черты, ТПК, безусловно, имели множество индивидуальных и второстепенных черт, отличались типологически. В результате интенсивного промышленного развития к началу 1970-х гг. в Алтайском крае были сформированы крупные отраслевые промышленные комплексы, такие как тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, дизелестроение, энергетическое машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника и приборостроение, производство химических и синтетических волокон и нитей, резинотехнических и асбе-стотехнических изделий, автомобильных и авиационных шин, военно-технической продукции [16. С. 25]. Быстрый рост масштабов промышленного и сельскохозяйственного производства, вся сложившаяся к началу 1970-х гг. структура экономики Алтайского края позволяют рассматривать ее последующее развитие как процесс постепенного формирования крупного территориального аграрно-промышленного комплекса. В постановке вопросов комплексного подхода к развитию производительных сил Алтая краевой комитет партии, крайисполком, плановые и хозяйственные органы исходили из важнейшего требования XXIV съезда КПСС «лучше сочетать отраслевой принцип управления, определяющий единство хозяйственной и технической политики в отрасли, с системой рациональных хозяйственных связей внутри республик, экономических районов и областей... Улучшить разработку межотраслевых и территориальных экономических проблем» [6. С. 260]. В 1968 г. была создана специальная комиссия с целью изучения состояния, предпосылок и возможностей комплексного развития и оптимального размещения производительных сил региона. Комиссия совместно с отделами краевого комитета КПСС, ЗападноСибирской плановой группой, учеными-экономистами институтов СО АН СССР подготовила подробные научные проработки и рекомендации по ускоренному развитию всех отраслей народного хозяйства края, по созданию устойчивых и разносторонних межотраслевых связей науки и производства, по формированию современного аграрно-промышленного комплекса. Первым результатом предварительной работы комиссии явилась экономическая записка-обоснование «О серьезных недостатках в развитии производительных сил Алтайского края», адресованная ЦК КПСС, Госпланам СССР и РСФСР. По поручению Госплана СССР в край была направлена группа ведущих специалистов министерств, Совета по изучению производительных сил страны при Госплане СССР. Комиссия признала правильность выводов краевых партийных и планирующих органов и подготовила дополнительную схему-перечень о развитии и размещении экономического потенциала региона на 1971-1980 гг. В обобщенном виде основные направления этой дополнительной схемы-перечня формулировали следующую концепцию развития экономики Алтая на весь период 1970-х гг.: ускорить и обеспечить опережающее индустриальное развитие края; значительно расширить и укрепить строительную базу промышленного и сельскохозяйственного производств, социальной инфраструктуры; увеличить капиталовложения в сельское хозяйство, особенно в его материально-техническую базу; резко увеличить объемы жилищно-коммунального и бытового строительства. Существенным недостатком в обосновании перспектив развития был заметный разрыв между реальным процессом складывания территориального аг-рарно-промышленного комплекса и традиционной практикой узко отраслевого формирования капиталовложений, планирования и управления. Отсутствие научно обоснованных проработок, координирующих процессы отраслевого и территориального размещения производительных сил края, зачастую отрицательно сказывалось на формировании и развитии комплекса городских промышленных агломераций, промышленных узлов, на использовании природных и сельскохозяйственных ресурсов. Достаточно сказать, что уже к началу 1970-х гг. народное хозяйство края было представлено предприятиями и производствами более 50 различных министерств и ведомств. Примером такого несовпадения отраслевого и территориального подходов явилось строительство ведомственного поселка для Славгородского химического завода не на базе города, а совершенно в стороне от него, в пос. Яровом. В результате Славгород на многие годы остановился в своем развитии, а поселок столкнулся с целым рядом инфраструктурных проблем, требующих именно регионального разрешения (транспорт, социально-бытовые условия, экологические вопросы и т. д.). Аналогичная ситуация произошла с ведомственным поселком Кучукского сульфатного комбината, построенным вне связи с рабочим поселком Благовещенка. Перспективные с точки зрения комплексного развития городские и городского типа поселения оказывались вне структуры ТПК в результате узко отраслевого подхода к созданию территориальной строительной базы. Важной проблемой развития городского хозяйства стали также вопросы преодоления недостатков существовавшей системы участия отраслевых министерств и ведомств в формировании городской инфраструктуры. Так, например, за период 1962-1975 гг. численность работавших на промышленных предприятиях Барнаула выросла до величины, предусмотренной генеральным планом развития города только на 1990 г. Однако за этот же период 12 крупнейших заводов затянули ввод и недодали городу свыше полумиллиона квадратных метров жилой площади [6. С. 263]. Еще одной проблемой было то, что промышленность Алтайского края была выключена из системы естественных внутрихозяйственных связей на своей территории и близлежащих регионов и ориентирована на народнохозяйственные связи в масштабах страны. Исключая пищевую и отчасти легкую, промышленность края потребляла сырьевые ресурсы других регионов и вывозила готовую продукцию за его пределы. Так, в западные районы страны вывозилось 2/3 тракторных плугов, более половины гусеничных тракторов. В то же время значительная часть пропашных тракторов, зерноочистительных машин, средств механизации труда на животноводческих фермах, дождевальных установок и т. д. поставлялась предприятиями западных районов. Естественно, это не могло не сказаться на качестве и номенклатуре продукции, производившейся без достаточного учета местных климатических условий и условий эксплуатации. Причем пропорции ввоза-вывоза сырья и готовой продукции изменились неблагоприятно для экономики края: если еще в 1940 г. вывоз несколько преобладал над ввозом (соотношение ввоза-вывоза 0,98), то в 1985 г. ввоз сырья и готовой продукции был в 2,2 раза больше вывоза. Так, Барнаульский комбинат асбестотехнических изделий, включающий в свой состав сажевый и шинный заводы, получал асбест с Урала, синтетический каучук - из Омска, капроновый корд - с местного комбината химических волокон. Последний, в свою очередь, снабжался капролакта-мом из Кемерова, целлюлозой - из Восточной Сибири, серным колчеданом - с Урала. Химическая промышленность Барнаула работала полностью на завозном сырье. Основанием для ее размещения в крае являлись близость к дешевому кузнецкому углю, обеспеченность водными ресурсами реки Оби, выгодное транспортно-географическое положение в крупном железнодорожном узле [6. С. 265]. В машиностроении была слабо развита подетальная и технологическая специализация. Удельный вес привозных деталей в общей стоимости продукции всех предприятий составлял менее 10%. В крае не было ни одного специализированного предприятия по выпуску литья, штамповок, сварных металлоконструкций. Отсутствовали и другие специализированные производства межотраслевого назначения (ремонт оборудования, изготовление инструмента и оснастки, унифицированных узлов и деталей). Все это значительно снижало эффективность производства. Так, себестоимость 1 т чугунного литья, производившегося отдельными разрозненными цехами края, была в 3 раза выше по сравнению со специализированными производствами. Экономическая карта края наглядно отражала тот факт, что размещение и концентрация промышленного производства по-прежнему характеризовались значительной неравномерностью. На большой территории, составлявшей примерно 40% общей площади Алтая, вообще не было сколько-нибудь серьезного развития производства, а то, что уже было создано, выполняло, главным образом, функции поставщиков сырьевых полуфабрикатов и не переработанного сырья. В этих условиях требовалось четкое определение масштабов, тенденций и перспектив развития городов и их промышленных систем как своеобразной опорной основы любого территориально-производственного комплекса. Наиболее развитыми индустриальными центрами были города Барнаул, Бийск и Рубцовск, промышленность которых производила соответственно, 1/2, 1/5 и 1/6 всей валовой продукции. Среди других городских промышленных зон выделялись Новоалтайск, Славгород и Алейск, на долю которых приходилась почти 1/10 часть производимой конечной продукции. В целом на долю городов в суммарном промышленном и сельскохозяйственном производстве края приходилось в этот период 70% создаваемой продукции, а городское население составляло более 50% от общей численности населения края [6. С. 270]. Поэтому важной предпосылкой формирования территориальной структуры аграрно-промышленного комплекса явилось в 1970-е гг. развитие административно-городской структуры края. За период 19701981 гг. было образовано три новых города, расширено число городских районов: в Барнауле, с учетом образования новых промышленных узлов, - с трех до пяти, введено районное деление в Бийске. Одновременно с семью крупными городскими промышленными центрами (Барнаул, Бийск, Рубцовск, Алейск, Камень-на-Оби, Славгород, Новоалтайск) начали формироваться еще два - Заринск и Тальменка. Это, в свою очередь, обусловило возрастание роли новых зон промышленно-хозяйственного освоения, ориентирующихся на центры расселения средней величины и ведущих в перспективе к изменению ранее сложившейся схемы размещения городских промышленных систем. Особенностью структурных изменений в развитии и размещении производств, составляющих специализированные грани комплекса, явился постепенный переход от отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и отраслей тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, химической, пищевой, перерабатывающей промышленности, строительной индустрии, животноводства, зернового хозяйства, мелиорации и сугубо отраслевой социальной инфраструктуры к формированию территориальных аграрно-промышленных узлов, объединений и т. д. Особенно заметным стал этот процесс во второй половине 1970-х гг. В этот период на территории Алтайского края сформировались следующие аграрно-промышленные узлы. Рубцовско-Локтевский производственный комплекс. В 1970-1980-е гг. г. Рубцовск являлся крупнейшим центром отечественного сельхозмашиностроения и третьим по величине промышленным центром Алтайского края. К началу 1970-х гг. в городе насчитывалось более 25 промышленных предприятий, наиболее крупными из которых можно назвать Алтайский тракторный завод (АТЗ), Алтайский завод сельскохозяйственных машин, машиностроительный завод, Алтайский завод тракторного электрооборудования, Рубцовский завод тракторных запасных частей, хлебокомбинат, учебно-производственная мастерская Всероссийского общества слепых, молкомбинат, мебельная и швейная фабрики, кожевенный и кирпичный заводы, типография и др. В промышленном производстве работал каждый второй рубцовчанин. По концентрации промышленности и занятости в ней людей г. Рубцовск стоял на 2-м месте (в СССР) после г. Норильска. В эти годы в промышленном секторе работало около 57 тыс. человек. Именно на это время приходятся наибольшие объемы выпуска промышленной продукции в машиностроении. Например, в 1977 г. АТЗ выпустил 43 240 тракторов, «Алтайсель-маш» - 50 719 плугов [18]. Предприятия города произвели 1 212,2 тыс. шт. генераторов, колбасных изделий - 3 048 т, масла животного - 518 т. Рубцовский машиностроительный завод (РМЗ), вступивший в строй в 1959 г. и ориентированный преимущественно на выпуск оборонной продукции - бронетехники и транспортных средств высокой проходимости, в 1980-е гг. выпускал по 120 гусеничных транспортеров-тягачей ежемесячно, завод тракторного электрооборудования производил по 5 тыс. генераторов и 600-800 стартеров ежедневно [18]. Рубцовский металлозавод продолжил выпуск настольных сверлильных станков, газовых плит, механических прессов, задвижек и фурнитуры. Изделия предприятий г. Рубцовска экспортировались более чем в 30 стран мира - Германию, Францию, Чехословакию, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и др. Объемы продукции машиностроительных предприятий в общегородском валовом товарном выпуске составляли более 70%, а всего промышленность города производила ежегодно в 1980-е гг. продукции на сумму более 900 млн руб. (в ценах тех лет) [Там же]. В структуре Рубцовско-Локтевского комплекса, наряду с осуществлением масштабных производственно-строительных программ промышленного и сельскохозяйственного назначения в самом Рубцовске, была создана Ремовская щебнедробильная фабрика, начавшая свою работу в 1970 г., полиметаллический рудник с новым жилым поселком в Потеряев-ке, крупный кирпичный завод и комбинат железобетонных конструкций в Поспелихе. Это сразу же ставило решение вопросов сельского, производственного, социально-культурного и жилищного строительства на качественно новый индустриальный уровень. В Поспелихе, кроме того, в этот период было дано начало возведению ремонтных мастерских, скотных дворов, механизированных токов, складов. В связи с модернизацией сельского хозяйства построены первые крупные фермы, дороги. Образована Алтайская машиноиспытательная станция (МИС), запущены пивоваренный завод, мукомольный комбинат, передвижная механизированная колонна «Водстрой», электротехнический узел связи (ЭТУС), построены железобетонный мост через реку Алей, детские сады, сельские Дома культуры. Строительством железной дороги Локоть-Малиновое Озеро было продолжено формирование транспортной основы комплекса. Формирование Славгородско-Благовещенского аг-рарно-промышленного узла шло по линии реконструкции химического производства Кучукского сульфатного комбината, основанного в 1960 г. Сырье для сульфатного производства добывалось из месторождения минеральных солей озера Кучук. До 1960-х гг. промышленный комплекс составляли предприятия перерабатывающего, химического, машиностроительного профиля. Объединение Славгородского механического чугунолитейного и Некрасовского заводов (1957 г.) и их последующее преобразование в Славгородский завод радиоаппаратуры (1961 г.) обусловили развитие электротехнической промышленности. Начинается серийный выпуск трансляционной аппаратуры, автотрансформаторов, различных типов питания радиоустройств и др. С 1963 г. создается опытное конструкторское бюро для разработки оборонной техники, с 1980-х гг. завод специализируется на выпуске продукции военного назначения. Организация крупного завода по производству керамзитового гравия обеспечивала по существу комплекс современной строительной индустрии города и всей сельскохозяйственной зоны данного узла. Одновременно создавалась группа предприятий пищевой промышленности в Благовещенке. Самым крупным здесь был комбинат молочных продуктов, где происходила основная часть переработки сельхозсырья. Примером органичного и эффективного включения городских промышленных агломераций в структуру сельскохозяйственного района стало формирование Заринско-Сорокинского аграрно-производ-ственного комплекса, в состав которого, кроме строительства в 1972 г. крупнейшего в Сибири и стране Алтайского коксохимического завода, объявленного в 1976 г. Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, вошли новый современный город, ряд предприятий строительной индустрии и пищевой, перерабатывающей промышленности [15. С. 199]. 5 декабря 1981 г. коксовая батарея № 1 выдала первый алтайский кокс. Сырьевой базой Алтайского коксохимического завода стал Кузбасс, а потребителями - десятки металлургических и химических заводов страны. Центром данного аграрно-производственного комплекса стал рабочий поселок «Станция Заринская», расположенный на реке Чумыш - притоке Оби и на железнодорожной магистрали. Такое же важное географическое положение занимал и находился поблизости рабочий поселок Тальменка, где функционировали заводы тракторных агрегатов, металлоконструкций, железобетонных изделий, лесокомбинат, маслозавод, элеватор, строились мотороремонтный завод, птицефабрика и ряд других предприятий. Крупнейшим в крае, безусловно, оставался Барна-ульско-Новоалтайский промышленный комплекс, в котором особое место занимал Власихинский прому-зел, объединивший на одной строительной площадке предприятия химической, энергетической, пищевой, легкой и других отраслей народного хозяйства края. На развитие легкой промышленности Алтайского края в 1971-1975 гг. было выделено 130 млн руб. [19. Л. 77]. Насколько велика эта цифра, можно судить из того, что на строительство средней мощности предприятия легкой промышленности затрачивалось в это время 10-15 млн руб. Капитальные вложения направлялись, главным образом, на реконструкцию действующих фабрик и заводов, их техническое перевооружение. Происходила реконструкция Барнаульского меланжевого комбината, прядильно-ткацкого производства Барнаульского хлопчатобумажного комбината, Барнаульской обувной фабрики и ряда других предприятий [Там же. Л. 78]. На этой основе обеспечивались улучшение качества продукции, снижение ее себестоимости, повышение производительности труда. Выступая на сессии краевого Совета депутатов трудящихся Алтайского края, на которой утверждался народно-хозяйственный план девятой пятилетки по краю, депутат Л. В. Лаврова - швея Бийской фабрики № 2 говорила: «Основной рост объема производства... произойдет за счет повышения производительности труда, технического перевооружения. Сейчас, например, у нас реконструируется подготовительно-раскройное производство. Это будет современный механизированный цех. Дальнейшее оснащение быстродействующими машинами, полуавтоматами, гладильными прессами, внедрение прогрессивной технологии - все это для того, чтобы люди получили больше добротной, красивой одежды» [6. С. 275]. Легкая промышленность Барнаула была представлена хлопчатобумажным и меланжевым комбинатами, швейными, обувной, сапоговаляльной, овчинно-меховой, трикотажной фабриками. Данные предприятия выпускали ситцевые ткани, бязь, миткаль, сатин, демисезонные и летние плательные ткани, меланжевую, гладко окрашенную зимнюю одежную ткань. Хлопок для производства завозился из Средней Азии, кожа и шерсть поступали из Алтайского края, соседних областей, а также из Монголии [19. Л. 52]. Разносторонне была развита пищевая промышленность Барнаула. Потребности жителей города обслуживали предприятия хлебопекарной, молочной, кондитерской, пивоваренной промышленности. За пределы города частично вывозилась продукция мельничного комбината, мясокомбината, дрожжевого завода. Барнаул в этот период являлся крупным научным центром Сибири. Здесь работали девять научно-исследовательских институтов Сибири, в числе которых Всесоюзный институт маслодельной и сыродельной промышленности, Технологический институт машиностроения. Силами институтов СО АН СССР и геологических организаций Западной Сибири, координацию действий которых взял на себя совет по экономическому и социальному развитию края при крайкоме КПСС, были уточнены запасы и размещение полезных ископаемых на территории Алтая с целью подготовки их к промышленному освоению. Было составлено технико-экономическое обоснование для промышленного освоения Белорецкого, Инского, Холзунского месторождений магнетитовых железных руд с последующим сооружением горнообогатительного комбината производительностью 9 млн т сырой руды в год. Дальнейшее развитие в крае таких отраслей промышленности, как цветная металлургия, химическая, обеспечивалось научным обоснованием перспектив освоения полиметаллических руд, минерального сырья. Кроме того, было выявлено и оценено свыше 200 месторождений строительных материалов: камня, песка, песчано-гравийной смеси, керамзитового, кирпичного, огнеупорного керамического сырья для промышленности строительной индустрии. Строительство крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов сопровождалось резким ростом потребностей в строительных материалах и, прежде всего, в цементе. Если общая потребность в цементе определялась в 1970 г. по краю в 1-1,2 млн т, то в 1975 г. - уже в 2 млн т [6. С. 278]. Объем строительно-монтажных работ в 1976-1980 гг. увеличился по сравнению с 1971-1975 гг. на 1 350 млн руб. Таким образом, объем строительства в 1980 г. увеличился по сравнению с 1970 г. более чем в 3 раза. Причем немалую роль в осуществлении такого увеличения сыграло привлечение в производство собственных региональных ресурсов [6. С. 279]. В 1971 г. была определена последовательность создания промышленности строительной индустрии. В проектной схеме на 1970-е гг. предусматривалось строительство двух новых заводов ЖБИ мощностью по 100 тыс. м3 каждый и 6 заводов по 70 тыс. м3. Одновременно за счет изыскания дополнительных резервов был построен еще один завод мощностью в 50 тыс. м3. Были подвергнуты реконструкции и расширению три завода крупнопанельного домостроения и построены два новых - мощностью в 140 и 80 тыс. плит. Развернулось строительство двух кирпичных заводов производительностью в 100 млн шт. и двух -по 50 млн шт. кирпича [Там же. С. 281]. В эти годы были значительно увеличены мощности Локтевского и Малиновского заводов по производству строительной извести и начато сооружение аналогичного предприятия в Горно-Алтайске. Все это создавало реальную строительную базу для последовательного формирования аграрно-промышленного комплекса Алтая. Существенной частью складывавшегося комплекса стала практическая проработка гидроресурсов основных рек края - Обь, Чарыша, Бии, Катуни, Алея. Комплексной схемой использования гидроресурсов Катуни было намечено строительство каскада на шесть гидроузлов суммарной мощностью 3,7 млн кВт и выработкой электроэнергии около 18,5 млрд кВтч. В краевых партийных, советских и хозяйственных органах совместно с проектирующими и строительными организациями был рассмотрен и утвержден целый ряд комплексных проектов использования и воспроизводства гидроресурсов края: о строительстве групповых водопроводов, о разработке схемы комплексного водоснабжения Рубцовского промышленного узла, о проектировании и строительстве Новока-мышенского водохранилища, Гилевского и Склюи-хинского на реке Алей. В 1971-1975 гг. начала осуществляться обширная программа водохозяйственного строительства и водо-обеспечения населения и промышленных производств Каменского, Панкрушихинского, Мамонтовского, Завьяловского, Баевского, Романовского, Новичихин-ского, Топчихинского и других районов: Обской, Ча-рышский групповые водопроводы. С 1977 г. началась подготовка к строительству Благовещенского и Ро-динского групповых водопроводов. Были значительно увеличены объемы капиталовложений на водохозяйственное строительство, позволившие довести сооружение водопроводов с 280 км в 1970 г. до 450 км ежегодно в 1971-1976 гг. Формирование аграрно-промышленного комплекса определило еще одну особенность производственного и социального развития края в эти годы. Крайком КПСС совместно с другими организациями и ведомствами провел оценочное обследование состояния и резервов дополнительного к плану развития предприятий легкой и пищевой промышленности. Изучив обстановку, крайком КПСС внес на рассмотрение правительства РСФСР встречные предложения, многие из которых нашли поддержку. В результате в 1971-1975 гг. край на развитие этих отраслей получил 200 млн руб. - значительно больше, чем планировалось. Началось строительство 40 новых и реконструкция 75 действовавших предприятий по выпуску товаров народного потребления. На всех промышленных предприятиях тяжелой индустрии налаживалось дополнительное производство широкого ассортимента потребительских товаров. К концу пятилетки ежегодное производство этих товаров составляло сумму в 1,5 млрд руб. [6. С. 287]. Одновременно на улучшение условий труда рабочих и служащих было израсходовано более 60 млн руб., или 110% к ассигнованиям из централизованных источников. Жилой фонд городов и рабочих поселков края за 1970-1980 гг. увеличился в 2-3 раза - с 7,4 млн до 17,3 млн м2. Таким образом, конкретность и вместе с тем комплексность в определении задач экономического развития Алтая в 1970-е гг. позволили организовать их последовательное решение в тесной взаимосвязи с общим развитием и проблематикой всего народного хозяйства страны. Однако, несмотря на все более определенно вырисовывавшиеся отдельные грани ТПК и положительное разрешение целого ряда крупных межотраслевых проблем, выработка целевой программы комплексного развития производительных сил края, практическая работа по ее реализации еще явно не соответствовали требованиям выбора оптимальных вариантов развития. Возникла настоятельная необходимость совершенствования экономической работы, внедрения в практику планирования и управления аграрно-промышленным комплексом современной электронно-вычислительной техники. К началу 1975 г. семь заводов края уже внедрили первые очереди автоматизированных систем управления (АСУ). Этой же задаче была подчинена работа вычислительных центров (ВЦ) и более 100 машиносчетных станций, которые к тому времени были оснащены большими ЭВМ, в том числе первой в Сибири машиной третьего поколения «Ряд». К концу 1970-х гг. в промышленности, научных учреждениях и вузах края уже действовали десятки ВЦ и АСУ. Достаточный уровень инженерно-научной обеспеченности промышленности края, достигнутый в 19711975 гг., сделал возможным переход к более прогрессивной форме организации производства - к созданию крупных производственных и научно-производственных объединений (ПО и НПО), считавшимся тогда одной из наиболее удачных организационных форм внедрения достижений научно-технического прогресса в производство. По инициативе АН СССР широкое распространение получили межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), в состав которых включались академические и отраслевые научные организации, специализированные КБ, кафедры высшей школы и производственные предприятия. МНТК были призваны выполнять НИР и ОКР, а также доводить их до промышленного применения. Первым опытом формирования крупных производственных объединений в крае стало создание фирмы «Алтаймебель», позволившей соединить в едином комплексе все производственные, инженерные и управленческие службы. Инженерно-технические службы были объединены в единый технических отдел и крупное проектно-конструкторское бюро. Появилась возможность осуществлять единую техническую политику отрасли с учетом местных региональных задач. С созданием Алтайского тракторостроительного и моторостроительного производственного объединений начался новый этап в развитии сельскохозяйственного машиностроения на Алтае. Был разработан комплексный план реконструкции всех смежных предприятий, в Барнауле открыт НИИ Сибгипросель-хозмаш - генеральная проектная организация для всех предприятий отрасли в крае. Особенностью индустриального развития края в этот период являлось исчерпание территориальных возможностей расширения производственного строительства. В дальнейшем предстояло увеличивать выпуск продукции за счет реконструкции предприятий, без дополнительных капиталовложений. В последующее пятилетие (1976-1980 гг.) были введены в строй всего 18 новых предприятий, 167 крупных цехов и производств [15. С. 200]. Исключение составляла химическая промышленность, которая благодаря деятельности Алтайского коксохимического завода наращивала выпуск продукции при одновременном увеличении капиталовложений. В 1985 г. заработала четвертая коксовая батарея и было завершено строительство второй очереди данного предприятия. С введением в строй действующих предприятий Алтайского коксохимического завода с четырьмя коксовыми батареями мощностью 1 млн т металлургического кокса в год на шестое место в крае (с 4%) сразу выдвинулась черная металлургия [Там же. С. 201]. Повышение технологического уровня шло по пути механизации и автоматизации производства, замены устаревшего оборудования, внедрения новых технологических процессов. С начала 1980-х г. началась широкомасштабная автоматизация промышленного производства на базе роботов, гибких производственных систем (ГПС), а затем и автоматических роторных и роторно-конвейерных линий (АРЛ и АРКЛ) - «каруселей» Кошкина. По инициативе академика Л. Н. Кошкина был создан межотраслевой научно-технический комплекс (МНТК) «Ротор» и началось создание по стране целой сети из шести филиалов Конструкторского бюро автоматических линий (КБАЛ), среди которых - Новоалтайский филиал (НФ КБАЛ) на Алтае, заложенный в 1985 г. Его задачей ставилось на основании богатейшего опыта патронного производства развернуть проектирование, изготовление и внедрение в производство высокопроизводительных АРЛ и АРКЛ на предприятиях Сибири и Дальнего Востока и, прежде всего, - на Алтае для массового производства дискретной продукции в гражданских отраслях. В начале 1980-х гг. продолжилось складывание новых территориально-производственных сочетаний, создание научно-исследовательских учреждений, развитие сети высших учебных заведений, разрабатывались проекты превращения городов Алтая в крупные производственно-научные центры. До середины 1980-х гг. в межрегиональном разделении труда в России Алтайский край, ставший крупнейшим индустриально-аграрным районом страны, выступал как один из основных поставщиков продовольствия, машиностроительной продукции, сельскохозяйственного, энергетического и транспортного профилей, товаров химической и нефтехимической отрасли. В эти годы на долю Алтая приходилось 1718% промышленности и 28% сельскохозяйственного производства Западной Сибири. Алтай считался монополистом по производству крытых металлических грузовых вагонов (100%), тракторных плугов (90%), буровых установок, листогибочных машин, генераторов для тракторов и автомобилей и др. [15. С. 201]. Можно сказать, что в Алтайском крае в 19701985 гг. в результате интенсивного развития промышленности, взаимодействия производства и научно-исследовательских учреждений, внедрения в практику планирования и управления аграрно-промышленным комплексом современной электронно-вычислительной техники сформировался устойчивый технологический уклад с образованием крупных отраслевых промышленных комплексов. В современных условиях организации производства данный исторический опыт вполне может быть востребован и использован. Сама форма размещения производительных сил в Алтайском крае доказала свою эффективность в организации производства. Поэтому органам государственной власти в полной мере можно использовать забытый опыт комплексного подхода плановых и хозяйственных органов по размещению производительных сил в регионе и реализовывать его в кластерной политике, а также в государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», осуществляющейся, в том числе, и на территории Алтайского края.

Ключевые слова

Алтайский край, аграрно-промышленный комплекс, модернизация, промышленность, промышленная политика, территориально-промышленный комплекс, Altai Krai, agrarian and industrial complex, modernization, industry, industrial policy, territorial-industrial complex

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Курсакова Елена НиколаевнаБарнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерацииканд. ист. наук, доцент кафедры истории и философииen-kursakova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных органи зациях промышленных кластеров». URL: http://www.altkibd.ru/ackr/informatsionnye_materialy/zakonodatelstvo (дата обращения: 25.12.2017).
Постановление Администрации Алтайского края от 7 ноября 2008 г. № 472 «О создании краевого автономного учреждения "Алтайский центр кластерного развития"». URL: http://www.altkibd.ru/ackr/informatsionnye_materialy/zakonodatelstvo (дата обращения: 25.12.2017).
Аджиев М.Э., Леонтьева Л.В. Промышленные комплексы Сибири. М. : Знание. Серия «Промышленность», 1975. 64 с.
Долголюк А.А., Тимошенко А.И. Формирование концепции создания территориально-производственных комплексов в Сибири // Си бирь: проекты XX века (начинания и реальность): материалы к монографии. Новосибирск, 2000. Вып. IV.
Гаврилов Н.С. Хронология истории Алтая // Алтайский край в годы ВОВ : стат. сб. Барнаул, 1990. URL: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/resources/e48963004848624d95c9b5ed3bc4492f/sbornik70.pdf (дата обращения: 02.12.2017).
Очерки истории Алтайского края. Барнаул : Алт. книж. изд-во, 1987. 448 с., ил.
Байкалов С.П. Некоторые аспекты разработки промышленной политики региона // Региональные проблемы эволюции экономики и об щества. Барнаул, 2006. Кн. 2. С. 59-63.
Виноградов М.А. Формирование оптимальной промышленной политики города Барнаула / рук. работы О.П. Мамченко // Молодежь - Барнаулу. Барнаул, 2005. С. 390-391.
Лякишев С.П. Организация управления промышленным производством в послевоенный период (краевой уровень) как объект и предмет исторического исследования // Интеллектуальный потенциал ученых России. Барнаул ; Москва, 2006. C. 237-241.
Курсакова Е.Н. К вопросу о развитии легкой промышленности Алтайского края в 1946-1980 гг. (на материалах Барнаульской трикотажной фабрики) // Экономическая история Сибири XX - начала XXI века : материалы III Всерос. науч. конф. 29 июня - 1 июля 2012 г., Барнаул / под ред. Е.В. Демчик. Барнаул : АКИПКРО, 2012. Т. 2. С. 177-184.
Кувшинов Ю.Е. Будни и праздники: 50 лет Бийскому котельному заводу. Барнаул : Алтан, 1992. 224 с.: цв. ил.
Давыдов В.Т. Прииск «Алтайский»: страницы истории, 1845-2000 гг. Новокузнецк : Полиграфкомбинат, 2000. 240 с.: ил.
Курсакова Е.Н. Соревнование как средство повышения эффективности производства в 1946-1980-х гг. (на материалах Барнаульской трикотажной фабрики) // Материалы X Международной научно-практической конференции «Дни науки - 2014» 27 марта 5 апреля 2014 г. Вып. 22: История. Прага, 2014. С. 62-69.
Сомов К. К. Невзирая на обстоятельства: книга о промышленниках Алтая. Барнаул : Алтай, 2016. 264 с.
Дятчин Н.И. Промышленное развитие региона Алтая в эпоху научно-технических революций [1930-2000-е гг.] // Актуальные проблемы региональных исследований. Барнаул, 2007. Вып. 7. C. 18-28: табл.
Бородин В. А. Промышленность Алтая: на рубеже веков. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2007. 233 с.
Очерки истории Алтайского края. Барнаул : Алт. книж. изд-во, 1987. 448 с., ил.
Промышленность Рубцовска. URL: http://120.biblrub.ru (дата обращения: 21.12.2017).
Краевое государственное казенное учреждение «Государственный архив Алтайского края». Ф. 1405. Оп. 2. Д. 80.
 Становление и развитие Алтайского края как аграрно-промышленного комплекса (1970-1985 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. DOI: 10.17223/15617793/432/14

Становление и развитие Алтайского края как аграрно-промышленного комплекса (1970-1985 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. DOI: 10.17223/15617793/432/14