Средневековое Батырское городище Боровиково
Рассматриваются результаты раскопок средневекового городища Боровиково и дана их интерпретация. Задачи данной статьи - проанализировать морфологию, структуру и содержание памятника, охарактеризовать его керамический комплекс. В результате анализа керамического комплекса установлено, что он распадается на две этокультурые группы. Первая группа керамики (шнуро-гребенчатая) отнесена к батырской культуре, вторая группа керамики (гребенчатая) - к молчановской культуре.
The Medieval Batyrskaya Settlement Borovikovo.pdf Городище Боровиково расположено на коренном берегу р. Боровушка (приток р. Ницы, которая впадает в р. Тура), близ дер. Боровикова Байкаловского района Свердловской области (рис. 1). Городище по форме округлое, имеет оборонительную систему (ров-вал, двойной со стороны реки), жилищные западины с обваловкой на жилищной площадке и примыкающее с востока селище из таких же трех западин с обваловкой. Ров шириной до 3 м, глубиной до 2 м, вал высотой до 2,5 м, шириной до 4 м. В южной части вала вход в виде углубления размерами 2^3 м, глубиной 1 м. На жилищной площадке городища прослеживаются семь округлых западин, расположенных вдоль вала, одна - в центре (см. таблицу). Площадка городища покрыта ямами антропогенного происхождения (по словам местных жителей, они оставлены детьми, которые здесь играли). Отличительной чертой фортификации городища является наличие дополнительного вала со стороны реки. Практически все средневековые городища Зауралья не защищены в береговой части, где мог быть один из подходов к воде. В ландшафтном отношении городище Боровиково находится в предгорной части лесного Зауралья. Растительность на памятнике и прилегающей к нему территории в верхнем ярусе - смешанный лес (сосна, осина, береза), в нижнем ярусе - лесные травы (папоротник и др.) и подстилка (хвоя, шишки и пр.). Заросли малины густо покрывают примыкающую к городищу территорию. В результате раскопок городища Боровиково в 2017 г. установлен однослойный характер памятника. Раскоп площадью 41 кв. м был заложен в юго-восточной части городища, где охватил жилище и часть вала. До раскопок жилище представляло собой западину (размерами 1,8*2,1 м, глубиной 0,4 м) с обваловкой (размерами 1,5-1,7 м, высотой 0,4 м), которая располагалась у вала. Жилищная площадка городища до постройки жилых конструкций была обожжена - прослежена угольная сплошная полоса, 2-3 см по всей площади раскопа. Поверх обжига насыпан слой материковой супеси мощностью 20 см. Она являлась основанием для жилых построек. Изученное жилище представляло собой полуземлянку, котлован которой углублен на 25-30 см, площадью около 17 кв. м. В жилище зафиксирована хозяйственная зона, производственная и нары. Вход располагался в восточной стене жилой постройки. Справа от входа зафиксирован Очаг. Возле него, ближе к входной части отмечена хозяйственная часть жилища с большим количеством костей животных от разделки их туш. К западу от Очага прослежена производственная зона со следами плавки бронзы. В юго-западной части жилища располагались нары в виде материкового останца. Южная часть жилища имела общую стену с валом. Крыша жилища была обмазана глиной. Прослежена подсыпка вала: сначала жилищная площадка была окружена валом высотой 1 м, затем он подсыпан еще на 2 м. Вал из серо-желтой супеси, с линзами из подсыпанной глины и обмазкой глиной. Изученный культурный слой и рельефно выраженные элементы памятника археологии относятся к эпохе средневековья, батырской археологический культуре, VI-IX вв. Культурно-хронологическая принадлежность определена по датирующим находкам, особенностям орнаментации керамических сосудов, планиграфическим и стратиграфическим условиям. Примыкающее к городищу селище состоит из трех западин с обваловкой. Также три приподнятые площадки отмечены у юго-восточной части памятника и еще четыре таких же объекта - в 50 м к З от городища. Скорее всего, по морфологическим признакам они не относятся к периоду обитания городища и имеют иную культурно-хронологическую принадлежность. По ним проходит грунтовая лесная дорога, частично их разрушившая, осмотр которых материалов не дал. Однако они могут относиться и ко времени существования городища, но вследствие другого предназначения, например производственно-хозяйственного, были иным типом построек - приподнятыми площадками, которые являются остатками построек наземного типа (типа летнего чума). В пользу их синхронности говорит отсутствие в материалах раскопок археологических предметов других эпох (раскоп располагался примерно в 10 м от приподнятых площадок № 11-12). Открыто в 1962 г. отрядом Уральской археологической экспедиции В.Д. Викторовой [1. С. 22]. V 10 0 10 20м МШ1Ш|| I I I-1 Условные обозначения: /- линия границы элементов OAH - горизонталь /- берег реки /t- грунтовая дорога д- разрушения Рис. 1. План городища Боровиково Ширина р. Боровушка в месте расположения памятника составляет до 5 м, но городище имеет со стороны реки двойной ров и вал, т.е. более сильное укрепление, чем с напольной стороны, что говорит о том, что во время функционирования городища существовала опасность нападения со стороны реки и она была более полноводной. Об этом свидетельствует также расположение в 200 м к востоку от раскопанного городища Боровиково, по берегу протоки Боровушка, где она образует излучину, еще трех памятников археологии. На этой излучине находятся два городища и поселение из приподнятых площадок. Осмотр разрушений их грунтовой дорогой материалов не дал, но по морфологическим признакам эти ОАН могут быть отнесены к эпохе раннего железного века - эпохе бронзы. В 200 м к западу от раскопанного городища Боровиково, по берегу протоки Боровушка, находится еще один памятник археологии - поселение из западин, также с не установленной культурно-хронологической принадлежностью. Этот факт (расположение рядом с раскопанным городищем Боровиково других объектов археологического наследия) говорит о ее большей полноводности в древности и выполнении жизнеобеспечивающей функции. В результате раскопок городища Боровиково получена коллекция, насчитывающая 1 872 предмета, среди которых представлены изделия из глины, камня, дерева, кости, бронзы, железа. Из них 1 805 предметов - массовые находки, 67 - индивидуальные. Массовые находки составляют 1 805 предметов, в числе которых венчики керамических сосудов орнаментированные (89 ед.), стенки керамических сосудов орнаментированные (37 ед.), стенки керамических сосудов неорнаментированные (241 ед.). Выделено два днища сосудов, они круглодонные, некоторые из других обнаруженных неорнаментированных фрагментов также могли являться частью доньев. Большая часть неорнаментированной керамики является фрагментами стенок сосудов. Кости домашних и диких животных, целые и фрагментированные, - 208 шт., зубы лошади - 6 шт., фрагменты челюсти лошади с зубами - 1 шт., кость рыбы - 2 ед., челюсть животного - 4 ед., шлак -16 шт., глиняная обмазка - 102 шт. В керамическом комплексе городища, по венчикам выделено 70 сосудов (все представлены на рисунках). По форме сосуды горшковидные, чаши единичны, все круглодонные. Для шеек характерно утолщение в средней части, в результате чего получалась ее округлая форма изнутри сосуда. Внешняя и внутренняя стороны гладкие, редко встречаются радиальные полосы изнутри шириной 4-5 мм. Диаметр по горловине от 6 до 38 см. В глиняном тесте прослеживается естественная примесь песка, 10% - с примесью талька. Обжиг равномерный, цвет черепка - серый, серо-желтый. Коллекционная опись массовых находок (выборка) из раскопок городища Боровиково в 2017 г. N° п/п, шифр Наименование Сектор Квадрат Горизонт Глубина 3 Венчик керамического сосуда 3 Б-2 Поддерн -40 80-81 Венчик керамического сосуда 2 Е-2 Поддерн -40 82 Венчик керамического сосуда 4 Г-5 Поддерн -40 342 Венчик керамического сосуда 4 Е-6 3 -80 343 Венчик керамического сосуда 4 Е-6 3 -80 344 Венчик керамического сосуда 4 Е-6 3 -80 345 Венчик керамического сосуда 3 В-4 4 -100 346 Венчик керамического сосуда 3 В-4 3 -80 347-348 Венчик керамического сосуда 4 Е-4 3 -80 353 Венчик керамического сосуда 3 В-4 4 -100 388 Венчик керамического сосуда 3 Б-4 4 -100 407 Венчик керамического сосуда 2 Д-1 4 -100 408 Венчик керамического сосуда 2 Д-1 5 -110 413 Венчик керамического сосуда 3 Б-6 4 -100 427 Венчик керамического сосуда 3 В-5 4 -100 460 Венчик керамического сосуда 4 Д-4 4 -100 490 Венчик керамического сосуда 4 Д-4 5 -120 471 Венчик керамического сосуда 4 Д-4 4 -100 537 Венчик керамического сосуда 4 Г-5 4 -100 538 Венчик керамического сосуда 3 Б-5 5 -120 539 Венчик керамического сосуда 3 Б-5 5 -120 540 Венчик керамического сосуда 4 Д-5 4 -100 541 Венчик керамического сосуда 4 Д-5 4 -100 542 Венчик керамического сосуда 1 В-2 4 -100 545 Венчик керамического сосуда 2 Д-2 5 -120 614-615 Венчик керамического сосуда 3 В-4 5 -120 692 Венчик керамического сосуда 4 Д-5 4 -100 709 Венчик керамического сосуда 3 А-6 6 -140 710 Венчик керамического сосуда 1 Б-1 3 -80 774 Венчик керамического сосуда 4 Д-4 5 -120 775 Венчик керамического сосуда 3 Б-6 6 -140 953-954 Венчик керамического сосуда 4 Д-4 7 -160 964-965 Венчик керамического сосуда 3 В-6 7 160 1 007 Венчик керамического сосуда 4 Д-6 7 -160 1 043 Венчик керамического сосуда 2 Д-2 9 -210 1 098 Венчик керамического сосуда 4 Д-5 8 -180 1 100 Венчик керамического сосуда 4 Е-5 8 -180 1 101 Венчик керамического сосуда 4 Д-5 8 -180 1 108 Венчик керамического сосуда 4 Д-5 9 -190 1 111 Венчик керамического сосуда 4 Д-5 8 -180 1 172 Венчик керамического сосуда 4 Д-4 8 -180 1 176-1 177 Венчик керамического сосуда 4 Д-6 8 -180 1 252 Венчик керамического сосуда 2 Г-1 12 -260 1 290 Венчик керамического сосуда 4 Д-6 9 -200 1 301 Венчик керамического сосуда 2 Г-3 13 -280 1 318 Венчик керамического сосуда 2 Д-2 14 -300 1 340 Венчик керамического сосуда 2 Д-1 15 -320 1 382 Венчик керамического сосуда 1 В-2 12 -260 1 382 Венчик керамического сосуда 1 В-2 11 -240 1 399 Венчик керамического сосуда 3 Г-5 Бровка -60 1 400 Венчик керамического сосуда 3 Г-5 Бровка -60 1 402 Венчик керамического сосуда 3 Г-5 Бровка -60 1 404 Венчик керамического сосуда 3 Г-5 Бровка -60 1 405 Венчик керамического сосуда 3 Г-6 Бровка -60 1 406 Венчик керамического сосуда 3 Г-5 Бровка -60 1 407 Венчик керамического сосуда 3 Г-5 Бровка -60 1 464 Венчик керамического сосуда 3 Г-7 Бровка -70 1 465 Венчик керамического сосуда 3 Г-7 Бровка -70 1 466 Венчик керамического сосуда 3 Г-7 Бровка -70 1 472 Венчик керамического сосуда 3 Д-6 Бровка -110 1 500 Венчик керамического сосуда 1 Г-1 Бровка -90 1 513 Венчик керамического сосуда 1 Г-1 Бровка -90 1 532 Венчик керамического сосуда 1 Г-1 Бровка -100 1 557 Венчик керамического сосуда 3 Г-5 Бровка -100 1 723 Венчик керамического сосуда 4 Е-3 Бровка -100 1 724 Венчик керамического сосуда 2 Г-4 Бровка -100 1 747 Венчик керамического сосуда 2 Г-4 Бровка -60 1 778 Венчик керамического сосуда 2 Г-4 Бровка -135 Примечание. Приводится информация о распределении венчиков керамических сосудов, по которым выделены сосуды. Графы «Сектор» и «Квадрат» указывают на место в границах раскопа. «Горизонт» - это 20 см земли (культурного слоя). «Глубина» отсчитывается с -40, т.е. это уровень современной дневной поверхности. Например, находка на условной глубине -180 находилась на глубине -140 от современной поверхности. По форме сосуды: горшки с отогнутой шейкой (60%), горшки с прямой шейкой (30%), горшки со слабой профилировкой в переходе от шейки к тулову (3%), чаши (7%). Венчики, скошенные вовнутрь (45%), прямые (40%), скошенные вовнутрь с карнизиком (7%), прямые с карнизиками снаружи и изнутри (4%), сглаженные (4%). Орнаментированы венчики гребенкой сверху среза венчика (75%), его декорировка отсутствует у 17 сосудов. Треть сосудов (21 шт.) не имеет ямочно-жемчужной зоны, у 65% она представлена горизонтальной полосой ямок-наколов в верхней части шейки, которые образуют с внутренней стороны сосуда округлые выпуклые «жемчужины». На 5% сосудов ямки нанесены изнутри, образуя снаружи «жемчужины». Многие сосуды имеют следы ремонта - попарно просверленные отверстия, сквозь которые продевалось металлическое (скоба) или органическое (петля из веревки) крепление, стягивавшие расколотые (с трещинами) горшки (рис. 3, 11, 13, 18). Такая посуда предназначалась уже не для готовки, но для хранения только сухих продуктов. Встречается также посуда со слоем нагара. Орнамент покрывает верхнюю часть сосуда, по плечико. Техника нанесения орнамента - отпечатыва-ние (шнур); штампование и реже - отступание гребенкой. Тип орнаментации керамического комплекса -шнуро-гребенчатый. Шнур в парных или тройных оттисках вправо, отсутствует влево. Зафиксировано от-печатывание шнура в 1 линию (1 раз), 2 линии (22 раза), 3 линии (12 раз), 4 линии (2 раза), 6 линий (3 раза), 7 линий (1 раз), 8 линий (12 раз), 9 линий (1 раз), 12 линий (1 раз), 13 линий (1 раз) 14 линий (1 раз), «тройной» шнур (21 раза). Таким образом, преобладает горизонтальное деление орнаментального поля парным шнуром (22 сосуда), в два раза меньше такое разделение происходит тремя линиями шнура (12 сосудов). Если шнур составлял основу орнаментальной схемы, он наносился в 8 линий. «Тройной» шнур в обоих вариантах (и как разделитель, и как основа) составляет половину этих композиционных схем. По внешнему виду преобладает шнур мелкий (0,2-0,3 мм), реже -средний (0,3-0,4 мм), нанесен всегда в виде горизонтальных линий. Вторая его разновидность - диагональный шнур («тройной», по одному случаю «четверной», «пятерной»), состоящий из трех продолговатых частей, нанесенных по диагонали. Чаще всего он располагается между парными шнуровыми полосами или сочетается с полосами крестов (реже и / или сетки) и / или зигзагов. Гребенка средних размеров (длиной 1-1,5 см, шириной 2-3 мм), с прямой, реже косой насечкой зубцов (3-6). Ее оттиски образуют горизонтальные полосы наклонных (вправо или влево) или прямых оттисков, зигзаг, ёлочку, кресты, сетку, горизонтальные слитные линии. По типу орнамента можно выделить 2 группы сосудов: 1. Первая группа - сосуды с оттисками шнура и гребенки (70%, 43 сосуда; рис. 2; 3; 4, 1-17). 2. Вторая группа - сосуды, орнаментированные только отпечатками гребенки (25%, 21 сосуд; рис. 5, 3-21). Пять сосудов с фигурными штампами: на 4 -«круг» (рис. 4, 18-20; 5, 1), на одном - уголок (рис. 5, 6); один - только с «жемчужинами» (рис. 5, 2), два сосуда совсем не орнаментированы (рис. 4, 21-22; итого 5%). В первой группе (шнуро-гребенчатая) можно выделить ряд подгрупп, сосуды: - с полосами крестов, которые иногда образуют сетку, из гребенки (14 шт., из них 6 с «тройным» шнуром; рис. 2, 1; 3, 2-14); - полосами зигзага из гребенки (8 шт.; рис. 2, 2-3; 3 - 7, 10, 12,14; 4, 13, 17); - полосами прямой и / или наклонной гребенки (14 шт., из них 3 с «тройным» шнуром; рис. 2, 6; 3, 1; 4, 6-17); - оттисками гребенки по срезу венчика и «тройным» шнуром (3 шт.; рис. 2, 5; 4, 1-5); - полосой елочки из гребенки (1 шт.; рис. 2, 4); - оттисками только шнура (5 шт.; рис. 3, 15-19). Отмеченные разновидности выделены условно, по ведущему мотиву в орнаменте, они сочетаются (например, кресты и зигзаг; рис. 3, 7), взаимозаменяются (например, кресты переходят в зигзаг) (рис. 3, 10, 12). Почти все разновидности дополнены полосами прямой и / или наклонной гребенки по тулову и / или венчику (рис. 2, 4). Вторую группу (гребенчатая) составляют сосуды: - с горизонтальной елочкой: 1 полоса (3 раза); 1,5 полосы (1 раз); - рядами гребенки, нанесенными друг над другом: 1 ряд (6 раз), 2 ряда (2 раза), 3 ряда (1 раз); - линиями из горизонтальных слитно нанесенных отпечатков гребенки: 1 линия (1 раз), 2 линии (1 раз), 3 линии (2 раза), 4 линии (1 раз), 5 линий (2 раза), 6 линий (1 раз); - зигзагом из гребенки (1 раз). На одном сосуде на шейки оттиски наклонных столбиков из гребенки, на другом - гребенчатый меандр. Исследователями доказано, что весь орнамент символичен и содержит смысловое наполнение. Рис. 2. Первая группа. Шнуро-гребенчатая керамика батырской культуры городища Боровиково (в скобках указан номер по приведенной в данной статье описи) Считается, во-первых, что штамп «гребенка» символизирует водную стихию, рябь, и волны воды -зубцы гребенки. Во-вторых, зубчатость гребенки может быть связана с сосновым лесом, иглами. То есть штамп «гребенка» может быть отражением присваивающего хозяйства - рыболовства, охоты и собирательства. Оттиски шнура соотносятся с путами и упряжью коня и отражают отрасль производящего хозяйства - животноводство (коневодство). Сочетание на одном сосуде отпечатков гребенки и оттисков шнура, таким образом, является отражением жизнеобеспечения, которое заключалось в сочетании присваивающего и производящего хозяйства. Рис. 3. Первая группа. Шнуро-гребенчатая (1-14) и шнуровая (15-19) керамика батырской культуры городища Боровиково (в скобках указан номер по приведенной в данной статье описи) Можно представить характерный тип батырского сосуда - это круглодонный горшок с прямой или отогнутой шейкой, утолщенной посередине, без ямок, с орнаментацией прямого венчика гребенкой. Орнамент - шнуровые оттиски, дополненные полосами из гребенки в виде линии крестов (сетки) или зигзага. Подобная керамика находит ближайшие аналогии в средневековом комплексе Кокшаровского холма, датирующегося VII-VIII вв. [6. С. 119-129. Рис. 2]. По керамике из раскопок прослеживаются этнокультурные контакты батырской культуры с молча-новской, что подтверждается взаимовстречаемостью выделенных групп молчановской керамики [2. С. 3441] с группами керамики из раскопок. Первая, преобладающая (70%), шнуро-гребенчатая группа керамики из раскопок соответствует третьей группе молчановской керамики [Там же. С. 36]. Вторая группа (25%) гребенчатой керамики из раскопок соответствует второй группе молчановской керамики [Там же. С. 35]. При этом в молчановской керамике представлены все подгруппы данных групп. Сосуды с фигурными штампами батырской культуры из раскопок (5 шт.) соответствуют первой группе молчановской керамики и требуют отдельного рассмотрения и анализа. Первый горшок (рис. 5, 6) с короткой отогнутой шейкой, серо-желтого цвета, диаметром 30 см по венчику, толщина черепка 5 мм, в глиняном тесте прослеживаются, кроме естественной примеси песка, фракции слюды, обжиг равномерный, стенки заглажены с обеих сторон, с внутренней - штрихи-полосы от выравнивания твердым предметом. Венчик скошен внутрь, орнаментирован гребенкой с внешней стороны. Ямочно-жемчужная зона в верхней части шейки представлена рядом округлых ямок, которые с внутренней стороны образуют выпуклости - «жемчужины». Орнамент в верхней части шейки - ряд прямых оттисков гребенки, под которой две полосы из слитных отпечатков гребенки в отступающей технике, образующих рельефную линию (который является этномар-кирующим декором молчановской керамики). Под ними - ряд оттисков уголка, который оконтуривают снизу аналогичные вышеописанным рельефные полосы гребенки. Под ними снова ряд уголков. Такой орнамент соответствует декору второй подгруппы первой группы молчановской керамики VI-IX вв. [2. С. 35]. Вторая чаша (рис. 4, 20) серого цвета, диаметром 26 см по венчику, толщина черепка 5-6 мм, в глиняном тесте прослеживается естественная примесь песка, обжиг равномерный, стенки заглажены с обеих сторон. Венчик скошен внутрь и орнаментирован гребенкой. Ямочно-жемчужная зона представлена рядом наколов изнутри, которые с внешней стороны образуют выпуклости - «жемчужины». Орнамент представлен в верхней части шейки двумя линиями круглого (пуансонного, от полой трубочки) штампа. Этим же штампом орнаментирован еще один сосуд, рассматриваемый далее. Нужно отметить, что в данном случае (на обоих фрагментах) круглый (пуансонный, от полой трубочки) штамп отличается четкостью отпечатков, что позволило заявить исследователям о наличии металлических ор-наментиров, которыми орнаментировались глиняные женские фигурки в сидячей позе (Федорова, 1979). Орнаментир из железа «гребёнка» с семью зубцами есть в молчановской культуре [4. С. 63. Рис. 1, 7], что говорит о начале использования металлических орна-ментиров в VI-IX вв. Такая традиция просматривается на упоминавшихся выше глиняных женских фигурках в сидячей позе, с пуансонным орнаментом, который имитировал женскую верхнюю одежду (парка); они относятся к последующей юдинской культуре (X-XIII вв.). Третий горшок (рис. 5, 1) с короткой отогнутой шейкой, серо-желтого цвета, диаметром 28 см по венчику, толщина черепка 4 мм, в глиняном тесте прослеживаются, кроме естественной примеси песка, фракции слюды, обжиг равномерный, стенки заглажены с обеих сторон. Венчик прямой со сглаженными сторонами, образующими закругленность, неорна-ментирован. Ямочно-жемчужная зона отсутствует. Орнамент оригинален и сложен. В верхней части короткой отогнутой шейки нанесена линия из слитных горизонтальных отпечатков мелкозубой гребенки. Под ней, в месте резкого перехода шейки в тулово две полосы из вплотную отпечатанного круглого (пу-ансонного, от полой трубочки) штампа, которые создают вид волнистой линии. Под этими двумя полосами декора располагается третье, центральное орнаментальное поле. Оно состоит из отпечатков круглого (пуансонного, от полой трубочки) штампа в виде ромба. В эти ромбы вписаны ромбы из четырех оттисков круглого (пуансонного, от полой трубочки) штампа. Все отмеченные элемента орнамента представлены на сосудах молчановской культуры. Первый - горизонтальные отпечатки гребенки, второй - из оттисков фигурных штампов в виде горизонтальной полосы, которые создают вид волнистой линии, третий -мотив ромба в орнаменте. Развитие в Зауралье штампа «ромб» рассмотрено мной в одной из публикаций [5. С. 118]. Четвертая чаша (рис. 4, 18) серого цвета, диаметром 30 см по венчику, толщина черепка 5-6 мм, в глиняном тесте прослеживается естественная примесь песка, обжиг равномерный, стенки заглажены с обеих сторон. Венчик прямой со сглаженными сторонами, образующими закругленность, орнаментирован гребенкой. Ямочно-жемчужная зона представлена рядом наколов изнутри, которые с внешней стороны образуют выпуклости - «жемчужины». При этом двумя такими же штампами (ямочными) эта полоса «жемчужин» соединяется с еще одной линией «жемчужин», проходящей ниже. Таким образом, на данном сосуде представлен ямочно-жемчужный орнамент, нанесенный изнутри. Появление на городище населения, которое изготавливало сосуды, орнаметированные ямочно-жемчужным орнаментом, также связано с молчанов-ской культурой. Рис. 4. Первая группа - батырская керамика (1-17) - и вторая группа - молчановская керамика (19-22) -из городища Боровиково (в скобках указан номер по приведенной в данной статье описи) Рис. 5. Вторая группа. Молчановская керамика с фигурными штампами (1, 6), неорнаментированная (2) и гребенчатая (3-5, 7-21) из городища Боровиково (в скобках указан номер по приведенной в данной статье описи) Пятый горшок (рис. 4, 19) с отогнутым венчиком, серого цвета, диаметром 30 см по венчику, толщина черепка 5-6 мм, в глиняном тесте прослеживается естественная примесь песка, обжиг равномерный, стенки заглажены с обеих сторон. Венчик прямой, с внутренней стороны сглажен, с внешней - небольшой технологический карнизик, неорнаментирован. Ямочно-жемчужная зона отсутствует. Орнамент в верхней части шейки - две полосы парного шнура, под которыми неровный ряд оттисков круглого штампа (по-видимому, неровность отпечатков - только часть композиции). Под этой полосой - линия шнура (скорее всего, являющаяся частью декора в виде двойных парных шнуров). Все эти сосуды с фигурными штампами соответствует декору седьмой подгруппы первой группы молчановской керамики VI-IX вв. Штамп «круг» относится к так называемым редким фигурным штампам, которые ведут свое происхождение из керамики зеленогорского этапа (VI-VII вв.) нижнеобской культуры. Некоторые исследователи отмечают отличия керамических сосудов, обнаруженных в пределах жилища и его зон (околоочажная, предвходовая и др.), и межжилищного пространства. В данном случае этот факт отсутствует, керамика распределена равномерно в пределах раскопа, исследованного жилища и межжилищного пространства по площади и глубине. Иногда фрагменты одного сосуда обнаружены как в границах жилища, так и за его пределами. Это прослеживается при сравнении изображенных на рисунках сосудов с Описью массовых находок (см. таблицу). Таким образом, керамический комплекс из раскопок городища Боровиково, демонстрирует синтез молчановской и бытырской культур. В частности, он прослежен по орнаментации керамики. Влияние молчановской орнаментальной традиции на шнуро-гребенчатую керамику городища Боровиково также прослеживается в широком распространении ямочно-жемчужной зоны, орнаментации среза венчика. Для керамического комплекса городища Боровиково характерна выгнутость шейки, которая также может быть связана с влиянием молчановской орнаментации керамики. Сохраняется, но уменьшается эта традиция и в юдинской культуре (Х-ХШ вв.), от которой, как неоднократно отмечали исследователи, имеет генетическую преемственность, что прослеживается, в частности, по элементам сходства керамических комплексов. Батырская культура занимает верхнее течение р. Туры, молчановская культура распространена в нижнем течении р. Туры, и непосредственная граница между ними проходит по среднему течению р. Туры, где и находится исследованное городище Боровиково. Датируется молчановская культура VI-IX вв. [3. С. 35] и рассматриваемый керамический комплекс, таким образом, также находится в этом хронологическом диапазоне.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 114
Ключевые слова
Зауралье, эпоха средневековья, городище, керамический комплекс, предметный комплекс, капище, батырская культура, Trans-Urals, Middle Ages, ancient settlement, ceramic complex, complex of objects, pagan temple, Batyrskaya cultureАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Гордиенко Алексей Владимирович | Тюменский государственный институт культуры | канд. ист. наук, доцент кафедры истории, искусствоведения и музейного дела | Gordienko_a_v@mail.ru |
Ссылки
Викторова В.Д. Население эпохи железа лесной полосы Среднего Зауралья : автореф. дис.. канд. ист. наук. Свердловск, 1969. 23 с.
Гордиенко А.В. Среднее Зауралье в эпоху раннего средневековья. Тюмень : РИЦ ТГИК, 2016. 230 с.
Гордиенко А.В. Молчановско-андрюшинская культура лесного Зауралья // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 2 (22). С. 31-36.
Гордиенко А.В., Емашова Е.В. Средневековая материальная культура Зауралья (по итогам раскопок городища «Пламя Сибири 7» в 2009 г.) // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2017. Вып. 1. С. 62-66.
Гордиенко А.В. Раскопки городища Антоново 1 // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1, № 2 (2). С. 118-124.
Шорин А.Ф., Зыков А.П., Вилисов Е.В. Средневековый комплекс Кокшаровского холма (Среднее Зауралье) // Российская археология. М. : Наука, 2013. № 1. С. 119-129.

Средневековое Батырское городище Боровиково | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/14
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2987