Национальные аспекты русской общественной мысли второй половины XIX в. в отечественной историографии советского периода (1920-1980-е гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. DOI: 10.17223/15617793/437/19

Национальные аспекты русской общественной мысли второй половины XIX в. в отечественной историографии советского периода (1920-1980-е гг.)

Проводится историографический анализ исследований, посвященных отражению национальных проблем Российской империи в русской общественной мысли второй половины XIX в. Показана влияние доминирования марксистско-ленинской идеологии на политизированность и категоричность суждений многих авторов. Выделяются качественно различающиеся периоды в исследовании национального дискурса русской общественной мысли. Делается вывод о неравномерном изучении различных течений русской общественной мысли в советской историографии.

National aspects of Russian social thought of the second half of the 19th century in Soviet historiography (1920s-1980s).pdf К настоящему времени историографические исследования по истории общественной мысли России XIX в. велись, как правило, в рамках отдельных течений, акцентируя внимание на общих социальнополитических, философских идеях и воззрениях русских мыслителей [1. С. 246-270; 2. С. 133-160; 3. С. 5-22; 4. 397-408; 5; 6. С. 220-225]. Между тем многие значимые проблемы, связанные с определением роли и места национального вопроса в общественной мысли России второй половины XIX в., стали объектом научных исследований. Данная историографическая традиция, начавшаяся еще в конце XIX в., включает работы дореволюционных, советских, эмигрантских и современных исследователей. Первый период - дореволюционный - носил на себе явный отпечаток публицистических баталий, так как оценивалось развитие идей не только собственного направления, но и оппонентов. Кроме того первые историографические обзоры делались в ходе дискуссий их непосредственными участниками, что затрудняет задачу отделения историографических источников от исторических [7. С. 63-67]. Переход к советскому периоду историографии характеризуется утверждением односторонности в подходах к изучению истории общественной мысли России, господством единой классовой марксистско-ленинской парадигмы. Произошло четкое разделение течений общественной мысли на единственно верное - марксистское, и все остальные, объявленные идеологическими противниками. Поэтому история социалистического движения в России распалась на два этапа: подготовительный, когда шел идеологический и теоретический поиск и отрабатывались организационные формы революционного движения, и с 1880-х гг. - собственно этап подготовки социалистической революции. Если на первом этапе народничество несло в себе самые передовые идеи, то на следующем оно превратилось в противника пролетарского революционного движения. Соответственно, основоположники народничества и революционные организации, прежде всего, «Народная воля», освещались в достаточно позитивных тонах, но народническое движение 1880-1890-х гг. становилось утратившим революционный потенциал и выродившимся в либеральное движение. При этом к отражению национального вопроса в народнических программах был утрачен какой-либо научный интерес [8. С. 32-41; 9. С. 95-119; 10. С. 7-50; 11. С. 11-26]. Из работ 1920-х гг. можно выделить биографию М. А. Бакунина, написанную Ю. М. Стекловым [12]. В эпизодах участия М.А. Бакунина в революционных событиях 1848-1849 гг. достаточно подробно описаны увлеченность революционера идеей Всеславянской федерации и его искренняя вера в возможность преодоления недоверия между славянскими народами и даже поляками и русскими. Автор опровергает обвинение русского революционера в панславистских идеях, поскольку и тогда и позже он не выдвигал в качестве обязательной цели лидерство России в этом союзе. Более того, Ю. М. Стеклов постоянно подчеркивал, что при всей жажде революции в России М. А. Бакунин мыслил исключительно общеевропейскими масштабами, и Россия для его идей была лишь одним из регионов будущих революционных битв. Поэтому и во взаимоотношениях с поляками он готов был идти на гораздо больший компромисс, чем А. И. Герцен, не скрывавший желания сохранить Российское государство в послереволюционный период. Сама славянская федерация была для анархиста лишь одним из элементов послереволюционного устройства Европы [12. С. 264, 283-286]. Данный сюжет вновь был рассмотрен в работе З. П. Базилевой, посвященной истории «Колокола». Автор указывала на стремление М. А. Бакунина привлечь русских революционеров к участию в польских событиях, в то время как А. И. Герцен достаточно категорично выступил против этого [13. С. 247-251]. В 1920-е - 1950-е гг. в советской исторической науке взгляд на интерпретацию национального вопроса в воззрениях консерваторов очевидно утрировался. Их идеи были интересны исследователям в основном как предшественники черносотенного движения, различия с которым пропадали [14]. Более того, в 1930-е гг. на волне идеологического противостояния с фашизмом нередки были случаи объявления русских консерваторов основоположниками идеологии крайнего национализма [15. С. 427]. 136 Советские исследователи славянофильства 1920-1950-х гг. сосредоточили свое внимание на его оценке с точки зрения классового подхода [16. С. 74, 110]. В немногочисленных работах этого периода славянофилы представали «реакционерами, защитниками крепостного права» либо «группой националистически настроенной буржуазии» [17. С. 125-145; 18. С. 193-201]. В данном диапазоне идентификации славянофильства как буржуазного либо помещичьего общественного течения проходили дискуссии, акцентированные на социально-политической деятельности славянофилов, их участии в общественно-политической борьбе середины - второй половины XIX в. [19. С. 85-97; 20]. Обращение к национальным проблемам носило фрагментарный характер, чаще всего было ограничено общими заявлениями о стремлении консерваторов отвлечь трудящихся националистическими лозунгами от социальной борьбы [21. С. 48-56; 22. С. 71-79]. В 1960-1980-е гг. работы приобретают более объективный характер, хотя и остаются на позициях классово-идеологического подхода в оценке либерального и консервативного течений общественной мысли XIX в. как идейных антагонистов революционной идеологии. В этот период вышли работы П. А. Зайончковского, в которых внимание уделено ведущим государственным и общественным деятелям периода контрреформ и делается попытка отделить «реакционные» утопии с откровенно шовинистическими позициями от консервативных, не чуждых поискам компромисса в национальном вопросе [23. С. 170-194]. П. А. Балуев, изучавший политику правительства Александра III в отношении печати, предложил несколько сюжетов, связанных с освещением в российской прессе положения национальных окраин [24]. В 1970-е гг. исследование консерватизма начинает оформляться как самостоятельное направление в советской историографии. В определенной степени прорывом в исследовании национальной проблематики в консервативной мысли России стала работа В. А. Твардовской, посвященная общественно-политической деятельности М.Н. Каткова [25]. В.А. Твардовская видела в М. Н. Каткове главного имперского идеолога, оказывавшего существенное и непосредственное влияние на правительственную политику. Стержнем его идей и главной целью было сохранение единства Российской империи как важнейшего условия ее реформирования и сохранения статуса великой державы. В книге М. Н. Катков предстает твердым и убежденным апологетом абсолютизма и самых решительных мер по подавлению любого инакомыслия и покушения на империю. Перелом во взглядах М. Н. Каткова, некогда слывшего либералом, В. А. Твардовская связывала с польским восстанием 1863 г., ставшим вызовом для самого существования империи. Жесткая и однозначная позиция русского консерватора, оправдывавшего любые меры, направленные на подавление польского сепаратизма, противопоставляется славянофильской и либеральной, традиционно двойственной, призывавшей к установлению в Польше «культурной автономии», но после того как она будет усмирена диктаторскими методами [25. С. 30-32]. Монография опиралась на большой фактический материал, и ее автору удалось показать сложность и неоднозначность подходов к польскому вопросу в русском обществе. По мнению исследователя, даже в правительственных кругах и высших слоях дворянства не было единства в выборе вариантов политики «усмирения» Польши [Там же. С. 43-44]. Традиционно для советской историографии, при рассмотрении национальных конфликтов, автор видела в них проявление общего кризиса самодержавия. Апелляция М. Н. Каткова к национализму интерпретировалась как попытка противодействия социальной борьбе в самом русском обществе, а Польское восстание представлялось одним из эпизодов роста социальнополитической борьбы народов России с самодержавием [Там же. С. 54]. В. А. Твардовская писала о восприятии консерватором польско-русского противостояния как решавшего судьбу существования русского народа и русского государства, но данный тезис опровергался несовпадением интересов царизма и русского народа. Кроме того, указывалось в книге, М. Н. Катков выступил с резкой критикой Н. Н. Страхова, попытавшегося увести польско-русское противоборство в область конкуренции двух культур и оправдывавшего неудачу обрусения превосходством польской культуры. Это, по мнению советского историка, подтверждало апологию консерватором русской империи, но не национальных интересов русского народа [Там же. С. 25, 62]. В то же время в монографии отмечалось, что, отвергнув идеи Н. Н. Страхова, М. Н. Катков сам попытался обратиться к идее духовного единства империи с ее национальными окраинами. Поэтому обрусение было не под силу только государству, а требовало участия всего русского общества. Иллюстрируя реализацию данного тезиса на страницах Московских новостей, В. А. Твардовская не видела различий в задачах русификации, предлагавшихся М. Н. Катковым для самой Польши и Западного края, хотя консерватор считал, что именно там развернулась борьба против полонизма, т. е. попыток польской ассимиляции русского населения. Однако, пишет В. А. Твардовская, публицист изначально исключал участие местной интеллигенции в своих проектах, считая, что она представлена исключительно русофобской шляхтой. Поэтому проведение русификации вылилось в усиление давления великорусских бюрократов на национальную культуру и образование [Там же. С. 63]. В. А. Твардовская сделала центром своего исследования позиции М. Н. Каткова в национальном вопросе польскую проблему и совсем немного внимания уделила его отношению к Финляндии и Остзейскому краю, указав на полное неприятие консерватором любых поползновений на самостоятельность национальных окраин империи. Автор справедливо отметила «неоабсолютистскую» трансформацию понятия «народность». В катковской интерпретации оно утратило значение соответствия самодержавия интересам народа и приобрело противоположный смысл открытой и прямой поддержки народом власти [25. С. 72]. В целом, несмотря на заметное местами влияние идеологии при оценке деятельности русского консерватора, монография стала значительным шагом в исследовании национальной идеологии русского консерватизма. 137 В 1960-е гг. заметно вырос интерес исследователей к славянофильству. Значительный резонанс в научном мире имела дискуссия о славянофильстве, начавшаяся в 1969 г. на страницах журнала «Вопросы литературы» статьей А.Л. Янова. Первоначально в качестве темы для обсуждения была заявлена раннеславянофильская литературная критика, но дискуссия сразу же вышла за ее рамки. Исследователь обратил внимание на необходимость более дифференцированного подхода к консервативному крылу русской общественной мысли, выделив в нем «сразу две конкурирующие националистические идеологии^} - славянофильскую и «крепостническую» [26. С. 95]. По его мнению, в советской научной литературе была недостаточно показана оппозиционность славянофилов, идеям которых приписывалось полное соответствие теории официальной народности [Там же. С. 91-116]. Статья вызвала неоднозначную реакцию в среде исследователей. С. Покровский увидел в позиции А. Янова покушение на классовый подход к изучению общественной мысли [27. С. 117-118]. А. Дементьев, напротив, указал на отсутствие принципиальных новаций в идеях А. Янова, напомнив о еще довоенных работах С.С. Дмитриева, где подобный подход нашел достаточно полное освещение [28. С. 117]. Наиболее радикальное мнение высказал В.В. Кожинов, посчитавший, что дискуссия о классовой природе славянофильства вторична. Значение славянофилов он видел в продолжении многовековой традиции «самобытничества» в русской общественной мысли. Статья В.В. Кожинова выбивается из советского исторического дискурса и схожа по стилистике с дореволюционными научными трудами. Автор отмечал несправедливость обвинения ранних славянофилов в панславизме, подчеркивая их нацеленность на сохранение русской национальной духовности и культуры. То, что славянофильство сделало национальный вопрос приоритетным в своей общественнопублицистической деятельности, еще не являлось основанием объявления их националистами [29. С. 113-114, 130]. Подобная апология славянофильства вызвала довольно резкую отповедь С.И. Машинского, опиравшегося на ортодоксальную версию о перерождении славянофильства в «воинствующий национализм и панславизм, оголтелый религиозный обскурантизм и откровенное мракобесие^» [30. С. 102-140]. Дискуссия показала широкий разброс мнений по истории славянофильства и готовность советских историков к более объективному его изучению, в том числе позиции по национальному вопросу. Однако в 1970-1980-е гг. преобладающей осталась традиционная трактовка славянофильских взглядов на национальные проблемы. Попытки дифференциации консервативного крыла общественной мысли и отграничения позиций славянофилов от охранительного направления практически не затрагивали национальных аспектов. Здесь славянофилы представали адептами панславизма, ставшего идеологическим оформлением агрессивной политики царского самодержавия. Во внутренней политике славянофилы отождествлялись с охранителями в поддержке курса правительства на подавление национально освободительных движений [31; 32. С. 227-295; 33. С. 16-31; 34. С. 49-61]. Попытку отойти от такой интерпретации предпринял Н. И. Цимбаев. Настаивая на несовпадении позиции консерваторов и славянофилов, исследователь сосредоточился на доказательстве верности данного тезиса в отношении социально-политических вопросов. Но в его книгах можно проследить и отношение славянофилов к некоторым национальным проблемам, прежде всего польско-русским отношениям [35, 36]. Обращаясь к позиции И. С. Аксакова, исследователь пишет об оценке им польского восстания как национального, в противоположность М. Н. Каткову, видевшему в нем «просто мятеж или бунт». Но одновременно славянофильские издания не принимали безусловной поддержки польских сепаратистов «Колоколом» А. И. Герцена. Вместе с тем исследователь показал наличие серьезных разногласий в самом славянофильском движении в оценке правительственной политики в Польше между Ю. Ф. Самариным, полагавшим жесткие меры вынужденной необходимостью, и В. А. Елагиным, И. С. Аксаковым, считавшими их чрезмерными [Там же. С. 111-112]. Данный период в советской историографии был отмечен количественным и качественным ростом исследований, посвященных истории русского либерализма. Но участие либералов в национальном дискурсе оставалось вне интересов советских историков [37. С. 429-439; 38-40]. В 1960-1970-е гг. происходят очевидные позитивные перемены в изучении российского социалистического движения XIX в. Это не привело к полному отказу от восприятия народничества как утопического крестьянского социализма и обязательной критики его на основе цитат из работ В.И. Ленина, но акценты в рассмотрении его истории сместились в направлении ее трактовки как закономерного и важного этапа революционного движения в России, высшей формой которого стал марксизм [41-43]. Как и в изучении других направлений общественной мысли, большое внимание было уделено исследованию взглядов и деятельности выдающихся социалистов: А.И. Герцена, М.А. Бакунина, М.Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, но приходится констатировать, что их воззрения на национальный вопрос по-прежнему освещались слабо [44-48]. Оживилось изучение народнических революционных организаций. Здесь гораздо больше внимания стало уделяться национальным аспектам тактики и взаимоотношений с национальными социалистическими группами [49-52]. Одним из наиболее активно изучаемых сюжетов в истории российского социалистического движения становятся его отношения с польскими революционными организациями. При описании советскими историками событий Польского восстания 1863 г. главная вина за противоречия между русскими и польскими революционерами возлагалась на польское дворянство, составлявшее «белое» крыло освободительного движения и ставившее на первый план националистические цели [53. С. 195; 54. С. 129-137]. Но, как отмечали советские историки, в 1870-1880-е гг. с формированием польского социалистического движения связи его с русскими социалистами становятся прочными, так как приобретают общность целей. В литературе подчеркивалось, что выдвижение на первый план социальнополитических задач сделало возможным сближение на основе классовой солидарности и исключало, тем самым, межнациональные противоречия в социалистическом движении [55; 56. С. 331-381]. 138 Достаточно редким примером исследования, специально посвященного национальной проблематике, стала монография В.М. Хевролиной [56]. Главным объектом изучения в ней являлось отношение русских социалистов к национальным процессам Европы 1860-1880-х гг. Автор акцентировала внимание на дифференцированном подходе народников к формирующейся национальной идеологии. Критерием стало требование обязательного сопровождения национальных задач социальными. Поэтому поддержку вызывали отнюдь не все национально-освободительные движения [56. С. 70, 73-76]. Большой интерес представляет раскрытие взглядов идеологов русского социализма на проблему национального государства. Автор указала на различия в их подходах, колебавшихся от анархистского федерализма М.А. Бакунина до жесткого унитаризма П.Н. Ткачева. Так же и в программах народнических организаций присутствовали оба варианта будущего государственного устройства России, хотя в конечном итоге стала доминировать централизованная система [Там же. С. 79-81]. Работа написана на богатом фактическом материале, удачно иллюстрировавшем выводы автора. В целом исследование отличалось объективностью, и хотя здесь присутствовала обязательная для работ советского периода критика народнической точки зрения с противопоставлением ее марксистско-ленинскому национальному учению, впервые в советской историографии был настолько спектр мнений теоретиков национальному вопросу. В 1983 г. в Тбилисском ситете была защищена диссертация С.А. Цицкишвили по теме «Домарксистская русская общественная мысль о национальном вопросе». Работа носила ярко выраженный идеологический характер. Верность основных положений доказывалась соответствием ленинским идеям по национальному вопросу. Характеристика различных течений общественной мысли и их представителей также давалась на основе высказываний В.И. Ленина, в том числе относящихся к современным ему процессам [57. С. 4-5]. полно показан широкий русского социализма по государственном универ- Бросается в глаза чрезвычайно скромный историографический обзор, ограниченный в основном литературой по истории философии 1950 -1960-х гг. [57. С. 5-6]. Вызывает сомнение адекватность типологии направлений общественной мысли России. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский показаны «революционными демократами», чьи представления о перспективах и способах решения национальных проблем России преподносятся как совпадающие, основанные на патриотизме и интернационализме [Там же. С. 18-21]. Аналогичным образом в категорию «революционных народников» были определены не только М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Кропоткин, но и А.М. Скабичевский. Все они представлены как сторонники права наций на самоопределение, безусловно поддерживавшие национально-освободительные движения, несмотря на подчинение национального вопроса требованиям классовой борьбы [Там же. С. 26-27, 31]. Создатели теории «официальной народности» М.П. Погодин, Ф.А. Булгарин и славянофилы, чьи взгляды в диссертации определялись как идентичные ей, в трактовке С.А. Цицкишвили становились «идеологами царизма», апологетами политики усиления национального гнета и насильственной русификации [57. С. 14-15]. Либеральное направление, представленное идеями К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, А.Д. Градовского, В.С. Соловьева, выступает как оппозиционное славянофильскому национализму, поддерживавшее национально-осво-бодительное движение в Европе. В то же время подчеркивалась ограниченность либералов, не понимавших сущности исторических процессов и боявшихся социальной революции [Там же. С. 34-35]. В диссертации рассмотрена трактовка понятий «нация», «национальность» различными течениями, дан анализ их представлений о предпосылках и ходе процесса формирования наций, но на основе марксистско-ленинской теории [Там же. С. 49-41]. Таким образом, работа имеет определенный историографический интерес, но вряд ли может рассматриваться как значительный вклад в изучение темы. В целом советский период историографии проблемы характеризуется поступательным развитием исследовательского процесса, накоплением знаний о национальных аспектах идей различных течений общественной мысли России. Доминирование марксистской идеологии, безусловно, сказывалось на односторонности в подходах, особенно в 1920- 1950-е гг., когда единственно верной признавалась точка зрения, полностью коррелировавшая с господствующими догматами. В то же время следует отметить появление в 1960-1980-е гг. профессиональных и качественных исследований, позволивших сделать существенный шаг вперед в исследовании темы. Но изучение велось достаточно неровно и фрагментарно, в рамках отдельных течений общественной мысли и по персоналиям.

Ключевые слова

историография, общественная мысль, славянофильство, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, национализм, historiography, social thought, Slavophilism, conservatism, liberalism, socialism, Marxism, nationalism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кудряшев Вячеслав Николаевич Томский государственный университет д-р ист. наук, зав. кафедрой истории и документоведенияkvn18011962@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Седов М.Г. Советская литература о теоретиках народничества // История и историки. М. : Наука, 1965. С. 246-270.
Волк С.С., Михайлова С.Б. Советская историография революционного народничества 70-х - начала 80-х гг. XIX в. // Советская историография классовой борьбы и революционного движения в России. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. Ч. 1. С. 133 -160.
Зверев В.В. Драматическая история историографического феномена: как «мирные народники» превратились в «мелкобуржуазных реакционеров» // Вестник РУДН. Сер. История России. 2009. № 3. С. 5-22.
Ивакин Г.А. Историография черносотенного движения в России: этапы становления // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. С. 397-408.
Троицкий H.A. Русское революционное народничество 1870-х годов (история темы). Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 2003. 98 с.
Широкова М.А. Место и роль славянофильства в русской философии и общественной мысли: историография проблемы // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2.2. С. 220-225.
Кудряшев В.Н. Национальные аспекты русской общественной мысли второй половины XIX в. в дореволюционной и эмигрантской исто риографии (1880-1920 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6. С. 63-67.
Козьмин Б.П. П.Н. Ткачев и революционное движений 1860-х годов. М. : Новый мир, 1922. 210 с.
Валк С.Н. Молодая партия «Народной воли» // Проблемы марксизма. 1930. № 1. С. 95-119.
Сергиевский Н.Л. Черный передел и народники 80-х годов // Каторга и ссылка. 1931. № 1. С. 7-50.
Ярославский Ем. Разгром народничества. М. : Партиздат, 1937. 80 с.
Стеклов Ю. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность (1814-1876). М. : Сытин, 1927. Т. 2. 448 с.
Базилева З.П. «Колокол» А.И. Герцена. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1949. 295 с.
Залежский В.Н. Монархисты. Харьков : Пролетарий, 1929. 80 с.
Мещеряков Н.У истоков современной реакции // Литературное наследство. 1935. № 22-24. С. 407-432.
Рубинштейн Н.Л. Историческая теория славянофилов и ее классовые корни // Русская историческая литература в классовом освещении. М. : Изд-во Комакадемии, 1927. Т. 1. С. 51-118.
Державин Н.С. Герцен и славянофилы // Историк-марксист. 1939. № 1. С. 125-145.
Мещеряков Н.М. Западники и славянофилы // Труды Всесоюзной библиотеки им. В.И. Ленина. Сб. IV. М., 1939. С. 193-201.
Дмитриев С.С. Славянофилы и славянофильство // Историк-марксист. 1941. № 1. С. 85-97.
Дементьев А.Г. Очерки по истории русской журналистики 1840-1850 гг. М. ; Л. : Гослитиздат, 1951. 500 с.
Михайлов А.А. Революция 1848 г. и славянофильство // Ученые записки Ленинградского университета. Исторические науки. 1941. Вып. 8, № 73. С. 48-56.
Сладкевич Н.Г. К вопросу о полемике Н.Г. Чернышевского со славянофильской публицистикой // Вопросы истории. 1948. № 6. С. 71-79.
Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1964. 509 с.
Балуев Б.П. Политическая реакция 80-х гг. XIX в. и русская журналистика. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. 313 с.
Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания). М. : Наука, 1978. 279 с.
Янов А. Загадка славянофильской критики // Вопросы литературы. 1969. № 5. С. 91-116.
Покровский С. Мнимая загадка // Вопросы литературы. 1969. № 5. С. 117-128.
Дементьев А. «Концепция», «конструкция» и «модель» // Вопросы литературы. 1969. № 7. С. 116-128.
Кожинов В. О главном в наследии славянофилов // Вопросы литературы. 1969. № 10. С. 113-131.
Машинский С. Славянофильство и его истолкователи (Некоторые итоги дискуссии) // Вопросы литературы. 1969. № 12. С. 102-140.
Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М. : Мысль, 1983. 272 с.
Гальцева Р.П., Роднянская И.Б. Раскол в консерваторах: Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, И.С. Леонтьев, К.П. Победоносцев в споре об общественном идеале // Неоконсерватизм в странах Запада. Социально-культурные и философские аспекты. М. : АН СССР ИНИОН, 1982. С. 227-295.
Дьяков В.А. Идея славянского единства в общественной мысли пореформенной России // Вопросы истории. 1984. № 12. С. 16-31.
Рабкина Н.А. Исторические взгляды К.Н. Леонтьева // Вопросы истории. 1982. № 6. С. 49-61.
Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1978. 262 с.
Кизельштейн Г.Б. К эволюции историко-политических взглядов Б.Н. Чичерина // История и историки. М. : Наука, 1965. С. 429-439.
Китаев В.А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50-60-х годов XIX века. М. : Мысль, 1972. 288 с.
Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX - начало XX веков. Л. : Наука, 1974. 442 с.
Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. 167 с.
Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. Л. : Изд-во ЛГУ, 1966. 148 с.
Хорос В.Г. Народническая идеология и марксизм (конец XIX века). М. : Наука, 1972. 176 с.
Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М. : Политиздат, 1973. 358 с.
Виленская Э.С. Н.К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х - начала 80-х гг. XIX века. М. : Наука, 1979. 301 с.
Порох И.В. Герцен и Чернышевский. Саратов : Саратов. кн. изд-во, 1963. 212 с.
Шахматов Б.М. П.Н. Ткачев: этюды к творческому портрету М. : Мысль, 1981. 286 с.
Итенберг Б.С. П.Л. Лавров в русском революционном движении. М. : Наука, 1988. 301 с.
Пирумова Н.М. Александр Герцен - революционер, мыслитель, человек. М. : Мысль, 1989. 256 с.
Ткаченко П.С. Революционная народническая организация «Земля и воля» (1876-1879 гг.). М. : Высш. шк., 1961. 296 с.;
Итенберг Б.С. Движение революционного народничества: Народнические кружки и «хождение в народ» в 70-х годах XIX в. М. : Наука, 1965. 443 с.
Волк С.С. «Народная Воля». М. ; Л. : Наука, 1966. 490 с.
Широкова В.В. Партия народного права. Из истории освободительного движения 90-х гг. XIX века. Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1972. 206 с.
Белявская И.М. А.И. Герцен и польское национально-освободительное движение 60-х гг. XIX века. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1954. 195 с.
Татаринова Л.Я. А.И. Герцен. М. : Мысль, 1980. 183 с.
Снытко Т.Г. Русское народничество и польское общественное движение (1865-1881 гг.). М. : Наука, 1969. 475 с.
Жигунов Е.К. П.Л. Лавров и его связи с польским революционным движением 70-х - 90-х гг. XIX века // Исследования по истории польского общественного движения XIX - начала XX в. М. : Наука, 1971. С. 331-381.
Хевролина В.М. Революционно-демократическая мысль о внешней политике России и международных отношениях. М. : Наука, 1986. 548 с.
Цицкишвили С.А. Домарксистская русская общественная мысль о национальном вопросе : автореф. дис. д-ра ист. наук. Тбилиси : Тбилис. гос. ун-т, 1983. 49 с.
 Национальные аспекты русской общественной мысли второй половины XIX в. в отечественной историографии советского периода (1920-1980-е гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. DOI: 10.17223/15617793/437/19

Национальные аспекты русской общественной мысли второй половины XIX в. в отечественной историографии советского периода (1920-1980-е гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. DOI: 10.17223/15617793/437/19