Обоснована педагогическая и методическая целесообразность использования при подготовке начинающих 9-10-летних рапиристов упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей и тренировку мышц, отвечающих за управление оружием, несмотря на то, что сензитивный период для их развития еще не наступил. Включение упражнений в образовательный процесс повысит точность уколов и, как следствие, соревновательные результаты юных бойцов, что укрепит их мотивацию к занятиям.
Methodological bases of the development of coordination abilities and exactness of hit of beginning foil fencers aged 9-.pdf Точность укола в фехтовании на рапирах всегда являлась предметом дискуссий специалистов по спортивной педагогике, поскольку промахи и уколы в не-поражаемую поверхность существенно влияют на результат единичного боя и даже соревнований [1-5]. Целевая точность имеет несколько составляющих, от которых зависит результативность применяемых в поединке действий, и не последнюю роль в точностных показателях нападений играют координационные способности. Безусловно, определяющим и интегрирующим фактором целевой точности укола следует считать технику владения оружием [6-9]. Ведь для того чтобы результативно завершить нападение, атакующий спортсмен в большинстве случаев вынужден преодолевать острием своей рапиры защитные движения обороняющегося противника как в экспромтном, так и преднамеренном исполнении. Без должного уровня технической подготовленности выполнение нападений в различные секторы поражаемой поверхности прямо, с переводом и двумя переводами, а также с действием на оружие вне пространственных и временных стандартов противоборства чаще всего обречено на неудачу. При этом координационные способности, которые специалисты называют «фехтовальная ловкость», весьма значимы для освоения техники фехтования и её боевого применения в соревновательных поединках [4; 10, 11]. Учитывая вышеизложенное, в центре исследовательского интереса авторов оказался поиск методических оснований развития координационных способностей, которые могут содействовать росту точности укола начинающих рапиристов и выступить ресурсом для совершенствования образовательного процесса в спортивных школах. Организация и методы исследования характеризуются следующими особенностями. Выборка начинающих фехтовальщиков на рапирах представлена группой спортсменов, состоящей из 10 мальчиков, тренирующихся в детско-юношеской спортивной школе при ЦСКА г. Москвы 3 раза в неделю в соответствии с программой, предназначенной для детских спортивных школ. В задачи исследования входило тестирование координационных способностей, целевой точности укола в неподвижную мишень, силы мышц пальцев и кисти вооруженной руки, а также показателей применения средств единоборства в соревновательных поединках у начинающих фехтовальщиков на рапирах 9-10 лет. Основная цель состояла в выявлении взаимосвязей между перечисленными показателями, что позволило бы получить научно обоснованные представления о природе целевой точности укола у начинающих рапиристов. Очевидно, что наличие подобных представлений даст возможность скорректировать учебно-тренировочный процесс подготовки юных рапиристов для повышения их спортивных результатов. Приведем сведения, обеспечивающие доказательность исследования, в том числе назовём тесты и итоги их выполнения. Заранее сообщим, что в ходе исследования координационных способностей, силы мышц пальцев и кисти, равно как и точности укола в мишень, вычислялась средняя арифметическая, а показатели применяемых действий представлены в процентах. На первом этапе выявлялась развитость координационных способностей юных рапиристов (табл. 1). Таблица 1 Координационные способности начинающих рапиристов Показатель Тест Бег 15 м., и. п. стоя спиной к направлению движения, по команде разворот на 180° и бег вперед (с) (1) Челночный бег 3 по 5 м (с) (2) Прыжок спиной вперед 7 м (с) (3) Бег 15 м, и. п. низкий старт (с) (4) Прыжки на двух ногах 10 м (с) (5) Х - средняя 4,372 7,559 3,014 3,672 4,92 Сигма 0,39 0,59 0,34 0,39 0,63 В дополнение к изучению координационных способностей, с помощью ручного динамометра тестировалась сила мышц пальцев и кисти начинающих спортсменов (табл. 2). Целевая точность укола (табл. 3) исследовалась с применением мишени: спортсменам необходимо было попасть в очерченный круг диаметром 10 см из различных исходных положений. Подсчитывалось количество попаданий. Сведения о результативности применяемых в поединках действий при их боевой реализации и объемах промахов и уколов в непоражаемую поверхность (недействительных уколов) приведены в табл. 4. По- Сила мыши пре, Таблица 2 Показатель Динамометрия 1-я попытка 2-я попытка Х - средняя 16 14,7 Сигма 2,828 2,452 казатели соревновательной деятельности измерялись во время турниров, проводимых внутри школы и на московских детских состязаниях. Соревновательная деятельность изучалась при помощи видеокамеры, с последующим анализом поединков в ракурсе исследуемых параметров. Рамки статьи не позволяют анализировать вспомогательный материал, поэтому остановимся на обобщенной оценке корреляционных связей (табл. 5). Добавим, что эти связи рассчитывались по формуле Бра-ве - Пирсона, условно достоверными в рамках нашего исследования признавались коэффициенты корреляции при p < 0,25. ечья и кисти, кг Таблица 3 Показатель Тест Укол с переводом из 6-й позиции в 4-й сектор (дистанция ближняя) (1) Укол прямо из 6-й позиции (дистанция ближняя) (2) Укол прямо из 6-й позиции с выпадом (дистанция средняя) (3) Укол из неудобной позиции (дистанция ближняя) (4) Х - средняя 4,5/10 3,3/10 3,7/10 4,9/10 Сигма 1,91 1,79 1,49 1,22 Таблица 4 Показатель Результативность атак Объем промахов Объем недействительных уколов Общая С действием на оружие Простых Ответных В ближнем бою В атаках В ответах В атаках В ответах Х - ср. 36,05 47,52 33,83 42,04 2,6 25,31 23,78 38,21 27,99 Сигма 5,76 18,44 6,84 12,09 1,62 4,0 9,72 7,88 7,09 Таблица 5 Показатели соревновательной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Общая результативность атак -0,526 -0,198 0,292 -0,183 0,031 0,286 0,378 -0,098 0,746 0,288 -0,081 Результативность простых атак -0,393 -0,242 0,446 -0,237 0,077 0,369 0,251 -0,370 0,487 0,181 -0,240 Результативность атак с действием на оружие -0,056 0,490 -0,208 0,521 0,201 -0,061 0,387 0,492 0,676 0,206 0,029 Результативность ответов -0,020 -0,202 -0,070 0,045 -0,526 0,380 0,027 0,321 0,143 0,486 0,636 Объем промахов в атаках 0,257 0,104 -0,357 0,000 -0,157 -0,245 -0,348 -0,188 -0,554 -0,356 -0,062 Объем промахов в ответах -0,399 -0,080 0,481 -0,265 0,308 -0,218 -0,187 -0,374 -0,129 -0,136 -0,120 Объем недействительных ответов 0,308 0,143 -0,403 0,368 -0,345 -0,197 0,491 0,803 0,580 0,149 -0,053 Объем недействительных уколов в атаках 0,116 0,303 -0,033 0,383 0,337 -0,328 -0,573 -0,020 -0,412 -0,363 -0,128 Результативность в ситуациях ближнего боя -0,366 -0,261 -0,168 -0,442 -0,209 -0,097 -0,302 -0,340 -0,071 -0,326 0,095 *Жирным шрифтом выделены статистически достоверные уровни взаимосвязей. Точность укола в неподвижную мишень (количество попаданий / количество попыток) Показатели применения соревновательных действий, % Коэффициенты корреляции между показателями соревновательной деятельности и координационными тестами* Нумерация ячеек верхней строки соответствует следующим тестам: 1 - бег 15 м, и. п. стоя спиной к направлению движения. По команде разворот на 180°, бег вперед (с); 2 - челночный бег 3 по 5 м (с); 3 - прыжок спиной вперед 7 м; 4 - бег 15 м, и. п. низкий старт (с); 5 - прыжки на двух ногах 10 м (с); 6 - укол переводом из 6-й позиции в 4-й сектор на средней дистанции (количество попаданий); 7 - укол прямо из 6-й позиции в ближней дистанции (количество попаданий); 8 - укол прямо из 6-й позиции с выпадом на средней дистанции (количество попаданий); 9 - укол в мишень из сверхближней дистанции, имитирующей столкновение с противником (количество попаданий); 10 - кистевая динамометрия (1-я попытка) (кг); 11 - кистевая динамометрия (2-я попытка) (кг). Исследование коэффициентов корреляции не выявило тесных взаимосвязей, хотя наличествуют средняя и слабая связь. Так, точность укола в мишень из неудобного положения (r = 0,746, p = 0,013) связана с общей результативностью атак, подтверждая важность внимания к совершенствованию специальной ловкости даже у самых юных фехтовальщиков. Результативность простых атак также соотносима с координационными способностями начинающих рапиристов (r = 0,446, p = 0,197; r = 0,487, p = 0,153). Установленные взаимосвязи нацеливают специалистов на формирование вариативности применения одного и того же приема в условиях непредсказуемых изменений дистанции, положения оружия и поражаемой поверхности противника. При этом такая тренировка должна проводиться только после уверенного выполнения изучаемого приема в стандартных условиях. В ходе изучения результативности атак с действием на оружие обнаружились её закономерные взаимосвязи как с качеством технической подготовленности спортсменов к выполнению укола прямо в средней дистанции (r = 0,492, p = 0,179), так и с успешным выполнением координационно сложных уколов в сверхближнем бою (r = 0,676, p = 0,046). Это вызвано, вероятно, вариативностью дистанции, в которой боец наносит завершающий укол, поскольку противоборствующий ему спортсмен стремится защититься оружием или дистанцией, в том числе сближением. Кроме того, эффективность атак с действием на оружие соотносится со скоростными показателями (r = 0,490, p = 0,181; r = 0,521, p = 0,150), что обусловлено, вероятно, популярностью у юных рапиристов стремления нападать (чаще неподготовленно). Совершенно очевидно, что для эффективного применения в поединке атаки необходимо уметь ее подготовить, а затем и реализовать на предельной скорости. Именно в этом случае скоростные качества позволяют опередить защитные действия противника, если только они не входят в противоречие с уровнем технической обученности. Взаимосвязь результативности ответов и двигательных показателей фехтовальщиков отчётлива в результатах кистевой динамометрии (r = 0,486, p = 0,155; r = 0,636, p = 0,048). Судя по всему, значимость силы предплечья и кисти для выполнения ответов определяется необходимостью сохранения контроля над собственным клинком в условиях активного противодействия оппонента. Далее нам удалось обнаружить слабые корреляционные связи между объемом промахов при завершении атак, координационными способностями r = -0,357, p = 0,311) и показателями динамометрии (r = -0,356, p = 0,312). Мы считаем возможным обозначить неслучайный характер корреляций, хотя их достоверность не очень высока, что обусловлено низкой прогно-зируемостью фехтовальных поединков и особенностями выборки. Более отчётлива связь объема промахов с показателями точности укола в неподвижную мишень в усложненных условиях (r = -0,554, p = 0,097). Обобщая, можно заключить, что структура целевой точности укола начинающих рапиристов при реализации атак, помимо технических стандартов управления оружием, включает и силу мышц, управляющих рапирой. Кроме того, показатели целевой точности попаданий в мишень значимы для прогностической оценки результативности атак в соревновательных поединках у начинающих рапиристов лишь на уровне слабой связи. Анализируя показатели промахов в ответах, подчеркнём их связь с координационными способностями на слабом уровне (r = -0,399, p = 0,254). Видно, что чем короче время выполнения теста, тем меньше промахов допускают испытуемые. Следовательно, перманентно изменяющиеся условия боя требуют слаженных действий вооруженной рукой и оборонительного маневрирования с целью достижения адекватной дистанции для реализации ответа. Данное утверждение справедливо в отношении как защит на месте и с шагом назад, так и защит со сближением, которые юные рапиристы еще не обучены выполнять. Не менее интересна взаимосвязь между объемом промахов в ответах и качеством выполнения прыжков спиной вперед (r = 0,481, p = 0,160). На первый взгляд, вывод, что чем лучше рапирист прыгает, тем больше промахивается, нелогичен, однако такая ситуация может объясняться доминированием в структуре начального обучения общефизического, а не технического тренинга спортсменов. Количество ответов в непоражаемую поверхность (недействительных уколов) связано со значениями точностных показателей нападения в сверхближней, ближней и средней дистанции (r = 0,580, p = 0,079; r = 0,491, p = 0,150; r = 0,803, p = 0,005 соответственно). Заметно, что в ближней дистанции и в схватках ближнего боя начинающие рапиристы чаще попадают ответом в непоражаемую поверхность, чем в средней дистанции. Судя по всему, рипосты в непоражаемую поверхность предопределены недостаточной сформи-рованностью технического стандарта положения оружия и вооруженной руки в момент отражения атаки противника, а также неточным посылом острия рапиры на ответный укол в средней дистанции. Наконец, объем уколов в непоражаемую поверхность (недействительных уколов) в атаках у испытуемых связан с координационными способностями (r = -0,573, p = 0,083; r = -0,412, p = 0,237). Учитывая также отрицательную корреляцию между успешным завершением схваток в ближнем бою и скоростью (r = -0,442, p = 0,201), можно предположить, что желание юных рапиристов выполнять атакующие действия скорее быстро, чем технично, не всегда является конструктивным. В целом результативность простых атак и атак с действием на оружие на уровне слабой связи коррелирует с координационными способностями и целевой точностью укола, тогда как результативность ответов имеет связь с показателями динамометрии. Далее объем промахов и недействительных уколов, судя по всему, зависит от силы мышц, управляющих оружием, уровня координации и техники фехтования. Наконец, результативность в ситуациях ближнего боя достаточно показательно взаимосвязана с координационными способностями юных рапиристов, причем, чем ближе дистанция, тем важнее их уровень для успеха боевых действий. Небольшое, в целом, количество выявленных взаимосвязей объясняется низкой технико-тактической подготовленностью испытуемых, у которых пока не наблюдается специализации двигательной и психофизиологической сферы. Другими словами, физические качества и психомоторные свойства еще не «вплетены» в структуру выполнения приемов, реализуемых юными рапиристами в поединках. Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость коррекции методических оснований тренировочного процесса в направлении систематического совершенствования координационных способностей у 9-10-летних начинающих рапиристов, несмотря на то, что сензитивный период для развития координации еще не наступил. Специализация координационных способностей ускорит процесс освоения фехтования и достижения пространственно-временных стандартов управления оружием. Приемы, хорошо изученные юными спортсменами, следует совершенствовать в условиях их вариативного выполнения, что снизит объем промахов и недействительных уколов. В свою очередь, взаимосвязи силовых характеристик мышц пальцев и кисти с объемом промахов в атаках и неточных ответных уколов указывают на то, что их причина - это в том числе недостаточно развитые мышцы, управляющие оружием.
Гусева И.А. Экспериментальное исследование взаимосвязи быстроты и точности уколов у фехтовальщиков : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. 19 с.
Кирильченко С.Н. Особенности развития быстроты и точности специфических действий у фехтовальщиков подросткового и юношеского возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1985. 25 с.
Мидлер М.П., Тышлер Д. А. Тренировка в фехтовании на рапирах. М. : Физкультура и спорт, 1966. 195 с.
Мовшович А. Д. Начинающему тренеру. М. : Академический проект, 2011. 100 с.
Рафикова А.Р. Методика совершенствования точности уколов у юных фехтовальщиц : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 20 с.
Рыжкова Л.Г. Технико-тактическая подготовка юных фехтовалыциков-рапиристов на этапе углубленной тренировки : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. 23 с.
Тышлер Д. А., Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д. Многолетняя тренировка фехтовальщиков. М. : Деловая лига, 2002. 254 с.
Czaikowski Z. Trening Szermierza Wybrane Zagadnienia. Cz. l. Katowice, 1988. 190 s.
Kerstenhan K. Floretterminologie - Florettechnik - Florettmethodik und Taktische Hinweise // Florettfechten. Berlin : Sportverlag, 1967. S. 33 259.
Бусол В. А. Экспериментальное обоснование направленности средств и методов физической подготовки юных фехтовальщиков на этапе начальной специализации : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. 22 с.
Хохла А.И., Линец М.М. Сравнительный анализ эффективности программ физической подготовки фехтовальщиков-шпажистов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 2. С. 81-84.