Обоснована тенденция взаимообогащения теории и практики физического воспитания, раскрыта необходимость изучения передового зарубежного опыта организации физического воспитания детей и молодежи. Представлен спектр новых функций, которые призвана реализовать физическая культура как школьный предмет. Материалы статьи обобщают передовой опыт организации физического воспитания в сфере общего и дополнительного образования в некоторых странах Европы, Америки и Азии.
Physical Training in Foreign Systems of Primary, Secondary and Non-Formal Education.pdf С момента зарождения первых школ в древнейших цивилизациях мира физическим упражнениям уделялось серьезное внимание, причем лучший опыт физического воспитания детей ретранслировался, перенимался в соседних государствах и регионах мира. Так, древнегреческая практика организации занятий пятиборьем и гимнастикой, равно как и система закаливания, распространились во всем античном мире. Средневековая модель рыцарского воспитания, которая состояла преимущественно из физических навыков и умений, использовалась во всех христианских странах феодальной Европы. Гуманисты эпохи Возрождения пытались ввести физическое воспитание в школе. Классно-урочная система, обоснованная Яном Амосом Коменским в начале Нового времени и ставшая основой общего образования на планете, предполагала физические упражнения и игры, вопросы школьной гигиены, питания и здорового режима детей. Включение Иоганном Генрихом Песталоцци элементов физического воспитания в программу начальной школы в XVIII в. изменило практику его организации во всем мире. Идеи В. Фельтре, Ф. Рабле, Е. Славинецкого, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и др. [1] пополнили мозаику физического воспитания подрастающего поколения и обогатили его практику. Систему физического воспитания в наши дни невозможно представить себе исключительно национальной. Даже советский педагогический опыт, формировавшийся в условиях жесткой конфронтации с западной культурой, не исключал заимствований в области организации физической культуры как школьной дисциплины. Все эти примеры подтверждают тенденцию взаимообогащения теории и практики физического развития, что, в свою очередь, подтверждает необходимость изучения современного передового зарубежного опыта организации физического воспитания детей и молодежи. Целью исследования было выявление и обобщение передового зарубежного опыта физического воспитания в сфере общего и дополнительного образования. Теоретическая значимость подобного исследования основана на недостаточной изученности вопроса об использовании потенциала общего и дополнительного образования в сфере физического воспитания детей и молодежи. Практическая значимость заключается в определении интересных находок для отечественной модели физкультурной подготовки и возможности использовать лучший, передовой опыт в данной сфере. Методы и организация исследования. В ходе исследования был использован системный подход как методологический ориентир, позволяющий изучить социальные системы, их компоненты, признаки и характеристики. В данном контексте уместно говорить о системе физического воспитания как уникальном социальном явлении. Одним из ключевых исследовательских методов явился сравнительно-педагогический анализ проблемы выявления передового опыта физического воспитания школьников в зарубежных системах общего и дополнительного образования. Метод абстракции позволил мысленно выделить в исследуемом объекте только определенные свойства, признаки и характеристики (в данном случае - элементы физической культуры в зарубежных образовательных моделях. На основе классификационного анализа были определены критерии определения передового опыта физического воспитания за рубежом: новизны, актуальности, оптимальности, высокой результативности, стабильности и возможности использования в массовом опыте. Наконец, метод обобщения позволил упорядочить, организовать в определенную систему опыт организации физической культуры за рубежом. Результаты и их обсуждение. Проблема здоровья школьника является одной из самых острых для современного образования. По материалам российской статистики, число здоровых детей за период обучения в школе сокращается в 3-4 раза. Понимая важность физического развития учащихся, системы образования в различных странах мира стремятся организовать для них занятия спортом. Физкультуру и спорт по праву можно назвать приоритетными дисциплинами в общеобразовательной школе большинства развитых стран. Подтверждает этот аргумент то, что на них отводится до четверти учебного времени [2. С. 59]. Материалы проведенного сравнительно-педагогического исследования отражают современную практику организации физической культуры и молодежного спорта в зарубежных системах общего и дополнительного образования. Из представленных примеров к передовому опыту можно отнести элементы физического воспитания, которые соответствуют критериям: новизны, актуальности, оптимальности, высокой результативности, стабильности и возможности использования в массовом опыте. Выбор стран отражает желание авторов привести примеры зарубежного опыта стран разных континентов в сфере физической культуры школьников. Так, материалы статьи отражают опыт организации физического воспитания в сфере общего и дополнительного образования в некоторых странах Европы, Америки и Азии. Кроме физкультуры, в ряде систем образования в учебные планы включены такие отдельные области, как здоровье (в Японии, Финляндии), ознакомление с окружающей средой и природой (в Финляндии). В ряде стран мира обязательным школьным предметом является плавание (в Австралии, Австрии, Германии, США, Вьетнаме, Швеции, Японии, Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Норвегии, Эстонии) [3. С. 79]. В США, например, помимо обязательной программы, рассчитанной на 36 часов, действует программа факультативных занятий по плаванию в таком же объеме. Она не повторяет обязательных уроков: мальчики на внеклассных занятиях играют в водное поло, девочки осваивают элементы синхронного плавания [Там же]. В Швеции школьники посещают уроки по плаванию один раз в две недели на протяжении всего периода школьного обучения. Те ученики, которые не осваивают программный материал за год, проходят курс дополнительных занятий в летнее время в школах плавания. Так, на примере плавания как школьного предмета можно заключить, что для решения задачи физического воспитания подрастающего поколения в некоторых странах используется потенциал как общего (школа), так и дополнительного образования (факультативы, летние школы, секции и кружки). Как же обстоит дело в целом с физической культурой как школьной дисциплиной в различных государствах мира? В западных странах физкультура в начальной школе включает в себя разнообразные виды физической деятельности, такие как бег, лазание по канату, игра с мячом, гимнастические упражнения, ритмика, аэробика и т.д. Курс физкультуры предполагает и теоретические занятия, в частности, изучение тем, связанных со здоровьесбережением, организацией режима дня, правильным питанием, личной гигиеной. Учебный день спланирован таким образом, что уроки в классе чередуются с подвижными играми на воздухе [1. С. 238]. Уроки физической культуры и спорта направлены не только на укрепление здоровья ребенка, но и на формирование общественной личности. В начальных школах Великобритании программа включает не столько спортивные занятия, сколько упражнения по развитию ребенка (игры, соревнования и пр.). Англичане на протяжении нескольких столетий активно приучают детей к физическим нагрузкам, холоду, ограниченности в питании, что закаляет их тело, волю и характер. Молодежный спорт занимает чрезвычайно важное место и в американской школе и семье. В Нидерландах учащихся начальной школы приучают соблюдать личную гигиену, заниматься физическими упражнениями, правильно питаться. В рамках воспитания здорового образа жизни даже с родителями в начале обучения проводят ознакомительную беседу о том, что следует давать детям перекусить в школу (они питаются домашними завтраками). Йогурты, бутерброды, фрукты, сок, молоко, печенье являются «разрешенными» продуктами, а вот, к примеру, на шоколад школа накладывает вето. Кстати, обедать большинство детей ходит домой, но за отдельную оплату они могут остаться на это время и в школе, находясь под присмотром педагога [4. С. 59]. Дети в школах Японии учатся правилам японского этикета, опрятности, гигиене, ответственности за свое здоровье. Так, в 1-м классе существует специальный учебник по питанию. В нем всего 12 страниц, но это любимый учебник школьников. Здесь рассказывается, что нужно есть для укрепления зубов и мускулов, для активизации мозговой активности и т.д. В качестве примера действия такой воспитательной системы выступает тот факт, что все шестилетние дети, вне зависимости от вкусовых предпочтений и домашних привычек, обязательно пьют в школе молоко. Срабатывают «механизмы убеждения учебника, требований коллектива и общественного примера: все пьют молоко, и я буду» [5. С. 122]. Средние школы в западных странах располагают спортивными залами, открытыми площадками, стадионами и бассейнами, благодаря чему учащиеся имеют возможность заниматься спортом, который отвечает их интересам. В частности, на выбор школьника предлагаются гимнастика, борьба, футбол, плавание, баскетбол, волейбол. Таким образом, организация физического воспитания в западных образовательных моделях строится на основе индивидуализации, выстраивания индивидуальных траекторий физического развития. В Японии в средних школах преподается от 8 до 10 видов спорта, причем за каждый вид отвечает отдельный учитель. Японские преподаватели физподго-товки обладают высочайшей квалификацией, в том числе медицинской. Такой учитель - и тренер, и психолог, и наставник, и врач. Если у ребенка обнаружились проблемы со здоровьем уже в первом классе, учитель физкультуры ведет его на протяжении всех школьных лет, подбирая ученику индивидуальные упражнения, систему питания и образ жизни. Более того, к концу обучения японские юноши и девушки фактически становятся профессионалами в тех или иных видах спорта [1. С. 20]. В Японии физкультура относится к обязательным предметам в средней школе. Однако учащиеся могут выбрать физкультуру и как факультативный предмет для углубленной подготовки. Поражает в японской школе, что учитель не должен культивировать индивидуальные способности, учитывать особенности учеников (даже физические), стремясь привести весь класс к общему уровню развития. В работе с коллективом учащихся не применяют индивидуальных форм обучения. Все ученики участвуют в школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях, походах и экскурсиях [6. С. 62]. О положительных результатах физического воспитания в стране восходящего солнца свидетельствует статистика: средний выпускник начальной школы в начале 90-х гг. пробегал 50 м быстрее на 0,1 с и прыгал на 6,2 см дальше, чем его сверстник в середине 60-х гг. прошлого столетия [5. С. 125]. Однако существуют проблемы и в современной японской школе, одной из которых является сохранение традиций жесткой регламентации воспитания. Так, в старших классах японской школы мальчики обязаны носить темные мундиры, установленным нормам должны соответствовать прическа, одежда и обувь девочек. Для учащихся средней школы создаются условия для воспитания выносливости, стойкости, умений положиться на свои силы. Во Франции многие дети ежегодно проводят несколько недель в горах в так называемых «снежных школах» (другие их названия: «белые школы», «горные школы») [7. С. 41]. Эти учреждения относятся к сфере неформального (дополнительного) образования и предоставляют возможности обучения навыкам лыжного, горнолыжного и других зимних видов спорта. Учащиеся посещают эти школы в каникулярное время, поэтому данную форму работы можно отнести к внешкольной (Extras-colaire - разновидность неформального образования, осуществляемого вне школы) [8. С. 84]. Очень много внимания в Швейцарии уделяют физическому воспитанию. В школах можно заниматься различными видами спорта, в большинстве из них есть свои собственные теннисные корты и бассейны, но зимние виды спорта - прежде всего, лыжи, сно-убординг и коньки - вне конкуренции. Например, в школах, которые находятся далеко от горнолыжных трасс, проводится лыжная неделя, когда в разгар горнолыжного сезона класс, а то и вся школа, отправляется на целую неделю в горы. Ученики школ, расположенных в горных районах, занимаются горными лыжами с января по апрель регулярно. В частных школах Швейцарии прекрасно организовано физическое воспитание: дети катаются на лыжах, коньках и горных велосипедах, занимаются скалолазанием и конным спортом, гимнастикой и теннисом, футболом и регби, плавают и ходят под парусом, играют в гольф и крикет. Частные школы малочисленны, и каждому ребенку здесь уделяется персональное внимание, а потому обстановка в них похожа на семейную [4. С. 59]. Любопытным можно назвать опыт интеграции общего и дополнительного образования в решении задачи физического воспитания школьников на примере Чехии. Здесь ежегодно организуется детский и молодежный фестиваль «Бамбириада» (ит. bambino -ребенок). Программа этого фестиваля предлагает участникам попробовать себя в различных видах деятельности (в том числе, спортивных), а также познакомиться с многочисленными учреждениями общего и неформального образования и центрами свободного времени. У участников и их родителей есть возможность испытать себя в спортивных дисциплинах, танцах и играх [8. С. 85]. В США физкультура и гигиена занимают в школах примерно шестую часть учебного времени. В сфере неформального образования расширяются движения и программы, призванные подготовить ребенка ко взрослой жизни. Например, участники движения «Проверь себя» (Test yourself) - школьники-подростки - после необходимых тренировок помещаются в отдаленные и трудные для жизни места, где они, располагая минимальными средствами для поддерживания себя, должны проявить физическую выносливость, силу, ответственность, чтобы выжить [2. С. 239]. К слову, тесты физической подготовленности получили широчайшее распространение в этой стране с середины 60-х гг. ХХ в. [9. С. 21]. Возрастает участие семьи в школьном и дополнительном образовании, в том числе в сфере физического развития учащихся. Интересен в этой связи опыт Франции. В некоторых школах именно родители руководят детскими спортивными кружками, ведут занятия по физической культуре. В Японии родители систематически выполняют различные поручения: участвуют в совместной с детьми уборке школы, проводят спортивные состязания. На физическую подготовку направлена деятельность многих детских и юношеских организаций, в первую очередь скаутской. По мысли автора идеи скаутинга Р. Баден-Пауэлла, эта организация наиболее полно обеспечивает развитие и становление здоровой физически и богатой духовно личности. Распространившись во всем мире, скаутское движение привнесло во многие национальные модели физического воспитания такие традиции и формы, как обучение через дело, активные игры, деятельность на природе. Школы стран Азии и Африки, не имеющие необходимых условий, ограничиваются подвижными играми на воздухе. Помимо этого, в них культивируются народные виды спорта (борьба, стрельба из лука, верховая езда, бег, лазание по канату или дереву). У многих народов Африки сохранилась традиция инициации, когда мальчики по достижении определенного возраста отправляются в специальные лагеря, где проходят интенсивный курс физической тренировки, после которого следуют экзамены на ловкость, выносливость, силу. Прошедшие сложные физические испытания принимаются как равные в общину взрослых. Особо следует подчеркнуть, что в развитых странах уделяется особое внимание рациональной планировке школьных зданий, режиму питания и в целом учебного дня. Системы образования располагают развитой инфраструктурой: современная архитектура школьных зданий, одноместные парты, хорошее освещение, разнообразие кабинетов, наличие спортзалов и бассейнов, - все это способствует укреплению здоровья учащихся [2. С. 231]. Кроме того, за рубежом часто прибегают к практике аренды частных и муниципальных спортивных сооружений. Пристальное внимание к здоровью подрастающего поколения в системе общего и дополнительного образования за половину ушедшего столетия привело к позитивным изменениям. Средний школьник значительно подрос; отмечается более раннее половое созревание подростков. Заметна, к примеру, физическая акселерация детей в Японии. Рост выпускника начальной школы в период с 1950 по 1992 г. увеличился на 13,5 см, выпускника средней школы - на 17,7 см, выпускника старшей средней школы - на 8,9 см. Соответственно, средняя масса тела увеличилась на 9,5 кг, 15 кг, 9,8 кг [5. С. 124]. Подобные явления наблюдаются и в других государствах мира. В связи с физической акселерацией детей у школы возникли серьезные проблемы. Как заметил японский ученый С. Мураяма, поскольку у школьников взросление души не поспевает за физическим развитием тела, возникает разлад между переполняющей душу энергией и общепринятыми нормами поведения [4. С. 59]. Заключение. Резюмируя, следует отметить, что опыт организации физического воспитания в различных странах мира чрезвычайно разнообразен. Используя потенциал систем общего и неформального (дополнительного) образования, зарубежные воспитательные модели пытаются эффективно решать задачи физического развития подрастающего поколения. Предоставляя широкие возможности как для отдельной личности, так и для всех школьников, системы воспитания за рубежом ориентированы на применение разнообразных форм и методов работы в сфере физического воспитания детей и молодежи.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982. 400 с.
Морозов Г.Л. Приобщение школьников к физкультурно-оздоровительной деятельности средствами информационно-пропагандистского воздействия : дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1999. 146 с.
Викулов А.Д., Фролов Д.В. Эффективность занятий подростков в школьной спортивной секции // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 43-46.
Сычев А.В., Синельников О.А., Хасти П.А. Программы тестирования уровня физической подготовленности школьников в Соединенных Штатах Америки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 6. С. 21-26.
Молоков Д.С. Сравнительная педагогика. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. 70 с.
Молоков Д.С. Тенденции развития дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 3. С. 83-86.
Данилова Л.Н. Физическое воспитание школьников в Канаде, Германии и США, или Как выиграть Олимпиаду // Физическое культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 5. С. 2-7.
Бондаренко А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2000. № 5. С. 120-126.
Данилова Л.Н. Физическое воспитание школьников за рубежом // Физическое культура в школе. 2011. № 5. С. 58-64.
Викулов А.Д. Особенности профессионального физкультурного образования в современных условиях // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 1. С. 78-84.
Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика : учеб. пособие. Москва ; Воронеж, 1996. 256 с.
Кукушкин Г.И., Столбов В.В., Решетень И.Н. Физическое воспитание // Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144657/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1 %87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5. (дата обращения: 12.10.2018).