Специфика благотворительности в сфере образования дореволюционного периода в городах Сибири | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. DOI: 10.17223/15617793/437/23

Специфика благотворительности в сфере образования дореволюционного периода в городах Сибири

Рассматривается специфика благотворительности в сфере образования в городах Сибири в конце XIX - начале ХХ в. На основании архивных материалов, отчетов учебных заведений и общественных формирований, исторических исследований автор усматривает специфику благотворительности в сфере образования в избранных хронологических рамках прежде всего в ее источниках (частных, общественных, муниципальных, государственных), в комплексности ее направленности на материальную поддержку учебных заведений и научных исследований, обучение малоимущих.

Specific features of charity in the field of education during the pre-revolutionary period in Siberia.pdf Под благотворительностью понимают «социальное явление, вызванное наличием имущественного неравенства в обществе и направленное на оказание помощи отдельным лицам и группам лиц, а также на поддержку и развитие образования, науки, культуры, здравоохранения и других сфер нематериального производства со стороны частных лиц и общественных организаций» [1. С. 82]. Массовые пожертвования, прежде всего в религиозной сфере (строительство и содержание православных храмов, их обустройство церковной утварью, иконами, колоколами и т. д.) связано с формированием крупных купеческих кланов в Иркутске, Томске, Кяхте, Красноярске, Таре на рубеже XVIII-XIX вв. Со второй половины XIX в. в рамках интенсификации процесса освоения региона (строительство Транссиба, переселения, оживление общественно-политической и культурной жизни) местные купцы и предприниматели обращают внимание на развитие культурно-образовательной среды. Может возникнуть опрос о правомерности выделения в число благотворителей казенных структур, поскольку государство в основном и финансировало образование и науку. Однако окончившая Новониколаевскую женскую гимназию П. А. Смирновой в 1919 г. З.М. Сиряченко вспоминала: «Годовая плата за обучение составляла 100 руб., она вносилась дважды в год, в сентябре и январе. Отец [железнодорожный служащий] написал прошение в Управление железной дороги в Омск, с просьбой, чтобы ему помогли оплатить обучение дочери в гимназии. Вскоре он получил ответ, где его благодарили за желание учить детей и предложили присылать квитанции об оплате за учебу дочери. И пока я училась, ему возмещали полностью затрату денег на мою учебу» [2. С. 70]. Как разновидность благотворительности в исследуемой области можно рассматривать деятельность органов городского самоуправления. На развитие школьного дела ими использовались средства горожан, поступавшие в муниципальные бюджеты в виде налогов и сборов. Так, в безуездной Колывани росписью доходов и расходов на 1885 г. из предполагаемых 9 698 руб. 05 коп. текущих расходов планировалось выделение 522 руб. 60 коп. (5,4%) на содержание зданий, заработную плату преподавателей, учебные пособия и канцтовары для женского приходского и городского двухклассного училищ. На содержание первого со свидетельств 1-й гильдии собиралось по 20 руб., 2-й - 10 руб. [3. Л. 19-24]. В бюджете быстрорастущего Новониколаевска на 1910 г. расходы в начальные школы и реальное училище планировались в размере 47 389 руб. 44 коп. [4. Л. 4]. Сметой 1913 г., при общей сумме запланированных расходов в1 140 635 руб. 07 коп., на народное образование выделялось 123 373 руб. 53 коп. (11,4%) [5. Л. 106, 55]. Для введения в городе всеобщего начального обучения в 1910 г. муниципалитет добился получения безвозмездного пособия в размере 68 тыс. руб. и возвратной ссуды в 240 тыс. руб. с рассрочкой погашения 20 лет. На эти средства построили 12 школьных зданий на 3,8 тыс. учащихся [6. С. 154]. Общеизвестен вклад в образовательную сферу И.М. и А.М. Сибиряковых, В.П. Сукачева, П.И. Ма-кушина, М.К. Сидорова, З.М. Цибульского, В.Т. Зимина, А. Е. Кухтерина, Л. П. Кузнецова и других видных купцов Азиатской России. Согласно отчету Томского университета за 1898 г. 20 студентов получали государственные (казенные) стипендии (300 руб. в год), а еще 22 именные, учрежденные сибирскими предпринимателями (4 стипендии коммерции советника З. М. Цибульского, 7 - кяхтинского 2-й гильдии купца А. А Соломонова, 2 - торгующего через Кяхту купечества, 3 - потомственной почетной гражданки А.Н. Портновой) [7. С. 22-23]. Нужно иметь в виду, что меценат обязывался полностью обеспечить капиталом пособие. Учреждающий стипендию или премию за научные исследования вносил в банк на особый счет всю сумму, проценты с которой обеспечивали бы средства на стипендию в течение года (если сумма ее составляла 400 руб., нужно было единовременно поместить 10 тыс. руб.). Для поощрения интереса к местным исследованиям в Томском университете уже в 1883 г. А. М. Сибиряков учредил премию за «историческое сочинение о Сибири» в размере 1 тыс. руб., вручаемой раз в три года по решению специально избранной комиссии. В 1886 г. красноярский золотопромышленник Л. К. Кузнецов завещал 24 тыс. руб. на учреждение в университете премии в размере 1,5 тыс. руб. «за лучшие печатные сочинения на русском языке, один раз по истории Сибири, один раз - по антропологии или социологии» один раз в два года [8. С. 129-130]. А. М. Сибиряков (1849-1933) стал самым щедрым благотворителем на ниве просвещения в дореволюционной Сибири, потратив на эти цели более 1,5 млн руб. [9. С. 259]. В признание заслуг в отношении университета ученый совет вуза в 1904 г. избрал А. М. Сибирякова почетным членом Совета Императорского Томского университета. 161 Большую роль в активизации рассматриваемого явления сыграла кампания за открытие университета в Сибири. Много сделали в этом направлении сибирские областники. Помимо и даже раньше их с подобной инициативой выступил красноярский купец 1-й гильдии, золотопромышленник, автор ряда проектов промышленного освоения севера Сибири М. К. Сидоров. В 1856 г. он обратился с идеей создания университета к академику Э. И. Эйхвальду, предлагая 10 своих приисков стоимостью от 1 до 3 млн руб. и весь наличный капитал для ее реализации [10. С. 116]. В период Первой мировой войны 1914-1918 гг. общественность Иркутска активно поднимала вопрос об открытии здесь второго за Уралом университета. К концу сентября 1916 г. иркутяне собрали на открытие вуза 1,2 млн руб., в то время как сумма пожертвований на военные цели в 1916 г. составила 12 125 руб. [11. С. 308-309]. Охотно жертвовали местные предприниматели на престижные образовательные объекты, в которых учились их дети и родственники. Например, согласно отчету о заседании попечительского совета Красноярской женской гимназии 10 октября 1885 г. на ее оживление «дано от Кузнецовых 10 тыс. (кроме 30 тыс. на 8 класс); от Некрасова 20 тыс. (кроме 50 тыс. на построение); 1 тыс. от Данилова Виктора; 1 тыс. от Улиты Токаревой; 450 руб. ежегодно от Красноярского купеческого общества; 1500 руб. от Думы (городской. - М.Ш.) ежегодно». В целом же пожертвования носили комплексный характер. Яркий пример в этом отношении являет завещание красноярской купчихи 1й гильдии Т. И. Щеголевой (1809-1879), которая отписала «сыновьям по 70 тыс. руб., 34 тыс. дочери, 24 тыс. в собор, 8 тыс. соборянам (причту храма. - М.Ш.), по 2 тыс. во все городские церкви, 10 тыс. на семинарию, 10 тыс. на случай пожара погорельцам; 10 тыс. для раздачи процентов - бедным перед Рождеством Христовым и Пасхой, 5 тыс. монастырю, 8 тыс. на женскую гимназию, 8 тыс. на мужскую, 60 тыс. - на сиротопитательный дом, 30 тыс. на инвалидов - Государыне» [12. С. 43-44]. На меньшие суммы могли рассчитывать учебные заведения сельских поселений, малых городов или там, где на смену гильдейскому купечеству пришли предприниматели, выкупающие свидетельства на право заниматься торгово-промышленной деятельностью. В том же Новониколаевске, как фиксируют местные повременные издания начала ХХ в., на установку телефона в женской гимназии поступило: от Н.А. Ипполитова 1 руб. 50 коп, К.Н. Лапиной - 1 руб. 60 коп, М.П. Востокова - 1 руб. Д.Л. Нахимсон -1 руб., А.М. Луканина - 3 руб., Н.П. Литвинова - 3 руб. [2. С. 60]. Суммы, как видим, были невелики, но в совокупности они позволили установить столь необходимый для учебного заведения телефон. Супруга крестьянского начальника М.Б. Кандаурова в ноябре 1904 г. на свои средства открыла в Новониколаевске начальную школу для детей мобилизованных на Русско-японскую войну горожан [13. Л. 22]. Массовыми общественными формированиями в области благотворительной деятельности, предназначенными для развития образования, становятся общества попечения о начальном образовании. Первая такая организация открывается в Томске 26 июня 1882 г. Только в Западной Сибири к 1917 г. они действовали, в том числе как общества вспомоществования учащимся, в Барнауле (с 1884 г.), Бийске (1884), Новониколаевске (1909), Колывани (1891), Мариин-ске (1909), Каинске (1887), Кузнецке (1908), Омске (1884), Тобольске (1878), Тюмени (1883), Ялуторовске (1892), Таре (1905), Семипалатинске (1887). Согласно уставам (на примере томского) они должны были «содействовать распространению и поддержанию народного образования...» с этой целью «открывать и содействовать открытию начальных школ, помогать учащимся денежными пособиями, снабжением теплым платьем и т.п., окончившим курс в начальных школах доставляет способы к продолжению учения в средних учебных заведениях» [14. С. 6-7]. В распоряжение Томского общества о начальном образовании в конце XIX в. купец П. В. Михайлов пожертвовал 704 аршина сукна на пошив теплых пальто для беднейших учащихся. Первогильдейцы -братья В. И. и Е. И. Королевы, выделили 3 тыс. руб. для закупки книг и пособий, предназначенных ученикам городских училищ. Общество взаимопомощи учащим и учившим Томской губернии в отчете за 1912 г. записало в свой актив экскурсию учителей из Сибири с образовательной целью в Петербург (15 дней), прибавку к жалованию педагогам в городских школах, выдачу ссуд и пособий им, выписку газет и журналов, выплату стипендий, выдачу пособий на курортное лечение и содержание кроватей с этой же целью на озере Шира в Хакасии [15. С. 127, 129]. Из общероссийских общественных благотворительных фондов большие объемы церковно-школьного строительства осуществлялись в конце XIX - начале ХХ в. при строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали специально созданным Фондом имени императора Александра III. Всего с апреля 1894 г. и до начала августа 1903 г. на его счета поступило 1 823 127 руб., из которых купцы и предприниматели внесли 396 475 руб., Комитет Сибирской железной дороги (КСЖД), специально созданный для строительства дороги, - 378 781 руб. Как отмечают С. В. Саблер и И. В. Сосновский, на собранные пожертвования «была предпринята постройка и оказано пособие сооружению 218 церквей, из которых 146 уже освящены, а также приступлено к сооружению 184 школ, из которых 17 находятся в постройке; в школах этих ныне обучается до 8 000 детей» [16. С. 343]. В основном на средства благотворителей в дореволюционной Сибири открывались и содержались музеи и библиотеки. Так, покидая Иркутск в конце 1850-х гг., купец В.И. Баснин передал свою библиотеку (около 3 тыс. томов) в дар Иркутской духовной семинарии. Сейчас коллекция хранится в фонде редких книг научной библиотеки местного классического университета. На средства И.М. Сибирякова были построены библиотеки, музеи и народные дома в Томске, Барнауле, Минусинске, Ишиме, Ачинске, Красноярске, Иркутске и Нерчинске. В Томске в 1871 г. П.И. Макушиным открывается первая частная публичная библиотека, в фонде которой к моменту национализации насчитывалось 40 тыс. томов. В 1905 г. он основал капитал в 100 тыс. руб. на открытие народного университета. В 1907 г. внес на специальный счет в банке 31,5 тыс. руб., на проценты с которого в Томской губернии к 1916 г. было открыто 450 сельских библиотек. Активную финансовую поддержку Минусинскому музею оказывали купцы Г.П. Сафьянов, И.М. Сибиряков, И.Г. Гусев, В.А. Данилов, И.П. Окулов и др. Музей в Енисейске активно поддерживали местные золотопромышленники Кыт-мановы, Востротины, Баландины. Инициаторами создания музея в Красноярске стали городской голова, предприниматель И.А. Матвеев и его жена, дочь местного купца 1-й гильдии Ю.П. Кузнецова. 162 Для поощрения благотворительности в Российской империи существовала специальная наградная система. Так, томский купец и городской голова Д.И. Тец-ков четырежды награждался золотыми медалями. За активную предпринимательскую и общественноблаготворительную деятельность его коллега А.Д. Асташев стал камергером, действительным статским советником, кавалером ряда орденов. В 1901 г. учреждается нагрудный знак «За содействие церковному и школьному строительству в Сибири». Он присуждался за пожертвование не менее 3 тыс. руб. или за активные личные усилия в области развития просвещения. Тогда же Комитет Сибирской железной дороги решил вручать благотворителям золотые и серебренные жетоны для ношения на часовой цепочке. Золотой жетон выдавался за личный взнос не менее 50 руб. или за привлечение 12 жертвователей со взносами не менее 10 руб., серебряный - за взнос не менее 10 руб. [17. С. 11-15, 28]. Таким образом, как верно подметили Г.А. Бочано-ва, Л.М. Горюшкин и Г.А. Ноздрин, «благотворительность как важнейшая сфера жизни развитого общества значима не только в нравственном, но и в социальном плане, ибо не может быть стабильным общество, спокойно взирающее на своих граждан, прибывающих в нищете» [18. С. 3]. Как было показано на отдельных примерах, не менее важен ее вклад в развитие образования. Безусловно, решающее значение в этой области имеют деятельность государства, его политика и выделяемые средства [19, 20]. Тем не менее частная, общественная и казенная благотворительность позволяет «точечно» решить проблемы по отдельно взятым вопросам и направлениям.

Ключевые слова

благотворительность, образование, муниципалитеты, общества попечения о начальном образовании, Фонд им. императора Александра III, безвозмездные пособия, charity, education, municipalities, societies for assisting elementary education, Emperor Alexander III Foundation, gratuitous grants

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шиловский Михаил ВикторовичИнститут истории Сибирского отделения Российской академии наукд-р ист. наук, зав. кафедрой истории России; зав. сектором истории второй половины XVI - начала XX в.istorik.novosib@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Гаврилова Н.И. Благотворительность // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции в Сибири. Новосибирск : Академическое изд-во «Гео», 2012. Т. 1. С. 82-85.
Щукин М. Н. Белый фартук, белый бант. Судьба гимназии и гимназисток. Новосибирск : Издательский дом «Сибирская горница», 2013. 152 с.
Государственный архив Новосибирской области (далее - ГАНО). Ф. Д-79. Оп. 1. Д. 9.
ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 70.
ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 136.
Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цыпляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX - начало ХХ в.). Новосибирск : Наука, 1978.
Известия Томского университета. 1900. Т. 16.
Дмитриенко Н. М. Премии Императорского Томского университета за труды по истории, антропологии и социологии Сибири // Из истории Сибири / под. ред. Э.И. Черняка. Томск, 1998.
Гаврилова Н.И., Резун Д.Я. Сибиряков Александр Михайлович // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции в Сибири. Новосибирск : Академическое изд-во «Гео», 2013. Т. 2. С. 258-259.
Ламин В.А., Ноздрин Г.А. Сибирский купец Михаил Константинович Сидоров // Личность в истории Сибири XVIII-XX веков : сб. биографических очерков. Новосибирск : ИД «Сова», 2007. С. 113-123.
Шиловский М.В. Первая мировая война 1914-1918 годов и Сибирь. Новосибирск : Автограф, 2015. 330 с.
Шиловский М.В. Дневник В.Д. Касьянова как источник по истории купечества Енисейской губернии второй половины XIX века // Сибирское купечество: истоки, деятельность, наследие : материалы Первой Всерос. науч. конф. Томск : Изд-во ТГАСУ, 2014. С. 39-44.
ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 2.
Отчет Томского Общества попечения о начальном образовании за 1898 г. Томск, 1899.
Быков А.А., Быкова Т.А. Благотворительность в сфере образования в Томской губернии (во второй половине XIX - начале ХХ века) // Сибирское купечество: истоки, деятельность, наследие : материалы Первой Всерос. науч. конф. (11-13 апр. 2014 г., г. Томск). Томск, 2014. С. 125-130.
Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. СПб., 1903. 461 с.
Сибирские церкви и школы Фонда имени императора Александра III к 1 января 1903 г. СПб., 1903.
Бочанова Г.А., Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX-ХХ вв. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2000. 212 с.
Zinovyev Vasiliy P., Zinovyeva Valentina I., Fominykh Sergey S. Charitable Associations of Tomsk Province in 1844-1917 // Bylye Gody. 2018. Vol. 47, is. 1. P. 208-216.
Скубневский В.А. Благотворительность предпринимателей Алтая во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 435. DOI: 10.17223/15617793/435/18
 Специфика благотворительности в сфере образования дореволюционного периода в городах Сибири | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. DOI: 10.17223/15617793/437/23

Специфика благотворительности в сфере образования дореволюционного периода в городах Сибири | Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. DOI: 10.17223/15617793/437/23