Обобщается опыт государственной политики по подготовке учителей истории и развитию высшего образования в СССР в 1950-1980-е гг., а также рассматривается процесс ее реализации в Восточной Сибири. Установлено, что историко-педагогическое образование в регионе развивалось в соответствии со всеми государственными установками, педвузы готовили высококвалифицированные кадры учителей истории, которые являлись проводниками идеологии и политики партии в обществе.
The Training of History Teachers in the Soviet Union in the Second Half of the 1950s to Mid-1980s (On the Materials of T.pdf Профессия учителя в современном мире востребована и является важной составляющей жизни общества. Педагог отвечает за обучение и воспитание подрастающего поколения, формирование его личностных ориентиров, мировоззрения и гражданской позиции. Сегодня государство проявляет особый интерес к педагогическому и, в частности, историческому образованию, находится в поиске оптимальной модели подготовки будущих учителей. По этой причине регионализация образования открыла новые перспективы по изучению опыта преподавания истории в средней и высшей школе, который можно использовать для эффективной организации работы в современном образовательном пространстве. В связи с этим мы обратились к изучению процессов развития историко-педагогического образования в Восточной Сибири второй половины 1950 - середины 1980-х гг., когда высшая школа в СССР достигла своего расцвета и был накоплен практический опыт по обучению и воспитанию будущих учителей истории. Становление высшего педагогического образования в Восточно-Сибирском регионе продолжалось с 1931 г. до середины 1950-х гг. За это время в крупнейших территориальных центрах - Иркутске, Улан-Удэ, Чите и Красноярске - было открыто четыре пединститута, которые занимались подготовкой учителей истории. Организация вузов проходила в сложных условиях военного и послевоенного времени: отсутствие квалифицированного преподавательского состава, трудности с набором студентов и созданием материально-технической базы учебных заведений. Большинство проблем высшей школы удалось решить только к середине 1950-х гг., это позволило начать стабильную работу по обеспечению школ идеологически подготовленными кадрами учителей и воспитателей «нового общества», которых в регионе было недостаточно. Педагоги в СССР отвечали не только за предметное обучение, но и за формирование марксистско-ленинского мировоззрения, что реализовывалось ими как на уроках истории, так и вне учебного процесса. Ввиду этого в вузах просвещения существовала четкая организация учебно-методической, научной и воспитательной деятельности, а государство регламентировало все процессы, происходящие в жизни педагогических вузов, о чем говорит наличие обширной базы нормативно-правовых актов. Основополагающим документом в образовательной политике в конце 1950-х гг. стал закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР», который определил основные задачи для всех ступеней системы образования. Отдельная статья закона была посвящена подготовке учителей и обязывала обеспечить школы страны кадрами с высшим образованием [1. С. 59]. В соответствии с новым законом поощрялся прием в педвузы людей с опытом работы, так как считалось, что они сознательно выбирают профессию учителя; немаловажным при приеме в вузы были рекомендации школ и педсоветов. Свертывание реформы началось в середине 1960-х гг., после чего был провозглашен курс на введение всеобщего среднего образования и сформулированы основные задачи высшей школы: - подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих марксистско-ленинской теорией, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности и по организации массово-политической и воспитательной работы; - воспитание у студентов высоких моральных качеств, коммунистической сознательности, культуры, социалистического интернационализма, советского патриотизма, готовности к защите социалистической Родины, физическая подготовка студентов; - выполнение научно-исследовательских работ, способствующих повышению качества подготовки специалистов, общественному и научно-техническому прогрессу [2. С. 59]. Последняя попытка реформирования системы образования произошла в 1984 г., когда было принято Постановление ВС СССР от 12.04.1984 г. № 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [3]. Оно предусматривало улучшение структуры образования, повышение качества обучения, обеспечение тесной связи между школой, семьей и общественностью. Раздел 6 данного постановления был посвящен профессии учителя, указывал на необходимость более качественной подготовки педагогических кадров. Однако данная реформа по-прежнему исходила из основной цели Советского государства, сформулированной еще в начале 1920-х гг. по воспитанию членов «нового общества», что обрекло ее на поражение в условиях начавшейся в скором времени перестройки. В целом к 1980-м гг. в СССР была создана мощная система образования, которая поддерживала высокий уровень научно-технической мысли, обеспечивала интеллектуальный рост страны, укрепляла государственную силу и цементировала общественное сознание. Историческое образование в этот период вступило в наиболее противоречивый этап своего развития, так как высшей школой были созданы все условия для его эволюции, но господство марксистско-ленинской методологии и контроль предметного содержания сдерживали его обновление. Период «оттепели» и XX съезд КПСС, который состоялся в феврале 1956 г., определили перед историческим образованием новые задачи - преодолеть сталинский догматизм и обратиться к ленинскому наследию [4. С. 91]. Была резко осуждена практика отрыва «идеологической работы от практики коммунистического строительства», «идеологического догматизма и начетничества» и подтвержден ленинский принцип о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Далее следовала новая программа партии, принятая в 1961 г. на XXII Съезде КПСС, которая выдвинула ряд новых задач: создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений и воспитание нового человека, что определило перед историками потребность в содействии партии в решении этих задач. Для этого 18-21 декабря 1962 г. в Москве было проведено Всесоюзное совещание историков, посвященное задачам исторической науки и улучшению подготовки научно-педагогических кадров в области истории. В докладах академика Б.Н. Пономарева были поставлены основные проблемы развития исторической науки, сформулированы установки в области улучшения подготовки кадров историков: «Пронизать всю свою деятельность идеями Программы КПСС, активно бороться за их осуществление, поднять историческую науку на уровень задач коммунистического строительства - таков священный долг советских историков» [5. С. 5]. Архивные материалы свидетельствуют, что итоги совещания неоднократно обсуждались на заседаниях исторических кафедр пединститутов региона и были положены в основу перестройки учебных курсов и внеучебной деятельности. Параллельно с процессами обновления содержания истории по линии партии проводились реформы по усовершенствованию преподавания истории в школе. Постановлением 1959 г. вводился концентрический принцип изучения истории СССР и линейный для изучения истории зарубежных стран [6. С. 196197]. Однако в 1965 г. вместо элементарного и систематического курсов истории СССР был веден один курс истории СССР в VII-Х классах, а новая и новейшая история зарубежных стран стала преподаваться в VIII-Х классах [7. С. 218-219]. Таким образом, обучение истории в школе стало строиться по линейному принципу, это привело к разработке новых учебников, изменению методов обучения и отразилось на учебно-методической деятельности педагогических институтов. Для высшей школы Восточной Сибири постановления партии и правительства являлись определяющими, и ее развитие проходило вслед за всеми государственными установками. После смерти И.В. Сталина высшая ступень образования приступила к перестройке содержания учебных курсов и внеучебной работы. Следует отметить, что процессы десталинизации здесь начались раньше, чем прошел XX Съезд КПСС и была допущена официальная критика сталинского режима. Например, в отчетах кафедры истории Бурятского государственного педагогического института за 1953/54 год содержалась следующая информация: «Перестроили курсы по дисциплинам кафедры. Эта перестройка шла по линии решительного искоренения культа личности, персонификации истории, предписания недостатков учебной литературы, выраженного в принижении роли народны масс как творцов истории и руководящей и направляющей роли коммунистической партии при изложении советского периода истории СССР» [8. Л. 3]. В.Н. Казарин, исследователь развития высшей школы в Сибири, в одной из своих работ отмечает, что «первые симптомы отказа от сталинских догм стали ощущаться почти сразу после его смерти. Уже в 1953/1954 учебном году в основу преподавания общественных дисциплин в ИГПИ было предложено положить тезисы ЦК компартии "50 лет КПСС", содержащие положения, осторожно осуждающие "культ личности", переоценивающие роль народных масс и личности в истории» [9. С. 59]. После принятия новой программы партии и решений Всесоюзного съезда историков в содержании исторических дисциплин на первое место выходили вопросы дальнейшего построения коммунизма, освещения успехов СССР на пути социалистического развития, подтверждения процессов распада колониальной системы и кризиса капиталистических стран. По сравнению с предыдущим периодом работы пединститутов в 1960-1980-е гг. наблюдалось снижение контроля над преподавателями. В отчетах кафедр реже встречалась информация с разбором посещенных занятий. О смягчении политического режима свидетельствуют и студенческие воспоминания, в которых жесткий идеологический режим сосуществовал с попытками расширить знания студентов, дать им новую информацию, свободную, не политизированную. Например, выпускник 1963 г. Красноярского государственного педагогического института Г.Ф. Быконя характеризовал идеологизацию учебного процесса так: «Умеренно, кроме занятий по истории КПСС и методики» [10. Л. 2]. Выпускница 1978 г. этого же вуза Л.Э. Мезит по данному вопросу, наоборот, отмечала, что идеологизация была сильной, так как в стране была единственная господствующая идеология - марксистская. В то же время она подчеркивала, что были темы (например, причины убийства Кирова, развала антигитлеровской коалиции), которые публично не обсуждали, но между собой об этом говорили [11. Л. 5]. Формирование будущего учителя истории преимущественно проходило в рамках учебного процесса, который занимал основное время студентов и включал в себя учебные занятия, подготовку к ним и различные виды практик. Организация обучения строилась согласно учебным планам, которые в период с середины 1950-х до середины 1980-х гг. несколько раз менялись. От плана к плану основные изменения касались сокращения многопредметности, увеличения практической составляющей, расширения тематики спецкурсов и спецсеминаров. Условно преподаваемые дисциплины можно разделить на три блока: общественные (история КПСС, политическая экономия, марксистско-ленинская философия, научный коммунизм), психолого-педагогические (психология, педагогика, школьная гигиена, история педагогики, методика преподавания истории и обществоведения и др.) и специальные (история древнего мира, история средних веков, история нового и новейшего времени, новая и новейшая истории стран Азии и Африки и др.). По окончании обучения студенты сдавали три государственных экзамена: историю КПСС, методику преподавания истории и обществоведения, историю СССР. Основными видами практик, осваиваемых будущими учителями истории, были: археологическая (с выездом в полевые условия), пионерская (с выездом в детские лагеря) и педагогическая (в сельских и городских школах), каждая из которых отвечала за формирование различных профессиональных умений. Так, в ходе археологических экспедиций студенты получали возможность проделать весь цикл историко-археологического исследования: от полевых работ до камеральной обработки и научной систематизации. Эффективность археологической практики и заинтересованность обучающихся в ней зависела от высокого уровня научной квалификации руководителей практики - видных сибирских археологов Г.М. Георгиевской (ИГПИ), И.И. Кириллова, Е.В. Ковычева, М.В. Константинова (ЧГПИ), Н.И. Дроздова (КГПИ). Организация выездов осуществлялась в разные районы Сибири, Дальнего Востока и даже на Таманский полуостров. В ходе пионерской практики студенты развивали организаторские навыки, умение работать в коллективе и с разными возрастными группами. Для подготовки к такой практике при вузах действовали инструктивно-методические лагеря. Однако среди всех видов практики наиболее важной оставалась педагогическая, в процессе прохождения которой студенты занимались психолого-педагогическим сопровождением класса, проведением уроков по истории и обществоведению, отвечали за воспитательную и трудовую активность школьников. Таким образом, содержание учебных планов по историческим профилям для пединститутов было направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов с глубоким уровнем общенаучной подготовки и владеющих широким кругом профессиональных качеств. При организации учебного процесса в педвузах применяли определенные методы и средства обучения. Так, ведущей формой проведения занятий являлась лекция, через которую преподаватель не только транслировал знания, но и оказывал влияние на формирование мировоззрения студентов. Наряду с лекциями проводились практические занятия и семинары, методика организации которых была усовершенствована и направлена на развитие навыков ведения самостоятельной работы. Во второй половине XX в. в высшей школе сложилась четкая система СРС, которая включала: самостоятельное изучение предмета в учебное время, слушание и конспектирование лекций; подготовку к практическим занятиям и выступление на них; изучение обязательной и дополнительной литературы, конспектирование первоисточников; написание рефератов и подготовка докладов; участие в конкурсах на лучшую студенческую работу; участие в работе научных и предметных кружков и НИРС. Для этого начиная с первого курса студентов учили правильно работать с книгой, составляли списки обязательной и дополнительной литературы, которые в основном включали в себя произведения классиков марксизма-ленинизма. Выпускница историко-филологического факультета Читинского государственного педагогического института 1970-х гг. Н.Н. Закаб-луковская вспоминает, что при подготовке к семинару нужно было прочитать много литературы, для чего приходилось с утра до позднего вечера заниматься в научной библиотеке [12]. Эпоха научно-технической революции позитивно отразилась на эволюции средств обучения. В образовательную сферу активно внедрялись ТСО - диафильмы и кинофильмы. В педвузах открывались специальные кино- и фотолаборатории, где студентов обучали работать с техникой, создавать визуальные обучающие пособия. Формирование профессиональных качеств учителя истории осуществлялось также посредством науки. На заседаниях партбюро исторического факультета ИГПИ отмечалось: «Хороший учитель формируется только в атмосфере научного творчества.». Сравнительный анализ научной активности студентов показал, что основной формой научно-исследовательской работы студентов были научные кружки. В пединститутах Восточной Сибири их количество в среднем колебалось от 3 до 4, один из них обязательно касался истории региона. Наибольшее количество кружков (семь) было зафиксировано в Бурятском педагогическом институте при сравнительно небольшой активности студентов (около 60 человек). В целом количество участников НИРС колебалось в пределах 60-70% от общего числа студентов факультета. Важной составляющей процесса обучения в педвузах была воспитательная деятельность, которая являлась инструментом идейно-политического воспитания и формирования личности. В ее основу был положен целый ряд нормативно-правовых документов и «Моральный кодекс строителя коммунизма», принятый вслед за новой программой партии в 1961 г. Для контроля над всеми процессами, происходящими в этой сфере, было введено перспективное планирование на весь период обучения студентов и составлен комплекс мероприятий по идейно-политическому, трудовому, эстетическому, спортивно-оздоровительному воспитанию. Студенты-историки исследуемых институтов активно участвовали в лекторской работе по линии общества «Зна- выступлениями агитбригад, деятельность которых ние», привлекались к агитационной деятельности в зависела от уровня развития эстетического воспитапериод выборов. В вузах действовали Школы моло- ния студентов. дого лектора, в Иркутском и Читинском пединститу- Таким образом, подготовка учителей истории в тах - Школа лектора-международника. Также была СССР была делом государственной важности, так развита экскурсионная и пропагандистская деятель- как через историю и общественные науки проходиность. Например, в 1967 г. в ЧГПИ был открыт Ле- ло становление «нового человека», что являлось нинский зал, который включал в себя экспозиции с главной целью Советского государства на пути пофото-, литокопии, прижизненные издания В.И. Ле- строения коммунизма. По материалам педагогиченина, живопись и скульптуру, в нем проводились ских институтов Восточной Сибири было установбеседы со школьниками, уроки по истории и обще- лено, что организация их работы полностью отвествоведению [13. Л. 2]. В 1970-е гг. были введены чала этой цели. Единство учебного, научного и общественно-политическая практика и Ленинский воспитательного процессов обеспечивало глубокий зачет, которые привлекли к идейно-политическому уровень теоретической, практической и идеологивоспитанию всех обучающихся. Трудовое воспита- ческой подготовки выпускников, вследствие чего ние обеспечивалось через участие в субботниках, они были востребованы не только в образовательуборках урожаев, студенческих строительных отря- ной сфере, но и в системе партийных и обществендах. Выезды в колхозы и стройки сопровождались ных структур региона.
Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР от 24 декабря 1958 г. // Народное образование в СССР : сб. документов. 1917-1973. М. : Педагогика, 1974. С. 53-61.
Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М. : Высш. шк., 1980. 560 с.
Постановление ВС СССР от 12.04.1984 г. № 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». URL: http://lawru.info/dok/1984/04/12/n1183332.htm (дата обращения: 26.08.2017 г.).
Баранова Е.А. XX съезд КПСС: начало «оттепельных явлений» в исторической науке // Вопросы исторической науки : материалы междунар. заоч. науч. конф. (Москва, январь 2012 г.). М. : Ваш полиграфический партнер, 2012. С. 91-93.
Пономарев Б.Н. Задачи исторической науки и подготовка научно-педагогических кадров в области истории // Вестник Академии наук СССР. 1963. № 2. С. 3-37.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 г. «О некоторых изменениях в преподавании истории» // Народ ное образование в СССР : сб. документов. 1917-1973. М., 1974. С. 196-197.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1965 г. «Об изменении порядка преподавания истории в школах» // Народное образование в СССР : сб. документов. 1917-1973. М., 1974. С. 218-219
Государственный архив Республики Бурятия. Ф. р-666. Оп. 1. Д. 100.
Казарин В.Н. Развитие высшей школы Восточной Сибири в условиях реформирования общества: инновации и традиционализм (середина 1950-х - начало 1960-х гг.) // Перестройки в российской истории: исторический опыт и уроки XX в. : сб. тез. респ. науч. конф., Красноярск, 20-21 марта 1996 г. Красноярск, 1996. С. 58-61.
Анкетирование Быкони Г.Ф., 1941 г.р. Место проведения - г. Красноярск. Дата проведения - 16.09.2017 г. Анкета на 3 листах // Коллекция воспоминаний исследователя Кулаковой Я.В.
Анкетирование Мезит Л.Э., 1956 г.р. Место проведения - г. Красноярск. Дата проведения - 28.01.2018 г. Анкета на 6 листах // Коллекция воспоминаний исследователя Кулаковой Я.В.
Воспоминания Закаблуковской Н.Н., 1958 г.р. Место проведения - г. Чита. Дата проведения - 19.07.2016 г. Аудиозапись 30 мин. Интервьюер - соискатель кафедры истории и методики ПИ ИГУ Кулакова Я.В., студент 1-го курса гуманитарно-эстетического факультета ПИ ИГУ Жуков А.А. // Коллекция воспоминаний исследователя Кулаковой Я.В.
Государственный архив Забайкальского края. Ф. р-177. Оп. 2. Д. 461.