Вклад в решение задач развития научно-технического потенциала подрастающего поколения | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. DOI: 10.17223/15617793/443/27

Вклад в решение задач развития научно-технического потенциала подрастающего поколения

Описывается проблема, являющаяся актуальной в свете современной образовательной политики в РФ, важной для профессиональной ориентации подрастающего поколения в области профессий технического профиля. Представлено описание и отражены результаты апробации модели взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий как подхода к организации внеурочной деятельности, создающей условия для профессиональной ориентации обучающихся и повышения престижа научно-технических профессий.

Contribution to the Solution of the Problems of the Development of the Younger Generation's Scientific and Technica.pdf Динамика научно-технического прогресса в нашей стране требует грамотных, творчески мыслящих, готовых к участию в развитии производства специалистов технической отрасли. В данном контексте важно заметить, что инженерный корпус в России постарел, молодежь избегает инженерной карьеры из-за низкого социального статуса и уровня оплаты. Еще хуже обстоят дела с высококвалифицированными рабочими и технологами. Практически до минимума свелась технологическая безопасность страны, включая военно-промышленный комплекс. Разрыв поколений превышает 20 лет - средний возраст ведущих ученых и разработчиков превысил 60 лет. К примеру, в Калуге -городе с колоссальным научно-техническим потенциалом, которому присуще уникальное, единственное в мире сочетание профильных вузов, научных центров, научно-производственных объединений, высокотехнологических предприятий (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, ОАО НПП «Тайфун», НПО им. Лавочкина и др.), больше трети предприятий заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, технологов и техников, что свидетельствует о накопившемся отрыве системы образования от рынка труда [1. С. 173]. Сегодня остро стоит задача обновления и подготовки грамотных инженерных кадров, в связи с этим одной из важных задач педагогической науки и практики является подготовка инженерных кадров с развитым аналитическим мышлением, способных к инновационной инженерно-технической деятельности. Решение данных задач связано с разработкой новых научно-обоснованных методов управления творческой деятельностью обучающихся в школе, направленных на обеспечение мотивации подрастающего поколения к научно-техническому творчеству, профессиональной ориентации на выбор специальностей технического профиля, совершенствование умений научно-творческой деятельности, создание условий для осознанного выбора профессии. Сложившиеся социально-экономические факторы естественным образом находят свое отражение в стратегии развития образования страны. В модели Российского образования до 2020 г. образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии. Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня становятся привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий - от рабочих до инженеров и от изобретателей до инноваторов [2]. В статьях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что в современной образовательной практике особая роль в развитии подрастающего поколения должна быть отведена внеурочной деятельности, которая может рассматриваться в качестве одного из условий, способных обеспечить профессиональную ориентацию и саморазвитие обучающихся [3]. По словам Д.А. Медведева, система дополнительного образования и практика внеурочной деятельности, в силу своей уникальности, способны не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реа-лизовывать свои идеи [4]. Учеными, в частности Э.Ф. Зеер, подчеркиваются преимущества внеурочной деятельности, которая является одним из условий, обеспечивающих обучающимся возможность состояния успеха в результате научно-технического моделирования, что стимулирует мотивацию достижения результатов и новых успехов в области научно-технического творчества [5. С. 14-16]. Внеурочной деятельности сегодня уделяется особое внимание, что отражено в материалах ФГОС начального общего, среднего общего и основного общего образования. Внеурочная деятельность принципиально отличается от учебной и призвана решать ряд очень важных задач: обеспечить самопознание и самопрогнозирование обучающихся, в том числе профессиональное самоопределение; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; улучшить условия для развития личности; оптимизировать учебную нагрузку. В контексте рассматриваемой проблемы важно остановиться на изучении подходов, связанных с организацией научно-технического творчества во внеурочной деятельности школьников. В нашей стране плодотворно работает много исследователей, изучающих процесс технического творчества, механизмы творчества, закономерности развития техники (Ю.В. Акулова [6], В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов [7], Ю.А. Дмитриев, Р.М. Персианов [8], Г.Н. Жуков [9], С.К. Никулин [10], Э.В. Самойленко [11], Н.В. Черткова [12] и др.). Проблема организации научно-технической деятельности детей и молодежи рассматривается в различных аспектах: в процессе организации проблемного обучения, в ходе углубленного изучения отдельных областей знаний (физика, математика и др.), освоения факультативных курсов (к примеру, «Электродинамика», «Робототехника» и т.п.), в условиях подготовки и участия школьников в мероприятиях технической направленности (олимпиады, конкурсы и т.д.). Весомое место в решении задач развития научно-технического творчество занимают труды В.А. Горского, которым предложена концепция внешкольного образования, методика, программы технического творчества и воспитания школьников и молодежи [7]. Учеными отмечается, что сегодня система образования должна обеспечить условия подготовки кадров для сферы науки, техники и технологий [7, 10, 13]. В этом контексте на первый план выходят задачи развития инфраструктуры инновационной образовательной среды и разработки опережающих образовательных программ, направленных на поиск, подготовку и поддержку новых высококвалифицированных кадров с практическим опытом работы на стыке перспективных областей знаний. Решение проблемы во многом зависит от поиска новых путей, связанных с интеграцией областей знаний, нетрадиционностью подходов и методов. В данном контексте актуально взаимодействие образовательных организаций разных типов и видов, которые располагают образовательными, методическими, психолого-педагогическими и техническими ресурсами, единство которых усиливает друг друга в области профориентации подрастающего поколения, популяризации профессий технической отрасли. Целенаправленные формы сотрудничества создадут благоприятные условия для профориентации обучающихся применительно к технической сфере профессиональной деятельности, реализации инновационных идей. В соответствии с частью 8 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» возможно создание участниками сетевого взаимодействия образовательного объединения [3]. Подходы к организации сетевого взаимодействия в условиях реализации ФГОС отражены в материалах «Методических рекомендаций по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей», в которых отмечается, что тесное взаимодействие общеобразовательных организаций с вузами, непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в учебно-воспитательном процессе объективно ведет к повышению качества образования для каждого ребенка и предоставляет возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей. В материалах документа подчеркивается, что на муниципальном уровне интеграция образовательных организаций различных типов сложилась, например, в наукоградах (г. Обнинск Калужской обл., г. Саров Нижегородской обл., г. Рыбинск Ярославской обл. и др.) [14]. Сетевое взаимодействие образовательных организаций разных типов и видов становится возможным в условиях организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС нового поколения. Исследователями в педагогической литературе описаны некоторые технологии и подходы к организации сетевого взаимодействия организаций различных типов и видов в условиях реализации ФГОС нового поколения (JI.B. Байборо-дова, A.B. Золотарева, Т.А. Зубарева, E.H. Лекомцева, А.Ф. Мазник, Л.А. Павлова, Е.А. Страдина и др.). В данном контексте отметим исследование И.М. Конно-вой «Развитие учреждения дополнительного образования детей в процессе сетевого взаимодействия с высшими учебными заведениями», в котором показано, что развитие процессов внутренней и внешней интеграции в образовательной организации дополнительного образования детей способствует накоплению инте-гративного потенциала, а его реализация определяет деятельность, при которой данный тип организации «дополняет» образовательные сферы других образовательных организаций, создавая пространство взаимодействия. Процесс интеграции усиливает эффект взаимодействия и предполагает создание новых механизмов саморегулирования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций [13. С. 17-19]. Область наших интересов, сводящаяся к поиску оптимальных путей взаимодействия организаций разных типов и видов в решении задач развития научно-технического творчества обучающихся, актуализирует изучение настоящего состояния организации внеурочной деятельности в школе, наличие опыта ее сетевого взаимодействия с различными организациями. В настоящее время в России, как считают авторы Методического конструктора внеурочной деятельности Григорьев Д.В. и Степанов П.В. [15], существует четыре модели организации внеурочной деятельности, при этом наибольшую эффективность с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей демонстрирует модель организации внеурочной деятельности, которая в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК) и в которой органично сочетаются возможности основного и дополнительного образования. В УВК создается солидная инфраструктура дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. Ряд ученых (В.И. Андреев, В.И. Белозерцев, Г.Н. Жуков, А.П. Ляликов и др.) высказывают мнение о том, что важным аспектом профессиональной ориентации обучающихся может выступить технология сотрудничества между образовательными организациями разных типов и видов с профильными предприятиями, что в свою очередь может расширить структуру и содержание УВК [9]. Соглашаясь с учеными, полагаем, что подход к организации внеурочной деятельности технической направленности должен быть представлен расширенным взаимодействием, не замыкаться на образовательных организациях, к примеру, включать в число участников сетевого взаимодействия предприятия технического профиля. Коллективом молодых ученых в рамках проекта, поддержанного РФФИ (проект № 16-16-40026 а(р)), спроектирована модель взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий, которая представляет собой один из подходов к организации внеурочной деятельности технического профиля и направлена на создание благоприятных условий для профессиональной ориентации старшеклассников. Полагаем, что реализация такого подхода в образовании поможет решить существующие в школе проблемы организации внеурочной деятельности технического профиля. В данном случае организация внеурочной деятельности, построенная на технологиях сотрудничества, расширяет модель внеурочной деятельности, организованной по типу УВК [15], в которой общеобразовательная школа входит в состав более сложных объединений: «школа - образовательная организация дополнительного образования детей - технический вуз - гуманитарный вуз - научнопроиз-водственное предприятие». Полагаем, что именно такой конгломерат связей обеспечит необходимые условия для профессиональной ориентации обучающихся, развития их аналитического мышления, популяризации профессий технической отрасли. В нашем случае партнерами социального взаимодействия являются: МКОУ «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»; КФ «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»; АО Научно-производственное предприятие «Калужский приборостроительный завод «Тайфун»; ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; МБОУ ДО «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги. В качестве апробации модели взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий, являющейся основой для реализации внеурочной деятельности старшеклассников, определена сельская школа Калужской области - МКОУ «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа». Выбор базы апробации объяснен тем, что в сельских школах остро стоит потребность в организации социально значимого досуга, особенно среди подростков и молодежи. У обучающихся из сельских школ не имеется богатого выбора программ внеурочной деятельности научно-технической направленности для их освоения, при этом дети из сельской местности (по данным опросов) имеют более высокий процент профессиональных выборов «Человек-Техника», профессионально ориентированы на выбор специальностей технического профиля [1. С. 176]. Содержательными линиями сотрудничества между школой, организацией дополнительного образования детей, вузами (техническим и гуманитарным), научно-производственным предприятием выступают следующие виды сопровождения внеурочной деятельности технической направленности: методическое, производственное, психолого-педагогическое, информационное, материально-техническое и образовательно-внедренческое сопровождение. Исходя из этого, разработанная модель структурно представлена шестью блоками: методическим, производственным, психолого-педагогическим, информационным, материально-техническим и образовательно-внедренческим. 1. Методический блок модели представлен разработкой и курированием программ внеурочной деятельности по научно-техническому творчеству; подготовкой методических рекомендаций для педагогов (по реализации программ технической направленности); проведением консультаций для педагогов по образовательному, информационному, психолого-педагогическому сопровождению внеурочной деятельности технического профиля; разработкой тематики производственных экскурсий, встреч с учеными - представителями научно-технической отрасли; подготовкой методических материалов для проведения профориентационных тренингов, тренингов ТРИЗ. Содержательное наполнение методического блока модели конструируют преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования. 2. Производственный блок модели представлен организационной подготовкой к проведению ознакомительных производственных экскурсий на научно-производственные предприятия; производственной подготовкой к проведению «погружений» в реальные научно-технические проекты для старшеклассников на базе научно-производственных предприятий, проводится на базе научно-произ-водственных предприятий. Конструирование содержания и реализация производственного блока модели - ответственность специалистов научно-произ-водственных предприятий, преподавателей вузов, педагогов дополнительного образования технического профиля. Как отмечает Г.С. Альтшуллер [16. С. 10-11], решение творческих задач - важный момент развития аналитического мышления детей и молодежи. Однако, как указывает в своей работе Г.Н. Жуков, в учебных творческих (проблемных) ситуациях сохраняются существенные отличия от реальной ситуации творчества [9]. Соглашаясь с научным подходом Г.Н. Жукова, считаем, полагаем, что наиболее эффективным в плане развития аналитического мышления являются реальные практики, в связи с чем нами в целях развития аналитического мышления старшеклассников применяется метод «погружения» в реальный научно-технический проект, под которым мы понимает форму организации образовательного процесса по профессиональной ориентации старшеклассников, представляющую собой возможность проведения обучающимися активного наблюдения за деятельностью инженеров-разработчиков по реализации реального научно-технического проекта (от этапа разработки до проведения приемосдаточных испытаний изготовленного блока) на научно-производственном предприятии (по согласованию с администрацией). Новизной авторской модели взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий в условиях внеурочной деятельности старшеклассников является то, что практика ее реализации связана с включением принципиально нового метода развития технического мышления обучающихся - метода «погружения» в реальный производственный процесс, который предполагает живое знакомство с деятельностью инженеров-разработчиков, несет в себе больший эффект в формировании мотивации старшеклассников к научно -техническому творчеству, выбору научно-технического профиля будущей профессии. Важно заметить, что метод «погружений» в реальный производственный процесс имеет обширную практику его применения в рамках организации научно-технического творчества и организации предпро-фильного обучения (в основном, старшеклассников). Однако стоит заметить, что в основном в таких случаях речь идет о «погружениях» в учебно-исследовательские проекты (не производственные), выполняемые на базе предприятий. Полагаем, что научно-производственные предприятия имеют возможность проводить «погружения» в реальный производственный процесс для старшеклассников на базе отдельных своих лабораторий, отделов, подразделений. При этом старшеклассникам предоставляется возможность не только наблюдать, но и выполнять некоторые (доступные для них) задания технического профиля. Конструирование содержания и реализация производственного блока модели - ответственность специалистов научно-производственных предприятий, преподавателей вузов, педагогов дополнительного образования технического профиля. Научно-производственное предприятие как участник реализации модели взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий организует производственную подготовку по проведению «погружений» в реальные научно-технические проекты для старшеклассников на базе имеющихся (доступных) лабораторий по темам, к примеру: А. Тематика организации метода «погружений» в реальный производственный процесс на предприятиях тяжелого машиностроения: «Демонстрация работы токарных, фрезерных и шлифовальных станков (возможен доступ обучающихся к станку); «Демонстрация работы станков револьверного типа»; «Демонстрация работы станков с ЧПУ (числовым программным управлением)»; «Демонстрация работы литейного цеха»; «Демонстрация сварки крупногабаритных конструкций»; «Демонстрация работы цеха лакокрасочных и гальванических покрытий (здесь можно пустить что-то покрасить краскопультом)»; «Демонстрация работы инженеров и технологов. Показ современных систем САПР и моделирования» (возможен доступ к компьютерам и выполнения чертежа простейшей детали); «Демонстрация стапельной (в случае мелкосерийного производства) или конвейерной (в случае массового производства) сборки (здесь можно предоставить возможность обучающимся прикрутить что-то к изделию)»; «Демонстрация приемки готового узла, блока или изделия отделом технического контроля (ОТК)» (доступен осмотр изделий на предмет поиска дефектов). Б. Тематика организации метода «погружений» в реальный производственный процесс на предприятиях приборостроения: «Демонстрация работы токарных, фрезерных и шлифовальных станков» (возможен доступ обучающихся к станку); «Демонстрация работы станков револьверного типа»; «Демонстрация работы станков с числовым программным управлением (ЧПУ)»; «Демонстрация работы литейного цеха»; «Демонстрация сварки / клепки / гибки конструкций» (возможен доступ обучающихся к гибочному станку); «Демонстрация работы обрабатывающих центров с ЧПУ»; «Демонстрация работы станка гидроабразивной резки»; «Демонстрация работы станка лазерной резки»; «Демонстрация работы «чистого цеха» по выпуску печатных плат» (возможен доступ обучающихся на промывку / лакировку платы); «Демонстрация работы установки вакуумного осаждения покрытий»; «Демонстрация работы цеха лакокрасочных и гальванических покрытий» (возможно выполнение обучающимися покраски деталей краскопультом); «Демонстрация работы установки рентгеновского контроля деталей (можно пустить просветить что-то бытовое); «Демонстрация работы инженеров и технологов. Показ современных систем САПР и моделирования» (возможны доступ к компьютерам и выполнение чертежа простейшей детали); «Демонстрация стапельной сборки» (возможно выполнение старшеклассниками простейших сборочных операций); «Демонстрация приемки готового узла, блока или изделия ОТК (доступен осмотр изделий на предмет поиска дефектов, предоставление возможности обучающимся прозвонить простейший блок на соответствие схеме). В. Тематика организации метода «погружений» в реальный производственный процесс на предприятиях радиоэлектронной промышленности: «Демонстрация работы инженеров и технологов. Показ современных систем САПР и моделирования» (возможен доступ к компьютерам и выполнения чертежа простейшей электрической схемы и выполнения трассировки печатной платы); «Моделирование работы электронных блоков с использованием систем САПР, принятых на предприятии»; «Макетирование прототипа электронного блока в лаборатории или опытном производстве предприятия»; «Проведение приемосдаточных испытаний блоков, контроль их характеристик на соответствие документации». 3. Психолого-педагогический блок модели включает в себя разработку психодиагностического инструментария изучения уровня развития аналитического мышления старшеклассников, их профориентации, проектирование разных видов мониторингов, критериев и показателей результативности реализации модели взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий. Особое внимание уделяется подготовке учителей, реализующих внеурочную деятельность технического профиля, к разработке и реализации в образовательном процессе мониторингов развития личности обучающихся по прохождении ими программ внеурочной деятельности. В разработке и реализации психолого-педагогического блока модели принимают участие преподаватели гуманитарного вуза, школьные психологи. В его реализации задействованы также учителя, реализующие программы внеурочной деятельности технической направленности (в части составления и применения на практике мониторингов развития обучающихся в ходе освоения программ внеурочной деятельности технической направленности). Отдельное внимание в контексте реализации описываемой модели уделяется разработке и проведению тренингов ТРИЗ, поскольку они способствуют развитию аналитического мышления обучающихся, что является важным условием формирования мышления инженера, конструктора, аналитика. 4. Информационный блок модели включает в себя разработку и реализацию в образовательной практике единой информационно-образовательной системы сопровождения внеурочной деятельности по научно-техническому творчеству старшеклассников (диск, руководство пользователя). Информационно-образовательная система сопровождения включает в себя средства обработки данных, способна осуществлять учет результатов личностного развития и профессионального самоопределения отдельно взятого обучающегося во временной области (по заданным параметрам: уровень развития аналитического мышления, профессиональная ориентация и т.д.), статистическую обработку результатов развития групп обучающихся, сортировку и анализ данных согласно требуемым критериям, профиль каждого ребенка в индивидуальном режиме и режиме группы [17. С. 167-175]. Использование информационно-образовательной системы сопровождения допускает отслеживание динамики развития личности обучающегося в текущем режиме, что позволит судить об эффективности реализации внеурочной деятельности. Создание информационно-образовательной системы сопровождения и консультирование учителей по вопросам ее применения в образовательной практике - задача специалистов технического вуза, научно-производственных предприятий. 5. Материально-технический блок модели включает определение комплекса материалов и инструментов, необходимых для реализации программ по научно-техническому творчеству, выработку требований к кабинетам для проведения занятий по различным программам технической направленности, предоставление оборудованных аудиторий для проведения занятий по научно-техническому творчеству, лабораторий для организации «погружений» в реальный технический проект. В разработке материально-технического блока модели принимают участие педагоги дополнительного образования, курирующие программы технической направленности, преподаватели технических вузов и специалисты научно-произ-водственных предприятий, задействованных в сетевом взаимодействии. 6. Образовательно-внедренческий блок модели представлен реализацией программ внеурочной деятельности технической направленности для обучающихся 10-11 классов, проведением производственных экскурсий, «погружений» в реальный творческий проект на базе научно-производственных предприятий, проведением тренингов ТРИЗ, профориентаци-онных тренингов, организацией участия обучающихся в мероприятиях разного уровня по научно-техническому творчеству (конкурсы, выставки, конференции, фестивали и т.д.). Данный блок модели имеет непосредственное отношение к организации внеурочной деятельности. В его практическом воплощении принимают участие педагоги дополнительного образования, учителя, реализующие программы внеурочной деятельности технического профиля, психологи. Методы «погружения» в реальный творческий проект на базе научно-производственных предприятий проводят специалисты данных предприятий. Описываемая модель представляет собой уникальный научно-методический продукт. Концептуально модель опирается на механизмы управления развитием образовательных систем, представленные в трудах Т.П. Афанасьевой, С.А. Гильманова, В.И. Ерошина, В.И. Козырь, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Немовой, Т.В. Орловой, М.М. Поташник, Т.Н. Пуденко, В. Руст, П.И. Третьякова, Л.И. Чистоходовой, Т.И. Шамовой. Авторская модель взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий, реализация которой обеспечивает наполнение внеурочной деятельности старшеклассников, представлена на рис. 1. Модель взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий органично объединяет в себе ресурсы, которыми располагают организации - участники взаимодействия: - школа (представление целевой аудитории, кадровые, методические, материально-технические ресурсы); - образовательная организация дополнительного образования детей (профессиональные, методические, материально-технические ресурсы); - технический вуз (профессиональные, методические, материально-технические ресурсы); - гуманитарный вуз (профессиональные, психолого-педагогические, методические ресурсы); - научно-производственное предприятие (профессиональные, производственные, информационные ресурсы). Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства - Социально-экономическая востребованность в специалистах научно-технической сферы Потребность в организации сотрудничества между школой, образовательной организацией дополнительного образования детей, вузами (техническим и гуманитарным), научно-производственным предприятием в целях комплексного решения проблемы профориентации обучающихся на получение специальностей научно-технического профиля I Реализация внеурочной деятельности технической направленности в условиях модели взаимодействия «школа - образовательная организация дополнительного образования для детей -гуманитарный вуз -- технический вуз - научно-техническое предприятие» I Эффекты реализации модели: - объединение усилий организаций-участников взаимодействия для внедрения современных технологий, инновационных проектов; - повышение эффективности использования методических ресурсов образовательных организаций, задействованных во взаимодействии; - удовлетворение профессиональных запросов участников образовательного процесса; - выявление возможностей обновления содержания научно-технического творчества обучающихся Внеурочная деятельность технической направленности как условие осуществления профориентации и развития аналитического мышления обучающихся предприятие Ресурсы: мотивационные, профессиональные, информационные, / Гуманитарный производственные вуз ресурсы Ресурсы: мотивационные, профессиональные, методические, психолого-педагогические ресурсы. Образовательно-внедренческий блок модели: - реализация программ внеурочной деятельности технической направленности ; - проведение производственных экскурсий; - проведение «погружений» в реальный творческий проект на базе НПП; - проведение тренингов ТРИЗ, профориентационн ых тренингов, тренингов на развитие аналитического мышления обучающихся; - организация участия обучающихся в мероприятиях разного уровня по НТТ (конкурсы, выставки, конференции, фестивали и т.д.) Методический блок модели: - разработка и курирование программ внеурочной деятельности по научно-тех.творчеству (НТТ); - подготовка метод.рекомендаций для педагогов (по реализации программ НТТ; - консультирование по вопросам образовательного, информационного, психолого-педагогического сопровождения модели; - подготовка программ по научно-техническому творчеству для старшеклассников; - разработка тематики производственных экскурсий, встреч с учеными - представителями научно-тех.отрасли; - подготовка методических материалов для проведения профориентационных тренингов, тренингов ТРИЗ. Производственный блок м>д^ли: - организационная подготовка к проведению ознакомительных производственных экскурсий на НПП; - производственная подготовка к проведению «погружений» в реальные научно-технические проекты для старшеклассников на базе НП^. Психолого-педагогический блок модели: - разработка психодиагностического инструментария изучения уровня развития аналитического мышления обучающихся, анкет и других методик, - проектирование разных видов мониторингов, критериев и показателей результативности реализации модели взаимодействия организаций Критерии результативности реализации модели: - положительная динамика уровня развития аналитического мышления обучающихся; - положительная динамика поступления выпускников школ в профильные вузы; - результативность участия обучающихся в мероприятиях разного уровня по НТТ; - удовлетворенность всех участников реализации модели ходом и результатами ее реализации; - планирование дальнейшего сотрудничества между организациями-участниками реализации модели И. Информационный блок модели: - разработка единой информационно-образовательной системы сопровождения внеурочной деятельности технической направленности Материально-технический блок модели: - определение комплекса материалов и инструментов, необходимых для реализации программ по НТТ; - выработка требований к кабинетам для проведения занятий по программам НТТ разных видов; - предоставление оборудованных аудиторий для проведения занятий по НТТ, лабораторий для организации «погружений» в реальный технический проект Сеть взаимодействия совокупность организаций, предоставляющих друг другу профессиональные, методические, производственные и другие ресурсы с целью решения общей мотивационно значимой социальной задачи , 1 ' ..... yi^ Школа (городская/ сельская) ^г Ресурсы: целевая аудитория, мотивационные, кадровые, методические, f II iiiiiiiiiii ресурсы. Научно-производственное > Образовательная организация дополнительного образования детей \\ Ресурсы: мотивационные, Х^ профессиональные, методические, технические ресурсы. Технический вуз Ресурсы: мотивационные, профессиональные, методические, технические ресурсы. Рис. 1. Модель взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий как подход к организации внеурочной деятельности научно-технической направленности Основой долгосрочного сетевого взаимодействия между школой, техническим и гуманитарным вузом, образовательной организацией дополнительного образования детей, научно-производ-ственным предприятием выступают авторские программы внеурочной деятельности технической направленности («Робототехника», «Электроника», «Информатика» и др.), являющиеся результатом работы специалистов организаций и предприятий - участников сетевого взаимодействия (педагоги дополнительного образования, преподаватели, учителя) [18]. Представленная модель прошла апробацию на базе МКОУ «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа» в ее образовательном взаимодействии с ФГБОУ ВО «КГУ им. К.Э. Циолковского»; КФ «МГТУ им. Н.Э. Баумана» и МБОУ ДО «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги. Объем выборочной совокупности составил 24 человека, в него вошли обучающиеся 10-11 классов в количестве 20 человек и 4 учителя, принявших участие в апробации модели. Объем выборочной совокупности из числа старшеклассников был определен в результате проведенного в мае 2016 г. диагностического изучения направленности личности старшеклассников и их профессиональных предпочтений. Основным результатом реализации модели стала положительная динамика развития аналитического мышления старшеклассников и осмысленное профессиональное самоопределение. В сентябре 2016 г. был проведен вводный мониторинг развития аналитического мышления старшеклассников и степени осознанности профессиональных предпочтений, который показал, что у 70% испытуемых зафиксирован средний уровень развития аналитического мышления с тенденцией к низкому, у 25% -средний уровень развития аналитического мышления и у 5% - высокий уровень развития аналитического мышления. У 100% испытуемых определена техническая направленность личности, однако выбрали в качестве приоритетной профессию технического профиля 65% испытуемых, при этом 35% опрошенных не имеют четкой осознанной позиции касательно выбора будущей профессии (в качестве основных причин затруднений названы: «Еще не решил», «Не знаю, надо бы попробовать.», «Еще есть время подумать»), что свидетельствует о размытости самостоятельного выбора и наличии потребности в более детальном и глубоком погружении в профессию для осознанного осуществления профессионального выбора. В качестве диагностических методик были использованы: карта обучающегося «Я познаю себя», методика «Логико-количественные отношения», дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. В декабре 2016 г. был проведен текущий мониторинг динамики уровня развития аналитического мышления обучающихся и диагностика профессиональных предпочтений. Диагностическим путем зафиксирована тенденция к положительной динамике развития аналитического мышления (из 20 старшеклассников у 11 испытуемых, что составило 55%), зафиксирован переход от уровня «средний с тенденцией к низкому» на средний уровень развития по исследуемому показателю, что выступает как хороший результат начала апробации модели. Метод, который позволил получить динамику в уровне развития аналитического мышления, - метод ТРИЗ, который стали применять в ходе апробации модели во внеурочной деятельности старшеклассников при освоении программ технического профиля. По результатам текущего мониторинга 70% испытуемых указали в качестве приоритетной профессию технического профиля (прирост составил 5% по сравнению с данными на сентябрь 2016 г.), при этом наметилась положительная тенденция в сторону осознанности выбора профессии и отношения к профессиям технического профиля, 80% опрошенных имеют четкую осознанную позицию касательно выбора будущей профессии в части профиля «технический / не технический» (прирост составил 15%), что экспериментаторы связывают с тем, что с группой старшеклассников началась проводиться специальная работа по погружени

Ключевые слова

extracurricular activities, collaborative model of organizations, professional orientation, analytical thinking, supplementary education, scientific and technical creativity, дополнительное образование, внеурочная деятельность, модель сотрудничества организаций, аналитическое мышление, профессиональная ориентация, научно-техническое творчество

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иванова Ирина ВикторовнаКалужский государственный университет им. К.Э. Циолковскогоканд. психол. наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежьюIvanovaDIV@yandex.ru
Иванов Николай ГеннадьевичЛев-Толстовская средняя общеобразовательная школапедагог дополнительного образованияNikola924@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Иванов Н.Г., Иванова И.В., Лукьянов И.А., Азаев В.А. Научно-техническое творчество : сборник программ внеурочной деятельности технической направленности. Калуга : КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. 139 с.
Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. : Просвещение, 2011. 224 с.
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Петрозаводск : Скандинавия, 2004. 208 с.
Иванов Н.Г., Иванова И.В. Информационно-образовательная система сопровождения внеурочной деятельности старшеклассников : раздел в монографии // Инновационные подходы в решении проблем современного общества / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. С. 167-175
Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей // Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 06-1260 «О методических рекомендациях».
Черткова Н.В. Дидактические особенности и условия развития детского технического творчества в системе дополнительного образования : дис.. канд. пед. наук. Самара, 2003. 154 с.
Коннова И.М. Развитие учреждения дополнительного образования детей в процессе сетевого взаимодействия с высшими учебными заведениями : дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2012. 215 с.
Никулин С.К. В центре внимания НТТМ // Дети, техника, творчество. М., 2004. № 4. С. 2-3.
Самойленко Э.В. Дистанционное обучение как инновационное направление развития научно-технического творчества в крае. Ставрополь : СКИПКРО, 2004. С. 15-23.
Дмитриев Ю.А., Персианов P.M. Изобретательство творчество. Л. : Лениздат, 1983. 96 с.
Жуков Г.Н. Готовность к профессиональной деятельности и творческий потенциал // Развитие творческого потенциала студентов : материалы Первой межрегиональной научно-практической конференции. Кемерово : Изд-во Кем. ГППК, 2006. С. 10-11.
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. : Просвещение, 2010. 111 с. (Стандарты второго поколения).
Акулова Ю.В. Развитие научно-технического творчества учащихся при изучении физики в образовательной системе «Школатехнический вуз» // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 9. С. 165-170.
Денисенко И.Д. Внеурочная деятельность по ФГОС и дополнительное образование: ресурсы м противоречия. URL: http://yamalobr.ru/articles/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos/ (дата обращения: 21.03.2018).
Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 258 с.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.: утв. постановлением Правительства Рос сийской Федерации № 376 от 31 марта 2017 г.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. М., 2012.
Иванова И.В., Иванов Н.Г. Модель организации внеурочной деятельности по развитию инженерного мышления учащихся // Ниже городское образование. 2014. № 2. С. 172-181.
 Вклад в решение задач развития научно-технического потенциала подрастающего поколения | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. DOI: 10.17223/15617793/443/27

Вклад в решение задач развития научно-технического потенциала подрастающего поколения | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. DOI: 10.17223/15617793/443/27