Стилевые проявления когнитивной гибкости тренеров и особенности ее развития в процессе профессиональной деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/23

Стилевые проявления когнитивной гибкости тренеров и особенности ее развития в процессе профессиональной деятельности

Раскрыта сущность и выделены психолого-педагогические особенности развития когнитивной гибкости как профессионально важного качества тренера. Охарактеризованы поведенческие проявления конкурентности через стили деятельности. Выявлены связи между показателями соревновательной успешности, психоэмоциональным состоянием тренера, характеристиками доминантности и гибкости поведения. Заданы контуры интеллектуальной подготовки тренера к саморазвитию конкурентных черт личности.

Stylistic Manifestations of Cognitive Flexibility of Coaches and Special Features of Its Development in Professional Act.pdf Современный этап развития спортивного движения в мире характеризуется высокой напряженностью состязательной борьбы, возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших соревнований. Данный факт, в свою очередь, неизмеримо повышает требования к качеству, стабильности и надежности техническо-тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психической устойчивости спортсменов и ставит перед всеми субъектами профессионального взаимодействия сложные задачи по совершенствованию организационно-методической системы многолетней подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации. Известна и неоспорима постоянно возрастающая роль науки в решении методико-технологических вопросов обеспечения соревновательно-тренировочной деятельности. Не вызывает сомнения, что ключевая роль в практической реализации всего спектра научных изысканий, в этой связи, отводится тренеру, призванному обладать не только определенными профессионально значимыми лич-ностно-психическими качествами и специальными компетенциями, но и присущим только ему, так называемым профессионально-педагогическим кредо [1. С. 102]. Именно тренер формирует у подопечных определенные стили деятельности, адекватные соревновательной ситуации, инициирует проявление комплекса альтернативных и содержательно пересекающихся стилей. Например, для вратаря в хоккее одновременно важны и полезависимость - как способность сохранять оптимальную позицию с учетом максимальной защиты створа ворот и их зон, и поленезависимость -как способность играть максимально стабильно в любой пространственной позиции относительно своих ворот и ворот соперника, включая смену ворот. Стилевая гибкость спортсмена как психологическое новообразование, отражающее способность к эффективному осуществлению соревновательной деятельности, характеризуется адаптивной подстройкой под модель и тактику соперника на основе предвосхищения, своевременного «прочувствования», «считывания» программы действий, оперативного планирования ситуационно адекватных фрагментов деятельности, ее перестройки, опережающей интеллектуальной и адекватной ситуации двигательной активности, что в конечном итоге обеспечивает большую вероятность завоевания позиции преимущества. Развитие стилевой гибкости у спортсмена призвано к опережающему преобразованию данной способности, прежде всего, у тренера, поскольку невозможно сформировать актуальное качество у первого, самому не обладая им. В отличие от кондиционных способностей, в которых спортсмен может многократно превосходить тренера, стилевая гибкость тренера и спортсмена тесно детерминированы важной для обоих образовательной и воспитательной средой, спектром реализуемых разноплановых средств и методов интегральной подготовки спортсмена и подлежит корректной тренерской оценке лишь в том случае, когда последний способен дифференцировать параметры динамики развиваемой способности. Таким образом, чем более подготовлена и сбалансирована диада «тренер - спортсмен» к решению разноплановых задач, и более пластична в своем поведении, тем больше вероятность достижения успеха как результата «адаптивной и деятельной природы интеллекта» [2. С. 5]. Известно, что интеллектуальные способности обеспечивают эффективность функционирования личности в различных условиях, определяют значимость развития «когнитивной дифференцированно-сти» уже «на вербально-концептуальном уровне активности» [3. С. 80]. При этом спортивное совершенствование молодого спортсмена в условиях сопутствующего интеллектуального развития напрямую сопряжено с интеллектуальной готовностью тренера [4. С. 191], отражающейся в комплексе значимых проявлений. Таким образом, «победа над соперником» содержательно ориентирует образовательно-воспитательный процесс на совершенствование компонентов профессиональной готовности тренера к практической деятельности, выступающей, по мнению Е.А. Левановой и Т.В. Пушкаревой, «залогом конкурентоспособности специалиста» [5. С. 148]. Кроме того, реализация когнитивно гибких средств и методов подготовки юных спортсменов призвана опираться и на соответствующую компетентность их родителей [6. С. 87] как созидателей развивающей среды. Актуализируя очевидную значимость профессиональных кондиций, В.Д. Шадриков отмечает, что в профессиональной деятельности способности «развиваются и специфизируются» [7. С. 49]. Ученый характеризует данный процесс как «замкнутый контур», который отражается через «мотив, цель, программу, информационную основу, принятие решения и профессионально важные качества» [8. С. 38], становящиеся необходимым условием удовлетворения мотива и достижения цели. В связи с этим ко всем субъектам профессионального взаимодействия в спорте, к тренеру прежде всего предъявляется спектр запросов на абсолютную конгруэнтность статусу «тренер-победитель». Отмечая вышесказанное, цель представленного исследования заключается в определении стилевых проявлений когнитивной гибкости у тренеров по различным видам спорта и на их основе обосновании методических подходов ее развития в процессе профессиональной деятельности. Методы и организация исследования. В работе мы использовали следующий комплекс методов: интервьюирование, самоописание, самооценка, контент-анализ смысловых образований, характеризующих содержание стилевой гибкости, сравнительно-сопоставительный анализ показателей стилевой гибкости и определяющих характеристик успешной соревновательной деятельности, педагогическое наблюдение, исследование свойств личности (по 16-F опроснику Кеттелла), состояния эмоциональной сферы личности тренера (эмоционального выгорания по опроснику В.В. Бойко); педагогический эксперимент. Для математико-статистической обработки полученных фактологических данных использовались методы непараметрической статистики (критерий Вилкоксона (T), корреляционный и факторный анализ (Statistica-8). Оценка степени согласованности мнений экспертов определялась на основе вычисления коэффициента конкордации Кендалла (W). Исследование проводилось в период с 2010 по 2017 г. на очных курсах и в процессе дистанционного обучения по программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации МИТУ. В исследовании приняли участие тренеры в возрасте от 24 до 56 лет, работающие в ЦСиО «Самбо-70», «Чертаново», ДЮСШ «Солнцево», Центре хоккейного мастерства (г. Москва), ТКУ ЦСИСК, СДЮСШОР, ДТДМ (г. Нальчик, КБР). Стаж работы тренеров составлял от 5 до 28 лет. Ири организации обучающих семинаров и тренингов и в процессе формирования групп, мы учитывали тот факт, что корпоративная культура многих спортивных школ предполагает определенную степень закрытости в вопросах распространения методик и технологий спортивной подготовки. В этой связи для создания более комфортной образовательной среды мы объединяли в группы по пять-шесть тренеров из спортивных школ по различным видам спорта, чтобы исключить разглашение конфиденциальной, по мнению тренеров, информации, касающейся методик и технологий организации и проведения учебно-тренировочного процесса со спортсменами. Результаты исследования и их обсуждение. Иро-водя исследования, мы опирались на данные, представленные в работах О.Т. Волковой (1991) - о соотношении различных стилей мыслительной деятельности и некоторых видов ориентаций при решении мыслительных задач; О.И. Белохвостовой (2003) - раскрывающей сущность соотношения стилей учебной деятельности как ресурсов личности в преодолении психологических барьеров; О.Е. Илгунова (2005) - характеризующего динамику становления стилей профессиональной деятельности на разных этапах карьеры; И.Л. Жирнова (2012) - о необходимости учета когнитивных стилей обучающихся и других авторов, что в совокупности актуализирует значимость когнитивной гибкости тренера как педагога и психолога. В процессе выявления когнитивных стилей тренеров по видам спорта, мы взяли за основу классификацию когнитивных стилей, предметно и развернуто раскрытых в трудах М.А. Холодной, в которых автор выделяет 18 альтернативных смысловых диад [9. С. 37-79]. Применительно к актуальной задаче исследования это важно, поскольку альтернатива в спорте определяется текущими требованиями ситуации и степенью ее сложности. Ири этом мы учитывали не только многогранность развития значимых качеств, но и их дихотомическую организацию и, как требование адаптации, - развитие противоположных по содержанию способностей. Классические тесты, отражающие степень проявления когнитивных стилей безотносительно к содержанию профессиональной деятельности тренера в спорте, не позволили нам создать убедительную аргументированность неоспоримой значимости стилевой гибкости. В связи с этим нами была разработана стилевая характеристика реализации профессиональной деятельности в спорте на основе предпочитаемых тренерами проявлений конкурентности (таблица). В ходе эксперимента знакомство тренеров с когнитивными стилями, актуальными в профессиональной деятельности, мы выстроили через развернутую характеристику их прикладного значения - через ознакомление с конкурентными деятельностными категориями, признанными ими в качестве базовых ценностей и мировоззренческих опор самосовершенствования. Факторный анализ (Factor Loadings (Unrotated) (Spreadsheet8) Extraction: Principal components (Marked loadingsare >,700 000) позволил выявить два фактора: 1-го и 2-го порядка, соответственно отражающих стилевую вариативность в широком спектре профессиональных способностей и интуитивность мыследеятель-ности в спорте в ее обновленной структуре, которая подтверждается достоверно высокой степенью согласованности мнений экспертов о ценности данных проявлений. Анализ сходных позиций 21 эксперта и степень согласованности их суждений (Friedman ANOVA and Kendall Coeff. Of Concordance, N = 2, df = 21, W, P < ,05) представлены в табл. 1. Используя полученные данные, мы построили корреляционные плеяды между когнитивными стилями и типами мышления, выделенными тренерами по степени значимости для профессии (r > ,70, P < 0,05). Выявленные положительные связи между характеристиками когнитивной гибкости позволили спроектировать развивающие упражнения сопряженного и комплексного воздействия, а при отрицательных - уточнить смысловое пространство их реализации и совершенствовать данные способности избирательно (рис. 1). Субъектная значимость реализации тренерами когнитивных стилей в профессиональной (учебной) деятельности № Стиль реализации Факторы W Иредпочитаемые тренерами мировоззренческие и поведенческие деятельности 1 2 проявления конкурентности, отраженные в способности к: Вербализация -,897 -,024 точному отражению смысла идеи, информативному вербальному описанию ситуации 1 Визуализация ,435 ,004 ,726 схватыванию из спектра ситуативно значимой визуальной информации главного, принятию решений и действиям на основе мгновенной ее переработки без артикуляции увиденного 2 Внешний локус контроля -0,883 ,053 ,900 точному распределению зон ответственности спортсменов, учету погрешностей и перспектив деятельности (Д) каждого Внутренний локус контроля ,876 -,116 критическому анализу, оперативному обновлению содержания планирования, организации процесса образования и воспитания Конвергентность -,500 -,523 критическому, логическому мышлению; 3 Дивергентность ,803 ,358 ,690 творческому подходу к процессу спортивной подготовки (СИ); выработке профессиональных позиций с учетом новых данных; открытости, научно-методическому развитию новых идей в СИ Иолезависимость -,804 -,252 удержанию в поле внимания и Д пространственных, временных, динамических, смысловых ориентиров 4 Иоленезависимость ,876 ,299 ,854 свободной ориентации в пространстве Д и мыследеятельности; восприятию незнакомой ситуации как нормы, оперативному приспособлению к ней; функциональному сближению к непривычным условиям Д 5 Импульсивность ,490 -,478 ,578 мгновенному реагированию на ситуацию на фоне вероятностного появления незначимых ошибок Рефлективность -,587 ,237 обдуманному действию при предваряющем исключении возможных ошибок Быстрое течение времени ,789 ,160 реализации мотивации достижения; оперативному, включению в неудобную Д, быстрой, гибкой ее перестройке 6 Медленное течение времени -,824 ,191 ,674 выжиданию перспективы; управлению Д на основе анализа спортивного опыта; психологически устойчивому поведению; анализу последствий Д, рационализа ции действий при потере темпа 7 Адаптивность -,563 -,611 ,693 эффективному применению устоявшихся способов, стилей, тактик, моделей Д; Инновативность ,541 -,538 усовершенствованию имеющихся, изобретению новых способов разрешения проблем 8 Дискурсивность -,492 -,060 ,740 научно-теоретическому и прикладному обоснованию профессиональной позиции, оперативному информативному сопровождению тренировочной Д Интуитивность ,277 -,791 «прочувствованию» верных способов решения задачи без анализа причин выбора 9 Аналитичность ,860 -,145 ,646 логическому анализу эффективности действий и Д, преемственному, последовательному, беспристрастному развитию мысли Синтетичность -,843 ,166 целостному восприятию и мгновенному «прочувствованию» психолого-педагогической ситуации; быстродействию при мгновенной переработке информации 10 Узкий диапазон эквивалентности -,627 ,328 ,796 дифференциации и индивидуализации профессионального взаимодействия со спортсменом на основе различения особых характеристик Д и ситуации, их многокомпонентной оценки Широкий диапазон эквивалентности -,563 ,051 освобождению от несущественных критериев эффективности; нахождению общих черт, интересов, позиций спортсмена; принятие права на спортивное совершенствование 11 Иредметное мышление (М) -,798 ,091 погружению в предмет совершенствования; последовательному выполнению операций и действий; преемственной детализации элементов исполнительской структуры движения 12 Символическое М ,734 -,149 ,691 выражению мысли как структуры (формулы), фиксирующей существенные отношения между рассматриваемыми символами 13 Знаковое М ,812 ,011 понятийному мышлению, высказываниям, фиксирующим выявленные отношения между предметами и объектами 14 Образное М -,375 ,712 воплощению мысли в обновленной структуре действия; 15 Креативность -,696 -,447 созданию принципиально новых идей; работе в условиях незавершенности, открытости к включению новых элементов Зафиксирован интересный факт: поскольку соревновательная деятельность осуществляется в большинстве видов спорта в условиях жесткого ограничения времени и пространства, показатели гибкости мышления и типы мышления, не лимитированные временем, демонстрируют отрицательные связи с проявлениями значимых качеств. Это: «Синтетичность» как мгновенная обработка материала и «Символическое мышление»; «Аналитичность» в поле оперативных соревновательных проявлений и «Предметное мышление» как таковое; «Поленезависимость» в пространстве соревновательной площадки, поля и «Креативность» (где, по мнению тренеров, теряются ориентиры, происходит выход за их пределы) как творческое начало мышления в целом. Кроме того, в ходе исследования уровня сформи-рованности стилевой гибкости (по данным самооценки тренеров) нам было интересно соотнести эти показатели с состоянием эмоциональной сферы. На выборке 15 тренеров мы провели дополнительное исследование. Определено, что 33,3% тренеров находятся в состоянии острого эмоционального выгорания, препятствующего конструктивному взаимодействию в конкурентной среде. Корреляционный анализ состояния взаимосвязей между показателями: стаж профессиональной деятельности тренера; позиция в турнирной таблице, отражающая успешность соревновательной деятельности спортивной команды (отдельных спортсменов); сформированность способности к гибкому поведению (по данным самооценки); уровень эмоционального (профессионального) выгорания, по В.В. Бойко; степень проявления доминантности (по 16-F опроснику Кеттелла, показатель Е) (рис. 2), позволил выявить, что чем меньше проявляется стилевая гибкость в профессиональной деятельности, тем в большей степени тренер склонен к переживанию психоэмоционального выгорания, тем более выраженно в его поведенческих характеристиках проявляется «доминантность» (Е-тест Кеттел-ла). Очевиден и тот факт, что в практике спорта тренеры-лидеры склонны к доминированию, но мы акцентируем внимание на необходимости конструктивного восприятия ими профессиональной реальности и эффективного приложения личностных ресурсов в решении тех или иных ситуационных задач. Комментируя отрицательные связи между показателями «когнитивная гибкость» и «позиция в турнирной таблице», тренеры высказали свое видение значимости преимущественного применения авторитарной стратегии управления спортсменами (в противовес ролевым позициям «наставника» и «партнера»). Данный факт, на первый взгляд, снижает диапазон ролевых стратегий тренера как учителя и воспитателя при реализации ключевых функций профессиональной деятельности в спорте: управленческой, формирующей, гностической, регулирующей, диагностической, воспитательной, образовательной и т.д. По мнению Р.М. Загайнова, подавляющее число тренеров развивается не «от победы - к победе», а «от поражения - к поражению - и только через них - к победе». По данным опроса, 23 спортсмена из 25 (мастера спорта по хоккею с шайбой) отметили высокую значимость умения тренера конструктивно переживать текущий неуспех соревновательного противоборства. Обозначили важность «не поддаваться на ловушку» тренера-соперника в навязывании неэффективной стратегии, что актуализирует значимость когнитивной гибкости мышления, восприятия ситуации как тренером, так и спортсменами, связанными со своим тренером контекстами конструктивного проявления интеллекта, воли, эмоций. Рис. 1. Корреляционные плеяды когнитивных стилей и типов мышления по данным самооценки тренеров о проявлении когнитивной гибкости в профессиональной деятельности (r > ,70, P < 0,05). Сплошные линии отражают положительные взаимосвязи, прерывистые отрицательные взаимосвязи Обращаясь к значимости создания творческой среды при развитии когнитивной гибкости, приведем пример. Проявление и формирование дискурсивности спортсмена как его способности к вербализации и отстаиванию идей, позиций по реализации фрагментов техники, программы двигательных действий, возможны как минимум в ситуациях, когда тренеру интересен процесс и результаты рассуждения и самоанализа поведения и деятельности спортсмена. В противном случае будет отсутствовать психолого-педагогическое условие - сама развивающая среда, поскольку тренер конструирует образовательное пространство в рамках своего представления о спектре соревновательно значимых способностей. Учитывая вышесказанное, в процессе занятий на курсах повышения квалификации мы инициировали тренеров к перестройке и реализации несвойственных им стилей деятельности, что позволило выделить основные методические линии для развития и формирования когнитивной гибкости у слушателей. Ниже представлены примеры заданий для выполнения в парах. Каждый тренер, имея на планшете видео фрагмента учебно-тренировочного занятия из 10 усложняющихся упражнений, пересказывает оперативно подготовленный моно- и диалог с акцентом на несвойственный ему стиль деятельности как демонстрация когнитивной гибкости в различных ее проявлениях: 1. Как эмоциональную готовность к иной реализации деятельности (эмоциональное абстрагирование). Предваряющее задание - «вывести» действия из привычного алгоритма, схемы, смещая акценты опоры на другие качества, являющие собой механизм достижения цели. На базе упражнений тренировочного занятия, или, выполняя подготовительные упражнения: одновременно правой и левой рукой на двух листах написать лозунг дня; выполнить задание неведущей рукой; одновременно выполнить линейные и перекрестные действия разными руками до сбоя движений; написать предложение, нарисовать фигуру при опосредованном визуальном контроле «через отражающее стекло». 2. Как основу индивидуального поведения и деятельности тренера. Задание: «Создание развернутой психологической характеристики, Я-концепции собственной профессиональной деятельности». Из спектра представленных и охарактеризованных стилей и стратегий деятельности выделить наиболее свойственные для себя стилевые особенности поведения и продемонстрировать их максимально ярко и профессионально, что позволило бы другим тренерам принять данный стиль и стратегию как значимые. 3. В альтернативных стилях как первичный опыт работы в новом ключе. Задание: последовательно выстроить фрагменты профессиональной коммуникации в парных стилях (вербализация / визуализация; внешний локус контроля / внутренний локус контроля; конвергентность / дивергентность; полезависимость / поленезависимость; импульсивность / рефлективность; быстрое течение времени / медленное течение времени; адаптивность / инновативность; дискурсив-ность / интуитивность; аналитичность / синтетичность; узкий диапазон эквивалентности / широкий диапазон эквивалентности). 4. В смешанных когнитивных стилях. Задание: выстроить фрагменты профессиональной коммуникации, сочетая их единицы из различных диад (например: «дивергентность» и «рефлективность»; «иннова-тивность» и «аналитичность»; «внешний локус контроля» и «визуализация» и др.). 5. В стилях, несвойственных темпераментальным и характерологическим особенностям личности тренера. Задание: выстроить фрагменты профессиональной коммуникации при осознанном расширении их спектра как движения к более высокому уровню освоения психологической подстройки к субъекту спортивной подготовки (для холерика - развернутое описание техники исполнения двигательного действия в стиле «медленное течение времени» - скрупулезно, детализированно, по фазам двигательного действия; для флегматика - описание основы техники «синтетично», быстро, всеобъемлюще, целостно и др.). 6. В контекстах типов мышления. Задание: последовательно выстроить профессиональную коммуникацию, описывая фрагмент занятия в форматах предметного, символического, знакового, образного мышления и креативности. 7. В контекстах стилей соревновательного противоборства сопернику. Задание: описать 30 спортивными терминами (индивидуальные) стили соревновательной деятельности в видах спорта, например: в спортивных играх - по профессиограммам И.Ш. Тучашвили, О.П. Топышева, др.; в единоборствах (А.Е. Павлова и др.). Рис. 2. Корреляционная плеяда связей показателей соревновательной успешности тренера и личностных характеристик поведения и деятельности 8. В практической учебно-тренировочной деятельности подопечных тренеру юных спортсменов. Задание: реализация новых для профессионального опыта когнитивных стилей. В ходе развития у тренера стилевой гибкости, реализуемой и в учебно-тренировочной деятельности, мы столкнулись с другой проблемой - некоторой неготовностью спортсменов к преобразованию деятельности в отражении разных сфер личности. Ниже представлены отрицательные психологические позиции. Аргументация «не хочу» отражает эмоционально отрицательное отношение ряда спортсменов к новому способу действий и деятельности, зачастую недостаточность осознания перспектив положительного влияния развиваемой способности, что обусловливает разработку содержания вводных установочных фрагментов учебно-тренировочных занятий в ходе эксперимента. Пример: 1) «Уважаемый юный спортсмен! Весь мир воспринимается нами в положительных и отрицательных красках. (Констатация единства «аффекта и интеллекта», права на самооценку и уважения этого права). 2) Все задания, предлагаемые другими людьми и тренером, мы подвергаем сомнению. (Принятие дискурсивности спортсмена и психологической модели поведения «оппозиционер» как нормы ответной реакции). 3) Каждый из нас имеет свое представление о правильности тренировочного процесса. (Принятие сложившегося стереотипа суждений). 4) Вместе с тем мы видим явное преимущество кондиционной, координационной, интеллектуальной (в соответствии с образовательной и воспитательной задачей) подготовленности лучших спортсменов в возрастах выше нашего: перечисление более старших лучших спортсменов. (Рефлексия «на другого», не конкурента). 5) Мы наблюдаем все возрастающую результативность их технико-тактических действий. (Рефлексия на деятельность «другого»). 6) И мы можем в спорте идти вперед крупными шагами, если будем готовы к трудной и неудобной для каждого из нас деятельности. (Рационализация мышления). 7) Мы будем радоваться освоению нового сложного и непривычного упражнения! (Эмоционально позитивное и конструктивное восприятие перспектив освоения нового). 8) Мы будем управлять своей мыслью при ее первом «соскальзывании» на отрицательную оценку и отказ исполнять трудное для каждого из нас на сегодняшний день упражнение, не давать ей останавливать себя на пути спортивного совершенствования! (Актуализация регулятивного компонента через призму эмоционального). 9) Мы будем гибкими и разноплановыми как «имя и фамилия лучшего спортсмена»? (Рефлексия на стилевую гибкость «другого»). 10). Мы будем мобильными, готовыми к неожиданным, неосвоенным упражнениям! (Рефлексия на свою деятельность). 11) Мы легко встроимся в новое! Мы свободно начнем делать по-новому и справимся с новым! (Рефлексия на себя, на процесс собственной деятельности и ее ближайший результат). Аналогично мы корректировали позицию отрицания «Не могу» как отражение текущей операционально-технической неготовности к освоению новых стилей и способов, разъясняя юным спортсменам, что приспособление к трудностям деятельности происходит исключительно на фоне этой сложной деятельности. Мы преобразовывали позицию «Не должен» как характеристику отрицания ответственности через призму волевой сферы личности в деятельности, в своей отрицательной динамике преобразующейся в «упрямство». Ниже представлена динамика самооценки тренеров о сформированности когнитивной гибкости (рис. 3). Wilcoxon Matched Pairs Test (Spreadsheet23) Marked tests are significant at p

Ключевые слова

спорт, профессиональная деятельность тренера, когнитивные стили, типы мышления, когнитивная гибкость, развитие, sports, professional activity of coach, cognitive styles, thinking styles, cognitive flexibility and development

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузьменко Галина АнатольевнаМосковский педагогический государственный университет д-р пед. наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спортаkuzmenkoga2010@yandex.ru
Ким Татьяна КонстантиновнаМосковский педагогический государственный университет д-р пед. наук, зав. кафедрой теоретических основ физической культуры и спортаkim.tatiana8848@yandex.ru
Леванова Елена АлександровнаМосковский педагогический государственный университет levanova.46@mail.ru
Шерин Владимир Сергеевич Томский государственный университет канд. пед. наук, доцент кафедры гимнастики и спортивных игрvladimirsherin@yandex.ru
Всего: 4

Ссылки

Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В. Школа восприятия, конструктивного мышления и продуктивного действия спортсмена в методике психолого-педагогического обучения // Теория и практика физической культуры. 2013. № 5. С. 96-102
Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер. с англ. и фр. СПб. : Питер, 2003. 192 с
Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М. : АО «Столетие», 1997. 480 с
Кузьменко Г.А. Концепция интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте. М. : МПГУ, 2017. 212 с
Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. № 10. С. 148-150
Ким Т.К. Оценка готовности специалистов сферы «Физическая культура и спорт» к эффективному взаимодействию с семьей учащихся // Спортивный психолог. 2011. № 2 (23). С. 86-92
Шадриков В.Д. Проблемы познавательных способностей в психологии труда и обучении // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1992. С. 48-60
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. М. : Наука, 1982. 185 с
Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума : учеб. пособие. М. : ПЕР СЭ, 2002. 304 с
 Стилевые проявления когнитивной гибкости тренеров и особенности ее развития в процессе профессиональной деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/23

Стилевые проявления когнитивной гибкости тренеров и особенности ее развития в процессе профессиональной деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/23