Писательские организации Восточного Казахстана в 1925-1939-е гг.
Рассматривается положение первых писательских организаций на востоке Казахстана в 1925-1939 гг.: Семипалатинской Ассоциации пролетарских писателей и Восточно-Казахстанского отделения Союза писателей Казахстана. Проанализирован состав, основные направления деятельности, а также взаимоотношения писателей с советской властью. Сделан вывод о неоднозначности и двойственности действий партийного руководства по отношению к писателям творческого объединения: с одной стороны, руководители ратовали за развитие литературного процесса области, увеличение численности молодой писательской интеллигенции, а с другой - имело место усиление партийной цензуры, введения творческого единообразия, догматизма.
Writers' Organizations of East Kazakhstan in 1925-39.pdf В последнее время в современной историографии Казахстана наблюдается поворот к изучению истории интеллигенции, вопросам формирования творческой элиты советского образца (Т.Я. Сатпаев, Р.М. Жума-шев, Какенова, Е.Б. Сыдыков). Однако в отличие от советского периода, когда история творческих союзов, долгое время оставаясь актуальной и социально-значимой, привлекала многочисленные ряды исследователей, в настоящее время тематика не получает должного освещения в казахстанской историографии. Среди новых монографий и диссертационных исследований превалируют работы, посвященные деятельности партии «Алаш-Орда», ее представителям, а также различные аспекты взаимоотношений партии с советской властью. На этом фоне слабоизученной выглядит история Союза писателей Казахстана 1930-х гг., в том числе история формирования отделений Союза. Таким образом, данная работа ставит целью восполнить пробел в истории литературных организаций Восточного Казахстана 1920-1930 гг., определить основные направления их деятельности и взаимоотношения с советской властью. История создания писательской организации на Востоке Казахстане восходит к середине 1920-х гг., когда после выхода Постановления ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» Казкрайком ВКП (б) своим решением основывает Казахскую Ассоциацию пролетарских писателей (КазАПП), призванную объединить литературные силы республики [1. С. 340]. Структурным отделением КазАПП в регионе становится Семипалатинская Ассоциация пролетарских писателей (САПП), включающая семипалатинское и усть-каменогорское отделения. С 1932 г. САП 111 была переименована в Восточно-Казахстанскую Ассоциацию пролетарских писателей. С первых же шагов КазАПП ориентировалась на деятельность Российской Ассоциации пролетарских писателей (РАПП), о чем в 1925 г. указал один из основателей организации С. Сейфуллин в письме, опубликованном на страницах газеты «Ецбекшi казак»: «Организация революционных писателей Казахстана считает себя одной из ветвей общей организации пролетарских писателей Советского Союза, поэтому она полностью принимает платформу РАПП и будет руководствоваться ею, о чем мы и заявляем публично ...» [2]. В создании Семипалатинской Ассоциации писателей принимал участие общественный деятель, литератор со стажем Н.В. Феоктистов, служивший редактором губернской газеты «Степная правда» [3]. В этом же году на базе усть-каменогорского Литературного объединения «Звено Алтая» было организовано местное отделение САПП, которое возглавил преподаватель обществоведения педагогического техникума М.Ф. Иванусьев, публиковавший свои стихи и рассказы в газетах и журналах под псевдонимом Михаил Алтайский [4. С. 11]. Основным направлением деятельности САПП было проведение литературных встреч, а также организация литературных собраний, где поэты знакомились с книжными новинками, происходило обсуждение готовых текстов и обучение молодежи. По воспоминаниям известного казахстанского писателя Н.А. Анова, работавшего в середине 1920-х гг. журналистом в Семипалатинске, регулярные заседания членов Ассоциации проходили в помещении городской библиотеки, куда на работу русской секции заглядывал и известный в казахской степи акын - импровизатор И. Байзаков [5. Л. 1-6]. В усть-каменогорское отделение входили комсомольский поэт М. Алтайский, Б. Лапин, драматург А. Федотов, начинающие писатели из комсомольцев и учащейся молодежи, сами заседания чаще всего проходили в редакции местной газеты или педтехникуме [4. С. 11]. Не состоял в рядах организации, но с интересом посещал ее творческие вечера, общался с молодежью начинавший тогда свою литературную карьеру «Алтайский Ломоносов» - А.М. Волков. Несмотря на то, что принципы КазАПП сводились к отстаиванию пролетарской партийности в вопросах художественного творчества и подчеркивалась руководящая роль пролетариата в литературе, в середине 1920-х в республике существовало литературно-идеологическое многоголосье. Его залогом стало Постановление ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г., декларирующее терпеливое отношение к промежуточным идеологическим формам, партия должна была терпеливо помогать «эти неизбежно многочисленные формы изживать в процессе все более тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма» [6. С. 231]. Так, помимо пролетарской писательской организации, в крае работала писательская интеллигенция из членов бывшей партии Алаш-Орда1 (Ш. Кудайбердиев, Ж. Аймаутов) и так называемые попутчики, в число которых советская критика поместила видного семипалатинского литератора С. Донентаева [8. С. 10]. Встречи пролетарских писателей с населением проходили на различных площадках, в середине 1920-х гг. часто организовывались на Кояндинской ярмарке [9], после ее закрытия стали проводиться на территории городских или заводских клубов, дворцов культуры. Тематика всех мероприятий заранее согласовывалась с руководством города, о дате проведения и программе жителей извещали афиши и газеты. В 1932 г. в Семипалатинске прошли тематические вечера, посвященные советскому писателю А.С. Серафимовичу, а в апреле 1932 г. во Дворце Труда состоялся вечер памяти В.В. Маяковского [10. С. 1]. Как правило, такие встречи пользовались поддержкой местной партийной организации, на них присутствовали ударники производства, члены профсоюзов, комсомольский актив и члены КазАПП. Одной из наиболее характерных черт Семипалатинской Ассоциации писателей 1920-х гг. была нестабильность ее творческого состава. Отток наиболее способных авторов из рядов писательской организации края происходил постоянно. В числе первых, в 1925 г., регион покинули идейные основатели Семипалатинской Ассоциации - Н.В. Феоктистов и М. Иванусьев, вызванный в Семипалатинск на работу в редакцию «Степной правды» [11. С. 33]. Их отъезд значительно повлиял на внутреннюю целостность организации, чуть позже (в силу разных обстоятельств) отбыли журналисты и писатели Н. Анов, П. Кузнецов, Е. Худяков, Б. Лапин, А. Афанасьев и др. Такое ослабление состава пролетарских писателей более всего сказалось на усть-каменогорском отделении, где после 1928 г. местные авторы не издали ни одного творческого сборника [12. С. 231]. Руководствуясь основными постановлениями РАПП в вопросах развития пролетарской литературы, в том числе о призыве ударников в литературу, местная организация, однако, не достигла на этом пути значительных результатов, имелась критика со стороны СМИ, призывавшая наладить большевистскую учебу писателей: «Прошло много времени со дня исторического обращения ВЦСПС и РАПП о призыве ударников в литературу. Было бы крупнейшей ошибкой считать, что на этом пути у нас все сделано. Сейчас мы создаем свою пролетарскую литературу, преодолевая огромную культурную отсталость и чуждые влияния этой старой буржуазной культуры. Плодотворная работа Восточно-Казахстанской Ассоциации пролетарских писателей должна проходить под углом действительной большевистской учебы, сочетая учебу с творческой работой» [13. С. 2]. Несмотря на свою немногочисленность, имевшиеся структурные проблемы, а также ряд критических замечаний, возникающих со стороны печатных средств, САПП оставалась одной из наиболее сильных в республике. Однако после судьбоносного Постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» в целях объединения художественной интеллигенции по профессиональному признаку в единые творческие союзы, последовали изменения и для художественной интеллигенции Казахстана. В соответствии с Постановлением секретариата Казкрайкома ВКП (б) от 9 мая 1932 г. «О реорганизации художественных и литературных организаций» КазАПП был ликвидирован и создан Организационный комитет Союза Советских писателей Казахстана, председателем которого был утвержден И. Джансугуров [1. С. 342]. Все стоявшие на социалистической платформе писатели Восточного Казахстана вошли в новую творческую организацию. На базе актива САПП было созда-ано оргбюро ВК отделения Союза Советских писателей Казахстана (ССПК), с делением на две секции -русскую и казахскую. Восточно-Казахстанское отделение было одним из трех первых оформившихся отделений Союза писателей республики, с выбранным уполномоченным в лице поэта, общественного деятеля Т. Касенова [14. С. 33]. В филиал входили члены Союза писателей Казахстана (ими стали Т. Касенов в 1934 г., С. Машаков в 1936 г. и Н. Баймуратов в 1939 г.) [Там же. С. 33, 17, 50], кандидаты в члены -основная часть журналистов, комсомольцев, а также «числившиеся на учете» акыны и начинающие писатели Восточного Казахстана. В силу существующей в крае сильной школы акынов и кюйши, казахская секция значительно превосходила численность русской писательской секции. Литературный актив Восточно-Казахстанского отделения составили молодые, пришедшие в середине 1920-х - начале 1930-х гг. поэты и писатели: С.К. Машаков, Д.М. Черепанов, С.М. Анисимов. Эти литераторы начинали свой творческий путь с журналистики, печатаясь на страницах местных газет и журналов: «Прииртышская правда», «Сибирские огни», «Охотник Алтая», «Казак тш». В основном молодые журналисты и писатели имели крестьянское либо ремесленническое происхождение. По мнению Л.И. Абдулли-ной, к публицистике их притягивало: «чувство обостренной ответственности за результаты, в том числе и культурного строительства, участниками, а не равнодушными зрителями, которого они были» [15. С. 20]. Такой синтез журналиста и поэта, возникший во многом благодаря процессу становления новой пролетарской литературы, был характерен не только для Восточного Казахстана, но и являлся важным культурологическим явлением в масштабе всего Советского Союза [15. С. 19]. Главным камертоном произведений 30-х гг. была идея коренного переустройства общества, прочно обосновавшаяся в таких темах, как революция, производство, создание колхозов, переустройство быта, изменения отношения к религии и т.д. Так, работающий в литературе с 1925 г. С.К. Машаков до войны писал исключительно о производстве, колхозниках и ударниках труда, вышли его поэмы «Песня колхоза», «Песня молота», «Скала» [14. С. 17]. Т. Касенов получил известность благодаря поэме 1927 г. «Турксиб», О. Оспанов работал над очерками о старом быте [14. С. 33]. Уровень произведений первых советских литераторов был определен еще в 1930-е гг. С. Мукановым как «незаконченные художественные произведения», поскольку «.роль создания советской литературы пала на молодые кадры, вышедшие из рабочих, бедняков, которые не имели опыта, не были подготовлены в этой области, у них не хватало знаний, и поэтому первые произведения читаются не совсем с удовольствием» [16. С. 357]. В то же время дело с организацией «единой писательской семьи» на востоке Казахстана продвигалось трудно, о чем свидетельствуют материалы встреч партийного руководства области с писательским активом 1930-х гг. Одна знаковая встреча состоялась в мае 1933 г. в редакции краевой газеты «Прииртыш-ская правда». На встрече присутствовали занимавший в то время пост второго секретаря Казкрайкома ВКП (б) А.Н. Гусев и секретарь обкома ВКП (б) Г. Са-фарбеков, заявивший об общей организационной слабости писателей: «Одно несомненно: мы с организацией наших писателей - старых и особенно молодых растущих кадров - запаздываем. Мы продолжаем переживать организационный период. Считать, что наши писатели крепко организовались, что руководство ими крепко - не приходится. Надо готовиться к краевому съезду писателей, показать свою организованность, надо признаться, что мы придем слабыми. У нас нет единой писательской семьи, нет кипучей жизни, нет критики своих произведений и отдельных писателей, отсюда каждый предоставлен сам себе, нет общей установки» [17. С. 2]. Выход из ситуации виделся в следовании партийным установкам, полученным из центра и лично от секретаря Казкрайкома ВКП (б) А.Н. Гусева. Секретарем Казкрайкома А.Н. Гусевым, в свою очередь, было обращено внимание на слабую работу русской секции: «Что касается русских писателей, то надо сказать, что у нас нет писателей в полном понимании этого слова. Есть очеркисты и то с очень низкой писательской и газетной культурой, политически очень слабоваты. Например, очерки тов. Климова и Черепанова. Многие привыкли видеть то черное, в особенности русские писатели. Это грубейшая ошибка, непонимание трудностей, переживаемых Казахстаном, пасование перед этими трудностями» [17. С. 2]. Также, партийным руководством отмечалась слабость организации русской секции, недостаток осуществляемой на местах работы. Лучше обстояли дела в казахской секции, отмечалась ее более налаженная организационная работа, так как в области велся учет казахских писателей и литактива. На протяжении второй половины 1930-х гг. подобные встречи партийных лидеров области с литературным и театральным активами устраивались неоднократно. Цель встреч - определение уровня развития литературного процесса в крае, выяснение проблематики произведений пишущей интеллигенции и направление этой работы в нужном идеологическом русле для создания произведений, отвечающих требованиям «социалистической по содержанию культуры». При этом свое требование было и к партийцам, курировавшим деятельность интеллигенции, оно сводилось к усилению внимания к вопросам литературы и театра [18. С. 2]. Начальный этап оформления писательской организации республики был завершен на I Съезде писателей Казахстана, прошедшем 12-18 июня 1934 г., за два месяца до I Съезда писателей СССР [19. С. 204]. И. Джансугуров в докладе, сделанном на I Съезде Союза писателей Казахстана, заявил о подъеме казахской советской литературы, насыщенной как «разнообразием жанров, так и богатством содержания» [19. С. 204]. Хотя фактический уровень вовлечения творческих сил был невысоким, в 1934 г. в республике насчитывалось всего 12 членов Союза писателей, в ССПК не было ни одного русского или уйгурского писателя [16. С. 347]. II Съезд Советских писателей Казахстана, состоявшийся через пять лет, в июне 1939 г., показал значительное прибавление писательского состава. Насчитывалось 70 человек основных членов ССПК, из них - поэтов и писателей - 58, народных акынов -12 . По национальному составу: казахов - 54, русских - 12 , уйгуров - 2. Причем, 90% - члены партии, кандидаты партии либо комсомольцы [16. С. 347]. Что касается процесса оформления местного отделения Союза писателей, то подведение его итогов работы состоялось 4-6 июня 1939 г. на Первом слете начинающих писателей и акынов Восточного Казахстана, отчет о деятельности ССПК по области подготовил С. Машаков: «В ряды начинающих писателей, новых творческих сил входят все возрасты и специальности, с подавляющим большинством казахской колхозной молодежи», - информировал докладчик [20. Л. 1]. Несмотря на целый ряд положительных моментов (произошло увеличение численности литературных кружков с первоначальных 3 (в Семипалатинске, Усть-Каменогорске и Риддере) до 10 (новые литературные кружки появились в райцентрах Шемо-наихе, Зайсане); налажена более тесная связь с прессой - на станицах газет «ЕкшндЬ> и «Прииртышская правда» лишь за 1938-1939 гг. было выпущено около 20 литературных страниц с произведениями начинающих писателей; появились новые формы работы с аудиторией - так называемые «встречи в радиоэфире» [Там же. Л. 1]), у местного отделения ССПК оставались серьезные недоработки. Слабыми сторонами организации были: общение между кружковцами казахских и русских секций оставалось на низком уровне, отсутствовала по-настоящему слаженная групповая работа на периферии: «Если в Семипалатинске связь между газетами, кружками и отдельными членами существует, то по районам начинающие писатели часто работают в одиночку» [20. Л. 2]. Недостаточно была поставлена работа и по выявлению творческих сил в области, не было передачи опыта начинающим писателям. Одним из наиболее значимых отставаний было отсутствие своего издания. Если небольшие литературные материалы могли быть напечатаны либо в центральном журнале Союза писателей Казахстана «Литературный Казахстан», на страницах местной прессы, в сибирском журнале «Сибирские огни», то выхода своей книги (на базе издательства в Алма-Ате) заслуживали лишь проверенные члены партии. Также, в области на низком уровне находилось развитие литературной критики произведений начинающих писателей [20. Л. 4]. Таким образом, несмотря на количественное увеличение ряда показателей (численность кружков, количество статей, передач), процесс сложения местной писательской организации к 1939 г. не был завершен, оставались серьезные недоработки в организационном и творческом планах. Если в середине 1920-х власть шла на предоставление свободы самовыражения писателям, во всяком случае были ее декларативные заявления на этот счет, то к началу 1930-х гг. период относительной свободы выражения закончился. Общей платформой для всех советских литераторов становится утвержденный метод социалистического реализма. Данное положение было оформлено и закреплено в Уставе писателей СССР, принятом на I Съезде писателей [1. С. 342]. Социалистический реализм подразумевался как метод, который бы смог объединить различных писателей. Предполагалось, что только при централизации и унификации процессов в литературе можно будет построить будущее общество единомышленников [21. С. 14]. С этого времени в писательской палитре все больше укореняются стереотипность в подаче произведений и тематическое единообразие. Наглядно этот факт отражает партийная тематика новых произведений авторов, готовящихся в 1939 г. - в год проведения XVIII Съезда ВКП (б). И. Байзаков работал над песней «XVIII Съезд ВКП (б)»: «В этой песне я говорю о мощи и силе Советской Родины, о расцвете литературы и искусства, о счастливой радостной жизни в нашей стране» [22. С. 107]. А. Исмамбетов: «С большим волнением и творческим подъемом работаю над поэмой «Песня о третьей пятилетке». Кроме того, пишу специальный цикл лирических стихов, который также закончу к открытию XVIII партсъезда» [22. С. 107]. Ведущая роль в руководстве творческим процессом отводилась партии. На особый характер сложившихся взаимоотношений партии с писательской интеллигенцией указал И. Джансугуров в выступлении на IX Съезде Советов Казахской АССР 6 января 1935 г.: «.Краевой комитет партии, возглавляемый тов. Мирзояном, повседневно руководит Союзом советских писателей Казахстана. В настоящее время под руководством партии писатели Казахстана взялись за создание произведений, отвечающих высоким требованиям эпохи социализма. Основная задача - создать высокохудожественную, революционную литературу, воспитывающую массы в духе Маркса-Ленина» [23. С. 210]. Помимо создания высоко художественных произведений советские писатели Казахстана должны были «помогать партийным организациям в развертывании агитационной и пропагандистской работы, помогать художественным словом, которое доходчиво и доступно широчайшим массам» [24. С. 94]. Быть агитатором и проводником власти -важнейшие задачи советского писателя 1930-х гг. В целом создание писательской организации «сверху» позволяло эффективно контролировать ранее разрозненные творческие группы. Творческий союз писателей, таким образом, сохраняя определенные черты добровольного общества, стал приобретать характер особой общественной организации, подконтрольной партийной цензуре [25. С. 30]. Проводниками установок партии на местах фактически выступали отделения творческих союзов, имевшие функцию внутрицеховой критики, параллельно действовал и идеологический партийный контроль. Казглавлито, функционирующее при Народном Комиссариате Просвещения КАССР, занималось выдачей разрешения на ту или иную творческую продукцию литераторов. К 1934 г. на территории КАССР было запрещено 87 пьес русских авторов, среди них: «Лекарство от любви» (пьеса в 4 действиях Циркина), «Ледяной дом» (социальная мелодрама в 10 картинах Ширша-новича), «Маскарад» (!) - драма в 4 действиях, 7 картинах М.Ю. Лермонтова, «Обыватели» - комедия Истомина, «Шахтеры» - комедия в 5 действиях Пономарева [26. Л. 50]. Из 37 пьес на казахском языке было запрещено 14 пьес, в том числе некоторые пьесы М. Ауэзова («Энлик-Кебек» в старой редакции, «Бай-бише-Токал»), пьесы талантливого драматурга Ж. Аймаутова (1889-1931), осужденного в 1931 г. за связь с Алаш-Ордой [26. Л. 4-5]. Специальные циркуляры с утвержденными к просмотру списками были доведены до сведений всех начальников управлений по делам искусств областных и районных уровней. Списки разрешенных и запрещенных произведений в масштабах республики регулярно пересматривались и дополнялись. Цензура пропускала лишь те произведения, дух которых отражал действия коммунистической партии как единственно правильные и неоспоримые, никаких критических или того хуже - очернительных материалов не допускалось. За профессиональные «вольности» (как это виделось со стороны руководящих органов) во второй половине 1930-х гг. пострадали многие писатели и журналисты, даже стоявшие на «крепкой социалистической основе», в том числе выходцы из Восточного Казахстана. За критические материалы, опубликованные в начале тридцатых на страницах республиканской газеты «Советская степь» в 1937 г. был исключен из партии и снят с должности писатель, журналист, один из бывших руководителей усть-каменогорского отделения САПП М. Иванусьев (М. Алтайский), в 1937 г. он возвращается в Усть-Каменогорск [11. С. 55]. Еще раньше, в июне 1935 г., работавший секретарем днепропетровской газеты «Звезда», талантливый журналист П.Н. Кузнецов был исключен из кандидатов в члены ВКП (б) как троцкист. В 1936 г., однако, его членство в партии было восстановлено [27]. Репрессивный маховик затронул многих писателей и общественных деятелей Восточного Казахстана. В 1937 г. был неожиданно арестован работавший журналистом в «Прииртышской правде» Д. Черепанов, но через месяц отпущен за недостатком улик [28. С. 90]. На большой политический и моральный поступок решился известный журналист, писатель С. Донентаев: не приняв перегибов политики партии в проведении коллективизации, писатель выходит из ее рядов [29]. Был репрессирован и первый уполномоченный краевой организации писателей по ВКО, член Союза писателей Казахстана, поэт Т. Касенов. В 1935 г. обвинен по статье 58. п. 10 (антисоветская агитация и пропаганда), однако через год был оправдан [30]. В 1937 г. Т. Касенов повторно арестован , приговорен к 8 годам лагерей и направлен в Тагиллаг, где скончался в 1942 г. [31]. В 1939 г. писательская организация «Звено Алтая» фактически была признана контрреволюционной. Не избежал трагической участи ее руководитель Б.Н. Лапин, до своего ареста в 1939 г. работавший в школе им. Кирова города Усть-Каменогорска. В предъявленном ему обвинении указывалось, что «Являясь членом антисоветской контрреволюционной организации «Звено Алтая», проводил антисоветскую агитацию среди молодежи и интеллигенции, вел индивидуальную обработку людей в антисоветском духе, выступил с антисоветской речью на собрании среди слушателей литературного кружка. Выступая в печати как литератор, воспевал в своих произведениях уходящую Русь, кулачество и старый кержацкий быт, стремился вызвать у читателей жалость к разрушенному капиталистическому строю» [32. С. 48]. Осужденный в марте 1940 г. на 5 лет лагерей, домой Б.Н. Лапин не вернулся [33]. Таким образом, история писательских организаций Восточного Казахстана выступает наглядным примером генезиса советских литературных организаций периода раннего СССР в его региональном аспекте. Местные литературные объединения, основанные творческой интеллигенцией в начале 1920-х, были преобразованы под влиянием партийных постановлений сначала в организацию пролетарских писателей на платформе РАПП, затем в Восточно-Казахстанское отделение Союза писателей Казахстана. Среди специфических черт деятельности ВК отделения писателей 1930-х гг. выделим: организационную незавершенность объединения, неравномерность развития казахской и русской секций, роль журналистики в становлении писательского коллектива региона. Крайне сложными и неоднозначными видятся взаимоотношения восточно-казахстанских писателей с властью. С одной стороны, имело место содействие руководителей области более широкому вовлечению молодых талантливых кадров в ряды писательской организации, осознание необходимости укрепления и развития советской литературы края, с другой стороны, налицо проходивший в 1930-е гг. процесс усиления партийной цензуры, введения творческого единообразия, догматизма, что привело к сведению роли писателя к роли агитатора и проводника партийных установок, усилило негативные тенденции. Развернувшиеся с середины 1930-х гг. массовые политические репрессии против писательской интеллигенции, от которых пострадали в том числе и наиболее видные писатели Восточно-Казахстанской области -Т. Касенов, Б. Лапин, М. Иванусьев (Алтайский) и др., привели к ощутимому замедлению в развитии литературного процесса региона. ПРИМЕЧАНИЕ 1 «Алаш» - партия, образованная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова, ставившая своей целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России. Представителями алашской интеллигенции были выходцы из семей султанов, биев, баев и зажиточной части казахских скотовод и земледельцев. Многие из них получили высшее образование в России, большинство служило в царской администрации, врачами, юристами. В группу входят представители казахской национальной и интеллигенции: А. Байтурсынов - главный редактор газеты «Казах», поэт, писатель, лингвист; Ж. Акпаев - юрист; М. Тынышпаев - инженер; М. Дулатов - поэт, писатель; М. Жумабаев - поэт, писатель; Х. Габбасов - писатель; Ж. Аймаутов - писатель, поэт; Х. Досмухамедов - врач; М. Чокай - юрист и многие другие [7. С. 144].
Ключевые слова
Восточно-Казахстанское отделение Союза советских писателей Казахстана,
East Kazakhstan Branch of the Union of Soviet Writers of Kazakhstan,
Semipalatinsk Association of Proletarian Writers,
East Kazakhstan,
writers' intelligentsia,
Семипалатинская Ассоциация пролетарских писателей,
писательская интеллигенция,
Восточный КазахстанАвторы
Рахматулина Евгения Юрьевна | Алтайский государственный университет | аспирант кафедры востоковедения | |
Всего: 1
Ссылки
Хасенов Турлыхан // Открытый список. URL: https://ru.openlist.wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%81%D0%B5% D0%BD%D0%BE%D0%B2 _%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%BB%D1%8B%D1%85%D0%B0%D0%BDJ1902) (дата обращения: 23.04.2018).
Баранова Е. Памятник казахскому поэту // История Нижнего Тагила от основания до наших дней. URL: http://historyntagil.ru/culture/ 10_p_040.htm (дата обращения: 23.04.2018).
Лапин Б.Н. // Мемориал. Портал Министерства Внутренних дел Республики Казахстан. URL: http://mvd.gov.kz/portal/page/port al/mvd/mvd_page/mvd_memorial/m0bl7/m0bl7_%D0%9B/24C313257D8041C5E054002655122E6Ahttp://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/ mvd_page/mvd_memorial/mObl7/mObl7_%D0%9B/24C313257D8041C5E054002655122E6A (дата обращения: 19.04.2018).
Кратенко А. Берестяные письма ГУЛага // Восточный Казахстан. Репрессии 1930-1950. Усть-Каменогорск : ЦГБ, 2011. С. 47-52.
Сабит Донентаев // El. Kz. URL: http://el.kz/kz/news/archive/content-21043 (дата обращения: 20.04.2018).
Браминова Д.И., Зафирова М.А., Каримов М.К., Мусабалина Г.Т. История Восточного Казахстана. II Ч. История Восточного Казахстана с начала XX в. до современности (учебное пособие). Тенгри, 2013. 185 с.
Горлов П. Почетная задача советского писателя // Литературный Казахстан. 1938. № 3. С. 94-97.
Коваленко Г.А. Советская модель управления искусством (1917-1953) // Вопросы культурологии. 2009. № 10. С. 26-30.
Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1.
Список казахстанских журналистов, репрессированных в ХХ в. // Казахстанская Академия журналистского мастерства. URL: http://kalamger.ucoz.kz/index/0-13 (дата обращения: 19.04.2018).
Из речи И. Джансугурова, председателя Союза Советских писателей Казахстана, на IX Съезде Советов Казахской ССР. 6 января 1935 г. // Культурное строительство в Казахстане 1933 - июнь 1941 гг. : сб. док. и материалов. Алма-Ата : Казахстан, 1985. Т. II. С. 209-210.
Литовская М.А. Социалистический реализм в литературе ХХ века // Филологический класс. 2008. № 19. С. 14-21.
Писатели Казахстана к XVIII Съезду ВКП (б) // Литература и искусство Казахстана. 1939. № 5. С. 107.
ЦГА РК. Ф. 1778. Оп. 1. Д.70.
Встреча тов. Гусева с писателями 25 мая в редакции «Прииртышской правды» // Прииртышская правда. 1933. 30 мая. Ст. 124.
Литература, театр - дело каждой партийной организации // Прииртышская правда. 1934. 15 декабря. Ст. 285.
Из доклада И. Джансугурова, председателя оргкомитета Союза Советских писателей Казахстана, на I Съезде писателей Казахстана о состоянии казахской советской литературы. 10 июня 1934 г // Культурное строительство в Казахстане 1933 - июнь 1941 гг. : сб. док. и материалов. Алма-Ата : Казахстан, 1985. Т. II. С. 204-205.
Абдуллина Л.И. Литературный ландшафт родного края. Усть-Каменогорск : Изд-во Казахстанско-Американского свободного университета, 2012. 136 с.
Стенограмма II Съезда Союза Советских писателей Казахстана. Алма-Ата, 22-25 июня 1939 г. // Казахстан в документах и материалах : альманах. Караганда : Экожан, 2013. Вып. 3. С. 346-435.
Абдуллина Л.И. Восточно-Казахстанский литературный текст: диалог времен и культур // Культура и текст. 2008. № 11. С. 226-233.
Смирнов А. За широкое вовлечение рабочих ударников в пролетарскую литературу // Прииртышская правда. 1932. 12 апреля. Ст. 36.
Писатели Семипалатинского региона. Био-библиографический указатель / сост. О. Мальцева. Семипалатинск : Талант, 2006. 84 с.
Вечер памяти В.В. Маяковского // Прииртышская правда. 1932. 14 апреля. Ст. 37.
Черных С.Е. Время взлета // Черных С.Е. Под небом Алтая. Алма-Ата : Жазуши, 1988. С. 17-56.
Каип-Назаров М. Казахская литература в борьбе с буржуазными влияниями. Алма-Ата : Казахское краевое изд-во, 1932. 19 с.
Аблакова Р. Дыхание жизни // Литературная Алма-Ата. URL: http://almaty-lit.ucoz.ru/load/5-1-0-8 (дата обращения: 11.04.2018).
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» 18 июня 1925 г. // Культурное строи тельство в СССР 1917-1927 гг. Документы и материалы. М. : Наука, 1989. С. 383.
Кенжебаева С.Е. Представители Алашской интеллигенции и Советская власть // Вестник АГТУ. 2011. № 2. С. 144-153.
Черных С.Е. Звено Алтая // Черных С.Е. Под небом Алтая. Алма-Ата : Жазуши, 1988. С. 6-17.
Центральный Государственный Архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 440. Д. 144.
Ашимбаев Д., Хлюпин В. Главреды «Казахстанской правды». За штурвалом главной газеты страны (история) // Central Asia Monitor: Республиканская общественно-политическая газета. URL: https://camonitor.kz/14966-glavredy-kazahstanskoy-pravdy-za-shturvalom-glavnoy-gazety-strany-istoriya-dashimbaev-vhlyupin.html (дата обращения: 26.04.2018).
Какишев Т. Сакен Сейфуллин // Букинист инфо. URL: http://litread.info/pages/237450/240000-241000?page=34 (дата обращения: 11.04.2018).
Самигулин И.М. У нас имеются неиссякаемые возможности для всестороннего развития художественной литературы // Казахстан в до кументах и материалах : альманах. Караганда : Экожан, 2013. Вып. 3. С. 340-346.