Материальное вознаграждение как фактор обеспечения рабочими кадрами промышленных предприятий Алтайского края в 1940-е - 1980-е гг. | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. DOI: 10.17223/15617793/443/19

Материальное вознаграждение как фактор обеспечения рабочими кадрами промышленных предприятий Алтайского края в 1940-е - 1980-е гг.

На основе регионального и микроисторического подходов с целью оценки значения материального вознаграждения в проблеме обеспечения рабочими кадрами промышленности Алтайского края изучена система оплаты труда, действовавшая на советских предприятиях в 1940-1980-е гг. Материальное вознаграждение рассмотрено как стимул труда в промышленности региона, на заводах машиностроительной отрасли, а также как фактор привлечения и закрепления на производстве рабочих отдельных профессиональных групп.

Financial Incentives as a Factor of Supply of Labour Force at Enterprises of Altai Krai in the 1940s-1980s..pdf Обеспечение промышленности рабочей силой с помощью привлечения в необходимом для производства количестве рабочих кадров и их последующего закрепления на предприятиях наряду со стимулированием интенсивного и высокопроизводительного труда работников представляет собой важное направление системы мотивации труда. До конца советской истории проблема высокой текучести кадров на промышленных предприятиях сохраняла остроту, что указывает на неэффективность действовавших трудовых стимулов. В современной историографии кризис системы мотивации труда рассматривается в качестве одного из ключевых факторов разрушения советской модели социализма [1. С. 6-7], что определяет актуальность изучения содержания и эволюции на различных этапах направлений и способов мотивации труда в СССР. В экономической системе командного типа трудовые стимулы устанавливались государством, но их реализация происходила в обстоятельствах функционирования конкретных производств, которые могли быть различными на уровне региона и отдельных предприятий, что создает необходимость при анализе тех или иных аспектов проблемы мотивации труда учитывать социально-экономические и демографические особенности регионального развития и определяет перспективность использования микроисторического подхода, получившего распространение в современных исследованиях стимулирования труда в СССР [1, 2]. Изучение процесса мотивации труда в историографии осуществляется с помощью подхода, выделяющего три группы стимулов: принуждение, материальное вознаграждение и моральные побуждения, которые в различных сочетаниях действовали в любых исторических условиях [1. С. 8; 2. С. 5; 3]. Как стимул работать интенсивнее вознаграждение действовало с помощью сдельной системы оплаты труда и премий, которые определяли зависимость заработной платы от результатов труда. В качестве стимула для привлечения кадров и их закрепления выступал уровень средних заработков на предприятии и его отдельных производствах. Значимость материального вознаграждения в проблеме обеспечения промышленности рабочими кадрами определялась степенью дифференциации системы оплаты труда в зависимости от условий жизни в регионе, приоритета той или иной отрасли для решения государственных задач, цеховых условий труда, сложности профессии и ряда других параметров. В современной историографии проблемы мотивации труда фактор материального вознаграждения в обеспечении промышленности рабочей силой является слабоизученным вопросом, при этом работы, в которых материальные стимулы выступают в качестве самостоятельного объекта исследования, в основном не выходят за рамки периода Великой Отечественной войны [4-6]. Стимулирующее значение материальных поощрений на последующих этапах советской истории рассматривается в качестве одного из элементов системы мотивации труда [2]. Наиболее дискуссионный вопрос представляет оценка роли материальных стимулов в годы войны. В.А. Сомов отрицает значение вознаграждения в этот период, так как его уровень не мог компенсировать трудозатраты рабочих в тяжелейших условиях производства и быта [7]. Ряд исследователей отмечают лишь снижение роли денежных выплат при нормированном снабжении, росте налогов и остром дефиците продуктов питания и товаров первой необходимости [6, 8]. Несмотря на указанные явления, по мнению А.М. Маркевича и А.К. Соколова, работники были вынуждены обращаться к услугам государственной и частной торговли, и зарплата в денежной форме сохраняла свою значимость [2. С. 331]. Как считают последние авторы, с середины 1950-х гг. в трудовой политике государства отчетливо обозначился уравнительный вектор, следствием которого стала тенденция сокращения разрыва в доходах рабочих различных отраслей и категорий [Там же. С. 251-253]. По мнению Л.И. Бородкина, уравнительная линяя в материальном вознаграждении окончательно установилась позже, после тарифной реформы 1972-1975 гг., которая резко сократила дифференциацию оплаты труда [9. С. 12]. Цель настоящего исследования заключается в выявлении значения материального вознаграждения как фактора обеспечения рабочими кадрами промышленных предприятий Алтайского края в 1940-1980-е гг. Исследование выполнено на основе регионального и микроисторического подходов. В качестве объектов для микроанализа были выбраны три предприятия, представляющие ключевые отрасли машиностроения края: Барнаульский завод транспортного машиностроения («Трансмаш»), Алтайский тракторный завод (АТЗ) в г. Рубцовске, а также Барнаульский вагоноремонтный завод (ВРЗ). Основу источниковой базы исследования составила отложившаяся в Государственном архиве Алтайского края и Архивном отделе администрации г. Рубцовска делопроизводственная документация выбранных для изучения предприятий: годовые отчеты и объяснительные записки к ним, приказы руководства, отчеты по работе с кадрами, содержащие сведения о размерах заработной платы, действиях руководителей в отношении оплаты труда, динамике текучести кадров. Задачи системы материального вознаграждения в промышленности Алтайского края в 1940-1980-е гг. В изучаемый период в регионе более острый характер, чем в стране в целом, носила проблема отставания в развитии социальной инфраструктуры - жилищного фонда, городского благоустройства, общественного транспорта, системы здравоохранения, досуга, учреждений школьного и дошкольного образования. Единственно возможным компенсирующим перечисленные условия фактором мог стать повышенный в сравнении с центральными районами страны уровень оплаты труда. Необходимость в нем обусловливалась и климатическими особенностями Алтайского края, которые создавали потребность в дополнительных расходах на питание, одежду и топливо. В рабочих коллективах машиностроительных заводов большую группу составляли кадры «горячих» цехов: формовщики, обрубщики, кузнецы, сварщики и другие профессии, условия труда которых оказывали вредное воздействие на здоровье. Вне зависимости от регионального расположения предприятий привлечь и закрепить на производстве рабочих данной категории было возможно только с помощью обеспечения повышенных заработков или предоставления социальных льгот. Условием нормального функционирования машиностроительных предприятий являлась их укомплектованность кадрами так называемых ведущих профессий. К ним относились, во-первых, рабочие станочных (универсальных, сквозных) профессий, которые занимались обработкой металла и других материалов с помощью оборудования: токари, фрезеровщики, шлифовщики, сверловщики и ряд других; во-вторых - слесари ремонтного и инструментального профилей, в обязанности которых входил ремонт и обслуживание станков, а также изготовление и ремонт приспособлений (к примеру, форм для литья) и инструмента (обрабатывающего, измерительного и др.). Содержание труда перечисленных профессий было сложным, а овладение необходимыми для работы навыками требовало прохождения продолжительного обучения, в отличие, например, от освоения профессии сборщика для работы на конвейере. При этом руководители предприятий сталкивались с проблемой обеспечения рабочим «ведущих» профессий повышенных заработков. Причины проблемы заключались в том, что для ремонтников и инструментальщиков более целесообразной являлась повременная система оплаты труда, тарифные ставки1 которой были ниже, чем ставки для рабочих-сдельщиков, а станочники, являясь рабочими сдельной системы оплаты труда, не располагали возможностями для значительного увеличения выработки (соответственно, заработной платы), так как операции механизированного труда поддавались точному нормированию и потенциал перевыполнения норм на таких работах ограничивался мастерством рабочего и возможностями оборудования. Система материального вознаграждения в решении перечисленных задач рассматривается в рамках трех этапов: 1) в чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны, когда приоритетное значение в обеспечении промышленности рабочей силой принадлежало принудительным механизмам (первая половина 1940-х гг.); 2) в условиях снижения значения централизованных источников комплектования предприятий рабочими кадрами и ослабления принуждения в их закреплении в послевоенное десятилетие (вторая половина 1940 - первая половина 1950-х гг.); 3) в период полного отказа от принудительных мер закрепления кадров и серии реформ системы оплаты труда (вторая половина 1950-х - 1980-е гг.). 1. Первая половина 1940-х гг. В период Великой Отечественной войны предоставляемое на заводах материальное вознаграждение, которое в условиях карточной системы снабжения реализовывалось не только в денежной, но и в натуральной форме, не являлось значимым фактором в решении задачи привлечения рабочих на производство. Промышленность обеспечивалась кадрами преимущественно централизованно: Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и его бюро на местах направляли на предприятия мобилизованных для работы в промышленности городских и сельских жителей, рабочих, эвакуированных из европейских областей страны, а также выпускников системы трудовых резервов - ремесленных и железнодорожных училищ, школ фабрично-заводского обучения. Закрепление поступавших рабочих кадров должно было обеспечиваться действием судебной ответственности за самовольное оставление места работы, которая была установлена до начала войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и в качестве наказания предусматривала тюремное заключение на срок от двух до четырех месяцев. Для рабочих предприятий оборонных отраслей промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. самовольный уход был приравнен к дезертирству с фронта, а в качестве наказания определено тюремное заключение на срок от пяти до восьми лет. В течение 1942-1944 гг. действие последнего Указа распространялось на другие отрасли промышленности и отдельные предприятия. Несмотря на введение строгих наказаний высокий уровень самовольных уходов рабочих представлял собой острую проблему для промышленных предприятий. В 1943 г. без санкции администрации АТЗ покинули 2 102 чел., или 68,8% от среднего числа рабочих в этом году, в 1944 г. - 1 585 чел. (34%); завод «Трансмаш» в 1943 г. - 1 188 чел. (21%), в 1944 г. -1 232 чел. (19,5%); ВРЗ в 1943 г. - 149 чел. (6,9%), в 1944 г. - 364 чел. (17,3%) [10. С. 103]. Представленные данные показывают, что отдельные предприятия демонстрировали различия в масштабах самовольных уходов: доля «дезертиров» в рабочих коллективах на заводе «Трансмаш» и ВРЗ в годы войны была существенно ниже, чем на АТЗ. Факторами этих различий выступали структура трудовых коллективов с точки зрения источников комплектования (для эвакуированных кадров «дезертирство» не имело практического смысла), характер наказаний за самовольный уход с места работы (на основе Указа от 26 июня 1940 г. или предполагавшего более строгие санкции Указа от 26 декабря 1941 г.), а также уровень материального вознаграждения за труд, который зависел от ведомственной принадлежности предприятия: в стратегически важных в условиях войны отраслях промышленности были установлены повышенные тарифные ставки, предоставлялись более значительные ресурсы для снабжения рабочих продовольствием, топливом, одеждой, обувью и необходимыми бытовыми предметами [Там же. С. 103-104]. Завод «Трансмаш» в годы войны производил танковые двигатели и подчинялся Наркомату танковой промышленности, ВРЗ находился в ведомстве Наркомата путей сообщения, в свою очередь, АТЗ принадлежал к Наркомату сельскохозяйственного машиностроения. На ВРЗ и заводе «Трансмаш» всем без исключения рабочим предоставлялось двухразовое питание. Согласно записке директору завода «Трансмаш» Д.И. Толмачеву от его заместителя по рабочему снабжению в сентябре 1943 г. перерасход продуктов в столовых предприятия против установленных норм на одного человека по мясу и рыбе составил 5,2 кг, по жирам - 0,8, по крупам - 6,4, по сахару - 0,8 кг. [11. Оп. 1. Д. 207. Л. 133]. При этом продуктовая база АТЗ до конца 1944 г. позволяла осуществлять питание рабочих в столовых только один раз в день [12. Д. 24. Л. 11-12]. В 1943 г. средняя заработная плата рабочих завода «Трансмаш» превышала заработки рабочих АТЗ на 30% (73,2 руб.2 в месяц против 56,3), в 1944 г. - на 23% (77,7 руб. в месяц против 63) [11. Оп. 1. Д. 463. Л. 43; 12. Д. 103. Л. 62]. Относительно высокий уровень материального вознаграждения в некоторой степени позволял облегчить положение рабочих в тяжелых жилищных и производственных условиях, которые являлись главной причиной нарушений законодательства о запрещении самовольного оставления производства. Система материального вознаграждения, установленная в годы войны, предполагала значительные различия в оплате труда в зависимости от условий: для рабочих «горячих» цехов полагалось второе горячее питание и снабжение хлебом по повышенной норме (1 000 г), действовали более высокие тарифные ставки. На ВРЗ часовые ставки сдельщиков 1-го разряда тяжелых условий труда (6 коп.) и особо тяжелых (7 коп.) превышали ставку 1-го разряда нормальных условий (5,5 коп.) на 9 и 27% соответственно [13. Оп. 2. Д. 27. Л. 23], на заводе «Трансмаш» практически аналогично - на 9,4 и 30% (10,5 и 12,5 против 9,6 коп. [11. Оп. 1. Д. 465. Л. 49]). Повышенные ставки также действовали для рабочих «ведущих» профессий. Кроме того, на заводах широкое распространение имела практика перевода ремонтников и инструментальщиков на сдельную систему оплаты труда, ставки которой были выше (данное явление в ведомственной документации предприятий получило название «фиктивная сдельщина»). Действовавшая система оплаты труда обеспечивала дифференциацию заработков рабочих различных категорий. В 1944 г. на заводе «Трансмаш» при средней зарплате рабочих 77,7 руб. в месяц токари 5-го и 6-го разрядов зарабатывали 91,6 руб. (на 17,9% больше), формовщики тех же разрядов - 97,7 руб. (на 25,5% больше), электросварщики - 105 руб. (на 35% больше) [11. Оп. 1. Д. 405. Л. 54]. Данные табл. 1 о среднем часовом заработке рабочих отдельных профессий на ВРЗ за январь 1945 г. также подтверждают предоставление в годы войны повышенного вознаграждения кадрам ключевых профессий, а также рабочим тяжелых условий труда (сварщики). Таблица 1 Средние часовые заработки рабочих отдельных профессий Барнаульского вагоноремонтного завода во второй половине 1940 - начале 1960-х гг. Профессия Период январь 1945 г. январь 1950 г. январь 1954 г. июнь 1961 г. Коп. % к среднему заработку Коп. % к среднему заработку Коп. % к среднему заработку Коп. % к среднему заработку Средний часовой заработок рабочих 18,6 - 32,8 - 39 - 51,9 - Слесари-ремонтники вагонных цехов 26 139,8 36,5 111,3 48,3 123,8 50,9 98,1 Слесари инструментального цеха 36,8 197,8 40,6 123,8 46,5 119,2 Нет данных Станочники вагонных цехов 25,2 135,5 Нет данных 47,3 91,1 Токари механических цехов 23,2 124,7 38 115,9 36,8 94,4 45 86,7 Электросварщики 30,4 163,4 44,3 135,1 42,5 109,0 57,2 110,2 Подсобные рабочие Нет данных 27,9 85,1 31 79,5 50,3 96,9 Подсчитано по: [13. Оп. 1. Д. 88. Л. 173, 174; Оп. 2. Д. 43. Л. 7; Д. 57. Л. 91, 98; Оп. 3. Д. 73. Л. 115, 121; Оп. 4. Д. 22. Л. 1; Д. 38. Л. 1]. 2. Вторая половина 1940-х - первая половина 1950-х гг. После окончания войны судебная ответственность за самовольное оставление производства была сохранена3, но возможности рабочих для свободного увольнения существенно увеличились, поэтому в течение послевоенного десятилетия в текучести кадров на предприятиях постепенно снижалось значение «дезертирств» и возрастало - увольнений по собственному желанию. Если в 1943 г. АТЗ таким образом покинули 4,1% от числа уволенных рабочих, то в 1946 г. - 18,7%, в 1950 г. - 50,1%, а в 1955 г. -55% [12. Д. 34. Л. 49; Д. 37. Л. 17; Д. 42. Л. 24; Д. 73. Л. 29]. Аналогичная динамика наблюдалась и на остальных изучаемых заводах. В июне 1945 г. в Алтайском крае была прекращена мобилизация, и основным источником пополнения трудовых коллективов промышленных предприятий стал вольный найм. В декабре 1947 г. одновременно с денежной реформой в СССР была отменена карточная система распределения продовольствия. В этих условиях размер заработной платы как основного источника дохода рабочих4 становился одним из значимых факторов для привлечения кадров на предприятия и их последующего закрепления. В течение послевоенного периода текучесть кадров, вызываемая увольнениями «по собственному желанию», на предприятиях возрастала. Если в 1946 г. ВРЗ таким образом покинули 10% от общего числа рабочих, АТЗ - 6,2%, завод «Трансмаш» - 4,5%, то в 1952-1955 гг. по собственному желанию ежегодно увольнялись 18-19% от общего числа рабочих ВРЗ и 20-22% - АТЗ и завода «Трансмаш» [10. С. 104-105]. Основное содержание текучести в алтайской промышленности в этот период составлял отток кадров, эвакуированных в годы войны, которые обладали в трудовых коллективах наиболее высокой квалификацией и продолжительным производственным стажем. На заводе «Трансмаш» в 1946 г. с просьбами об увольнении в адрес дирекции поступило 5 300 заявлений от эвакуированных инженеров и рабочих [Там же. С. 104], которые на тот момент составляли более половины кадрового состава предприятия. Из желающих покинуть завод была сформирована очередь, и работники отпускались постепенно. В 1945 г. эвакуированные рабочие составляли 50,3% трудового коллектива, на 1 января 1948 г. - 39,2% [11. Оп. 1. Д. 262. Л. 1-2], на 1 января 1950 г. - 19% [11. Оп. 1. Д. 265. Л. 25]. В дальнейшем доля эвакуированных на предприятии не фиксировалась, но в отчетах по работе с кадрами до середины 1950-х гг. отмечалось, что рабочие данной категории составляют значительную часть среди уволенных «по собственному желанию». На тракторном заводе ситуация развивалась аналогичным образом. Если в 1943 г. эвакуированные рабочие составляли 25,6% от общего числа (1 156 из 4 512 чел.), то к 1 января 1947 г. их число сократилось в 3 раза и стало составлять 6,8% (387 из 5 650 чел.) [12. Д. 106. Л. 44]. На ВРЗ, трудовой коллектив которого в годы войны пополнился рабочими и инженерами вагоноремонтных заводов европейской части страны, реэвакуация кадров проводилась централизованно и началась еще до окончания войны. К началу 1945 г. на заводе работали 489 эвакуированных рабочих, или 28,4% от среднего числа в этом году (1 724 чел.), практически все их них (482 чел.) покинули предприятие в 1945-1946 гг. [13. Оп. 1. Д. 82. Л. 127 об.]. Стремление эвакуированных кадров вернуться на прежнее место работы и жительства объяснимо: многие из них прибыли в Алтайский край отдельно от семей или находились в тяжелых жилищных условиях, так как в годы войны заводами строилось исключительно временное жилье: деревянные бараки и саманные дома. Невозможность закрепления эвакуированных кадров на промышленных предприятиях определялась низкими социально-бытовыми условиями жизни в Алтайском крае в целом. Заработная плата в послевоенное десятилетие не стала фактором, компенсирующим проблемы региона, - ее уровень не только не превосходил средний в СССР, но и не достигал его. В 1945 г. средняя заработная плата промышленных рабочих в стране составила 41,3 руб. [16. С. 189], в сентябре этого года в среднем в промышленности Алтайского края - 39 руб. (94,4% к общесоюзному уровню) [17. Оп. 14. Д. 1. Л. 30]. В 1953 г. размер денежного дохода на одного человека в семьях алтайских рабочих составил 96,6% по отношению к аналогичному показателю в среднем по РСФСР [14. С. 69]. За третий квартал 1947 г. рабочие завода «Трансмаш» в среднем заработали 202,4 руб. против 211,9 руб. на предприятиях Главного управления ди-зелестроения СССР (95,5% к среднеотраслевому уровню) [11. Оп. 1. Д. 406. Л. 31]. Причины отставания заработков алтайских рабочих от средних в стране заключались в отсутствии в СССР до конца 1950-х гг. единых принципов региональной дифференциации в системе оплаты труда -районные коэффициенты в рамках одного региона могли применяться только в отдельных отраслях. К примеру, Постановление СНК СССР от 18 ноября 1945 г. «О перечне отдаленных местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», которое устанавливало надбавку в 20% к зарплате рабочих Урала, Сибири и Дальнего Востока, в Алтайском крае распространялось только на металлургические предприятия и угольную промышленность [18. Оп. 3. Д. 11. Л. 5]. Стоит отметить, что, по мнению руководителей предприятий, установление районного коэффициента являлось важным инструментом для закрепления в алтайской промышленности эвакуированных кадров. Во второй половине 1940-х гг. в записках к годовым отчетам, которые направлялись в отраслевые министерства, руководители изучаемых заводов регулярно указывали на несправедливость действовавшей системы оплаты труда и предлагали установить региональные надбавки [11. Оп. 1. Д. 262. Л. 29-30; 12. Д. 105. Л. 21]. Массовые увольнения на изучаемых машиностроительных заводах компенсировались стабильным притоком рабочих из местного населения. За послевоенное десятилетие численность рабочих ВРЗ увеличилась на 8% (с 1724 чел. в 1945 г. до 1862 чел. в 1955 г.) [13. Оп. 1. Д. 83. Л. 63; Оп. 2. Д. 58. Л. 47], завода «Трансмаш» - на 11% (с 6 216 до 6 906 чел.) [11. Оп. 1. Д. 471. Л. 16; Д. 359. Л. 52], АТЗ - более чем в два раза (с 5 046 до 10 853 чел.) [12. Д. 104. Л. 14; Д. 117. Л. 18]. Для желающих работать в Алтайском крае машиностроительная отрасль с точки зрения уровня оплаты труда являлась привлекательной. В сентябре 1949 г. средняя заработная плата рабочих в промышленности края составила 58,7 руб. [17. Оп. 14. Д. 1. Л. 30], в среднем в месяц в этом году рабочие ВРЗ зарабатывали на 13,1% больше (66,4 руб.) [13. Оп. 1. Д. 87. Л. 70], завода «Трансмаш» - на 16,4% (68,3 руб.) [11. Оп. 1. Д. 478. Л. 27], АТЗ - на 21,6% (71,4 руб.) [12. Д. 110. Л. 27]. В 1953 г. средняя заработная плата рабочих завода «Трансмаш», АТЗ и ВРЗ превышала аналогичный показатель в промышленности края на 31,7, 21 и 18,5% соответственно (78,5 руб. в месяц, 72,1 и 70,6 против 59,6 руб.) [11. Оп. 1. Д. 481. Л. 18; 12. Д. 116. Л. 28; 13. Оп. 2. Д. 58. Л. 98; 17. Оп. 14. Д. 15а. Л. 20]. Данные, приведенные выше, также показывают, что в послевоенное десятилетие заработки рабочих могли заметно различаться даже на предприятиях, принадлежавших к одной отрасли. Указанный факт являлся следствием существовавшего в промышленности в этот период многообразия тарифных сеток5, которые могли директивно устанавливаться и изменяться, в том числе для отдельного предприятия. В 1955 г. на предприятиях 24 промышленных министерств действовало около 1,9 тыс. тарифных сеток, из них в машиностроении - свыше 800 [18. Оп. 3. Д. 15. Л. 11-12]. Например, согласно установленным в 1946 г. тарифным сеткам, которые действовали до конца 1950-х гг., часовые ставки сдельщиков нормальных условий труда на заводе «Трансмаш» были выше аналогичных ставок на АТЗ на 4-7,5%; ставки сдельщиков ВРЗ с 1-го разряда по 3-й превышали ставки сдельщиков соответствующих разрядов завода «Трансмаш» на 6-14,7%, а ставки сдельщиков с 5-го разряда по 8-й, наоборот, были ниже на 1,8-5,5% [11. Оп. 1. Д. 252. Л. 4 об; 13. Оп. 4. Д. 32. Л. 3 об; 19. Д. 267. Л. 6-7]; для ВРЗ, в отличие от АТЗ и завода «Трансмаш», не были установлены сетки с повышенными ставками для особо тяжелых и особо вредных условий труда. Различный размер тарифных условий на отраслевых предприятиях являлся одним из факторов высокой текучести кадров, создавая мотивы поиска места работы с возможностями более высокого для своей профессии и квалификации заработка при аналогичных условиях и характере труда. Тарифные сетки, введенные для предприятий после окончания войны, сохранили дифференцированный в зависимости от профессии и условий труда характер. Например, ставки станочников завода «Трансмаш» были выше ставок рабочих-сдельщиков других профессий на 16-22%, ставки сдельщиков тяжелых и вредных работ превышали ставки для нормальных условий труда на 12-17% (в зависимости от разряда рабочих) [11. Оп. 1. Д. 252. Л. 4]. В полной мере установленная система вознаграждения в послевоенное десятилетие не реализовывалась. В условиях увеличения возможностей для свободного увольнения с предприятий и снижения значения централизованных источников пополнения кадров такие отрицательно воздействовавшие на уровень текучести обстоятельства, как отсутствие у региона преимуществ в материальном вознаграждении и разнообразные условия оплаты труда на предприятиях одной отрасли, способствовали формированию практик, которые позволяли заводским руководителям «подтягивать» заработки рабочих до соответствующих средних показателей. К наиболее важным для рассмотрения обозначенных в статье вопросов относились следующие: широкое использование премий и доплат к заработной плате, а также сохранение заниженных норм выработки, от уровня выполнения которых зависел размер заработка сдельщиков. Использование руководителями перечисленных практик приводило к падению удельного веса тарифного оклада6 в заработной плате рабочих. В 1955 г. в среднем на предприятиях машиностроения СССР тариф в заработках сдельщиков составлял только 48% [18. Оп. 3. Д. 15. Л. 206]. Следствием такой ситуации являлось происходившее на протяжении послевоенного периода сокращение дифференциации оплаты труда рабочих различных профессий и условий труда, так как разница в заработках в первую очередь определялась размером тарифных ставок. Если в январе 1943 г. средняя зарплата рабочего в чугунолитейном цехе АТЗ превышала аналогичный показатель в сборочном и автоматном цехах на 32,6 и 40% соответственно (данные в абсолютных значениях отсутствуют), то в 1950 г. рабочие «горячих» цехов в среднем ежемесячно зарабатывали 78,8 руб., что только на 18% превышало заработок в «холодных» цехах (64,7 руб.) и на 11,3% - средний на заводе (70,8 руб.) [12. Д. 34. Л. 41; Д. 110. Л. 28]. На ВРЗ разница в доходах рабочих в различных условиях труда также сократилась: если январе 1945 г. часовой заработок рабочих в литейном цехе (21,3 коп.) превышал аналогичный показатель в среднем по заводу (19,2 коп.) на 10,9%, то в январе 1950 г. рабочие этого цеха в час зарабатывали 34,5 коп., что превышало средний заводской заработок (32,8 коп.) только на 5,2% [13. Оп. 4. Д. 22. Л. 1; Д. 38. Л. 1]. Согласно данным табл. 1 за январь 1950 и 1954 гг. на ВРЗ за послевоенный период произошло существенное сближение заработков сварщиков и рабочих «ведущих» профессий со средними на заводе. Сокращение дифференциации оплаты труда способствовало росту текучести кадров в «горячих» цехах и дефициту рабочих станочного и ремонтного профилей, на что делопроизводственная документация изучаемых заводов содержит регулярные указания. Например, на АТЗ дефицит слесарей ремонтного и инструментального профиля на 1 января 1952 г. составил 16,6%, рабочих станочных профессий - 15,5%. За 1952 г. рабочий коллектив чугунолитейного цеха обновился на 43%, а за 1954 г. -на 60% (средний уровень текучести кадров на АТЗ в 1952 г. составлял 34,1% от общего числа рабочих, в 1954 г. - 26,8%) [12. Д. 111. Л. 44; Д. 116. Л. 13]. 3. Вторая половина 1950-х - 1980-е гг. В течение обозначенного периода была реализована серия реформ оплаты труда (тарифных реформ), в рамках которых можно выделить схожие направления, которые оказали воздействие на значение заработной платы как мотива выбора профессии и места работы: 1) упорядочение региональной дифференциации оплаты труда через введение единой системы районных коэффициентов; 2) отраслевая унификация системы вознаграждения за труд с помощью установления новых тарифных сеток; 3) повышение минимального размера заработной платы по тарифу с помощью увеличения тарифных ставок. Реформы были проведены во второй половине 1950-х - начале 1960-х, 1967, 1972-1975 и 1986 гг.7 В ходе первой из названных реформ в течение второй половины 1950-х гг. к заработной плате рабочих всех отраслей промышленности Алтайского края был установлен районный коэффициент в размере 1,15 (для машиностроения - в июне 1959 г.). Однако данная мера не оказала устойчивого воздействия на систему материального вознаграждения, так как уже в начале 1960-х гг. коэффициент для края был отменен [20. С. 148]. В 1972 г. в рамках очередной тарифной реформы районный коэффициент был окончательно распространен на все регионы Западной Сибири (для Алтайского края составлял 1,15). Согласно данным табл. 2 даже в периоды отсутствия районного коэффициента заработная плата рабочих в машиностроении края, в том числе на изучаемых предприятиях, превышала общесоюзные отраслевые показатели. Причина заключалась в том, что заводские руководители могли использовать ряд способов, названных выше, которые позволяли повысить доходы рабочих. Как показывает табл. 2 за 1975, 1980, 1985 гг., после окончательного установления районного коэффициента разница в заработках рабочих кадров в машиностроении края по отношению к средним в стране увеличилась относительно периода 1950-1970 гг. Таблица 2 Среднемесячная заработная плата рабочих на машиностроительных предприятиях Алтайского края и СССР в 1950-1985 гг., руб. Год Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение СССР Алтайский край % к общесоюзному уровню Барнаульский завод «Трансмаш» % к общесоюзному уровню 1960 88,8 94,6 106,5 93,8 105,6 1970 130,1 136,8 105,1 142,7 109,7 1975 161,5 178 110,2 184,4 114,2 1980 187,6 207 110,3 222,2 118,4 1985 217 235,6 108,6 229,2 105,6 Год Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение СССР Алтайский край % к общесоюзному уровню Алтайский тракторный завод % к общесоюзному уровню 1950 68,3 70,6 103,4 70,8 103,7 1960 86,8 94,6 109,0 93,2 107,4 1970 130,1 134 103 143 109,9 1975 164,8 181,4 110,1 188,6 114,4 1980 190 209 110 220,3 115,9 1985 218,4 233,3 106,8 249,2 114,1 Подсчитано по: [11. Оп. 3. Д. 1702. Л. 50 об; Д. 2337. Л. 65; Д. 3466. Л. 33; Оп. 4. Д. 74. Л. 35 об; Д. 384. Л. 55; 12. Оп. 1. Д. 110. Л. 27; 16. С. 191-192; 17. Оп. 19. Д. 10. Л. 42 об; Д. 11. Л. 27 об; Д. 2281. Л. 13-14 об., 23-34 об; Д. 3162. Л. 15-16 об; Д. 4128. Л. 23-24 об., 37-38 об; Д. 5583. Л. 25-26, 39-40; Д. 5593. Л. 41, 44, 65, 69; 19. Д. 1762. Л. 54; Д. 2724. Л. 26; Д. 3767. Л. 41; Д. 4638. Л. 42; 21. Д. 22. Л. 241]. Региональная дифференциация системы оплаты труда являлась значимым фактором в проблеме обеспечения рабочей силой промышленных предприятий. В условиях отсутствия регионального коэффициента уровень текучести кадров в промышленности Алтайского края превышал средние показатели в стране. Необходимо пояснить, что общее число рабочих, которые по разным основаниям увольнялись с предприятия, фиксировалось в каждом годовом отчете изучаемых заводов, но во второй половине 1950-х -1980-е гг. увольнения по собственному желанию среди них отмечались нерегулярно. Наиболее систематическая статистика представлена в отчетной документации АТЗ и завода «Трансмаш». В 1955 г. самовольно, по собственному желанию, а также за нарушения дисциплины в промышленности СССР были уволены 18,9% рабочих от общего числа [18. Оп. 1. Д. 2410. Л. 1], на АТЗ - 28,4% [12. Д. 73. Л. 29], на заводе «Трансмаш» - 29,9% [11. Оп. 1. Д. 359. Л. 60]. В 1960 г. по собственному желанию в промышленности СССР уволились 17,4% рабочих, в машиностроении -13,5% [18. Оп. 1. Д. 2410. Л. 2-3], на заводе «Трансмаш» - 22,2% [11. Оп. 4. Д. 79. Л. 17], на АТЗ - 25,4% [19. Д. 433. Л. 78]; в 1965 г. в машиностроении -17,2% [18. Оп. 1. Д. 2410. Л. 3], в среднем на предприятиях Главного управления тракторной промышленности - 15,7% [22. Оп. 1. Д. 18. Л. 60], на АТЗ - 21% [19. Д. 889. Л. 88]. Разница с предприятиями центральных областей могла быть еще более существенной - отдельные данные, имеющиеся в нашем распоряжении, свидетельствуют в пользу этого предположения: в 1968 г. в машиностроении РСФСР по собственному желанию и за нарушение дисциплины были уволены 16,9% рабочих, на предприятиях отрасли в центральном районе - 13,9%, в Западной Сибири -20,4% [18. Оп. 1. Д. 2410. Л. 19]. Главной причиной увольнений рабочих с алтайских предприятий «по собственному желанию» являлся «выезд из города», что в большинстве случаев означало отъезд за пределы края. По оценкам социологов, с конца 1950-х - начала 1960-х гг. увеличилась миграция населения Алтайского края в другие районы СССР [23. С. 34; 24. С. 54]. В 1966 г. из 3 559 рабочих, покинувших АТЗ по личной инициативе, «выезд из города» в качестве причины увольнения в анкете указали 2 169 чел. (54,4%) [19. Д. 889. Л. 88]. Первостепенное значение в увольнениях по данной причине имели низкие социально-бытовые условия жизни в регионе8, и отмеченное преимущество в заработках рабочих алтайской промышленности до введения районного коэффициента не оказывало необходимого компенсирующего воздействия. После окончательного установления районного коэффициента различия в показателях текучести кадров в среднем в промышленности СССР и на изучаемых алтайских заводах сократились. В 1975 г. «по собственному желанию» и за нарушения дисциплины на советских предприятиях были уволены 19% от общего числа рабочих [16. С. 258], на заводе «Трансмаш» - 15% [11. Оп. 3. Д. 1315. Л. 71], на АТЗ - 21% [19. Д. 3050. Л. 29]; в 1980 г. аналогичный показатель в промышленности страны составил 13,6% [18. Оп. 1. Д. 4713. Л. 124], на заводе «Трансмаш» - 14,3% [11. Оп. 3. Д. 2790. Л. 93.], на АТЗ - 13,5% [19. Д. 3855. Л. 171]; в 1985 г. в среднем на предприятиях СССР -12% [16. С. 258], на АТЗ - 12,6% [16. Оп. 3. Д. 4689. Л. 3]. Кроме того, в увольнениях по собственному желанию снизилось значение мотива «выезда из города». Если в 1970 г. на заводе «Трансмаш» на такую причину сослались 988 из 1 815 чел., уволившихся по собственному желанию (54,4%), то в 1975 г. - 404 чел. из 1 178 (34,3%), в 1980 г. - 343 чел. из 1 865 (18,4%) [11. Оп. 3. Д. 1315. Л. 71; Д. 2337. Л. 75]. В рамках реформы системы оплаты труда в течение второй половины 1950-х гг. в промышленности СССР были установлены новые тарифные сетки -всего 10 вместо 1,9 тысяч. Несмотря на столь внушительное сокращение количества сеток реформа была нацелена скорее на унификацию заработков рабочих на предприятиях внутри отраслей, чем на межотраслевое уравнение. К примеру, согласно установленным тарифным сеткам ставки сдельщиков в машиностроении на 14-23% превышали ставки в швейной и обувной промышленности, на 9-18% - в хлопчатобумажной, льняной и шелковой, ставки повременщиков в машиностроении превышали ставки во всех отраслях легкой промышленности - на 616% (с повышением разряда разница увеличивалась) [25. С. 104-106, 206-220, 231-232]. Различия в заработках должны были обеспечиваться и тем обстоятельством, что тарифные сетки с повышенными ставками для особо тяжелых и особо вредных условий труда вводилась только в машиностроении и химической промышленности. Сравнить уровень отраслевой дифференциации системы оплаты труда с предшествующим реформе периодом ввиду разнообразия действовавших тарифных сеток затруднительно, поэтому для оценки уравнительного воздействия преобразований на материальные стимулы мы руководствуемся данными о средних заработках рабочих в различных отраслях. Согласно данным табл. 3 за 1956 г. и декабрь 1960 г. (до начала реализации реформы и после ее завершения в представленных в таблице отраслях), в целом различия в оплате труда рабочих в промышленности края сократились, но оставались существенными в качественно отличных по условиям и содержанию труда отраслях. Таблица 3 Среднемесячная заработная плата рабочих в отдельных отраслях промышленности Алтайского края во второй половине 1950-х - 1980-е гг. Отрасль промышленности Год 1956 Декабрь 1960 1966 1970 1975 1980 1985 1988 Машиностроение: Руб. 87,5 94,6 108,1 134,4 177,7 204,3 229,3 244,3 - Транспортное 81, 1 109 136,8 178 207,6 235,6 254,7 - Энергетическое 91,7 - Тракторное и с.-х. 83,2 107,1 134 181,4 209 233,3 236,7 - Химическое и нефтехимическое - 132,4 173,8 196,8 219,1 241,6 Цветная металлургия Руб. 104,1 114,4 127,3 155,2 186,6 202,2 230,5 277,8 % к уровню в машиностроении 119,0 120,9 117,8 115,5 105,0 99 100,5 113,7 Химическая Руб. 74,3 90,5 110 138,2 174,7 191,8 206,2 233,9 % к уровню в машиностроении 85,0 95,7 101,8 102,8 98,3 93,9 89,9 95,7 Легкая Руб. 65 83,4 86,6 106,8 135,8 170 193 195,8 % к уровню в машиностроении 74,3 88,2 80,1 79,5 76,4 83,2 84,2 80,1 Пищевая Руб. 52,8 76,2 82,1 101,1 140,9 157,8 172,6 Нет данных % к уровню в машиностроении 60,4 80,5 76,0 75,2 79,3 77,2 75,3 Подсчитано по: [17. Оп. 12. Д. 10. Л. 26 об, 42 об; Д. 11. Л. 7 об., 18 об., 26 об., 27 об, 42 об, 90 об; Д. 1662. Л. 15, 18 об, 17-20 об., 2526 об., 31-32 об., 39-42 об; Д. 2281. Л. 9-14 об., 18-19 об., 23-34 об., 35-38 об; Д. 3162. Л. 11-16 об., Л. 21-22 об., 41-42 об, 45-46 об; Д. 4128. Л. 19-24 об., 29-30 об., 37-38 об., 47-48 об., 53-54 об; Д. 5583. Л. 23-26, 31, 39, 107, 125, 129; Д. 5593. Л. 33, 41, 44, 48, 51, 65, 69, 7779; 21. Д. 22. Л. 241]. Кроме того, впоследующем, как это видно из табл. 3 за 1966 г., при неизменных тарифных ставках разница в доходах рабочих в различных отраслях увеличилась. В реформах системы оплаты труда 1967 и 19721975 гг. уравнительная линяя прослеживается более отчетливо. Тарифные сетки 1967 г. должны были обеспечить повышение минимальной заработной платы до 60 руб. в месяц. Согласно введенным условиям оплаты труда ставки рабочих 2-го и 3-го разрядов в машиностроении только на 2-9% превышали ставки в легкой и пищевой промышленности, а ставки 1-го разряда в перечисленных отраслях стали равными. Для высококвалифицированных рабочих отраслевая дифференциация сохранилась: ставки сдельщиков 5-го и 6-го разрядов в машиностроении превышали аналогичные ставки в легкой и пищевой промышленности на 16-23%, ставки повременщиков - на 13-16% [26]. Реформа 1972-1975 гг. сократила число отраслевых тарифных сеток с 10 до 4. Новые ставки рабочих в машиностроении в зависимости от системы оплаты труда и разряда рабочего превышали ставки в легкой и пищевой промышленности на 3-10% [27]. Кроме того, в 1972 г. во всех отраслях промышленности были введены сетки с повышенными ставками для особо тяжелых и особо вредных условий труда, что также сокращало отраслевую дифференциацию в системе материального вознаграждения. Как показывают данные табл. 3, преобразования тарифной системы, реализованные во второй половине 1960-х - 1970-е гг., несмотря на уравнительное содержание, не оказали соотв

Ключевые слова

Altai Krai, microhistory, industry, wages in the USSR, material incentives, labour motivation, Алтайский край, микроистория, промышленность, заработная плата в СССР, материальное вознаграждение, мотивация труда

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Прибыткова Карина ПавловнаАлтайский государственный университетаспирант кафедры отечественной историиpr.karina.p@gmail.com
Разгон Виктор НиколаевичАлтайский государственный университетд-р ист. наук, профессор кафедры отечественной историиvrazgon@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Ефимкин М.М. Источники и формы пополнения рабочих Западной Сибири в условиях развитого социализма. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-е. 1979. 157 с.
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. «О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в производственных отраслях народного хозяйства» // Библиотека нормативно-правовых актов СССР (1917-1992). URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_6549.htm (дата обращения: 30.05.2018).
Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. «Об утверждении тарифных ставок и окладов рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства в связи с увеличением минимального размера заработной платы до 60 рублей в месяц и повышением тарифных ставок и окладов отдельным категориям работников» // Библиотека нормативно-правовых актов СССР (19171992). URL: http://www.libu ssr.ru/doc_ussr/usr_6699.htm (дата обращения: 30.05.2018).
Организация заработной платы рабочих СССР : сб. нормативных актов / сост. И.Н. Попов-Черкасов. М. : Экономика, 1965. 860 с.
Антосенков Е.Г., Мищенко В.Т. Текучесть кадров в промышленности и пути ее сокращения. Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1971. 205 с.
ГААК. Ф. Р-1060. Оп. 3.
Российский государственный архив экономики. Ф. 504.
Мальков Р.А. Формирование и развитие советского рабочего класса на Алтае (1917-1965 гг.). Новосибирск : Западносиб. кн. изд-во, 1969. 326 с.
Еловиков Л.А. Некоторые особенности условий воспроизводства рабочей силы в Алтайском крае // Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. Серия общественных наук. 1971. Вып. 1, № 1. С. 29-36.
Архивный отдел администрации г. Рубцовска. Ф. Р-34. Оп. 3.
Ефимкин М.М. Рабочие Сибири, конец 50-х - середина 80-х гг. Новосибирск : Наука, Сиб. отд., 1990. 219 с.
Труд в СССР : стат. сб. М. : Финансы и статистика, 1988. 302 с.
ГААК. Ф. Р-718.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-9553.
Государственный архив Алтайского края (далее - ГААК). Ф. Р-1038.
ГААК. Ф. Р-1122. Оп. 1.
ГААК. Ф. Р-3.
Букин С.С. Повышение реальных доходов рабочих Западной Сибири в послевоенный период (1946-1958 гг.) // Известия Сибирского отделения академии наук СССР. 1979. № 6. Вып. 2. С. 63-69.
Прибыткова К.П. Факторы текучести рабочих кадров в промышленности Алтайского края в 1940-е - первой половине 1950-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 5 (97). С. 102-106.
Шалак А.В. Особенности и формы мотивации труда в индустриальном секторе народного хозяйства Восточной Сибири (1941-1945 гг.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 2. С. 19-23.
Бородкин Л.И., Дробышевская Т.А. Советская экономика в 1930-1970-е гг.: Взгляд из XXI века : междунар. конф. в Звенигороде (22-24 июня 2001 г.) // Экономическая история. Обозрение. Вып. 7. М., 2001. С. 3-12.
Сомов В.А. Потому что была война: Внеэкономические факторы трудовой мотивации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2008. 234 с.
Романов Р.Е. Денежные стимулы труда рабочей молодежи оборонных предприятий Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941 1945) // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 1. С. 83-86.
Фадеев Л.А. Заработная плата рабочих машиностроительных предприятий в годы первых пятилеток: проблемы мотивации труда // Историко-экономические исследования. 2011. Т. 12, № 3. С. 143-165.
Ильюхов А.А. Как платили большевики: Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917-1941 гг. М. : РОССПЭН, 2010. 416 с.
Маркевич А.М., Соколов А.К. «Магнитка близ Садового кольца»: Стимулы к работе на Московском заводе «Серп и молот», 1883-2001 гг. М. : РОССПЭН, 2005. 386 с.
Ван дер Линден М. Мотивация труда в российской промышленности: Некоторые предварительные суждения // Социальная история. Ежегодник. М. : РОССПЭН, 2000. С. 206-216.
Журавлев С.В., Мухин М.Ю. «Крепость социализма»: повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг. М. : РОССПЭН, 2004. 240 с.
 Материальное вознаграждение как фактор обеспечения рабочими кадрами промышленных предприятий Алтайского края в 1940-е - 1980-е гг. | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. DOI: 10.17223/15617793/443/19

Материальное вознаграждение как фактор обеспечения рабочими кадрами промышленных предприятий Алтайского края в 1940-е - 1980-е гг. | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. DOI: 10.17223/15617793/443/19