Мониторинг физической подготовленности студентов-бакалавров, поступивших на 1 -й курс Томского государственного университета | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/26

Мониторинг физической подготовленности студентов-бакалавров, поступивших на 1 -й курс Томского государственного университета

Приведены данные мониторинга физической подготовленности студентов-бакалавров, поступивших на 1-й курс Томского государственного университета с 2006/07 по 2017/18 учебные года. Выявлено ухудшение физической подготовленности (за исключением силовых качеств) девушек и юношей. Исходя из полученных результатов, преподавателям, работающим с первокурсниками необходимо скорректировать свои рабочие планы в связи изменениями исходного уровня физической подготовленности студентов.

A Worrying Trend in the Physical Condition of the First-Year Students of Tomsk State University.pdf Сегодня в современном мире, в быстром темпе идет развитие науки и технического прогресса и молниеносно нарастает поток новой информации, которая обязательна и необходима современному специалисту. Все это делает учебную активность студента все более энергичной, сосредоточенной и напряженной. В связи с этим набирает силу значимость физической культуры и спорта как инструмента оптимизации уклада жизни, активного отдыха, поддержки и увеличения потенциала работоспособности студентов на этапе всего периода обучения. Физическая активность студента не только благоприятствует укреплению здоровья и отличной работоспособности, но и создает условия для дающей положительные результаты, профессиональной деятельности, непосредственно выражаясь в ней через такие факторы, как самочувствие, здоровье, уровень физической подготовленности, профадаптация [1, 2]. В последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья и физической подготовленности детей, подростков, студенческой молодежи. Однако конкретных данных, касающихся того, как изменился уровень физической подготовленности студентов поступивших на первый курс Томского государственного университета, на наш взгляд нет [3, 4]. В связи с этим целью настоящего исследования являлся мониторинг физической подготовленности студентов-бакалавров, поступивших на 1-й курс Томского государственного университета. Методы исследования. Для определения уровня физической подготовленности было выбрано 5 тестов: юноши - бег на 100 и 2 600 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, наклон, вперед стоя на скамье и девушки - бег на 100 и 1 800 м, прыжок в длину с места, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, наклон, вперед стоя на скамье. В тестировании участвовали студенты-бакалавры 1-го курса, прошедшие медицинское освидетельствование, в сентябре сдавшие контрольное тестирование физической подготовленности. В 2006/07 учебном году было протестировано 1 206 студентов, в 2007/08 - 1 210, в 2008/09 - 1 133, в 2010-11 - 523, в 2011/12 - 816, в 2012/13 - 845, 2013/14 - 555 (только девушки), 2014/15 - 661, 2016/17 - 895, 2017/18 - 915. В 2013/14 учебном году из-за погодных условий тестирование было проведено только у девушек. Все студенты по состоянию здоровья были отнесены к основной медицинской группе. Результаты и их обсуждение. В процессе исследования были получены данные физической подготовленности студентов-бакалавров поступивших на 1-й курс с 2007 по 2013 г. в Томский государственный университет (рис. 1-5). Физические и физиологические возможности обучающихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического воспитания важно осуществлять индивидуальный подход, учитывая уровень проявления физических качеств студентов: выносливости, гибкости, силы, скоростных качеств и т.д. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена. Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 6090 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц [5]. Выносливость студентов оценивали с помощью бега на 2 600 м у юношей и 1 800 м у девушек. В 2006/07 учебном году выносливость юношей составляла 10,8 ± 0,6 мин, а девушек 9,5 ± 0,6 и это является лучшим показателем за все годы наблюдения. Уже через год данный показатель ухудшается на минуту, как у девушек, так и юношей (р > 0,05). Начиная с 2008/09 учебного года и все последующие года наблюдения девушки и юноши, поступившие в ТГУ, пробегали кросс статистически достоверно медленнее в сравнение с первым годом исследования (рис. 1). Как уже было отмечено, для воспитания выносливости необходимы регулярные тренировки в течение длительного времени. Наше исследование показало постепенное снижение выносливости у первокурсников в период с 2006 по 2017 г., что указывает на снижение времени, которое молодежь уделяет занятиям физической культурой. В свою очередь это приводит к снижению адаптационных возможностей организма и работоспособности студентов. Скоростно-силовые качества - это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Оценка скоростно-силовых качеств студентов поступивших на 1-й курс бакалавриата Томского государственного университета происходила с помощью теста «Прыжок в длину с места», результат представлен в сантиметрах. Анализ динамики уровня проявления скоростно-силовых качеств, как юношей, так и девушек, не показал статистически достоверных изменений данного показателя, но, тем не менее, выявлена ежегодная стабильная динамика ухудшения теста «Прыжок в длину с места» (рис. 2). девушки юноши У 2006-2007 Н 2007-2008 У 2008-2009 У2010-2011 У 2011-2012 У 2012-2013 У 2013-2014 У 2014-2015 У 2016-2017 У 2017-2018 Рис. 1. Динамика уровня проявления выносливости юношей и девушек, поступивших на 1-й курс Томского государственного университета 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2016-2017 2017-2018 230 210 190 170 150 девушки юноши Рис. 2. Динамика уровня проявления скоростно-силовых качеств юношей и девушек, поступивших на 1 -й курс Томского государственного университета Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [5]. Гибкость у студентов, поступивших на 1-й курс Томского государственного университета, проверялась с помощью теста «Наклон вперед, стоя на скамье, расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры», результат представлен в сантиметрах. При изучении динамики уровня проявления гибкости у девушек, обучающихся в ТГУ, не обнаружено статистически достоверных изменений данного показателя. В тоже время у юношей выявлено достоверное ухудшение гибкости в 2007/08, 2010/11, 2012/13, 2016/17, 2017/18 учебных годах в сравнение с первым годом наблюдения (рис. 3). Изучение уровня проявления силовых способностей у студентов-бакалавров поступивших на 1-й курс обучения в Томский государственный университет проводилось с помощью теста «Сгибание-разгибание рук, в упоре лежа» у девушек и «Подтягивание на перекладине» у юношей, результат представлен в количестве выполненных упражнений. При анализе силовых качеств у девушек-первокурсниц выявлено, что в 2006/07 учебном году среднее значение оказалось 5,1 ± 0,4. Все последующие года наблюдается повышение силовых качеств у студенток, а уже в 2008/09, 2014/15 и 2016/17 учебных годах количество повторений в тесте «Сгибание-разгибание рук, в упоре лежа» статистически достоверно выше, аналогичного показателя у студенток в 2006/07 учебном году. При этом обращает на себя внимание, что в 2014/15 учебном году первокурсницы показали наилучшие значения силы за все годы наблюдения. А уже в последующие два года произошло достоверное снижение силовых качеств у девушек, поступивших в ТГУ, и в 2017/18 девушки показали минимальное значение (p < 0,05) (рис. 4). В период с 2006/07 по 2008/09 учебные года юноши, поступившие в Томский государственный университет, продемонстрировали стабильный уровень проявления силовых качеств. В 2010/11 учебном году происходит статистически достоверное увеличение количества повторений теста «Подтягивание на перекладине» по сравнению с аналогичным показателем у юношей в 2006/07 учебном году. В дальнейшие годы наблюдается динамика снижения силовых качеств первокурсников относительно периода 2010/11 года (рис. 4). В последние годы у молодежи стали чаще посещать тренажерные залы, где основной акцент занятий направлен на развитие физической силы, вероятно, этим можно объяснить повышение силовых качеств студентов-первокурсников в данном исследовании. девушки юноши В 2006-2007 Н 2007-2008 В 2008-2009 Н 2010-2011 В 2011-2012 В 2012-2013 В 2013-2014 В 2014-2015 -J 2016-2017 В 2017-2018 Рис. 3. Динамика уровня проявления гибкости у юношей и девушек, поступивших на 1-й курс Томского государственного университета В 2006-2007 В 2007-2008 В 2008-2009 В 2010-2011 В 2011-2012 В 2012-2013 Ы 2013-2014 В 2014-2015 J 2016-2017 В 2017-2018 кол-во девушки юноши Рис. 4. Динамика уровня проявления силы у юношей и девушек, поступивших на 1-й курс Томского государственного университета Примечание: * - уровень статистической значимости различий (p < 0,05) по сравнению с показателями у студентов в 2006/07 учебном году; # - уровень статистической значимости различий (p < 0,05) по сравнению с показателями у студентов в 2010/11 учебном году Скоростные качества у юношей и девушек, поступивших на 1-й курс Томского государственного университета, оценивались с помощь теста «Бег на 100 м», результат представлен в секундах. При анализе динамики скоростных качеств, как девушек, так и юношей, не выявлены статистически достоверных изменений в наблюдаемых показателях за весь период исследования (рис. 5). Таким образом, можно констатировать, что за период с начала исследования физической подготовленности студентов-бакалавров поступивших на 1-й курс Томского государственного университета произошли изменения показателей в сторону ухудшения, за исключением силовых качеств. Преподавателям, работающим с первокурсниками необходимо обратить внимание на совершенствование учебного процесса и скорректировать свои рабочие планы в связи изменениями исходного уровня физической подготовленности студентов. девушки юноши U 2006-2007 Н 2007-2008 У 2008-2009 U 2010-2011 У 2011-2012 У 2012-2013 У 2013-2014 У 2014-2015 U 2016-2017 У 2017-2018 Рис. 5. Динамика уровня проявления скоростных качеств у юношей и девушек, поступивших на 1 -й курс Томского государственного университета

Ключевые слова

физическая подготовленность, студенты, первокурсники, Томский государственный университет, физическая культура, physical condition, students, first-year students, Tomsk State University, testing, physical education, тестирование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шилько Татьяна Александровна Томский государственный университет д-р мед. наук, профессор кафедры гимнастики и спортивных игрtashilko@gmail.com
Головко Галина Ивановна Томский государственный университет ст. преподаватель кафедры физического воспитанияgolovkogalina2000@mail.ru
Лосон Елена Васильевна Томский государственный университет ст. преподаватель кафедры физического воспитанияevloson@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Воложанин С.Е., Гришунов С.В. Индивидуальный паспорт физической подготовленности как информативный фактор физической активности студента // Образование личности. 2018. № 1. С. 81-90
Лубышева Л.И., Загревская А.И. Контекст-анализ публикаций в информационном пространстве журнала «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 94-96
Головко Г.А., Загревская А.И. Динамика состояния здоровья студентов-первокурсников Томского государственного университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 2-4 (44). С. 18-20
Шаратских А.Ю., Кузекевич В.Р. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов первых курсов педагогического института ИГУ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 298-306
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. М. : Академия, 2003. 480 с
 Мониторинг физической подготовленности студентов-бакалавров, поступивших на 1 -й курс Томского государственного университета | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/26

Мониторинг физической подготовленности студентов-бакалавров, поступивших на 1 -й курс Томского государственного университета | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. DOI: 10.17223/15617793/440/26