Формирование административно-территориальной системы РСФСР в первой половине 1920-х гг. (на примере районирования западносибирских губерний) | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 439. DOI: 10.17223/15617793/439/18

Формирование административно-территориальной системы РСФСР в первой половине 1920-х гг. (на примере районирования западносибирских губерний)

Рассматриваются вопросы районирования Западной Сибири в 1920-х гг., которые подразумевали проектную деятельность по созданию Обской и Кузнецко-Алтайской областей, а также практическое проведение низового районирования в западносибирских губерниях. Предпринята попытка, на основе архивных документов, выявить особенности реализации проекта Госплана по экономическому районированию РСФСР на территории Западной Сибири, подконтрольной Сибревкому.

Formation of the Administrative and Territorial System of the RSFSR in the First Half of the 1920s (On the Example of Zo.pdf События революционного 1917 г. послужили толчком к серии административно-территориальных изменений в Советской России. Границы вновь создаваемых губерний, уездов и волостей были зачастую случайны и не всегда соответствовали создавшейся экономической конъюнктуре. Естественно, что целесообразное деление территории требовало большой проработки данного вопроса и установления принципов районирования [1. Л. 134]. Однако в условиях восстановления разрушенной страны невозможно было моментально изменить все. Для этого требовались много сил, времени и денежное обеспечение. Первое конкретное использование экономического районирования имело место в плане ГОЭЛРО. В основу было положено энергетическое ядро, базирующееся на трех главных принципах: электрификации, энергопроизводственном районировании и формировании транспортной инфраструктуры [2. С. 62]. Изучение вопросов экономического районирования было продолжено в работах Госплана, созданного как преемник методов работы комиссии ГОЭЛРО с апреля 1921 г. наряду с административной комиссией ВЦИК, занимавшейся разработкой подобного рода вопросов [3. С. 54]. К концу 1921 г. административной комиссией ВЦИК и Госпланом были созданы проекты районирования РСФСР, имевшие небольшие различия. Центры проектируемых субъектов в обоих вариантах совпадали, но присутствовали расхождения в границах областей. Административная комиссия ВЦИК предлагала в основу положить принцип жесткой специализации регионов без учета экономического развития этносов. Это вызвало критику со стороны Совета национальностей при Наркомнаце [4. Л. 125]. Проект Госплана был основан на тех же подходах, на которые опиралась комиссия ГОЭЛРО, а именно на хорошей транспортной связи районов, развитии в пределах проектируемых областей только тех видов производства, на которые будет затрачено наименьшее количество ресурсов, а также на учете энергетического принципа объединения хозяйств [3. С. 55-56]. 4 ноября 1921 г. доклад Госплана о районировании был заслушан в СТО, после чего последовало обращение в президиум ВЦИК с предложением образовать комиссию с участием представителей Наркоматов, губерний и автономий. 10 ноября при президиуме ВЦИК была создана комиссия для разработки проекта районирования под председательством М.И. Калинина [5. С. 42]. На XII съезде РКП (б) в апреле 1923 г. вопрос о районировании был поставлен А.И. Рыковым как задача очередная и незамедлительная [3. С. 60]. Съездом была принята резолюция «О районировании», которая дала толчок к реализации запланированной Госпланом масштабной работы [6. С. 697-698]. Районированием сибирских территорий занималась комиссия при Сибревкоме под руководством профессора Н.П. Огановского. В 1921 г. в связи с образованием Сибирского экосо комиссия перешла в его ведомство [7. С. 67]. Изначально в основу проектов был положен уровень развития сельскохозяйственного производства в Сибири с учетом признаков физико-географического характера [8. С. 195]. С августа 1920 г. постановлением Сибревкома было предложено при разработке нового административного деления взять за основу систему районов экономического тяготения [9. Л. 30]. Согласно проекту Госплана на территории Западной Сибири планировалось создание двух областей: Кузнецко-Алтайской и Обской. В Кузнецко-Алтайскую должны были войти Томская, Новониколаевская и Алтайская губернии, Ойратская автономная область и юго-западная часть Енисейской губернии [10. С. 13]. Обская область была спроектирована в составе Омской, северо-западной части Новониколаевской, Тюменской, частей Челябинской и Акмолинской губерний, а также Нарымского края [11. Л. 40]. Кузнецко-Алтайская область была запроектирована как будущий мощный «промышленно-сельско-хозяйственный комбинат» с преобладающим развитием горной промышленности [12. С. 162]. Западносибирской секцией область была разделена на 7 округов: Новониколаевский, Барнаульский, Кузнецкий, Бийский, Мариинский, Томский и Ойратский [13. С. 163]. Районно-волостное деление Кузнецко-Алтайской области разрабатывалось сразу в трех губ-планах: Томском, Новониколаевском и Алтайском. Руководство всеми работами по низовому районированию осуществлял Томский губплан [Там же. С. 165]. Намеченная Госпланом Обская область имела по характеру производства ярко выраженное сельскохозяйственное назначение с тремя основными направлениями: земледельческим, животноводческим и лесоводческим [14. Л. 47]. В территорию запроектированной Обской области входила вся ЗападноСибирская низменность, которую разделили на южный земледельческий, средний животноводческий и северный лесоводческий и рыболоводческий районы [13. С. 160]. Все подготовительные работы по организации Обской области в составе Омской, Тюменской (за исключением района Тавды, освоенного Уральской областью) губерний, Курганского уезда Челябинской губернии, Петропавловского уезда Акмолинской губернии и Каинского уезда Новониколаевской губернии были возложены Госпланом на Омскую губпла-новую комиссию [15. Л. 8]. Омским губпланом будущая область, не считая территории спорного Петропавловского уезда, была разделена на 8 округов: Омский, Тюменский, Тобольский, Курганский, Ишим-ский, Тарский, Татарский и Славгородский [13. С. 160-161]. В конце марта 1923 г. состоялся I съезд плановых органов Сибири, на котором была принята резолюция, где высказывается пожелание о необходимости немедленного развертывания работ плановых органов Сибири [15. Л. 21]. В то же время, во избежание разрыва установившихся внутрисибирских хозяйственных связей, ограничились лишь подготовительной проработкой вопроса районирования, начиная его снизу, с укрепления волостей, внеся ряд поправок к проекту Госплана, поскольку он касался территории, подчиненной Сибревкому [10. С. 14]. В ноябре 1923 г. ВЦИК постановил образовать Уральскую область с районно-окружным делением, объединив территории Екатеринбургской, Тюменской, Пермской и Челябинской губерний [16]. Уральская область была первым субъектом СССР, где Госпланом было проведено районирование по естествен-ноисторическим и социально-экономическим признакам [17. С. 413]. Уральская область в административном отношении разделялась на 15 округов, в том числе в нее вошли спорные с Сибирью Тюменский, Курганский и Ишимский округа [18. С. 2]. В 1924 г. появились сомнения в необходимости создания Обской и Кузнецко-Алтайской областей, начался поиск других возможных вариантов районирования. В процессе работ, не отрицая правильности проекта Госплана, Сибпланом и Сибревкомом было признано необходимым подойти к выполнению его в форме создания единой области на территории Сибревкома [10. С. 14]. К концу 1924 г. районирование подконтрольной Сибревкому территории Сибири велось исключительно в области укрупнения волостей [19. Л. 14 а]. С созданием Уральской области, в которую вошла большая часть западносибирской территории, стали бессмысленны все работы по созданию Обской области, и к началу 1925 г. проектная деятельность была свернута. Начались подготовительные работы по образованию единой административно-территориальной единицы под контролем Сибревкома [20. Л. 135]. Подход к практической реализации проекта Госплана на территории Западной Сибири, подконтрольной Сибревкому, был начат снизу, с укрупнения волостей. Экономическое планирование требовало от всех звеньев административно-территориальной структуры государства быть экономически крепкими, что было не по силам старой волости по причине ее маломощности, малой организованности, недостаточности кадров способных работников [10. С. 14]. Еще в дореволюционный период в земских кругах возникала идея о всесословной волости, площадь которой должна быть несколько увеличена, а функциям ее придан более хозяйственный и культурный характер, но поскольку такая волость могла поставить под вопрос существование самого уезда, эта идея оставалась лишь на бумаге [21. С. 14]. После ряда практических работ в центре и на местах оказалось, что наиболее приемлемым для создания района являлся метод хозяйственного тяготения. Для объединения разрозненных крестьянских хозяйств этот способ давал возможность создать необходимые формы экономического единения [Там же. С. 56]. IX Всероссийским Съездом Советов и ВЦИК IX созыва были внесены предложения о сокращении в целях экономии средств и сил числа административных единиц, чрезмерно увеличившихся за период революции. Причем сокращение это в первую очередь должно было коснуться именно волостей. 26 сентября 1922 г. был издан циркуляр, который настоятельно предлагал губерниям составить и выслать до 1 февраля 1923 г. в адрес административной комиссии ВЦИК губернский план сокращения уездов и волостей [22. Л. 38]. На основании этого документа 23 ноября 1922 г. Сибревком принял постановление, согласно которому губернским административным комиссиям предлагалось представить в Сибирскую административную комиссию к 1 января 1923 г. проект сокращения административных единиц губернии (уездов и волостей) по согласованию с уисполкомами [Там же. Л. 42]. На примере Омской губернии рассмотрим процесс низового административного районирования в Сибири. Согласно директивам сверху в 1923 г. в Омской губернии начались подготовительные работы по организации районной территориальной системы. В апреле 1923 г. Омский губисполком утвердил проект укрупнения волостей, разрешив уисполкомам проводить работу под наблюдением планокомиссии [11. Л. 6]. Согласно проекту в Омской губернии должны были образоваться 54 укрупненных районо-волостей: 11 - в Тарском, 4 - в Тюкалинском, 4 - в Калачинском, 16 - в Омском, 8 - в Татарском и 11 -в Славгородском уездах [Там же. Л. 11-16]. Намечаются сроки районирования в Омской губернии. Сначала предположено было провести укрупнение волостей к 20 июня 1923 г. без дробления таковых, а к 20 июля закончить работы по основному проекту, произведя передачу и частей дробящихся волостей [23. Л. 26]. Однако воплотиться в жизнь данному проекту в 1923 г. не было суждено, так как согласно постановления ВЦИК от 27 апреля 1923 г. в целях наиболее планомерной подготовки к проведению продналоговой кампании с 15 мая 1923 г. по 1 января 1924 г. должна была быть прекращена любая работа по передаче уездов, волостей, а также отдельных районов и селений из одного уезда или волости в другие [11. Л. 110 д]. 29 июня 1923 г. II сессия ВЦИК X созыва постановила произвести областное и окружное, районное и волостное районирование [14. Л. 9], но так как действовал запрет на какие-либо изменения административно-территориальных границ, в сибирских губерниях велась лишь подготовительная работа. В октябре 1923 г. была издана инструкция ВЦИК и СНК, согласно которой обозначались временные границы фактической передачи территорий - с 15 августа по 1 октября, но в виде исключения было разрешено производить эту работу также в течение января и февраля 1924 г. [24. Л. 133]. К началу 1924 г. большинство сибирских губерний, по мнению представителей Сибревкома, были подготовлены к переходу на систему укрупненных волостей [Там же. Л. 15]. Сибревком в начале января отправил во ВЦИК ходатайство о предоставлении сибирским губерниям возможности вводить новое волостное деление с последующим отправлением проектов и материалов в административную комиссию ВЦИК [Там же]. Согласно постановлению президиума ВЦИК от 4 февраля 1924 г. Сибревкому было предоставлено право самостоятельно разрешать укрупнение волостей в сибирских губерниях с последующим утверждением президиума ВЦИК [25. Л. 16]. В начале 1924 г. Омский губисполком распорядился начать планирование укрупнения волостей с 15 января текущего года [14. Л. 11]. Однако к районированию Омской губернии приступили лишь 1 февраля 1924 г. Основные работы были закончены к 1 апреля 1924 г. [26. С. 12], после чего Омский губиспол-ком направил этот план на утверждение в Сибревком, а также в Сибплан и административную комиссию при президиуме ВЦИК [24. Л. 48]. Из Москвы последовал ответ в Омск и Новониколаевск, что Сибревком обязан в дальнейшем пересылать в административную комиссию ВЦИК копии всех отправляемых ему губернских проектов с заключениями и замечаниями Сибревкома [25. Л. 16]. В течение лета 1924 г. план укрупнения волостей, предоставленный в Сибревком, задерживался в утверждении из-за нехватки фактических материалов по проводимому районированию [24. Л. 93]. IV сессией Омского губисполкома 22-27 августа 1924 г. был утвержден состав районоволостей [25. Л. 30], после чего материалы по проведенному низовому районированию были направлены на утверждение Сибревкома. 24 сентября 1924 г. Сибревком постановил утвердить состав районов с небольшими изменениями, в том числе с необходимостью включить Добровольскую волость Каменского уезда Новониколаевской губернии в состав Знаменского района Славгородского уезда [24. Л. 103]. После этого проект районно-волостного деления Омской губернии в количестве 51 волости был отправлен на утверждение ВЦИКа [25. Л. 30]. 4 октября 1924 г. Омским губисполкомом был направлен в уезды циркуляр, согласного которому предлагалось неуклонно руководствоваться утвержденным Сибревкомом составом районов, не допуская никаких изменений без предварительного разрешения губисполкома и ВЦИКа [27. Л. 105]. В итоге на конец 1924 г. в Омской губернии числился 51 район в 6 уездах [24. Л. 110]. В основу районирования Омской губернии был положен проект, созданный губисполкомом. Однако в процессе работы пришлось признать, что, с одной стороны, отдельные районы получились чересполосными, а с другой - некоторые селения не имеют экономического тяготения к району, в состав которого были изначально отнесены [14. Л. 77]. В силу этого в проект губисполкома вносились изменения, в результате чего низовое районирование было проведено успешно, но с большими отступлениями от первоначального плана. 27 марта 1924 г. Сибревком утвердил образование укрупненных волостей районов в Алтайской губернии, во второй половине 1922 г. укрупнение волостей было проведено в Новониколаевской губернии, которое Сибревком утвердил 12 сентября 1924 г., а в Томской губернии Сибревком утвердил проект создания районов 4 сентября 1924 г. [28. С. 21, 48, 66]. Районирование на территории Сибири, подконтрольной Сибревкому, в части укрупнения волостей было завершено к концу 1924 г. [10. С. 14]. В результате в сибирских губерниях вместо 838 прежних волостей образовалось 245 районов [29. Л. 3, 3 об., 812]. Укрупненные волости должны были строиться на основе экономического тяготения и организации целостных экономических низовых районных единиц [17. С. 16]. Однако на практике не везде удавалось следовать этому правилу, большое значение имели экономические, политические, а также национальные особенности Западно-Сибирского региона. Необходимость эффективных изменений в системе административно-территориального деления дала толчок к разработке перспективных проектов. Проект Госплана обозначил задачи, которые должны были в конечном итоге привести к экономической модернизации страны. Однако в силу незаконченности разработок, а также противодействия автономий были реализованы лишь отдельные части этого проекта. Западносибирские области, запланированные проектом Госплана, так и не были созданы, оставшись лишь в теоретических разработках. Существование национальных административных единиц, таких как Казахская АССР, а также несовершенство административно-территориальной политики советского руководства в первой половине 1920-х гг. не позволили воплотить в жизнь проект Госплана в полной мере и сформировать правильные экономические границы районов. В то же время проект Госплана дал толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию проектов административно-территориального устройства РСФСР. К началу 1925 г., после того как было успешно проведено низовое районирование в западносибирских губерниях, начались подготовительные работы по образованию единой административно-территориальной единицы под контролем Сибревкома. 25 мая 1925 г. Президиум ВЦИК издал постановление об образовании Сибирского края с центром в г. Новониколаевске из губерний: Омской, Новониколаевской, Алтайской, Томской, Енисейской и Автономной области Ойратии с переходом от губернского деления на окружное и районное [20. Л. 135]. Тем самым, после продолжительных обсуждений различных проектов по совершенствованию административно-территориальной системы в Западной Сибири, было создано новое административное образование -Сибирский край, призванное развивать экономическую мощь Советского государства.

Ключевые слова

районирование, Сибревком, Госплан, Западная Сибирь, Омская губерния, Обская область, Кузнецко-Алтайская область, zoning, Sibrevkom, Gosplan, Western Siberia, Omsk Province, Ob Oblast, Kuznetsk-Altai Oblast

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Корженевский Константин БрониславовичНижневартовский государственный университет аспирант кафедры истории РоссииK0nstantin_Lg@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Исторический архив Омской области (далее ИAОО). Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 74.
Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М. : Государственное издательство политической литературы, 1958. 200 с.
Кокшаров В.А. Юго-восточная граница России: исторический путь к согласию / В.А. Кокшаров, Е.В. Тиханова. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. 259 с.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 216.
Районирование СССР : сб. материалов по районированию с 1917 по 1925 г. / под ред. К.Д. Егорова. М.; Л. : Плановое хозяйство, 1926. 307 с.
Двенадцатый съезд РКП (б). 17-25 апреля 1923 года : Стенографический отчет. М. : Политиздат, 1968. 904 с.
Казарин В.Н. Административно-территориальные преобразования в период «Сибревкомовской Сибири» // Иркутский историкоэкономический ежегодник, 2013. С. 67-78.
Огановский Н.П. Районирование Западной Сибири // Жизнь Сибири. 1922. № 4. С. 194-196.
ИАОО. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 89.
Вся Сибирь, со включением Уральской области: справочная и адресная книга на 1925/26 г.: с приложением карты Азиатской части СССР и планами городов: Ново-Николаевска, Омска, Томска, Барнаула, Красноярска, Иркутска, Читы, Благовещенска, Владивостока и Свердловска. М. : Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1925. 606 с
ИАОО. Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 379.
Положение главных отраслей народно-хозяйственной жизни Сибири и ближайшие ее задачи. Районирование Западной Сибири // Плановое хозяйство. М., 1924 г. № 1-2. С. 160-178.
Миротворцев Н. Районирование Западной Сибири // Бюллетени Госплана. М., 1923. № 8-9. С. 160-168.
ИАОО. Ф. Р-150. Оп. 1. Д. 205.
ИАОО. Ф. Р-27. Оп. 1. Д. 259.
Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК, 1923. 4 ноября. № 253.
Весь СССР: экономический, финансовый, политический и административный справочник / под ред. проф. М.Г. Бронского и проф. М.А. Сиринова; Финансово-экономическое бюро НКФ СССР. М., Л. : Гос. изд-во, 1926. 1269 с.
Материалы по районированию Урала. М. : Издание Уралэкосо, 1923. Т. 1. 30 с.
ИАОО. Ф. Р-27. Оп. 1. Д. 734.
ИАОО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 53.
Александров И.Г. Основы хозяйственного районирования СССР. М.; Л. : Экономическая жизнь, 1924. 44 с.
ИАОО. Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 344.
ИАОО. Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 369.
ИАОО. Ф. Р-27. Оп. 1. Д. 618.
ИАОО. Ф. Р-27. Оп. 1. Д. 548.
Путеводитель. Государственный архив Омской области и его филиал в г.Таре. Часть вторая. Омск, 1987. 291 с.
ИАОО. Ф. Р-150. Оп. 1. Д. 160.
Административно-территориальное деление Сибири (август 1920 г. - июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. - сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с 1937 г.) : справочник. Новосибирск, 1966. 220 с.
Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1122.
 Формирование административно-территориальной системы РСФСР в первой половине 1920-х гг. (на примере районирования западносибирских губерний) | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 439. DOI: 10.17223/15617793/439/18

Формирование административно-территориальной системы РСФСР в первой половине 1920-х гг. (на примере районирования западносибирских губерний) | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 439. DOI: 10.17223/15617793/439/18